Научная статья на тему 'Модель физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы'

Модель физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / MODEL / SPORTS EDUCATION / PHYSICAL CULTURE OF PERSONALITY / SPORTS CULTURE OF PERSONALITY / STAFF OF CORRECTIONAL FACILITIES / PENAL CORRECTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Евгения Георгиевна

В данной статье рассматривается модель, в которой процесс физкультурно-спортивного воспитания представлен в виде упорядоченной системы. Сформулирована цель, которая управляет системой и служит определяющим фактором содержательной разработки ее компонентов и определения связей между компонентами. Целью модели является повышение эффективности физкультурно-спортивного воспитания путем формирования физической и спортивной культуры личности сотрудников. Моделирование процесса осуществляется с учетом положений системного, деятельностного, личностно-ориентированного и аксиологического подходов. Подробно рассмотрены структура и содержание сконструированной модели, которая включает следующие взаимосвязанные компоненты: целевой блок (цель и задачи), методологический блок (методологические подходы и принципы), блок педагогических условий, содержательный блок (диагностика начального состояния, содержание деятельности, контроль), и результативный блок (результат оптимальный или высокий уровень сформированности культуры личности). Повышение эффективности физкультурно-спортивного воспитания благодаря формированию физической и спортивной культуры личности, организованной в соответствии с предложенной моделью, исследуется в ходе опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Евгения Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of physical culture and sports upbringing of staff of correctional facilities of the penal correction system

The model in which process of sports education is presented in the system form is presented in this article. The purpose which operates system and serves as the defining factor of substantial development of her components and definitions of communications between components is formulated. The purpose of model is increase in efficiency of sports education by formation of physical and sports culture of the identity of employees. Modelling of process is carried out taking into account provisions system, activity, the personal focused and axiological approaches. The structure and the maintenance of the designed model which includes the following interconnected components are in detail considered: the target block (the purpose and tasks), the methodological block (methodological approaches and the principles), the block of pedagogic conditions, the substantial block (diagnostics of an initial state, content of activity, control), and the productive block (result the optimum or high level of formation of culture of the personality). Increase in efficiency of sports education thanks to formation of physical and sports culture of the personality organised according to the offered model is investigated during skilled and experimental work.

Текст научной работы на тему «Модель физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.2:796

Николаева Евгения Георгиевна

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации

(Академия ФСИН России), г. Рязань zheka_20.89@mail.ru

МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

В данной статье рассматривается модель, в которой процесс физкультурно-спортивного воспитания представлен в виде упорядоченной системы. Сформулирована цель, которая управляет системой и служит определяющим фактором содержательной разработки ее компонентов и определения связей между компонентами. Целью модели является повышение эффективности физкультурно-спортивного воспитания путем формирования физической и спортивной культуры личности сотрудников. Моделирование процесса осуществляется с учетом положений системного, деятельностного, личностно-ориентированного и аксиологического подходов. Подробно рассмотрены структура и содержание сконструированной модели, которая включает следующие взаимосвязанные компоненты: целевой блок (цель и задачи), методологический блок (методологические подходы и принципы), блок педагогических условий, содержательный блок (диагностика начального состояния, содержание деятельности, контроль), и результативный блок (результат - оптимальный или высокий уровень сформированности культуры личности). Повышение эффективности физкультурно-спортивного воспитания благодаря формированию физической и спортивной культуры личности, организованной в соответствии с предложенной моделью, исследуется в ходе опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: модель, физкультурно-спортивное воспитание, физическая культура личности, спортивная культура личности, сотрудники исправительных учреждений, уголовно-исполнительная система.

Приоритетным направлением кадровой политики Федеральной службы исполнения наказаний, условием успешного реформирования системы в целом является совершенствование профессиональной подготовки кадров уголовно-исполнительной системы, стабилизация профессионального ядра сотрудников. Физкультурно-спортивное воспитание, реализующееся в рамках служебно-боевой подготовки, а именно на занятиях по физической подготовке, является одним из основных компонентов профессиональной подготовки сотрудника уголовно-исполнительной системы, который способствует успешному выполнению оперативно-служебных задач и является необходимым условием формирования физических способностей, укрепления и сбережения физического и психического здоровья, а также сохранения высокой работоспособности [5; 4]. В настоящее время проблема «физкультурно-спортивного воспитания», в том числе и сотрудников исправительных учреждений недостаточно изучена. Исследование, проведенное в рамках обозначенной проблемы, позволило нам разработать модель, которая будет способствовать повышению эффективности физкуль-турно-спортивного воспитания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Целью физкультурно-спортивного воспитания является формирование и развитие физической и спортивной культуры личности, которая позволит обеспечить всестороннюю подготовленность сотрудников к управлению своим физическим совершенствованием, обеспечение физической готовности к служебной деятельности, подготовка сотрудников к участию в спортивно-массовых мероприятиях.

Достижению цели физкультурно-спортивного воспитания способствует формирование моти-

вационно-ценностного отношения к физической культуре и спорту, установки на физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом [7].

Физическая культура и спортивная культура -это два взаимосвязанных компонента, которые существуют во взаимодействии в личности сотрудника [3; 4; 7]. На основе анализа теоретических подходов исследователей, занимающихся вопросами формирования культуры личности, нами выделены следующие структурные «компоненты физической и спортивной культуры личности сотрудников исправительных учреждений» [10]:

- «мотивационно-ценностный компонент -определяется отношением к физической культуре и спорту, интересами, мотивами и потребностями сотрудника ИУ в области физической культуры и спорта» [10];

- «когнитивный компонент - определяется наличием у сотрудника теоретических, практических и организационно-методических знаний основ физической культуры и спорта, необходимых при организации физкультурно-спортивной деятельности» [10];

- «физический (телесный) компонент - определяет состояние физической подготовленности и физического совершенства сотрудника в соответствии с уровнем развития основных физических качеств - быстроты, выносливости, силы, ловкости, гибкости» [10];

- «операциональный (деятельностный) компонент сотрудника ИУ определяет двигательные и организационно-методические умения и навыки организации и выполнения физических упражнений» [10].

В результате анализа научной литературы, нормативно-правовых документов, регламенти-

216

Вестник КГУ ^ 2018

© Николаева Е.Г., 2018

рующих процесс физической подготовки сотрудников исправительных учреждений, учитывая особенности и возможности служебно-боевой подготовки, нами была разработана модель физ-культурно-спортивного воспитания сотрудников. В осмыслении понятия «модель» мы используем определение, данное в философском словаре. «Модель в логике и методологии науки представляет собой аналог (схему, структуру, знаковую систему) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т. п. - оригинала модели». Этот аналог служит для хранения и расширения знания (информации) об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. При определенных условиях, выясняемых в логике и методологии, результаты разработки и исследования модели распространяются на оригинал [6; 13].

Разработанная нами модель физкультурно-спортивного воспитания состоит из пяти основных блоков (табл. 1).

Целевой блок содержит в себе цели и задачи, связанные с реализацией модели физкультурно-спортивного воспитания. Основной целью нашего исследования является повышение эффективности физкультурно-спортивного воспитания за счет формирования и развития физической и спортивной культуры личности.

Формирование физической и спортивной культуры личности обеспечивается через решение системы взаимосвязанных между собой задач:

1) формирование системы теоретических знаний, необходимых для творческого управления своей физкультурно-спортивной деятельностью;

2) формирование у сотрудников ценностного отношения к своему здоровью и своей личности; осмысление сотрудниками ценностей физической культуры и спорта; формирование устойчивой потребности и прочных мотивов к занятиям физической культурой и спортом;

3) развитие у сотрудников функциональных возможностей организма; формирование двигательных способностей; развитие качеств, необходимых при исполнении служебных обязанностей (силовые и скоростные качества, выносливость, координация, гибкость);

4) формирование у сотрудников организационно-методических умений и приобретение практического опыта в организации и проведении занятий по физической подготовке,

5) формирование умений и навыков процессов самопознания, самоконтроля, самоорганизации и самоподготовки.

Методологический блок содержит подходы и принципы формирования физической и спортивной культуры личности сотрудников.

В нашем исследовании мы придерживаемся следующих подходов при формировании физической и спортивной культуры личности сотрудника:

Системный подход - ориентирует на исследование формирования физкультурно-спортивной культуры личности сотрудников исправительных учреждений «как системы, способствует раскрытию ее целостности, позволяет проанализировать ее системные свойства и качественные характеристики».

Деятельностный подход. Позволяет раскрыть содержательную и операционную стороны формирования физической и спортивной культуры личности сотрудников. Рассматривает обучение и воспитание как систему определенных видов деятельности, выполнение которых ведет к усвоению фундаментальных знаний, формированию потребности и мотивации у сотрудников исправительного учреждения на основе многообразных форм деятельности.

Личностно-ориентированный подход, который провозглашает приоритет личности воспитуемого. Реализация личностно-ориентированного подхода должна осуществляться за счет наиболее полного учета индивидуальных особенностей и возможностей личности [10, с. 62].

Таблица 1

Модель физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы

Блоки Характеристика содержания блоков

Целевой Отражает цели и задачи, связанные с процессом физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительного учреждения

Методологический Отражает принципы и подходы, которые подобраны в соответствии с выявленными и сформулированными педагогическими условиями

Блок педагогических условий Содержит педагогические условия, реализация которых позволит повысить эффективность физ-культурно-спортивного воспитания

Деятельностный Отражает направления и содержание деятельности по реализации программы физкультурно-спортивного воспитания, направленного на формирование физической и спортивной культуры личности сотрудников.

Результативно-оценочный Включает в себя диагностику и оценку уровня сформированности компонентов физической и спортивной культуры личности сотрудника в результате реализации педагогических условий и программы физкультурно-спортивного воспитания.

Аксиологический подход. А.В. Рубан считает, что «любой вид воспитания базируется на определенной системе ценностей, ценностных отношений, интериоризация которых воспитанниками обеспечивает формирование у них чувств и поведения, отвечающих задачам соответствующего вида воспитания». Таким образом, «система ценностей -основа любого вида воспитания, а формирование соответствующих ценностных ориентаций - содержание аксиологического воспитания» [11].

Физкультурно-спортивное воспитание является одним из видов педагогического процесса, в связи с чем, на него распространяются общие принципы воспитания: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, динамичности.

Принцип сознательности и активности предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Принцип наглядности - необходимая предпосылка освоения движений. В процессе занятий по физической подготовке главное - создать правильное представление и образ двигательного действия или отдельного элемента перед тем, как его выполнить.

Принцип доступности и индивидуализации обязывает учитывать возрастные и половые особенности сотрудников, уровень их подготовленности, а так же индивидуальные различия в физических и психических способностях.

Принцип систематичности заключается, в первую очередь, в регулярности занятий, рациональном чередовании нагрузок и отдыха.

Принцип динамичности заключается в постепенном и регулярном увеличении усилий тренирующих воздействий на организм.

Наряду с общепедагогическими принципами, нами выделены специфические принципы физ-культурно-спортивного воспитания:

Принцип непрерывности процесса физкультур-но-спортивного воспитания. Физкультурно-спор-тивное воспитание должно носить последовательный характер - от знаний к умениям, от простого к сложному, от освоенного к неосвоенному.

Принцип постепенного наращивания тренирующих воздействий. Построение процесса физ-культурно-спортивного воспитания обеспечивает преемственность эффекта занятий. Физические упражнения должны приводить к накопительному эффекту занятий и повышению уровня подготовки.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок. Данный принцип подразумевает постепенное и систематическое повышение физических нагрузок и усложнение двигательных действий в процессе физкультурно-спортивного воспитания, постепенное усложнение различных заданий по мере тренированности.

Принцип возрастной адекватности направленности физкультурно-спортивного воспитания. Содержание процесса физкультурно-спортивного воспитания последовательно изменяется в соответствии с возрастными этапами сотрудников исправительных учреждений.

Повышению «эффективности физкультурно-спортивного воспитания» и «формированию физической и спортивной культуры личности» будет способствовать реализация следующих педагогических условий :

1) «совершенствование педагогических знаний и практических навыков инструкторского состава, отвечающего за организацию служебно-боевой подготовки» [9];

2) «включение в программу физкультурно-спортивного воспитания теоретического материала о физической культуре и спорте» [9];

3) «личностно-ориентированный подход при организации физической подготовки. Индивидуализация и дифференциация содержания программы физкультурно-спортивного воспитания в соответствии с индивидуальным своеобразием и учетом физкультурно-спортивных интересов и двигательных способностей каждого сотрудника, учета возрастных и гендерных особенностей сотрудников» [9];

4) «комплектование учебных групп с учетом направления деятельности и особенностей группы» [9];

5) «включение в содержание физкультурно-спортивного воспитания соревновательной ситуации как фактора, способствующего формированию мотивации и положительного отношения к занятиям физической культурой и спортом» [9].

6) «единство и взаимосвязь усвоения базового и вариативного компонентов содержания программы физкультурно-спортивного воспитания» [9].

7) «диагностика уровня сформированности физической и спортивной культуры личности на каждом этапе реализации программы физкультур-но-спортивного воспитания» [9].

Деятельностный блок состоит из трех под-структурных элементов:

1) диагностика начального уровня сформиро-ванности физической и спортивной культуры личности сотрудника исправительного учреждения;

2) содержание деятельности как процесс реализации педагогических условий и программы физкультурно-спортивного воспитания;

3) контроль процесса формирования и развития физической и спортивной культуры личности сотрудника.

С целью формирования и развития физической и спортивной культуры личности сотрудников и реализации сформулированных педагогических условий, нами разработана Программа физкуль-турно-спортивного воспитания, которая реализуется в рамках деятельностного блока.

Программа физкультурно-спортивного воспитания представляет собой систему организационных мероприятий, направленных на приобретение и совершенствование базовых теоретических знаний о физической культуре и спорте; организационно-методических умений и навыков организации и физкультурно-спортивной деятельности и выполнения физических упражнений и элементов спортивной тренировки, необходимые сотруднику для формирования его физической и спортивной культуры личности.

Начальный этап реализации программы физ-культурно-спортивного воспитания включает в себя диагностику уровня сформированности физической и спортивной культуры личности сотрудника. В зависимости от результатов диагностики подбираются методы, способы и условия дальнейшей реализации программы.

Содержательный этап основывается на реализации педагогических условий и программы физкультурно-спортивного воспитания. Этот этап включает в себя три направления деятельности:

- учебно-познавательную деятельность;

- просветительскую деятельность;

- соревновательную (спортивно-массовую) деятельность.

Учебно-познавательная деятельность - важная составляющая воспитательного процесса, направленная на формирование позитивного отношения к физической культуре и спорту за счет расширения знаний и передачи информации об основах теории физической культуры и спорта.

Просветительская деятельность подразумевает собой приобщение сотрудников к ценностям физической культуры и спорта. Показателем заинтересованности сотрудников может выступать систематичное и последовательное расширение теоретических и практических знаний, участие в разнообразных встречах с известными спортсменами, посещение мастер-классов и открытых занятий по различным направлениям физической культуры и спорта.

Соревновательная деятельность - завершающая часть физкультурно-спортивного воспитания. Она является логическим завершением процесса физической подготовки. Участие в спортивно-массовых мероприятиях в первую очередь вызывает эмоциональный подъем, удовлетворение от участия в соревнованиях и достижения некоего результата. Позволяет определить уровень физической подготовки сотрудника, способствует повышению интереса и формированию мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Результативно-оценочный блок посвящен определению уровня сформированности физической и спортивной культуры личности сотрудника исправительного учреждения. Конечный результат может быть получен на основе оценки компонентов в соответствии с избранными критериями.

В зависимости от сочетания показателей выявленных нами компонентов и критериями их оценки, выявлены следующие уровни сформированно-сти физической и спортивной культуры личности:

- низкий уровень (отсутствие физической и спортивной культуры личности) - у сотрудников отсутствуют необходимые знания и понятия о физической культуре и спорте; отсутствие мотивации к занятиям физической культурой и потребности в физической активности; физические качества не развиты или развиты слабо, низкая оценка по физической подготовке. Сотрудники с низким уровнем физической культуры имеют случаи пропуска занятий по физической подготовке по неуважительной причине, участвуют в физкультурно-спортивной деятельности учреждения.

- базовый уровень (начальное формирование физической культуры личности) - физическая культура личности сформирована, однако имеет потенциал для дальнейшего развития. Отличает наличие фрагментарных знаний о физической культуре; ситуативная мотивация к занятиям физической культурой, низкая потребность в двигательной активности; короткий промежуток времени самостоятельных занятий физическими упражнениями; физические показатели развиты на среднем уровне, средняя оценка по физической подготовке «удовлетворительно». Сотрудники с базовым уровнем физической культуры занятия по физической подготовке посещают по инициативе руководства или коллектива, в физкультурно-спортивной деятельности учреждения принимают участие не по собственному желанию, а в связи с необходимостью.

- оптимальный уровень (физическая культура личности сформирована, начальное формирование спортивной культуры личности) - на этом уровне физическая культура личности находится на высоком уровне и начальное формирование спортивной культуры личности. Этот уровень характеризуется наличием полных знаний о физической культуре, а также начальных, фрагментарных знаний в избранном виде спорта, высокий уровень знаний о методиках выполнения физических упражнений и элементарные (частичные) знания о методике тренировок и развития физических качеств, необходимых для избранного вида спорта. Высокая мотивация к занятиям физической культурой, наличие постоянной потребности в двигательной активности, активное участие в физкультурно-массовой деятельности учреждения, однако отсутствие установки на достижение победы и высоких результатов в соревнованиях. Физические показатели развития на высоком уровне, общая оценка по физической подготовке «хорошо» или «отлично». Занятия по физической подготовке посещаются по собственной инициативе, самостоятельные занятия физической культурой в спортивных секциях.

- высокий (творческий) уровень (сформиро-ванность физической и спортивной культуры личности) - это уровень характеризуется сфор-мированностью не только физической, но и спортивной культуры личности на высоком уровне. На этом уровне сотрудник помимо полных знаний в области физической культуры обладает теоретическими знаниями в области спорта. Сотрудник избрал для себя направление в спорте, в котором развивается и улучшает свои показатели. Наличие теоретических знаний о закономерностях и механизмах влияния занятий данным видом спорта на физическое и психическое развитие человека, практические знания техники и тактики избранного вида спорта; организационно-методические знания, необходимые для управления самостоятельными занятиями избранным видом спорта. Высокий уровень мотивации к занятиям спортом и потребность в постоянной двигательной активности и тренировки. Основная отличительная особенность этого уровня - мотивы достижения высоких показателей в спортивных мероприятиях. Сотрудники с творческим уровнем развития физической и спортивной культуры помимо посещения занятий по физической подготовке посещают спортивные секции, проявляют себя в инструкторской, организаторской, судейской деятельности, ведут активную пропаганду здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Таким образом, разработанная нами модель содержит в себе цели, задачи, методологические подходы и принципы, педагогические условия, критерии оценки и уровни сформированности физической и спортивной культуры личности. Последовательная реализация Программы, разработанной нами в рамках модели, будет способствовать повышению эффективности физкультурно-спор-тивного воспитания в исправительных учреждениях через формирование и развитие физической и спортивной культуры личности сотрудников.

Библиографический список

1. Донсков Д.А. Педагогические условия развития потребности в физическом совершенствовании у курсантов вузов ФСИН России // Человек: преступление и наказание: науч. журн. - 2010. - № 4. -С. 109-113.

2. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 6. - С. 14-21.

3. Драндров Г.Л., Бурцев ВА., Бурцева Е.В. О соотношении физической и спортивной культуры личности // Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - М., 2016. - С. 96-100.

4. Кириллова Т.В., БлокР.И. Совершенствование профессиональной подготовки кадров уголовно-

исполнительной системы в условиях дополнительного образования // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. - 2017. -№ 11. - С. 189-193.

5. Кириллова Т.В., Николаева Е.Г. Основы физ-культурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений в системе служебно-боевой подготовки // Совершенствование деятельности правоохранительных органов с учетом современных реалий: Материалы науч.-практ. конф. в свете изменений и дополнений в уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательства / Актюбинский юридический институт Министерства внутренних дел Республики Казахстан им. М. Букенбаева. - Актобе, 2017. -С. 141-144.

6. Костюченко М.О. Развитие социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза (на примере волонтерской деятельности): дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2017. - 188 с.

7. Лубышева Л.И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 3. - С. 11-14.

8. Николаева Е.Г. К вопросу о понятии «физ-культурно-спортивное воспитание сотрудников исправительных учреждений [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - Режим доступа: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=24759 (дата обращения: 02.03.2018).

9. Николаева Е.Г. Реализация педагогических условий как фактор повышения эффективности физкультурно-спортивного воспитания сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - Т. 23. -№ 2. - С. 189-192.

10. Николаева Е. Г. Компоненты физической и спортивной культуры личности сотрудников исправительных учреждений, формирующиеся в процессе физкультурно-спортивного воспитания // Преступление, наказание, исправление: III Международный пенитенциарный форум (к 20-летию вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации): Сб. тезисов выступлений и докладов участников Междунар. науч.-практ. конф. - Рязань: Академия ФСИН России, 2017. - С. 244-248.

11. Рубан А.В. Аксиологический подход к воспитанию курсантов военного вуза // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 9. -С. 44-46.

12. Смагин Н.И. О личностно ориентированном подходе в преподавании физической культуры обучающимся колледжей // Научные исследования в образовании. - 2010. - № 8. - С. 61-62.

13. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 1992. - 403 с.

References

1. Donskov D.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya potrebnosti v fizicheskom sovershenstvovanii u kursantov vuzov FSIN Rossii // CHelovek: prestuplenie i nakazanie: nauch. zhurn. - 2010. -№ 4. - S. 109-113.

2. Drandrov G.L., Burcev V.A., Burceva E.V Teoreticheskie osnovy vzaimodejstviya fizicheskoj i sportivnoj kul'tury // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2013. - № 6. - S. 14-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Drandrov G.L., Burcev V.A., Burceva E.V.

0 sootnoshenii fizicheskoj i sportivnoj kul'tury lichnosti // Nauchno-pedagogicheskie shkoly v sfere sporta i fizicheskogo: materialy I Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem. - M., 2016. - S. 96-100.

4. Kirillova T.V., Blok R.I. Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki kadrov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy v usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya // Vestnik Ryazanskogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2017. -№ 11. - S. 189-193.

5. Kirillova T.V., Nikolaeva E.G. Osnovy fizkul'turno-sportivnogo vospitaniya sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij v sisteme sluzhebno-boevoj podgotovki // Sovershenstvovanie deyatel'nosti pravoohranitel'nyh organov s uchetom sovremennyh realij: Materialy nauch.-prakt. konf. v svete izmenenij

1 dopolnenij v ugolovnoe, ugolovno-processual'noe i administrativnoe zakonodatel'stva / Aktyubinskij yuridicheskij institut Ministerstva vnutrennih del Respubliki Kazahstan im. M. Bukenbaeva. - Aktobe, 2017. - S. 141-144.

6. Kostyuchenko M.O. Razvitie social'noj aktivnosti studentov v vospitatel'nom processe vuza (na primere volonterskoj deyatel'nosti): dis. ... kand. ped. nauk. - Voronezh, 2017. - 188 s.

7. Lubysheva L.I. Fizicheskaya i sportivnaya kul'tura: soderzhanie, vzaimosvyazi i dissociacii // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 2002. - № 3. -S. 11-14.

8. Nikolaeva E.G. K voprosu o ponyatii «fizkul'turno-sportivnoe vospitanie sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij [EHlektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. -2016. - № 3. - Rezhim dostupa: https://www. science-education.ru/ru/article/view?id=24759 (data obrashcheniya: 02.03.2018).

9. Nikolaeva E.G. Realizaciya pedagogicheskih uslovij kak faktor povysheniya ehffektivnosti fizkul'turno-sportivnogo vospitaniya sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. - T. 23. - № 2. - S. 189-192.

10. Nikolaeva E.G. Komponenty fizicheskoj i sportivnoj kul'tury lichnosti sotrudnikov ispravitel'nyh uchrezhdenij, formiruyushchiesya v processe fizkul'turno-sportivnogo vospitaniya // Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie: III Mezhdunarodnyj penitenciarnyj forum (k 20-letiyu vstupleniya v silu Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii): Sb. tezisov vystuplenij i dokladov uchastnikov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Ryazan': Akademiya FSIN Rossii, 2017. - S. 244-248.

11. Ruban A.V Aksiologicheskij podhod k vospitaniyu kursantov voennogo vuza // Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. - 2016. -№ 9. - S. 44-46.

12. Smagin N.I. O lichnostno orientirovannom podhode v prepodavanii fizicheskoj kul'tury obuchayushchimsya kolledzhej // Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. - 2010. - № 8. - S. 61-62.

13. YAkovleva N.M. Teoriya i praktika podgotovki budushchego uchitelya k tvorcheskomu resheniyu vospitatel'nyh zadach: dis. ... d-ra ped. nauk. -CHelyabinsk, 1992. - 403 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.