Научная статья на тему 'Педагогические условия организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» со студентами специального учебного отделения в высшей школе'

Педагогические условия организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» со студентами специального учебного отделения в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» / WORK PROGRAM OF “PHYSICAL TRAINING” / TEACHING PROCESS / HIGHER SCHOOL / SPECIAL DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санникова Надежда Ивановна, Галай Оксана Ивановна, Еремеев Сергей Игоревич

Статья посвящена проблеме организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в системе высшего профессионального образования студентов с ослабленным здоровьем. Целью данной работы является внедрение в учебный процесс высшей школы инновационной рабочей программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов специального отделения. Для изучения проблемы обобщен опыт работы преподавателей физической культуры и проведено сравнение существующих рабочих программ. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания физической культуры в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Санникова Надежда Ивановна, Галай Оксана Ивановна, Еремеев Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZING TEACHING PROCESS OF “PHYSICAL TRAINING” WITH SPECIAL DEPARTMENT STUDENTS OF HIGHER SCHOOL

The article deals with the problem of organizing the process of teaching Physical Training to the poor health students in the system of higher professional education. The objective of this research work is implementation of innovative work program of teaching Physical Training to the special department students. To study the problem work experience of Physical Training teachers was generalized and comparison of existing work programs was implemented. Research results may be used in practice of teaching Physical Training at higher school.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» со студентами специального учебного отделения в высшей школе»

УДК 372.879.6; 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» СО

СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санникова Н.И., Галай О.И., Еремеев С.И.

Статья посвящена проблеме организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в системе высшего профессионального образования студентов с ослабленным здоровьем. Целью данной работы является внедрение в учебный процесс высшей школы инновационной рабочей программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов специального отделения. Для изучения проблемы обобщен опыт работы преподавателей физической культуры и проведено сравнение существующих рабочих программ. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания физической культуры в высшей школе.

Ключевые слова: учебный процесс, высшая школа, специальное учебное отделение, рабочая программа по дисциплине «Физическая культура».

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZING TEACHING PROCESS OF “PHYSICAL TRAINING” WITH SPECIAL DEPARTMENT STUDENTS OF HIGHER SCHOOL

Sannikova N.I., Galay O.I., Eremeev S.I.

The article deals with the problem of organizing the process of teaching Physical Training to the poor health students in the system of higher professional

education. The objective of this research work is implementation of innovative work program of teaching Physical Training to the special department students. To study the problem work experience of Physical Training teachers was generalized and comparison of existing work programs was implemented. Research results may be used in practice of teaching Physical Training at higher school.

Keywords: teaching process, higher school, special department, work program of “Physical Training”.

В целях обновления содержания и усиления образовательных и развивающих функций физической культуры необходимо совершенствование системы программно-нормативного, научно-методического, медикобиологического обеспечения процесса физического воспитания в высших учебных заведениях. В связи с этим представляется актуальным разработка инновационной рабочей программы по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов специального учебного отделения, при реализации которых, на основе разрешения объективных противоречий традиционной практики, станет необходимым существенно повысить уровень сформированности теоретических знаний, двигательных навыков и научноисследовательских умений, а так же оказать положительное воздействие на физическую и функциональную подготовленность студентов, улучшить показатели их качества жизни, связанного со здоровьем.

Целью настоящего исследования явилось изучение педагогических условий организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе.

Задачи исследования.

1. Проанализировать современные программы по учебной дисциплине «Физическая культура» в высшей школе.

2. Разработать инновационную рабочую программу по дисциплине «Физическая культура» для студентов специального отделения.

Организация и методы исследования.

Для изучения проблемы были использованы теоретические методы исследования. Обобщение и сравнение литературных данных по проблеме исследования способствовало выявлению основных закономерностей построения учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в группах студентов специального учебного отделения в высшей школе.

Экспериментальная работа по совершенствованию преподавания «Физической культуры» в условиях специального учебного отделения, проводилась в период с 2006 по 2011 год. Опытно-экспериментальной базой исследования были избраны федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» и государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Ханты - Мансийская государственная медицинская академия» (г.Ханты-Мансийск).

Результаты исследования.

Анализ научно-методической литературы и программно-нормативных документов системы образования показал, что вопросы методики работы с представителями специальной группы, освещаются наименее подробно.

Целевая установка учебного процесса по физическому воспитанию студентов специального отделения отличается от поставленных целей и задач, как основного отделений, так и групп лечебной физической культуры. Вместе с тем, в практике физической культуры студентов специального учебного отделения высшей школы отсутствует единое программное обеспечение (табл.1).

Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении преимущественно направлен на нормализацию и расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма студентов, повышение уровня физической работоспособности,

формирование у занимающихся установок и норм здорового образа жизни с целью сохранения и укрепления здоровья, осуществляется формирование физических качеств.

Таблица 1

Программы занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» на

основе использования разнообразных средств физической культуры

№ п.п Авторы, год внедрения Программа занятий Учреждение, место нахождения

1 2 3 4

1. С.Крылова, В.Крылов (2007) 1. Сочетание лыжной подготовки и спортивных игр; 2. Игровые виды, плавание, гимнастика и легкая атлетика. Педагогическая академия и физкультурный диспансер, г. Стерлитамака.

2. A.Коровянский B.Белогуров, М.Иванов; Г.Мусиков, П.Захаров (2008) 1. Шахматы 2. Лапта Белгородский государственный технический университет имени В.Г.Шухова, г. Белгород.

3. Н.Арепина, И.Титкова (2008); Ж.Бушева (2009). Г имнастика Пилатес. Тверской государственный университет, г. Тверь; Сургутский государственный университет, г. Сургут.

4. А.Приймаков, Е.Доценко, А.Архипов, Е.Приймаков (2008). Комплексы дыхательной и психофизической гимнастики на основе древней тибетской практики Хатха-Йога. Национальный педагогический университет имени М.П.Драгоманова г.Киев; Щецинский университет, г. Щецин, Польша

Окончание таблицы 1

1 2 3 4

5. В. Карпов. Ю.Сапожникова (2008). 1 группа- общеразвивающие и циклические упражнения умеренной интенсивности; 2 группа -упражнения на тренажерах, с гантелями, амортизаторами и элементами подвижных игр; 3 группа - упражнения на тренажерах, а также другие «любимые» упражнения по выбору, путем самостоятельного регулирования нагрузки. Завершение занятий 12-мин. тестом Купера. Самарский государственный педагогический университет, г. Самара.

6. B.Г оломолзина C.Левушкин (2008). Упражнения на выносливость и скоростно-силового направления и комплексное с особенностями телосложения астено-торакальные; мышечный; дигестивный Ульяновская государственная сельхозакадемия, г.Ульяновск

7. Д.В.Эрденко, С.Попов (2009). Восточная гимнастика Тайцзицюань и использование мячей большого диаметра. РГУФКСиТ, г. Москва.

8. С. Оболочков (2010). Спортивная ходьба, метание, дозированные прыжки, терренкур, упражнения на органы зрения, дыхательную и мышечную системы, элементы волейбола и баскетбола. Соликамский государственный педагогический институт, г. Соликамск.

В новых условиях особенности неспециального физкультурного образования студенческой молодежи весьма актуально в рамках реализации ФГОС профессионального образования, так как оно формирует общекультурные компетенции будущих специалистов любого направления. Это должно быть принято в качестве исходных оснований для разработки рабочей программы по учебной дисциплине «Физическая культура» и

составляющих ее содержание отдельных разделов. Мы находим, что материал инновационной программы может быть расширен за счет наполнения теоретического раздела, методико-практического, практического, контрольного и введение научно-исследовательского раздела (табл.2).

Таблица 2

Распределение разделов учебной программы по дисциплине «Физическая

культура» для студентов специального учебного отделения

№ п.п. Разделы рабочей программы Всего часов 1 курс 2 курс 3 курс

семестр семестр семестр

1 2 1 2 1 2

1. Т еоретический 26 10 4 4 2 4 2

2. Методико-практический 32 6 6 6 4 4 6

2.1. Методы оценки состояния здоровья с помощью доступных методов 24 4 4 4 4 4 4

2.2. Методика проведения занятий по физической культуре и самоконтроль при занятиях физической культурой 8 2 2 2 - - 2

3. Практический 292 34 58 40 62 40 58

3.1. Танцевальные шаги и вариации на основе спортивных танцев (ча-ча-ча, самба) 188 38 34 40 32 26 18

3.2. Оздоровительная аэробика 48 8 10 8 8 8 6

3.3. Дозированное плавание 28 - 8 - 10 - 10

3.4. Нетрадиционные виды гимнастики оздоровительно-кондиционной направленности 28 4 6 4 6 4 4

4. Научно исследовательский 22 4 2 4 2 6 4

4.1. Олимпиада по физической культуре «Велнесс Латина» 6 - 2 - 2 - 2

4.2. Научно-практическая конференция «Фитнес и Велнесс» 16 4 - 4 - 6 2

5. Контрольный 36 6 6 6 6 6 6

Всего 408 60 76 60 76 60 76

Комплексной дидактической целью инновационной рабочей программы является формирование физической культуры личности студентов, способных реализовать свои физические и духовные потенциалы в условиях социальноэкономического развития страны, как в личностных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Интегрированными дидактическими задачами выступают: 1) вооружение теоретическими знаниями о физической культуре как виде деятельности и ее влиянии на формирование личности; 2) вооружение основами методических знаний, умений рационального использования средств физической культуры для оздоровления и физического совершенствования; 3) вооружение системой научных знаний по укреплению и сохранению здоровья; 4) воспитание морально-волевых и физических качеств.

В инновационную рабочую программу дисциплины «Физическая культура» на каждом курсе обучения включен научно-исследовательский раздел (5,4% от общего количества учебного времени). Возрастание роли исследовательской деятельности студентов — это устойчивая тенденция, характерная для многих высших учебных заведений. Значительный багаж знаний, умений и навыков, способность анализировать, интерпретировать результаты собственных исследований приобретаются и вырабатываются, прежде всего, в процессе научно-исследовательской деятельности [1]. Исследовательская деятельность студентов специального учебного отделения в течение обучения рассматривается как равноправная форма учебных занятий по физической культуре [5].

Теоретическая подготовка студентов занимает 6,4% от общего количества часов программы. Теоретический раздел нацелен на вооружение теоретическими, личностно значимыми знаниями, получаемые студентами на занятиях и учитывающие индивидуальные особенности состояния здоровья при формировании физической культуры личности. Содержание теоретического раздела включает 6 обязательных и 5 вариативных тем познавательного характера.

Методико-практический раздел направлен на вооружение студентов методическими знаниями и умениями рациональной организации физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом имеющихся у них функциональных отклонений в состоянии здоровья и низкого уровня

физической подготовленности. Проведение студентами мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности осуществляется с помощью современного диагностического оборудования, используя при этом различные методы исследования. На его освоение выделено 10,3 % от общего количества учебного времени.

На практический раздел отводится 69% времени. Данное положение основывается на систему принципов дидактики, которые отражают особенность протекания учебного процесса, и объясняет применение адекватной физической нагрузки для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья [3].

В ходе исследования было отмечено, что для студентов специального учебного отделения ходьба не имеет противопоказаний, исключение

составляют лица, находящиеся на пастельном режиме [4]. Раннее проведенный опрос показал, что за использование на занятиях танцевальных видов, в том числе спортивных танцев, высказались 49,7% занимающихся [2]. В основу методики занятий по физическому воспитанию положены танцевальные шаги под музыкальное сопровождение ча-ча-ча и самба. В общей программе практического раздела по физической культуре занятия спортивными танцами составили 63%, остальные занятия (37%) приходятся на другие виды двигательной активности, среди них ходьба, бег, упражнения оздоровительной аэробики, дозированное плавание.

В содержание соответствующих тем инновационной программы

разработаны и включены различные комплексы физических упражнений с учетом индивидуального состояния здоровья занимающихся.

Для решения задач программы выделены следующие этапы:

подготовительный, основной, включающий специально-подготовительный и базовый, и поддерживающий.

Подготовительный этап (сентябрь - октябрь), с объемом - 22 часа. Основными средствами физического воспитания на данном этапе являлись

ходьба, бег, ритмопластические и дыхательные упражнения. Занятия в большинстве случаев проводились на открытом стадионе.

В этот период внимание преимущественно уделяется учебному материалу методического раздела, который способствует формированию знаний, умений и навыков в области организации и методики проведения занятий под руководством преподавателя и самостоятельных занятий. Он направлен на формирование необходимых качеств и свойства личности, овладение студентами современными методами оценки состояния здоровья и средствами физической культуры, систематизации и приобретению личного опыта в этой области, обеспечение возможности самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать полученные в ходе обучения знания.

При этом с помощью соответствующих средств функциональной диагностики, оценивалось состояние функциональных возможностей студентов, с целью определения допустимых физических нагрузок в соответствии с показателями функциональных систем организма. По результатам исследования студентам определялся соответствующий двигательный режим.

На основном (специально - подготовительном) этапе с объемом - 46 часов, занятия направлены на повышение двигательной активности. В его содержание входят учебные занятия физическими упражнениями или их комплексы, направленно воздействующие на постепенное повышение тренированности организма, развитие физических качеств, повышение общей работоспособности, освоение методики выполнения ритмопластических упражнений и танцевальных шагов, различных вариаций на основе спортивных танцев.

На основном (базовом) этапе с объемом- 60 часов, ведется подготовка, прежде всего, к Олимпиаде по физической культуре «Велнесс Латина». В этот период уделяется большое внимание теоретической подготовке, определению алгоритма действий и выбору направлений научно-исследовательских работ.

Практические занятия в этот период направлены на совершенствование техники выполнения танцевальных шагов, с целью развития общей выносливости, координации, а так же создание благоприятного психоэмоционального состояния студентов, и условий для достижения наилучших индивидуальных результатов. Основными средствами, применяемые на данном этапе, явились ритмопластические упражнения с использованием степ-платформ, танцевальные шаги и вариации на основе спортивных танцев ча-ча-ча и самба.

Поддерживающий этап, с объемом - 12 часов, предусматривает

сохранение и поддержание двигательного потенциала, повышение общего уровня работоспособности студентов специального учебного отделения. Как и на подготовительном этапе уделяется большое внимание учебному материалу методического раздела. Проводится тестирование физической подготовленности. На данном этапе используется преимущественно дозированная ходьба, бег, терренкур, комплексы корригирующих упражнений, ритмопластические и дыхательные упражнения, дозированное плавание.

Занятия по физическому воспитанию проводятся 2 раза в неделю по 2 аудиторных часа. Практические занятия строятся по традиционной схеме: вводно-подготовительная, основная и заключительная части. При необходимости, в период подготовки к Олимпиаде, количество занятий может быть увеличено за счет включения учебных часов во внеурочное время.

Таким образом, выделение этапов способствует оптимальному распределению физической нагрузки, обеспечивает благоприятные условия для овладения научными и теоретическими знаниями в области физической культуры, подготовке к Олимпиаде по физической культуре «Велнесс Латина». Завершающий этап Олимпиады предусматривает участие студентов в научнопрактической конференции «Фитнес и Велнесс».

Подводя итог вышесказанному, мы выделяем, что в новых условиях преимуществом подготовки специалистов в вузе по дисциплине «Физическая

культура» должно стать:

1) теоретические, личностно значимые знания, получаемые студентами на занятиях и учитывающие свои индивидуальные особенности состояния здоровья;

2) применяемые при обучении элементы научного исследования влияния физической нагрузки на собственное состояние здоровья;

3) проведение студентами мониторинга состояния здоровья и физического развития с использованием современных компьютерных технологий;

4) повышение мотивации и создания положительного эмоционального фона при использовании танцевальных элементов и вариаций на основе спортивных танцев.

При личностно-ориентированном подходе к образовательному процессу, разработанная программа обеспечивает с одной стороны, достижение государственных стандартов образования, с другой, удовлетворение образовательных потребностей каждого студента, которые, как показывает практика, отличаются индивидуальным своеобразием.

Разработка программы по дисциплине «Физическая культура» была выполнена на основе государственного образовательного стандарта второго поколения. Однако в новых условиях она не теряет своей актуальности и при переходе на новый стандарт обучения по третьему поколению.

Список литературы

1. Анисимова В.А. Исследовательская деятельность студентов вуза физической культуры: формирование, становление, развитие: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 25 с.

2. Галай О.И. Современный подход к организации и проведению физического воспитания студентов специального отделения в Югорском государственном университете / О.И. Галай, Н.И. Санникова, С.И. Еремеев //

Вестник Югорского государственного университета. 2010. №1(16). С. 3-13.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально прикладных форм физической культуры): Учебн. для ин-ов физ. культуры/ Л.П. Матвеев. - М.: «ФиС», 1991. С.361.

4. Попов С.Н. Лечебная физическая культура: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др. [под ред. С.Н. Попова]. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 416 с.

5. Тимофеева Е.М. Научно-исследовательская работа студентов технических вузов // Е.М. Тимофеева, Н.П. Белик, А.С. Тимофеева / Фундаментальные исследования. 2007. № 12. С. 462-463.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Anisimova V.A. Issledovateljskay adeyateljnostj studentov vuza fizicheskoyj kuljturih: formirovanie, stanovlenie, razvitie. Chelyabinsk, 2009. 25 p.

2. Galay O.I., Sannikova N.I., Eremeev S.I. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta 16, no. 1 (2010): 3-13.

3. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya (obthie osnovih teorii i metodiki fizicheskogo vospitaniya; teoretiko-metodicheskie aspektih sporta i professionaljno prikladnihkh form fizicheskoyj kuljturih) [Theory and methods of physical training (general basis of theory and methods of physical training; theoretical and methodical aspects of sport and professional applied forms of physical culture)]. Moscow: «FiS», 1991. p. 361.

4. Popov S.N., Valeev N.M., Garaseva T.S. i dr. Lechebnaya fizicheskaya kuljtura [Theraputic Physical Culture]. Moscow: Izdat. centr «Akademiya», 2004.416p.

5. Timofeeva E.M., Belik N.P., Timofeeva A.S. Fundamentaljnihe issledovaniya, no.12 (2007): 462-463.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Санникова Надежда Ивановна, доктор педагогических наук, профессор

кафедры теории и методики физической культуры и спорта

Югорский государственный университет

ул. Чехова 16, г. Ханты-Мансийск, 628011, Россия

E-mail: n_sannikova@ugrasu.ru

Г алай Оксана Ивановна, старший преподаватель

Югорский государственный университет

ул. Чехова 16, г. Ханты-Мансийск, 628011, Россия

E-mail: ogalay. 69@mail. ru

Еремеев Сергей Игоревич, кандидат медицинских наук, доцент Югорский государственный университет ул. Чехова 16, г. Ханты-Мансийск, 628011, Россия E-mail: s_eremeev@ugrasu.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Sannikova Nadezhda Ivanovna, Doctor for Education sciences, professor of the chair of Physical Culture and sports theory and methods

Yugra State University

16, Chekhov St., Khanty-Mansiysk, 628011, Russia

E-mail: n_sannikova@ugrasu.ru

Galay Oksana Ivanovna, Senior instructor

Yugra State University

16, Chekhov St., Khanty-Mansiysk, 628011, Russia E-mail: o galay. 69@mail. ru

Eremeev Sergey Igorevich, Candidate of Medical Science, Associate Professor

Yugra State University

16, Chekhov St., Khanty-Mansiysk, 628011, Russia E-mail: s_eremeev@ugrasu.ru

Рецензент:

Ефремов Анатолий Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, ректор автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.