Научная статья на тему 'Педагогические условия организации обучения по ИУП в разновозрастных профильных группах в сельской малокомплектной школе'

Педагогические условия организации обучения по ИУП в разновозрастных профильных группах в сельской малокомплектной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барахсанова Елизавета Афанасьевна, Винокуров Александр Кимович

Рассмотрены возможные пути организации профильного обучения в сельской малокомплектной школе. На методическом уровне раскрыты и разработаны основные практические подходы и условия профильного обучения, реализуемые на идеях развивающего обучения, где интегральная технология выступает как средство активизации познавательной деятельности учащихся с учетом специфики сельской малокомплектной школы. Предложены варианты учебных программ в разновозрастных профильных группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барахсанова Елизавета Афанасьевна, Винокуров Александр Кимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации обучения по ИУП в разновозрастных профильных группах в сельской малокомплектной школе»

сах, которое вызвано введением специальной интегрированной программы по физической культуре.

Выводы

1. Физическая культура с использованием средств и методов этнопедагогики. применяемых в различных национальных видах спорта, позволяет не только улучшить отношение девочек к физической культуре, но и поднять на более высокий уровень их физическую подготовленность.

2. Включение в уроки физической культуры элементов национальных игр оказывает позитивное влияние на динамику развития основных физических качеств девочек 12-15 лет. При этом наиболее выраженные изменения обнаруживаются в показателях общей и силовой выносливости, которые показывают динамику повышения уровня интереса к занятиям.

3. Возрастной период 10-15 лет оптимален для организации целенаправленной физической подготовки. Такая подготовка позволяет в полной мере использовать растущие физические и функциональные возможности организма девочек в процессе совершенствования физических качеств и формирования интереса к физической культуре.

Литература

1. Aiaac К., Сабарайкин C.B. Педагогическая система воспитания на народных традициях //Физическая культура, спорт и здоровье населения Дальнего Вос-

тока: Материалы V межрегион, науч. конф. - Хабаровск, 1997. - С. 3-4.

2. Аксенова А.Н. Особенности формирования физического развития детей, проживающих в зоне экологического неблагополучия / А.Н. Аксенова, К.С. Седова // Качество подготовки и проблемы повышения конкурентноспособности выпускников педвузов на рынке труда: Mar-лы научно-практической конф. 16-19 декабря 1997 г. - Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 1997.-С. 51-52.

3. Арсеньев В.Г. Некоторые проблемы повышения эффективности воспитательной работы с учащимися коренных народов Севера // Просвещение на Крайнем Севере / В помощь учителю Крайнего Севера. - Л.: Просвещение. - 1975. - №15. - С. 147-189.

4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Новые технологии формирования физической культуры школьника II Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: Сб. науч. работ участников Междун. семинара / Под общ. ред. В.И. Ляха и Л.Б. Кофмана. - М., 1993. - С. 42-50.

5. Кон И.С. Социализация личности. - М.: Питерская литература, 1968. - 367 с.

6. Леегафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1988.

7. Лих В.И. Комплексные программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005. - 167 с.

8. Макснменко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М., 2001.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: Питер. 2003.-720 с.

10. Павлова М.И. Физическое воспитание как средство подготовки школьников к будущей трудовой деятельности. - М.: Академия, 2006. - 144 с.

11. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. - М., 1975.

УДК 371.314.4 (571.56)

Педагогические условия организации обучения по ИУП в разновозрастных профильных группах в сельской малокомплектной школе*

Е.А. Барахсанова, А.К. Винокуров

Рассмотрены возможные пути организации

БАРАХСАНОВА Елизавета Афанасьевна - д. пед. н„ профессор, зав. каф. Педагогического института ЯГУ; ВИНОКУРОВ Александр Кимович - зам. директора Техтюрской СОШ Хангаласского улуса.

*Статья принята к печати 10 ноября 2006 г.

профильного обучения в сельской малокомплектной школе. На методическом уровне раскрыты и разработаны основные практические подходы и условия профильного обучения, реализуемые на идеях развивающего обучения, где интегральная технология выступает как средство активизации познаватель-

БАРАХСАНОВА,ВИНОКУРОВ

ной деятельности учащихся с учетом специфики сельской малокомплектной школы. Предложены варианты учебных программ в разновозрастных профильных группах.

In this article, the authors acquaint you with possible ways of organizing profile education in small countryside schools. The main practical approaches and terms of profile education have been revealed and developed systematically. Which are implemented on the ideas of developing education. The integration technology performs as means of pupils enlivens of educational activity taking into account the specific nature of small countryside schools.The authors offer some options of the educational programmers in different aged profile groups.

Происходящие изменения в системе образования всё в большей степени ориентируют современную школу на развитие личности каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, собственных мотивов и ценностных установок. Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения и воспитания. С 2003 г. начался эксперимент по введению профильного обучения, основная идея которого соответствует принципам индивидуализации. По при введении профильного обучения в сельских школах существует ряд проблем:

- однокомплсктность школы;

- широкий спектр выбора профиля учащихся старшей ступени;

- отсутствие дополнительного финансирования для удовлетворения потребностей каждого учащегося;

- несостоятельность населения для введения дополнительных платных образовательных услуг.

Техтюрская СОШ Хангаласского улуса РС (Я) четвертый год работает над проблемой введения профильного обучения в учебно-воспитательный процесс и предлагает свой вариант, учитывающий интересы и возможности каждого выпускника. Учебный план школы разработан на основе БУП РС (Я) 2005 г., который предполагает обязательное изучение учащимися базового уровня и по выбору профильного. Отличием является то, что обучение реализуется в разновозрастных разноуровневых группах.

Основополагающими при организации учебно-воспитательного процесса являются следующие принципы:

1) индивидуализации - возможность выбора каждым обучающимся индивидуального учебного маршрута на старшей ступени в зависимости от профиля;

2) компснсарности - способность к саморазвитию за счет внутренних ресурсов;

3) гибкости - изменение проектируемого профиля обучающимся в зависимости от потребностей;

4) дифференциации - изучение профильных предметов по уровням;

5) технологичности - применение интегральной технологии.

Комплектование профильных групп осуществляется из числа учащихся 10-х и 11-х классов на основе психолого-псдагогичсского обследования, интересов, способностей и возможностей каждого учащегося. Учащиеся выбирают профильными 2-3 учебных предмета, а по остальным дисциплинам обучаются на базовом уровне «в своих классах», для выполнения профильного уровня создаются разновозрастные профильные группы. При прохождении программ обучающиеся делятся на две разновозрастные группы по предметам профильного уровня. На выполнение стандарта базового уровня выделяется 28 ч, на профильное обучение - 6-7 ч. Для этого обучающиеся разбиваются на малые профильные фуппы (разновозрастные): филологический, социально-экономический, агротехнологичсский. физико-математический, оборонно-спортивный. Но в зависимости от желания обучающегося такая разбивка на группы может быть только условной, так как есть специальности, где, например, помимо знаний по математике требуются и знания по иностранному языку, географии. Для организации элективных курсов выделяется на одного учащргося не менее 3-4 ч в неделю. Так, при работе данного экспериментального учебного плана обучающиеся 10-х и 11-х классов профилированы по индивидуальным маршрутам на базе ИУП, условно распределяясь по следующим профилям: социально-экономический - 2 учащихся, филологический - 4, агротехнологичсский - 15, физико-математический - 9, оборонно-спортивный - 3 учащихся.

Данная стратегия позволяет организовать профильное обучение в малокомплектной школе с минимальными финансовыми затратами, удовлетворяя потребности каждой личности. Немаловажным условием является модульная организация учебного процесса с использованием интегральной технологии. В нашей школе эффективно сочетаются технологии УДЕ, схемные и зна-

новые модели обучения, технология проблемного обучения, КСО и проектный метод. Опыт работы модульной организации учебного процесса с применением интегральной технологии позволил разработать алгоритм се применения:

- изучение учебного материала крупными блоками с использованием технологии проблемного обучения и УДЕ;

- использование схем и опорных конспектов при изучении основного материала;

- применение проблемного обучения как средство повышения мотивационного этапа учебного процесса;

- тщательная, самостоятельная проработка тем по алгоритму;

- взаимообучение в парах сменного состава по технологии КСО;

- контроль и взаимоконтроль по блоку по методике В.Ф. Шаталова и КСО; сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем;

- составление проектов по завершении изучения блока.

Опыт работы в таких группах позволил вывести несколько иное содержание разработки программ для разновозрастных профильных групп по трем вариантам (технологиям составления учебных программ):

1. Выбор тем изучения профильных предметов одинаков для 10-х и 11-х классов при условии, если 10-й класс обучается на уровне А или Б, а 11-й класс - уровне С. Составление программы в этом варианте, на наш взгляд, подходит для естественно-математических дисциплин. Данный вариант для учащихся более низкой подготовленности даст возможность продвигаться на более высоком уровне по своим образовательным траекториям.

2. Выбор тем изучения профильных предметов чередуется при условии, если 10-е и 11-е классы изучают одну и ту же тему, то в следующем году они будут изучать другие темы, т.е. обучать по другой программе. Этот вариант более подходит для гуманитарных дисциплин.

3. Учащиеся 10-х и 11-х классов работают по различным программам в одной группе, используя интегральную технологию.

Следующим условием эффективности обучения являются подготовка и повышение уровня педагогического мастерства учителей для работы в разновозрастных, разноуровневых группах. Учителям предлагается следующий алгоритм применения интегральной технологии:

- распределение темы курса гго блокам, не нарушая их логической связи;

- определение цели блока, выяснение места данного блока в изучении предмета;

- составление схематического плана урока;

- продумывание механизма мотивационного этапа;

- составление опорного конспекта основного содержания блока;

- распределение тем блока для самостоятельной проработки обучающимися;

- составление опорных конспектов по темам для использования обучающимися при взаимообучении;

- составление алгоритма изучения темы по опорным конспектам;

- составление карты контроля для обратной связи обучающихся.

Работа учителя по интегральной технологии в школе при посещении уроков и при проверке поурочных планов оценивается по схеме, приведенной в табл. 1.

Также для саморазвития профессиональной и личностной деятельности учителя, активизации профессионального роста педагога и эффективной работы по интегральной технологии составлена карта проверки и самопроверки системы работы учителя (табл. 2). Данная карта стимулирует работу не только молодых учителей, но и учителей, которые имеют достаточный опьгт работы. Она позволяет осуществить самооценку учителем своей педагогической деятельности и определение этапа развития своей работы и на основе этого описать свой опыт педагогической деятельности.

Таблица I

Этапы урока Итоги проверки и рекомендации

Цели урока и мотивацио чный этап

Насколько умело организован этап подготовки к восприятию нового материала

Использование УДЕ при изложении нового материала

Логическая связь тем блока при изложении нового материала

Доступность при краткой изложении основных понятий, фактов

Использование наглядных материалов, схем. ОК. ТСО и их эффективность

Использование творческих домашних заданий, помогающих восприятию нового материала

Умелое распределение тем для самостоятельной проработки учащимися

БАРАХСАНОВА, ВИНОКУРОВ

Такая организация деятельности педагогов при использовании интегрированных технологий позволяет планомерно вырабатывать подходы к решению проблем организации и методики преподавания в условиях нового педагогического процесса. Каждый педагог, определяя уровень

своей методической подготовки, систематизируя и обобщая педагогический опыт, включается в исследовательскую деятельность. А учебная деятельность обучающихся преобразовывается в учебно-исследовательскую.

Таблица 2

О X

е

5 £

■е- ~

-э- §

О о

¡8

Г V с

у г С

С ,2? о

* 1

и О у

Ы ? ё

>■ (3 с.

г =

х- 5

>> 5

•о ё

О. Си

о

53 °

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ш I

— г*>

г о § §

ее ьг

5

I &

Модель организации профильного обучения

Обучение по БУП для выполнения государственных образовательных стандартов (базовые курсы)

10-й класс

11-й класс

Создание разновозрастных, разноуровневых профильных групп на основе ИУП элективные курсы

Обучение в разновозрастных профильных группах осуществляется по интегральным технологиям: технология УДЕ, схемные и знаковые модели обучения, технология проблемного обучения, КСО и проектный метод

Модульная организация учебного процесса

Модель организации обучения по ИУП в разновозрастных профильных группах в сельской малокомплектной школе

Плюсами предложенной модели для обучающихся являются: самостоятельный выбор уровня обучения; саморазвитие по своим возможностям; использование полученных знаний на практике; профессиональное самоопределение.

Организация динамических разновозрастных профильных групп дает возможность:

- малокомплектному образовательному учре-

ждению соответствовать современным фебова-ниям организации УВП;

- разработать и внедрять учебные профильные программы для разновозрастных групп;

- использовать индивидуализацию образования и добиться обучающимися уровня образованности, которая даст возможность для продолжения обучения, создаст основу для форми-

НЛУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007, №2

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ

рования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем в различных ситуациях меняющегося мира;

- экономически выгодно внедрять многопрофильное обучение в малокомплсктной школе по ИУП.

Литература

Габышева Ф.В. Профильное обучение: стратегия и тактика // Народное образование Якутии. - 2003. -№4. -С. 10-16.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии // Директор школы. - 1996. - Сентябрь. - 112 с.

Немова Н.В. Новый учебный план профильного обучения старшеклассников // Директор школы. -2005.-№1.

Епишева О. Б. Основные параметры педагогической технологии II Педагогические технологии. -2004,-№2.-С. 15-21.

Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-обоснованная монофафия / Под ред. П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

УДК 504.4 (571.56)

Опыт организации школьных краеведческих экспедиций в Хангаласском улусе*

П.Р. Ноговицын, С.П. Иванова, А.Д. Адамова

С 1995 г. на базе Ойской средней школы были организованы летние лагеря под руководством член-корреспондента РАН, академика АН РС(Я) Н.Г. Соломонова. Исследовательская и творческая деятельность ведется по 12 направлениям: ботаника, зоология, палеонтология, археология, история, этнография, прикладное искусство, мода и дизайн, фото, кино, фольклор, литература. В цели и задачи экспедиции входит стимулирование самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, создание условий для их занятости, привитие первоначальных практических навыков полевой и научной работы, обеспечение специализированной подготовки выпускников.

Since 1995 on a basis of the Oya secondary school summer camping out have been arranged. It has been guided by N.G. Solomonov, Academician of the RS(Ya) Academy of Sciences, RAS Associate Member. Research and creative activities comprise 12 trends: botany, zoology, paleontology, archeology, history, ethnography, applied art, fashion and design, photography, cinema making, folklore, literature. The expeditions aim at inspiration of independent research activities in school students, arrangement of conditions for their activities, acquiring initial skills offield and research work, ensuring a special-purpose training of school leavers.

Одной из эффективных форм экологического образования и воспитания в РС(Я) являются летние школьные экспедиции. В 3()-40-е годы XX века в школах Якутии проводились летние

НОГОВИЦЫН Прокопий Романович - зам. директора Ойской С0111 Хангаласского улуса; ИВАНОВА Сар-гылана Павловна - учитель истории Ойской СОШ Хангаласского улуса; АДАМОВА Александра Дмитриевна - учитель биологии Ойской СОШ Хангаласского улуса.

"Статья принята к печати 19 декабря 2006 г. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2007. №2

экспедиционные работы по биологии и географии. Особенно интересные работы проводились в Сунтарском. Нюрбинском и Таттинском улусах учителями Г.Е. Бессоновым. Б.Н. Андреевым, В.Л. Сснькиным 11]. Герой Социалистического Труда, заслуженный учитель РСФСР и ЯАССР Г.Е. Бессонов с 30-х годов прошлого века стал активным организатором юннатского движения в Тойбохойской средней школе Сунтарского улуса. Для организации первого в республике школьного ботанического сада и живого уголка в школе он совершал вместе с учениками школь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.