Научная статья на тему 'Модель эффективной организации учебного процесса в малокомплектной школе в условиях модернизации системы образования'

Модель эффективной организации учебного процесса в малокомплектной школе в условиях модернизации системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокуров Александр Кимович

В статье рассматривается один из путей организации учебного процесса в сельской малокомплектной школе путем реализации разновозрастных профильных групп. При этом автор предлагает использовать интегральную технологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокуров Александр Кимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель эффективной организации учебного процесса в малокомплектной школе в условиях модернизации системы образования»

технологической деятельности для решения проблемных вопросов. Сверхзадача учителя при работе в проекте - дать учащимся увидеть и ощутить эффект синергизма, позволяющий в ходе совместной работы получить результат выше, нежели сумма усилий отдельных участников групп. Всё это можно дополнить точкой зрения A.M. Лобка, который отмечает, что формирование собственной деятельности в различных образовательных областях и есть главная задача образования. Автор констатирует, что только там и тогда, где и когда возникает феномен собственной инициативы - учителя, управленца или ученика, - возникает феномен деятельности как таковой [1, с. 321.

Первая опытная конференция проводилась в один этап. Анализируя ход первой конференции, мы пришли к выводу, что у школьников нет сформированных навыков делового общения, не все ученики могут ясно выражать суть работы, недостаточно аргументированно отвечают на вопросы. Поэтому мы разработали технологию проведения конференции в два этапа: первый этап показывает, насколько сформированы у школьника навыки эффективного общения, культуры общения, умение слушать друг друга,

умение вести дискуссию; второй этан показывает умение школьника выделять главное в работе, умение применить полученные предметные знания и собственный опыт информационно-гех-нологической деятельности в решении практической задачи.

Проектная деятельность в школе с применением информационно-коммуникационных технологий позволила учителям применять информационные технологии на уроке, планировать уроки, ориентированные на проектную деятельность и строить внеклассную работу по предмету в формате проектной деятельности. Следует отметить, что некоторые педагоги стали выбирать тему проекта на два года, это позволяет сделать вывод, что появилась устойчивая мотивация преподавателей к проектной деятельности и что в школе созданы условия для проектной работы и совершенствования знаний учителя и ученика по информационным технологиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лобок A.M. Содержание образования: конфликт парадигм / A.M. Лобок // Перемены. - 2000. - №3. - С. 23 - 34.

УДК 37.013

Модель эффективной организации учебного процесса в малокомплектной школе в условиях модернизации системы образования

А. К. Винокуров

В статье рассматривается один из путей организации учебного процесса в сельской малокоммектной школе путем реализации разновозрастных профильных групп. При этом автор предлагает использовать интегральную технологию.

The article shows one of the ways to organizing school process in country's small-complect school by means of profile groups in different ages. The author proposes to use the integral technology.

Рассматривая и анализируя стратегии введения профильного обучения в малокомплектных школах, можно предложить иной вариант организации профильного обучения. Данная модель, как показывает опыт, заключается в создании внутри одной школы разновозрастных профильных групп с индивидуальным учебным планом.

ВИНОКУРОВ Александр Кимович. заместитель директора по НМР МОУ "Техтюрская COLLI" Хангаласского улуса.

удовлетворяющим потребности и возможности каждой личности. Комплектование профильных фупп осуществляется из числа учащихся 10 и 11 классов, на основе психолого-педагогического обследования интересов, способностей и возможностей каждого ученика. Учащиеся выбирают профильные предметы - не менее 2-3 учебных предметов, а по остальным обучаются на базовом уровне. Для обеспечения базового уровня учащиеся обучаются "со своими классами", а для реализации профильного уровня создаются разно-

возрастные профильные группы. Комплектование профильных предметов осуществляется с целью обеспечения первичного формирования у учащихся основных типических черт проектируемой профессии и необходимых для освоения выбранной учеником будущей профессии. При отсутствии высококвалифицированных педагогических кадров следует организовать профильное обучение, используя очно-заочное, дистанционное обучение и интернет. Для этого для каждого обучающегося создаются сайты, по которым он может общаться с помощью интернета.

Именно поэтому особую значимость сегодня приобретает система дистанционного обучения. Сущность дистанционного обучения заключается в том, что "учащийся и преподаватель пространственно отдалены друг от друга, но при этом они могут находиться в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного процесса, форм контроля, методов коммуникации посредством электронной почты и прочих технологий интернета, а также специально предпринимаемых организационно-административных мероприятий.

Итак, представляем разработанную нами модель педагогического обеспечения профильной дифференциации средствами интегральной технологии (см. схему 1).

Педагогическое обеспечение профильного обучения в сельской малокомплектной школе в нашем исследовании понимается как организация непрерывного учебного процесса, при которой каждый ученик, в соответствии с индивидуальными особенностями, овладевая базовым содержанием общеобразовательной подготовки, получает право выбирать для углубленного изучения тс предметы, которые в наибольшей степени отвечают его интересам и способностям.

Исходя из данного положения, мы определяем следующие компоненты модели педагогического обеспечения профильного обучения:

- системообразующий - целью данной модели является обеспечение условий для самоопределения и развития учащихся на основе их потребностей и возможностей;

- базовый - содержание обучения, включающего в себя инвариантную и вариативную части:

- организационный - модель организации профильного обучения, осуществляемая исходя из конкретных сонио-географических условий. При этом внутришкольная организация профильного обучения осуществляется с созданием разновозрастных групп, а консолидация сельских школ организуется посредством очно-заочного, дистанционного обучения профильных предметов;

- технологический - интегральная технология, методы и методики, системы обучения, реализуемые соответственно поставленной цели;

- результирующий - конечные и промежуточные результаты профильного обучения;

- диагностический - средства диагностики и прогнозирования состояния субъектов образования:

- научно-методический - обеспечение научно-методического сопровождения профильного обучения.

Все эти взаимосвязанные компоненты создают образовательное пространство, способствующее эффективной реализации профильного обучения.

Итак, эффективное сочетание, интеграция технологий: укрупнение дидактических единиц, схемных и знаковых моделей обучения, проблемного обучения, проектного метода - при модульной организации учебного процесса преследуют формирование у выпускника навыков самообразования и взаимообучения на основе алгоритмических предписаний, а весь процесс строится на основе целеполагания и самоцелеполагания. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Данный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля и строится с учетом разброса зон ближайшего развития посредством разноуровнего обучения. А модульная организация учебного процесса снижает много-предметность за счет создания блоков предметов по неделям, полугодиям, не уменьшая количества учебных предметов. Организация очно-заочного. дистанционного обучения по профильным предметам посредством консолидации мало-комплектных школ способствует преодолению проблемы кадрового обеспечения школ высококвалифицированными специалистами.

В связи с переходом на профильное обучение возникла потребность в создании экспериментального учебного плана для 10 и 11 классов. Предлагаемый учебный план создан на основе базисного учебного плана РС(Я) 2005 г. Основное отличие разработанного учебного плана от существующих экспериментальных профильных учебных планов заключается в создании разновозрастных профильных групп из 10, 11 классов. в разработке 5 учебных планов на базе ИУП для двух разновозрастных класс-комплектов с созданием разновозрастных групп. Реализация предложенного учебного плана полностью обеспечивает требования Государственных образовательных стандартов.

Организация учебного процесса

>. = = = * И&

Ы о Я =

Н Р £ £

Для обеспечения государственных стандартов на базовом уровне

При обучении используют инте [ рал ьную технологи ю

Для обеспечения базового уровня выделяется 28 часов

и 2 г 2 =; ^ = 5 а

Организуются динамические разновозрастные профильные группы по выбранным профильным предметам

Обучение в разновозрастных профильных группах осуществляется по интегральной технологии

Модульная организация учебного процесса

Интегральную технологию образует сочетание таких технологий, как технология проблемного обучения, схемные и знаковые модели обучения, КСО, УДЕ, проектный метод

Очно-заочное, дистанционное обучение посредством интегральной технологии

Классно-урочная, одновозрасгные группы для обеспечения базового уровня

Разновозрастные группы для реализации профильного уровня

Разновозрастное, очно-заочное,

дистанционное обучение старшеклассников посредством консолидации нескольких школ по профильным предметам

Педагогическое обеспечение

е

с 5 о я

с. 5 й Й.

Организация профильного обучения по ИУП с учетом возможности, потребности и желания каждого обучающегося

Мотивационная, информационная, технологическая и профориентационная

Реализация приоритетных направлений национального проекта "Образование"

Ориентация для определения будущей профессиональной деятельности обучающихся

Организация разновозрастных профильных групп средствами интегральной технологии

Определение условий, форм, методов и средств профильного обучения но ИУП

Использование интегральной технологии

Разработка учебно-методического комплекса

Внедрение технологий дистанционного обучения

Наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ выполненных заданий, математическая обработка

Потребность обучающихся в выборе профиля обучения

Умение совершенствоваться, саморазвиваться и самореа-лизовывать полученные знания

Анализ результатов ЕГЭ

Реализация у выпускников школы устойчивого профессионального самоопределения и на основе этого возможности продолжения образования

Схема 1. Модель педагогического обеспечения профильной дифференциации срелствами

интегральной технологии

С целью удовлетворить образовательные запросы всех обучающихся созданы малые группы. Для прохождения программы обучающиеся делятся на разновозрастные группы по предметам базового и профильного уровней в зависимости от выбранных ими профильных предметов. На выполнение стандарта базового уровня выделяется 28 часов. На профильное обучение выделено 6-7 часов. Для этого обучающиеся разбиваются на малые группы (разновозрастные): филологический, социально-экономический, социально-технологический, физико-математический, оборонно-спортивный профили. Но в зависимости от желания учащегося такая разбивка на группы может быть только условной, так как есть специальности, где, например, помимо знаний по математике, требуются и знания по иностранному языку, геофафии. Для организации элективных курсов на одного учащегося выделяется не менее 3-4 часов в неделю.

При работе данного экспериментального учебного плана в 2007 г. Техтюрской СОШ Хан-галасского улуса учащиеся 10 и 11 классов будут профилированы по индивидуальным маршрутам на базе ИУП, условно распределяясь по следующим профилям: социально-экономический -2 учащихся, филологический - 4 учащихся, социально-технологический - 15 учащихся, физико-математический - 9 учащихся, обронно-спортив-ный - 3 учащихся.

Малокомплектные школы в рамках подушевого финансирования обязаны решить триединую задачу, выполняя требования федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, бюджета учреждения, а также удо&петворяя все требования социума и государства в области качества образования [167]. В этом случае особенностью педагогической модели формирования содержания образования будет опора на принципы вертикального тематизма и разновозрастного обучения. В то же время традиционные модели формирования содержания образования в рамках разновозрастного класса-комплекта (системы однотемных уроков) могут быть дополнены технологией формирования содержания модулей, кейсов, содержания синтезированной деятельности. В данных случаях механизмы отбора содержания образования определяются применяемыми технологиями обучения.

Организация разновозрастного обучения связана с использованием целого комплекса педагогических технологий, отдельных методик преподавания, что обусловлено как различными вариантами построения самой модели педагогического процесса, так спецификой деятельности субъ-

ектов школы [167, с. 26]. К числу технологий можно отнести наиболее применяемые в малокомплектных школах: модульное, интегральное (ВВ. Гузеев [44| и др.), проектное обучение, КСО (В.К. Дьяченко и др.). обучение при помощи кейсов (А.П. Тряпицина и др.), в ходе межвозрастного взаимодействия (Л.Н. Байбородова и

др)-

Рассмотрим учебный план 10 и 11 классов по созданию базового (одновозрасгного класса) и профильного (разновозрастных групп) уровней (табл. 1).

Предлагаемый учебный план является примерным и охватывает основные фундаментальные учебные предметы. В силу того, что выбор учебных предметов на профильном уровне обучающимися может охватить не все учебные предметы, часы невыбранных учебных предметов можно передать на элективные курсы по предметам, в зависимости от желания обучающихся. Но учитываются нормативы, предложенные СанПи-ном.

Таблица 1

Предметы Баюпый уровень 10/11 Профильный уровень

Пр. курсы | Эл. курсы

Якутский язык, лит. 2/2

Культура народов РС(Я) 1/1

Русский язык 1/1 2 1

Русская литература 3/3 2 1

Иностранный язык 3/3 2 1

Математика 4/4 2 2

История 2/2 1 1

Обшествознание 2/2 1 1

Физика 2/2 2 1

Химия 2/2 2 1

Биология 2/2 2 1

География 1/1 1 1

Физкультура 2/1

ОВС 1/1

Информатика 1/1 1 1

Всего б/у 29/29

Уч. предм. для п/о 5-6/5-6 18

Элективные курсы 4-3/4-3 12

Итого 38/38

Внеаудиторная нагрузка

Физк.-озд. занятие 1/1

ОВС 1/1

Проектная деятельность 4/4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим модель профильного обучения с созданием разновозрастных профильных групп в малокомплектной школе (схема 2).

Обучение по БУП для выполнения государственных образовательных стандартов (базовые курсы)

10 класс

11 класс

ч

Создание разновозрастных профильных ipynn + элективные курсы

Социально-экономический

т

Оборонно-спортивный

Физико-математиче-ский

Агротехно-догический

Модульная организация учебного процесса

Обучение в разновозрастных профильных группах осуществляется по интегральной технологии (технология УДЕ. схемные и знаковые модели обучения, технология проблемного обучения. КСО)

Обучение учащихся осушестатяется по ИУП с использованием интернет-технологий

Схема 2. Организация профильного обучения

УДК 37(091)(571.56)

Указанные на рисунке профили являются лишь условными, так как обучение осуществляется по индивидуальному учебному плану и обучающиеся могут выбрать те предметы, которые необходимы им в проектируемых профессиях. Элективные курсы проводятся по модулям, при этом учитывается нагрузка каждого обучающегося и учителя. Обучение в разновозрастных группах организуется с использованием интегральной технологии. При этом учитывается уровень обу-ченности обучающихся при выборе варианта обучения разновозрастных групп (технологии составления учебных программ).

Проблема улучшения качества образования диктует необходимость поиска новых технологий, методов, приемов активного обучения и воспитания. На наш взгляд, одним из эффективных путей решения этого вопроса является внедрение в учебно-воспитательный процесс интеграции современных технологий, таких, как УДЕ, технология схемных и знаковых моделей обучения, технология проблемного обучения, КСО. проектный метод с использованием образовательных средств ИКТ. При эффективном сочетании данных технологий в любом из этапов учебной деятельности предполагается положительный результат.

Становление гимназического образования в Республике Саха (Якутия)

В.В. Софронеева

В статье описывается история гимназического образования в Республике Саха (Якутия), истоки которого берут начало в далеких семидесятых годах двадцатого века, когда по инициативе народного учителя СССР М.А. Алексеева в 1963 году в Верхневилюйске 6bLia создана школа передового опыта по преподаванию физики и математики. Автором раскрываются принципы, подходы, содержание и статус инновационных школ на современном этапе развития.

The article describes a history of gymnasia education in Republic of Sakha (Yakutia) which dates back to the seventieth of the 20'h century when people's teacher of USSR M.A. Alekseev initiated the foundation of the school of advanced experience in teaching physics and mathematics. The author reveals principles, approaches and status of innovative schools at their current stage of development.

из важнейших институтов общества, органически связанный с традициями и культурой народа, способна работать на стабилизацию и изменение основ общественной жизни. Эта способность во многом зависит от того, насколько глубока ее связь с обществом, насколько адекватно она от-

Основа системы общего среднего образования общеобразовательная школа, которая как один

СОФРОНЕЕВА Валентина Васильевна, директор муниципального образовательною учреждения "Саха гимназия" г. Якутска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.