Научная статья на тему 'Педагогические условия музыкально-эстетического воспитания младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы'

Педагогические условия музыкально-эстетического воспитания младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1280
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / MUSICAL-ESTHETIC EDUCATION / THE POLYCULTURAL ESTHETIC ENVIRONMENT / YOUNGER SCHOOLBOYS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / COMPREHENSIVE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатауллина Венера Дамировна

В статье раскрываются проблемы музыкально-эстетического воспитания младших школьников, выдвигается идея создания поликультурной эстетической среды в общеобразовательной школе, обосновываются педагогические условия, способствующие развитию музыкальной культуры уча-щихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MUSICAL-ESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE POLYCULTURAL ESTHETIC ENVIRONMENT OF COMPREHENSIVE SCHOOL

The article considers musical-esthetic education of younger schoolboys reveal, the idea of creation of the polycultural esthetic environment at comprehensive school is suggested the pedagogical conditions pro-moting development of musical culture of pupils are proved.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия музыкально-эстетического воспитания младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №3(25)

УДК 37.026.036

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© В.Д.Гатауллина

В статье раскрываются проблемы музыкально-эстетического воспитания младших школьников, выдвигается идея создания поликультурной эстетической среды в общеобразовательной школе, обосновываются педагогические условия, способствующие развитию музыкальной культуры учащихся.

Ключевые слова: музыкально-эстетическое воспитание, поликультурная эстетическая среда, младшие школьники, педагогические условия, общеобразовательная школа.

На современном этапе развития общества, характеризующегося обострением социальных, экономических, духовно-нравственных проблем, сохранением межэтнических и межконфессио-нальных конфликтов, актуальным представляется исследование проблем духовно-нравственного развития личности. Общеобразовательная школа имеет реальную возможность приостановить деструктивные процессы, наблюдаемые в современном обществе. Школьные классы, состав которых включает детей русской, татарской, башкирской, чувашской, марийской национальностей, а также других народов Поволжья и стран СНГ, становятся микрокосмом культурного разнообразия. Данное обстоятельство диктует необходимость создания в общеобразовательной школе поликультурной эстетической среды, которая должна стать фактором приобщения учащихся к культурам мира, фактором диалога культур и должна консолидировать учащихся вокруг общей системы духовных ценностей.

Проблемы приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, поддержки личности в ее нравственном становлении и самовыражении занимали и занимают значительное место в трудах видных отечественных и зарубежных ученых. Идеи использования среды в образовании нашли отражение в концепциях западных просветителей - Вольтера, Д. Дидро, К.А.Гельвеция, П.А.Гольбаха, Ж.Ж.Руссо, социалистов-утопис-тов - Т.Дезами, Р.Оуэна, А.Сен-Симона, Ш.Фу-рье, научных трудах отечественных исследователей - В.П.Вахтерова, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лес-гафта, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушин-ского. Роль общественной среды раскрыта в работах ученых-педагогов - П.П.Блонского,

Н.Н.Иорданского, М.В.Крупенина, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина. Различные ас-

пекты воспитания в поликультурной среде современной общеобразовательной школы рассматриваются в работах Е.В.Бондаревской, С.М.Борисовой, Б.З.Вульфова, О.В.Гукаленко, Л.В.Кузнецовой, Л.Л.Супруновой,

А.Е.Шабалдас. Изучение работ вышеперечисленных авторов позволило констатировать, что для организации поликультурной среды и решения задач воспитания в данной среде имеется достаточно разработанная теоретическая база, однако в ней недостаточно внимания уделено рассмотрению педагогических условий воспитания подрастающего поколения в эстетической среде.

Воспитательная работа с учащимися в условиях поликультурной эстетической среды должна стать приоритетным направлением деятельности общеобразовательной школы, основными задачами которой являются: воспитание национальной культуры, вовлечение каждого ученика в процесс освоения духовных ценностей общества, развитие и реализация творческих способностей в познавательной, театрально-сценической, вокально-хоровой, инструментальной, хореографической, декоративно-прикладной и других видах деятельности. Последовательная организация активной творческой деятельности учащихся в поликультурной эстетической среде и включение школьников в различные виды деятельности посредством использования в этом процессе многообразных форм и методов работы с учащимися будут способствовать воспитанию любви и интереса к подлинно национальному наследию, формированию и развитию личности творческой, духовно богатой, готовой творить добро.

Функция музыкального искусства в учебновоспитательном процессе, осуществляемом в условиях данной среды, является одной из ведущих, поскольку музыка как эмоционально-звуковая форма передачи духовного опыта, сохраняя и

раскрывая широкий спектр эмоций, чувств различных народов, выступает эффективным средством в поиске путей и уровней взаимодействия и понимания между различными народами. Поэтому важным направлением учебно-воспитательной работы в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы мы считаем музыкально-эстетическое воспитание школьников. Методическим основанием данного направления является диалог культур, позволяющий вживаться в эмоционально-образную сферу музыкального искусства различных народов, эпох, традиций, осваивать ее в музыкально-эстетической деятельности, присваивая общечеловеческие ценности и образцы. Поскольку обеспечение высокого уровня музыкальной воспитанности младших школьников, на наш взгляд, дает возможность в перспективе поднять уровень музыкальной, эстетической, духовной культуры подрастающего поколения, всего общества, считаем необходимым выделить следующие педагогические условия, способствующие музыкальноэстетическому воспитанию младших школьников в поликультурной среде:

1) поликультурная направленность содержания музыкально-эстетического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе;

2) интегративный характер музыкально-эстетической деятельности учащихся младшего школьного возраста;

3) активизация творческих форм и методов музыкально-эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы;

4) совершенствование профессиональной подготовки педагога к осуществлению комплексной музыкально-эстетической деятельности.

Учитывая, что содержание образования признается педагогической наукой важнейшей составляющей образовательного процесса, мы выдвигаем в качестве первого педагогического условия поликультурную направленность содержания музыкально-эстетического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе. Освоение культурного наследия младшими школьниками в процессе музыкальноэстетических занятий, которые выступают источником предметного наполнения содержания образования, включает следующие компоненты: когнитивный компонент, опыт отношений личности, опыт творческой деятельности, опыт осуществления способов деятельности.

Важным фактором накопления опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке, к жизни в целом является музыкальный репертуар, на значение которого обращают внимание многие педагоги-музыканты

(Э.Б. Абдуллин, Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина,

Е.Я.Гембицкая, Н.Л.Гродзенская, Д.Б.Кабалевский, В.Н.Шацкая, З.М.Явгильдина). Музыкальный материал должен отвечать следующим требованиям: а) поликультурная направленность музыкального материала для детей младшего школьного возраста; б) соответствие художественно-идейного смысла произведения уровню восприятия детей; в) наличие высокого уровня художественных достоинств музыкальных произведений, их воспитательная направленность, многожанровость.

Освоение программных произведений композиторов Поволжья, наполненных яркими образами, искренностью, жизненным содержанием и оптимизмом, отражающих тему Родины и любви к родному краю ("Туган авыл" А. Монасыпова, русская народная песня "Ой, по-над Волгой", "Москвичи" А.Эшпая), тему любви к народным праздникам, уважения к народным традициям ("Сабантуйга килегез" Г.Ильясова, башкирская народная песня "Оренбур-Чилэбе", марийская народная песня "На лужке", частушки народов Поволжья), тему бережного отношения к близким, окружающим ("Энием" Л.Хайрутдинова, " Золотая свадьба" Р. Паульса) должны способствовать обогащению чувственного опыта детей по восприятию музыкальной культуры разных народов Поволжья; обеспечивать поэтапное развитие музыкально-эстетического вкуса учащихся и расширение музыкального кругозора; содействовать воспитанию любви и интереса к культурным достижениям своего и других народов, а также привитию чувства национальной гордости, патриотизма, толерантности [1: 3].

Рассмотренное нами педагогическое условие тесно связано со вторым педагогическим условием, а именно с интегративным характером музыкально-эстетической деятельности учащихся младшего школьного возраста. В понятие "интеграция" Б.П.Юсов вкладывает взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в рамках единого занятия, раскрытие внутреннего родства разнообразных художественных проявлений.

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, а также обобщение опыта работы с учащимися младших классов позволили выделить интеграцию отдельных видов музыкально-исполнительской деятельности. Вокально-хоровая деятельность, направленная на развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры личности школьника, решает задачи развития вокальных навыков, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти на основе многонациональ-

ного репертуара, задачи формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке различных народов, устойчивого интереса к многонациональному искусству.

В практической работе с детьми возможно использование музыкально-пластической деятельности, в частности, создание музыкальнопластических композиций на основе исполняемых вокальных произведений, инсценировка разучиваемых песен с использованием хореографических средств выразительности. В исполнение песен необходимо включать различные танцевальные элементы, характерные для русских, татарских, чувашских, марийских, башкирских народных танцев (в песне "Шурале" - танцевальные элементы, носящие изобразительный характер; в марийской народной песне "На лужке" - игровые моменты, характерные для хороводных песен).

Музицирование на простейших инструментах, вводимое в исполнение вокально-хоровых произведений, способствует развитию звуковысотного и ритмического слуха. Звучание таких инструментов, как кубыз, курай, бубен, барабан, используемых при исполнении народных песен "Шома бас" (татарская), "Шэл бэйлэдем" (башкирская), частушек разных народов Поволжского региона, подчеркивает национальный колорит и вносит самобытность. Оптимальное сочетание вышеперечисленных видов деятельности делает процесс музицирования увлекательным, способствует накоплению художественно-творческого опыта общения с музыкой.

Для научно-методического обеспечения процесса музыкально-эстетического воспитания младших школьников в поликультурной среде общеобразовательной школы необходимы совершенствование форм и методов, поиск новых путей приобщения учащихся к многонациональной культуре и музыкальному творчеству. На наш взгляд, музыкально-творческому развитию учащихся разных национальностей и росту интереса школьников к общению с представителями других культур содействует третье педагогическое условие - активизация творческих форм и методов музыкально-эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы.

В контексте нашего исследования важны мысли Б.Асафьева о воспитательной ценности творчества, который полагал, что, воздействуя одновременно на разум и чувства, оно организует эмоции, чувства, способствует росту эмоционально-нравственной культуры человека [2: 132]. В своей работе мы опираемся на выводы

О.И.Крушельницкой о том, что становлению толерантной личности способствует включение ее

в коллективную творческую деятельность [3: 55]. Необходимо учитывать, что поликультурная эстетическая среда общеобразовательной школы -это особым образом организованная культуротворческая среда, в которой личность школьника, взаимодействуя с произведениями и предметами культуры своего народа, других народов Поволжья, преломляя внешние воздействия среды, становится активным субъектом, интегрирующим в себе социальные качества.

Выделенные творческие методы мы подразделяем на методы проблемно-творческого характера, методы организации творческой деятельности учащихся, методы стимулирования. Первая группа, включающая методы "сравнения", "меж-художественных ассоциаций" и "проблемнотворческий метод", ориентирована на интеллектуальное развитие современных школьников, что является предпосылкой к творчеству. Во вторую группу объединены методы организации творческой деятельности учащихся: метод "создания композиций", метод "моделирования художественно-творческого процесса", метод "музыкальной графики". Эти методы направлены на сочетание разных форм приобщения к музыкальному искусству, они развивают мышление учащихся в русле выявления истоков культурного явления. Третью группу составляют метод "создания художественного контекста", а также методы, стимулирующие творческую активность детей при освоении музыкального искусства народов Поволжья (фестивали, концерты, конкурсы, запись на радио и телевидение, запись лучших творческих работ на аудио диски). Творческие методы, на наш взгляд, ценны тем, что, пробуждая творческое начало в ребенке, пробуждая интерес к освоению многонациональной культуры, обеспечивают готовность к творческому преобразованию действительности.

Немаловажную роль в этом играют творческие формы музыкально-эстетического воспитания, к которым относятся уроки музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры, где значительное место отведено национальному искусству и народным художественным традициям. Система внеклассной работы по изучению культуры родного края и Поволжья включает разнообразные кружки (театральная студия, народная хореография, оркестр народных инструментов, фольклорный вокальный ансамбль, студия декоративно-прикладного искусства), являющиеся благодатной почвой для активного развития творческого потенциала школьников. Особым воспитательным потенциалом обладают массовые просветительские формы внеклассной работы, где в совместной твор-

ческой деятельности происходит активное вовлечение учащихся школы в единый общий праздник. Проведение фестивалей Дружбы народов, больших народных праздников ("Навруз", "Сабантуй", "Масленица", "Нартукан", "Семык"), лекториев, литературно-музыкальных вечеров, посвященных творчеству известных деятелей культуры и искусств Поволжского региона, способствуют погружению в особую художественно-эстетическую поликультурную национальную среду. Реализация совместных со студенческой молодежью творческих проектов (подготовка коллекции моделей национальной одежды "Навруз", совместные концертные выступления на студенческих фестивалях и т.д.) является творческой формой поликультурного

сотрудничества.

Активное использование творческих форм и методов музыкально-эстетического воспитания учащихся начальных классов общеобразовательной школы содействует творческому развитию и взаимопониманию учащихся разных национальностей, что во многом зависит также от того, каким будет современный педагог-музыкант, как он будет осуществлять свою комплексную музыкально-эстетическую деятельность. Задача совершенствования профессиональной подготовки педагога к осуществлению комплексной музыкально-эстетической деятельности является четвертым педагогическим условием.

Педагог-музыкант современной общеобразовательной школы с многонациональным составом учащихся должен владеть знаниями об особенностях музыкальных культур народов Поволжья, обладать хорошими исполнительскими умениями и навыками, необходимыми для интерпретации сочинений национальных авторов региона, и должен стать носителем любви и уважения к истории и культуре своего и других народов региона. Совершенствование профессиональной подготовки педагога к осуществлению комплексной музыкальной деятельности в поли-культурной эстетической среде общеобразовательной школы, на наш взгляд, должно осуществляться по следующим направлениям: 1) интеграция национально-регионального компонента в учебные дисциплины; 2) широкое использование различных просветительских форм; 3) подготовка соответствующего учебно-дидактического материала; 4) владение знаниями в области информационных технологий.

Разработка содержания спецкурсов, преподаваемых в педагогическом вузе, должна включать углубленное изучение регионального музыкального наследия (к примеру, спецкурсы "Песеннохоровое творчество народов Поволжья", "Форте-

пианная музыка композиторов Поволжского региона", "Использование фольклора в музыкальном образовании"). При выборе учебного репертуара для обучающихся по индивидуальным предметам (класс фортепиано, дирижирование и т. д.) должна учитываться и художественная ценность произведения, и исполнительские задачи, и возможность его дальнейшего применения в будущей педагогической деятельности.

Широкое использование просветительских форм, например организация и проведение творческих встреч, семинаров и концертов, включающих исполнение произведений композиторов Поволжья: А.Эшпая, А.Луппова (Республика Марий Эл), Р.Яхина, С.Садыковой (Республика Татарстан), Г.Корепанова-Камского (Республика Удмуртия), А.Петрова, А.Васильева (Республика Чувашия) должно содействовать развитию у студентов интереса к изучению творчества композиторов данного региона. Эффективность подготовки педагога-музыканта к осуществлению комплексной деятельности в поликультурной эстетической среде определяется во многом наличием дидактического материала.

Современные методы звукозаписи, технологии создания и демонстрации музыкальных композиций, нотно-издательская деятельность требуют знаний в области информационных технологий, освоения компьютерных программ Finale, Sibelius, Sony Vegas, Pinnacle Studio Cubase, Sound Forge и т.д. Внедрение компьютерных технологий в различные формы и виды научнометодической, музыкально-творческой и педагогической деятельности должно проектироваться как обязательная компонента музыкальнопедагогического образования. Поскольку только высококвалифицированный педагог-музыкант, владеющий системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности, знающий, уважающий традиции народов Поволжского региона, сможет приобщить школьников к многонациональному музыкальному искусству и способствовать развитию высокообразованной, творческой личности, обладающей духовно-нравственной культурой.

Рассмотренные педагогические условия музыкально-эстетического воспитания школьников находят воплощение в поликультурной среде гимназии №27 г.Казани РТ и детского вокального ансамбля "Лейсан", художественным руководителем которого является автор данного исследования. В репертуаре коллектива значительное место занимают песни народов Поволжья и детские песни современных авторов, исполнение которых сопровождается народной хореографией, игрой на национальных музыкальных инст-

Таким образом, поликультурная эстетическая среда общеобразовательной школы и предложенные педагогические условия будут способствовать развитию музыкальной культуры школьников, повышению их интереса к освоению высокохудожественных образцов музыкального искусства, формированию творческих способностей, воспитанию личности в духе толерантности и уважения к другим народам и успешной реализации задач музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения.

1. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: учеб. пособ. - Казань: КГПУ, 2004. - 120 с.

2. Асафьев Б. Избр. ст. о музыкальном просвещении и образовании. - Л.: Музыка, 1973. - 142 с.

3. Крушельницкая О.И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 170 с.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MUSICAL-ESTHETIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE POLYCULTURAL ESTHETIC ENVIRONMENT OF COMPREHENSIVE SCHOOL

V.D.Gataullina

The article considers musical-esthetic education of younger schoolboys reveal, the idea of creation of the polycultural esthetic environment at comprehensive school is suggested the pedagogical conditions promoting development of musical culture of pupils are proved.

Key words: musical-esthetic education, the polycultural esthetic environment, younger schoolboys, pedagogical conditions, comprehensive school.

Гатауллина Венера Дамировна - аспирант кафедры теории искусств и мировой художественной культуры Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: Venera196508@yandex.ru

рументах (кубыз, блок-флейта, бубен). Коллектив активно участвует в традиционных праздниках, телевизионных и радиопередачах, литературно-музыкальных мероприятиях, посвященных творчеству писателей, поэтов и композиторов данного региона.

Учащиеся вокального ансамбля являются победителями республиканских межрегиональных и международных вокально-хоровых конкурсов и фестивалей Дружбы народов: "Наследники Сююмбике", "Между Волгой и Уралом", "Кал-факлы сандугач", подготовка к которым связана с активным творческим процессом освоения школьниками многонациональной культуры. Песни в исполнении вокального ансамбля "Лей-сан" вошли в фонд радио РТ, записаны на СБ, используются учителями музыки и руководителями детских вокальных коллективов Татарстана и России.

Поступила в редакцию 15.03.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.