Научная статья на тему 'К проблеме реализации национального компонента на уроках музыки в общеобразовательной школе (на примере Республики Адыгея)'

К проблеме реализации национального компонента на уроках музыки в общеобразовательной школе (на примере Республики Адыгея) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
374
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / УРОК МУЗЫКИ / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ШКОЛА / ХОР / ХОРОВЕДЕНИЕ / АРАНЖИРОВКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Екимов Виктор Николаевич

Статья посвящена рассмотрению этнокультурного фактора в полиэтническом регионе. Анализируется эстетический аспект межэтнического общения, в том числе и на уроках музыки в общеобразовательной школе Республики Адыгея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме реализации национального компонента на уроках музыки в общеобразовательной школе (на примере Республики Адыгея)»

УДК 372.878 (470.621)

ББК 74. 266.7

Е 45 В.Н. Екимов

Доцент кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Института искусств Адыгейского государственного университета; м.т. 8-906-438-81-71

К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ)

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению этнокультурного фактора в полиэтническом регионе. Анализируется эстетический аспект межэтнического общения, в том числе и на уроках музыки в общеобразовательной школе Республики Адыгея.

Ключевые слова: педагогика, урок музыки, учитель музыки, школа, хор, хороведение, аранжировка.

V.N. Ekimov

Senior Lecturer of Musical-Performing Disciplines Department of the Institute of Arts of Adyghe State University; m. ph. 8-906-438-81-71

REALIZATION OF THE NATIONAL COMPONENT AT MUSIC LESSONS AT COMPREHENSIVE SCHOOL OF THE ADYGHEYA REPUBLIC

Abstract. The paper considers the ethnocultural factor in polyethnic region. The author analyzes an esthetic aspect of interethnic dialogue at music lessons at comprehensive school of the Adygheya Republic.

Keywords: pedagogy, a music lesson, the teacher of music, school, chorus, chorus conducting, arrangement.

В начале XXI века в условиях глобализации остро стоят проблемы перспектив национальных, локальных культур. В Российской Федерации насчитывается более 160 национальностей, действуют свыше 500 национальных культурных автономий. Они составляют мощный пласт гражданского общества, охватывающий всю систему ценностей, свобод человека.

Смысл проблемы заключается в том, чтобы смягчить негативное воздействие глобализационных процессов на культурную сферу, в установлении на самом высоком уровне доли национального компонента в мировом культурном достоянии. С особой остротой проблема межкультурного диалога была поднята на международной конференции, состоявшейся в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (13-16 сентября 2007 г.). Приведем в этой связи темы некоторых выступлений:

Н.С. Галушина. Этнос-нация-цивилизация: иерархия культурных общностей и возможность диалога.

А.Я. Флиер. Диалог как цель культуры в современном мире.

А.Ю. Шадже. Ценностный потенциал этнокультурного фактора на Северном Кавказе.

М.М. Шибаева. Эстетический аспект межэтнического общения.

Перспектива возрождения национальных традиций и формирование межкультурного диалога в Адыгее во многом связаны с развитием региональной системы музыкального образования. «В функционировании данной системы важная роль принадлежит этнокультурному разнообразию, поскольку на Северном Кавказе именно этнический фактор, пронизывающий все стороны бытия, является влияющей доминантой, поэтому поддержание этнического фактора можно считать основой функционирования всего Северо-Кавказского

региона, в том числе и в области межкультурных связей» [8, с. 360].

О развитии региональной системы музыкального и музыкально-педагогического образования говорится в законе Российской федерации «Об образовании (статья 29), в «Типовом положении о высшей школе», в «Положении о государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования» (№ 940 от 12. 08. 1994г.) В настоящее время имеются программы, направленные на культурное и духовное возрождение «малых» народов и этнических групп России: в Поволжье, Ростовской области, Ставропольском крае и др. Серьезная концепция регионального компонента музыкального и музыкальнопедагогического образования на Кубани предложена группой ученых во главе с ректором Краснодарской государственной академии культуры и искусств Н.Р. Туравец. В концепции отмечается, что «региональное прогнозирование в области музыкального и музыкальнопедагогического образования должно строиться в рамках долгосрочных программ с активным участием региональных органов управления образованием, организаций и научных учреждений, кафедр и лабораторий местных вузов, педагогов-практиков, исследователей-музыковедов» [5, с. 5-12]. Авторы с удовлетворением отмечают, что система музыкального и музыкально-педагогического образования последних лет, ранее направленная на осмысление музыкального образования в целом, в настоящее время меняет свою ориентацию и постепенно переходит на конкретные регионы, территории, занимается разработкой проблем региональной педагогики [5, с. 8-12].

В обозначенном контексте представляют значительный интерес высказывания современных деятелей культуры Республики Адыгея. Так, член Союза композиторов России, профессор Г.К. Чич отмечает, что «когда мы говорим о культуре народа, то имеем в виду ученых, поэтов, писателей, музыкантов, композиторов - цвет нации, создающих эту культуру...» [7, с. 16]. Выдающийся адыгейский поэт и писатель И. Машбаш считает, что в основе единства народа лежит духовная сила слова. «Слово для меня - хлеб насущный. На родном языке я пишу, он поддерживает мои творческие, духовные силы, он сохраняет силы адыгского народа. Сумеешь сберечь свой язык, сбережешь и народ свой.» [4, с. 41].

Хоровая музыка, хоровое искусство являются составной частью музыкальной культуры каждого народа, каждого этноса. Поэтому вполне естественно, что интересующие нас проблемы вокально-хорового обучения и воспитания школьников в поликультурном регионе мы будем рассматривать в контексте необходимого диалога культур. В целях определения условий и основных проблем внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс автор данной статьи проводил анкетирование учителей музыки Республики Адыгея. При этом ставились следующие конкретные задачи:

а) выяснить отношение учителей к изучению вокально-хоровой национальной музыки;

б) конкретизировать проблемы языкового барьера;

в) уточнить наличие детских вокально-хоровых сочинений композиторов Адыгеи и вокально-хорового национального фольклора;

г) зафиксировать приоритет унисонного либо многоголосного пения;

д) определить факторы, не позволяющие учителям создавать хоровые аранжировки вокальных сочинений адыгейской национальной музыки для детей.

Более 115 педагогов ответили на поставленные вопросы.

Анкета

на выявление условий внедрения национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательных школах Республики Адыгея

1. Считаете ли Вы в деле эстетического воспитания учащихся на уроках музыки изучение сочинений композиторов Адыгеи и адыгейского музыкального фольклора:

а) важным и необходимым фактором;

б) дополнительным фактором.

2. Исполнение учащимися вокально-хоровых сочинений композиторов Адыгеи и адыгейского музыкального фольклора на уроках музыки является:

а) действенным средством изучения культурного наследия адыгейского народа;

б) познавательным интересом.

3. Укажите объем часов, выделяемых на разучивание песен композиторов Адыгеи и адыгейского музыкального фольклора в учебном году.

4. Считаете ли Вы существующий объем вокально-хоровых сочинений национальной музыки для детей и юношества:

а) достаточным;

б) недостаточным и крайне малым.

5. Является ли для Вас, как учителя музыки, языковый барьер важным фактором для ограничения учебного материала национальной вокально-хоровой музыки? (ответить: да, нет).

6. Является ли незнание учащимися адыгейского языка важным фактором для ограничения учебного репертуара национальной вокально-хоровой музыки? (ответить: да, нет).

7. Считаете ли Вы исполнение национальной вокально-хоровой музыки в многоголосном варианте более продуктивным в художественно-эмоциональном аспекте, нежели унисонное пение? (ответить: да, нет).

8. Возникает ли необходимость хоровой аранжировки адыгейской национальной вокальной музыки? (ответить: да, нет).

9. В чем состоят для Вас проблемы в создании хоровых аранжировок вокальной музыки композиторов Адыгеи и адыгейского музыкального фольклора:

а) недостаточность теоретических знаний и практических навыков;

б) недостаточность времени для создания хоровых аранжировок;

в) отсутствие интереса к созданию хоровых аранжировок.

В результате проведенного анкетирования была получена картина современного состояния реализации национального компонента на уроках музыки в общеобразовательных школах Республики Адыгея (см. таблицу №1).

Таблица №1.

Сводная таблица результатов тестирования

№ г. Майкоп г. Адыгейск Гиагинский р-н Тахтамук айский р-н Майкопс кий р-н Шовгеновс кий р-н Теучежск ий р-н Кошехаб льский р-н Итоговы результ 1

1. 10/ 3/ 1/ 6/ 8/ 7/ 12/ 9/ 53/

17 2 7 15 12 5 3 2 63

15/ 3/ 4/ 7/ 9/ 9/ 12/ 9/ 68/

2. 12 2 4 14 11 3 3 2 50

3. 2,6 часа 3,2 часа 2,3 часа 4 часа 3,6 часа 5,3 часа 5 часов 5 часов 3,9 часа

13/ 2/ 3/ 6/ 10/ 3/ 3/ 0/ 40/

14 3 5 14 10 9 12 11 78

12/ 2/ 5/ 4/ 8/ 5/ 9/ 5/ 50/

5. 15 3 3 17 12 7 6 6 69

8/ 2/ 4/ 8/ 8/ 5/ 10/ 4/ 49/

19 3 4 13 12 7 5 7 70

10/ 2/ 7/ 7/ 14/ 12/ 14/ 9/ 75/

/. 7 3 1 14 6 0 1 1 43

10/ 3/ 4/ 12/ 9/ 10/ 15/ 4/ 67/

17 2 4 8 11 2 0 7 51

10/ 2/ 5/ 4/ 10/ 6/ 9/ 8/ 45/

17 3 3 17 10 6 6 3 64

Примечание: верхняя цифра дроби - ответы на вопросы пункта «а» либо «да»;

нижняя цифра дроби - ответы на вопросы пункта «б» либо «нет». Прокомментируем результаты по каждому из пунктов анкеты.

В ответах на первые два вопроса анкеты отрадным представляется, что изучение национального музыкального наследия ни один педагог не стал отрицать. Приводим некоторые комментарии учителей по этому поводу:

- необходимо знакомство с музыкой адыгейского народа в контексте мировой культуры;

- необходимо знать музыкальную культуру народа, среди которого мы проживаем;

- изучение должно основываться на интеграции художественно-гуманитарных дисциплин с учетом регионального компонента содержания образования «Человек и искусство»;

- национально-региональный компонент обязательно должен присутствовать;

- невозможно познать культуру народа, не изучая ее «изнутри»;

- изучение, исполнение должно основываться на эмоциональной увлеченности школьников. Дети с удовольствием поют адыгейские песни.

Совершенно безотрадная, зафиксированная нами картина в часах, выделяемых учителями музыки на разучивание песен композиторов Адыгеи и адыгейского музыкального фольклора (вопрос 3). Эта цифра колеблется от 2,3 часа до 5,3 часа в год. Средний показатель

- 3,9 часа. Серьезно говорить о вокально-хоровой работе в реализации национального компонента на уроке музыки явно не приходится.

Ответы на четвертый вопрос анкеты оказались предсказуемыми. Две трети от общего числа опрошенных учителей музыки (почти 75%) считают существующий объем национальной вокально-хоровой музыки для детей недостаточным либо крайне малым.

Неожиданным для нас оказались ответы на вопросы анкеты (5-6) по «проблеме языкового барьера как фактора, ограничивающего включение адыгейского вокально-хорового материала в учебный процесс». Так, для 69 учителей языковый барьер не служит помехой для включения в учебные программы адыгейских национальных песен. 70 респондентов уверены, что и для учащихся «фактор языкового барьера является несущественным».

Исполнение национальной вокально-хоровой музыки в многоголосном варианте является «более продуктивным в художественно-эмоциональном аспекте, нежели унисонное пение». Таково мнение 75 учителей музыки республики Адыгея (вопрос 7). Однако более 50 преподавателей «не видят необходимости хоровых аранжировок национальной вокальной музыки для детей» (вопрос 8). Это противоречие напрямую связано с лимитом времени по сравнению с работой над одноголосными песнями. Поэтому вполне естественно, что многие педагоги отдают приоритет наиболее простому унисонному пению.

В связи со сказанным закономерно возникает целый ряд вопросов:

1. Где берут начало корни создавшейся проблемы?

2. Только ли причина в специфике профессиональной подготовки учителей музыки?

3. Какие пути, методы, средства необходимо использовать в целях исправления создавшегося положения?

В плане ответа на поставленные вопросы отметим, что большинство учителей музыки Республики Адыгея являются выпускниками Института искусств Адыгейского государственного университета, где они изучали предмет «Хороведение и хоровая аранжировка». В последние годы объем часов на эту дисциплину по учебному плану сокращен на 50%, т.е. всего отпущено 35 часов. Соответственно на раздел «хоровая аранжировка» приходится, в лучшем случае, половина - 16-17 часов. В этой ситуации на лекционных и практических занятиях с большим трудом удается осветить лишь основополагающие принципы хоровой аранжировки классического музыкального языка, которые являются базой для постижения особенностей национальной вокальной музыки и ее трансформации в хоровые партитуры. Поэтому далеко не случайно, на наш взгляд, что 45 опрошенных учителей считают важной проблемой в создании хоровых аранжировок вокальной музыки композиторов Адыгеи и адыгейского музыкального фольклора -недостаточность теоретических знаний и практических навыков, а, в свою очередь, 64 педагога отмечают, что не имеют достаточного времени для такой напряженной творческой

работы. Ведь не секрет, что создание хоровой партитуры вокального произведения требует даже для профессионального аранжировщика иногда не меньше времени, чем его затраты на непосредственно сочинение песни композитором.

Подводя итоги анкетирования учителей музыки Республики Адыгея, мы можем сделать следующие выводы:

- национально-региональный компонент на уроках музыки должен обязательно присутствовать не только с позиций познавательного интереса, но и как действенное средство изучения культурного наследия адыгейского народа;

- на современном этапе недостаточно вокально-хоровых сочинений композиторов Адыгеи и адыгейского музыкального фольклора для детей и юношества. Существует необходимость для того, чтобы членам Союза композиторов Республики Адыгея, самодеятельным композиторам активно и продуктивно повернуть свое творчество к детям. Для этого необходимо иметь в Союзе композиторов Адыгеи штатного профессионального хорового аранжировщика;

- языковый барьер не является решающим фактором для ограничения национальнорегионального компонента на уроках музыки в школе, так что, по мнению многих учителей, школьникам достаточно перевода на русский язык названия песни (т.е. программы), а также построчного перевода текста с адыгейского языка на русский, чтобы в достаточной мере понять и воспроизвести идейно-художественное содержание песни.

Наш опыт работы (более 40 лет с детскими хоровыми коллективами) свидетельствует о том, что исполнение вокальной музыки в многоголосном варианте является более продуктивным, чем унисонное пение. Более того, хоровая аранжировка адыгейской национальной музыки в сочетании солиста и «уникального явления адыгейской традиционной музыкальной культуры» [1, с. 125] - хорового жъыу (о-ри-да, о-ри-ра, е-о-ой и так далее) позволяет снять главные проблемы как языкового барьера, так и фонетические трудности вокального адыгейского языка. [2, 102-109].

Многие проблемы у педагогов в создании хоровых аранжировок адыгейской вокальной музыки связаны с недостаточностью теоретических знаний и практических навыков. В условиях ВУЗа необходимо разработать новую рабочую программу по курсу «Хороведение и хоровая аранжировка» с учетом внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс, изыскать резервы для увеличения учебных часов.

Автор статьи считает, что для успешной реализации национальной музыкальной программы в школе необходимо соблюдение следующих условий:

- выпускать коллективные сборники адыгейских композиторов для учащихся 1-7 классов с нотами, хоровыми переложениями, аккомпанементами и, по возможности, с фонохрестоматиями;

- издавать сборники адыгейского музыкального фольклора для учащихся 1-7 классов;

- создавать учебные пособия по хоровой аранжировке для учителей музыки, в школах изыскивать возможности для внеурочных кружковых занятий в вокально-хоровом творчестве учащихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение отметим, что проблема реализации национально-регионального компонента на уроках музыки в общеобразовательных школах Республики Адыгея решается на фоне острейшего кризиса музыкального воспитания детей и юношества в целом по России. Контингент учащихся практически во всех музыкальных учебных заведениях страны неуклонно сокращается. Особенно тревожная ситуация наблюдается в детском вокальнохоровом творчестве. Исчезает детское хоровое пение, хоровая музыка - богатейший инструмент человеческой души.

Сегодня важнейшей задачей учителей музыки, педагогов музыкальных учебных заведений, композиторов Республики Адыгея, руководителей министерств и ведомств является объединение усилий по возрождению детского хорового творчества, в первую очередь, в общеобразовательных школах республики. Это, несомненно, создаст благодатную почву в решении проблемы изучения и исполнения вокально-хоровых сочинений

композиторов Адыгеи и адыгейского музыкального фольклора.

Примечания:

1. Анзароков Ч.М., Анзарокова М.Ч. Культура жъыу на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: материалы междунар. конф. Вып. II. Майкоп: Аякс, 2008. С. 125-132.

2. Блаева Т.А. Ежъыу - особая форма группового пения адыгов // Мир культуры. Нальчик: Эльбрус, 1990. С. 102-109.

3. Галушина Н.С. Этнос-нация-цивилизация: иерархия культурных общностей и возможность диалога // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: материалы междунар. конф. М.: РАГС, 2008. С. 298-300.

4. Машбаш И. Духовная сила слова - основа единства народа // Литературная Адыгея. Майкоп: Адыг. Респ. кн. изд-во, 2009. Вып. 1. С. 40-43.

5. Туравец Н.Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория и практика. Краснодар, 1998. С. 5-12.

6. Флиер А.Я. Диалог как цель культуры в современном мире // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: материалы междунар. конф. М.: РАГС, 2008. С. 236-238.

7. Чич Г.К. Воспитывающая и организующая сила хоровой музыки // Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: материалы междунар. конф. Майкоп: Аякс, 2008. Вып. II. С. 14-18.

8. Шадже А.Ю. Ценностный потенциал этнокультурного фактора на Северном Кавказе // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: материалы междунар. конф. М.: РАГС, 2008. С. 358-362.

9. Шибаева М.М. Эстетический аспект межэтнического общения // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: материалы междунар. конф. М.: РАГС, 2008. С. 310-312.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.