Научная статья на тему 'Педагогические условия физического совершенствования старшеклассников'

Педагогические условия физического совершенствования старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСОВ И СПОСОБНОСТЕЙ / PHYSICAL PERFECTION / PHYSICAL EDUCATION / THE CONTENT AND TECHNICAL PROVIDING / PEDAGOGICAL CONDITIONS / INTERESTS AND ABILITIES DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилюгина Елена Иозовна

Физическое совершенствование процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей. В содержательно-технологическом обеспечении физического совершенствования школьников педагогические условия реализуется с учетом возрастных закономерностей развития интересов и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилюгина Елена Иозовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of physical perfection of senior pupils

Physical perfection is the process of physical education which expresses the high level of the development of individual physical abilities. In the content and technical providing of physical perfection of schoolchildren pedagogical conditions are realized according to age regularities of interests and abilities development.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия физического совершенствования старшеклассников»

Пилюгина Елена Иозовна

Pilug Pilugina Elena Iosovna Астраханский государственный университет

Astrakhan state university the senior lecturer E-mail: pusik412@mail.ru

Педагогические условия физического совершенствования старшеклассников

Pedagogical conditions of physical perfection of senior pupils

Аннотация: Физическое совершенствование - процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей. В содержательно-технологическом обеспечении физического совершенствования школьников педагогические условия реализуется с учетом возрастных закономерностей развития интересов и способностей.

The Abstract: Physical perfection is the process of physical education which expresses the high level of the development of individual physical abilities. In the content and technical providing of physical perfection of schoolchildren pedagogical conditions are realized according to age regularities of interests and abilities development.

Ключевые слова: физическое совершенствование; физическое образование; содержательно-технологическое обеспечение; педагогические условия; развитие интересов и способностей.

Keywords: physical perfection, physical education, the content and technical providing, pedagogical conditions, interests and abilities development.

Физическое совершенство (от греч. physis — природа) — обусловленный исторически конкретным обществом оптимальный уровень развития физических качеств и способностей человека, направленных на достижение социально значимых целей, одна из важнейших характеристик гармонического развития личности. Понятие «физическое совершенство» в различные исторические эпохи изменялось, приобретая различное содержание в зависимости от характера социальных отношений и определяемого ими типа общественного идеала.

Социально-экономическая ситуация в России выдвинула перед школой новые проблемы, связанные с физическим воспитанием школьников, развитием у них необходимых физических качеств, двигательных умений и навыков, которые на базе физической подготовленности учащихся, закладывают основы собственного физического развития, стремление к физическому совершенствованию [3] .

В рамках данной статьи мы остановимся на педагогических условиях, способствующих успешному процессу педагогического сопровождения физического совершенствования старшеклассников.

В общем виде понятие «условия» трактуется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [7, с. 837]. Сущность понятия «педагогические условия» рассматриваются в трудах многих учёных: Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, И. Я. Лернера, В. Г. Максимова. Так, И.Я. Лернер педагогические условия определял как факторы, обеспечивающие успешное обучение и воспитание [5, с. 76].

Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями физического совершенствования старшеклассников общеобразовательной школы мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит процесс физкультурно-спортивной деятельности. Педагогические условия выступают при этом необходимым компонентом процесса педагогического сопровождения физического совершенствования старшеклассников, учитываясь при организации данного процесса, которые позволят обеспечить высокий уровень адаптации школьников к физкультурной деятельности.

Для выявления педагогических условий, способствующих физическому совершенствованию старшеклассников нами были учтены потребности общества в физически крепком и здоровом поколении, способном адекватно оценивать и быть готовым к меняющейся социально-экономической политике страны, залогом здоровой нации; современный подход и специфика физического совершенствования; определены критерии, уровни теоретической подготовленности по предмету «физическая культура», физической подготовленности и достижения спортивных результатов на основе личностно-деятельностного подхода [4; 6; 9]. Кроме того, были выявлены типичные недостатки существующей организации педагогического процесса по физической культуре старшеклассников, устранение которых приведет к повышению физкультурно-спортивной деятельности.

Конечно, нельзя однозначно утверждать, что во всех учебных заведениях отсутствуют соответствующие условия для физического совершенствования старшеклассников, а также есть педагоги, не признающие актуальности данной проблемы и не уделяющие ей должного внимания. Безусловно, существуют общеобразовательные школы, в которых созданы эти условия и работают учителя, которые стремятся повысить свой профессиональный опыт для решения этой проблемы с последующим применением его на практике. Именно в подобных учебных заведениях старшеклассники проявляют интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, участвуют в спортивных викторинах, конкурсах, показывают высокие результаты по «Президентским тестам», занимают призовые места в соревнованиях различного ранга между общеобразовательными учреждениями.

Тем не менее, полученные исследовательские данные позволяют утверждать, что проблема физического совершенствования старшеклассников существует и требует от учителей осознания ее значимости, а также своевременного создания условий и применения специальных средств и методов для реализации его педагогического сопровождения.

Важным итогом анализа научных исследований [1; 2; 8] и существующей практики по физическому совершенствованию старшеклассников стало выделение нами следующих педагогических условий:

- знание возрастных особенностей старшеклассников;

- формирование рефлексивной позиции на основе физкультурно-спортивного интереса;

- максимальна ориентация на субъектный опыт старшеклассников;

- реализация деятельностного и личностно-ориентированного подходов;

- создание интерактивных форм общения;

- моделирование видов учебной и досуговой деятельности с разнообразием средств физической культуры;

- формирование ответственности и самостоятельности;

- создание единого физкультурно-спортивного пространства.

В настоящем исследовании мы ведём речь именно о комплексе педагогических условий в связи с их взаимодополняемостью и взаимосвязанностью.

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления.

Формирование рефлексивной позиции на основе физкультурно-спортивного интереса -условие педагогического взаимодействия школы, спортивных секций, клубов, а так же и семьи — развитие рефлексивной позиции в процессе физического совершенствования старшеклассников. В случае педагогического взаимодействия школы, спортивных секций, клубов и семьи, направленного на физическое совершенствование старшеклассников, можно определить следующие признаки рефлексивной позиции: принятие, присвоение старшеклассниками жизненного и физкультурно-спортивного опыта, отраженного в образовательной области «Физическая культура» (познание мира, Олимпийского движения, самопознание, самовоспитание, совершенствование двигательных качеств и способностей); расширение физкультурноспортивной деятельности, приобретение новых стимулов и ориентиров, интерес к новому.

Максимальная ориентация на субъектный опыт старшеклассников как педагогическое условие физического совершенствования старшеклассников заключается в раскрытие его субъектной ценности, субъектного опыта и опоры на них во взаимодействии с учителем, одноклассниками, учащимися школы.

В качестве третьего педагогического условия физического совершенствования старшеклассников выступает деятельностный и личностно-ориентированный подходы. Личностный и деятельностный подходы неразрывно связаны друг с другом.

В качестве необходимого условия реализации педагогического сопровождения физического совершенствования старшеклассников предлагается создание специфической среды, в рамках которой природная тяга школьника к самораскрытию, самореализации будет проявляться в игровой и творческой деятельности.

Деятельность учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования (организаторов и тренеров спортивных секций и клубов) направлена на передачу социокультурного опыта, организацию усвоения старшеклассниками сообщаемой информации. Деятельность старшеклассников направлена на освоение этого опыта. Таким образом, человек как субъект деятельности планирует, организует, направляет, корригирует ее. В то же время сама деятельность формирует человека как субъекта.

Моделирование видов учебной и досуговой деятельности с разнообразием средств физической культуры предполагает, что школьникам уже не только дают задания, но и показывают, как используются оздоровительные и развивающие упражнения в различных жизненных ситуациях, с которыми может на практике столкнуться старшеклассник.

Цель физического совершенствования старшеклассников в данном случае ориентирована на формирование физической культуры учащихся посредством овладения знаниями и

умениями физкультурной деятельности со спортивно-рекреационной направленностью -формирование так называемого опыта творческой деятельности. Содержание уроков физической культуры старших школьников можно охарактеризовать здесь как спортивнооздоровительное. Акцент делается на использование спортивных упражнений для устранения недостатков телосложения (тяжелая атлетика, элементы спортивных гимнастических упражнений, статические напряжения мышц, гиревой спорт, фитнес, шейпинг и др.). Используются комплексы дыхательной гимнастики, аутогенная тренировка, элементы медитации, психофизические комплексы для формирования черт характера, упражнения на формирование навыков управления эмоциональной сферой.

Эти средства физической культуры рекомендуется учителям использовать как самостоятельно, так и в комплексе.

Создание единого физкультурно-спортивного пространства - необходимое условия для интерактивной сферы физкультурно-спортивой деятельности в физическом совершенствовании старшеклассников в контексте его жизнедеятельности (направленности физкультурноспортивных интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций) с целью становления его личности (сотрудничество образовательного учреждения с ДЮСШ, спортивными клубами, использование прилегающих спортивных сооружений).

В заключении необходимо отметить, что апробация выделенных нами педагогических условий физического совершенствования старшеклассников - наша ближайшая задача.

Ожидаемый результат реализации вышеописанных педагогических условий в процессе сопровождения физического совершенствования старшеклассников - активная, творческая личность, со своими сформированными представлениями о физической культуре как ценности, о методах и способах своего физического совершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В. К. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002.

2. Выдрин, В.М. Физическая культура - вид культуры личности и общества (опыт историко-методологического анализа проблем) / В.М. Выдрин. - Омск, 2003.

3.Концепция Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.09.2005, № 1433-р).

4.Комков, А. Г., Кириллова, Е. Г. Организационно-педагогическая технология формирования физической активности школьников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 1, с. 2-4.

5. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности - М.: Знание, 1980. - 96 с.

6.Лубышева, Л. И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004, № 4, с. 2-6.

7. Ожегов, С.И. Словарьрусского языка / подредакцией Н.Ю. Шведова. - м.: Русский язык, 1990. - 916 с.

8.Фильченков, Д. А. Методика реализации индивидуального подхода в физическом воспитании старшеклассников: Автореф. канд. дис. М.,1995.

9.Якимович, В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи на основе личностно ориентированного образования: Автореф. докт. дис. д-ра пед. наук. - М.,

2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.