Научная статья на тему 'Концепция непрерывного профессионально направленного физкультурного образования учащихся общеобразовательных учебных заведений силового профиля'

Концепция непрерывного профессионально направленного физкультурного образования учащихся общеобразовательных учебных заведений силового профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
445
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СИЛОВОГО ПРОФИЛЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / VOCATIONALLY APPLIED PHYSICAL CULTURE / CONTINUOUS VOCATIONALLY DIRECTED PHYSICAL EDUCATION / MILITARY PHYSICAL EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH POWER PROFILE / PHYSICAL AND SPORTS CULTURE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погудин Сергей Михайлович

Обосновано понятие «непрерывное профессионально направленное физкультурное образование». Показано значение перехода на эту систему образования в формировании готовности учащихся к дальнейшему профессиональному обучению в учреждениях образования Министерства обороны, МВД. МЧС, ФСБ и физической культуры, а также в целях своевременного индивидуального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погудин Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception of the continuous vocationally derected physical education for the pupils of general educational institutions with power profile

The conception continuous vocationally directed physical education has been justified. The meaning of transition to this system of education in formation of pupils' preparedness for further vocational training in the educational institutions of Ministry of Defense, Ministry of the Interior, Federal Security Service, Ministry of Emergency Situations, Physical Culture has been shown and also with the purpose of timely individual self-determination.

Текст научной работы на тему «Концепция непрерывного профессионально направленного физкультурного образования учащихся общеобразовательных учебных заведений силового профиля»

4. Скороходов, Д.А. Принципы и категории обеспечения пожарной безопасности мореплавания / Д.А. Скороходов, Л.Ф. Борисова, З.Д. Борисов // Вестник МГТУ. -2010. - Т. 13. - С. 719-729.

Контактная информация: e-pavlov@yandex.ru

УДК 796.07

КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО НАПРАВЛЕННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СИЛОВОГО

ПРОФИЛЯ

Сергей Михайлович Погудин, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный институт физической культуры,

г. Чайковский

Аннотация

Обосновано понятие «непрерывное профессионально направленное физкультурное образование». Показано значение перехода на эту систему образования в формировании готовности учащихся к дальнейшему профессиональному обучению в учреждениях образования Министерства обороны, МВД. МЧС, ФСБ и физической культуры, а также в целях своевременного индивидуального самоопределения.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая культура, непрерывное профессионально направленное физкультурное образование, военно-физкультурное образование, учреждения образования силового профиля, физическая и спортивная культура личности.

CONCEPTION OF THE CONTINUOUS VOCATIONALLY DERECTED PHYSICAL EDUCATION FOR THE PUPILS OF GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH POWER PROFILE

Sergey Mihailovich Pogudin, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Chaikovsky State Institute of Physical Culture

Annotation

The conception “continuous vocationally directed physical education” has been justified. The meaning of transition to this system of education in formation of pupils’ preparedness for further vocational training in the educational institutions of Ministry of Defense, Ministry of the Interior, Federal Security Service, Ministry of Emergency Situations, Physical Culture has been shown and also with the purpose of timely individual self-determination.

Keywords: vocationally applied physical culture, continuous vocationally directed physical education, military physical education, educational institutions with power profile, physical and sports culture of personality.

Сложившаяся система профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) призвана решать задачи развития профессионально значимых физических качеств, обучения прикладным двигательным умениям и навыкам. Наиболее интенсивно ППФП проводится в военных учебных заведениях и в армии, где она приобретает военно-прикладную направленность и свою специфику в различных родах войск [5]. Возрастает значение психофизической готовности к служебной деятельности сотрудников ОВД, МЧС и других силовых структур [11,13].

Как направление профессионально-прикладной физической культуры (ППФК) эта система реализуется преимущественно в физическом воспитании молодежи, обучающейся в высших и средних специальных образовательных учреждениях [4,5,13]. В настоящее время акцентируется внимание на необходимость практической работы по формированию и саморазвитию индивидуальной ППФК в процессе физкультурного образования молодого поколения [13,14].

Модернизация российского образования предполагает значительное обновление его содержания, что относится и к физкультурному образованию учащихся школ про-

фильного типа. Общеобразовательные учебные заведения военного, юридического и иного силового профиля в процессе организации занятий по предмету «физическая культура», как правило, руководствуются положениями федерального компонента государственного стандарта общего образования, а также обязательного минимума содержания основных образовательных программ среднего (полного) общего образования на профильном уровне. В результате изучения физической культуры на профильном уровне в старших классах ученик должен использовать приобретенные знания и умения «для подготовки к службе в Вооруженных Силах РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России» [15], что предполагает дифференциацию и отбор школьников по направлениям профильного образования. Однако задачи и требования профильного обучения довольно часто не соответствует индивидуальным запросам и предпочтениям, что обусловлено недостатками в организации профессиональной ориентации и отбора, поздними сроками перехода на профессионально направленное содержание физкультурного образования [2,11,17].

Организация педагогического процесса в общеобразовательных учебных заведениях профильного типа в условиях отсутствия государственного заказа на подготовку выпускников в соответствующие профессиональные учреждения образования и взаимодействия с ними, без должного кадрового, научно-методического и материально-технического обеспечения психофизического совершенствования учащихся снижает эффективность этой подготовки на всех этапах обучения. В результате лишь незначительная часть выпускников кадетских школ и корпусов, классов оборонноспортивного профиля поступает в профессиональные учебные заведения, адекватные профилю их обучения [8,9]. В системе многолетней подготовки учащихся в учреждения профессионального образования силового профиля не определены приоритетные задачи и содержание физического воспитания, психолого-педагогического и медицинского сопровождения.

Среди теоретиков физической культуры нет единой точки зрения в отношении направлений и цели профессиональной подготовки старшеклассников, обучающихся в классах оборонно-спортивного профиля. В организации профильного обучения отмечаются сложности [6].

Необходимость решения проблемы готовности общеобразовательных учебных заведений профильного типа к их дальнейшему профессиональному обучению побудила нас разработать положения концепции непрерывного профессионально направленного физкультурного образования (НПНФО), суть которых заключается в следующем.

Основная подготовка учащихся к ситуации выбора профиля обучения по данным литературы [1,2] обеспечивается в возрастном диапазоне 13-16 лет. Неотъемлемым компонентом НПНФО является его психолого-педагогическое сопровождение, задачами которого являются: изучение индивидуальных интересов и профессиональных склонностей, личностных особенностей, формирование знаний о специфике профессий в сферах силовых ведомств и физической культуры, оценка и самооценка индивидуальных возможностей и др.

Диагностические измерения и профессиональное консультирование в рамках основной подготовки распадаются на два блока: общей и углубленной диагностики. Задачами общей диагностики учащихся являются: оценка профессиональной пригодности по состоянию здоровья, определение уровня развития физической и спортивной культуры личности, изучение профессиональных предпочтений и жизненных планов, а также планы родителей учащихся относительно их профессионального будущего. Методики углубленной диагностики психических и физических особенностей могут использоваться в отдельных случаях по запросу учащихся или их родителей в случаях затруднения с выбором направления профильной подготовки. Учитывая критерии профессионального психологического отбора кандидатов в профессиональные учебные заведения силовых ведомств, психологам целесообразно использовать апробиро-

ванные методики для оценки развития интеллектуальных способностей, мотивационной сферы обучения, стрессоустойчивости и других профессионально важных свойств личности.

Учащиеся заранее должны быть ознакомлены с условиями конкурсного отбора в учреждения профессионального образования, соответствующие профилю их обучения.

Предпосылкой профессионального самоопределения может стать индивидуальный прогноз результатов вступительных испытаний в средние специальные и высшие учебные заведения. Прогнозирование результатов выполнения контрольных упражнений по общей физической подготовленности проводится с учетом исходных данных, индивидуальных темпов прироста в развитии физических качеств, хронологии их сенситивных периодов и степени генетической обусловленности по возрастным группам.

Система НПНФО предполагает должную психолого-педагогическую поддержку учащимся в выборе профиля обучения и будущей специальности, что обусловливает необходимость в организации мониторинга профессионально важных показателей, начиная с младшего школьного возраста. Современные учебные заведения профильного типа должны быть обеспечены квалифицированными медицинскими работниками, психологами, преподавателями физической культуры, способными осуществлять научно-практическую деятельность в рамках выполнения своих функциональных обязанностей и реализации творческих проектов. Педагогические коллективы призваны создавать благоприятные условия для самореализации учащихся в разнообразных видах физкультурно-спортивной деятельности.

Ключевыми задачами непрерывного профильного образования учащихся в сфере ППФК являются:

- создание представлений о научных основах выбора профессии;

- формирование умений анализировать свои возможности и перспективы личностного роста в профессиональном выборе;

- формирование мотивации и ценностных ориентаций в аспектах улучшения своего физического здоровья и психофизического состояния;

- обеспечение информацией о возможностях и условиях дальнейшей профессиональной подготовки в регионах РФ.

В концепции профильного обучения физической культуре в общеобразовательных учреждениях [7] подчеркивается, что по своим целям оборонно-спортивный профиль соотносится с самоопределением учащихся, созданием образовательной среды для объективного выбора ими профессионального образования в сфере физической культуры. В то же время «в модели секторального профильного образования его основное содержание дополняется и специализируется по конкретным видам и уровням профессиональной деятельности и, следовательно, по предметам соответствующего профессионального образования: педагогического (по специальностям учитель, тренер, методист, инструктор); военного (по специальностям, требующим крепкого здоровья, повышенного уровня физической и технической подготовленности); медицинского (по специальностям, требующим знаний анатомии и физиологии человека, оздоровительной и лечебной физической культуры, методов и средств контроля физического развития и функционального состояния организма)».

Согласно нашим представлениям специфика физкультурного образования в учреждениях общего образования силового профиля заключается в следующем.

Ведущим направлением физического воспитания учащихся начальной и основной школы является военная физическая подготовка, которая организуется под руководством специалистов в области физической культуры и спорта, имеющих стаж службы в рядах Вооруженных Сил. В начальных классах должны быть созданы условия для удовлетворения потребностей детей в разнообразных видах физкультурноспортивной деятельности. При этом объем полезной двигательной активности каждого школьника во второй половине дня составляет 4-6 часов в неделю, а основные методы

занятий физическими упражнениями - игровой и соревновательный. Оптимизация двигательной активности учащихся начальных классов необходима с целью формирования устойчивых интересов к спортивному совершенствованию в подростковом и юношеском возрасте, а также реализации сенситивных периодов в развитии профессионально значимых способностей и личностных качеств.

Учащимся предоставляется свобода выбора занятий профессиональноприкладными видами спорта во внеурочное время, в процессе которых обеспечивается теоретическая, психологическая, физическая и техническая подготовка. Наибольшее прикладное значение имеет организация занятий такими видами спорта, как спортивные единоборства (самбо, рукопашный бой, армейский рукопашный бой, бокс и др.), прикладные виды плавания, туризма и стрельбы, авто-мото спорт, спортивное ориентирование, спортивные виды гимнастики. В процессе физического совершенствования внимание учащихся акцентируется на формировании компонентов ППФК личности, развитии целеустремленности, настойчивости и волевого самоконтроля. Учащиеся привлекаются к участию в военно-спортивных играх, к соревнованиям по военному многоборью и другим прикладным видам профессионально-прикладной физической подготовки.

Профессионально направленное физкультурное образование ориентирует учащихся на наиболее значимые индивидуальные ценности психофизического совершенствования, на необходимость формирования двигательных умений и навыков применительно к дальнейшей трудовой деятельности, а также достижения способности к самоорганизации своего бюджета времени и критического осмысления жизненной и профессиональной перспективы.

Формирование гармонично развитой личности создает предпосылки для разнообразных проявлений социальной активности, конструктивного мышления, самоконтроля, программируемого достижения психического и физического благополучия.

Педагогически значимыми задачами физкультурного образования учащихся являются формирование активного самопознания и навыков самовоспитания, воспитание патриотизма, культуры поведения и общения, социально важных личностных качеств.

В качестве критериев эффективности НПНФО учащихся выступают двигательный, морфологический и психический компоненты готовности к профессиональной деятельности в структурах силовых ведомств, в сфере физической культуры и спорта.

В системе педагогического контроля целесообразны гибкие и обоснованные нормативы (должные нормы) физической подготовленности, разрабатываемые с учетом требований по ОФП, которые установлены для абитуриентов профессиональных учебных заведений силового и физкультурного профиля. Ориентация учащихся на выполнение должных показателей физической подготовленности на всех этапах обучения будет придавать физической подготовке осмысленный, индивидуально мотивированный характер [18]. Заслуживают внимания методические рекомендации, связанные с комплексной оценкой эффективности физического воспитания школьников [12].

Исходя из современных требований к качеству физкультурного образования на профильном уровне, назрела необходимость в усилении спортивной направленности физического воспитания учащихся, в целенаправленном формировании ППФК личности в процессе НПНФО. В кадетских школах и корпусах, начиная с 5-го класса, учебный предмет «физическая культура» целесообразно переименовать на предмет «военно-прикладная физическая культура», а в учебных заведениях иного силового профиля

- «профессионально-прикладная физическая культура».

Основные задачи НПНФО и содержание его комплексного сопровождения представлены в таблице.

Таблица

Задачи и содержание комплексного сопровождения непрерывного профессионального направленного физкультурного образования учащихся ________________________в классах силового профиля_______________________

Ступени общего образования Целевые педагогические установки в обучении Психологопедагогическое обеспечение учебного процесса Врачебнопедагогический контроль

Начальная школа (1-4-е классы) 1.Формирование знаний в области теоретических основ военного дела и социальных ценностей ф.к. 2.Созание условий для систематических занятий ФСД по интересам учащихся в объеме 6-8 часов в неделю. 3. Формирование осознанного отношения к использованию средств ф.к. в режиме дня в целях подготовки к трудовой деятельности и службе в армии. 4. Создание представлений о характеристиках физической готовности человека к видам профессиональной деятельности 1. Привлечение учащихся к участию в военноспортивных играх. 2. Организация занятий ФСД по программам общего и дополнительного образования в объеме 2-3 и 4-5 часов в неделю. 3.Поэтапный переход к самостоятельным занятиям ФСД с учетом индивидуальных интересов, мотивов и потребностей учащихся. 4.Мониторинг развития физических способностей (не менее двух контрольных измерений в году). 1. Контроль качества усвоения учебного материала. 2.Динамика показателей физического здоровья по параметрам физического развития и физической работоспособности. 3. Контроль выполнения домашних заданий по предмету «ФК». Оценка уровня интересов к видам ФСД. 4.Выявление ведущих физических способностей и оценка моторной одаренности ребенка.

Основная школа (5-9-е классы) 1.Формирование компонентов физической культуры личности. 2.Формирование устойчивой потребности в физическом совершенствовании и в регулярных занятиях одним из профессионально-прикладных видов спорта. 3. Круглогодичная подготовка к соревновательной деятельности; выполнение разрядных требований в видах спорта по выбору учащихся. 4.Формирование ценностных ориентаций в дальнейшей профессиональной подготовке с учетом оценки уровня развития профессиональнозначимых свойств личности и состояние здоровья. 1.Развитие интеллектуальной и духовной сферы личности в процессе ФСД. 2. Дифференциация учащихся по физкультурноспортивным интересам и потребностям. Организация занятий избранным видом спорта с учетом ведущих спортивных способностей и мотивов. 3. Создание единого учебно-тренировочного пространства в системе общего и дополнительного образования. 4.Психолого-педагогическая диагностика профессиональных склонностей, свойств личности, а также характеристика физического здоровья. 1.Мониторинг показателей развития когнитивных способностей и духовно-нравственной воспитанности. 2.Оценка функциональных возможностей организма и его адаптации к физическим нагрузкам. 3.Организация проведения врачебного контроля и спортивного самоконтроля в учебных группах. 4.Мониторинг профессионально важных свойств в личности и показателей физического здоровья учащихся.

Таким образом, профильный уровень обучения учащихся и их самоопределение во многом обусловлены содержательной стороной физкультурного образования и его сопровождения в начальной и основной школе. Для общеобразовательных учреждений силового профиля принципиальное значение имеет переход на такой характер

обучения, при котором учащиеся своевременно овладевают ценностями ППФК. В настоящее время ценности НПНФО детей и подростков имеют ведущее значение, поскольку это образование направлено на их комплексную подготовку к трудовой деятельности.

Непрерывное профессионально направленное физкультурное образование мы понимаем как часть общего образования молодого поколения, вид профессиональноприкладной физической культуры, специфика которого заключается в целенаправленном формировании специальных знаний, индивидуальных мотивов психофизического совершенствования с целью укрепления индивидуального здоровья, улучшения физического и психического состояния, формирования прикладных двигательных умений и навыков в соответствии с требованиями профессионального образования по профилю обучения.

НПНФО призвано содействовать учащимся в их самоопределении по направлениям профиля обучения и профессиональной подготовки на основе самопознания и самовоспитания, объективной оценки индивидуальных способностей и возможностей в ближайшей и отдаленной перспективе на протяжении всех лет обучения в общеобразовательном учреждении. Должный уровень развития профессионально значимых способностей, физического и психического здоровья, а также ситуации индивидуального успеха в процессе занятий профессионально-прикладными видами спорта обусловливают предпосылки в формировании собственно профессиональной мотивации к обучению в учебных заведениях силового и физкультурного профиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафурова, Н.В. О педагогических основаниях формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению // Профильная школа. - 2005. - № 6. - С. 6-10.

2. Демина, Т.Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьника / Т.Б. Демина // Профильная школа. - 2006. - №

1. - С. 45-48.

3. Журкина, А.Я. Непрерывное физическое воспитание детей и молодежи (социальная адаптация школьников) // Сб. материалов очно-заочной науч.-практ. конф. «Патриотическое воспитание и физическая подготовка защитника Отечества», посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. - М., 2005. - С. 210-218.

4. Кабачков, В.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ : метод пособие / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский. - М. : Высшая школа, 1991.

- 222 с.

5. Карасев, А.В. Методологические основы совершенствования физической подготовки офицерских кадров ракетных войск стратегического назначения : дис. ... д-ра пед. наук / Карасев А.В. - СПб., 2000. - 442 с.

6. Латыпов, И. К. О сложностях организации профильного обучения / И.К. Ла-тыпов // Физическая культура в школе. - 2009. - № 4. - С. 6-9.

7. Матвеев, А.П. Концепция профильного обучения физической культуре в общеобразовательных учреждениях / А.П. Матвеев, А.Я. Журкина, В.А. Панов // Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура (основная школа, средняя школа : базовый и профильный уровни). - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2008. -С. 96-101.

8. Погудин, С.М. Концепция многоуровневой психофизической подготовки и отбора учащихся в образовательные учреждения физкультурного и силового профиля // Физ. культура : воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 58-61.

9. Погудин, С.М. Профессиональная ориентация учащихся кадетских и военно-спортивных классов в условиях модернизации образования // Физ. культура : воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 23-27.

10. Погудин, С.М. Физкультурное образование на профильном уровне : состав-

ляющие успеха // Народное образование. - 2008. - № 2. - С. 212-215.

11. Погудин, С.М. Профессиональная ориентация и отбор молодежи в системе непрерывного военно-физкультурного образования : монография / С.М. Погудин ; Чайковский гос. ин-т физ. культуры. - Чайковский : [б.и.], 2008. - 141 с.

12. Погудин, С.М. Приоритеты и критерии эффективности физического воспитания школьников // Теория и практика физ. культуры. - 2010. - № 5. - С. 7-12.

13. Полянский, В.П. Проблема прикладности физической культуры : современная постановка и опыт исследования : монография / В.П. Полянский. - М. : ОСТО РФ, 1999. - 64 с.

14. Полянский, В.П. Формирование теории и совершенствование практики профессионально-прикладной физической культуры как особого социокультурного образования // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 5. - С. 12-17.

15. Сборник нормативных документов. Физическая культура / сост. Э.Д. Днеп-ров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2006. - 80 с.

16. Федоров, В.Г. Научно-теоретические основы многоуровневого военнофизкультурного образования : дис. ... д-ра пед. наук / Федоров В.Г. - СПб., 1998. - 353 с.

17. Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников на этапе перехода к профильному обучению / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев // Народное образование. - 2006. - № 9. - С. 152-155.

18. Шлемин, А.М. К разработке должных норм физической подготовленности учащихся 1-Х1 классов / А.М. Шлемин, С.А. Баранцев, В.Д. Филиппенко // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 11. - С. 46-48.

Контактная информация: SMPogudin@yandex.ru

УДК 796.83

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ТРЕНИРОВКЕ КИКБОКСЕРОВ ВЫСОКОГО УРОВНЯ

Андрей Вячеславович Подоплелов, главный тренер,

Федерация Приморского края по кикбоксингу, г. Уссурийск

Аннотация

В статье описывается применение видоизмененной автором методики «Фартлек» для выявления и проверки функционального состояния и специальной выносливости кикбоксеров.

Ключевые слова: кикбоксер, квалифицированный спортсмен, функциональное состояние, специальная выносливость.

NEW APPROACHES TO THE HIGH-LEVEL KICKBOXERS' TRAINING

Andrey Vjacheslavovich Podoplelov, the main coach,

Federation of kickboxing of Primorye Territory,

Ussuriisk

Annotation

This article deals with the problem of application of the modified methodology «Fartlek» for detection and control of functional condition and special endurance of kick boxers.

Keywords: kick boxer, qualified sportsman, functional condition, special endurance.

Достижение высших результатов в кикбоксинге обусловлено эффективностью реализации потенциальных возможностей атлета в процессе многолетней спортивной подготовки.

Индивидуализация процесса подготовки спортсмена тесно связана с углубленной специализацией, которая осуществляется в соответствии с его способностями и затрагивает все стороны его подготовки, а также определяет выбор средств, методов и уровней тренировочной и соревновательной нагрузки [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.