Научная статья на тему 'Педагогические традиции российской школы и современное образование'

Педагогические традиции российской школы и современное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3797
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИЯ / ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СТРАНЫ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / EDUCATION SCIENCE / TRADITION / SOCIETY / SOCIAL AND EDUCATIONAL LIFE OF A COUNTRY / HUMANITIES KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стаценко Анна Сергеевна, Чукаева Марина Викторовна

Статья посвящена проблеме преемственности педагогических традиций по отношению к современной педагогике. Авторы рассматривают основные направления общего образования, которые не утратили своей актуальности, а, наоборот, могут быть интерпретированы по-новому, в свете сегодняшнего гуманистического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF EDUCATION SCIENCE OF RUSSIAN SCHOOL AND CONTEMPORARY EDUCATION

The article is dedicated to the issue of educational traditions’ continuity. The authors consider the directions of common education which are becoming ever more relevant in the context of up-to-date humanistic approach.

Текст научной работы на тему «Педагогические традиции российской школы и современное образование»

УДК 37.01

Стаценко Анна Сергеевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (филиал в г. Краснодаре) тел.: (918) 457-30-53

Чукаева Марина Викторовна

студентка Московского педагогического государственного университета (филиал в г. Краснодаре) тел.: (909) 444-93-46

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Statsenko Anna Sergeevna

PhD in Linguistics, Assistant Professor of the Education Science, Psychology and Humanity Studies Department, Moscow University of Education Science, (branch in Krasnodar) tel.: (918) 457-30-53

Chukaeva Marina Viktorovna

Student of Moscow University of Education Science, branch in Krasnodar tel.: (909) 444-93-46

TRADITIONS OF EDUCATION SCIENCE OF RUSSIAN SCHOOL AND CONTEMPORARY EDUCATION

Аннотация:

Статья посвящена проблеме преемственности педагогических традиций по отношению к современной педагогике. Авторы рассматривают основные направления общего образования, которые не утратили своей актуальности, а, наоборот, могут быть интерпретированы по-новому, в свете сегодняшнего гуманистического подхода.

Ключевые слова:

педагогика, традиция, общество, общественно-педагогическая жизнь страны, гуманитар-ное знание.

The summary:

The article is dedicated to the issue of educational traditions’ continuity. The authors consider the directions of common education which are becoming ever more relevant in the context of up-to-date humanistic approach.

Keywords:

education science, tradition, society, social and educational life of a country, humanities knowledge.

В условиях современного развития общества все более возрастает роль и значение личности, ее общекультурного уровня, образованности и воспитанности. Любые достижения цивилизации создаются самим человеком и невозможны при недостаточной обеспеченности человеческими кадрами, при их слабой подготовленности, образованности и развитии. Человек на сегодняшний день является исходным и одновременно завершающим звеном любого технологического процесса.

Можно с полной уверенностью утверждать, что эффективность развития современного общества во многом, если не в основном, обусловлена степенью продуктивности использования имеющихся в традиции основ антропологического знания и культуры. Одна из функций образования состоит в трансляции, передаче культурной традиции в пространстве исторического времени сквозь череду поколений. Сама сущность и характер педагогической деятельности таковы, что образование и воспитание, педагогика в целом необходимо включает в себя основополагающие ценности и начала той культуры, в которой она сама сформирована и которую она воспроизводит. В условиях кардинальных общественных перемен, когда основные культурные ценности и идеалы, воплощающие в себе общественные смыслы эпохи, подвергаются переоценке и переосмыслению, представляется необходимым обращение к тем исторически сложившимся педагогическим традициям и достижениям, которые, с одной стороны, должны быть необходимо сохранены, а с другой - по возможности адаптированы к условиям существующей реальности.

Одна из характерных специфических особенностей педагогики в России состоит в том, что в связи с общим характером исторического бытия и развития страны, общественные традиции, сложившиеся в этих условиях, далеко не всегда поддаются столь очевидному и явному определению и выявлению, как это порой можно наблюдать в традиционных культурах Востока или даже в отдельных странах Западной Европы, например в Англии. Следует признать, что своеобразный разрыв связей времен и эпох представляет собой неоднократно повторявшееся в истории России явление.

Спецификой исторического развития России является принципиальное отсутствие некоей сферы «срединной» («медиативной») культуры, способной обеспечить единство и устойчивое поступательное развитие современного общества.

Проблема традиций и традиционного в педагогике России в течение длительного периода времени приковывала к себе пристальное внимание со стороны представителей отечественной педагогической мысли и культуры, сознававших специфичность исторических судеб страны, приобретая в то же время различные и даже диаметрально противоположные трактовки и понимание. Своей постановкой проблема традиций в значительной мере обязана возникшему под влиянием эпохи петровских преобразований расколу в общественной жизни России. Неоднозначность оценки как самими современниками, так и последующими поколениями характера и результатов Петровских реформ наблюдается в течение всего периода XVIII века, предваряя собой, возникновение западнического и славянофильского направлений в общественной мысли. В общественно-философской мысли России второй четверти - середины XIX века проблема педагогических традиций рассматривалась в рамках и с точки зрения основных идейных течений того времени - западничества и славянофильства.

Известный российский мыслитель П.Я. Чаадаев в качестве одной из основных проблем российской истории и культуры видел отсутствие ярко выраженных самобытных, прогрессивных исторических начал и традиций. В свою очередь, славянофилы утверждали традиции духовно-православной культуры в качестве основного системообразующего фактора общественно-педагогической жизни страны [1, с. 24].

Из числа представителей отечественной педагогической мысли проблему традиции и народности в образовании впервые поставил великий русский педагог К.Д. Ушинский, выделивший два основных начала традиции - общехристианское и культурноспецифическое, носящее особенный характер. Общехристианская основа традиции, утверждаемая К.Д. Ушинским в лице и посредством христианской педагогики, должна была необходимо опосредоваться конкретными этнокультурными особенностями, отражающими уровень их собственно практической реализации [2, с. 612].

Принципиально новый взгляд на историю развития образования в России связан с именем выдающегося отечественного педагога конца XIX - начала XX века П.Ф. Каптере-ва, сумевшего выявить специфичность и характерные особенности процесса развития образования в России в целом и выделившего три основные присущие ему этапа - церковный, государственный и общественный.

В 90-е годы XX века в условиях общественного обновления существенно возрос и усилился интерес к истории отечественного образования и педагогической мысли, непосредственно связанный со стремлением к определенной переоценке процесса ее развития, а также попыткой осмыслить и изучить отдельные, сравнительно малоисследованные на сегодняшний день общественные периоды и персоналии.

Для исследований, увидевших свет в этот период, характерно не только вовлечение в научный оборот нового, сравнительно малоизученного материала, но и стремление сформировать новые подходы к осмыслению историко-педагогического процесса в целях

определения специфичности его исторического развития. К числу работ, характеризующих стремление к системной интеграции научного знания для изучения явлений историко-педагогической действительности, следует отнести труды М.В. Богуславского, С.Ф. Егорова, Л.С. Зориловой, Т.Г. Киселевой, Б.Т. Лихачева, В.М. Меньшикова, Н.Д. Ни-кандрова, В.А. Сластенина, Н.Н. Ярошенко и других. Важной особенностью развития историко-педагогических исследований на этом этапе является попытка синтеза различных областей научно-гуманитарного знания в рамках историко-педагогической проблематики. Подобный подход во многом обусловлен самой природой историко-педагогического знания, включающего в себя как непосредственно знания о человеке и процессе их накопления, так и анализ сферы культуры применительно к специфике и условиям педагогической деятельности, что исключительно актуально на современном этапе.

В исследованиях настоящего времени культура выступает не только в качестве содержания образования и воспитания, но и определяет процесс и непосредственные условия осуществления образовательно-воспитательной деятельности, ее основную направленность, характер, ценностные ориентиры и установки, что существенно расширяет сферу и возможности понимания и интерпретации историко-педагогических явлений. Проблема влияния культуры на образование и воспитание рассматривается в трудах А.А. Аронова, которые отличает стремление к преодолению отраслевого подхода и реализации многоаспектности исследования, отражающее системную природу явления культуры в целом, понимание культуры с позиции менталитета.

Принципиально важным и существенным для изучения процесса становления традиций образования и воспитания в России является обращение к истокам православнохристианской культуры Византии. Вопросам византийской истории и культуры посвящены труды целой плеяды российских ученых, среди которых необходимо отметить исследования А.А. Васильева, В.Г. Васильевского, А.П. Каждана, Ю.А. Кулаковского и др. Проблема традиций образования получает свое развитие в исследованиях в области народной педагогики и этнопедагогики, прежде всего с позиции анализа конкретных обычаев, обрядов, особенностей ряда национальных культур.

Значительным научным достижением, способствовавшим переоценке и переосмыслению роли фактора традиции в развитии цивилизации и национальных культур, явилась разработка Г.Б. Корнетовым цивилизационного подхода к изучению историкопедагогического процесса. Его исследование создало возможность для целостного понимания и видения историко-педагогического процесса, необходимо выводя его за рамки ограничений определенных стран и культур. Цивилизационный подход позволяет выявить культурную специфику, особенности и своеобразие развития российского образования в рамках всемирного историко-педагогического процесса [3, с. 272].

Образование во все времена было и остается соразмерным процессу исторического развития человеческого сообщества. Осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса - объективным требованием времени. Изучение содержания образования - следующая логическая ступень в формировании образа школы. И это изучение должно быть проведено не только на основе экспертных оценок, пусть даже коллективных и очень компетентных (например, уважаемых представителей учебнометодических объединений), но и посредством обоснованных, научно доказанных фактов. А это требует кропотливой и напряженной исследовательской работы в области образовательных технологий.

По нашему мнению, наиболее важными являются следующие восемь содержательных направлений развития общего образования, которые являются актуальными и сейчас:

1. Адекватная реальность естественно-научной картины мира. «Без естествознания нет спасения современному человеку, - справедливо еще в прошлом веке писал А.И. Герцен, - без него где-нибудь в душе остается монашеская келья и в ней мистическое зерно» [4, с. 533].

2. Логическое продолжение первой задачи заключается в доведении до обучающихся правил поведения в социуме. Уже со школьной скамьи человек должен знать установленные обществом социальные нормы и традиции социума, к которому он принадлежит.

3. Физические начала в человеке как части природы. Здесь актуальными выступают проблемы его безопасности и выживания. Уже с древних времен, например в школах Пифагора и Платона, были установлены правила физической гигиены человека, с которыми нам, людям начала 3-го тысячелетия, необходимо считаться и развивать их, особенно в современных неблагополучных экологических условиях.

4. Задача общего образования сопряжена с тенденцией значительного ухудшения здоровья молодого поколения.

5. Связь общего образования с развитием природных способностей молодого поколения.

6. Путь развития общего образования обусловлен необходимостью приобщения юношей и девушек к достижениям культуры, формированию у них навыков ориентации в ее многообразных проявлениях.

7. Обязательное овладение не только родным, но и иностранными языками. Их незнание ведет к нашей изоляции от мирового образовательного пространства и ограничению межкультурного общения.

8. Человек должен стать в общем образовании профессионально грамотным потребителем материальных и духовных продуктов общества. Проблема целей и содержания образования должна занять статус, соответствующий ее роли в обществе. Это означает, что решение вопросов образования должно иметь приоритетное значение среди важнейших социально-политических задач.

Педагогическую традицию в России рассматривают сегодня как наиболее устойчивый педагогический феномен, основной характеристикой которого является национальная специфика. Понятие педагогической традиции в России не только имеет тесную связь с ментальностью. Некоторые педагоги отмечают открытость традиционного стереотипа российского менталитета непривычным, заимствованным формам воздействия. Традиционные ценности российского национального образования постоянно актуализируют множественные формы мирового педагогического сознания. В основу российского образования были положены идеи И.И. Бецкого, М.В. Ломоносова, И.И. Новикова, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, К Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Однако так называемая «классическая» модель российской школы, определяющая характер современного европейского образования, сложилась также под влиянием философских и педагогических идей Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Д. Дьюи. Характеризуя современную традиционную систему образования России, следует отметить, что в центре внимания находится учебно-воспитательный процесс. Отношения между его участниками построены как субъектно-объектные, где субъект - преподаватель находится в ограниченных условиях, его деятельностью управляет учебный план и программа, жестко задающие рамки отношений. Объект - студент должен быть наполнен определенным объемом знаний, его роль пассивное усвоение информации.

В традиционной системе образования проблемы развития ребенка связываются чаще с «совершенствованием», «качественным улучшением», «принципиальным обновлением». Все эти определения так же, как и стоящие за ними практические усилия, в сущности, не затрагивают ни организационную модель управления образованием, ни содержание, ни структуру учебно-воспитательного процесса.

Содержательно традиционное обучение выстраивается как взаимосвязь обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учеников; обучающиеся выступают как объекты управления. Целью обучения здесь является усвоение предметных знаний, а в стиле руководства преобладает информационно-контролирующая функция и авторитарно-репрессивный стиль деятельности.

Зарождение и становление педагогически следует рассматривать лишь через призму исторического развития систем воспитания, которые сложились исторически и не имели научной обоснованности. В ходе практического применения многие основоположники педагогики, и дидактики в частности, взяли за основу именно исторически сложившиеся системы воспитания. Современная педагогика прежде всего направлена на конкретного человека, индивида с присущей ему уникальностью и неповторимостью.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Чаадаев П.Я. Философские мысли. М., 1995.

2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Избр. пед. соч. В 2 т. Т. I. М., 1974.

3. Корнетов Г.Б. Педагогическая традиция западной цивилизации: начало становления // Свободное воспитание. М., 1993.

4. Герцен А.И. Былое и думы. Ч. 1-3. М., 1958.

1. Chaadaev P.Y. Filosofskie mysli. M., 1995.

2. Ushinskiy K.D. Chelovek kak predmet vospitani-ya. Opyt pedagogicheskoy antropologii // Izbr. ped. soch. In 2 vols. T. I. M., 1974.

3. Kornetov G.B. Pedagogicheskaya traditsiya za-padnoy tsivilizatsii: nachalo stanovle-niya // Svo-bodnoe vospitanie. M., 1993.

4. Gertsen A.I. Byloe i dumy. Pt. 1-3. M., 1958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.