Научная статья на тему 'Педагогические проблемы развития линии в детском рисунке'

Педагогические проблемы развития линии в детском рисунке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
762
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНИЯ / ДЕТСКИЙ РИСУНОК / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ГРАФИТНЫЙ КАРАНДАШ / ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ / ФЛОМАСТЕРЫ / ГУАШЬ / LINE / CHILDREN''S DRAWING / GRAPHIC ARTS / GRAPHITE PENCIL / WAX CRAYONS / MARKERS / GOUACHE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова Елена Сергеевна

Линия является одним из основных выразительных средств в рисунке. Ребенок, когда начинает держать карандаш, знакомится с линией. Взрослея, изменяется и характер линии, при помощи которой он рисует. Этапы развития линии в детском рисунке описаны Е.И. Игнатьевым. Он выделяет следующие степени развития линии: 1) простая проволочная линия; 2) сложная нащупывающая линия; 3) штриховая линия; 4) валерная линия. Автором статьи выявлены типичные ошибки в изображении линии в детских рисунках в 1-4 классах на уроках изобразительного искусства. Эти ошибки проанализированы и систематизированы по следующим учебным проблемам: хаотичная линия, небрежная линия, аккуратная линия, разнохарактерная линий, художественно-образная линия, вспомогательная линия. Автор статьи выделяет основные учебные задачи, которые будут направлены на развитие выразительности линии в детских рисунках в начальных классах. В статье ставиться задача развития умения выполнять линии младшими школьниками и графическими и живописными художественными материалами. Для учащихся младших классов предлагается серия уроков, состоящая из двух блоков направленная на развитие выразительности линии в рисунке. В первом блоке это уроки с использованием графических художественных материалов: фломастеров, цветных восковых мелков. И во втором блоке уроков с использованием живописного художественного материала гуаши. Описаны и проиллюстрированы уроки изобразительного искусства двух блоков. Впервые в методике обучения акцент развития линии выполняемой ребенком направлен на линию выполненную кистью. Продемонстрированный подход реализует один из принципов художественного образования пристальное внимание к творческому развитию ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM EXPRESSIVENESS DEVELOPMENT IN CHILD''S DRAWING

Line is one of main means of expression in drawing. The child, when he begins to hold a pencil to get acquainted with the line. Growing up, changed and the nature of the line with the help of which he draws. Line development stages in child's drawing was described by E.I. Ignatiev. It identifies the following degree line of development: 1) a simple wire line; 2) difficult to grope line; 3) the dashed line; 4) velarn line. Article author reveals the common mistakes in the image lines in children's drawings in 1-4 classes at lessons of the fine arts. These mistakes are analyzed and systematized in the following educational issues: chaotic line, careless line, trim line, diverse lines, artistically-shaped line, auxiliary line. The author highlights the main learning objectives, which will focus on the development of expression lines in children's drawings in the primary grades. This article aims at providing the ability to perform line younger students and graphic and pictorial art materials. A course of lessons is presented to younger children. The course consists out of two sections. The whole course is dedicated to drawing line expressiveness development. The first section of the course lessons of various graphics art means like felt pens and colorful crayons. The second part of the course is dedicated to the painting art mean like gouache. Are described and illustrated the lessons of the fine arts of the two blocks. For the first time in the development of teaching methods focus line executed child sent to the line made by brush. Demonstrated approach implements one of the principles of art education attention to the creative development of the child

Текст научной работы на тему «Педагогические проблемы развития линии в детском рисунке»

УДК 372.874, ББК 74.268.51 О Е.С. Лыкова

Е.С. Лыкова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИНИИ В ДЕТСКОМ РИСУНКЕ

Линия является одним из основных выразительных средств в рисунке. Ребенок, когда начинает держать карандаш, знакомится с линией. Взрослея, изменяется и характер линии, при помощи которой он рисует. Этапы развития линии в детском рисунке описаны Е.И Игнатьевым. Он выделяет следующие степени развития линии: 1) простая проволочная линия; 2) сложная нащупывающая линия; 3) штриховая линия; 4) валерная линия. Автором статьи выявлены типичные ошибки в изображении линии в детских рисунках в 1-4 классах на уроках изобразительного искусства. Эти ошибки проанализированы и систематизированы по следующим учебным проблемам: хаотичная линия, небрежная линия, аккуратная линия, разнохарактерная линий, художественно-образная линия, вспомогательная линия. Автор статьи выделяет основные учебные задачи, которые будут направлены на развитие выразительности линии в детских рисунках в начальных классах. В статье ставиться задача развития умения выполнять линии младшими школьниками и графическими и живописными художественными материалами. Для учащихся младших классов предлагается серия уроков, состоящая из двух блоков направленная на развитие выразительности линии в рисунке. В первом блоке - это уроки с использованием графических художественных материалов: фломастеров, цветных восковых мелков. И во втором блоке уроков с использованием живописного художественного материала - гуаши. Описаны и проиллюстрированы уроки изобразительного искусства двух блоков. Впервые в методике обучения акцент развития линии выполняемой ребенком направлен на линию выполненную кистью. Продемонстрированный подход реализует один из принципов художественного образования - пристальное внимание к творческому развитию ребенка.

Ключевые слова: линия, детский рисунок, изобразительное искусство, графитный карандаш, восковые мелки, фломастеры, гуашь.

овременное художественное

I образование стоит на позициях сочетания хорошей теоретической базы, высокой практической подготовки и развития творческой активности. Освоению основ изобразительной грамоты и овладению выразительными средствами графики и живописи посвящены работы С.Е. Игнатьева [2], С.П. Ломова [3], Л.Г. Медведева [7], Е.С. Лыковой [4, 5], О.П. Савельевой [9] и др.

Линия является одним из основных изобразительных средств в рисунке. К.Ф. Юон говорил о том, что линия и поверхность являются техническими слагаемыми художественной формы. Не все линии в рисунке имеют одинаковое значение. Есть линии, которые определяют собой изображение предмета. Простейшее изображение - изображение линейное. Однако линия, являясь тончайшим и ответственейшим элементом рисунка, выражает одновременно и самую высшую ступень художественной культуры и рисунка. Совершенство линии является показателем мастерства.

Ребёнок с самого раннего возраста, когда начинает держать карандаш знакомиться с линией. Взрослея, изменяется и характер линии при помощи, которой он рисует. Этапы развития линии в детском рисунке описаны Е.И. Игнатьевым в книге «Психология изобразительной деятельности детей». Он выделяет следующие степени развития линии: 1) простая проволочная линия; 2) сложная нащупывающая линия; 3) штриховая линия; 4) валерная линия.

Под простой проволочной линией Е.И. Игнатьев понимает всякую непрерывную линию. Эта линия может быть различной длины в зависимости от задач изображения. Характерной ее особенностью является одинаковая толщина на всем протяжении. Форма этой линии может быть самая разнообразная. Эта линия господствует в рисунках детей дошкольного возраста. В рисунках детей 12-13 лет она теряет значение основной линии.

Под сложной нащупывающей линией Е.И. Игнатьев понимает изобразительную линию, которая состоит из целого ряда мельчайших отрезков линий, положенных один около другого. Такая линия обычно встречается в рисунках отдельных детей не ранее семилетнего возраста. Чаще всего этой линией пользуются подростки и многие взрослые при прорисовывании сложных контуров изображаемых предметов.

Штриховая линия - чистая линия, очень правильная и уверенно очерчивающая контур предмета. Впервые встречается у технически грамотных подростков и художников.

Валерная линия - это линия, которая на своем протяжении изменяет толщину и нажим в зависимости от изобразительных задач. Эта линия встречается обычно только в рисунках крупных мастеров-художников.

Исследовал использование ребенком линии в рисунке на современном этапе С.Е. Игнатьев [1]. В 68 лет ребенок уже хорошо владеет простой проволочной линией, и она превращается в более или менее совершенное средство изображения. Школьники 1-2 классов обычно пользуются для

изображения простой, проволочной изобразительной линией. При условии нормального обучения изобразительному искусству в школе учащиеся, начиная с 3 класса, переходят к использованию сложной нащупывающей изобразительной линии в своих рисунках. Отдельные учащиеся 5-6 классов начинают пользоваться в своих рисунках штриховой изобразительной линией. Ребенок в процессе своей изобразительной деятельности проходит путь от простой линии к сложной и от нее - к штриху.

Нами выявлены типичные ошибки изображения линии в детских рисунках в 1-4 классах на уроках изобразительного искусства. Они связаны с двумя факторами: возрастными особенностями ребёнка и ошибками в методике обучения детей. Эти ошибки мы проанализировали по следующим учебным проблемам:

1. Рисунок выполнен хаотичной линией. Чаще всего это происходит, оттого что ребенок еще плохо управляет кистью руки, линии наносятся со степенью случайности.

2. Изображение выполнено небрежной линией. Ребенок частично не владеет техникой работы карандашом, не может с достаточной степенью управлять движениями кисти руки, из-за чего линия имеет небрежный характер.

3. Рисунок выполнен аккуратной линией. Но она вялая, безликая, не интересная. Рисунок выполнен линией, не имеющей характера.

4. Не умение использовать линию для передачи характера изображения будь то пейзаж, портрет, животное, птица и др. В рисунках мало присутствует изображение разнохарактерных линий (тонкая, толстая, прямая, волнистая, плавная, острая, закругленная спиралью и др.).

5. Не использование линий для выполнения художественно-образного решения изображения и передачи своего отношения к окружающему миру. Выполнение при помощи художественно-образной линии эмоционального состояния изображения.

6. Чаще всего на уроках изобразительного искусства выполняется вспомогательная линия как средство для выполнения предварительного рисунка. И соответственно формируется у детей восприятие линии и навыки работы, когда линия в рисунках не передает настроения, характера работы, а носит только повествовательный характер изображения. Не используются методы развития и формирования правильных навыков выполнения художественной линии в работе. Нет заданий, которые бы влияли на развитие данных художественных качеств у ребенка с использованием линии.

Мы выделяем основные учебные задачи, которые будут направлены на развитие линии на уроках изобразительного искусства в начальных классах:

1. Развитие техники владения линией (ребенок владеет техникой работы карандашом, может с достаточной степенью управлять движениями кисти руки).

2. Изображение разнохарактерных линий (тонкая, толстая, прямая, волнистая, плавная, острая, закругленная спиралью и др.)

3. Выполнение при помощи линии эмоционального состояния изображения (использование разнохарактерных линий для выполнения художественно-образного решения изображения и передачи своего отношения к окружающему миру).

Эти учебные задачи для младших классов были реализованы в серии уроков, состоящей из двух блоков направленных на развитие выразительности линии в детском рисунке.

В блоке занятий «Основы линии» с младшими школьниками мы провели цикл занятий на развитие и формирование одного из главных выразительных средств в изобразительном искусстве - линии. Ребёнок с самого раннего возраста, когда начинает держать карандаш знакомиться с линией. Ребенок взрослеет, изменяется и характер линии при помощи, которой он рисует. Этапы развития линии в детском рисунке описаны Е.И. Игнатьевым он описывает линию выполненную графитным карандашом. Мы ставим задачу в развитии умения выполнять линии младшими школьниками и графическими и живописными художественными материалами. С графическими материалами, такими как карандаш, фломастер ребёнок знаком с дошкольного возраста. Задача уроков изобразительного искусства сформировать у ребенка понимание о том, что линия в художественном смысле может быть разная и восприятие рисунка зависит от того какой линией выполнено изображение. Что при помощи линии мы можем выразить свое настроение, чувства, передать свое отношение к изображаемому, придать рисунку определенное настроение и состояние. Линия может создавать разнообразные формы. Линия бывает разной: тонкая, широкая, прямая, волнистая, зигзагообразная. Линией можно передать: мягкость, плавность, пушистость, гладкость. При помощи линии можно изображать различные фактуры предметов. В рисунке необходимо научить ребенка пользоваться различными типами линий, штрихов, точек для передачи определенных характеристик предметов. Например, котенок пушистый - можно наклонить мелок или карандаш, чтобы придать линии дополнительную толщину и рыхлость. Или колючий еж - тогда надо выполнять резкие отрывистые линии передающие колючки и т.д.. При проведении занятий показываются работы художников выполненные графическими материалами это могут быть линейные рисунки В. Ватагина, В. Гога, П. Пикассо, Н. Рушевой, В. Серова, А. Матисса, А. Мухи и др.

Традиционно понятие линии связывается с техникой графитного карандаша или другими графическими материалами [6]. Для младшей школы мы предлагаем серию заданий в первом блоке уроков с использованием фломастеров, цветных восковых мелков. Выполняя работу графическими материалами, мы укрепляем и тренируем крепость и

твердость руки ребёнка. Что положительно сказывается не только в развитии технических возможностей ребенка, но и влияет на качество выполнения письма. И предлагаем второй блок уроков, когда линия будет выполняться кистью. При выполнении линии кистью так же тренируется рука, но уже задействуется в развитии другие группы мышц, так как кисть не опирается на поверхность бумаги как фломастер, а должна скользить по ней.

В первом блоке уроков - развитие навыков в работе фломастерами, цветными мелками мы предлагаем урок на тему: «В лесу зимой». Материал к уроку - тонированная серая бумага, черный фломастер. Задачи, которые ставились при

выполнении этого задания, - научиться выполнять линии разного характера для передачи красоты зимних деревьев разной формы. Развитие композиционных навыков, передача

пространственных явлений (ближе больше дерево -дальше меньше), попытаться передать настроение через графическую линию. Попытаться передать пространство в горизонтальной плоскости земли. Постараться передать ажурность линией в изображении зимних деревьев. Учащимся предлагалось выполнить композицию по представлению.

Следующим заданием был урок на тему: «Морские камушки» «Рис. 1».

Рис. 1. «Морские камушки», Варя К., 7 лет

Работа выполнялась в смешанной технике (восковые мелки + акварель). Задача, которая ставилась перед детьми - при помощи линий создать разнообразную цветовую фактуру морских камней. При объяснении задания обращалось внимание на ритмическое расположение камней вынесенных

водой, на чередование в размерах и цвете камней, на композиционную заполненность листа, на технику работы смешанными материалами.

Другим заданием было рисование на тему: «Новогодние подарки» «Рис. 2».

Рис. 2. «Новогодние подарки», Арсений Ч., 8 лет

Материал к уроку - белая бумага, набор Нового Года. Всем, было приятно помечтать, какие

цветных фломастеров. На уроке мы продолжали формирование навыка и умения в выполнении разнообразных линий. Задание для выполнения было - нарисовать коробки с подарками, но при этом коробки должны быть «прозрачные». Учащиеся с удовольствием выполняли это задание накануне

подарки может принести Дед Мороз. Работы получились светлые, радостные как сам Новогодний праздник.

Другим заданием был урок на тему: «Древние окаменелости» «Рис. 3».

Рис. 3. «Древние окаменелости» , Арсений Ч., 8 лет

Работа выполнялась в смешанной технике (восковые мелки + акварель). Цель и задачи этого задания - формирование творческого воображения, развитие композиционных навыков, закрепление знаний о первом и втором плане, формирование творческого мышления, совершенствование технических навыков работы восковыми мелками и акварельными красками, умение выразить в рисунке свои мысли, чувства, характер отношения при помощи линии к древним окаменелостям. Задание

сопровождалось беседой о найденных окаменелостях, значении находок в изучении древнего мира, показом фотографий, иллюстраций с найденными окаменелостями. Рассказом о цветовом решении для создания атмосферы пещеры.

Далее были проведены уроки, направленные на развитие выполнения линии в работе цветными фломастерами на тему: «Волшебный цветок» «Рис. 4», «Сказочный петушок» «Рис. 5».

Рис. 4. «Волшебный цветок», Софья Р., 6 лет

И уроки на развитие характера линии в технике мелков и пастели «Мои друзья» «Рис. 6» и «Африканские животные» «Рис. 7». В ходе работы с

детьми обязательно применяется индивидуальный подход.

Рис. 6. «Мои друзья», Софья С., 8 лет

Рис. 7. «Африканские животные», Илья М., 8 лет

Во втором блоке уроков - мы предлагаем работу кистью в развитии умения проводить линии на уроке на тему: «Зимний пейзаж» (рис. 8).

Рис. 8. «Зимний пейзаж», Аня Б., 6 лет

Материал к уроку - тонированная бумага, гуашь. В этой части уроков мы обращали внимание детей и учили, как при помощи кисти выполнить разнохарактерные линии. Не всем учащимся легко давалось выполнение тонких, волнистых, плавных, изгибистых линий кистью. Ребенок должен быть понять, сколько надо взять воды и краски на кисть, чтобы линия получалась такой, какой он ее

задумывал. На этих уроках необходимо было научиться работать кистью не живописным мазком, а линией имеющей одинаковый нажим и толщину, то есть имеющей графический характер.

Были проведены уроки на темы: «Одуванчики» (рис. 9), «Музыкант» (рис. 10), «Зимний городок» (рис. 11).

Рис. 10. «Музыкант», ВаряМ., 7 лет

Рис. 11. «Зимний городок», Арсений Ч., 9 лет

Все уроки из данного блока формируют и развивают у ребенка возможность выразить свое отношение к окружающему миру таким художественным средством как линия. Передать многообразие своих чувств к происходящему вокруг ребенка линейными средствами.

Продемонстрированный подход реализует один из принципов художественного образования -пристальное внимание к творческому развитию юного художника [8].

Таким образом, линия в детском рисунке является одним из самых содержательных компонентов художественной выразительности. При помощи линии можно раскрыть идею, подчеркнуть основное и главное в рисунке. Линия является одним из важных изобразительно-выразительных средств искусства, развитие которой имеет ценное значение для успешной учебно-творческой деятельности младших школьников.

Библиографический список

1. Игнатьев, С.Е. Линия в рисунках детей [Текст] / С.Е. Игнатьев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Методика обучения изобразительному и декоративному искусству. -2007.-№ 1.-С. 13-21.

2. Игнатьев, С.Е. Рисуют младшие школьники [Текст] / С.Е. Игнатьев // Начальная школа. - 2005. - №1. -С.26-28.

3. Ломов, С.П. Изобразительное искусство как фактор формирования научного мировоззрения школьников [Текст] / С.П. Ломов, Л.Г. Медведев // Философия образования. - 2015. - № 6 (63). - С. 168-180.

4. Лыкова, Е.С. Анализ возрастных особенностей развития детского рисунка [Текст] / Е. С. Лыкова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. - №3 (19). - С. 134-139.

5. Лыкова, Е.С. Развитие композиционного мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства [Текст] / Е.С. Лыкова // Начальная школа. - 2017. - № 2. - С. 61-68.

6. Лыкова, Е.С. Технические навыки владения художественными материалами младшими школьниками [Текст] / Е. С. Лыкова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 15 (1). - С. 135-138.

7. Медведев, Л.Г. Современные проблемы эстетического воспитания учащихся [Текст] / Л.Г. Медведев // Философия образования. - 2016. - № 6 (69) - С. 134-140.

8. Медведев, Л.Г. Педагогика детского изобразительного творчества [Текст] / Л.Г. Медведев, Н.В. Чека-лева // Омский научный вестник, серия «Общество. История. Современность». - 2012. - № 2 (106). - С. 233-35.

9. Савельева, О.П. Творческое развитие ребенка в изобразительной деятельности: тенденции и проблемы [Текст] / О.П. Савельева // Актуальные проблемы теоретических и прикладных исследований: язык, культура, ментальность. Материалы международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова. - 2014. - С. 237-241.

References

1. Ignat'yev S.Ye. Lineynyye risunki u detey [The line drawings in children]. Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Metody prepodavaniya izobrazitel'nogo i dekorativnogo iskusstva, 2007, no. 1, pp. 13-21.

2. Ignat'yev S.Ye. Risuyut mladshiye shkol'niki [Paintings of junior high school students]. Nachal'naya shkola, 2005, no. 1, pp. 26-28.

3. Lomov S.P., Medvedev L.G. Izobrazitel'noye iskusstvo kakfaktor formirovaniya nauchnogo mirovozzreniya shkol'nikov [Art as a factor of formation of scientific outlook of schoolboys]. Filosofiya obrazovaniya, 2015, no. 6 (63), pp. 168-180.

4. Lykova Ye.S. Analiz vozrastnykh osobennostey razvitiya detskogo risunka [Analysis of age characteristics of children's drawings]. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekhnologiy, 2016, no. 3 (19), pp. 134139.

5. Lykova Ye.S. Razvitiye kompozitsionnogo myshleniya u mladshikh shkol'nikov na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva. [Development of composite thinking at younger schoolboys at lessons of the fine arts]. Nachal'naya shkola, 2017. no. 2, pp. 61-68.

6. Lykova Ye.S. Tekhnicheskiye navyki vladeniya khudozhestvennymi materialami mladshimi shkol'nikami [Technical skills with art materials younger students]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 15 (1), pp. 135-138.

7. Medvedev L.G. Sovremennyye problemy esteticheskogo vospitaniya uchashchikhsya [Modern problems of aesthetic education of pupils]. Filosofiya obrazovaniya, 2016, no. 6 (69), pp. 134-140.

8. Medvedev L.G., Chekaleva N.V. Pedagogika detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva [Children's fine art pedagogy]. Omskiy nauchnyy vestnik, 2012, no. 2 (106), pp. 233-235.

9. Savel'yeva O.P. Tvorcheskoye razvitiye rebenka v izobrazitel'noy deyatel'nosti: tendentsii i problemy [The creative development of the child in the graphic activity: trends and challenges]. [Aktual'nyye problemy teoreticheskikh

i prikladnykh issledovaniy: yazyk, kul'tura, mental'nost'. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferent-sii]. Magnitogorskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet im. G.I. Nosova, 2014, pp. 237-241.

PROBLEM EXPRESSIVENESS DEVELOPMENT IN CHILD'S DRAWING

Elena S. Lykova,

Associate Professor, Omsk State Pedagogical University

Abstract. Line is one of main means of expression in drawing. The child, when he begins to hold a pencil to get acquainted with the line. Growing up, changed and the nature of the line with the help of which he draws. Line development stages in child's drawing was described by E.I. Ignatiev. It identifies the following degree line of development: 1) a simple wire line; 2) difficult to grope line; 3) the dashed line; 4) velarn line. Article author reveals the common mistakes in the image lines in children's drawings in 1-4 classes at lessons of the fine arts. These mistakes are analyzed and systematized in the following educational issues: chaotic line, careless line, trim line, diverse lines, artistically-shaped line, auxiliary line. The author highlights the main learning objectives, which will focus on the development of expression lines in children's drawings in the primary grades. This article aims at providing the ability to perform line younger students and graphic and pictorial art materials. A course of lessons is presented to younger children. The course consists out of two sections. The whole course is dedicated to drawing line expressiveness development. The first section of the course lessons of various graphics art means like felt pens and colorful crayons. The second part of the course is dedicated to the painting art mean like gouache. Are described and illustrated the lessons of the fine arts of the two blocks. For the first time in the development of teaching methods focus line executed child sent to the line made by brush. Demonstrated approach implements one of the principles of art education -attention to the creative development of the child.

Key words: line, children's drawing, graphic arts, graphite pencil, wax crayons, markers, gouache.

Сведения об авторе:

Лыкова Елена Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, 14), e-mail: dekanat.izo@mail.ru. Статья поступила в редакцию 28.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.