Научная статья на тему 'Изображение натюрморта школьниками младших классов'

Изображение натюрморта школьниками младших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2635
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РИСУНОК РЕБЕНКА / НАТЮРМОРТ / STILL LIFE / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / CHILD'' DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова Елена Сергеевна

Ш показать последовательность развития у младших школьников умений и навыков изображения пространства. Формирование пространственных представлений оказывает существенное влияние на становление личности ребенка, его подготовку к различным видам деятельности и связано с развитием мыслительных способностей. Поэтому знакомство учащихся с основами отображения пространства на уроках изобразительного искусства важно не только с эстетической, но и с психологической и интеллектуальной точек зрения. Овладение реалистической (графической и живописной) формой и умением почувствовать и передать пространство эффективнее всего происходит во время рисования с натуры, для которого в школьных условиях удобнее всего использовать натюрмортные постановки. Методика и методы. На базе омских общеобразовательных школ автором была проделана опытно-поисковая работа с элементами эксперимента, целью которой было выявление возрастной эволюции детского рисунка натюрморта с натуры. Работе предшествовал анализ теоретических положений искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по художественному и творческому развитию младших школьников, а также исследование проблемы обучения школьников изображению пространства в пейзаже. Результаты. Выделены шесть этапов развития в начальных классах умения передавать пространство натюрмортных постановок: 1) предметы располагаются на одной линии (по принципу фризовости), чаще всего на нижнем крае листа бумаги; 2) предметы находятся на одной линии чуть выше, появляется изображение предметной плоскости в виде узкой полоски, параллельной низу бумаги; 3) предметы на одной линии, плоскость, где они размещены, нередко нарисована с небольшим наклоном и делит лист чуть ниже середины; 4) предметы находятся на разных уровнях, предметная плоскость изображается двумя линиями с передачей перспективы; 5) предметы на разных уровнях, наблюдается их загораживание, предметная плоскость передается в перспективе двумя или тремя линиями; 6) предметы на разных уровнях, обязательны их загораживание и перспектива, возможно изображение предметной плоскости на разных уровнях. Научная новизна. Систематизированы и проиллюстрированы стадии совершенствования пространственного изображения в детских рисунках на примерах работ с натюрмортом. Обретение учащимися изобразительной грамотности согласно описанным этапам поможет создать у них прочный фундамент для формирования пространственного видения, навыки которого помогут в дальнейшем при изучении основ линейной перспективы. Практическая значимость. Изложенные теоретические и практические аспекты проблемы изображения натюрморта в младшей школе могут быть использованы учителями изобразительного искусства при разработке заданий базового уровня, характеризующего исполнительскую компетентность обучающихся, а также заданий повышенного уровня, соответствующих зоне ближайшего развития, обеспечивающей выполнение требований стандарта второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Still Life Drawing by Junior Pupils

The aim of the research is to demonstrate the junior pupils' skills development in still life drawing. Being related to the child's cognitive abilities, well-developed linear space perception positively affects the personality and readiness for various activities. Therefore, pupils' acquaintance with the basics of still life drawing in arts classes has both the aesthetic and psychological and intellectual benefits. Methodology is based on the analysis of theoretical concepts of art criticism, psychological and pedagogical works on developing artistic and creative skills of junior pupils, along with the teaching problems of picturing the space in still life drawings. The author carried out the research and experimental work in the Omsk comprehensive schools to identify the age evolution of children's still life drawings. The research results denote the following development stages of junior pupils' skills related to still life picturing: the first stage still life objects are aligned to the lower paper edge; the second stage objects are placed on a horizontal line above the lower paper edge, the object plane being parallel to it; the third stage -still life objects are aligned to a single line with the spatial representations of the object planes pictured as a slightly inclined line dividing the paper below the middle of the sheet; the fourth stage objects are pictured on different heights (above or below each other), the object plane is pictured with two lines reflecting the perspective; the fifth stage still life objects are pictured on different heights, object overlapping being common and the perspective reflection of the object planes pictured with two or three lines; the sixth stage objects are placed on different levels, overlapping being obligatory and a multilevel object planes possible. Scientific novelty implies a systematic analysis, description and illustration of development stages of space picturing in children's still life drawings. Acquisition of the drawing literacy by junior pupils according to the above stagers makes a foundation for fostering the spatial perception a skill necessary for learning the basics of linear perspective. Practical value is related to the impact of theoretical and practical aspects of the still life drawing that can be used by the arts teachers in the primary school for developing the basic and higher level tasks complying with the new educational standards.

Текст научной работы на тему «Изображение натюрморта школьниками младших классов»

Образование и наука. 2014. № 8 (11 7)

КОНСУЛЬТАЦИИ

УДК 372.874

Лыкова Елена Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания, заместитель декана факультета искусств Омского государственного педагогического университета, Омск E-mail: dekanat.izo@mail.ru

ИЗОБРАЖЕНИЕ НАТЮРМОРТА ШКОЛЬНИКАМИ МЛАДШИХ

КЛАССОВ

Аннотация. Ш - показать последовательность развития у младших школьников умений и навыков изображения пространства. Формирование пространственных представлений оказывает существенное влияние на становление личности ребенка, его подготовку к различным видам деятельности и связано с развитием мыслительных способностей. Поэтому знакомство учащихся с основами отображения пространства на уроках изобразительного искусства важно не только с эстетической, но и с психологической и интеллектуальной точек зрения. Овладение реалистической (графической и живописной) формой и умением почувствовать и передать пространство эффективнее всего происходит во время рисования с натуры, для которого в школьных условиях удобнее всего использовать натюрмортные постановки.

Методика и методы. На базе омских общеобразовательных школ автором была проделана опытно-поисковая работа с элементами эксперимента, целью которой было выявление возрастной эволюции детского рисунка натюрморта с натуры. Работе предшествовал анализ теоретических положений искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по художественному и творческому развитию младших школьников, а также исследование проблемы обучения школьников изображению пространства в пейзаже.

Результаты. Выделены шесть этапов развития в начальных классах умения передавать пространство натюрмортных постановок: 1) предметы располагаются на одной линии (по принципу фризовости), чаще всего на нижнем крае листа бумаги; 2) предметы находятся на одной линии чуть выше, появляется изображение предметной плоскости в виде узкой полоски, параллельной низу бумаги; 3) предметы на одной линии, плоскость, где они размещены, нередко нарисована с небольшим наклоном и делит лист чуть ниже середины; 4) предметы находятся на разных уровнях, предметная плоскость изображается двумя линиями с передачей перспективы; 5) предметы на раз-

ных уровнях, наблюдается их загораживание, предметная плоскость передается в перспективе двумя или тремя линиями; 6) предметы на разных уровнях, обязательны их загораживание и перспектива, возможно изображение предметной плоскости на разных уровнях.

Научная новизна. Систематизированы и проиллюстрированы стадии совершенствования пространственного изображения в детских рисунках на примерах работ с натюрмортом. Обретение учащимися изобразительной грамотности согласно описанным этапам поможет создать у них прочный фундамент для формирования пространственного видения, навыки которого помогут в дальнейшем при изучении основ линейной перспективы.

Практическая значимость. Изложенные теоретические и практические аспекты проблемы изображения натюрморта в младшей школе могут быть использованы учителями изобразительного искусства при разработке заданий базового уровня, характеризующего исполнительскую компетентность обучающихся, а также заданий повышенного уровня, соответствующих зоне ближайшего развития, обеспечивающей выполнение требований стандарта второго поколения.

Ключевые слова: рисунок ребенка, натюрморт, пространство.

Lykova Yelena S.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Omsk State Pedagogical University, Omsk.

E-mail: dekanat.izo@mail.ru

THE STILL LIFE DRAWING BY JUNIOR PUPILS

Abstract. The aim of the research is to demonstrate the junior pupils' skills development in still life drawing. Being related to the child's cognitive abilities, well-developed linear space perception positively affects the personality and readiness for various activities. Therefore, pupils' acquaintance with the basics of still life drawing in arts classes has both the aesthetic and psychological and intellectual benefits.

Methodology is based on the analysis of theoretical concepts of art criticism, psychological and pedagogical works on developing artistic and creative skills of junior pupils, along with the teaching problems of picturing the space in still life drawings. The author carried out the research and experimental work in the Omsk comprehensive schools to identify the age evolution of children's still life drawings.

The research results denote the following development stages of junior pupils' skills related to still life picturing: the first stage - still life objects are aligned to the lower paper edge; the second stage - objects are placed on a horizontal line above the lower paper edge, the object plane being parallel to it; the third stage -still life objects are aligned to a single line with the spatial representations of the object planes pictured as a slightly inclined line dividing the paper below the mid-

dle of the sheet; the fourth stage - objects are pictured on different heights (above or below each other), the object plane is pictured with two lines reflecting the perspective; the fifth stage - still life objects are pictured on different heights, object overlapping being common and the perspective reflection of the object planes pictured with two or three lines; the sixth stage - objects are placed on different levels, overlapping being obligatory and a multilevel object planes possible.

Scientific novelty implies a systematic analysis, description and illustration of development stages of space picturing in children's still life drawings. Acquisition of the drawing literacy by junior pupils according to the above stagers makes a foundation for fostering the spatial perception - a skill necessary for learning the basics of linear perspective.

Practical value is related to the impact of theoretical and practical aspects of the still life drawing that can be used by the arts teachers in the primary school for developing the basic and higher level tasks complying with the new educational standards.

Keywords: child' drawing, still life, space.

Обучение изображению пространства в курсе изобразительного искусства в общеобразовательной школе - сложный многоэтапный процесс. Он реализуется через последовательно поставленные учебные задачи на протяжении всего школьного курса, начиная с младших классов.

Б. П. Юсов выделил несколько методических правил формирования у учащихся начальных классов навыков объемно-пространственных изображений:

• с первых занятий детский рисунок должен пониматься и преподаваться как потенциальное пространство (в отличие от так называемого условно-плоского изображения);

• следует начинать с изображения многопредметного пространства и постепенно подводить детей к изображению единичных предметов с учетом наглядной перспективы;

• нужно продвигаться от изображения открытого пространства (пейзажа) к передаче особенностей пространства закрытого (комнаты, замкнутой формы единичных геометрических тел или форм и т. д.);

• обучение надо начинать с наглядного изображения пространственных явлений и плавно подводить к освоению законов научной линейной перспективы и светотени в старшем возрасте;

• овладение способами изображения пространства имеет комплексный характер и подкрепляется такими видами изобразительной

деятельности на уроках, как лепка, аппликация, прикладная деятельность, конструирование на плоскости и в объеме [5, с. 119].

Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что обучение изображению пространства начинается

• в младших классах общеобразовательной школы

- с передачи пространственных явлений в пейзаже;

- освоения наглядной перспективы предметов натюрморта;

• в средних классах:

- с изучения правил и законов линейной перспективы в пейзаже;

- конструктивного и объемного построения предметов натюрморта.

Тому, как учить школьников передавать пространство в пейзаже, была посвящена наша предыдущая статья [7]. Частично те же вопросы обсуждаются в публикации С. Е. Игнатьева, П. Н. Кандыбея «Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством» [2]. В данной работе мы рассмотрим проблемы обучения изображению пространства в натюрморте на начальной ступени школьного образования и проиллюстрируем этапы развития умений и навыков этих изображений в детском рисунке.

Формирование пространственных представлений оказывает существенное влияние на становление личности ребенка, на его подготовку к различным видам деятельности и связано с развитием его мыслительных способностей. Поэтому знакомство учащихся с основами отображения пространства на уроках изобразительного искусства важно не только с эстетической, но и с психологической и интеллектуальной точек зрения. Овладение реалистической (графической и живописной) формой и умением почувствовать и передать пространство эффективнее всего происходит во время рисования с натуры. Попробуем объяснить почему.

Рисование с натуры является двусторонним процессом - одновременно и познавательным, и изобразительным. Обе стороны этого процесса тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Ребенок должен сначала осознать формы предметов, которые предстоит изображать, их структуру, расположение в пространстве относительно друг друга и той плоскости, на которой они находятся, а потом выразить свое восприятие на бумаге. В рисунке и живописи это происходит

по-разному: если в рисунке реалистическое изображение достигается построением, то в живописи - умением видеть и составлять колористические оттенки [1, 9].

В школьных условиях для рисования с натуры удобнее всего использовать натюрморты [6, с. 90]. Несложные постановки являются хорошим объектом, на примере которого преподаватель в наглядной форме может объяснить пространственное соотношение предметов.

Первоочередная задача учителя - стараться развить у подопечных на занятиях умение видеть составляющие композиции в целом и научить так же целостно передавать зрительные впечатления в рисунке. В младшем школьном возрасте трудно организовать длительное наблюдение предметов. Они и их детали только на короткое время занимают внимание ребенка, который обычно скользит по ним взором, узнает и очень редко анализирует, а в процессе рисования во многом предается фантазии, часто акцентируя какие-либо отдельные элементы изображаемого. В связи с этим целое, общее в восприятии компонентов композиционной постановки часто опускается, ускользает. Чтобы этого не происходило, преподавателю необходимо разбивать сложную учебную задачу передачи пространства в натюрморте на ряд простых, которые лучше реализовывать в течение нескольких уроков с поэтапным показом и разъяснением свойств и строения натуры.

Младшего школьника интересует главным образом содержание изображаемого, и он мало обращает внимания на форму предмета [3, с. 84]. Учителю следует объяснить детям, что даже самая сложная форма состоит из простейших геометрических фигур. Процесс осознания формы тотчас должен сопровождаться процессом ее выражения на бумаге, благодаря чему и будет запущен механизм формирования понимания структуры предмета в пространстве.

Законы и правила изобразительного искусства усваиваются в результате сознательного отношения к работе. Учебные задания должны давать полное представление о натуре, о ее форме, пластике, пропорциях и строении. Для этого учитель должен знать особенности зрительного восприятия ребенка [12, с. 100]. Без этого он не сможет объяснить ученикам, почему окружающие нас предметы часто представляются нам не такими, какие они есть в реальности; почему параллельные линии кажутся сходящимися, а круг выглядит как эллипс и т. п.

Маленькие дети видят предметы не как взрослые: для них они как бы стоят рядом друг с другом или имеют определенную линейную последовательность, именно поэтому самые младшие школьники изображают предметы цепочкой, располагая на одной линии. Это так называемый принцип фризовости, или строчности. Такой способ рисования у детей стихиен и основан на личных наблюдениях. Подобные изображения - начальная форма организованного построения пространства в рисунке, которая наблюдается почти у каждого ребенка. Хотя изображения бывают нескольких типов: в строчку у нижнего края листа бумаги (наиболее распространенные); в строчку посередине листа; в несколько ярусов, или строчек. Последний тип обусловлен желанием увеличить пространственную глубину и является уже ступенью поиска качественно новых способов передачи пространства на плоскости. Опираясь на то лучшее, что есть в детских рисунках на данном этапе развития, учитель должен показывать ученикам более совершенные варианты отображения пространства. На первых порах вполне достаточно разместить предметы на разных уровнях, но впоследствии обязательно нужно требовать передачи границы горизонтальной плоскости стола и вертикальной плоскости фона.

Педагог должен продемонстрировать детям преимущества размещения предметов не в строчку, а по всей горизонтальной поверхности листа. Для этого он вводит в объяснения категории «ближе -дальше», «ниже - выше», «впереди - позади», акцентирует внимание на разнице понятий «один за другим» и «один над другим». Так школьники узнают, почему основания более близких предметов изображаются ниже, а дальних - выше и каково истинное расположение предметов на плоскости.

Требование формировать уже у первоклассников умение передавать в рисунках основания более близких и более удаленных предметов, правильно размещая их на листе, есть в школьных программах по изобразительному искусству [4, с. 112; 8]. Для обучения такому умению целесообразно использовать интерактивную доску. На ней можно наглядно показать, как и где на листе бумаги будут располагаться основания предметов на первом и втором планах. С целью обогащения и закрепления представлений учащихся можно репрезентировать иллюстрации или слайды картин художников и уточнить, по-

чему сразу видно, что одни предметы находятся ближе, а другие -дальше. Знакомство с перспективой не только помогает объяснить оптические явления, но и вооружает учащихся приемами пространственного восприятия и воспроизведения предметов в различных положениях, а также в разной удаленности от рисующего.

Важный элемент организации композиции в натюрморте - загораживание в пространственных построениях. В рисунках дошкольников этот прием в силу их психологического развития почти не встречается. В рисунках младших школьников он сначала появляется как случайный элемент. Опытные учителя придают этому приему большое значение и целенаправленно на конкретных вариантах композиций помогают воспитанникам понять, как один предмет перекрывает другой и как одна и та же постановка различно воспринимается с разных сторон. Освоение приемов загораживания формирует у детей сознательные, логические действия, столь необходимые для этого возраста, и позволяет в значительной мере обогатить выразительные возможности детских рисунков [10, с. 140].

Рисование с натуры предполагает также изображение объема предметов в пространстве. Для этого каждая линия на бумаге должна быть обоснована пониманием строения формы, законов светотени и перспективы. В процессе практической работы у детей накапливаются знания, опыт, умения, они учатся ставить перед собой задачи и, выполняя их, продвигаться в познании законов изобразительной грамоты.

Эффективен коллективный анализ школьниками выполненных работ. Подобные обсуждения способствуют развитию мышления, памяти, наблюдательности, а также выработке зрительной установки психики ребенка, т. е. усвоению изображения с определенной точки зрения. Как показывает опыт, дети охотно высказываются о чужих рисунках и довольно быстро определяют в них ошибки композиции, пространственного расположения, логики организации изображения и т. п. В собственных же работах они, как правило, не замечают нарушений, однако анализ чужой деятельности активизирует рассматривание как натуры, так и изображения. Процесс выявления ошибок при таком методе работы осуществляется гораздо эффективнее, чем при индивидуальных занятиях с каждым учеником [13, 14, 15].

На базе омских общеобразовательных школ нами была осуществлена опытно-поисковая работа, целью которой было описание этапов развития навыков изображения пространства в натюрморте у младшеклассников на уроках рисования с натуры. Работы детей оценивались по критериям, приведенным Н. М. Сокольниковой в учебнике «Методика преподавания изобразительного искусства» [11, с. 170176]: цвет, художественно-выразительные качества композиции, художественно-образное решение изображения. К данным критериям для более полного анализа были добавлены следующие: перспективное изображение горизонтальной и вертикальной плоскости; пространственное расположение предметов на горизонтальной поверхности; умение передать объем предметов. Систематизируя полученный экспериментальный материал (детские рисунки) на основе данных критериев и базируясь на теоретических положениях искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по художественному и творческому развитию младших школьников, мы выделили шесть этапов развития умений младших школьников изображать пространство в натюрморте.

1. Предметы натюрморта изображаются на одной линии, используется нижний край листа бумаги. Такие изображения характерны для детей 6-7 лет (рис. 1).

Рис. 1. Натюрморт с весенними цветами (Катя С., 6 л.)

2. Предметы на рисунке находятся на одной линии, чуть выше края листа бумаги с изображением плоскости параллельно листу бумаги в виде узкой полоски. Так обычно рисуют дети 7-8 лет (рис. 2).

Рис. 2. Натюрморт с домашним цветком (Маша В., 7 л.)

3. Предметы композиции нарисованы на одной линии, выше края листа бумаги с передачей пространства предметной плоскости, которая может быть изображена параллельно или с небольшим наклоном одной линией, делящей лист чуть ниже середины. Подобные изображения свойственны младшим школьникам 8-9 лет (рис. 3).

Ш

Рис. 3. Натюрморт с яблоком (Петя А., 8 л.)

4. Предметы находятся на разном уровне (выше - ниже), возможно их загораживание. Предметная плоскость показана двумя линиями с передачей перспективы. Так, как правило, рисуют дети в возрасте 9-10 лет (рис. 4).

Рис. 4. Натюрморт с предметами быта (Никита В., 9 л.)

5. В 10-11 лет дети могут рисовать предметы натюрморта на разных уровнях, передавая загораживание. Предметная плоскость в большинстве случаев изображается двумя или тремя линиями с передачей перспективы (рис. 5).

Рис. 5. Натюрморт с чайником (Лена С., 10 л.)

6. К завершению начальной ступени школы (10-11 лет) учащиеся умеют расположить предметы на разных уровнях, используют их загораживание; предметную плоскость изображают с передачей перспективы. Встречаются работы с предметной плоскостью на разных уровнях (рис. 6).

Рис. 6. Школьный натюрморт (Соня Р., 10 л.)

Обучение изображению натюрморта согласно перечисленным этапам поможет создать у детей прочный фундамент для формирования пространственного видения и усвоения соответствующих навыков, что в дальнейшем помогает в изучении основ линейной перспективы.

Изложенные теоретические и практические аспекты проблемы изображения натюрморта в младшей школе могут быть использованы учителями изобразительного искусства при разработке заданий базового уровня, характеризующего исполнительскую компетентность обучающихся, а также заданий повышенного уровня, соответствующих зоне ближайшего развития, обеспечивающей выполнение требований стандарта второго поколения.

Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. Н. Г. Тагильцевой

Литература

1. Ивахнова Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. 116 с.

2. Игнатьев С. Е., Кандыбей П. Н. Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством / / Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. 2013. № 4 (26). С. 77-94.

3. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. 190 с.

4. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. Москва: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. 208 с.

5. Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский и др.; под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. 2-е изд., перераб и доп. Минск: Народная асвета, 1992. 192 с.

6. Ломов С. П. Дидактика художественного образования: моногр. Москва: Педагогическая академия, 2010. 104 с.

7. Лыкова Е. С. Пейзажное изображение пространства и его восприятие детьми // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (28). С. 56-62.

8. Лыкова Е. С. Учебники по изобразительному искусству в системе эстетического воспитания детей / / Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2014. № 2 (126). С. 243-245.

9. Медведев Л. Г., Чекалева Н. В. Педагогика детского изобразительного творчества / / Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2012. № 2 (106). С. 233-235.

10. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007. 255 с.

11. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. 5-е изд., пере-раб. и доп. Москва: Академия, 2012. 256 с. (Бакалавриат).

12. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск: МаГУ, 2002. 283 с.

13. Barbe-Gall F. How to Talk to Children About Art. Chicago: Chicago Review Press, 2006.

14. Barnes R. Teaching Art to Young Children 4-9, 9-12. London: Rout-ledge, 1992.

15. Malchiodi C. A. Understanding Children's Drawings. New York: Guilford Publications, 1998.

References

1. Ivahnova L. A. Professional'naja dejatel'nost' uchitelja izobrazi-tel'nogo iskusstva [Professional teachers of fine arts]. Omsk, 2013. 116 p. (In Russian)

2. Ignat'ev S. E., Kandybej P. N. Razvitie kompozicionnogo myshlenija mladshih shkol'nikov na zanjatijah izobrazitel'nym iskusstvom [Development of compositional thinking to junior high school students in class fine art]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. Pedagogika i psi-

hologija/ [Bulletin of Moscow city Pedagogical University]. 2013. № 4 (26). P. 7794. (In Russian)

3. Ignat'ev E. I. Psihologija izobrazitel'noj dejatel'nosti detej. [Children artistic creativity psychology]. Moscow: Iskusstvo. 1959. 190 p. (In Russian)

4. Ignat'ev S. E. Zakonomernosti izobrazitel'noj dejatel'nosti detej: ucheb. posobie dlja vuzov. [Children artistic creativity patterns]. Moscow: Akademicheskij proekt, 2007. 208 p. (In Russian)

5. Jusov B. P., Minc N. D., Lepskij G. S. Izobrazitel'noe iskusstvo v na-chal'nyh klassah. [Fine arts for younger students]. Minsk: Narodnaja asveta. 1992. 192 p. (In Russian)

6. Lomov S. P. Didaktika hudozhestvennogo obrazovanija. [Artistic education didactics]. Moscow: Pedagogicheskaja akademija. 2010. 104 p. (In Russian)

7. Lykova E. S. Pejzazhnoe izobrazhenie prostranstva i ego vosprijatie det'mi. [Landscape image space and its perception of children]. Vestnik Surgut-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University]. 2014. № 1 (28). P. 56-62. (In Russian)

8. Lykova E. S. Uchebniki po izobrazitel'nomu iskusstvu v sisteme jes-teticheskogo vospitanija detej. [Tutorials on visual art in aesthetic education of children]. Omskij nauchnyj vestnik. [The Omsk scientific journal]. 2014. № 2 (126). P. 243-245. (In Russian)

9. Medvedev L. G., Chekaljova N. V. Pedagogika detskogo izobrazitel'-nogo tvorchestva. [Pedagogy of fine arts]. Omskij nauchnyj vestnik. [The Omsk scientific journal]. 2012. № 2 (106). P. 233-235. (In Russian)

10. Nemensky B. M. Fine arts pedagogy. Moscow: Art. 2007. 255 p. (In Russian)

11. Sokol'nikova N. M. Metodika prepodavanija izobrazitel'nogo iskusstva. Method of teaching of the fine arts. Moscow: Art. 2012. 256 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Jusov B. P. Izobrazitel'noe iskusstvo i detskoe izobrazitel'noe tvor-chestvo. [Fine arts and children artistic creativity]. Magnitogorsk: Magnitogorsk State University. 2002. 283 p. (In Russian)

13. Barbe-Gall F. How to Talk to Children About Art. Chicago, 2006. (Translated from English)

14. Barnes R. Teaching Art to Young Children 4-9, 9-12. London, 1992. (Translated from English)

15. Malchiodi C. A. Understanding Children's Drawings. New York, 1998. (Translated from English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.