Научная статья на тему 'Педагогическая сущность профессионально-лингвистического развития'

Педагогическая сущность профессионально-лингвистического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL LINGUISTIC DEVELOPMENT / LINGUISTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарицкая Людмила Александровна, Сахарова Наталия Сергеевна

В данной статье рассматривается педагогическая сущность профессионального развития, выделяются специфические особенности развития. Особое внимание уделено вопросу лингвистической подготовки как фактору профессионально-лингвистического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical entity of professional linguistic development

The article deals with the pedagogical entity of professional linguistic development. The main aim of the article is brief review of specific peculiarities of development.

Текст научной работы на тему «Педагогическая сущность профессионально-лингвистического развития»

УДК 378:37.015.3

Зарицкая Л.А., Сахарова Н.С.

Оренбургский государственный университет E-mail: 7777ssss@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье рассматривается педагогическая сущность профессионального развития, выделяются специфические особенности развития. Особое внимание уделено вопросу лингвистической подготовки как фактору профессионально-лингвистического развития.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, лингвистическое образование, профессионально-лингвистическое развитие.

Вопросы совершенствования профессиональной подготовки специалистов различного профиля в системе высшего профессионального образования выступают предметом научно-педагогических исследований, побуждающих к поиску новых форм и методов качественного обновления и совершенствования этого процесса.

Закон Российской Федерации «Об образовании» в числе прочих задач обозначил необходимость модернизации сферы повышения квалификации специалистов, усиление личностных факторов, побуждающих специалиста к постоянной работе в плоскости профессионального развития. Как отмечают исследователи, динамично изменяющийся мир 21 столетия поставил во главу социокультурного развития человечества «обеспечение социально-профессиональной мобильности личности», что является важнейшей функцией современного образования как такового.

В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственно предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [7, с.3-4]. Приведенное государственно-образовательное требование повышает значимость проблемы профессионального развития и саморазвития бакалавра.

Предметом представленного исследования выступает процесс профессионально-лингвистического развития будущего специалиста в университете. Раскрытие и обосно-

вание его особенностей и путей осуществления ориентировано на реализацию образовательного потенциала университета и практическое воплощение уникальных образовательных возможностей предмета «Иностранный язык» в контексте профессиональной подготовки будущего бакалавра.

Для определения педагогической сущности ключевого понятия нашего исследования «профессионально-лингвистическое развитие» следует проанализировать этимологию, генезис интерпретаций понятия «развитие» в философской, психологической и педагогической литературе, следствием сужения которого является исследуемый феномен.

Развитие всегда выступает как особая разновидность более широкого явления - изменение. Толковый словарь русского языка определяет развитие как процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [4, с.643]. В наиболее общем, базовом, философском понимании, относящимся к теоретико-методологической сфере нашего исследования, развитие представляется как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов»; при этом подчеркивается, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений, поскольку: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (цикличного воспроизведения постоянной системы функций), отсутствие закономерности характерно для случайных процессов, а при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития

единой, внутренне взаимосвязанной линии; в результате развития возникает новое качество, состояние объекта, которое выступает как изменение его состава и структуры (то есть возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей); существенную характеристику процессов развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется во времени и только время выявляет направленность развития. [13, с.561]. У В.И.Даля трактовка рассматриваемого термина также подчеркивает его самопроизвольный, изнутри идущий характер: развивать - развертывать, раскручивать, расплетать, распускать, а также рост, полнота, степень зрелости [4, с.198].

При этом развитие понимается как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, когда процесс изменения захватывает любые объекты, любые их стороны -внутренние составляющие и внешние, непосредственно воспринимаемые формы, их существенные связи, внешние зависимости и т. п., поэтому развитие - это не просто изменение, не всякое изменение объекта, но изменение, связанное с требованиями во внутреннем строении объекта, в его структуре, во всей совокупности функционально связанных между собой элементов, связей и зависимостей.

Развитие как качественное изменение в структуре объекта характеризуется тремя компонентами: количеством составляющих (в этом смысле различают структуры двучленные, трехчленные, вообще п-членные), порядком их расположения (например, структуры линейные и кольцевые) и характером зависимости между ними (например, структуры обратимые, где элементы «равноправны» и необратимые, где между элементами существуют отношения «господства» и «подчинения»).

Вследствие системного характера развивающегося объекта, возникновение в его структуре какой-либо составляющей не связывается только с количественным ростом, не означает простого прибавления чего-либо, но ведет к возникновению множества новых связей и отношений, к преобразованию старых связей, сопровождается более или менее серьезным субстанционным или функциональным преобразованием всей массы составляющих изнутри системы в целом [3, с.453-454].

Таким образом, в результате развития возникает новое качественное состояние объекта -его состава и структуры.

Различают две диалектически взаимосвязанные формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта. Таким образом, феномен развития личности связывается, прежде всего, с актуализацией внутренних источников прогрессивного самодвижения личности и, тем самым, во многом зависит от того места (положения), которое занимают в его потребнос-тно-мотивационной сфере идеалы и идеи профессионального совершенствования человека.

В психологической трактовке, раскрывающей внутренние механизмы, феномен развития означает последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики человека. Несмотря на то, что в целом психическое развитие совершается постепенно, в некоторые периоды наблюдаются так называемые «скачки развития», когда количественное накопление подготавливает качественные изменения психики, совершаемые путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и последующей новой их интеграции. При этом дифференциация функции приводит к возникновению новых действий (перцептивных, мнемических, мыслительных и других), а интеграция - к объединению, соподчинению, образованию новых структур психической деятельности. Усложнение форм психической деятельности включает процессы свертывания, стерео-типизации отдельных компонентов, являющихся необходимым условием экономного и эффективного их функционирования.

Движущими силами психического развития человека как субъекта деятельности и общения являются внутренние противоречия, возникающие целями, задачами и наличными средствами для их достижения, между стремлениями и их возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым проти-

Зарицкая Л.А., Сахарова Н.С._

воречиям; активно изменяя обстоятельства своей жизни, человек формирует себя как субъекта деятельности и общения.

Подобное закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях характеризуется необратимым характером изменений, направленностью, т. е. способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими [8, с.333]. Психологический подход к феномену развития конкретизирует его внутренние источники инициирования и раскрывает основные механизмы структурного усложнения психической деятельности индивида, выступающего необходимой составляющей профессионального становления человека и потому предполагающего соответствующую педагогическую инструментовку образовательного процесса.

В педагогическом преломлении термин «развитие» связывается:

- с философской категорией, выражающей «процесс движения, изменения целостных систем», характерными чертами которого являются: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность) развертывания во времени; основным источником развития выступают внутренние противоречия, что и выводит данный процесс на уровень саморазвития (самодвижения) [6, с.12-13].

С точки зрения синергетики, «носителями» развития выступают сложные, открытые, самоорганизующиеся системы [5, с.360]; объективным процессом внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое развитие, социальное развитие, духовное развитие, профессиональное развитие); развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов [10, с.128-129]; процессом закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переходом от старого качественного состояния к новому, от

_Педагогическая сущность...

простого к сложному, от низшего к высшему [11, с.237]; поступательным движением, переходом от старого к новому, процессом смены низших ступеней высшими процессом количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленных влиянием внутренних и внешних, управляемых и неуправляемых факторов; поскольку развитие личности является следствием развития всей образовательной системы, то данным термином характеризуется «процесс и результат целенаправленного и позитивного изменения системы, наиболее общей закономерностью, которой является переход из состояния развития в саморазвитие»[1, с.21] (следовательно, профессиональное развитие будущего дизайнера не может мыслиться только лишь как индивидуальная данность, индивидуальная характеристика субъекта, но неразрывно связано с целостностью (системностью) педагогического воздействия, точнее, с системой педагогического опосредования и неотрывно от (профессионального) саморазвития личности как такового).

Характерной педагогической чертой приведенных определений выступает акцентирование выхода феномена развития на уровень саморазвития (самовоспитания, самообразования, учения и т. п.) вследствие влияния системной целостности внешних и внутренних воздействий, прежде всего - направленного (т. е. управляемого, педагогического) характера.

Целостное рассмотрение феномена развития в самом первом приближении соотносит его с жизнедеятельностью так называемых «живых» систем. Живые системы обладают двумя противоположными тенденциями: стремлением к изменению и стремлением к сохранению своего постоянства. Соотношение этих тенденций и определяет состояние системы, ее устойчивость и, собственно, способность к развитию как таковую [2, с.7].

В этой связи различают развитие, и рост [8, с.71]. Рост подразумевает количественные изменения с сохранением первоначальной структуры. Развитие же предполагает пере-структурировку системы, в результате чего появляются новообразования - элементы, связи и, соответственно, функциональные возможности, которых не было ранее.

Феномен развития отличают также от процесса формирования. Исследователи [5; 8; 9;] полагают, что последнее невозможно без «формы» - т. е. некоего образа, эталона, цели, в направлении которых и осуществляется направленные изменения. При этом, когда говорят о формировании личности, чаще в качестве источника влияний указывают на преподавателя, чем на самого студента, и, как правило, обозначают цель воздействии: личность гражданина, будущего инженера, будущего дизайнера, учителя, врача, родителя и т. п. Развитие же является самоизменением в пространстве открытых перспектив: описать его можно лишь по завершении, а предсказать достаточно трудно.

Кроме того, развитие может быть прогрессивным либо регрессивным, когда под последним понимается «возвращение к уже пройденным состояниям», видимость внешнего подобия одного состояния другому, более раннему [12, с.72]. Выделенная характерная «самоинициирующая» черта категории развития выступает одним из сопоставительных оснований сближения с феноменом профессионального развития, профессиональности и профессионализма, для которых отмеченная мотивационно-динамическая характеристика выступает в качестве сущностно определяющей и идентифицирующей.

В целом необходимо отметить, что несмотря на достаточное многообразие трактовок искомого термина «развитие» разными науками (философия, психология, педагогика), в приведенных определениях имеются его общие смысловые акценты. В частности, триада таких характеристик как изменение количества и качества, изменение от простого к сложному, переход от неполного понимания к более полному пониманию прослеживается в каждой из трактовок.

Переходим ко второму аспекту нашего обзора: что такое профессиональное развитие с точки зрения современных исследований проблемы и существует ли общепринятое определение.

Под профессиональным развитием, как явлением процессуальным и динамическим, понимают профессию и профессиональную деятельность в контексте жизненного развития [13, с.25]. При этом возможны три аспекта рассмотрения:

1. В институциональном смысле: карьера как формально-бюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области;

2. В объективном смысле: карьера как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной деятельности;

3. В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни.

Эти аспекты рассмотрения профессионального развития имеют определенные взаимосвязи. Институциональные образцы профессионального развития в виде карьеры образуют, например, для индивида, который вынужден следовать институциональным предписаниям в его профессиональном развитии, определенные нормативные рамки и нормативные системы предписаний для реализации и оценивания его собственной карьеры, прежде всего в плане дальнейшего развития его возможностей. Такие социальные нормы и ожидания влияют на временные признаки карьеры, обуславливая, например, время перехода из образовательной системы в производственную сферу или время выхода из профессии. Объективная карьера связана с субъективной, так как объективный ход карьеры отражается в субъективном плане, а субъективная карьера проявляется в том, что индивидуальные интенции влияют на пересмотр профессионально-экономических возможностей.

Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальном контексте на основе идентификации социальным группам и институтам. В различных культурно-исторических и биографических условиях это стремление выражается в ориентациях на разные профессиональные области, характеризующиеся особым предметом труда (горизонтальная ориентация), и на разные квалификационные уровни, обусловленные объемом и качеством общего и профессионального образования (вертикальная ориентация).

Зарицкая Л.А., Сахарова Н.С._

На психотехническом этапе развития профессиональной психологии основным выступало понятие профессиональной пригодности человека - по его психофизическим показателям (креативность, скорость реакции, утомляемость, устойчивость внимания, мышление, гибкость мышления и другие).

В настоящее время в профессиональной педагогике происходит переход к гуманизации высшего профессионального образования, где лингвистическое образование может выступать как профессиональная образовательная среда для профессионально-лингвистического развития будущего специалиста, поскольку ценность «слова» (М.М. Бахтин, В. Гумбольдт, А.А. Потебня) играет важную роль

Педагогическая сущность...

в будущей профессии любого специалиста, то есть выступает в качестве развития внутренних способностей личности к профессиональной деятельности, которые реализуются при наличии соответствующих условий и требований, предъявляемых к профессиональной подготовке специалиста.

Педагогическая сущность профессионально-лингвистического развития - это процесс профессионального преобразования будущего специалиста, заключающийся в актуализации творческих возможностей личности порождать множество разнообразных оригинальных идей с помощью образности слова, это процесс интеграции различных профессиональных и лингвистических знаний и умений.

13.12.2013

Список литературы:

1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. / В.И. Андреев. - 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.

2. Асмолов, А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России / А.Г. Асмолов. // Вопросы психологии. - 2003. - №4 - С. 3-12.

3. Грушин, Б.И. Развитие. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов / Б.И. Грушин. - М.: «Советская энциклопедия», 1967. Т. 4. - 592 с.

4. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2002. - 736 с.

5. Зарицкая, Л.А. Профессионально-лингвистическая подготов-ка будущего дизайнера как педагогическая проблема / Л.А. Зарицкая // филологические чтения: материалы международной науч.-практич. конф. - Оренбург: ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2012.- С.359-363.

6. Зарицкая, Л.А. Профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера в университете: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 Л.А. Зарицкая. - Оренбург, 2013.- 23с.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Изд-во, (1999).

8. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.

9. Сазонов, В.П. Воспитание на основе потребностей личности / В.П. Сазонов // Педагогика. - 1993. - №2. - С. 28-32.

10. Сластёнин, В. А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Центр «Академия», 2010. - 480 с.

11. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Автор Л.В. Мардхаев. - М.: Центр «Академия», 2002. - 368 с.

12. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 368 с.

13. Энциклопедия профессионального образования в 3х т. под ред. С.Я.Батышева. - М.: АПО, 1999. - 2й том - 410 с.

Сведения об авторе:

Зарицкая Людмила Александровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков естественнонаучных и инженерно-технических специальностей Оренбургского государственного университета Сахарова Наталия Сергеевна, заведующий кафедрой иностранных языков естественнонаучных и инженерно-технических специальностей Оренбургского государственного университета,

доктор педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20614, тел. (3532) 332477, e-mail: 7777ssss@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.