УДК 378:37.015.3
Зарицкая Л.А., Сахарова Н.С.
Оренбургский государственный университет E-mail: 7777ssss@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В данной статье рассматривается педагогическая сущность профессионального развития, выделяются специфические особенности развития. Особое внимание уделено вопросу лингвистической подготовки как фактору профессионально-лингвистического развития.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, лингвистическое образование, профессионально-лингвистическое развитие.
Вопросы совершенствования профессиональной подготовки специалистов различного профиля в системе высшего профессионального образования выступают предметом научно-педагогических исследований, побуждающих к поиску новых форм и методов качественного обновления и совершенствования этого процесса.
Закон Российской Федерации «Об образовании» в числе прочих задач обозначил необходимость модернизации сферы повышения квалификации специалистов, усиление личностных факторов, побуждающих специалиста к постоянной работе в плоскости профессионального развития. Как отмечают исследователи, динамично изменяющийся мир 21 столетия поставил во главу социокультурного развития человечества «обеспечение социально-профессиональной мобильности личности», что является важнейшей функцией современного образования как такового.
В «Концепции модернизации российского образования» подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственно предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [7, с.3-4]. Приведенное государственно-образовательное требование повышает значимость проблемы профессионального развития и саморазвития бакалавра.
Предметом представленного исследования выступает процесс профессионально-лингвистического развития будущего специалиста в университете. Раскрытие и обосно-
вание его особенностей и путей осуществления ориентировано на реализацию образовательного потенциала университета и практическое воплощение уникальных образовательных возможностей предмета «Иностранный язык» в контексте профессиональной подготовки будущего бакалавра.
Для определения педагогической сущности ключевого понятия нашего исследования «профессионально-лингвистическое развитие» следует проанализировать этимологию, генезис интерпретаций понятия «развитие» в философской, психологической и педагогической литературе, следствием сужения которого является исследуемый феномен.
Развитие всегда выступает как особая разновидность более широкого явления - изменение. Толковый словарь русского языка определяет развитие как процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [4, с.643]. В наиболее общем, базовом, философском понимании, относящимся к теоретико-методологической сфере нашего исследования, развитие представляется как «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов»; при этом подчеркивается, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений, поскольку: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (цикличного воспроизведения постоянной системы функций), отсутствие закономерности характерно для случайных процессов, а при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития
единой, внутренне взаимосвязанной линии; в результате развития возникает новое качество, состояние объекта, которое выступает как изменение его состава и структуры (то есть возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей); существенную характеристику процессов развития составляет время, поскольку всякое развитие осуществляется во времени и только время выявляет направленность развития. [13, с.561]. У В.И.Даля трактовка рассматриваемого термина также подчеркивает его самопроизвольный, изнутри идущий характер: развивать - развертывать, раскручивать, расплетать, распускать, а также рост, полнота, степень зрелости [4, с.198].
При этом развитие понимается как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, когда процесс изменения захватывает любые объекты, любые их стороны -внутренние составляющие и внешние, непосредственно воспринимаемые формы, их существенные связи, внешние зависимости и т. п., поэтому развитие - это не просто изменение, не всякое изменение объекта, но изменение, связанное с требованиями во внутреннем строении объекта, в его структуре, во всей совокупности функционально связанных между собой элементов, связей и зависимостей.
Развитие как качественное изменение в структуре объекта характеризуется тремя компонентами: количеством составляющих (в этом смысле различают структуры двучленные, трехчленные, вообще п-членные), порядком их расположения (например, структуры линейные и кольцевые) и характером зависимости между ними (например, структуры обратимые, где элементы «равноправны» и необратимые, где между элементами существуют отношения «господства» и «подчинения»).
Вследствие системного характера развивающегося объекта, возникновение в его структуре какой-либо составляющей не связывается только с количественным ростом, не означает простого прибавления чего-либо, но ведет к возникновению множества новых связей и отношений, к преобразованию старых связей, сопровождается более или менее серьезным субстанционным или функциональным преобразованием всей массы составляющих изнутри системы в целом [3, с.453-454].
Таким образом, в результате развития возникает новое качественное состояние объекта -его состава и структуры.
Различают две диалектически взаимосвязанные формы развития: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта. Таким образом, феномен развития личности связывается, прежде всего, с актуализацией внутренних источников прогрессивного самодвижения личности и, тем самым, во многом зависит от того места (положения), которое занимают в его потребнос-тно-мотивационной сфере идеалы и идеи профессионального совершенствования человека.
В психологической трактовке, раскрывающей внутренние механизмы, феномен развития означает последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики человека. Несмотря на то, что в целом психическое развитие совершается постепенно, в некоторые периоды наблюдаются так называемые «скачки развития», когда количественное накопление подготавливает качественные изменения психики, совершаемые путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и последующей новой их интеграции. При этом дифференциация функции приводит к возникновению новых действий (перцептивных, мнемических, мыслительных и других), а интеграция - к объединению, соподчинению, образованию новых структур психической деятельности. Усложнение форм психической деятельности включает процессы свертывания, стерео-типизации отдельных компонентов, являющихся необходимым условием экономного и эффективного их функционирования.
Движущими силами психического развития человека как субъекта деятельности и общения являются внутренние противоречия, возникающие целями, задачами и наличными средствами для их достижения, между стремлениями и их возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т. д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым проти-
Зарицкая Л.А., Сахарова Н.С._
воречиям; активно изменяя обстоятельства своей жизни, человек формирует себя как субъекта деятельности и общения.
Подобное закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях характеризуется необратимым характером изменений, направленностью, т. е. способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими [8, с.333]. Психологический подход к феномену развития конкретизирует его внутренние источники инициирования и раскрывает основные механизмы структурного усложнения психической деятельности индивида, выступающего необходимой составляющей профессионального становления человека и потому предполагающего соответствующую педагогическую инструментовку образовательного процесса.
В педагогическом преломлении термин «развитие» связывается:
- с философской категорией, выражающей «процесс движения, изменения целостных систем», характерными чертами которого являются: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность) развертывания во времени; основным источником развития выступают внутренние противоречия, что и выводит данный процесс на уровень саморазвития (самодвижения) [6, с.12-13].
С точки зрения синергетики, «носителями» развития выступают сложные, открытые, самоорганизующиеся системы [5, с.360]; объективным процессом внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое развитие, социальное развитие, духовное развитие, профессиональное развитие); развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов [10, с.128-129]; процессом закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переходом от старого качественного состояния к новому, от
_Педагогическая сущность...
простого к сложному, от низшего к высшему [11, с.237]; поступательным движением, переходом от старого к новому, процессом смены низших ступеней высшими процессом количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленных влиянием внутренних и внешних, управляемых и неуправляемых факторов; поскольку развитие личности является следствием развития всей образовательной системы, то данным термином характеризуется «процесс и результат целенаправленного и позитивного изменения системы, наиболее общей закономерностью, которой является переход из состояния развития в саморазвитие»[1, с.21] (следовательно, профессиональное развитие будущего дизайнера не может мыслиться только лишь как индивидуальная данность, индивидуальная характеристика субъекта, но неразрывно связано с целостностью (системностью) педагогического воздействия, точнее, с системой педагогического опосредования и неотрывно от (профессионального) саморазвития личности как такового).
Характерной педагогической чертой приведенных определений выступает акцентирование выхода феномена развития на уровень саморазвития (самовоспитания, самообразования, учения и т. п.) вследствие влияния системной целостности внешних и внутренних воздействий, прежде всего - направленного (т. е. управляемого, педагогического) характера.
Целостное рассмотрение феномена развития в самом первом приближении соотносит его с жизнедеятельностью так называемых «живых» систем. Живые системы обладают двумя противоположными тенденциями: стремлением к изменению и стремлением к сохранению своего постоянства. Соотношение этих тенденций и определяет состояние системы, ее устойчивость и, собственно, способность к развитию как таковую [2, с.7].
В этой связи различают развитие, и рост [8, с.71]. Рост подразумевает количественные изменения с сохранением первоначальной структуры. Развитие же предполагает пере-структурировку системы, в результате чего появляются новообразования - элементы, связи и, соответственно, функциональные возможности, которых не было ранее.
Феномен развития отличают также от процесса формирования. Исследователи [5; 8; 9;] полагают, что последнее невозможно без «формы» - т. е. некоего образа, эталона, цели, в направлении которых и осуществляется направленные изменения. При этом, когда говорят о формировании личности, чаще в качестве источника влияний указывают на преподавателя, чем на самого студента, и, как правило, обозначают цель воздействии: личность гражданина, будущего инженера, будущего дизайнера, учителя, врача, родителя и т. п. Развитие же является самоизменением в пространстве открытых перспектив: описать его можно лишь по завершении, а предсказать достаточно трудно.
Кроме того, развитие может быть прогрессивным либо регрессивным, когда под последним понимается «возвращение к уже пройденным состояниям», видимость внешнего подобия одного состояния другому, более раннему [12, с.72]. Выделенная характерная «самоинициирующая» черта категории развития выступает одним из сопоставительных оснований сближения с феноменом профессионального развития, профессиональности и профессионализма, для которых отмеченная мотивационно-динамическая характеристика выступает в качестве сущностно определяющей и идентифицирующей.
В целом необходимо отметить, что несмотря на достаточное многообразие трактовок искомого термина «развитие» разными науками (философия, психология, педагогика), в приведенных определениях имеются его общие смысловые акценты. В частности, триада таких характеристик как изменение количества и качества, изменение от простого к сложному, переход от неполного понимания к более полному пониманию прослеживается в каждой из трактовок.
Переходим ко второму аспекту нашего обзора: что такое профессиональное развитие с точки зрения современных исследований проблемы и существует ли общепринятое определение.
Под профессиональным развитием, как явлением процессуальным и динамическим, понимают профессию и профессиональную деятельность в контексте жизненного развития [13, с.25]. При этом возможны три аспекта рассмотрения:
1. В институциональном смысле: карьера как формально-бюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области;
2. В объективном смысле: карьера как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной деятельности;
3. В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни.
Эти аспекты рассмотрения профессионального развития имеют определенные взаимосвязи. Институциональные образцы профессионального развития в виде карьеры образуют, например, для индивида, который вынужден следовать институциональным предписаниям в его профессиональном развитии, определенные нормативные рамки и нормативные системы предписаний для реализации и оценивания его собственной карьеры, прежде всего в плане дальнейшего развития его возможностей. Такие социальные нормы и ожидания влияют на временные признаки карьеры, обуславливая, например, время перехода из образовательной системы в производственную сферу или время выхода из профессии. Объективная карьера связана с субъективной, так как объективный ход карьеры отражается в субъективном плане, а субъективная карьера проявляется в том, что индивидуальные интенции влияют на пересмотр профессионально-экономических возможностей.
Основной движущей силой профессионального развития является стремление личности к интеграции в социальном контексте на основе идентификации социальным группам и институтам. В различных культурно-исторических и биографических условиях это стремление выражается в ориентациях на разные профессиональные области, характеризующиеся особым предметом труда (горизонтальная ориентация), и на разные квалификационные уровни, обусловленные объемом и качеством общего и профессионального образования (вертикальная ориентация).
Зарицкая Л.А., Сахарова Н.С._
На психотехническом этапе развития профессиональной психологии основным выступало понятие профессиональной пригодности человека - по его психофизическим показателям (креативность, скорость реакции, утомляемость, устойчивость внимания, мышление, гибкость мышления и другие).
В настоящее время в профессиональной педагогике происходит переход к гуманизации высшего профессионального образования, где лингвистическое образование может выступать как профессиональная образовательная среда для профессионально-лингвистического развития будущего специалиста, поскольку ценность «слова» (М.М. Бахтин, В. Гумбольдт, А.А. Потебня) играет важную роль
Педагогическая сущность...
в будущей профессии любого специалиста, то есть выступает в качестве развития внутренних способностей личности к профессиональной деятельности, которые реализуются при наличии соответствующих условий и требований, предъявляемых к профессиональной подготовке специалиста.
Педагогическая сущность профессионально-лингвистического развития - это процесс профессионального преобразования будущего специалиста, заключающийся в актуализации творческих возможностей личности порождать множество разнообразных оригинальных идей с помощью образности слова, это процесс интеграции различных профессиональных и лингвистических знаний и умений.
13.12.2013
Список литературы:
1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. / В.И. Андреев. - 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.
2. Асмолов, А. Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России / А.Г. Асмолов. // Вопросы психологии. - 2003. - №4 - С. 3-12.
3. Грушин, Б.И. Развитие. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов / Б.И. Грушин. - М.: «Советская энциклопедия», 1967. Т. 4. - 592 с.
4. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2002. - 736 с.
5. Зарицкая, Л.А. Профессионально-лингвистическая подготов-ка будущего дизайнера как педагогическая проблема / Л.А. Зарицкая // филологические чтения: материалы международной науч.-практич. конф. - Оренбург: ФГБОУ ВПО «ОГИМ», 2012.- С.359-363.
6. Зарицкая, Л.А. Профессионально-лингвистическое развитие будущего дизайнера в университете: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 Л.А. Зарицкая. - Оренбург, 2013.- 23с.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: Изд-во, (1999).
8. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.
9. Сазонов, В.П. Воспитание на основе потребностей личности / В.П. Сазонов // Педагогика. - 1993. - №2. - С. 28-32.
10. Сластёнин, В. А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Центр «Академия», 2010. - 480 с.
11. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Автор Л.В. Мардхаев. - М.: Центр «Академия», 2002. - 368 с.
12. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 368 с.
13. Энциклопедия профессионального образования в 3х т. под ред. С.Я.Батышева. - М.: АПО, 1999. - 2й том - 410 с.
Сведения об авторе:
Зарицкая Людмила Александровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков естественнонаучных и инженерно-технических специальностей Оренбургского государственного университета Сахарова Наталия Сергеевна, заведующий кафедрой иностранных языков естественнонаучных и инженерно-технических специальностей Оренбургского государственного университета,
доктор педагогических наук, профессор 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 20614, тел. (3532) 332477, e-mail: 7777ssss@mail.ru