Научная статья на тему 'Профессиональное развитие будущего дизайнера через иностранный язык (из опыта работы)'

Профессиональное развитие будущего дизайнера через иностранный язык (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДИЗАЙНЕР / ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕ9 ДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОГНИТИВНЫЙ / ЦЕННОСТНЫЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарицкая Людмила Александровна

В данной статье приводятся результаты констатирующего эксперимента диссертационного исследования по профессиональному развитию будущего дизайнера в лингвистическом обра9 зовании. Рассматриваются когнитивный, ценностный и деятельностный критерии педагогичес9 кой модели профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зарицкая Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие будущего дизайнера через иностранный язык (из опыта работы)»

Зарицкая Л.А.

Оренбургский государственный университет E-mail: nssakharova@mail.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА ЧЕРЕЗ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье приводятся результаты констатирующего эксперимента диссертационного исследования по профессиональному развитию будущего дизайнера в лингвистическом образовании. Рассматриваются когнитивный, ценностный и деятельностный критерии педагогической модели профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональное развитие, дизайнер, лингвистическое образование, педагогическая модель, когнитивный, ценностный и деятельностный.

Развитие всегда выступает как особая разновидность более широкого явления - изменение. Существует много определений профессионального развития, среди них в кратком психологическом словаре профессиональное развитие

- это развитие способности переживать различные явления действительности как прекрасные. Профессиональное развитие имеет место в процессе восприятия предметов, способных вызвать переживания и во время собственной художественной деятельности субъекта, особенно в условиях социально организованного воспитания и обучения. На наш взгляд, профессиональное развитие будущего дизайнера в лингвистическом образовании - это личностный феномен, творческие возможности человека порождать множество разнообразных оригинальных идей с помощью выразительных форм слова, фигур речи, которые соответствуют его представлениям о прекрасном[7, с.184],[1,с.149].

Ранняя диагностика студентов вузов способствует выявлению у них творческих начал и мотивации выбора данной профессии. Под диагностикой мы понимаем изучение личности и коллектива, участвующих в учебно-воспитательном процессе с целью оптимальной организации процесса обучения, воспитания, развития. От глубины и достоверности диагностики зависит правильность постановки задач в целом, определение условий, выбор способов педагогического воздействия, их осуществление, проверка эффективности[2, с.101],[6,с.105].

В современной психолого-педагогической диагностике утвердились следующие подходы к анализу профессиональной деятельности: личностный (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, В.Н.Мясищев и другие), системно-структурный (К.К.Платонов, В.Д.Шадриков и другие), деятельностный (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), аксиологический (А.В. Кирьякова) и другие.

При изучении профессионального развития будущего дизайнера мы исходили из соблюдения ряда условий диагностики.

Во-первых, изучение должно носить не только диагностический, но и прогностический характер, т.е. охватывать ближайшую и отдаленную перспективы профессионального развития.

Во-вторых, исходить из пластичности, ком-пенсаторности возможностей человека. Если какие-то важные профессиональные качества у студентов недостаточно сформированы, то они могут их компенсировать за счет более высокого развития других качеств.

В-третьих, по возможности учитывать логику индивидуального творческого развития конкретного человека, поэтому целесообразно сравнивать достижения студента с его успехами в прошлом, а не с успехами других.

В-четвертых, диагностика должна быть включена в практическую деятельность и служить эффективности учебно-воспитательного процесса, выполнению определенных педагогических задач на основе сотрудничества в течение всего времени обучения студентов в вузе.

В своей работе мы опирались на лонгитюд-ное исследование. Лонгитюдным (англ. longitude - долгота) называется исследование, в котором изучается определенная группа студентов в течение длительного времени.

В ходе опытно-поисковой работы проводились групповые и индивидуальные беседы по разработанной программе и плану. В беседе преподаватель давал конкретные рекомендации студентам по изучению своих индивидуально-творческих особенностей, саморазвития, предупреждал о возможных ошибках, помогал осмыслить цель и сущность проблемы, оптимальные пути решения, вселял уверенность в собственные возможности. К несомненным достоинствам беседы

относятся: наличие контакта со студентом, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задавать дополнительные, уточняющие вопросы. При всей своей плановости и регламентированности она может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой и максимально адаптивной к студенту, на устный ответ затрачивается обычно меньше времени, чем на письменный. В то же время следует иметь в виду, что в ходе беседы получаем не объективный факт, а мнение собеседника. Часто он предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Самохарактеристика (микросочинение) -письменный ответ, например, на вопрос: «Что я знаю о себе как о будущем дизайнере?» Данная проблема была нами поставлена в целях выяснения сформированности элементов, входящих в деятельностно-творческий компонент, который является одним из аспектов эстетического развития студента. Анализ данных микросочинений служил основой для составления и корректировки эстетического развития, перспектив саморазвития будущего дизайнера. Обработка материалов проводилась при помощи контекст-анализа, за единицу сформированности отдельных компонентов эстетического развития будущего дизайнера были приняты многократно повторяющиеся суждения студентов. Это позволяло нам, в свою очередь, выявлять у них «крупицы» индивидуального творчества. Обращенность будущего дизайнера на самого себя, учет мыслей других сокурсников о его деятельности способствуют представлению сложившейся ситуации, уточнению взглядов о себе, определению перспектив деятельности.

Тесты широко использовались в изучении эстетического развития творческих возможностей студентов, их состояния, что помогало прогнозировать границы дальнейшего развития студентов в плане иностранного языка. Тестирование как диагностический метод получило распространение по причине простоты самой процедуры, возможности быстрого получения результатов, удобства количественного анализа и оценки.

Основой выявления эстетического развития у студентов в период с 2006 по 2010 являлся анализ. Всякий опыт должен быть проанализирован и оценен по принятым в науке критериям, среди которых «актуальность, высокая результативность, длительность функционирования, научная обоснованность, сокращение затрат времени на достижение результатов по сравнению с типич-

ными, массовыми, творческая новизна».

Примерами самоанализа, используемыми в данной научно-эксперементальной работе, являются:

- самоизучение процесса своего труда (изучение хронометража расхода времени на занятии, в течение дня, недели);

- самоизучение результатов своего труда (анализ анкет, творческих работ, сценариев, проектов, презентаций и т.д.), при системном использовании этого метода педагог может получить как качественные, так и количественные, как содержательные, так и формальные характеристики творческой личности студента;

- самооценивание студентами качеств своей личности, умение по заданным параметрам определять основные компоненты творческой индивидуальности будущего дизайнера;

- ретроспективная оценка студентом деятельности однокурсников, членов своего творческого коллектива;

- анализ своих затруднений и ошибок.

На причины затруднений и ошибок внутреннего творческого роста указывают В.А.Кан-Калик и Н.Д.Никандров: «1) педагог пытается решить задачу одним способом, не связывая его со всем комплексом влияния на личность; 2) избирает несколько верных приемов, но не осознает, почему и как их сочетание должно давать систему взаимодействия; 3) не учитывает степень соответствия логически верно избранных методов и приемов воспитания реальному психологическому фактору коллектива и личности; 4) не сознает, в какой мере избранная им система методов воспитания соответствует их творческой индивидуальности».

Изучение эстетического развития будущего дизайнера осуществлялось следующими методиками:

- анализ документов, программ (учебные программы, аудиторная и внеаудиторная работа кафедры ЕНИТС, тесты, сценарии мероприятий студенческого клуба «Lingua» и другое);

- использование рейтинга, то есть оценивание и сравнивание по заранее построенной шкале с помощью преподавателей (возможна групповая экспертная оценка, при которой общение между экспертами исключается).

Некоторые исследователи полагают, что изучение креативной творческой личности студента в рамках его профессионального развития должно носить и коллективный характер. Коллективное изучение дает возможность исклю-

чить субъективный подход к характеристике будущего дизайнера. Такая методика получила название «педагогического консилиума». Его членами в данной эксперементальной работе были преподаватели кафедры иностранного языка ЕНИТС. Изучение творческой личности студентов проводилось во время заседания студенческого клуба «Lingua», диагностика осуществлялась в виде «характеристики студентов».

К коллективным диагностикам, которые изучают креативное творчество и эстетическое развитие студента относятся научно-практические конференции, олимпиады, заседания круглого стола, работы микрогрупп на занятиях по иностранному языку.

I этап (2006 г.) - подготовительный. На этом этапе нами изучались и определялись методологические основы образовательного процесса. Были использованы анализ, синтез, дифференцирование при подборе необходимой научной литературы. На основании изучения исследований в области философии, педагогики, психологии (К.А. Абульхановой - Славской, Л.С. Выготского, А.В. Кирьяковой, А.В. Усовой и др.) мы определили основополагающие законы, методы, подходы и принципы нашего экспериментального исследования[5,с.23]:

- диалектические законы;

- аксиологический подход;

- проблемно-поисковый метод;

- принцип непрерывности образования.

Для изучения проблемы формирования эстетического развития в условиях неязыкового вуза мы использовали различные апробированные в педагогике методы исследования. На первом этапе экспериментальной работы ведущим стал метод анкетирования. В результате опытно-поисковой работы был накоплен большой эмпирический материал, который позволил сделать выводы об эстетическом развитии будущих дизайнеров Оренбургского государственного университета.

Качественный анализ позволил увидеть нам сущность изученных явлений, количественная обработка данных анкетирования дала возможность установить преобладание тех или иных явлений, тенденций их развития.

Одной из целей нашего исследования являлось подтверждение на практике гипотезы исследования, разработанной нами модели профессионального развития будущего дизайнера. Этим вызвана необходимость осуществления опытно-поисковой работы, проводившейся на

базе университета в 2006 - 2007 гг. и охватившей 760 студентов 1 - 5 курсов архитектурностроительного факультета, факультета гуманитарных и социальных наук, транспортного факультета, факультета пищевых производств, факультета филологии и других факультетов.

Целью опытно-поисковой работы являлось изучение объективных характеристик, позволяющих определить уровни профессионального развития, анализ условий эстетического развития будущего дизайнера (неязыковые специальности).

Педагогический эксперимент включал два этапа: констатирующий и формирующий (развивающий).

По характеру логических операций эксперимент являлся сопоставительным, реализующимся по параллельной схеме (сопоставление двух типов групп студентов - контрольной и экспериментальной).

Все построение опытно-поисковой деятельности было основано на соблюдении следующих принципов:

- дифференциации и индивидуализации обучения в зависимости от креативности студентов, от уровня их эстетического развития (когнитивный, ценностный, деятельностный);

- построения и реализации комплекса учебных программ для эстетического развития;

- отношения преподавателя к студенту как к субъекту образовательного процесса.

Изучение профессионального развития будущего дизайнера (дизайнеры-графики, дизайнеры костюма, дизайнеры архитектурной среды) и студентов транспортного факультета, факультета пищевых производств, факультета филологии и других факультетов, происходило с помощью наблюдения, непосредственно включенного в учебный процесс, по следующим параметрам:

- выявление наличия иноязычных и специальных профессиональных знаний и степени интеграции знаний различных типов (предметно ориентированных, абстрактных);

- выявление степени сформированности иноязычных умений и наличия опыта деятельности;

- выявление наличия ценностных ориентации личности на социально значимые ценности, ценностного целеполагания.

Нами были разработаны 2 анкеты для студентов, содержащие по 7 вопросов открытого и закрытого типов, и анкета для преподавателей, по которым были получены ответы на предложенные вопросы.

Необходимость изучения профессионального развития студентов позволили нам сформулировать ряд исследовательских задач;

- изучить степень присутствия эстетической креативности у студентов, будущих дизайнеров;

- проанализировать зависимость успешности процесса формирования эстетического развития от профессионально-значимого креативного образовательного пространства;

- изучить способы, которые позволяют максимально активизировать формирование эстетического развития студентов.

Экспериментальное исследование по эстетическому развитию будущего дизайнера в лингвистическом образовании университета предполагало диагностику каждого из трех компонентов: когнитивного, эмоционально-ценностного, деятельностно-творческого.

Критерии и уровневые показатели профессионального развития будущего дизайнера.

В ходе педагогического мониторинга для определения уровня эстетического развития использовались результаты собственной опытно-поисковой работы (констатирующий эксперимент).

Когнитивный критерий

В процессе исследования нами были определены следующие уровневые показатели функционирования когнитивного компонента, способствующие эстетическому развитию студентов университета:

- высокий, средний, низкий уровни знания иностранного языка

- наличие лингвокультурологических знаний (то есть базовые данные об иностранном языке и культуре носителей языка);

- наличие иноязычной информации (в средствах массовой информации);

- наличие профессиональных знаний.

Выделенные нами типы иноязычных знаний, являющиеся показателями функционирования когнитивного компонента для эстетического развития, представляют собой сложную многоуровневую систему лингвистических, лингвокультурологических, коммуникативных знаний.

Проведенное анкетирование позволило выявить личностные характеристики обучаемых, их отношение к иностранному языку, трудности в изучении предмета, стремление к овладению иноязычными знаниями. Фиксировался уровень развития умений, а значит готовность

к активизации познавательной деятельности, их эстетическое развитие.

По данным опроса 92%студентов имели в аттестате по предмету «Иностранный язык» оценки «хорошо» и «отлично», однако констатирующий эксперимент показал неадекватность данных оценок реальным знаниям. Это объяснялось рядом причин: перерыв в обучении, заниженные требования в школе. Как отмечали сами студенты, в течение всего периода обучения в школе преподаватели часто менялись или изучение иностранного языка на старшей (а иногда и средней) ступени прекращалось вообще. В аттестат же шли оценки либо начального курса обучения (как правило, высокие), либо завышенные.

Такое положение не могло не отразиться на отношении студентов к предмету «Иностранный язык». Если на начальной ступени обучения занятия по иностранному языку доставляли им удовольствие, вызывали интерес, то постепенно отношение к ним менялось, становилось нейтральным, а нередко и отрицательным.

При этом терялась вера в возможность овладеть иностранным языком и в необходимость знания языка в будущем.

Неудивительно, что на вопрос о том, пригодится ли вам иностранный язык в будущей профессии, студенты в основном отвечали: «Не знаю», «Нет», «Не могу ответить». 13% из них свидетельствовали об определенном влиянии изучения языка на эстетику познания, память, кругозор. По мнению 32% опрошенных, иностранный язык пригодится им в будущей работе.

Размышляя о своих способностях к изучению иностранного языка, 51% студентов высказали уверенность в наличии у них таких способностей; 40,5% уверены, но «не совсем»; 8% не были уверены; 0,5% констатировали отсутствие у них способностей к изучению языка.

Анализ анкет показал, что самообразованием по иностранному языку никто из студентов не занимался. В большинстве своем они имели поверхностное знание об английской и американской литературе, а также о странах изучаемого языка: традициях, культуре, современной жизни, политической обстановке.

Важнейшая задача преподавателя - интеграция иноязычных и профессиональных знаний. Иноязычные знания должны обогащаться в соответствии с особенностями и потребностями профессионально ориентированных дисциплин. И, наоборот, профессионально ориентированные знания, в свою очередь, несомненно выиг-

рывают в процессе насыщения их иноязычными знаниями[4,с.250]. Этот процесс обеспечивает устойчивую позицию личности в иноязычной профессионально значимой деятельности. В связи с этим мы сочли необходимым предложить студентам ответить на вопрос: «Считаете ли вы, что знания иностранного языка необходимы специалисту с высшим образованием?» Были получены следующие результаты.

Таким образом, анализ опыта практического использования системных лингвистических знаний представляет для предмета настоящего исследования особый интерес, так как процесс эстетического развития учитывает наряду со знаниями, умениями и личностный опыт деятельности студента, а так же его креативность. Интеграция иностранного языка и профессиональных знаний рассматривается как информационно-ценностное поле иноязычной деятельности в рамках эстетического развития.

Мы полагаем, что когнитивный компонент в структуре эстетического развития являлся одним из значимых, потому что интегрирующиеся в нем различные типы иноязычных и профессиональных знаний определяли личностное и профессионально значимое самоопределение личности. Когнитивный компонент в определенной степени прогнозировал развитость других компонентов (ценностного и деятельностного).

Однако, анализируя полученные результаты при констатирующем срезе, мы пришли к выводу о том, что у студентов доминирует средний уровень развития когнитивного компонента.

Таким образом, у студентов всех курсов практически не вызывает сомнения тот факт, что для будущей профессиональной деятельно-

Таблица 1. Значение интеграции иноязычных и профессиональных знаний для будущего дизайнера

Ответы Студенты I - II курсов Студенты старших курсов

Да 6% 80,5%

Нет 30% 15,5%

Не могу ответить 64% 4%

Таблица 2. Уровневые показатели развития когнитивного критерия профессионального развития студентов (данные в %)

сти им необходимо развивать свои иноязычные знания. Причем эта уверенность значительно возрастает на старших курсах.

Необходимо также отметить, что существенных различий в уровнях сформированности иноязычных знаний у студентов экспериментальных и контрольных групп в ходе констатирующего эксперимента нами не было отмечено.

Ценностный критерий

Для профессионального развития в лингвистическом образовании студентам необходима мотивация. Мотивация определяет продуктивность учебно-коммуникативной, творческой деятельности при аксиологическом подходе к обучению иностранному языку[3,с.83].

Анализируя мотивы изучения иностранного языка студентами, мы пришли к выводу, что мотивы достижения прагматических целей являются наиболее значимыми в процессе обучения речевой профессионально значимой деятельности.

Анкетирование, беседы, наблюдения показали, что для студентов, изучающих иностранный язык для получения образования, главным компонентом мотивационной сферы является ориентация на достижение результата деятельности (в том числе и профессиональной), а, главным мотивом - мотив личностного саморазвития и самоуважения, который характеризуется стремлением достичь уровня владения иностранным языком, превосходящего рамки образовательной программы.

В процессе исследования нами были определены следующие уровневые показатели функционирования ценностного критерия профессионального развития будущего дизайнера:

- высокий, средний, низкий;

- наличие ценностных ориентации личности на социально значимые ценности;

- наличие ценностного целеполагания в иноязычной деятельности. Ценностные отношения личности, формируемые в ходе ориентации на социально значимые ценности составляют ценностный компонент эстетического развития будущего дизайнера университета. Рассмотрение социально значимых ценностей оправдывает обращение в нашем исследовании к категории «ценность». Мы поддерживаем натуралистическое направление в теории ценностей, подчеркивающее непосредственную связь природы человека, ее потребностей, опыта и практики с развитием ценностей.

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий 37 38,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний 53,6 49,6

Низкий 9,4 12,2

Таблица 3. Мотивы иноязычной деятельности студентов (данные в %)

Мотивация Количество студентов

I курс II курс III курс IV курс V курс

Будущая работа 11,3 19,2 20 21,1 31,4

Будущая карьера 15,2 17 9,1 35,1 30

Самоутверждение 32,1 30 40 41,2 32,3

Саморазвитие 25,5 31 17 13 10

Самоуважение 65,2 51 30,1 30 49

Престиж 71,1 30 11,3 5,2 4,9

Профессиональное развитие студентов раскрывает взаимосвязи между познавательной деятельностью субъекта обучения, полученными знаниями, ценностными отношениями личности.

Социально значимые ценности представляют собой основание для эстетического развития будущего дизайнера университета посредством совокупности ценностных отношений личности.

Логика исследования ценностных ориентации личности студента была выстроена по следующим аспектам.

1. Студентам предлагалось расположить следующие понятия в порядке большей для них значимости. Результаты срезов помещены в таблицу №4.

Определяя для себя базовые ценности, имеющие социально и профессионально значимый смысл, опрошенные студенты отдают предпочтение понятиям «деньги», «успех в жизни». Тогда как «престиж профессии» и знания (профессиональные и иноязычные) занимают соответственно предпоследнее и последнее места.

Проведенный анализ мотивов в познании иностранного языка также свидетельствует в пользу того утверждения, что наиболее значимыми в процессе обучения речевой профессиональной деятельности являются мотивы достижения прагматических целей.

Таким образом, в процессе обработки анкетных данных и контрольных срезов, анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что у студентов доминирует средний уровень ценностного критерия профессионального развития. Как в контрольной, так и в экспериментальной группах лишь малая часть студентов стремится к личностной самоактуализации, к достижению такого качества овладения иностранным языком, которое превосходит рамки образовательного стандарта.

Рабочая гипотеза эксперимента определялась следующим образом: целенаправленное и

Таблица 4. Представление студентов о базовых ценностях, имеющих социально и профессионально значимый смысл

№ Базовые ценности Контрольная группа (%) Экспериментальная группа (%)

1 Деньги 24,4 28,7

2 Успех в жизни 8,3 10,1

3 Профессиональная карьера 21,3 14,9

4 Желание самоутверждения 9,1 11,8

5 Профессия 11,7 2,2

6 Престиж профессии 5,1 1,1

7 Знания (профессиональные) 14,1 21,4

8 Знания (иноязычные) 6 8,2

Таблица 5. Уровневые показатели ценностного критерия в профессиональном развитии будущего дизайнера (данные в %)

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

высокий 9,1 10,2

средний 47,4 48

низкий 49,5 41,8

последовательное применение организационно-методических форм и средств обучения, влияющих на профессиональное развитие, а именно на: деятельностно-творческий и эмоционально-ценностный компоненты.

Деятельностный критерий.

В соответствии с выделенным деятельностным критерием профессионального развития мы выделили следующие уровни: высокий, средний, низкий.

Низкий уровень деятельностного критерия студентов характеризуется бессистемным характером всех типов знаний (лингвистических, лингвокультурологических); фрагментарным владением различными видами речевой дея-

Таблица 6. Уровневые показатели деятельностного критерия в профессиональном развитии студентов (данные в %)

тельности в иноязычной профессионально значимой коммуникации; умениями, не способствующими вхождению личности в профессионально значимую иноязычную деятельность.

Средний уровень деятельностного критерия студентов характеризуется актуализацией объема знаний всех типов; неполным синтезом иноязычных и профессионально значимых умений.

Высокий уровень деятельностного критерия студентов характеризуется системной актуализацией всех типов знаний (то есть практическим владением, выходящим за рамки образовательной программы) всеми типами иноязычных умений; высокой степенью интеграции иноязычных и профессиональных умений; творческим уровнем развития личности (личностное и профессиональное самоопределение личности средствами иностранного языка).

Уровни деятельностного критерия студентов, выявленные в процессе констатирующего эксперимента, отражены в таблице №6.

Таким образом, наблюдение, включенное непосредственно в учебный процесс, подтвердило данные, полученные в анкетах и беседах, о том, что развитие иноязычных речевых умений, составляющих основу деятельностного крите-

рия, почти у 62,8% студентов находится на уровне, не определяющем готовность личности к самостоятельной творческой деятельности, но у них сформированы в достаточной степени эстетические познания в иностранном языке.

Определяя для себя цели и задачи в изучении иностранного языка, студенты в качестве самой важной называли задачу овладения умением говорить на изучаемом языке и воспринимать иностранный текст на слух. Чтение занимало у них третье место по значимости, на четвертом было письмо.

Самым трудным из иноязычных умений, по их мнению, являлись умения воспринимать речь других, выражать собственные мысли и отношения, а также спонтанно и кратко поддерживать диалог.

В деятельностном критерии мы выделили отдельным блоком творческий аспект, поскольку, на наш взгляд он в большей степени влияет на эстетическое развитие будущего дизайнера. Для выявления сформированности профессионального развития мы посчитали необходимым обратиться к внеаудиторной деятельности студентов. Тип внеаудиторных занятий характеризуется высоким интересом и высокой активностью обучающихся при выполнении учебных заданий. Организация и осуществление данного вида деятельности требует определенных творческих креативных способностей как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов, т.е это двусторонний процесс, где происходит формирование профессионального развития в учебно-воспитательной деятельности университета.

16.09.2010

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

высокий 35,7 12%

средний 59,1% 62,8%

низкий 7,2% 25,2%

Список использованной литературы:

1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. - 195с.

2. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж, 1977. - 304 с.

3. Борев, Ю.Б. Эстетика. Серия «Высшее образование». - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004. - 704с.

4. Гладких, В.Г. Теоретические основы целевого подхода в управлении учреждением образования. - Оренбург, 2001. - 351с.

5. Кирьякова, А.В. и др. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2008. - 375с.

6. Сахарова, Н. С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета. Монография. - Москва, 2003. - 206с.

7. Философский энциклопедический словарь. - М. 1983. - С. 763.

Сведения об авторе:

Зарицкая Людмила Александровна, старший преподаватель кафедры иностранных языков естественнонаучных и инженерно-технических специальностей Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1203а, тел. (3532) 340633, e-mail: nssakharova@mail.ru

Zaritskaya L.A.

Professional development of the next generation designer through the foreign language(from work experience). In this article the author gives the results of the experiment of her research work concerning the professional development of the linguistic education. She also describes the components of the pedagogical model of the professional development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.