Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка школьника как одно из условий его развития в поликультурной среде'

Педагогическая поддержка школьника как одно из условий его развития в поликультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ШКОЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КРОССКУЛЬТУРАЛИЗМ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпакин Дмитрий Александрович

В статье рассмотрены проблемы адаптации подростка в инокультурной среде. Одной из стратегий создания педагогических условий для развития юношества является педагогическая поддержка. На основании анализа научных источников рассмотрены понятие и условия педагогической поддержки, ее роль в многонациональном государстве в условиях миграции населения как внутри страны, так и извне, а также проанализированы варианты оказания поддержки юношеству в различных странах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпакин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка школьника как одно из условий его развития в поликультурной среде»

УДК 373.8

Шпакин Дмитрий Александрович

Соискатель кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, педагог-психолог средней школы, гражданин России, dshpakin@gmail.com, Кфар Ситрин, Израиль

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ШКОЛЬНИКА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЕГО РАЗВИТИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Shpakin Dmitry Alexandrovich

Lapusului-seeker of Omsk State Pedagogical University, a teacher-psychologist secondary school, a citizen of Russia, dshpakin@gmail.com, Kfar Sitrin, Israel

PEDAGOGICAL SUPPORT SCHOOLBOY AS ONE OF THE CONDITIONS OF ITS DEVELOPMENT IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Перед современной Россией как многоэтническим и поликультурным государством остро стоит задача нахождения продуктивных путей мирного взаимодействия различных этнических и других социокультурных групп, создания в обществе атмосферы ненасильственного разрешения противоречий и конфликтов.

Еще выдающиеся педагоги прошлого указывали на необходимость развития национальной школы. По мнению П. П. Блонского, В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева, Я. А. Коменского, Г. И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др., важнейшими задачами такой школы должны стать воспитание духовно-нравственной, свободной личности, а также высокий уровень подготовки учителей, позволяющий обеспечить надлежащую поддержку и защиту детей.

Современные американские исследователи образовательной политики Дж. Брунер, Дж. Бэнкс, Д. Дастин, Н. Коланджело, М. Соун и др. считают, что исторически сложившееся многообразие национальных и этнических культур создает благоприятные предпосылки для поликультурного образования, ставшего единственно возможным способом создания в учебных заведениях благоприятной социально-психологической среды, в которой каждый учащийся, независимо от культурной идентичности, имеет равные возможности для реализации своих потенциальных способностей в процессе обучения.

Поликультурная образовательная среда - то социальное пространство, в котором происходит общий процесс развития общества, функционирование и развитие культур во всех их проявлениях. Эта среда формируется путем взаимопроникновения и взаимовлияния различных национальных и региональных культур.

Поликультурная среда требует осуществлять образовательный процесс с учетом этнического фактора, одновременно создавая условия для познания культуры других народов, что способствует воспитанию толерантности между участниками образовательного процесса. Такая образовательная среда характеризуется открытостью, способностью быстро реагировать на возникающие образовательные потребности человека и социума.

Высшей ценностью поликультурного образовательного пространства выступает личность учащегося, а главный смысл и цель образования связаны с его развитием, социально-педагогической защитой, поддержкой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации.

В настоящее время в условиях поликультурной среды меняется общая парадигма образования, которую можно охарактеризовать словами американского психолога и педагога Дж. Брунера: «Образование - это не изолированный остров, а часть культурного континента. Свобода от культуры означает свободу от интеллекта» [9].

Культуросозидательная функция образования предполагает особые методы преподавания, иные взаимоотношения участников образовательного процесса. Безусловно, в поликультурном классе у каждого учащегося есть своя культура, некоторые элементы которой разделяются всеми одноклассниками, другие же - только членами семьи или религиозной группы. Л. И. Краснов считает, что практически невозможно правильно понять и оценить поведение, привычки и реакцию отдельных групп людей в отрыве от контекста культуры, частью которой они являются. При этом наша собственная культура не позволяет нам предсказать, как поведут себя представители других культур в такой же ситуации [3].

Обучение ребенка в поликультурной среде должно акцентировать равенство полномочий, межгрупповой гармонии и культурного плюрализма для всех участников образовательного процесса. При этом несправедливое отношение к представителям иных культурных групп не только в обществе, но и в стенах своего учреждения должно обязательно обсуждаться, поскольку замалчивание таких случаев грозит их повторением.

Большое количество межнациональных конфликтов в конце XX- начале XXI в., к сожалению, вызывает тенденцию к национальной нетерпимости людей, затрудняет привыкание индивида к инокультурной среде.

Таким образом, речь идет о необходимости вооружения учащихся умением критически мыслить, поскольку в рамках поликультурного образования это мышление позволяет индивиду избегать неверных действий, слов и оценок.

Известно, что старший школьный возраст наиболее сензитивен для формирования ценностных ориентаций личности, способствующих становлению мировоззрения. Для формирования ценностных ориентаций старшеклассников необходимо наличие конкретных педагогических условий.

Условие - это не только то, что влияет на вещь, но и то, без чего не может быть вещи как таковой, что служит основанием её возникновения [8]. А педагогические условия - это обстоятельства, создаваемые педагогом, способствующие образованию внутренних психологических условий, побуждающих к саморазвитию [7].

Деятельностной стратегией создания педагогических условий развития юношества может быть определена педагогическая поддержка. Подросток стремится не просто осваивать жизненные обстоятельства, но быть их творцом. Именно в этот период его жизни необходим переход от установки на развитие старшеклассника к осознанию педагогом ценности его саморазвития и содействия этому процессу.

Педагогическая поддержка, по мнению О. С. Газмана, состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достигать результатов в обучении, самовоспитании, общении. При этом основополагающими условиями педагогической поддержки становятся: полное принятие ребенка; его чувств, переживание, желаний; стремление учителя не навязывать решение, а создать ребенку условия для адекватного выбора; понимание внутреннего состояния ребенка; умение не только слышать, но и слушать подростка.

Завершенного, целостного понятия педагогической поддержки, ее содержания и технологий в педагогике пока не сложилось. Педагогическая поддержка характеризуется как метод и форма воспитания, как технология образования и как позиция педагога, а также как «отношения взрослого и ребенка». Позиция воспитателя основывается на правиле «трех П» - воспитывающий взрослый строит свое общение с ребенком на основе понимания, принятия и признания [6].

Суть профессиональной позиции педагога как рефлексивного управляющего - организация рефлексии у школьников и «поддерживание» ситуации самоопределения и самостоятельного мышления по поводу их проблем. Педагогическая поддержка предполагает превентивную, оперативную помощь подростку в решении его индивидуальных проблем, связанных с общением, жизненным самоопределением, со здоровьем, продвижением в обучении.

В зарубежных исследованиях педагогическая поддержка рассматривается как школьное консультирование, психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования (США); коучинг - помощь и содействие личности в ее позитивных изменениях (Израиль); помощь в ситуации выбора, опекунство, пасторская забота, курс личностного и социального образования (Англия); система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовании и в выборе профессионального пути (Голландия) [10].

Другое направление педагогической поддержки предполагает рассмотрение ее как принципа гуманистически ориентированной системы образования, включая все ее субъекты. В этом значении его чаще всего использу-

ют практики. Поддержка связана с такими понятиями, как педагогическая помощь, педагогическое сопровождение, а в практике она преобразуется в психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка. С учетом развития подростков основная задача связана с достижением ими нового уровня осознанного отношения к своему «Я» - с построением представления о своей личности, адекватно-ценностным отношением к себе, с осознанием задач саморазвития.

Особую значимость педагогическая поддержка, сотрудничество с подростком и индивидуальный подход к нему приобретают в многонациональном государстве и в условиях миграции населения как внутри страны, так и извне. Россия на всей территории является многонациональным государством, что определяет развитие поликультурного образовательного пространства и создает специфические условия адаптации и социализации подрастающего поколения.

Такая ситуация требует разработки новой теории и практики образования, в которой межкультурное воспитание детей и подростков, их педагогическая поддержка и защита рассматривались бы как неотъемлемые части целостного поликультурного личностно ориентированного образования. При такой поддержке, осуществляемой строго индивидуально, школьник в итоге должен приобрести одну из важнейших ключевых компетентностей -межкультурную толерантность.

Каковы же сущность, содержание, средства, технологии и стратегии поддержки личности в условиях поликультурного социального и образовательного пространств? Крупнейшие философы и историки современности (Н. А. Данилевский, Э. Мейлер, А. Тойнби, Ю. Яковен и др.) видят перспективу современного образования в целостности культурно-исторического развития человечества и наличии некоторых сходных принципов функционирования культур разных народов, в утверждении кросскультурализма и мультикультурализма.

Кросскультурализм как методологическое основание процесса педагогической поддержки и защиты учащихся - представителей иной этнической (по сравнению с большинством одноклассников) общности предполагает признание абсолютных общечеловеческих ценностей; возрождение прогрессивных этнокультурных и этнопедагогических традиций; утверждение этнических и правовых норм взаимодействия и непосредственного общения детей различных национальностей; соотнесение достижений классической педагогики в разрезе поддержки и защиты детства со средствами инновационной народной педагогики и этнопедагогики; формирование планетарного сознания, уважительного отношения к правам всех людей, живущих на Земле; развитие наднационального кросскультурного мировоззрения и способов толерантного поведения; обеспечение взаимосвязи социальной, культурной и языковой ориентации в поликультурной среде; создание условий для сохранения детьми разных национальностей собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой.

Актуальность исследований поликультурного образования в современных условиях определяется тем, что задача подготовки молодежи к жизни в многокультурном обществе названа в числе приоритетных в документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия. Для России это -сравнительно новое явление, оказавшееся в значительной степени альтернативным интернациональному социалистическому воспитанию, которое рассматривалось ранее как условие идеологического единения общества.

Российский вариант системы личностной педагогической поддержки во многом отличается от зарубежных. Тем не менее, невзирая на различия в педагогике разных стран, сущность деятельности специалистов, работающих в системе педагогической поддержки, состоит в оказании помощи школьнику в затруднительной ситуации с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и справляться с трудностями, что предполагает помощь в познании себя и окружающей среды.

Преодоление препятствий определяется как ключевое понятие педагогической поддержки. Пытаясь реализовать свой феномен «быть личностью», ученик поступает далеко не всегда сознательно и целенаправленно. Препятствия перерастают в проблемы, решение которых происходит на эмоциональном уровне, что вынуждает обращаться за помощью к взрослым. Получая помощь в традиционной форме, ученик отчуждается, наращивая неудовлетворенность и собой, и учителями.

Кроме того, в успешном преодолении препятствий реализуется феномен борьбы Я-реального и Я-идеального, что приводит личность к саморазвитию, которое вновь нуждается в поддержке. Наконец, синергетический эффект гармонии и оппозиции социализации и индивидуализации школьника приносит позитивные результаты - развитое самосознание, гражданскую активность и т. д. - лишь в процессе преодоления противоречий между обществом и личностью [5].

Опыт даже самых развитых демократий показывает: если человек не борется за свои интересы, не умеет этого, он проигрывает на фоне других в своем развитии и самоопределении [1]. Именно поэтому обучение преодолению препятствий составляет содержание педагогической поддержки.

В системе среднего общего образования государства Израиль накоплен опыт педагогической поддержки школьников всех возрастов в условиях поликультурной среды, поскольку это государство изначально создавалось из иммигрантов более чем семидесяти стран, в том числе Аргентины, Египта, Индии, Ирана, Марокко, Мексики, России, США, Франции, Эфиопии и т. д.

С этой целью Министерством образования Израиля утверждена обязательная «Программа обучения жизненным навыкам», предусматривающая педагогическую поддержку учащихся с 1 по 12 классы в их социализации и адаптации к различным жизненным ситуациям: взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми, знаниям о своем организме и его изменениях, самореализации в творчестве, осуществлении программы самосовершенс-

твования и т. д. Особое внимание в Программе уделено подготовке педагогов к работе со школьниками по ее реализации.

Отдельным разделом в указанной программе является подготовка школьника к духовному развитию в течение жизни, обучение его рефлексии своих поступков и планированию жизненных устремлений.

Одной из форм такой работы является ведение школьниками личного портфолио, когда каждый учебный год завершается презентацией достижений подростка за этот период времени перед товарищами, родителями, учителями. Ученик не только подводит итог своего развития, но фиксирует нерешенные проблемы и их причины. Учителю в этом случае наглядно видны нерешенные вопросы, что облегчает адресную помощь каждому ребенку в будущем.

Кроме того, портфолио может помочь учителю установить наиболее талантливых школьников и организовать для них условия, поддерживающие выявленную одаренность.

Практикуется в израильских школах и такая форма взаимодействия педагогов с воспитанниками, как «письмо учителю», в котором каждый ребенок имеет возможность сообщить взрослому товарищу о своих затруднениях и рассчитывать на конкретную помощь с его стороны.

«Программой обучения жизненным навыкам» в израильской школе предусматривается и ведение личного портфолио учителями как фактора развития профессионализма педагога. Портфолио учителя может включать анализ достижений школьников и личные комментарии о событиях и ситуациях в разговоре с ними, их родителями, коллегами-учителями, проекты статей учителя по интересующей его тематике и другую актуальную информацию.

Концентрация таких материалов помогает учителю создать инструмент для работы с детьми - «сумку диагностических проблем», возникающих в классе, связанных с как отдельными учащимися, так и с группами внутри коллектива, что позволяет создавать «базовый чертеж направлений взаимодействия и поддержки» [10].

По материалам выявленных у ученика проблем педагог сможет вести с ним диалог с позиции старшего друга, сопереживая и принимая без суда и критики его проблемы, стремясь определить точки трудности в этом процессе, найти силы и возможности, чтобы помочь преодолеть препятствия в продолжении этого процесса.

Интерактивные портфолио как школьника, так и учителя являются инструментами, которые могут служить каналами связи между ними, обеспечивающими обратную связь в вопросах развития ребенка в поликультурной среде через педагогическую поддержку его положительных жизненных начинаний.

Таким образом, изучение достижений современной педагогической науки и практики зарубежных стран могут оказать существенную поддержку в решении актуальных для сегодняшней российской педагогики задач.

Библиографический список

1. Бермус, А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 10 сентября. - http:// www.eidos.ru /journal/2005/0910-12, htm.

2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования[Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Академия, 2001. -208 с.

3. Краснов, И. JI. Многокультурное образование в учебных заведениях США [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. / И. JI. Краснов. - Петрозаводск, 2004. - 174 с.

4. Мещерякова, И. А. Некоторые проблемы и результаты изучения проблемного поля старшеклассников. [Текст]/ И. А. Мещерякова. //Культурно-историческая психология. 2006. № 4.

5. Пакалина, Е. Н. Модель педагогической поддержки Я-концепции старшеклассников / Е. Н. Пакалина // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 56. - С. 79-87.

6. Петровский, В. А. К психологии активной личности. [Текст]/В. А. Петровский. // Вопросы психологии. - 1975. - № 3 - С. 6-14.

7. Фельдштейн, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст]/ Д. И. Фельдштейн. - М., 1995. - 208 с.

8. Философский энциклопедический словарь [Текст]/ Гл. редакция: J1. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.

9. Bruner, J. S. The Culture of Education. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1996. - 224 p.

10. Shiffer, V. Education haredim in Israel. Jerusalem., 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.