Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах'

Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1159
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ФАКТОРЫ / ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пакалина Елена Николаевна

В статье представлено обоснование и содержание научно исследовательского проекта «Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пакалина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах»

Обсуждаем ФГОС второго поколения

8. Времена года в народных представлениях. Народные обряды и обычаи, сопровождающие солнцестояния и солнцевороты. Смерть и новое рождение как главные темы традиционных культур. Календарное и народное время.

9. Рождество. Символика и семантика события. Рождество как символ нарождения света, начала жизни. Мифологические персонажи Коло и Коляда. Народные празднования и сопровождающие их обряды, обрядовые действа. Обрядовая выпечка. Символика и семантика.

10. Одухотворение природы в мифологии и народном миропонимании. Природные стихии и народное миропонимание. Понятие о небесных и земных водах. Сказочная «живая» и «мертвая» вода. Символика и семантика.

11. Тотемные мифы народов России. Тотемные воззрения народов мира. Тотемизм в традиционной культуре. Тотемные животные. Тотемные сказки народов России. Тотемизм в геральдике.

12. Триединое устройство мира в мифологическом и народном мировоззрении. «Рождение-жизнь-смерть». «Начало-развитие-конец». Древнейшая триада: Бог земли - Богиня Неба - Солнце. Славянский Триглав: «Род-Белобог-Черногбог». Треугольник как религиозный символ триединства и божественности.

13. Тема триединства в религиозной культуре. Понятие «дух-душа-тело». Космическая природа человека. Чувства и способы их выражения. Отрицательные и положительные эмоции. Проблема выбора чувств. Проблема добра и зла. Добро - как любовь источник созидания и поддержания жизни. Зло как источник разрушения и самоуничтожения.

14. Человек как часть Мира и ответственный творец. Этические законы. Законы саморазрушениия. Законы самосозидания. Сотворчество Человека с Миром. Гармоничная система общения человека с миром.

15. Семья в традиционной культуре. Символика и семантика понятия. Женщина в традиционной семейной культуре. Космическое назначение женщины. Женские виды деятельности.

16. Семейная культура. Инициация в семейной культуре. Космическое назначение мужчины. Мужчина в традиционной семейной культуре. Мужские виды деятельности.

17. Итоговый урок.

Методические рекомендации к курсу:

Усвоение содержания основывается на живом общении учителя и ученика, что позволяет интегрировать несколько потоков информации:

- созерцание современного мира;

- созерцание современного человека;

- вычленение проблем в отношениях Мира и Человека;

- знакомство с духовной культурой через чтение мифов, легенд, сказок, былин и др. источников;

- анализ и сравнение явлений культуры древнего мира и современности;

- установление связи между явлениями культуры;

- реконструкция миропонимания;

- логический анализ явлений культуры;

- определение базисной составляющей явления культуры;

- выводы закономерностей культурных отношений человека с миром;

- системные объяснения явлений культуры;

- установление связи между прошлым, настоящим, будущим;

- преемственность культурных ценностей;

- преемственность общечеловеческих ценностей.

Закрепление полученной информации и её ин-териоризация происходит в процессе творческой деятельности учащихся, которая отражает уровень понимания целостности знаний, мотивации к процессу обучения. Каждый урок сопровождается творческой деятельностью, которая позволяет:

- интегрировать способности художника, гончара, ювелира, швеи, строителя, архитектора, ткача, артиста, режиссера и др. с полученным информативным рядом;

- развивать логическое мышление, анализ, синтез;

- выявлять законы взаимодействия природы и общества;

- определять ценности и нравственные приоритеты;

- уметь работать в группе;

- выработать своё отношение к миру через оценочные категории.

Формы контроля

Наблюдение:

- за поведением

- за активностью

- за выполнением заданий

- за проявлением интереса к тому или иному вопросу

- за проявлением творческого потенциала

- за коммуникационными способностями

Учебно-методический комплект к курсу прилагается.

В статье представлено обоснование и содержание научно - исследовательского проекта «Психолого-педагогиче-ская поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах».

Пакалина Елена Николаевна

доцент кафедры профессионального образования ИРО Свердловской области г. Екатеринбург

Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах

Как обеспечить предупреждение отчуждения от образовательного процесса у учащихся на основе психолого-педагогической поддержки?

Ключевые слова: педагогическая поддержка; возрастной период; Я-концепция; факторы, определяющие развитие Я-концепции.

Гуманизация российского образования неразрывно связана с поиском и освоением возможностей воплощения положений личностно-ориентированного обучения и воспитания в современном образовательном учреждении. Анализ развития гуманистических идей показывает, что их реализация связана с педагогической поддержкой учащегося в образовательном процессе.

В зарубежных исследованиях педагогическая поддержка рассматривается как школьное консультирование, психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования (США); коучинг - помощь и содействие личности в позитивных изменениях (Австралия); помощь в ситуации выбора, опекунство, пасторская забота, курс личностного и социального образования (Англия); система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути (Голландия).

Изучению данного вопроса посвящены многие исследования отечественных ученых (О.С. Газман,

Н.Б. Крылова, Т.В. Анохина, А.Д. Андреева, В.П. Бе-дерханова, Е.И. Исаев, Н.М. Михайлова, С.И. Попова, В.И. Слободчиков, Т.Д. Строкова, С.М.Юсфин, И.Ю. Шустова) и зарубежных (А.Маслоу, К. Роджерс). Анализ их работ показывает, что педагогическая поддержка предполагает превентивную, оперативную помощь ребенку в решении его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, с общением, жизненным самоопределением.

Методологическим основанием педагогической поддержки служат идеи развития личности, субъекг-

субъектного характера педагогического взаимодействия, нравственной сущности воспитания. Результаты анализа литературы по данной проблеме свидетельствуют о том, что завершенного, целостного понятия педагогической поддержки, ее содержания пока не сложилось. Это обусловлено неоднородностью и объемностью понятия, в котором выделяются признаки, относящиеся к различным областям научного знания: к педагогике, социальной педагогике, психологии, социологии. Педагогическая поддержка характеризуется как метод и форма воспитания, как технология образования, и как позиция педагога, и как «свободное общение» или «отношение взрослого и ребенка».

Другое направление в интерпретации феномена педагогической поддержки предполагает ее рассмотрение как принципа гуманистически ориентированной системы образования, включая всех ее субъектов. Именно в этом значении его чаще всего используют практики. Если существующая или проектируемая образовательная система ориентирована на реализацию гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей, то поддержка приобретает смысл принципа педагогической деятельности (Н.М. Михайлова, С.М. Юсфин) и становится важнейшим педагогическим кредо людей, работающих с детьми.

В своем исследовании мы придерживаемся представления о педагогической поддержке как о помощи (педагога, психолога, родителей) в личностном развитии ребенка, подростка, юноши и девушки, направленной на актуализацию его внутренних сил и резервов самореализации.

В данном контексте ценным является определение

О.С. Газмана, который в качестве предмета психолого-пе-дагогической поддержки рассматривает процесс совместного с ребенком определения его интересов и целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), что способствует сохранению и развитию нравственного потенциала личности и достижению желаемых результатов в учении, самовоспитании, общении.

Не решенным теоретически и практически остается вопрос и о том, что следует «поддерживать» в растущем человеке. Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков считают, что поддерживать и развивать следует субьекгность, т. е. способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность, т. е. неповторимость, особенность человека, выделяющую его из других и тем самым позволяющую ему оставаться самим собой.. При таком подходе содержание педагогической поддержки рассматривается шире, чем просто работа с «проблемой человека».

Определяя место педагогической поддержки между социализирующими процессами (воспитанием, обучением) и процессами индивидуализации - процессами становления отношений субъекта к фактам собственной жизнедеятельности, мы считаем, что педагогическая поддержка должна быть направлена на

развитие осознания учащимся своей личности, своих отношений, проблем, способностей увидеть собственный смысл во взаимодействии с окружением и на построение своей линии поведения, которая признается воспитанником как значимая и необходимая для него.

А.В. Мудрик выделяет следующие условия эффективности педагогической поддержки:

1)у педагогов и других работников сферы воспитания есть установки на необходимость оказания индивидуальной помощи человеку;

2) педагоги имеют определенный уровень психо-лого-педагогической подготовки;

3)в реальной практике сложился стиль взаимоотношений, при кото ром такая помощь становится возможной;

4) в воспитании используется личностный, дифференцированный, возрастной и индивидуальный подходы.

Таким образом, педагогическая поддержка во многих исследованиях рассматривается как сложная система педагогического взаимодействия в условиях современного образования; как многомерный процесс, сосредоточенный на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствующий укреплению веры ребенка в себя и свои возможности, повышению устойчивости личности к деструктивным внешним и внутренним факторам; как создание оптимальных условий для личностного развития. Педагогическая поддержка связана с такими понятиями, как педагогическая помощь, педагогическое сопровождение, а в оптимально организованной педагогической практике, как показывают последние исследования, педагогическая поддержка преобразуется в психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка (подростка), при этом психологическая поддержка сочетается с педагогической.

В рамках опытно-исследовательской работы на базе Центра психолого-педагогической помощи «Семья и школа» г. Екатеринбурга был разработан и реализован научно-исследовательский проект педагогической поддержки учащихся на переходных этапах обучения.

Научно-прикладной проект «Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса

в детском, подростковом и юношеском возрастах»

Проект «Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах» нацелен на создание системы и комплексное решение задач, связанных с преодолением трудностей обучающихся на переходных этапах обучения (при поступлении в ОУ, переходе в основную и среднюю школу, а также самоопределении на этапе выбора профильных классов). Система включает раз-

работку, апробацию и внедрение содержания и технологий оказания поддержки основным участникам образовательного процесса - школьникам, родителям и педагогам, а также менеджерам образования.

Ведущим принципом построения системы психологопедагогической поддержки является развивающий характер обучения и его прогенеративная роль в развитии личности (Л.С.Выготский). Современное образовательное пространство с одной стороны располагает необходимыми и достаточными условиями для успешной адаптации учащихся. Однако, с другой стороны содержит и источники деструктивности в личностном развитии школьника. Об этом свидетельствуют данные психодиагностических исследований, проводимых специалистами Центра «Семья и школа» в период 2008-2009 годов. Так, группа риска учащихся с негативной и низкой учебной мотивацией на первой ступени обучения колеблется на уровне 4- 9% школьников, а в основной школе увеличивается до 23% пятиклассников. Данные показатели свидетельствуют о наличии устойчивой тенденции роста группы школьников, испытывающих трудности адаптации в результате отчуждения от образовательного процесса. Этим обусловлена необходимость сопровождения процессов адаптации, социализации и идентификации личности учащегося, включая основную школу, а также профильное обучение.

Исследуя данную проблему в течение последних пяти лет, специалисты Центра «Семья и школа» столкнулись с рядом противоречий:

- между жизненной потребностью учащихся в индивидуально-личностном сопровождении и поддержке для своевременного преодоления трудностей в процессе адаптации и уровнем актуализации педагогической общественностью данной проблемы как ведущего фактора отчуждения;

- между неразвитой рефлексивной культурой учащихся, в том числе и старшеклассников, неосознанностью ими процессов отчуждения и возможностями предупреждения их дезадаптации с помощью психо-лого-педагогического сопровождения специалистами;

- между недостаточным уровнем информированности педагогов об индивидуальных особенностях адаптации и социализации учащихся разных возрастов и востребованностью педагогической средой этой информации;

- между необходимостью своевременной помощи ребенку в семье и недостаточным уровнем психологопедагогической компетентности родителей.

В течение последних лет Центром «Семья и школа» создана система психолого-педагогического сопровождения учащихся разных возрастов и апробирована на экспериментальных площадках Верх-Исетского района. Она позволяет осуществлять деятельность по преодолению факторов отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах, следовательно, может получить распространение в ОУ г. Екатеринбурга. В то же время решение назван-

ных противоречий требует дальнейших исследований проблемы отчуждения от образовательного процесса с учетом гендерного фактора (особенностей адаптации мальчиков и девочек) и социальной ситуации развития ребенка в семье и образовательном пространстве.

Цель проекта: разработка системы психолого-пе-дагогической поддержки и сопровождения как фактора отчуждения учащихся в детском, подростковом и юношеском возрастах от образовательного процесса

Задачи:

1. Выбор и обоснование необходимого и достаточного диагностического инструментария, позволяющего исследовать процессы адаптации детей, подростков и юношества в образовательном процессе на его переходных этапах.

2. Создание программного обеспечения, направленного на психолого-педагогическое сопровождение процессов адаптации и социализации детей, подростков и юношества на переходных этапах обучения, в том числе с учетом их половозрастных особенностей.

3. Развитие воспитательного потенциала родителей обучающихся, которые испытывают трудности адаптации к образовательному процессу через просвещение и консультирование.

4. Повышение уровня компетентности педагогов по проблемам отчуждения и адаптации обучающихся.

5. Разработка системы критериев эффективности адаптации учащихся разных возрастов в образовательном процессе с учетом гендерных особенностей в качестве условия успешной работы ОУ.

6. Апробация и распространение опыта работы по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса на переходных этапах обучения.

Этапы осуществления проекта:

1. Диагностический этап. Разработка системы пси-холого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся в образовательном процессе для преодоления отчуждения (сроки проведения 2007-2008 г.г)

2. Экспериментальный этап. Апробация инструментария (блока методик) и внедрение программ по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса с учетом гендерного аспекта исследования выделенных проблем на экспериментальной площадке Верх-Исетского района, (сроки проведения 2008-2009 г.г.)

3. Обобщающий этап. Обобщение результатов исследования и распространение опыта оказания поддержки и сопровождения адаптации учащихся в детском, подростковом и юношеском возрастах в образовательном процессе на переходных этапах обучения. (сроки проведения 2009-2010 г.г.)

Объект: предупреждение отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах.

Предмет: система психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся от образовательного процесса.

Новизна проекта.

Новизна предлагаемого проекта состоит в том, что актуализируются проблемы отчуждения личности ребенка от образовательного процесса в современных социо-кулыурных условиях. Поставлены вопросы исследования зависимостей процессов адаптации по гендерному основанию, возрастным критериям и со-циально-психологическим факторам в комплексном изучении потенциала сотрудничества школы и семьи. Впервые предлагается изучение развития рефлексивной культуры учащихся всех возрастов как фактора успешной адаптации, профилактики отчуждения и благоприятного прогноза дальнейшей социализации.

Практическая значимость.

Заключается в реальной помощи учащимся, испытывающим трудности адаптации и предупреждение возможного отчуждения от образовательного процесса.

Результаты реализации проекта.

1. Теоретические результаты:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теоретико-методологическое обоснование модели

психолого-педагогической поддержки и сопровождения адаптационных процессов личности школьников разных возрастов на переходных этапах обучения.

2. Практические результаты:

Программно-методическое обеспечение системы

психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся в ходе их адаптации, включающее:

- программу психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся при переходе из начальной в основную школу;

- программу психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся на этапе личностного и профессионального самоопределения в старшей школе и в профильных классах;

- программу развития воспитательного потенциала родителей обучающихся определенных возрастных групп, испытывающих трудности адаптации в образовательном процессе;

- программу повышения квалификации педагогов по проблемам успешной адаптации обучающихся как фактора предупреждения отчуждения от образовательного процесса;

- методическое обеспечение (диагностические методики по исследованию уровня адаптации обучающихся, методические рекомендации для педагогов по оптимизации учебного процесса через осуществление личностноориентированного подхода, по системе работы с родителями учащихся, испытывающих трудности адаптации).

Возрастная группа: учащиеся 7-16 лет с трудностями адаптации к образовательному процессу.

Устойчивость проекта: внедрение проекта в образовательных учреждениях г. Екатеринбурга. Проведение

обучающих семинаров, конференций для педагогической общественности, представление проблемы на ассоциациях школьных психологов, методических объединениях педагогов, публикации в научных изданиях.

Мониторинг и оценка результатов Руководство проектом осуществляется ВНИКом (временным научно-исследовательским коллективом) Центра «Семья и школа».

Промежуточные и конечные результаты оцениваются через систему мониторинговых мероприятий на основе выделенных критериев эффективности адаптации учащихся разных возрастов.

Промежуточные результаты отслеживаются в ходе апробации проекта, конечные результаты на этапе анализа и обобщения итогов работы.

Долгосрочный результат - внедрение системы пси-холого-педагогической поддержки и сопровождения учащихся равных возрастов в ходе адаптации в образовательном процессе, обобщение и распространение полученного опыта в образовательных учреждениях г.Екатеринбурга, а также в научных изданиях.

Программа управленческой деятельности по реализации проекта «Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах»

Программа управленческой деятельности по реализации проекта «Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах» нацелен на осуществление деятельности по оказанию психолого-педагогической поддержки, сопровождению учащихся, которая направлена на профилактику дезадаптивного поведения, нарушений в межличностных отношениях, содействие процессам успешной социализации, обеспечение личностно-ориентирован-ного подхода при разрешении проблемных ситуаций и оказание помощи учащимся различных возрастных категорий на переходных этапах обучения.

Реализацию проекта предполагается осуществлять на основе управленческой программы, направленной на необходимость внедрения инновационных технологий по оказанию педагогической поддержки в образовательном процессе. Управление разработкой и внедрением технологий по оказанию педагогической поддержки учащихся в образовательном процессе стимулировано востребованностью со стороны учащихся, родителей и педагогов.

Под управлением деятельностью по внедрению системой педагогической поддержки в рамках проекта мы понимаем создание условий для развития компетентной профессиональной работы педагогов, направленной на

успешное развитие личности учащихся, на основе оказания своевременной квалифицированной помощи обучающимся на переходных этапах развития.

Необходимость управления реализацией проекта обусловлена потребностями развития педагогической теории и практики в условиях динамических процессов, вызывающих трудности становления личности учащихся, возрастанием социальной значимости целенаправленной педагогической поддержки участников образовательного процесса, ростом социальной дезадаптации несовершеннолетних и увеличением числа учащихся с различными формами неконструктивного поведения в системе образования, а также с необходимостью оказания целенаправленной помощи и поддержки педагогам и родителям в воспитании молодого поколения и потребностью в разработке педагогических технологий поддержки учащихся для всех участников образовательного процесса.

Анализ психолого-педагогической литературы проведенный нами показал, что возрастные закономерности развития учащихся в учебно-образовательной ситуации современной школы, недостаточно учитываются и поэтому условия не всегда обеспечиваются. Здесь, по нашему мнению, кроется одна из существенных причин трудностей в решении задачи развития личности учащихся. Это особенно касается проблем педагогических поддержки учащихся на определенных возрастных этапах, с учетом гендерного фактора.

Цели и задачи по управлению деятельностью по реализации проекта.

Цель: управление деятельностью по разработке и внедрению проекта направленного на оказанию поддержки и психолого-педагогического сопровождения учащихся в детском, подростковом и юношеском возрастах на основе исследования факторов их отчуждения от образовательного процесса.

Задачи:

1. Создание и организация работы творческой группы по разработке теоретического обоснования проекта по оказанию поддержки и психолого-педагогического сопровождения учащихся в детском, подростковом и юношеском возрастах на основе исследования факторов их отчуждения от образовательного процесса.

2. Организация деятельности по разработке и проведению исследования проблемы процессов адаптации детей, подростков и юношества в образовательном процессе на его переходных этапах.

3. Управление процессом создания программнометодического обеспечения направленного на психо-лого-педагогическое сопровождение процессов адаптации и социализации детей, подростков и юношества на переходных этапах обучения, в том числе с учетом их половозрастных особенностей.

4. Управление проектной деятельностью по развитию воспитательного потенциала родителей обучающихся, которые испытывают трудности адаптации к

образовательному процессу через просвещение и консультирование.

5. Организация системы семинаров направленных на повышение уровня компетентности педагогов по проблемам отчуждения и адаптации обучающихся.

6. Создание условий для работы творческой группы в партнерстве с образовательными учреждениями, направленных на разработку системы критериев эффективности адаптации учащихся разных возрастов в образовательном процессе с учетом гендерных особенностей в качестве условия успешной работы ОУ.

7. Апробация и распространение опыта работы по оказанию психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса на переходных этапах обучения.

Реализация проекта будет осуществляться на основе управленческой программы в партнерстве с образовательными учреждениями Верх-Исетского района в несколько этапов.

Этапы управления реализацией проекта:

1. Управление и организация деятельности на исследовательском этапе. Заключение партнерских соглашений с базовыми площадками. Разработка теоретической модели психолого-педагогической поддержки и сопровождения, обучающихся в образовательном процессе для преодоления отчуждения, проведение исследовательской работы по проблемам личностного развития учащихся в образовательном процессе (сроки проведения 2006-2007г.г).

2. Организация деятельности на экспериментальном этапе. Апробация инструментария (блока методик), направленных на оказание педагогической поддержки и разработка и внедрение программ по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса с учетом гендерного аспекта исследования выделенных проблем на экспериментальной площадке Верх-Исетского района (сроки проведения 2007-2009 г.г.)

3. Обобщающий этап. Обобщение результатов исследования и распространение опыта оказания поддержки и сопровождения адаптации учащихся в детском, подростковом и юношеском возрастах в образовательном процессе на переходных этапах обучения. (сроки проведения 2009-20 Юг.г.)

Реализация проекта основывается на диагностическом подходе и является основой управленческой деятельностью по реализации проекта и разработке в его рамках программно - методического обеспечения образовательного процесса по оказанию поддержки и сопровождения процессов по преодолению отчуждения учащихся от образовательного процесса.

Исследование как инструмент управления и контроля реализации и внедрения проекта предполагает развитие определенной стратегии педагогической деятельности, которая связана с развитием таких про-

фессиональных качеств личности педагогов, которые формируют потребность в самоанализе собственной деятельности, способность к диалогу, стремление к овладению новыми методами педагогической поддержки и самодиагностики, способность к адекватной самооценке и педагогической рефлексии.

Эффективный подход к управлению процессом реализации целей и задач проекта, предполагает организацию партнерских отношений, творческого сотрудничества педагогов базовых площадок образовательных учреждений и творческой группы пе-дагогов-психологов центра «Семья и школа» на всех этапах осуществления проекта.

Данный подход в перспективе будет способствовать переводу проекта в режим самоуправления. Поэтапная реализация проекта строится на овладение педагогическим коллективом элементов самоанализа и самоцеле-полагания, самопрогнозирования, самоконтроля, самооценки и самокоррекции, что является основой создания условий для реализации целей и задач системы деятельности по сопровождению и психолого-педагогической поддержки учащихся в образовательном процессе.

Понятия «анализ, самоанализ, изучение личности» включает термин - диагностика.

Педагогический диагноз является определением сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их все стороннего изучения, наглядного отображения комплексного действия педагогических факторов. Назначение психолого-педагогической диагностики позволяет педагогу и руководителю получать оперативную и надёжную информацию о процессах развития и проблемах реализации поддержки в образовательном процессе, а также отслеживать во взаимодействии многие причины, какие из них в этот момент достигают критических значений. Диагностика особенностей развития личности учащихся, компонентов образователь-но-воспитательного и методического процессов строится на основе использования комплекса различных методов (наблюдение, анкетирование, тестирование и др.).

Анализ практики показывает, что диагностика позволяет оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими и особенно методическими процессами. Смысл диагностирования и со стоит в том, чтобы получить реальную и, по возможности, наглядную картину действительности.

Психолого-педагогическое исследование позволит одновременно получать оперативное изучение и оценка ситуации развития личности учащихся на переходных этапах обучения, регулировать и осуществлять коррекцию методического и педагогического процессов, будь это на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя.

Система управления реализацией проекта на основе комплекса психолого-педагогических методов и средств создает основу для выявления затруднений в работе,

способствует осознанию и поиску оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем она позволяет определить как позитивные, так и негативные процессы в образовательном процессе, наметить пути и конкретные способы их преодоления и развития на основе оптимизации педагогической деятельности и модели обучения.

Психолого-педагогическое исследование является важным этапом работы с педагогами по внедрению проекта, наряду с консультацией, коррекцией, адаптацией и психолого-методической поддержкой.

В рамках проекта предполагается осуществление деятельности направленной на овладение учащимися, педагогами и родителями навыков самоанализа, самооценки. Это позволяет перевести работу в проекте в режим активного саморегулирования и самокоррек-ции субъектов образовательного процесса.

Управление процессом реализации содержания проекта включает в себя следующие функции: информационную, собственно диагностическую, оценочную, коррекционную, ориентационную, аналитическую.

Система комплексной диагностики, самоэкспертизы и мониторинга про движения, как учащихся, так и всего педагогического коллектива на различных этапах деятельности, позволит более объективно оценивать результаты.

Для повышения объективности и изучения динамики развития субъектов в процессе организации исследовательской деятельности предполагается этапность:

- входной контроль (первичную стартовую, исходную диагностику);

- текущий контроль (сравнительную диагностику);

- выходной контроль (итоговую диагностику).

Программа управления проектом включает диагностику и анализ процессов и тенденций в организации педагогического - учебно-воспитательного и методического

- процесса, простраивание необходимых и возможных изменений, юр рекцию - всё это позволяет образовательному учреждению на основе рефлексии достижений при решении, имеющихся проблем знать и видеть, на каком этапе находятся, как сочетаются традиции и инновации, удалось ли создать обстановку глубокой заинтересованности, внутренней мотивации большинства членов педагогического коллектива во внедрении системы деятельности по оказанию педагогической поддержки на различных стадиях реализации проекта: опытно-экспериментальной, поисковой, научно-методической и исследовательской.

Процесс управления проектом состоит из 3-х ступеней:

1. Диагностика - сбор информации о состоянии условий реализации проекта.

2. Анализ полученной информации.

3. Выдача воздействующей информации.

Управление процессом разработки программнометодического обеспечения и оказания психолого-пе-дагогической поддержки учащихся в образовательном процессе будут:

- учитываться индивидуально-личностные особенности и потребности учащихся;

- анализироваться промежуточные и конечные результаты деятельности по реализации проекта;

- разрабатываться перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития педагогической деятельности по оказанию психолого-педагогической поддержки и сопровождению, предупреждения процессов отчуждения учащихся от образовательного процесса;

- намечаться программы профессионального роста педагогов путем оптимизации деятельности педагогического коллектива;

- учитываться при организации условий реализации проекта проблемы сотрудничества и партнерства в овладении деятельностью по оказанию педагогической поддержки и сопровождению, возможности создания творческих микрогрупп и др.;

- обеспечиваться взаимосвязь на основе партнерских взаимоотношений базовых площадок образовательных учреждений и центра «Семья и школа», создаваться условия для общешкольной и индивидуальной работы по самообразованию и саморазвитию педагогов;

- обеспечиваться планирование деятельности по реализации проекта в образовательном учреждении, которое является важнейшей функцией и составным элементом общей системы управления;

- осуществляться направления деятельности по апробации и внедрению программно-методического обеспечения системы работы по реализации педагогической деятельности, направленной на оказание психолого-педагогической поддержки и сопровождение процессов социализации и адаптации на переходных этапах обучения, оптимальной для конкретного образовательного учреждения.

Результаты реализации проекта.

Теоретические результаты:

Теоретико-методологическое обоснование модели психолого-педагогической поддержки и сопровождения адаптационных процессов личности школьников разных возрастов на переходных этапах обучения.

Практические результаты:

Программно-методическое обеспечение системы психолого-педагогической поддержки и сопровождения, обучающихся в ходе их адаптации, включающее:

- программу психолого-педагогической поддержки и сопровождения, обучающихся при переходе из начальной в основную школу;

- программу психолого-педагогической поддержки и сопровождения, обучающихся на этапе личностного и профессионального самоопределения в старшей школе и в профильных классах;

- программу развития воспитательного потенциала родителей обучающихся определенных возрастных групп, испытывающих трудности адаптации в образовательном процессе;

Система деятельности по управлению реализацией проекта. «Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение как условие предупреждения отчуждения от образовательного процесса в детском, подростковом и юношеском возрастах»

№ Направления Содержание деятельности

1. Создание условий для теоретического обоснования Обеспечение деятельности творческой группы по проведению теоретико-методологического анализа проблемы оказания психолого-педагогической поддержки и сопровождения учащихся различных возрастных групп на переходных этапах обучения

2. Управление и организация процессом проведения пси-холого-педагогического ис-ледования Цель: создание условий и обеспечение деятельности по реализации изучения процессов оказания педагогической поддержки и развития личности учащихся на переходных этапах обучения, получение систематической оперативной достоверной информации. Содержание: системное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса реализации проекта. Функции: диагностическая, информационная, оценочная, ориентационная, аналитическая, собственно- диагностическая, коррекционная Классификация методов исследования и диагностики: а) по степени «вмешательства» сочетание пассивных методов с активными (диагностический эксперимент, создание специальных ситуаций и др.); б) по степени участия педагога в процессе диагностики; объективные, или косвенные (метод независимых характеристик); в) долгосрочные (анализ поведения, явлений); Показатели результативности диагностики: 1) научная обоснованность параметров; 2) системность; 3) динамичность; 4) оперативность и чёткость диагноза; 5) «эффект последействия» - полифункциональность.

3. Управление информационно-аналитическим направлением 1. Анализ результатов психолого-педагогических исследований на различных этапах реализации проекта. 2. Подготовка материалов по результатам исследований для педагогических советов. 3. Проведение круглых столов и проблемных групп с родительскими комитетами и родительской общественностью. 4. Индивидуальные и групповые консультации для всех субъектов образовательного процесса.

4. Планово -прогно стическое 1. Уточнение и корректировка текущих и перспективных планов по реализации проекта на основе диагностических и исследовательских данных: - по разработке программы психолого-педагогического исследования процессов сопровождения и поддержки учащихся различных возрастных групп на переходных этапах образовательного процесса; - программно-методического обеспечения педагогической деятельности по профилактике процессов отчуждения учащихся различных возрастных групп от образовательного процесса; - разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей по оказанию педагогической поддержки процессов социализации учащихся на переходных этапах обучения в образовательном процессе; - проведения мероприятий по апробации и внедрению проекта на различных этапах.

5. Организацио нно-исполни-тельское 1. Управление деятельностью творческой группы по реализации проекта. 2. Организация системы партнерского сотрудничества с базовыми площадками по реализации проекта. 3. Управление работой методического совета центра по реализации исследовательских и про-граммно-методических разработок проекта. 4. Организация педагогических советов, проведение семинаров, заседаний проблемных групп.

6. Регулятивно -коррекционно е Уточнение и коррекция оперативной и стратегической деятельности по реализации проекта.

- программу повышения квалификации педагогов по проблемам успешной адаптации обучающихся как фактора предупреждения отчуждения от образовательного процесса;

- методическое обеспечение (диагностические методики по исследованию уровня адаптации обучающихся, методические рекомендации для педагогов по оптимизации учебного процесса через осуществление личностно-ориентированного подхода, по системе работы с родителями учащихся, испытывающих трудности адаптации).

Литература

1. Абулъханоеа-Слаеская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: ИП АН СССР, 1977.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. / А.Г. Асмолов. - М.: Изд -во «Смысл» и др., 2002.

4. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1978. № 4.

5. Болотова А.К. Особенности восприятия времени в дошкольном возрасте //Новые исслед. в психол. 1977. №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.