Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность и родословная иеромонаха Алексия Оконешникова'

Педагогическая деятельность и родословная иеромонаха Алексия Оконешникова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
261
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Старостина Мария Ивановна

На основе архивных документов впервые описываются неизвестные страницы педагогической деятельности и родословная о. иеромонаха Алексия, в миру Василия Оконешникова, якута из III Мятюжского наслега Колымского улуса. До службы священником на крейсере «Рюрик», оказавшемся в эпицентре Русско-японской войны, молодой иеромонах был лучшим учителем и способным руководителем Якутской второклассной (миссионерской) школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность и родословная иеромонаха Алексия Оконешникова»

- спрос и увеличение количества участников (докладчиков, организаторов и других заинтересованных лиц);

- повышение качества и результативность;

- поддержка и содействие управляющих органов.

Клубная деятельность также доказала свою актуальность, что проявляется в:

- заинтересованности студентов в проведении кружковой работы и активном посещении кружков;

- проявлении лидерских качеств (руководство кружком, агитационная работа, участие в организации мероприятий и др.);

- активном участии в самоуправлении и заседаниях клуба;

- планомерном и систематическом функционировании кружков;

- расширении рамок кружковой работы (появлении дополнительных групп общения, проведении инициативных мероприятий, занятий, встреч и др.);

- взаимосвязи с другими организациями и учреждениями;

- помощи и сотрудничестве подразделений ЯГУ (Педагогический институт, библиотека ФИЯ, Институт физической культуры и спорта).

Таким образом, научно-практическая конференция студентов и клубная деятельность должны принимать более прогрессивные и современные черты, связывающие воедино научные и жизненные интересы взрослых исследователей и учащейся молодёжи на основе проектной деятельности как формы дополнительного образования и сотрудничества.

УДК [929. 5+271.2] (571.56) (093.2)

Педагогическая деятельность и родословная иеромонаха Алексия Оконешникова

М.И. Старостина

На основе архивных документов впервые описываются неизвестные страницы педагогической деятельности и родословная о. иеромонаха Алексия, в миру Василия Оконешникова, якута из III Мятюжского наслега Колымского улуса. До службы священником на крейсере «Рюрик», оказавшемся в эпицентре Русско-японской войны, молодой иеромонах был лучшим учителем и способным руководителем Якутской второклассной (миссионерской) школы.

Based on archive documents, the article describes unknown pages in pedagogical work and genealogy of Hieromonach Alexis (in the world Vasily Okoneshnikojf), the Yakut man from the third Myatyuzhsky nasleg of Kolymsky ulus. Prior to serving as a priest at the "Ryurik" Cruiser which got into epicenter of the Russian-Japanese War, the young hieromonach was the best teacher and a talented head of the Yakut second-class (missionary) school and also discharged many other obligations.

На стыке двух веков вновь появился большой интерес к жизни и деятельности колымского якута, о. иеромонаха Якутского Спасского монастыря Алексия, в миру Василия Оконешникова. Ныне широко известно, что поводом к тому послужил роман В. Пикуля «Крейсера», где о. Алексий является прототипом судового священника Конечникова. Появились о нем ряд статей, а зрители с интересом познакомились с образом иеромонаха в спектакле В. Федорова «Одиссея

СТАРОСТИНА Мария Ивановна - к.и.н.

инока Якутского». Жизненный путь о. иеромонаха Алексия более полно изложен в научной статье Н.В. Шадриной. Однако исследователю не удалось найти «достоверных сведений о родителях Василия, его родственниках, детских и юношеских годах»1. В связи с этим в данной статье впервые освещаются неизвестные страницы педагогической деятельности в молодые годы и родословная иеромонаха.

Согласно записям в метрической книге, о. иеромонах Алексий (в миру Василий) родился 5 ноября 1873 г. в III Мятюжском наслеге Колым-

ского улуса Якутской области. Отцом его был Оконешников Тимофей Феодоров (в записи ошибочно «Окошников»), матерью - Евдокия Константиновна. Крестили мальчика Василия 24 февраля 1874 г. в Среднеколымской Покровской церкви миссионер Чукотской миссии Иоанн Неверов и псаломщик Василий Винокуров. «Восприемником» новорожденного стал якут вышеназванного наслега Слепцов Константин2. У якутов Тимофея и Евдокии Око-нешниковых было два сына и две дочери. Василий (о. иеромонах Алексий) у них родился вторым ребенком.

Миссионер И. Неверов был приглашен в г. Среднеколымск в марте 1873 г. в связи с болезнью благочинного Е. Пляскина, который вскоре скончался3. В 1972 г. миссионер открыл в Нижнеколымске народное училище4. В 1873— 1877 гг. он был миссионером Чукотской миссии, с 1893 г. - благочинным и членом училищного совета, с 1895 г. - в сане протоиерея5. Никто не мог предположить, что крещеный им сын якутов-скотоводов станет миссионером Чукотской миссии, а жизненные пути И. Неверова и мальчика скрестятся на ниве просвещения.

По решению двух родовых управлений Колымского улуса от 23 февраля 1887 г., якутский мальчик Василий Тимофеев Оконешников обучался в Якутском миссионерском училище. В 1895 г., будучи псаломщиком Тихоно-Задонской часовни Олекминского округа, В. Оконешников обратился «к Его Превосходительству с просьбой о принятии его в духовное звание». На основании Свода законов, изданного в 1876 г., «лица податных сословий» для принятия духовного звания должны были иметь разрешение на увольнение из своего общества. В связи с этим Якутская духовная консистория попросила Колымское окружное полицейское управление предложить обществу инородцев III Мятюжско-го наслега «дать своему сородцу Оконешникову увольнительный приговор на случай поступления Оконешникова на службу по духовному ведомству»6.

Родовичи III Мятюжского наслега общественным приговором от 4 июня 1896 г. уволили из своего общества сородича В. Оконешникова для поступления в духовное звание. На основании этого областное правление в ноябре 1896 г. приказало «инородца... Василия Оконешникова... исключить из числа наличных со второй половины 1896 г. для поступления в Духовное звание». Вскоре консистория объявила, что В. Оконешников принят в духовное звание и определен с 1

января 1897 г. штатным псаломщиком Вилюйско-го Николаевского собора7.

По исследованиям Н.В. Шадриной, 15 марта

1899 г., обучаясь на курсах при Казанской духовной академии, «он принимает постриг в монашество и духовное имя - Алексий»8.

В «Якутских епархиальных ведомостях» №15 от 1900 г. сообщается, что «миссионером Чукотской миссии в Сенкельский стан назначен слушатель миссионерских курсов в Казани иеродиакон Алексей, со включением его в число братии Якутского Спасского монастыря»9.

В начале XX в. самой большой церковноприходской школой Якутского округа и всей Якутской епархии была второклассная (миссионерская) школа г. Якутска. В 1900/01 учебном году здесь обучалось 64 мальчика. Молодой о. иеромонах Алексий после окончания Казанской инородческой учительской семинарии и миссионерских курсов при Казанской академии с августа

1900 г. был назначен помощником руководителя названной школы. С первого года работы его имя называется среди самых лучших учителей церковноприходских школ округа. Иеромонах преподавал русскую историю во втором и учительском классах, дидактику с практическими уроками в учительском классе и обучал церковному пению. Кроме того, он выполнял обязанности эконома, а также как помощник руководителя направлял деятельность школы. Все эти обязанности иеромонах нес бесплатно.

Уездный наблюдатель, священник В. Охлопков в своем отчете отметил: «...Как в образовании школьного хора, при очень, очень не больших голосовых средствах учеников, так в особенности в преподавании дидактики педагогики в учительском классе своими трудами и образцовым отношением к школе отличался о. иеромонах Алексий, который своим примером и настойчивостью побуждал и других учителей к трудолюбию, аккуратности и любви к школьному делу». С этой целью иеромонах в зимнее время по вечерам устраивал разбор проведенных им утром уроков. Здесь часто присутствовали учителя не только второклассной школы, но и городских одноклассных школ, которых о. Алексий старался ознакомить с новыми методами преподавания и руководства за учебным процессом. Благодаря внеклассным занятиям по пению «выдающиеся ученики самостоятельно и свободно отправляли богослужение всенощнаго бдения и литургии»10.

15 января 1901 г. на заседании Якутского епархиального училищного совета было решено

при объяснительном чтении на уроках русского языка переводить непонятные ученикам слова на их родной якутский язык и убедить учителей школ как можно чаще пользоваться якутским языком при рассказах из святой истории и на практических уроках русского языка. Совет предложил при назначении учителей в сельские школы непременно принимать во внимание знание ими якутского языка и решил: «За сим имея ввиду, что во второклассной школе практические уроки русского языка ведутся о. иеромонахом Алексием, человеком хорошо владеющим якутским языком, то просить о. Алексия продолжать принятый на себя труд при непременном условии исполнения вышепрописанных требований и, кроме сего, во исполнение предложения Его Преосвященства, просить чрез Якут. Отделение о. Алексия вести разъяснительные беседы с учащимися»11.

Так, за год работы в школе о. иеромонах Алексий показал свои способности. 8 октября 1901 г. его назначили на штатную должность руководителя школы, также он по-прежнему оставался на должности чукотского миссионера12. 27 ноября 1901 г. заседание совета представило иеромонаха Алексия к Архипастырскому благословению Его Преосвященства «со внесением в формуляры»13.

В 1901/02 учебном году, наряду с руководством школы, о. Алексий нес бесплатно обязанности эконома и учителя. Он преподавал в трех классах русскую историю, в двух старших классах - дидактику и в младшей группе второго класса - церковно-славянский язык. В школе обучалось 69 учащихся, в том числе якутов - 34, русских - 23, тунгусов - 2. Вечерние беседы, внесенные в практику школы иеромонахом, показали свою эффективность в обучении и воспитании учащихся. Также иеромонах Алексий много сил отдавал практическим занятиям будущих учителей. Ученики учительского класса четыре раза в неделю давали уроки в школах при всех остальных учениках. Разборы этих уроков проводились обычно 2-3 раза в неделю по вечерам под руководством учителя, иногда при участии других учителей. Некоторые ученики школы в свободное время занимались переплетом книг и столярничеством, для руководства которыми руководитель школы нанял мастера14. Так, все время учащихся школы было занято полезным делом.

Как заметило руководство, благосостояние второклассной школы было результатом «ревно-стнаго отношения к делу всего учительскаго

персонала, из числа которого заслуживает осо-беннаго внимания руководитель, иеромонах Алексий по своей любви к школе и детям и неустанному трудолюбию.. ,»15.

Здание второклассной школы принадлежало Спасскому монастырю. Кроме классов в нем находились общежитие для учеников, квартира для учителя, кухня, столовая и т.д. Это старое здание не соответствовало для школы по площади, в нем было темно и сыро. Несмотря на это, школа приглашала на свои мероприятия коллективы других школ города. Так, в день празднования святых Кирилла и Мефодия и в день 100-летия Гоголя были устроены чтения в присутствии всех учителей и учащихся городских церковноприходских школ. Несомненно, в этих мероприятиях о. Алексий принимал самое активное участие. В этом учебном году он еще выполнял и обязанность председателя годичных экзаменов в школе16.

Кроме вышеописанной работы в школе из-за болезни уездного наблюдателя В. Охлопкова о. иеромонах Алексий, член Якутского уездного отделения, был задействован в проверке состояния церковноприходских школ Якутского округа. Им были посещены и проверены школы Иркутского тракта: Табагинская, Техтюрская, Улах-Анская, Бестяхская, Сатинская, Западная Атамайская, Качикатская, Покровская, Тит-Аринская, Синская, Нерюктяйская, Хаптагай-ская и Атамайская. Иеромонах как человек, хорошо знающий школу, обратил внимание на все основные стороны жизни школ. Из всех школ, осмотренных о. Алексием, произвели на него благоприятное впечатление первые шесть школ из вышеперечисленных. Существенным недостатком проверенных школ иеромонах указывает отсутствие методики преподавания, особенно этим страдали последние семь школ17.

Руководство школ и за 1901/02 учебный год отнесло о. иеромонаха Алексия к числу тех из педагогического персонала церковноприходских школ, кто отличался «ревностным исполнением своих обязанностей». За 1900/01 и 1901/02 учебные годы, кроме всех обязанностей, иеромонах бесплатно работал законоучителем в городской Николаевской школе18.

За два первых учебных года как педагог и руководитель школы о. иеромонах Алексий проявил свою исключительную деятельность, хорошее знание школьного дела и выполнял много обязанностей на общественных началах. Напомним, что до мая 1903 г., когда он, владеющий

английским языком, был принят флотским священником на крейсер «Рюрик» и впоследствии окажется в эпицентре Русско-японской войны19, оставалось не так много времени.

Как пишет Е.С. Шишигин, о. Алексий был преподавателем Томской духовной семинарии20. Деятельность его в той семинарии остается неизвестной.

Предками о. иеромонаха Алексия были коренные жители Колымы. Прадедом был Сортои Нятиков, в крещении Захар Алексеев Слепцов (1747-1813), якут из Мятюжской волости Сред-неколымского комиссарства. По ревизской сказке 1811 г., основным местом жительства якутов данной волости указывается урочище Костылево21. Эта волость ныне соответствует I Мятюжскому наслегу Среднеколымского улуса (центр п. Сылгы Ытар). Здесь издавна занимались скотоводством, рыболовством и пушным промыслом.

У З.А. Слепцова - Сортои Нятикова было семеро детей (таблица). В годы массового крещения часто в одной семье принимали разные фамилии, поэтому старший сын Тикан при крещении стал Оконешниковым Василием Захаровым. Сыновья Кустур и Мостур от первой жены умерли некрещеными. В 1809 г. Захар Слепцов в возрасте 62 лет впервые в церкви обвенчался со второй женой, «города Якутска Оспетской волости з девкой Анисьей Михайловой». «Михайлова» - фамилия или отчество Анисьи, остается невыясненной. Тысяцким был якут Гаврил Слепцов из волости жениха. К этому времени у Анисьи была своя дочь Евдокия шести лет. Через полмесяца после бракосочетания, в марте, у молодоженов родился сын Оенен, будущий дед иеромонаха Алексия. Позже при крещении Оенен стал Слепцовым Федором Захаровым. Когда Федору было всего четыре года, умер отец22. Скорее всего, семья осталась на попечении старшего брата Федора, В.З. Оконешникова.

По ревизской сказке 1834 г., Федор Слепцов записан как глава семьи, где были его мать, три сестры и два племянника (оба Василии), сыновья сестры Минодоры. В 1839 г. Федор женился на девушке из своего наслега, Евдокии Моисеевне23. В ревизских сказках 1850 и 1857 гг. Ф. Слепцова так же пишут как главу семьи. В 1850 г. в семье было уже 12 чел., а в 1857 г. - 15.

В этой большой семье был «принятый незаконнорожденный» мальчик Алексей (род. в 1841 г.). Ф. Слепцов с женой Евдокией имели троих родных детей. Их сын Тимофей, отец иеромонаха, родился в 1842 г. Старший брат Ф. Слепцова,

В.З. Оконешников, умер в 1844 г. У его единственного сына, Трифона, к 1857 г. сыновья уже умерли24. Возможно, это послужило причиной тому, что из семьи Ф. Слепцова стали перенимать фамилию «Оконешников» (иногда пишут «Оконишников»).

В июле 1869 г. отец иеромонаха, Тимофей, носит фамилию «Оконишников». Он в это время женился на Евдокии Слепцовой также из III Мятюжского наслега. Поручителем был человек видный, «мещанский кандидат» Петр Бережное25. Мать иеромонаха была дочерью якута Константина Ильина Слепцова, внука Гаврила Слепцова, тысяцкого при женитьбе деда Тимофея, 3. Слепцова. Это подтверждает то, что семьи Т. Оконешникова и Е. Слепцовой издавна хорошо знали и уважали друг друга. Г. Слепцов был родным братом И. Сыроватского, служившего в течение 12 лет улусным головой и 6 лет -князцом Мятюжской волости. Сын И. Сыроватского, Афанасий, служил 8 лет старшиной, 2 года - выборным управы и 4 года - старостой наслега. Сыновья Гаврила, два Федора, родные дяди деда иеромонаха, К. Слепцова, также служили на выборных должностях в наслеге: Федор I в 1855— 1858 гг. - старостой, а Федор II еще до этого -старшиной26.

По документу 1897 г., родственники отца и матери иеромонаха - Оконешниковы, Слепцовы и Сыроватские - все относились к роду Бусой («Бусой уса»)27. В семейном списке 1895 г. Тимофей (Тимга), отец иеромонаха, и сын его двоюродного брата, Уар, носят фамилию «Оконешников»28. Последний с января 1895 г. участвовал в выборах на должность кандидата улусного головы, в 1895 г. был избран кандидатом на должность старосты наслега, а в 1903-1906 гг. служил старостой наслега29. Со второй половины XIX в. мужчины семьи Ф.З. Слепцова стали «Оконешниковыми». У отца и матери о. Алексия были родственники - известные общественные деятели улуса и наслега.

Среди якутов III Мятюжского наслега Колымского улуса, родного наслега о. иеромонаха Алексия, издавна были грамотные люди, умеющие составлять деловые документы на русском языке. Еще в 1754 г. якут Иван Оконешников написал письмо, адресованное императрице Елизавете Петровне от имени князца волости П. Лаптева - Жепока Илягина и себя30. Выходец из этого наслега Игнатий Лаптев (1743-1825), крестник известного исследователя Д.Я. Лаптева, был первым грамотным головой улуса. Его сыновья Дмитрий (род. в 1790 г.) и Матфей

Родословная о. иеромонаха Алексия (Василия Оконешникова)

(III Мятюжский наслег Колымского улуса)33

Сортои Нятиков, в крещении Слепцов Захар Алексеев (1747-1813). Жена Анисья (род. в 1774 г.) - мать Федора и Акилины

Тикан, в крещении Оконешников Минодора, Кустур Мостур

Василий Захаров (1774—1844). 1791 (1793-1804) (1799-1817)

Жена-Мария, 1775

Агафия, Оенен, в крещении Акилина,

1807 Слепцов Федор Захаров, 1813

1809. Жена - Евдокия Моисеевна,

1812

Василий I, 1812 (незаконнорожденный). Жена - Матрена Алексеевна, 1815

Василий II, 1823 (незаконнорожденный). Жена - Матрена, Георгиевна, 1824

Тимофей (Тимга) Оконешников, 1842. Жена - Евдокия Константиновна, 1842

Ирина, 1848

Елена, 1851

Мария, Анна, Уар Оконешников, Мавра, Мария, Евдокия, 1846 1848 1849. Жена-Евдокия 1850 1854 1860

Марья, Елена, Трифон, 1807 Ирина, 1813 1799 1804 Жена - Акилина, 1811

Параскева, Василий Оконешников Варвара, Семен, 1870 (Иеромонах Алексий), 1878 1880

1. Дмитрий, 1827

2. Тимофей, 1832

3. Александра, 1836

4. Мавра, 1839

5. Пелагея, 1844

1 Василий, 1885 1873

2. Матрена, 1885

3. Егор, 1892

4. Мария, 1893

(1800-1857) также были грамотными людьми. Первый служил старостой наслега и кандидатом на должность головы улуса, второй - головой улуса и выборным инородной управы31. Уроженец названного наслега Николай Винокуров (род. в 1825 г.), служивший много лет головой улуса и старостой наслега, в 1883-1886 гг. был первым Почетным блюстителем Среднеколым-ского народного училища. Его сын Федот, выпускник данного училища, служил головой улуса и старостой наслега32. Здесь уместно вспомнить, что в упомянутом наслеге родился и трудился Н.И. Шарин, успешно работавший в 1962-1981 гг. министром просвещения Якутской АССР.

Таким образом, о. иеромонах Алексий родился и воспитывался в якутской семье колымской глубинки, где высоко ценили трудолюбие и грамоту. Несомненно, что он с молоком матери

воспринял строгие правила чести, совести и нравственности. Потомственные скотоводы и рыбаки III Мятюжского наслега дали основы становления его личности. Родовичи благословили и направили будущего иеромонаха на путь образования и духовного служения.

Педагогическая общественность и земляки могут по праву гордиться о. иеромонахом Алексием, одаренным человеком, ставшим в молодые годы лучшим учителем и руководителем первостепенной церковноприходской школы Якутской епархии, а в зрелые годы - преподавателем Томской духовной семинарии.

Литература и примечания

1 Шадрина Н.В. Необычная судьба якутского иеромонаха. II Якутский архив. - 2001. - №1. - С. 42.

2 НА PC (Я). Ф. 226-и. Оп. 8. Т. 9. Д. 15. Л. 234 об. - 236.

ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ СО-БЫТИЙНАЯ ОБЩНОСТЬ

3 Там же. Л. 234. об.-236, 253. об.-254.

4 Старостина М.И. Первое народное училище Колымы // Наука и образование. - 2005. - №1. - С. 90.

5 Якутские епархиальные ведомости. - 1903. -№19.- С. 317.

6НА РС(Я). Ф 17-и. Оп. 1. Д. 1289. Л. 1 об.

7 Там же. Л. 1 об., 3-3 об.; Ф. 38-и. Оп. 1. Д. 75. Л. 2 об.-3,4.

8 Шадрина Н.В. Указ. статья. - С. 43.

9 Якутские епархиальные ведомости. - 1900. -№ 15.-С. 191.

10 НА РС(Я).Ф. 287-и. Оп. 1. Д. 7. Л. 6 об., 8, 9-9 об., 12, 15 об.

11 Там же. Л. 6.

12 Шадрина Н.В. Указ. статья. - С. 43.

13НА РС(Я). Ф. 287-и. Оп. 1. Д. 6. Л. 253 об.

14 Там же. Д. 7. Л. 27, 28-28 об., 31.

15 Там же. Л. 29.

16 Там же. Л. 8, 29 об., 30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Там же. Л. 17-17 об., 22 об.

18 Там же. Л. 6, 26, 39 об.

19 Шадрина Н.В. Указ. статья. - С. 43; Винокуров П. Одиссея иеромонаха Алексея // Советы Якутии. -30 июня 1992. - С. 6.

20 Шишигин Е.С. Иеромонах Алексей Оконешни-ков // Страницы миссионерства в Якутии: Сборник научных статей. - Якутск, 1997. - С. 51.

21 НА РС(Я). Ф. 349-и. Оп. 1. Д. 6008. Л. 43.

22 Там же. Ф. 226-и. Оп. 13. Д. 15. Т. 1. Л. 241, 242

об.; Ф. 349-и. Оп. 1. Д. 5987. Л. 105 об.-107; Д. 6008. Л. 43, 45 об.

23 Там же. Ф. 16-и. Оп. 1. Д. 449. Л. 102 об.-103; Ф. 226-и. Оп. 13. Д. 85. Л. 793 об.-794.

24 Там же. Ф. 16-и. Оп. 1. Д. 1428. Л. 17 об.-18.; Д. 1643. Л. 69 об.-70.

25 Там же. Ф. 226-и. Оп. 4а. Т. 6. Д. 176. Л. 323 об. -324.

26 Там же. Ф. 10-и. Оп. 1. Д. 86. Л. 225; Ф. 16-и. Оп. 1. Д. 52. Л. 280; Д. 921. Л. 27-28; Д. 1016. Л. 6, 140, 148-149; Д. 1589. Л. 3, 272.

27 Там же. Ф. 38-и. Оп. 1. Д. 83. Л. 14, 15, 15 об., 17 об., 18.

28 Там же. Д. 38. Л. 21 об.; Д. 47. Л. 30.

29 Там же. Д. 46. Л. 55 об.; Д. 88. Л. 135, 159.

30 Сафронов Ф.Г., Иванов В.Ф. Письменность якутов. - Якутск: Кн. изд-во, 1992. - С. 4-10.

31 Старостина М.И. Первый грамотный голова Колымского улуса Игнатей Лаптев // Якутский архив. - 2003. - - С. 27-33.

32 Старостина М.И. Первое народное училище... -С. 91.

33 Таблица составлена М.И. Старостиной по: НА РС (Я). Ф. 16-и. Оп. 1. Д. 449. Л. 102 об.-103; Д. 1428. Л. 16 об.—18; Д. 1643. Л. 69 об.-70; Ф. 38-и. Оп. 1. Д. 47. Л. 30; Ф. 226-и. Оп. 8. Т. 2. Д.17.. Л. 144 об.; Оп. 4 «а». Д. 184. Т. 7. Л. 408 об.; Оп.13. Д.11. Л. 157 об., 159; Д. 15. Т. 1. Л. 242, 242 об.; Ф. 349-и. Оп. 1. Д. 5987. Л. 105 об.-107; Д. 6008. Л. 45 об.

УДК-373.5.015.31

Детско-взрослая со-бытийная общность как ситуация развития на старшей ступени образования в школе

Д.Н. Платонов, З.Н. Платонова

Раскрывается новое понимание субъекта (ребенка) как автора собственной деятельности, включенного в психическую общность с другим человеком (взрослым). Детско-взрослая общность выделяется как субъект развития. Описывается опыт проведения занятий спецкурса по развитию личностных качеств в 10-11 классах общеобразовательной школы.

The new conception of subject (infant) as author of own activity which is included in psychical community with other person (adult) is proposed in the paper. Child-adult event-trigger community is defined as a subject of the development. The experience of carrying out of the personal state development lessons in lOth-llth classes of general education school is described.

ПЛАТОНОВ Дмитрий Николаевич - к.п.н., директор ИФКиС ЯГУ; ПЛАТОНОВА Зинаида Николаевна - преподаватель ЯПК №1, аспирант ИРДО РАО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.