Научная статья на тему 'Дары родоначальников колымских якутов императорам России'

Дары родоначальников колымских якутов императорам России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
457
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМИНОЧНЫЙ ЯСАК / ДАРЫ / НАГРАДЫ / ИМПЕРАТОР / КОЛЫМСКИЕ ЯКУТЫ / РОДОНАЧАЛЬНИКИ / УЛУСНЫЙ ГОЛОВА / КНЯЗЕЦ / СТАРОСТА / ЧЕРНО-БУРАЯ ЛИСИЦА / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Старостина Мария Ивановна

Впервые освещается вопрос подношений российским императорам и членам их семейств от колымских якутов в период с 1780 по 1815 гг. В своеобразном диалоге императоров России с колымскими якутами раскрывается проблема взаимоотношений власти и общества того времени.Целью исследования является изучение истории подношений российским императорам от колымских якутов. Для этого были поставлены следующие задачи: уточнение даты, предмета и адресата подарков; установление лиц, подносивших дары императорам, их социального положения и общественно-административной деятельности; выяснение мотивов и степени регулярности подношения императорам.Использованы документальные свидетельства, выявленные автором в Российском государственном историческом архиве и Национальном архиве Республики Саха (Якутия). В данном исследовании применены историко-генетический и историко-системный методы.Автор пришел к выводу, что в конце ХVIII первых десятилетиях ХIХ вв. дары императорам России и их семьям отправляли из Среднеколымского улуса в основном родоначальники. Среди тех, кто получал в дар черно-бурую лисицу, были императоры Павел I, Александр I и великий князь Константин Павлович. Императрица Екатерина II и упомянутые императоры стимулировали подарки родоначальников наградами и благодарностями. Дары и ответные награды от императоров показывают взаимоотношение центральной власти и части общества «инородцев», высокий уровень самосознания якутских родоначальников арктического улуса. Также отмечается усердие местных чиновников и священнослужителей в информировании императоров о своих успехах в «верноподданничестве инородцев» и христианизации народа дальней окраины Восточной Сибири. Исследования по данной теме будут продолжены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дары родоначальников колымских якутов императорам России»

УДК 94(571.56-37) М. И. Старостина

ДАРЫ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ КОЛЫМСКИХ ЯКУТОВ ИМПЕРАТОРАМ РОССИИ

Впервые освещается вопрос подношений российским императорам и членам их семейств от колымских якутов в период с 1780 по 1815 гг. В своеобразном диалоге императоров России с колымскими якутами раскрывается проблема взаимоотношений власти и общества того времени.

Целью исследования является изучение истории подношений российским императорам от колымских якутов. Для этого были поставлены следующие задачи: уточнение даты, предмета и адресата подарков; установление лиц, подносивших дары императорам, их социального положения и общественно-административной деятельности; выяснение мотивов и степени регулярности подношения императорам.

Использованы документальные свидетельства, выявленные автором в Российском государственном историческом архиве и Национальном архиве Республики Саха (Якутия). В данном исследовании применены историко-генетический и историко-системный методы.

Автор пришел к выводу, что в конце XVIII - первых десятилетиях XIX вв. дары императорам России и их семьям отправляли из Среднеколымского улуса в основном родоначальники. Среди тех, кто получал в дар черно-бурую лисицу, были императоры Павел I, Александр I и великий князь Константин Павлович. Императрица Екатерина II и упомянутые императоры стимулировали подарки родоначальников наградами и благодарностями. Дары и ответные награды от императоров показывают взаимоотношение центральной власти и части общества «инородцев», высокий уровень самосознания якутских родоначальников арктического улуса. Также отмечается усердие местных чиновников и священнослужителей в информировании императоров о своих успехах в «верноподданничестве инородцев» и христианизации народа дальней окраины Восточной Сибири. Исследования по данной теме будут продолжены.

Ключевые слова: поминочный ясак, дары, награды, император, колымские якуты, родоначальники, улусный голова, князец, староста, черно-бурая лисица, христианизация.

M. I. Starostina

Gifts from ^ly-ma's Yakut Ancestors to the Emperors of Russia

The problem of Yakuts from Srednekolymsky district of Yakutia, the far outskirts of the Russian Empire is observed. They had presented gifts to “His Highness” and members of the Royal family from 1780 to 1815. In the original dialogue of the emperors of Russia with Kolyma’s Yakuts the relationship between the authorities and society is revealed.

The aim of this article is researching of giving gifts to Emperors. The following tasks will be carried out towards the achievement of the objective: to name the exact date, thing and the gift’s addressee; identification of persons who offered the gifts to Emperors, their social status and public activity; explanation of the reason and regularity of the gift’s offering to Emperors in the exact time.

The author of the article used documentary evidences which were from Russian state historical archives and the National archives of the Republic of Sakha (Yakutia). In this research historical-genetic and historical-systemic methods were applied.

The author came to the conclusion that at the end of the XVIII century - the first decades of the XIX century gifts to the emperors of Russia and their families were sent from the Srednekolymsky district mainly by ancestors. Among those who received silver fox as a gift were the Emperor Paul, the Emperor Alexander I and the Grand Duke Konstantin Pavlovich. They, along with Empress Catherine II, granted the ancestors back with rewards and gratitude. Gifts and response awards from the Emperors demonstrate the relationship between the Central authorities and society of “foreigners”, high level of self-consciousness of the Yakut ancestors from the Arctic district. Also in the article the zeal of local clerks and ecclesiastic in informing Emperors about their success in “allegiancy of foreigners” and the Christianization of the nation of the remote area of the Eastern Siberia is shown. Research on this topic will be continued.

Key words: bow’s tribute, gifts, rewards, emperor, Kolyma’s Yakuts, ancestors, the head of the district, duke, warden, Srednekolymsky district, silver fox, the christianization.

СТАРОСТИНА Мария Ивановна - к. и. н., ветеран труда. STAROSTINA Maria Ivanovna - Candidate of Historical

E-mail: maria_star2001@mail.ru Sciences, Labor Veteran.

E-mail: maria_star2001@mail.ru

Введение

По мнению П. А. Словцова и Л. Г. Левенталя, якуты платили ясак податный и поминочный, или поклонный. Для последнего ясака преподносили черно-бурую лисицу лучшего качества «Его Величеству» [1]. По Г. П. Башарину, «ясак был един», а поминочный или поклонный ясак представлял собой одну из форм злоупотребления и грабежей ясакоплательщиков. Ученый считает: «выражение “Великого государя поминки”, встречающееся в разных контекстах документов XVII и первой половины

XVIII вв., выдумано первыми завоевателями и чиновниками Сибири, выдававшими все свои действия за проявление воли московских царей» [2, с. 228-229]. В дальнейшем поминочный или поклонный ясак был запрещен московским правительством. Об этом говорится в указе Сибирской губернской канцелярии от 10 мая 1734 г. якутскому воеводе [2].

Однако, как показывают архивные документы, подарки «Его Величеству» продолжали поступать, но не относились к ясаку.

В научной литературе по истории Якутии не найдено исследований по данному вопросу. Есть только упоминание Л. Г. Левенталя о том, что в 20-х гг. XIX в. Бая-гантайский князец поднес императору Александру I лучшую сиводушку. Ничего за это он не просил. До этого его отец, Никита Сертеков Готовцев, также «имел счастье поднести императору черно-бурую лисицу высокой цены» [1, с. 223].

Баягантайский улус находился в Центральной Якутии. Этот пример показывает, что, вероятно, такие подношения практиковались во многих улусах Якутии.

В данной статье впервые освещается история подношения даров императорам колымскими якутами, а также раскрыты мотивы этих действий.

Личности, подносившие дары императорам, и их награды

По обнаруженным документам, с 1780 по 1815 гг. некоторые родоначальники колымских якутов отправляли императорам России и членам их семей дары, в основном черно-бурую лисицу. За это они получали благодарности, награждались медалями, кафтанами и т. д. от «Императорского величества».

15 декабря 1799 г. на имя императора Павла Петровича из «Верхнеколымской части Зашиверской округи» написали прошения князец Мятюжской волости Чепчюк Болчуяров и новокрещеный князец Байдунской волости Попов Петр Андреев. В прошении Чепчюка Болчуярова говорится: «В прошедшем 1780-м году отец мой, будучи в князцовском звании за поднесение из верноподданнического усердия Его Императорскому высочеству Великому князю Александру Павловичу одной бурой лисицы вселюбезнейшей Вашей матушкой блаженные и вечно достойной памяти Государыней Императрицей Екатериной Алексеевной из всемилостивейшего благоволения награжден кафтаном алого сукна» [4, с. 1е]. Кроме того,

Чепчюк Болчуяров упоминает, что отец его был награжден руководителем экспедиции капитана Биллингса за «отличные от прочих» труды в отправлении бывшей в Верхней Колыме морской экспедиции серебряной медалью с изображением «божественного Ея Император-скаго величества лица». Как утверждает Чепчюк Бол-чуяров в прошении, эти награды наполняли его душу и настраивали служить отечеству до последней капли крови. Далее он объявляет о своем подношении «Императорскому величеству» от чистого усердия одну бурую лисицу, ожидая «высочайшего благоволения».

В прошении князца Байдунской волости Попова Петра Андреева также идет речь о подношении им одной бурой лисицы. Князец упомянул о своей долгой безупречной службе.

Прошения и дар князцов были приняты во внимание. В 1800 г. верховной властью Чепчюк Болчуяров был награжден золотой медалью на черной ленте и сукном на кафтан, а Петр Попов - Донатским крестом св. Иоанна Иерусалимского и сукном на кафтан [4].

Упомянутые князцы были известными людьми в Среднеколымском улусе. По Ф. Г. Сафронову, данный улус относится к тем якутским улусам, которые возникли в 1770-х гг. Сюда относились все якутские волости Алазеи и Колымы. Среднеколымский улус переименовался в Колымский улус, когда на основании указа в 1822 г. образовался Колымский округ [5].

Отец Чепчюка Болчуярова, Болчуяр Куннясев, в крещении Баннеров Лев (1733 г. р.), много лет служил княз-цом V Мятюжской волости Верхнеколымской части упомянутого улуса. Кроме того, он служил улусным головой. Чепчюк Болчуяров, в крещении Слепцов Константин (1764-1827), также служил князцом V Мятюжской волости в 1796-1809 гг. Позже, до революции 1917 г.. другие потомки Льва Баннерова - Слепцовы, служили старостами Мятюжского наслега (бывшей волости) [6].

В 1785 г. указом Екатерины II была направлена на изучение северо-восточной части Сибири географическая и астрономическая морская экспедиция в составе 141 чел. под руководством И. И. Биллингса. Зимой 17861787 гг. в Верхнеколымске члены экспедиции строили суда «Паллас» и «Ясашна» для плавания по морю в Тихий океан. Жители якутских волостей для заклепки строящихся судов собирали серу с лиственниц [7]. Якуты из волостей Верхней Колымы, оказывая помощь экспедиции, зимовавшей на близлежащей территории, сами остались без скота [8].

25 мая 1787 г. суда снялись с якоря и поплыли вниз по Колыме. 24 июня они вышли в открытое море, но 26 июля из-за тяжелых льдов вернулись обратно в Колыму. 5 августа суда были разоружены в Нижнеколымске. Далее через два колымских острога и Алазейское зимовье многие члены экспедиции держали путь на Якутск [7].

В организации помощи данной экспедиции отличился князец Лев Баннеров-Болчуяр Куннясев, предположи-

тельно служивший в то время улусным головой, за что и получил в награду вышеупомянутую серебряную медаль от начальника экспедиции И. И. Биллингса.

Попов Петр Андреев (1741-1821) служил князцом Байдунской волости, также относящейся к Верхнеколымской части улуса. Позже его потомки служили старостами I Байдунского наслега [6].

Подносили дары императору, его семье, родственникам и другие колымские якуты. Так, в 1806 г. старшина волости Михайло Винокуров объявил об отправлении одной черно-бурой лисицы «Государю Цесаревичу и великому князю Константину Павловичу». А годом раньше тот же Михайло Винокуров и его «родович» Сарта-най Попов были награждены «от Его Императорского Величества» алым сукном (всего 10 аршин), двухсторонним золотым позументом (всего 50 аршин) [9].

Старшина Михайло Винокуров (1775-1830) позже служил старостой I Байдунского наслега, а в 1826-1827 гг. - головой Колымского улуса. Улусным головой служил его сын Константин, а потомки - старостами наслега. Сартанай Попов (1770-1830) был сыном вышеупомянутого князца Петра Попова [6].

В 1807 г. объявлено «якутам Сыроватскому с товарищи за усердие их в пользу казны монаршее Его Императорского величества благоволение» [9, д. 28. л. 10

об.-11]. В 1808 г. князец Кангаласской волости Иван Кандаков отправил «Его Императорскому Величеству» одну черно-бурую лисицу. А в прошении князца Алексея Колесова из Мятюжской волости от 12 декабря 1811 г. на имя Среднеколымского частного комиссара Федора Петровича написано так: «Упромышленную на счастие, в сей день рождения, Его Императорского Величества,

/

:?€ а^еербопс

«V'' їа с7//а'С1 и/-у

ЛЗиФб а х ху

"

• ОТІ/X -

Стрелам Ска2*

Уттрол?^а с?/г^

І{4; . '/срс7/// ОрехаЇ о 6'Ш/М гШяб1 *- ■

ООН? <4!Г«/и<Г‘ ■ прв-Ш* Л ^/7ГиЪ *

ік|/ £&2пеог/Є7‘, 77^ш^г^я:м;

Л

анрук п

€7ГГСрсґ^//І . К бь

' /V ,

* . £■;/?& гсгпаи* ЛМЄЮ. квШШЫр

Рис. 1. Прошение Среднеколымского улусного головы Ивана Сыроватского на имя Среднеколымского частного комиссара Федора Петровича об отправлении одной бурой лисицы императору Александру I. 15 апреля 1812 года. (Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. 10-и. Оп. 1. Д. 55. Л. 9)

из роду лисья, одну черно-бурую при всеподданейшем прошении запечатав в ящик, под литерами А: К: на 100 рублей принял я смелость, поднести Его Императорскому Величеству, которую, да и на платеж за доставку весовых, деньги пять рублей и цены страховых 1 руб. пред-ставя к Вашему Благородию, покорнейше прошу, каким посредством следует, неблагоугодно ль будет в Санкт Петербург, к Его Величеству, препроводить» [9, д. 55. л. 1].

В 1812 г. улусный голова Сыроватский преподнес императору одну бурую лисицу, а в 1813 г. бывший старшина Мятюжской волости Верхнеколымской части улуса Николай Винокуров отправил «4 куверта и ящик, следующие Его Императорскому Величеству и их Императорским Высочествам благоверным государям» [9, д. 55. л. 12-12 об.]. В 1814 г. Михайло Захаров из одной Мятюжской волости преподнес императору черно-бурую лисицу и две ласки, а в 1815 г. Захар Слепцов - чернобурую лисицу и куверт [9].

Волости И. Кандакова и А. Колесова были расположены в бассейне реки Алазеи. Кандаков Иван Иванов, до крещения Конуння Беиканев (1757 г. р.), служил князцом Кангаласской волости до 1823 г. (упоминается как князец в 1791, 1805, 1808, 1811, 1816, 1819 гг.) его сын Дмитрий и внук Федор Кандаковы были улусными головами и старостами I Кангаласского наслега.

Колесов Алексей Федоров (1779-1866) из II Мятюжской волости служил улусным головой до 1823 г. и князцом в 1809-1825 гг., а его предок и потомки - старостами наслега. Сыроватский Иван Семенов (1758-1828) служил улусным головой в конце XVIII в. (упоминается в 17941796, 1798 гг.) и в 1811-1815 гг., а также - князцом III Мятюжской волости Среднеколымской части улуса [6].

Подарки императорам отправляли и единичные представители других обществ Среднеколымского комиссарства. Так, в 1812 г. купеческий сын Василий Бережнов предоставил комиссару для отправления императору «ящик со вложением упромышленных им, собственными трудами по обряду иноверцев на счастье Его Императорского Величества, двух черно-бурых лисиц» [9, д. 55. л. 5].

В том же году императору были высланы две чернобурые лисицы от князца Омотского юкагирского рода Ильи Рупачева [9].

Все, кто отправлял дары в Санкт-Петербург, вносили немало денег на оплату страховых и весовых взносов своей посылки.

Мотивы дарения императорам

Подарки кабинету императора отправлялись якутами под убеждением власть имущих, проповедника и священников. Доказательством этого может служить следующий пример. Как сообщил протоиерей и проповедник Григорий Слепцов, в январе 1814 г. Якутская духовная миссия приняла во время встречи в Островной крепости от чукотского народа в пожертвование кабинету императора красных и сиводушных лисиц, белых и голубых

песцов, выдр, оленьих шкур, ремней, парок и моржовых клыков. Все это составляло 87 пудов, из них моржовые клыки весили 70 пудов (509 штук) [10].

Трудно поверить тому, что чукчи, в то время не платившие ясак без специальных подарков и имеющие недоимки в оплате ясака прошедшего года, могли оказать столь значительное пожертвование кабинету императора. Скорей всего, эти «пожертвования» проповедник купил у чукчей за счет казны.

Как предполагал частный комиссар И. Ширшиков, протоиерей и проповедник Г. Слепцов надеялся получить за мнимые свои услуги от правительства похвалу и награды [10]. Хорошо знающий о массовой голодовке в Нижней Колыме, проповедник Г. Слепцов добился доставки упомянутых моржовых клыков людьми юкагирских князцов Рупачева, Никулина, Сергеева и якутского князца Татаринова на своих карбасах бесплатно до Среднеколымска. Далее проповедник просит частного комиссара убедить теперь уже среднеколымских и верхнеколымских якутских князцов доставить также бесплатно «пожертвованный» груз до Зашиверска. На предложение комиссара о дальнейшей бесплатной доставке моржовых клыков духовной миссии выразили свою несостоятельность голова Среднеколымского улуса и княз-цы волостей: «...все 10 князцов с родниками обязались и содержим по здешней части десять почтовых станков собственным кочтом, а также с 1813 года взносим на почтовую повинность положенную с числа душ 6-й ревизии с каждой по 2 руб. немалую сумму денег и сверх того исправляем и обывательскую повинность в выставке подводных лошадей при всех показанной части нарядах, также под святую церковь под протоиерея и проповедника Слепцова церковных служителей, казаков и все духовной миссии отправки и чрез то чувствуем ныне отяготительность так, что на сие нынешнее приглашение оказать усердие. признаем себя не состоятельными и не имеем совершенно сил и возможности» [10, с. 29].

Однако вскоре частный комиссар убедил двух из 10-ти князцов, Егора Слепцова и Алексея Колесова, а также бывшего улусного голову Ивана Винокурова в бесплатной доставке моржовых клыков до Зашиверска [10].

В годы поднесения даров императору и членам его семьи, были и другие трудности в жизни местных якутов. Так, в Среднеколымском улусе зимой 1803-1804 г. от болезни пало большое количество лошадей. Несмотря на это, в 1807 г. жители пожертвовали 67 голов Камчатскому краю. В 1811, 1812 гг. повторился в улусе массовый падеж лошадей. Однако якутские волости пожертвовали лошадей голодающим юкагирам и ламутам Верхней и Нижней Колымы. Некоторые якуты взяли в свои семьи на содержание голодающих ламутов Дельянского рода. Так было в 1813 и 1814 гг. [6].

Не считаясь с такими трудностями в жизни местных жителей, чиновникам, протоиерею и священникам надо было доказать императору «верноподданническое усер-

дие» своих подчиненных и успехов православной церкви в христианизации «инородцев». Здесь уместно вспомнить, что в 1772 г. из числа якутов Среднеколымского комиссарства были крещены только около 10 %, а из их князцов был крещен только один [6].

В целях активного приобщения в православие колымских якутов в последней четверти XVIII в. священнослужители вели усиленную работу по крещению родоначальников. 16 марта 1773 г. князец одной Мятюской волости Сата Балдугуров при крещении адресовал свое письмо императрице Екатерине II. Это уникальное письмо начинается так: «Всепресвятейшая Державнейшая Великая Государыня Императрица Екатерина Алексеевна Самодержица Всероссийская Государыня Всемило-стивейшая. Бью челом состоящийся в идолопоклонническом заблуждении Мятюской волости князец Сата Бал-дугуров ясашной...». Князец сообщает о том, что «чрез священника Прокопия Трифонова проповеди Слова Бо-жия уразумел и познал, что православно восточная грекороссийская христианская вера едина есть душе спасительная...» и что он пожелал «воспринять ту христианскую спасительную веру» [6, с. 384-385]. Сата Балдугу-ров далее просил его «просвятить святым крещением». В то время он был одним из редких местных якутских князцов Среднеколымского комиссарства, пожелавший принять православную веру. Нет сомнения, что письмо князца использовалось церковью в рекламных целях для крещения его соплеменников. 40-летний Сата (Сатака) Балдугуров при крещении принял имя Михаил Робек. «Восприемным отцом» был «города Якуцка подлекарь Михайла Михайлов сын Робек», а «восприемной матерью» - жена казака Мария Дьячкова [6].

В 1791 г. из 11-ти якутских князцов восемь приняли православную веру. В Верхней Колыме были крещены все якутские князцы, в т. ч. упомянутые Михайло Винокуров и Лев Баннеров. По найденным документам, с 1792 г. на должность улусного головы избирались только новокрещенные. В начале 1810 г. не были крещены только трое князцов алазейских волостей. Из них в июле того же года два князца уже были крещены. Одни из них

- упомянутый князец Алексей Колесов-Якша Ирдысы-нов. В 1809 г. в Среднеколымском улусе еще не были крещены 68,8 % якутов мужского пола, а в 1811 г. были крещены почти все. Большую роль в этом сыграл протоиерей и проповедник Г. Слепцов [6]. Как подтверждают документы, с начала XIX в. дары императору и его родственникам отправляли только новокрещенные родоначальники колымских якутов.

Разумеется, кто осмеливался осуществить приношения самому императору и членам его семьи, имел высокий уровень самосознания, а также желание отличиться от других сородичей, получив вознаграждения. Награды и благодарности от императора высоко поднимали авторитет родоначальников в волостях и улусе, ими гордились их дети и потомки.

Выводы

Таким образом, в конце XVIII - первых десятилетиях

XIX вв. дары императорам России и их семьям отправляли из Среднеколымского улуса Якутии в основном родоначальники. До революции 1917 г. их дети и потомки также служили родоначальниками в своих наслегах и улусе. Среди тех, кто получал в подарок черно-бурую лисицу, были императоры Павел I, Александр I и великий князь Константин Павлович. Императрица Екатерина II и упомянутые императоры за подарки поощряли родоначальников наградами.

Дары «Его Величеству» и членам его семьи, а также ответные награды и благодарности от императоров говорят о добрых взаимоотношениях центральной власти и части общества «инородцев»; демонстрируют высокий уровень самосознания якутских родоначальников арктического улуса; усердие местных чиновников и священнослужителей в информировании императоров о своих успехах в «верноподданничестве инородцев» и христианизации народа дальней окраины империи.

Л и т е р а т у р а

1. Павлинов Д. М., Виташевский Н. А., Левенталь Л. Г. Материалы по обычному праву и по общественному быту якутов.

- Л.: Изд-во АН СССР, 1929. - С. 223.

2. Башарин Г. П. История аграрных отношений. Т. I. Аграрные отношения с древних времен до 1770-х годов. - М.: Арт-Флекс, 2003. - С. 228-229.

3. Божерянов И. Н. Романовы. 300 лет служения России. -М.: Белый город, 2006. - С. 10-11.

4. Российский государственный исторический архив. Ф. 1374. Оп. 3. Д. 2422. Л. 1 е, 1е об., 3, 8. (Прошения от имени князцов писал «города Зашиверска нижнего земского суда канцелярист Тимофей Семенов сын Климовский»).

5. Сафронов Ф. Г. Якуты. Мирское управление в XVII -нач. XX века. - Якутск: Якут. кн. изд-во, 1987. - С. 31-47.

6. Старостина М. И. Колымские якуты в середине XVII -начале ХХ вв. (по материалам генеалогии). - Якутск: Бичик, 2009. - С. 25-385.

7. Сарычев Г. А. Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану. - М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1952. - С. 5-89.

8. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. 161-и. Оп. 1. Д. 1. Л. 51-52.

9. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. 10-и. Оп. 1. Д. 2. Л. 3, 4, 11, 24; Д. 3. Л. 55 об.-56; Д. 28. Л. 10 об.-11, 54 об.-55; Д. 55. Л. 1, 3, 5-5 об.,7-7 об., 9-9 об., 12-12 об., 23, 25-29, 31; Д. 78. Л. 41 об.

10. Старостина М. И. Деятельность протоиерея Григория Слепцова в Среднеколымском комиссарстве. - Якутск: Изд-во Якутского университета, 2004. - С. 28-32.

R e f e г e п c e s

1. Pavlinov D. М., Vitashevskij N. А., Levental’ L. G. Ма1епа1у ро оЬусЬпоти pravu i ро obshhestvennomu Ьу1и jakutov. - L.: И-vo AN SSSR, 1929. - S. 223.

2. Basharin G. P. Istorija agramyh otnoshenij. T. I. Agramye otnoshenija s drevnih vremen do 1770-h godov. - M: Art-Fleks, 2003. - S. 228-229.

3. Bozherjanov I. N. Romanovy. 300 let sluzhenija Rossii. -M.: Belyj gorod, 2006. - S. 10-11.

4. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv. F. 1374. Op.

3. D. 2422. L. 1 e, 1e ob., 3, 8. (Proshenija ot imeni knjazcov pisal «goroda Zashiverska nizhnego zemskogo suda kanceljarist Timofej Semenov syn Klimovskij»).

5. Safronov F. G. Jakuty. Mirskoe upravlenie v XVII - nach.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

XX veka. - Jakutsk: Jakut. kn. izd-vo, 1987. - S. 31-47.

6. Starostina M. I. Kolymskie jakuty v seredine XVII - nachale HH vv. (po materialam genealogii). - Jakutsk: Bichik, 2009. -

S. 25-385.

7. Sarychev G. A. Puteshestvie po severo-vostochnoj chasti Sibiri, Ledovitomu morju i Vostochnomu okeanu. - M.: Gos. izd-vo geogr. lit., 1952. - S. 5-89.

8. Nacional’nyj arhiv Respubliki Saha (Jakutija). F. 161-i. Op. 1. D. 1. L. 51-52.

9. Nacional’nyj arhiv Respubliki Saha (Jakutija). F. 10-i. Op. 1. D. 2. L. 3, 4, 11, 24; D. 3. L. 55 ob.-56; D. 28. L. 10 ob.-11, 54 ob.-55; D. 55. L. 1, 3, 5-5 ob.,7-7 ob., 9-9 ob., 12-12 ob., 23, 25-29, 31; D. 78. L. 41 ob.

10. Starostina M. I. Dejatel’nost’ protoiereja Grigorija Slepcova v Srednekolymskom komissarstve. - Jakutsk: Izd-vo Jakutskogo universiteta, 2004. - S. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.