Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание студентов в КГАВМ на примере истории Великой Отечественной войны'

Патриотическое воспитание студентов в КГАВМ на примере истории Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
513
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ИСТОРИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВЕТЕРИНАРНАЯ АКАДЕМИЯ / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / PATRIOTISM / HISTORY / WORLD WAR II / VETERINARY ACADEMY / THE YOUNGER GENERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рысаева Г. Р.

Высшие учебные заведения России должны активно участвовать в формировании системы патриотического воспитания молодёжи в современных условиях на примере истории Великой Отечественной войны. Материалы музея Боевой Славы, учебного курса по истории, традиции ветеринарной академии способствуют патриотическому воспитанию молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN KGAVM THROUGH THE STORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Institutions of higher education should actively participate in the system of patriotic education of youth in modern conditions on the example of the Great Patriotic War. Materials of the museum of Fighting Glory, of training course on the history, traditions of Veterinary Academy promote patriotic education of youth.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание студентов в КГАВМ на примере истории Великой Отечественной войны»

АРТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОЛОВНОГО МОЗГА АНГЛИЙСКОГО БУЛЬДОГА

Прусаков А.В., Зеленевский Н.В., Щипакин М.В., Вирунен С.В., Былинская Д.С.

Резюме

При проведении исследования использовали методику вазорентгенографии с последующим описанием и морфометрией рентгеновских снимков. Инъекцию артериального русла проводили через грудную аорту. Было установлено, что основными источниками кровоснабжения головного мозга у английского бульдога являются парные внутренние сонные и парные позвоночные артерии. Объединяясь друг с другом, эти сосуды образуют на основании головного мозга артериальное кольцо - Виллизиев круг. От этого кольца берут начало мелкие парные артериальные сосуды, питающие все структуры головного мозга.

ARTERIAL SYSTEM OF THE BRAIN ENGLISH BULLDOG

Prusakov A.V., Zelenevskiy N.V., Shchipakin M.V., Virunen S.V., Bylinskaya D.S.

Summary

The study used the technique of waterintensive with the following description and the morphometry of x-rays. The arterial injection was performed through the thoracic aorta. It was found that the main sources of blood supply to the brain in the English bulldog are paired paired internal carotid and vertebral arteries. Teaming up with each other, these vessels form on the basis of cerebral arterial ring - circle of Willis. From this ring originate small pair of blood vessels that feed all brain structures.

УДК 371.035.6:378.180.6:947.085

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В КГАВМ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

РысаеваГ.Р. - к.и.н., доцент

Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

тел.: (843) 273-97-75

Ключевые слова: патриотизм, история, Великая Отечественная война, ветеринарная академия, молодое поколение.

Key words: patriotism, history, World War II, Veterinary Academy, the younger generation.

Великая Отечественная война, наша победа в ней - центральное событие в истории нашей страны XX столетия. Это историческая, общенациональная, духовная ценность, которая объединяет людей в России. Обращение к истории Великой Отечественной войны - важная составная в системе патриотического воспитания молодёжи в сложных современных условиях.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в 2012 году в Краснодаре на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи подчеркнул: «Мы должны строить своё будущее на прочном

фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм» [1]. Вызовы современности,

защита национальных интересов России требуют серьёзной воспитательной работы с молодёжью. Высшие учебные заведения должны активно участвовать в формировании системы патриотического воспитания молодёжи в современных условиях.

В 2015 году мы отмечаем большой юбилей - 70 лет Победы в Великой Отечественной Войне. Казанский ветеринарный институт, преемницей которого является Казанская

государственная академия ветеринарной медицины, всегда разделял судьбу своей страны.

Годы суровых испытаний Великой Отечественной войны являются одной из ярких страниц истории Казанского

ветеринарного института. Массовый патриотический порыв профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов проявился, прежде всего, в защите Родины на полях сражений и самой помощи фронту. На фронте воевали 33 преподавателя и научных сотрудника, 27 рабочих и служащих, 283 студента института [2]. Они с честью выполнили свой долг, награждены боевыми орденами и медалями; многие посмертно.

Будучи студентом, добровольцем ушёл на фронт Василий Васильевич Мосин. Взвод, которым командовал лейтенант Мосин, в числе первых под Кенигсбергом прорвался к Балтийскому морю. Весной 1945года Мосин был тяжело ранен. Он был награждён орденом Отечественной войны II степени и двумя медалями. После окончания войны он вернулся в институт, стал крупным учёным, долгие годы заведовал кафедрой оперативной хирургии, был проректором по учебной части. Ему присвоены почётные звания заслуженного деятеля науки Республики Татарстан и Российской Федерации, лауреата Государственной премии СССР.

С начала войны институт оказался в очень трудных условиях. В августе 1941 года все учебные и жилые здания института (специально построенные на Арском поле в 90-х годах Х1Хвека - ныне ул. Ершова), были переданы эвакуированному военому заводу. Взамен институту предоставили во временное пользование помещения в семи точках Казани. Многие из этих помещений совершенно не были приспособлены для занятий, отсутствовали водопровод, канализация, техническая электросеть и т. д. Но и в этих условиях руководству института удалось сохранить материальную базу, учебное и лабораторное оборудование, квалифицированные

педагогические кадры и наладитьучебный процесс.

Директорами института в годы войны работали доцент Г.Н.Борисов (1939-1943) и профессор В.Г.Мухин (1943-1945).

Самое главное в работе института заключалось в подготовке

высококвалифицированных ветеринарных врачей для армии и сельского хозяйства и участие в проведении зооветеринарных мероприятий. В результате напряжённой работы в институте досрочно были сделаны

два выпуска ветеринарных врачей. Из 242 молодых специалистов, окончивших вуз в первый год войны, большинство ушло в армию. В последующие военные годы были подготовлены ещё 276 ветеринарных врачей. Они немедленно включились в активную производственную деятельность в различных регионах страны. Многие были направлены для восстановления

разрушенных хозяйств в освобождённых районах.

Сохранять память о подвиге этих людей, прививать уважительное отношение к историческому прошлому у следующих поколений студентов - наша задача. Еще в 1973 году, когда отмечался 100-летний юбилей Казанского ветеринарного института имени Н.Э. Баумана, при комитете ВЛКСМ института был создан Уголок Боевой Славы. Там были выставлены фотографии, личные вещи фронтовиков - преподавателей и студентов. Установлена памятная доска с именами погибших. К 60-летию Победы уголок Боевой Славы был реконструирован в музей Боевой Славы. С 2005 годы музей Боевой Славы работает в составе музея истории ФГБОУ ВПО «КГАВМ им. Н.Э. Баумана».

Материалы музея используются при изучении курса истории. Они позволяют на конкретном местном материале раскрыть вклад тружеников республики в победу над фашизмом, показать участие сотрудников и питомцев вуза в войне.

Интерес к музею Боевой Славы проявляют иностранные студенты, обучающиеся в академии, особенно из Туркменистана, Израиля, стран Африки и др.

В лекционном курсе при рассмотрении темы «Великая

Отечественная война», неподдельный интерес у студентов вызывает рассказ об участии коллектива института в строительстве оборонительных сооружений «Казанского обвода» осенью и зимой 1941 года. В дождливую октябрьскую ночь 1941 года преподаватели и студенты во главе с директором института доцентом

Г. Н.Борисовым, как и тысячи других казанцев, отправились на строительство оборонительных сооружений [3]. В 30-40-градусные морозы профессора, сотрудники, студенты самоотверженно трудились,

выполняли нормы выработки,

запланированные на каждый день. Мы рассказываем студентам, что это было трудное испытание для коллектива института и оно было с честью выполнено, что это частичка подвига народа в тылу. Реальная история таких подвигов - не просто средство обеспечить

эмоциональность обучения и метод активизации непроизвольного запоминания. На примере своих предшественников студенты учатся уважительному

отношению к историческому прошлому Родины, своего вуза, к людям, ковавшим победу в Великой Отечественной войне.

При посещении музея истории КГАВМ мы рассказываем студентам какую значимую роль в условиях военного времени играла работа военных ветеринаров. Ещё в 1925 году при Казанском ветеринарном институте было открыто военно-ветеринарное отделение. Первый выпуск военно-ветеринарных врачей в Казани состоялся в 1929 году. В 1930 году военное отделение было реорганизовано в военно-ветеринарный факультет при Московском

зооветеринарном институте, а затем в военно-ветеринарную академию.

Значительная часть военно-ветеринарного генералитета в годы Великой Отечественной войны были выпускниками Казанского ветеринарного института: генерал-лейтенанты Н.М.Никольский, В.М.Лекарев, Н.М.Власов, Н.М.Шпайер, генерал-майоры С.Л.Аличкин,

М.С.Ганнушкин, В.Ф.Капустин. Их портреты выставлены в нашем музее истории.

В годы войны в институте проводилась серьёзная работа по повышению квалификации

зооветработников. Преподаватели работали в госпиталях Казани, подготавливая из числа инвалидов войны животноводов, заведующих животноводческими фермами, пчеловодов. Эта работа имела хозяйственно-экономическое и морально-психологическое значение. Это была не просто подготовка кадров для народного хозяйства, а социальная реабилитация инвалидов войны. На этих курсах животноводов в госпиталях Казани было подготовлено свыше тысячи специалистов для сельского хозяйства Татарии.

Группа учёных инстиута по заданию Совета по использованию

производительных сил на помощь фронту под руководством академика К.И.Скрябина проводила эксперименты по изысканию новых кормовых источников. За годы войны учёные выполнили 166 научных работ, опубликовали два учебника (профессоров К.Г.Боля и

А.П.Студенцова),было защищено 16 докторских и 28 кандидатских диссертаций.

С первых дней войны преподаватели, сотрудники, студенты регулярно отчисляли часть заработка и стипендий в фонд обороны. Только за год войны они внесли более 21 тыс. руб. деньгами и более 7 тыс. руб. облигациями госзаймов на постройку танковых колонн «Советский учёный» и «Советский студент».

Коллектив Казанского ветеринарного института проводил большую шефскую работу в госпиталях города. Сотрудники и студенты помогали при приёме раненых с поездов, их перевязках, дежурили в палатах у больных, сдавали свою кровь. В годы войны в Казани было развёрнуто много госпиталей, для которых горожане ежедневно сдавали 60 литров крови.

Коллектив института, ныне академии ветеринарной медицины, уже несколько десятилетий поддерживает замечательную традицию: ежегодно в канун Дня Победы проводится торжественное построение коллектива. Перед главным корпусом выстраиваются преподаватели, сотрудники, студенты, приходят ветераны,

торжественно выносится знамя института. Звучат поздравления, воспоминания; студенты дают концерт. Самым трогательным моментом этого мероприятия является церемониальный марш ветеранов войны. К сожалению, с каждым годом уменьшаются ряды ветеранов, но тем важнее для нас их присутствие.

В дни празднования сорокалетия Великой Победы перед главным зданием института была установлена памятная стелла. На ней высечены пророческие слова: «Подвиг героев Великой Отечественной войны не померкнет в веках!».Такие традиции способствуют формированию у молодого поколения исторической памяти, гордости за свое Отечество.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина в Краснодаре (сентябрь 2012г.) на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи./ http://www.kremlin.ru/news/16470. 2. Рысаева Г.Р. Казанский ветеринарный институт в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)// Ученые Записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. Т.202.-Казань, 2010. - С.320. 3. История Казанского государственного ветеринарного института им. Н.Э. Баумана (1873 - 1973). Очерки. - Казань, 1973. - С.138.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В КГАВМ НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИИ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Рысаева Г. Р.

Резюме

Высшие учебные заведения России должны активно участвовать в формировании системы патриотического воспитания молодёжи в современных условиях на примере истории Великой Отечественной войны. Материалы музея Боевой Славы, учебного курса по истории, традиции ветеринарной академии способствуют патриотическому воспитанию молодёжи.

PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN KGAVM THROUGH THE STORY OF THE

GREAT PATRIOTIC WAR

Rysaeva G.R.

Summary

Institutions of higher education should actively participate in the system of patriotic education of youth in modern conditions on the example of the Great Patriotic War. Materials of the museum of Fighting Glory, of training course on the history, traditions of Veterinary Academy promote patriotic education of youth.

УДК 616:636.5.033

ВЛИЯНИЕ КОРМОВОЙ ДОБАВКИ «ВЕРМИКУЛИТ» НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЯСА И СУБПРОДУКТОВ

УТЯТ-БРОЙЛЕРОВ

Сафиуллина Г.Я. - аспирант; Ежкова М.С. - д.в.н., профессор;

Ежкова Г.О. - д.б.н., профессор Казанский национальный исследовательский технологический университет

тел.(843)231-95-97

Ключевые слова: вермикулит, утята-бройлеры, морфология, санитария, гигиена

Key words: vermiculite, broiler duck meal, morphology, sanitation, hygiene

Животноводство является одной из основных отраслей агропромышленного комплекса. Его развитие во многом определяет уровень потребления населением продовольствия, качество продуктов питания, состояние внутреннего рынка и в конечном итоге продовольственную безопасность страны.

Одним из главных условий роста продуктивности сельскохозяйственных

животных являются увеличение

производства высококачественных кормов и организация полноценного кормления животных. Также в промышленном животноводстве и птицеводстве уделяют повышенное внимание нейтрализаторам токсинов. Микотоксины, соли тяжелых металлов, радионуклиды, бифенилы, пестициды и другие вредные вещества, содержащиеся в кормовом сырье,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.