Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание студенчества как важнейшая проблема в современных условиях'

Патриотическое воспитание студенчества как важнейшая проблема в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание студенчества как важнейшая проблема в современных условиях»

Менталитет - это не только ум, мышление, это система ценностных ориентаций, социальных, экологических и культурологических установок, предрасположенность социальных групп и отдельного человека воспринимать мир, чувствовать и действовать соответствующим образом. Менталитет образуется реалиями самой жизни, информацией об окружающем мире, поддерживается традициями, сформировавшимися в обществе, в социальных объединениях, в профессиональной деятельности, а также у каждого отдельного человека. Именно воззрения отдельного человека, патриота своего отечества являются основой для ментальной, духовной составляющей всего общества.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Канд. пед. наук, доцент А. С. Петрова

Тюменский юридический институт МВД России В XXI в. кардинально изменились геополитическое и геостратегическое положение России, ее статус в сфере международных отношений. Государственно-патриотическое воспитание молодежи вступило в новый период развития, что обусловлено коренными переменами в экономической и социально-политической жизни страны, изменением общественной системы. В духовной жизни и мировоззрении идет пересмотр многих, в том числе ключевых, положений. Необходимо решение фундаментальных теоретических и практических проблем, поставленных объективным ходом развития, таких как определение места и роли России в формирующейся многополярной системе мира (взамен биполярной); оценка ее роли в отдельных регионах и в мире в целом. До сих пор четко не определены научная концепция осуществления государственно-патриотического воспитания молодежи и государственный заказ на его осуществление. Патриотическое воспитание недостаточно востребуется политическим руководством страны в решении сложных государственных проблем. Помимо того, патриотическое воспитание характеризуется бессистемностью.

Кризис, охвативший российские общество в целом, от экономики до духовной сферы, оказал на государственно-патриотическое воспитание двоякое воздействие. С одной стороны, он затормозил решение важных проблем, а с другой - снял многие преграды на пути интеграции содержательной части теоретических проблем.

Наряду с решением новых задач, патриотическое воспитание призвано теоретически обеспечивать потребности защиты Отечества. Без экономической, политической, духовной силы нет пути свободного развития, нет свободы, если отсутствуют силы, способные защищать ее. Какой должна быть сила, чтобы от нее не страдали ни государство, ни общество, ни личность, чтобы она не внушала опасения соседним странам, а интересы государства, общества и личности были надежно обеспечены?

Без изменения статуса патриотического воспитания молодежи в общей системе знаний невозможно решать проблемы воспитания. Существовавшая ранее теория воспитания претерпела существенные изменения, пополнилась новым отечественным и зарубежным опытом. Общество составило концепции, которые на практике доказали свою жизнеспособность, практическую ценность, научную значимость. Они реально влияют на то, что относится к формированию духовной силы личности, общества в целом, государства.

Предметом патриотического воспитания, на наш взгляд, являются связи и отношения, цели и средства его достижения, закономерности и тенденции воспитания. Понять патриотическое воспитание как таковое - значит выяснить, что оно представляет собой с точки зрения внутренних процессов, внешних связей и отношений с условиями, в которых оно протекает. Это также значит, чего следует ожидать в данный момент, в будущем и при каких обстоятельствах. Необходимо познать закономерности, основные тенденции и формы его организации, процессы развертывания в пространстве и времени, особенности управления системой патриотического воспитания студенчества на различных уровнях.

В своем нынешнем состоянии государственно-патриотическое воспитание молодежи мало влияет на обеспечение безопасности государства, укрепление его духовной мощи, решение общих проблем теории и практики воспитания.

В интегративной теории можно выделить три основных уровня.

Первый уровень имеет своим объектом отношение мир - государство, с их материальными и духовными составляющими. Предметом являются внутренние, необходимые, существенные связи и отношения, складывающиеся в результате диалектического взаимодействия политики, экономики, науки, мысли, духа, а также законов, определяющих жизнь, в ее противоречиях и противоборстве. Задача в том, чтобы определенным образом их структурировать и привести в систему теоретических знаний, приспособленных для нужд воспитания.

Второй уровень - внутригосударственный - включает традиционные элементы патриотического воспитания.

Третий уровень складывается из частных теорий, дающих возможность практически реализовать патриотическое воспитание в современном обществе в разных его сферах.

Представляя собой единую теоретическую систему, патриотическое воспитание XXI в. призвано отражать все стороны существования государства во взаимосвязи с материальными и духовными факторами, геополитическими, географическими и иными условиями. Важное место в ней должны занимать теоретические положения и выводы о подготовке и проведении патриотического воспитания молодежи, путях и средствах его успешной реализации.

Государственно-патриотическое воспитание должно опираться на мощный государственный заказ, развернутые психолого-педагогические исследования в

интересах всех слоев населения, в целях обеспечения безопасности страны. Итогом функционирования системы патриотического воспитания должен стать ответ на вызовы исторического времени, эффективность которого во многом зависит от кадров и особенно от уровня государственного сознания и авторитетности государственного управления, которое его формирует.

В советские годы базой государственно-патриотического воспитания являлось марксистско-ленинское мировоззрение. Его методологией служили марксистско-ленинская теория, общенаучные методы и специальные приемы и методы исследования, объяснения и решения теоретических и практических задач. Опираясь на них, практики решали теоретические и практические задачи. Осуществляя познание в избранной сфере, они вместе с тем много внимания уделяли развитию самой методологии, а также повышению эффективности применения ее положений и принципов в теоретической и практической деятельности.

Отказ от марксизма-ленинизма как государственной идеологии не может означать одновременного отказа от многих его положений и принципов, выполняющих методологические функции, прежде всего потому, что в методологии продолжают действовать общенаучные методы и принципы, а вместе с ними и частные, специальные методы. Некоторые из них, используемые в качестве методологических, перестали соответствовать новым условиям. Обновленную теорию патриотического воспитания неправомерно связывать с какой-либо одной философской, социологической или иной теорией. Она должна включать различные подходы и принципы исследования патриотического воспитания таким образом, чтобы они дополняли друг друга, представляли единый методологический комплекс, выдержали проверку временем. На перспективу необходимо заложить в систему патриотического воспитания элементы совершенствования, способные вбирать положительный опыт.

Важное методологическое значение для системы патриотического воспитания молодежи имеет его материалистическое объяснение, указывающее на то, как надо подходить к раскрытию причин социальных явлений, их пониманию и объяснению. В первую очередь, имеются в виду теоретические положения о природе государства и государственного патриотизма, общих принципах патриотического воспитания, функционирования его системы. Не утратил значения для патриотического воспитания и принцип историзма, который диктует каждое положение рассматривать исторически, в сочетании с принципами объективного изучения и объяснения явлений и процессов. Взятые в единстве общенаучные методы, в первую очередь, исторический и логический, позволяют описывать и объяснять факты, события и процессы практики, а также извлекать уроки. Жизненно важными являются методы анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, а также такие их формы, средства и приемы, как индукция, дедукция и аналогия.

Вместе с тем оказался нежизнеспособным, например, принцип партийности, который связывал классо-

вый, партийный подход с объективной истиной. Декларировалось, что классовый интерес пролетариата и его партии всегда совпадает с объективным ходом истории. Однако классовый подход в патриотическом воспитании должен постоянно соотноситься с другими подходами, в частности с национальными и общечеловеческими интересами и потребностями, требованиями морали и нравственности.

Подчеркивая правомерность материалистического понимания, конечно, следует обратить внимание на его слабости и недостатки, касающиеся, в частности, теории общественно-экономических отношений. Она не может быть в полной мере эффективной при объяснении переходных процессов, столь характерных для многих исторических эпох. Но это означает не отказ от формационного подхода при описании исторических событий, а необходимость дополнить его другим, цивилизованным подходом, который может быть полезным не только при изучении опыта человечества в целом, но и при анализе разных периодов развития патриотического воспитания, что важно при оценке опыта отдельных стран и истории России применительно к сегодняшнему дню.

В современной методологии должны присутствовать апробированные методологические принципы, нормы, подходы, а также имеющиеся в других философских, политических и иных учениях и теориях. Новизна методологии патриотического воспитания молодежи отчасти выражается в том, что она вписывается в новую парадигму мышления. Патриотическое воспитание призвано помочь человеку и обществу ответить на вызовы времени.

В XXI в. необходимо решить ряд методологических проблем, имеющих непосредственный выход на теорию и практику патриотического воспитания.

Одна из них - взаимосвязь наук. Она должна быть закономерна, органична, непрерывна и своеобразна. Связь эта должна служить делу формирования государственности, патриотизма, любви к Родине, являться базой развития духовности, занимать значительное место в героико-патриотическом воспитании студенчества, быть средством поддержания духовной мощи государства на требуемом уровне.

Жизненно важной для патриотического воспитания является проблема оценки военно-политической обстановки в мире, отдельных его регионах, в стране. Речь идет прежде всего о сущностной оценке потенциального косвенного и прямого применения вооруженного насилия. При этом на характер и организацию патриотического воспитания молодежи непосредственно влияют состояние военной организации государства, его вооруженных сил, военно-промышленного комплекса; положение в стране, ее регионах; наличие источников военных конфликтов и войн, военных опасностей и угроз; военно-политические интересы и военно-стратегические концепции, доктрины, программы; практические военно-политические действия; тенденции развития, изменения обстановки в стране и в мире.

По всему характеру военно-политическая обстановка может быть стабильной, устойчивой, кризисной, кон-

фликтной, военной. От этого и должна зависеть организация патриотического воспитания. От правильной и своевременной оценки военно-политической обстановки во многом зависят теоретические выводы относительно безопасности Отечества и общей безопасности, а также практические шаги по ее обеспечению.

Отсюда следует, что необходимо формирование государственного заказа на патриотическое воспитание и правовой базы для его работы.

В дальнейшем во многом могут измениться характер военных опасностей и угроз для России, масштаб возможных войн, и прежде всего, потому, что создаются новейшие средства вооруженной борьбы, основанные на современных технологиях, а это приведет к изменению форм и способов вооруженного противоборства.

Можно прогнозировать, что информационные средства борьбы будут лежать в основе так называемой информационной войны. Прогноз характера возможных военных конфликтов важен не только сам по себе, он необходим и при определении требуемого уровня государственного воспитания. Актуальность патриотического воспитания в той или иной степени присутствует и очевидна во всех странах мира.

Из изложенного выше следует: чтобы государство могло в дальнейшем обеспечить надежность системы патриотического воспитания молодежи, в интересах безопасности необходимо изучить следующие проблемы:

- развитие патриотического воспитания в методологическом и теоретическом плане в конкретный период исторического развития государства;

- исследование механизма действия законов общественного развития применительно к функционированию системы патриотического воспитания в стране (используя исторический опыт);

- определение параметров возможностей страны в создании системы патриотического воспитания и ее поддержания;

- возможность с учетом исторических потребностей вносить в систему патриотического воспитания коррективы, закладывая гибкость в ее конструкцию, пластичность новшеств и изменений;

- определение возможностей, условий функционирования системы патриотического воспитания на различных уровнях;

- разработку теоретических и практических рекомендаций по патриотическому воспитанию молодежи и создание условий для их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.