Научная статья на тему 'Шаталова Н. П. , фоменко С. И. , Денисов В. В. Формирование патриотизма у курсантов на основе конструктивного подхода к воспитанию (на примере исторического опыта 1960-х годов). Новороссийск, 2016. 144 с'

Шаталова Н. П. , фоменко С. И. , Денисов В. В. Формирование патриотизма у курсантов на основе конструктивного подхода к воспитанию (на примере исторического опыта 1960-х годов). Новороссийск, 2016. 144 с Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шаталова Н. П. , фоменко С. И. , Денисов В. В. Формирование патриотизма у курсантов на основе конструктивного подхода к воспитанию (на примере исторического опыта 1960-х годов). Новороссийск, 2016. 144 с»

DOI 10.18522/0321-3056-2016-3-104-106

Шаталова Н.П., Фоменко С.И., Денисов В.В. Формирование патриотизма у курсантов на основе конструктивного подхода к воспитанию (на примере исторического опыта 1960-х годов). Новороссийск, 2016. 144 с.

За последние 25 лет в нашей стране произошли большие социально-политические и экономические преобразования, позволившие заложить новые, демократические основы жизнедеятельности. Вместе с тем отсутствие государственной идеологии, деце-лерация молодежи, длительный отказ от патриотической идеи негативно сказались на воспитании целого поколения граждан России.

Большинством современных исследователей констатируется, что у подрастающего поколения сложились искаженные представления о патриотизме, нравственных ценностях, толерантности, об отношении к событиям истории развития нашего государства. Бесспорно, что трудности затянувшегося переходного периода, а также введение режима санкций в отношении Российской Федерации обострили политическую и экономическую нестабильность в России, негативно влияют на общественное сознание, породили ряд проблем в воспитании патриотизма у современной молодежи.

Реализация требований Концепции и государственных программ патриотического воспитания граждан РФ, Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации требуют обеспечить формирование и развитие каждого молодого человека как гражданина-патриота, профессионала и высоконравственной личности. Для этого в дополнение к сложившейся практике необходимо осуществить поиск новых путей, новых подходов к воспитательно-патриотической деятельности с молодежью, в том числе и с курсантами морских вузов.

Существующая система учебных заведений и подготовки морских специалистов в России в основном начала складываться в 60-х гг. XX в. В морских вузах был накоплен значительный опыт патриотического воспитания курсантов, что результативно сказывалось на всем процессе их подготовки и последующей профессиональной деятельности. Обращение к советскому опыту патриотического воспитания курсантов, по нашему мнению, имеет теоретическое и практическое значение как для морского образования, так и отечественной педагогики в целом.

Актуальность темы монографии подтверждается:

- необходимостью детального изучения положительного опыта прошлых десятилетий и адаптации его в современный образовательный процесс;

- потребностью повышения уровня патриотизма курсантов морского вуза в современных сложных геополитических условиях.

Важнейшей особенностью данной работы является стремление авторов найти новый путь формирования высокого уровня патриотизма у учащихся морского вуза, основанный на инновационном конструктивном подходе к воспитанию и использовании воспитательного опыта 1960-х гг.

Патриотизм курсанта как будущего профессионала и защитника Отечества - это категория, профессионально-нравственная, формируемая в процессе обучения и воспитания в учебном заведении и проявляющаяся в его всей последующей жизнедеятельности, военно-профессиональной деятельности по защите Отечества в мирное и военное время.

Основой процесса патриотического воспитания курсантов морского вуза является опора на исторический компонент и стимулирование развития интереса к военно-патриотической деятельности как важнейшему виду государственной службы. Историческая преемственность необходима современному обществу. В наше время появилась реальная возможность для беспристрастного исследования и воспроизведения прошлого страны, выбора в качестве ориентиров и достойных примеров лучшего, передовой педагогический опыт воспитания патриотов, его актуализация и действенное использование в современной воспитательной работе в учебных заведениях.

В работе показано, что культурно-исторический компонент патриотического воспитания курсантов морского вуза включает:

- воспитание историей, ознакомление с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший самоотверженность, стойкость, героизм, описанные в трудах историков;

- понимание идеи свободы, независимости и единства, величия России, воспитание чувства

любви к ней, гордости за русский народ, его патриотизм, проявлявшийся в годы суровых испытаний;

- воспитание чувства уважения и восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к таланту русского народа и его созидательному труду, искусству, являющемуся не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации;

- воспитание на боевых традициях и воинских ритуалах;

- воспитание на конкретной военной истории военного вуза, опыта старших поколений, их достижений в боевой подготовке, военно-профессиональной деятельности.

Авторы считают, что применение исторического компонента в процессе воспитания патриотизма у курсантов морского вуза позволит сформировать и развить у каждого из них ответственность, честь, трудолюбие, достоинство, бескорыстие, милосердие, коллективизм, целеустремленность, жизнестойкость, профессионализм, готовность к самопожертвованию во имя Отечества.

В этом плане пристального внимания заслуживает передовой опыт патриотического воспитания, сложившийся в практике работы Первого отдельного учебного отряда морских специалистов в 60-х гг. ХХ в.

Авторами предлагается использовать возможности конструктивного подхода. Ныне есть необходимость восстановления исторической справедливости в оценках развития системы военного образования в период 1960-х гг. и трансформации старых доблестных традиций в инновационные, но уже на основе идей теории конструктивности в системе современного образования. На современном этапе развития образования всестороннее изучение и использование исторического опыта в решении современных проблем, связанных с подготовкой военных кадров, имеет существенное значение.

Развитие образования с использованием конструктивного подхода берет свое начало в 1960-е гг. Как показывают документы, военные учебные заведения в те времена пользовались популярностью. Вероятно поэтому в современной отечественной историографии преобладает стремление многих авторов к объективному изучению исторического прошлого российской военной и военно-морской школ.

Сравнительный анализ научной литературы по теме исследования позволил установить наличие с 1960 г. по настоящее время четырех основных этапов: 1) стабильного развития патриотической идеи в социуме; 2) период застоя в развитии патриотической идеи; 3) период разрыва между практикой и наукой в области патриотического воспитания;

4) период возрождения, ренессанса патриотической идеи.

Для каждого исторического этапа развития патриотической идеи характерны определенные исторические события, происходящие в судьбе России, научное сопровождение поиска смысла, сущности патриотизма, попыток дать емкое и содержательное определение данному понятию.

Н.П. Шаталовой, С.И. Фоменко и В.В. Денисовым предложена авторская классификация сущности определения термина «патриотизм» - хронологическая, в основе которой положены этапы развития идеи патриотизма в России с 1960-х гг. по настоящее время.

Авторами под термином «патриотизм» понимается комплекс специфических чувств и качеств, веками присущих каждому россиянину, составляющих основу менталитета, культуры, истории, традиций, отношения к Отечеству и своему народу, проявляемого в ненависти к любому агрессору и готовности к самопожертвованию ради свободы и независимости России.

В современных педагогических исследованиях наиболее часто выделяют следующие направления патриотического воспитания: гражданское; государственно-патриотическое; героико-патриотическое и военно-патриотическое. Авторы считают необходимым развить новое направление патриотической работы с молодежью - патриотико-историческое воспитание, главной задачей которого должна стать ориентированность деятельности подрастающего поколения на поисковую историческую работу и обобщение положительного опыта воспитания патриотов в рамках преемственности поколений.

Нельзя не согласиться с мнением авторов, что воспитание патриота своей Отчизны - это воспитание готовности к самопожертвованию во имя Родины, к труду - во имя населения своей страны, к сохранению исторического наследия Отчизны. То есть все это и есть траектория пути к достижению современной государственной идеи - построение таких жизненных условий в государстве, в которых человек может полностью реализовать свои способности, став частью традиций и культуры его исторического наследия.

Проведение целенаправленного педагогического исследования предполагает осуществление опоры как на общенаучные принципы, применяемые во всех науках и воплощающие в себе весь исторический опыт познания различных явлений окружающего мира и самого человека, так и педагогические методологические принципы, конкре-

тизирующие и дополняющие общенаучные с учетом специфики ее предмета. К таким принципам авторы относят: принцип гуманности, демократичности педагогики; социальной обусловленности воспитания; формирования личности в обществе и группе; определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании и др.

В выполненном исследовании авторами осуществлена опора на системный, деятельностный, праксилогический, аксиологический, компетент-ностный и конструктивный подходы. Комплексное их применение позволило им всесторонне и глубоко рассмотреть и раскрыть данную тему, разработать методологию концепции конструктивного подхода к патриотическому воспитанию курсантов морского вуза, а также спроектировать конструктивную модель воспитания патриотизма у современного курсанта морского вуза.

Конструктивный подход к патриотическому воспитанию увеличивает потенциал традиционно применяющихся подходов. Возможности его обнаруживаются в наиболее оперативном, действенном развитии мышления и формирования навыков, патриотической позиции у курсантов, путем их активного включения в патриотическую работу, развитии интереса к отечественной историографии, традиций патриотизма, вырабатывания навыков самовоспитания и самомотивации.

Конструктивный подход к воспитанию патриотов предполагает формирование у курсантов морского вуза способности к свободному конструктивному самоопределению в условиях военно-образовательного учреждения, целенаправленной организации специальной деятельности, личностной оценке сущности, смысла, ценностей и потребности патриотизма для военных кадров, интериоризации в процессе воспитательно-патриотической и конструктивной работы, осуществляемой под непосредственным руководством педагогов и военных воспитателей.

Анализ многочисленных моделей патриотического воспитания учащейся молодежи, таких как патриотизм в гражданственности, патриотическое воспитание на основе деятельностного подхода, на основе ценностей общества, на основе национально-патриотических чувств, патриотизм как ненависть к врагу, технократическая модель патриотического воспитания и другие, позволил авторам установить, что в современном военном образовании не используется ни одной модели, основанной на конструктивном подходе к воспитанию обучающихся, что не позволяет в полную силу организовать воспитательный процесс.

Следовательно, разработка модели патриотического воспитания курсантов морского вуза на основе конструктивного подхода является актуальной научной задачей. Изучение данной проблемы позволило Н.П. Шаталовой, С.И. Фоменко и В.В. Денисову выделить в качестве основных педагогических условий формирования высокого уровня патриотизма у курсантов морского вуза на основе конструктивного подхода следующие: создание концепции в военном вузе, отвечающей цели патриотического воспитания курсантов; систематизация методической подготовки профессорско-педагогического состава к патриотической деятельности с курсантами; организация совместной деятельности курсантов и преподавателей, направленной на патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений; тесное взаимодействие в деле воспитания патриотов с региональными и местными органами государственной власти, общественно-политическими, военно-патриотическими, спортивными, ветеранскими и религиозными организациями патриотической направленности; опора и ориентация курсантов на исторический компонент в патриотическом воспитании, показ героического прошлого нашей страны, славной истории и боевых традиций Вооруженных Сил РФ, изучение истории своего рода войск и военного вуза.

Апробация разработанной концепции, модели и технологии формирования патриотизма на основе конструктивного подхода реализовывалась авторами в ходе педагогического эксперимента, в котором участвовали курсанты морского вуза и школьники старших классов подшефных школ.

Исходный уровень развития патриотизма курсантов, приобретенный ими в сложившейся системе преподавания дисциплин, связанных с вопросами воспитания и практического опыта, выявлялся авторами с помощью методики определения удовлетворенности и значимости Г.А. Гагаринской, методики модифицированной анкеты С.Н. Томилиной и др.

Итоги формирующего эксперимента оценивались с использованием тех же методик, что и при констатирующем эксперименте. Полученные результаты позволяют заключить, что изменения в уровнях развития патриотизма являются следствием внедрения модели конструктивного подхода к патриотическому воспитанию курсантов-моряков.

Таким образом, предложенная монография позволит профессорско-преподавательскому составу, воспитателям, командирам курсантских подразделений, всем заинтересованным лицам с пользой применить собранный материал в теоретической и практической работе по воспитанию патриотов России.

А.Н. Томилин, А.Б. Крючков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.