Научная статья на тему 'Парижское коммюнике, Париж, 25 мая 2018 г'

Парижское коммюнике, Париж, 25 мая 2018 г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парижское коммюнике, Париж, 25 мая 2018 г»

ПАРИЖСКОЕ КОММЮНИКЕ* Париж, 25 мая 2018 г.

Встретившись в Париже 24 и 25 мая 2018 г., спустя двадцать лет после подписания Сорбоннской декларации, мы, министры, отвечающие за высшее образование, хотим не только отдать должное успехам, достигнутым в создании Европейского пространства высшего образования за последние два десятилетия, но и взять на себя серьёзные обязательства по его дальнейшему развитию.

Мы гордимся достижениями Болонского процесса. Мы создали нечто уникальное: Европейское пространство высшего образования (ЕПВО), где цели и политика согласуются на европейском уровне, а затем реализуются в национальных системах образования и высших учебных заведениях. Это пространство, где правительства, вузы и заинтересованные стороны вместе формируют ландшафт высшего образования, которое показывает, чего можно добиться благодаря постоянному диалогу между правительством и сектором высшего образования и их совместным усилиям. Везде в ЕПВО мы создали условия для широкомасштабной мобильности студентов, улучшили сопоставимость и прозрачность наших систем высшего образования, а также повысили их качество и привлекательность. ЕПВО способствовало взаимопониманию и доверию и расширило сотрудничество между нашими системами высшего образования.

Основу основ ЕПВО составляют академическая свобода и добросовестность, институциональная автономия, участие студентов и персонала в управлении высшим образованием и ответственность общества за высшее образование. Видя, как последние годы в ряде наших стран эти фундаментальные ценности ставятся под сомнение, мы будем решительно защищать и продвигать их во всем ЕПВО с помощью активного политического диалога и сотрудничества.

С момента принятия Сорбоннской и Болонской деклараций системы высшего образования и вузы в ЕПВО подверглись серьезному реформированию. Сейчас, когда перед Европой встают большие социальные проблемы - от безработицы и социального неравенства до проблем, связанных с миграцией и ростом политической поляризации, радикализации и насильственного экстремизма, - высшее образование может и должно играть определяющую роль в их решении, равно как и в идентификации и установлении фактов, на основе которых ведутся общественные обсуждения и принимаются решения. Открывая перед студентами и другими учащимися возможности для личностного развития в течение всей жизни, высшее образование повышает их перспективы трудоустройства и побуждает быть активными гражданами в демократическом обществе.

Вот почему мы будем содействовать высшим учебным заведениям в реализации ими функции социальной ответственности. Мы поддержим вклад вузов в построение более сплоченного и инклюзивного общества, который они вносят своей приверженностью межкультурному взаимопониманию, гражданскому участию, этическим ценностям и равенству доступа к высшему образованию.

~ Paris Communique. Paris, May, 25th 2018. URL: http://www.ehea2018.paris/Data/ElFinder/s2/Commu-mque/EHEAParis2018-Commumque-fmaLpdf (Перевод с английского языка выполнен старшим преподавателем Института качества высшего образования Национального исследовательского университета «МИСиС» Е.Н. Карачаровой.)

Прогресс в осуществлении согласованных реформ

Отчёт о ходе реализации Болонского процесса за 2018 г. показывает наличие прогресса, хотя осуществление реформ идёт неравномерно как в разных стратегических областях, так и в различных странах.

Обеспечение качества имеет ключевое значение для развития взаимного доверия, для активной мобильности и справедливого признания квалификаций и периодов обучения в ЕПВО. Поэтому мы положительно оцениваем прогресс в части принятия «Стандартов и принципов по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования» (ESG) как государственной и институциональной практики большинства стран и обязуемся устранить все препятствия к их включению в национальные законодательства и нормативные акты. Чтобы стимулировать более активное развитие совместных программ и совместных степеней, мы будем содействовать использованию в наших системах высшего образования «Европейского подхода к обеспечению качества совместных программ». Мы приветствуем и будем поощрять разработку Базы данных по результатам внешнего обеспечения качества (DEQAR).

Обеспечивая развитие мобильности в ЕПВО, мы будем добиваться, чтобы сопоставимые квалификации высшего образования, приобретённые в одной стране ЕПВО, автоматически и на общих основаниях признавались в других странах ЕПВО для получения доступа к дальнейшему обучению и к рынку труда. С этой целью мы подтверждаем нашу приверженность полной реализации ECTS в соответствии с рекомендациями «Руководства пользователя ECTS» 2015 г.

Мы будем работать над выполнением Лиссабонской конвенции Совета Европы / ЮНЕСКО о признании и её рекомендаций, особенно в отношении признания квалификаций беженцев, перемещённых лиц и лиц, ищущих убежище. Мы настоятельно рекомендуем принять прозрачные, с унифициро-

ванной цифровой поддержкой, процедуры признания квалификаций, периодов обучения и предшествующего обучения.

Мы одобряем пересмотренное Приложение к диплому и приложим все усилия к его включению в число документов, предусмотренных Лиссабонской конвенцией о признании и Europass. Для дальнейшего продвижения мобильности студентов и выпускников мы поддерживаем такие инициативы, как перевод Приложения к диплому в цифровой вид. Мы будем стремиться, чтобы обмен студенческими данными проводился вузами в безопасном, машиночитаемом и унифицированном формате и в соответствии с законодательством о защите данных. Кроме того, мы также с интересом отмечаем пилотный проект ЕС «Европейский студенческий билет», который в будущем может быть расширен до поддержки и содействия мобильности студентов на всём ЕПВО.

Во многих наших системах растёт значимость квалификаций короткого цикла на базе ECTS. Они играют всё большую роль в подготовке студентов к трудоустройству и дальнейшему обучению, а также в улучшении социальной сплочённости, поскольку облегчают доступ к высшему образованию тем, кто в противном случае не счёл бы его для себя возможным. Вот почему мы включаем квалификации короткого цикла в Общую рамку квалификаций ЕПВО (QF-ЕПВО) в качестве самостоятельной квалификации. Решения по интегрированию квалификаций короткого цикла в национальные рамки квалификаций принимают сами страны.

Раскрытие потенциала ЕПво: новые шаги вперёд

Мы признаём, что реформы, проводимые в рамках Болонского процесса, требуют успешного выполнения во всём ЕПВО стоящих перед нами задач и взятых на себя обязательств. Всё это зависит от согласованных усилий политических кругов, государственных органов, вузов, сотрудников, студентов

и других заинтересованных сторон, а также от координации на уровне ЕПВО.

Чтобы полностью раскрыть потенциал ЕПВО и обеспечить выполнение основных решений Болонского процесса, мы принимаем структурированный метод экспертной поддержки, основанный на солидарности, сотрудничестве и взаимном обучении. В 2018-2020 гг. тематические экспертные группы сосредоточатся на трёх основных направлениях, жизненно важных для укрепления качества и сотрудничества внутри ЕПВО:

- трёхцикловая система, совместимая с общей рамкой квалификаций ЕПВО и использующая ECTS для сопоставления степеней,

- соблюдение Лиссабонской конвенции о признании,

- обеспечение качества в соответствии со Стандартами и принципами по обеспечению качества в Европейском пространстве высшего образования (ESG).

Мы поручаем Наблюдательной группе Болонского процесса (BFUG) осуществлять, координировать и контролировать экспертную поддержку, пользуясь помощью Координационной группы по реализации Болон-ского процесса. Задача Координационной группы - проанализировать первый раунд экспертной поддержки, предложить направление, которое эта деятельность должна принять в будущем, и подготовить отчёт к следующей конференции министров ЕПВО в 2020 г.

Мы предлагаем использовать программу Erasmus+ для расширения сотрудничества за рамки мобильности и продвижения в решении ключевых задач.

Беларусь присоединилась к ЕПВО в 2015 г. на основе согласованной «дорожной карты». Мы приветствуем первые реформы, но признаём и наличие серьёзных проблем. Мы отдаём должное готовности Беларуси сотрудничать с партнёрами и принимать их поддержку в реализации предлагаемой стратегии на 2018-2020 гг.

Инновации в обучении и преподавании

Последние 20 лет главной миссией Болон-ского процесса и основными целями структурных реформ было гарантировать и совершенствовать качество и актуальность обучения и преподавания. Растёт значимость обучения в течение всей жизни для общества, экономики и благосостояния граждан. Сегодня же ещё одной отличительной чертой ЕПВО можно назвать сотрудничество в инновационных практиках обучения и преподавания. Поэтому мы будем развивать новые и инклюзивные методы непрерывного совершенствования обучения и преподавания в ЕПВО - в тесном сотрудничестве с сообществом европейской высшей школы и при полном уважении академической свободы и институциональной автономии, без чего невозможен успех нашей работы.

Положительный опыт Европейского форума по обучению и преподаванию, организованного Европейской ассоциацией университетов в прошлом году, свидетельствует о ценности и потенциале сотрудничества в этой сфере, дающего ощутимые преимущества вузам, сотрудникам и студентам. Учитывая это, мы будем, помимо мер на национальном уровне, разрабатывать совместные европейские инициативы по поддержке и стимулированию широкого спектра инновационных методов обучения и преподавания, опираясь на существующий передовой опыт в наших странах и за их пределами.

Всё это включает дальнейшее развитие и полное внедрение студентоцентрирован-ного обучения и открытого образования в контексте обучения в течение всей жизни. Учебные программы, в которых предлагаются разнообразные методы и траектории обучения, могут стимулировать социальную мобильность и непрерывное профессиональное развитие, позволяя обучающимся получать высшее образование на любом этапе жизни.

Мы будем поощрять высшие учебные заведения к разработке и совершенствованию

стратегий обучения и преподавания. Мы также рекомендуем им предлагать междисциплинарные программы и сочетать академическое обучение с обучением на рабочем месте. На всех уровнях высшего образования студенты должны участвовать в научной работе либо в деятельности, связанной с исследованиями и инновациями, что будет способствовать развитию у них критического и творческого мышления, позволяя им находить новые решения возникающих проблем. И здесь наша задача состоит в улучшении синергии между образованием, исследованиями и инновациями.

Цифровизация (распространение цифровых технологий) играет важную роль во всех сферах жизни общества, и мы осознаём её трансформирующее воздействие на организацию высшего образования и на то, как люди будут учиться на разных этапах своей жизни. Мы призываем вузы готовить студентов и стимулировать преподавателей к креативным действиям в цифровой среде. Мы создадим для наших образовательных систем возможности:

- более полного использования цифрового и смешанного образования с надлежащим обеспечением качества для совершенствования обучения в течение всей жизни и гибкого обучения;

- развития цифровых навыков и компетенций;

- улучшения исследований, прогнозирования и анализа данных в области образования;

- устранения нормативных барьеров для открытого и цифрового образования.

Мы просим Наблюдательную группу Бо-лонского процесса продолжить работу над вопросами цифровизации.

Высококачественное образование невозможно без высокого качества преподавания. Поэтому залогом успешной академической карьеры должны быть плодотворная исследовательская деятельность, качественное преподавание и активное участие в жизни общества. Мы будем поощрять и поддержи-

вать институциональные, национальные и европейские инициативы в области педагогической подготовки и непрерывного профессионального развития преподавателей вузов, а также искать лучшие пути поощрения высококачественного и инновационного преподавания.

После 2020 года: более масштабное ЕПВО

ЕПВО доказало свою значимость как уникальная основа для сотрудничества в области высшего образования в Европе. Для дальнейшего развития Европейского пространства высшего образования мы активизируем междисциплинарное и трансграничное сотрудничество, а также разработаем инклюзивные и инновационные подходы к обучению и преподаванию. Мы просим Наблюдательную группу представить к нашей встрече в 2020 г. предложения, направленные на более полное использование потенциала высшего образования для решения проблем, с которыми сталкиваются наши общества.

Мы будем развивать и расширять всестороннее транснациональное сотрудничество в области высшего образования, исследований и инноваций с целью повышения мобильности персонала, студентов и исследователей и увеличения количества совместных учебных программ в ЕПВО. Мы с интересом отмечаем новую инициативу ЕС «Европейские университеты» и будем поощрять все наши вузы следовать предложенным новым установкам. Мы поручаем Наблюдательной группе наладить к 2020 г. взаимодействие с Комитетом по Европейскому исследовательскому пространству и инновациям (ERAC) для усиления синергии между Европейским пространством высшего образования и Европейским исследовательским пространством (ЕИП).

Мы будем добиваться расширения роли высшего образования в обеспечении устойчивого будущего для нашей планеты и общества и искать, каким образом мы, министры ЕПВО, можем способствовать достижению

целей устойчивого развития ООН на глобальном, европейском и национальном уровнях.

Для исполнения решений Болонского политического форума мы поручаем Наблюдательной группе вступить в глобальный политический диалог для улучшения регулярного сотрудничества с другими регионами мира и с международными организациями. Темой диалога должны стать обмен опытом и представляющие общий интерес совместные инициативы, такие как социальная интеграция и более широкая роль высшего образования. Мы одобряем и поддерживаем работу над

Всемирной конвенцией ЮНЕСКО о признании квалификаций высшего образования.

Мы признаём необходимость дальнейших усилий по актуализации социального аспекта высшего образования. Выполняя наше обязательство добиться, чтобы контингент поступающих и оканчивающих европейские вузы отражал всё разнообразие населения Европы, мы улучшим приём и выпуск недостаточно представленных и уязвимых групп. Поэтому мы поручаем Наблюдательной группе рассмотреть этот вопрос на следующей Конференции министров ЕПВО.

Подготовка Конференции министров ЕПво 2020 года

К нашей конференции 2020 г. мы поручаем BFUG подготовить доклад о ходе реализации Болонского процесса с оценкой основных изменений в ЕПВО с начала Болонского процесса, в том числе представить данные, в какой степени обеспечен уровень мобильности, определённый в Лёвене / Лувен-ла-Нев в 2009 г.

Мы также просим BFUG в сотрудничестве с высшими учебными заведениями, их работниками и студентами представить предложения по основным приоритетам на следующее десятилетие и по управлению ЕПВО.

Мы с благодарностью принимаем предложение Италии о проведении следующей конференции министров ЕПВО и Болонского политического форума в 2020 г.

V + И*

ЕиИОРЕАМ

НфЬвг ЕйисаИоп Асоа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.