Научная статья на тему 'ДЕКЛАРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ IV ФОРУМА ПО ВОПРОСАМ ПОЛИТИКИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА ЕРЕВАН, 14–15 МАЯ 2015 г.'

ДЕКЛАРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ IV ФОРУМА ПО ВОПРОСАМ ПОЛИТИКИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА ЕРЕВАН, 14–15 МАЯ 2015 г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕКЛАРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ IV ФОРУМА ПО ВОПРОСАМ ПОЛИТИКИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА ЕРЕВАН, 14–15 МАЯ 2015 г.»

Интернационализация образования

65

Приложение 2

ДЕКЛАРАЦИЯ

УЧАСТНИКОВ IV ФОРУМА ПО ВОПРОСАМ ПОЛИТИКИ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

ЕРЕВАН, 14-15 МАЯ 2015 г. *

Мы, министры, ответственные за высшее образование, и главы делегаций, присутствующие на IV Болонском политическом форуме, встретились в Ереване, чтобы вновь подтвердить и углубить сотрудничество в развитии высшего образования наших стран, чьи уполномоченные органы, высшие учебные заведения, студенты и сотрудники привержены принципам демократии, прав человека и верховенства закона. Мы подчеркиваем свою заинтересованность в том, чтобы опыт Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) как успешный пример сотрудничества в сфере высшего образования нашел свое применение и в других региональных контекстах. Мы высоко ценим вклад разных регионов мира, который они своей политикой и практикой вносят в дальнейшее развитие ЕПВО.

Среди проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня, - политическая нестабильность во многих из наших стран, высокий уровень безработицы и миграции вследствие экономического и социального кризиса и ограниченный доступ к высшему образованию. В то же время национальное пробуждение в странах вселяет в людей надежду на более демократичное и толерантное общество, открывающее возможности для личного развития и для развития качественного высшего образования. Реформы высшего образования должны способствовать формированию демократической культуры и вооружать наши общества знанием, пониманием и навыками, которые помогут решить стоящие перед нами задачи. Ключом к достижению этого должна стать поддержка сотрудников и студентов в осуществлении права на академическую свободу, добросовестность и автономия высших учебных заведений.

Мобильность студентов и сотрудников облегчает обмен новыми знаниями и их создание, помогает укреплять взаимное доверие и понимание. Быстрое технологическое развитие будет влиять на высшее образование и пути его реформирования.

Вот почему необходимо продолжать и усиливать политический диалог и сотрудничество между Европейским пространством высшего образования и странами Ближнего Востока, Северной Африки и Азии, с должным вниманием относясь к разнообразию систем высшего образования и политических, экономических, культурных ландшафтов наших регионов и стран. Мы выявили ряд общих проблем, которые будут определять наше совместное сотрудничество в ближайшее время. Среди них - демографические

* Statement of the Fourth Bologna Policy Forum Yerevan, 14-15 May 2015. http:// www.ehea.info/Uploads/SubmitedFiles/5_2015/113600.pdf . (Перевод с английского языка выполнен старшим преподавателем Института качества высшего образования Национального исследовательского университета «МИСиС» Е.Н. Карачаровой.)

66

Высшее образование в России • № 10, 2015

изменения, безработица выпускников, экономические и политические кризисы, затрагивающие многие наши страны, наличие стереотипов, недостаточный межкультурный диалог, рост экстремизма и радикализации. Вместе с академическим сообществом мы будем добиваться, чтобы высшее образование играло ключевую роль в решении этих проблем и в создании общества, в котором нам хотелось бы жить. Мы будем искать пути реформирования образования, способствующие построению такого общества.

В решении этих задач мы будем опираться на то, что у нас есть общего, побуждая национальные системы образования действовать с учетом собственных преимуществ и традиций. Разнообразие и многоаспектность политического диалога подразумевают участие в нем на всех уровнях - региональном, национальном и институциональном.

Основная тема Четвертого Форума по вопросам политики Болонского процесса -укрепление сотрудничества между ЕПВО и странами Ближнего Востока, Северной Африки, Азии, которые граничат со странами ЕПВО. Необходимо добиться, чтобы высшее образование отвечало вызовам сегодняшнего дня. Реформы высшего образования позволят улучшить его качество и помогут справиться с проблемой безработицы среди молодежи и особенно среди молодых женщин. Болонский политический форум также сосредоточил внимание на роли структурных реформ, включая схемы мобильности и совместные программы.

Структурные реформы и инструменты прозрачности ЕПВО, а также аналогичные инициативы в других регионах должны стать основой дальнейшего регионального сотрудничества, закрепляющего успех проектов, которые реализуются различными международными организациями, национальными уполномоченными органами и высшими учебными заведениями. Такими проектами являются: использование результатов обучения и общих ориентиров при разработке и реализации учебных программ, совершенствование систем обеспечения качества, развитие квалификационных рамок, мобильность и признание, а также кредитные системы, совместные степени, докторское образование.

Приоритетными направлениями нашего дальнейшего сотрудничества будут:

> разработка национальных рамок квалификаций и методов установления совместимости между национальными рамками в ЕПВО (совместимыми с КР-ЕПВО) и национальными рамками, принятыми в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Азии;

> развитие сотрудничества в области обеспечения качества с целью укрепления взаимного доверия к нашим системам образования и их квалификациям. Мы будем побуждать агентства по обеспечению качества в странах-участницах добиваться включения в Европейский реестр (EQAR);

> совершенствование взаимного признания квалификаций путем повышения информированности, совместной разработки и распространения практики и методологии признания. Мы призываем ЮНЕСКО инициировать пересмотр региональных конвенций в Средиземноморском регионе и в Арабских государствах с целью включения ключевых принципов и положений принятой Советом Европы / ЮНЕСКО Лиссабонской Конвенции о признании и недавно пересмотренных региональных конвенций ЮНЕСКО.

Интернационализация образования

67

Необходимо также возобновить деятельность сети Средиземноморских информационных центров по признанию (MERIC);

> Сотрудничество в разработке и реализации системы переноса и накопления кредитов с учетом ECTS и недавно пересмотренного Руководства пользователя.

На институциональном уровне мы будем поощрять и поддерживать академическое сотрудничество в выполнении совместных проектов по реализации политики и инструментов, необходимых для полного осуществления реформ и развития студентоцентри-рованной среды обучения. Для успеха этих реформ требуется участие академического сообщества, включая студентов и сотрудников, а также других заинтересованных сторон.

В условиях возникшей политической нестабильности и нападок на демократию и верховенство закона в ряде стран мы подчеркиваем важность продолжения сотрудничества между высшими учебными заведениями. Мы будем и дальше поддерживать совместные проекты и обмены студентами и сотрудниками с целью укрепления потенциала высших учебных заведений в ЕПВО и в странах-партнерах и тем самым способствовать демократическим преобразованиям на основе качественного образования и научных исследований.

Успех дальнейшего сотрудничества между ЕПВО и нашими странами невозможен без должного внимания к другим региональным процессам.

Мы, министры, ответственные за высшее образование, и главы делегаций, участвующие в Четвертом Болонском политическом форуме, признаем, что успешный диалог по вопросам политики требует постоянного использования разнообразных методов работы, включая конференции, семинары, рабочие группы, исследования, пилотные проекты и взаимное обучение в период между Болонскими политическими форумами.

Мы обязуемся направлять эту деятельность наших стран и регионов. Поэтому мы просим Болонский Секретариат обеспечить - в тесном контакте с Наблюдательной группой, Советом Болонского процесса и представителями стран Ближнего Востока, Северной Африки и Азии - контроль за ней, определить основные области сотрудничества и на следующем заседании BFUG представить график и план работы.

Очередной Болонский политический форум пройдет в 2018 г. во Франции вместе с Конференцией министров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.