Научная статья на тему 'Параллельные конструкции - ключевые предложения в абзаце научной речи'

Параллельные конструкции - ключевые предложения в абзаце научной речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1667
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАГМАТИКА / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / ПАРАЛЛЕЛИЗМ / АБЗАЦ / КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курбанова Заира Ферхатовна

Параллельные конструкции, являясь одним из характерных способов организации научного текста, в то же время оказываются местом концентрации языковых средств, выражающих субъективную эмоциональную оценочность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Параллельные конструкции - ключевые предложения в абзаце научной речи»

• • • Известия ДГПУ, №2, 2008

УДК 82.0:801.6

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ - КЛЮЧЕВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В АБЗАЦЕ НАУЧНОЙ РЕЧИ

® 2008 Курбанова З.Ф.

Дагестанский государственный педагогический университет

Параллельные конструкции, являясь одним из характерных способов организации научного текста, в то же время оказываются местом концентрации языковых средств, выражающих субъективную эмоциональную оценочность.

Parallel constructions, being one of the typical ways of organizing the scientific text, at the same time turn out to be the place of concentration of the linguistic facilities, expressing subjective emotional estimation.

Ключевые слова: прагматика, диалогичность, экспрессивность, параллелизм, абзац, ключевая мысль.

Keywords: pragmatics, dialogues, expression, parallelism, paragraph, key thought.

Индивидуальная установка

автора, предвиденье им реакции читателя на его произведение объясняют экспрессивность научной речи, а в силу этого прагматичность научного текста. Автор

заинтересован установить контакт с аудиторией. поэтому использует разнообразные синтаксические экспрессивные средства. К ним относится и параллелизм, используемый для акцентирования выводов, доказываемых положений.

И. М. Астафьева утверждает, что синтаксические конструкции можно считать параллельными при наличии трех необходимых условий: 1) параллельные конструкции должны содержать одинаковое количество членов; 2) обязательное условие параллельности - одинаковое отношение членов внутри параллельных конструкций, например, параллельные конструкции состоят из подлежащего, сказуемого и дополнения; дополнение, в свою очередь, построено по одному синтаксическому образцу; 3)

одинаковый порядок слов во всех конструкциях синтаксического повтора. При этом высказывания, заключенные в параллельные конструкции, всегда имеют определенные семантические связи. При несоблюдении одного из трех условий параллельности возникает неполный параллелизм [1. С. 18].

Иными словами, структура одного предложения (или его части) повторяется в другом предложении в составе высказывания (предложения, сверхфразового единства или абзаца). При полном параллелизме структура одного предложения полностью повторяется в следующих. Исследованный нами материал научной прозы представил примеры полного параллелизма.

Употребляемые в логическом плане параллелизмы в научной речи используются также и в целях создания экспрессивности.

В научной речи использование параллелизма всегда

функционально оправдано.

Параллелизм часто сопровождается повторением ряда слов.

Наш материал показал, что параллельные конструкции выступают в роли ключевых предложений в абзаце, ориентиром которого является содержательный ориентир (единство, состоящее из нескольких

предложений, объединенных рядом средств связи, раскрывающее одну из микротем текста).

«Автомодельное решение является лишь первым приближением в задаче о сильном взрыве в газовой среде с постоянной плотностью. Эта задача была решена в 1973 г. Максфилдом и Солпитером. Параметры,

характеризующие задачу, суть МО -масса выброшенной оболочки и ЕО -ее кинетическая энергия. В задаче об эволюции остатков взрыва есть два момента времени. Первый момент ^ определяется условием, что «нагребенная» взрывом масса среды сравнивается с массой МО. Второй момент ^ определяется условием, что кинетическая энергия расширяющейся оболочки уменьшилась вдвое. В интервале ^ - ^ применимо автомодельное решение. Решение Максфилда и Солпитера охватывает значительно более широкий интервал времени эволюции и выявляет некоторые интересные особенности, которые не позволяли обнаружить более упрощенные схемы» (И. С. Шкловский. Сверхновые звезды, 175).

Данный абзац раскрывает подтему научного текста и состоит из 8 предложений, которые свободно присоединяются друг к другу, связываясь преимущественно по смыслу (содержание второго раскрывает содержание первого и т.д.) Кроме того, 5 и 6 предложения, являющиеся ключевыми,

представляют собой параллельные конструкции, на которых и базируется данное логическое единство. Эти предложения - каркас всего абзаца. Однотипное построение ключевых структур представлено параллелизмом их

главных членов, каждое из них начинается с подлежащего и характеризуется одинаковым

порядком слов и единством видовременных форм глаголов-сказуемых. Подчеркивая логически последовательное развитие научной мысли - от известного к неизвестному, - подобное построение способствует

констатации выводов, выделению конкретной идеи. Параллелизм в анализируемых и подобных текстах используется с целью достижения более четкого изложения информации. Кроме того, благодаря ему достигается определенная ритмичность речи, необходимая для придания тексту значительности. Иными словами , экспрессивность параллелизма обусловлена самой структурой данного стилистического средства: одинаковое построение частей предложений или целых предложений подчеркивает ту или иную ключевую мысль, к которой следует привлечь внимание читателя, выделяет звенья коммуникативной цепи, тем самым выполняет прагматическую функцию [2. С. 123].

В нашем материале наблюдалось использование параллелизма для создания контраста разных утверждений и подчеркивания содержательной близости их: «Последнее неравенство может всегда иметь положительный знак только при том условии, если знаки у Сдс^ и Б^^ всегда одинаковые. Наша система получает теплоту, температура системы повышается. Наша система отдает теплоту, температура системы понижается. Эти требования и выражают условия стабильного термического

равновесия» (И. Р. Кричевский. Понятия и основы термодинамики, 269).

Параллельные конструкции в этом тексте служат, прежде всего, для выражения целостности содержания, поддерживают тематическое

единство, им свойственна функция связи абзацев (мы встречаем понятие «наша система» на протяжении всей главы,

подчеркнутые же параллельные конструкции - резюме этой главы). Предложенные далее для наблюдения примеры аналогичны проанализированному выше.

«Давление Р не является силой и не имеет размерности силы, объем не является путем и не имеет разномерности путей» (И. Р. Кричевский. Понятия и основы термодинамики, 205). «Знак плюс -процесс пойдет из начальных состояний в конечные. Знак минус -процесс пойдет из конечных состояний в начальные» (Ф. М. Куни. Статистические физика и термодинамика, 256), «Пусть это последнее состояние не

представляет собой критической фазы. Тогда независимо от пути приближения к пределу всегда 11т(ЭМ1/ЭМ2). Пусть предельное состояние бесконечно разбавленного раствора представляет собой критическую фазу чистого растворителя. Тогда предельное значение 11т(ЭМ1/ЭМ2)Р1Т зависит от пути приближения к пределу» (И. Р. Кричевский. Термодинамика

критических бесконечно

разбавленных растворов, 40).

Подобное построение, насколько можно судить, определяется содержанием высказывания -параллелизм контрастных

утверждений предназначен для привлечения внимания читателя, мобилизации его перцептивной деятельности на усвоение той основной мысли, которая явствует из последующего изложения.

Представлены и смысловые связи между параллельными

конструкциями, отражающие

сопоставление известного и неизвестного.

«Если в экспериментально изученных частицах, строение которых надежно установлено в

рамках понятий классической теории, атомы некоторых элементов встречаются с определенной валентностью и образуют собой связи определенных кратностей, то, как правило, могут существовать любые химические частицы, для которых можно написать формулы химического строения, содержащие атомы указанных элементов установленной для них валентности (в других уже изученных частицах и рядах частиц) и связи между ними установленной кратности (в других уже изученных частицах и рядах частиц)» (В. М. Татевский. Строение молекул, 51).

Интеграция абзаца в приведенном примере осуществляется

параллельными конструкциями, цементирующими смысловое

единство абзаца и позволяющими предсказать существование и возможность синтеза новых неизученных молекул. Приведенные далее примеры аналогичны. «Низкая разрешающая способность ряда электронной плотности противоречит возможности постижения точности и локализации максимумов. Низкая разрешающая способность

оправдывает момент суммирования рядов по точкам» (А. И. Китайгородский.

Рентгеноструктурный анализ, 32). «Сюда относятся вычисление различных сил, действующих на тело (причем параметрами П являются координаты той или иной части тела), вычисление магнитного или электрического момента тел (причем параметрами П являются напряженности магнитного или электрического поля)» (Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц. Статистическая физика, 57). «Набухание кристаллов вызывалось подвешиванием их в определенной среде. Сокращение вызывалось искусственным

высушиванием раствора» (А. И. Китайгородский.

Рентгеноструктурный анализ, 642). «Если все они неизменны, значит,

имеется тепловое равновесие: если хотя бы одна из этих величин изменится, значит, тепловое равновесие не достигнуто» (К. А. Путилов. Термодинамика, 24). «Под действительными компонентами Гиббс понимал такие вещества, которые присутствуют хотя бы в исчезающем малом количестве. Под возможными компонентами Гиббс подразумевал вещества, которые входят в состав некоторых фаз, но в данной фазе отсутствуют» (К. А. Путилов. Термодинамика, 234).

В подобного рода абзацах интеграция, выпукло

демонстрирующая диалогичность, тесно связана с прагматикой, предполагающей установку на

экспрессивное восприятие читателя. Являясь одним из характерных способов организации научного текста, параллельные конструкции в то же время оказываются местом концентрации языковых средств, выражающих субъективную

эмоциональную оценочность [3. С. 138].

В рассмотренных примерах параллелизм используется в тех частях произведений, где наблюдается наибольшая

концентрация теоретических

положений (на 100 с. - 5-6 случаев), а также для обобщения экспериментальных данных (на 100 с. - 4 случая).

Примечания

1. Астафьева И.М. Виды синтаксических повторов, их природа и стилистическое использование: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М„ 1962. 18 с. 2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1977. 123 с. 3. Разинкина Н.М. Функциональная стилистика английского языка. М„ 1989. 138 с.

Статья поступила в редакцию 17.10.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.