УДК 338.012
ПАРАДОКСЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ Садовникова Елена Николаевна, аспирант
Воронежский институт экономики и социального управления,
г. Воронеж, Россия eslen. 85@mail. ru
В статье рассматриваются парадоксы производства и потребления общественных благ. Автором уточняется определение понятия «общественное благо».
Ключевые слова: чистые общественные блага; смешанные общественные блага; клубное общественное благо; частное благо; свойство «бесплатности» в потреблении общественных благ; свойства исключения и неисключения общественного блага; свойства соперсничества и несоперничества в потреблении общественного благ; парадокс общественных благ; метод «пакетирования» общественных благ.
PARADOX OF THE PUBLIC GOODS
Elena Sadovnikova, post-graduate student
Voronezh institute of economy and social management, Voronezh, Russia
eslen. 85@mail. ru
In the clause paradoxes of production and consumption of the public goods are considered. The author specifies determination of concept "public goods”.
Keywords: the pure public goods; the mixed public goods; the club public goods; the private goods; property free paid in consumption of the public goods; property nonexcludabilite and excludability public goods; property rivalry and nonrivalry in blessing consumption of public goods; paradox of public goods; ”a packaging” method of public goods.
В последнее время ученые, изучающие экономику общественного сектора уделяют особое внимание проблемам, связанным с производством и потреблением общественных благ. При этом они сталкиваются с наличиями, так называемых парадоксов, которые сопровождают процесс исследования этих благ. Анализ научных работ отечественных и зарубежных ученых по проблемам общественных благ позволяет в более системном виде представить эти парадоксы. Проведенное нами исследование производства общественных благ позволило выявить ряд парадоксов присущих им.
Первый парадокс. В научной литературе понятие «общественное благо» определяется неоднозначно. В силу этого недостаточная четкость в определении общественных благ позволяет использовать ученым этот термин со значительными вариациями.
Так, например, французские экономисты Р. Барр, Э.Дюфло, Ж. Тироль, Ж. Фарт раскрывают понятие общественных благ в зависимости от критериев общественной эффективности, таких как равенство, солидарность, качество услуг и длительность или использование наилучшей из доступных технологий [1,с.7].
По мнению Дж. Бьюкенена, Э. Линдаля, А. Пигу, П. Самуэльсона общественным благам присущ принцип универсальности. Суть, которого заключается в невозможности исключения потребителя или группы потребителей блага, так как отсутствуют гарантии оплаты за потребление этих благ. В силу этого производство общественных благ берет на себя государство [1,c.7]
Анализ эволюции подходов к определению понятия «общественное благо» представителей различных теорий позволяет выделить следующие: [1,с. 11]
- теория рынка признает общественным благом, наличие у них свойств не-конкурентности и неисключаемости в потреблении;
- теория рыночных провалов - наличие потребностей, которые рынок игнорирует или искажает баланс спроса и предложения, что является одним из случаев несовершенства рынка;
- теория экстерналий (внешних эффектов) - присутствие положительных внешних эффектов;
- теория общественного сектора рассматривает общественное благо как продукт своего функционирования;
- теория общественной полезности подразумевает наличие общественной полезности, средством обеспечения которой является общественное благо;
- теория государства - общественное благо есть продукт монополизма государственной власти.
Представители классической экономической теории считают, что общественные блага - это любые блага, потребление которых осуществляется в равной степени всеми членами общества. В свою очередь это подразумевает под собой наличие неделимости, выгоды от потребления общественных благ между членами общества и их общедоступность[1, с.8].
Отечественные экономисты Ахитов Г.А., Жильцов Е.Н., Якобсон Л.И. относят к общественным благам, товары и услуги, произведенные по средствам государства для удовлетворения общественных потребностей [2,с.89] [3,с.70].
Из-за отсутствия единства в понятии общественных благ, многоплановости исходных позиций при раскрытии генезиса данного понятия возникают трудности в четком теоретическом представлении этого экономического явления [1,с 11].
Происходящие изменения в мировой экономике, становление информационного общества и инновационной экономики требуют уточнения понятия «общественное благо».
Сегодня общественные блага, на наш взгляд, нужно определять в более широком смысле, а именно как, блага представленные товарами и услугами, произведенными в различных секторах экономики для удовлетворения общественных (коллективных) потребностей. Данное утверждение основывается на том, что отечественные ученые, как правило, связывают производство общественных благ только в государственном секторе. Это верно, но только относительно чистых общественных благ - для которых свойственны неисключае-мость и несоперсничество в потреблении. Примерами чистых благ является национальная оборона, безопасность, законодательство и др.
Согласно теории общественных благ разработанной П. Самуэльсоном в 50х годах ХХ века свойство неисключаемости подразумевает невозможность ограничения доступа к общественному благу. Несоперничество (неконкурент-ность) - обусловленные общедоступностью к такому благу. Однако, заметим, что подобные свойства общественных благ были выделены ранее Э. Линдалем в его работе «Справедливое налогообложение - позитивная теория» в 1919 г. [4,с. 11].
Второй парадокс. Он проявляется в том случае, когда свойства неисключе-ния или несоперничества в потреблении общественных благ выражены в меньшей степени, то есть процесс их потребления сопровождается свойством конкуренции или исключения. Подобные общественные блага называют смешанными.
Отечественный экономист Емцов Р.Б. понимает под свойством конкурентности - получение выгод от потребления блага одним экономическим субъектом, что делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким - либо другим экономическим субъектом. Свойство исключения для блага подразумевает обладание правом использования
блага одним экономическим субъектом и возможности воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо [5, с.295]
Производство смешанных благ дает возможность, при определении условий обеспечения данными благами, их производство в частном секторе экономики. Характерный пример производства общественных благ без вмешательства государства - это случаи с клубными благами. Клубное благо - это смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом его потребители делят между собой как выгоды, так и издержки [6, с.65].
Следует отметить также, общественное благо есть в первую очередь атрибут совместного потребления, а не только безусловный продукт хозяйственной деятельности государства. Поэтому, общественные блага могут и производятся в различных секторах экономики.
Следующий парадокс. Данный парадокс мы выявили при изучении сбоя механизма рынка в случаи с обеспечением общества общественными благами. При этом, причина кроется, прежде всего, в свойствах присущих чистым общественным благам и как следствие, неизбежном возникновении «проблемы безбилетника», которая заключается в возможности потребления общественного блага без соответствующей платы за него. Однако хозяйственная практика свидетельствует о том, что производство и потребление общественного блага может осуществляться в комплексе с дополняющим его частным благом. Так, А. Пигу под частным благом понимает благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу [4, с.10].
Подобный способ производства и потребления общественных благ называется «пакетированием». Он был обоснован Р. Коузом на примере частного владения маяками в Англии в XVII - XIX веках, когда маячные пошлины собирались в портах при оказании портовых услуг [7, с.25].
Другой парадокс общественных благ связан с таким основополагающим их свойством как бесплатность, так как общественные блага предоставляются на-
селению безвозмездно, в независимости от личного вклада потребителя в их создание.
В реальной же действительности при производстве общественных благ государством, финансирование этого производства осуществляется за счет государственного бюджета. Последний, как известно, формируется в основном, за счет налогов, взимаемых с физических и юридических лиц. Следовательно, если общество несет затраты на производство этих благ, то бесплатность потребления общественных благ носит мнимый характер.
Таким образом, выявив парадоксы, присущие общественным благам можно сделать ряд выводов:
1. Общественные блага - это блага представленные товарами и услугами, произведенными в различных секторах экономики для удовлетворения коллективных потребностей.
2. Источником производства общественных благ являются финансовые ресурсы государства, формируемые за счет налоговых отчислений физических и юридических лиц.
3. Производство и продажа отдельных видов общественных благ может осуществляться в частном секторе экономики и реализовываться через рыночный механизм.
Литература
1. Белоусова С.В. Общественные блага и актуальные аспекты их создания: монография// С.В. Белоусова. - Новосибирск: ЦРИС - изд-во «СИБ-ПРИНТ», 2009 - 179с.
2. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М: ГУ ВШЭ, 2000. - 118с.
3. Ахитов Г.А. Экономика общественного сектора: учебное пособие/Г.А. Ахитов, Е.Н. Жильцов. - М: ИНФРА - М, 2009. - 343с.
4. Кочагина Т.В. Новая экономика и мериторные блага// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. - вып. 8. - с. 8-15.
5. Емцов Р.Г. Микроэкономика: учебник/Р.Г. Емцов, М.Ю. Лукин - 2-е изд. - М:ДИС, 1999. - 312с.
6. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора / Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев. - М: ИНФРА - М, 2010. - 425с.
7. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора / Е.Н. Жильцов, П.В. Савченко, И.А. Погосов. - М: ИНФРА-М, 2010. - 762с.
Рецензент:
Мещеряков Д.А., д.э.н. (Воронежский институт экономики и социального управления)