Научная статья на тему 'Парадоксы общественных благ'

Парадоксы общественных благ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4332
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЧИСТЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА / СМЕШАННЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА / КЛУБНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО / ЧАСТНОЕ БЛАГО / СВОЙСТВО «БЕСПЛАТНОСТИ» В ПОТРЕБЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ / СВОЙСТВА ИСКЛЮЧЕНИЯ И НЕИСКЛЮЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА / СВОЙСТВА СОПЕРСНИЧЕСТВА И НЕСОПЕРНИЧЕСТВА В ПОТРЕБЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГ / ПАРАДОКС ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ / МЕТОД «ПАКЕТИРОВАНИЯ» ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ / "A PACKAGING" METHOD OF PUBLIC GOODS / THE PURE PUBLIC GOODS / THE MIXED PUBLIC GOODS / THE CLUB PUBLIC GOODS / THE PRIVATE GOODS / PROPERTY FREE PAID IN CONSUMPTION OF THE PUBLIC GOODS / PROPERTY NONEXCLUDABILITE AND EXCLUDABILITY PUBLIC GOODS / PROPERTY RIVALRY AND NONRIVALRY IN BLESSING CONSUMPTION OF PUBLIC GOODS / PARADOX OF PUBLIC GOODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садовникова Елена Николаевна

В статье рассматриваются парадоксы производства и потребления общественных благ. Автором уточняется определение понятия «общественное благо».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADOX OF THE PUBLIC GOODS

In the clause paradoxes of production and consumption of the public goods are considered. The author specifies determination of concept "public goods".

Текст научной работы на тему «Парадоксы общественных благ»

УДК 338.012

ПАРАДОКСЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ Садовникова Елена Николаевна, аспирант

Воронежский институт экономики и социального управления,

г. Воронеж, Россия eslen. 85@mail. ru

В статье рассматриваются парадоксы производства и потребления общественных благ. Автором уточняется определение понятия «общественное благо».

Ключевые слова: чистые общественные блага; смешанные общественные блага; клубное общественное благо; частное благо; свойство «бесплатности» в потреблении общественных благ; свойства исключения и неисключения общественного блага; свойства соперсничества и несоперничества в потреблении общественного благ; парадокс общественных благ; метод «пакетирования» общественных благ.

PARADOX OF THE PUBLIC GOODS

Elena Sadovnikova, post-graduate student

Voronezh institute of economy and social management, Voronezh, Russia

eslen. 85@mail. ru

In the clause paradoxes of production and consumption of the public goods are considered. The author specifies determination of concept "public goods”.

Keywords: the pure public goods; the mixed public goods; the club public goods; the private goods; property free paid in consumption of the public goods; property nonexcludabilite and excludability public goods; property rivalry and nonrivalry in blessing consumption of public goods; paradox of public goods; ”a packaging” method of public goods.

В последнее время ученые, изучающие экономику общественного сектора уделяют особое внимание проблемам, связанным с производством и потреблением общественных благ. При этом они сталкиваются с наличиями, так называемых парадоксов, которые сопровождают процесс исследования этих благ. Анализ научных работ отечественных и зарубежных ученых по проблемам общественных благ позволяет в более системном виде представить эти парадоксы. Проведенное нами исследование производства общественных благ позволило выявить ряд парадоксов присущих им.

Первый парадокс. В научной литературе понятие «общественное благо» определяется неоднозначно. В силу этого недостаточная четкость в определении общественных благ позволяет использовать ученым этот термин со значительными вариациями.

Так, например, французские экономисты Р. Барр, Э.Дюфло, Ж. Тироль, Ж. Фарт раскрывают понятие общественных благ в зависимости от критериев общественной эффективности, таких как равенство, солидарность, качество услуг и длительность или использование наилучшей из доступных технологий [1,с.7].

По мнению Дж. Бьюкенена, Э. Линдаля, А. Пигу, П. Самуэльсона общественным благам присущ принцип универсальности. Суть, которого заключается в невозможности исключения потребителя или группы потребителей блага, так как отсутствуют гарантии оплаты за потребление этих благ. В силу этого производство общественных благ берет на себя государство [1,c.7]

Анализ эволюции подходов к определению понятия «общественное благо» представителей различных теорий позволяет выделить следующие: [1,с. 11]

- теория рынка признает общественным благом, наличие у них свойств не-конкурентности и неисключаемости в потреблении;

- теория рыночных провалов - наличие потребностей, которые рынок игнорирует или искажает баланс спроса и предложения, что является одним из случаев несовершенства рынка;

- теория экстерналий (внешних эффектов) - присутствие положительных внешних эффектов;

- теория общественного сектора рассматривает общественное благо как продукт своего функционирования;

- теория общественной полезности подразумевает наличие общественной полезности, средством обеспечения которой является общественное благо;

- теория государства - общественное благо есть продукт монополизма государственной власти.

Представители классической экономической теории считают, что общественные блага - это любые блага, потребление которых осуществляется в равной степени всеми членами общества. В свою очередь это подразумевает под собой наличие неделимости, выгоды от потребления общественных благ между членами общества и их общедоступность[1, с.8].

Отечественные экономисты Ахитов Г.А., Жильцов Е.Н., Якобсон Л.И. относят к общественным благам, товары и услуги, произведенные по средствам государства для удовлетворения общественных потребностей [2,с.89] [3,с.70].

Из-за отсутствия единства в понятии общественных благ, многоплановости исходных позиций при раскрытии генезиса данного понятия возникают трудности в четком теоретическом представлении этого экономического явления [1,с 11].

Происходящие изменения в мировой экономике, становление информационного общества и инновационной экономики требуют уточнения понятия «общественное благо».

Сегодня общественные блага, на наш взгляд, нужно определять в более широком смысле, а именно как, блага представленные товарами и услугами, произведенными в различных секторах экономики для удовлетворения общественных (коллективных) потребностей. Данное утверждение основывается на том, что отечественные ученые, как правило, связывают производство общественных благ только в государственном секторе. Это верно, но только относительно чистых общественных благ - для которых свойственны неисключае-мость и несоперсничество в потреблении. Примерами чистых благ является национальная оборона, безопасность, законодательство и др.

Согласно теории общественных благ разработанной П. Самуэльсоном в 50х годах ХХ века свойство неисключаемости подразумевает невозможность ограничения доступа к общественному благу. Несоперничество (неконкурент-ность) - обусловленные общедоступностью к такому благу. Однако, заметим, что подобные свойства общественных благ были выделены ранее Э. Линдалем в его работе «Справедливое налогообложение - позитивная теория» в 1919 г. [4,с. 11].

Второй парадокс. Он проявляется в том случае, когда свойства неисключе-ния или несоперничества в потреблении общественных благ выражены в меньшей степени, то есть процесс их потребления сопровождается свойством конкуренции или исключения. Подобные общественные блага называют смешанными.

Отечественный экономист Емцов Р.Б. понимает под свойством конкурентности - получение выгод от потребления блага одним экономическим субъектом, что делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким - либо другим экономическим субъектом. Свойство исключения для блага подразумевает обладание правом использования

блага одним экономическим субъектом и возможности воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо [5, с.295]

Производство смешанных благ дает возможность, при определении условий обеспечения данными благами, их производство в частном секторе экономики. Характерный пример производства общественных благ без вмешательства государства - это случаи с клубными благами. Клубное благо - это смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом его потребители делят между собой как выгоды, так и издержки [6, с.65].

Следует отметить также, общественное благо есть в первую очередь атрибут совместного потребления, а не только безусловный продукт хозяйственной деятельности государства. Поэтому, общественные блага могут и производятся в различных секторах экономики.

Следующий парадокс. Данный парадокс мы выявили при изучении сбоя механизма рынка в случаи с обеспечением общества общественными благами. При этом, причина кроется, прежде всего, в свойствах присущих чистым общественным благам и как следствие, неизбежном возникновении «проблемы безбилетника», которая заключается в возможности потребления общественного блага без соответствующей платы за него. Однако хозяйственная практика свидетельствует о том, что производство и потребление общественного блага может осуществляться в комплексе с дополняющим его частным благом. Так, А. Пигу под частным благом понимает благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу [4, с.10].

Подобный способ производства и потребления общественных благ называется «пакетированием». Он был обоснован Р. Коузом на примере частного владения маяками в Англии в XVII - XIX веках, когда маячные пошлины собирались в портах при оказании портовых услуг [7, с.25].

Другой парадокс общественных благ связан с таким основополагающим их свойством как бесплатность, так как общественные блага предоставляются на-

селению безвозмездно, в независимости от личного вклада потребителя в их создание.

В реальной же действительности при производстве общественных благ государством, финансирование этого производства осуществляется за счет государственного бюджета. Последний, как известно, формируется в основном, за счет налогов, взимаемых с физических и юридических лиц. Следовательно, если общество несет затраты на производство этих благ, то бесплатность потребления общественных благ носит мнимый характер.

Таким образом, выявив парадоксы, присущие общественным благам можно сделать ряд выводов:

1. Общественные блага - это блага представленные товарами и услугами, произведенными в различных секторах экономики для удовлетворения коллективных потребностей.

2. Источником производства общественных благ являются финансовые ресурсы государства, формируемые за счет налоговых отчислений физических и юридических лиц.

3. Производство и продажа отдельных видов общественных благ может осуществляться в частном секторе экономики и реализовываться через рыночный механизм.

Литература

1. Белоусова С.В. Общественные блага и актуальные аспекты их создания: монография// С.В. Белоусова. - Новосибирск: ЦРИС - изд-во «СИБ-ПРИНТ», 2009 - 179с.

2. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М: ГУ ВШЭ, 2000. - 118с.

3. Ахитов Г.А. Экономика общественного сектора: учебное пособие/Г.А. Ахитов, Е.Н. Жильцов. - М: ИНФРА - М, 2009. - 343с.

4. Кочагина Т.В. Новая экономика и мериторные блага// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. - вып. 8. - с. 8-15.

5. Емцов Р.Г. Микроэкономика: учебник/Р.Г. Емцов, М.Ю. Лукин - 2-е изд. - М:ДИС, 1999. - 312с.

6. Пономаренко Е.В. Экономика и финансы общественного сектора / Е.В. Пономаренко, В.А. Исаев. - М: ИНФРА - М, 2010. - 425с.

7. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора / Е.Н. Жильцов, П.В. Савченко, И.А. Погосов. - М: ИНФРА-М, 2010. - 762с.

Рецензент:

Мещеряков Д.А., д.э.н. (Воронежский институт экономики и социального управления)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.