Научная статья на тему 'Памяти А. М. Шахнаровича (1944 – 2001)'

Памяти А. М. Шахнаровича (1944 – 2001) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
369
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти А. М. Шахнаровича (1944 – 2001)»

ПАМЯТИ УЧЕНОГО

К.Я. Сигал, Н.М. Юрьева УДК 8123(075.8)

ПАМЯТИ

АЛЕКСАНДРА МАРКОВИЧА ШАХНАРОВИЧА

(1944-2001)

Настоящая статья посвящена памяти выдающегося российского психолингвиста А.М. Шахнаровича. Авторы статьи останавливаются на ключевых положениях его теории онтогенеза речи, а также рассказывают о деятельности отдела экспериментальных исследований речи, созданного им в Институте языкознания РАН.

Ключевые слова: психолингвистические исследования, экспериментальные методы в психолингвистике, онтогенез речи.

Kirill J. Seagal, Nadezhda M. Yurieva

iN MEMORY TO ALEXANDR M. SHAKHNAROViTCH (1944-2001)

This article is devoted to the memory of outstanding Russian psycholinguist A.M. Shakhnarovitch. The authors of the article dwell upon the significant statements of his ontogenesis of speech theory and tell about the department of experimental researches of speech, that was organized by him in the Institute of linguistics (Russian Academy of Science).

Key words: psycholinguistical researches, experimental methods in psycholinguistics, ontogenesis of speech.

5 февраля 2001 года не стало выдающегося ученого-психолингвиста, одного из основоположников психолингвистической теории онтогенеза речи в нашей стране, талантливого организатора науки и необыкновенно чуткого и доброго человека, учителя и друга - Александра Марковича Шахнаровича. Он долго болел, но до конца жизни работал. Много планов и надежд было связано с созданным в 1997 году отделом экспериментальных исследований речи, так как именно в различных направлениях экспериментальной работы с носителями языков - детьми и взрослыми - ученый видел серьезную и надежную базу для своих неиссякаемых замыслов.

В тот, скорбный для всех нас, год стояли сильные морозы. Пришел вечером домой из Института, погулял с собакой, зашел на кухню - и все... Друзья называли его Саша, в Институте языкознания, ставшим для него родным, сотрудники и аспиранты - Александр Маркович, но чаще всего между собой просто - Шах. Его потеря была невосполнима не только в целом для Института - ушел активный, талантливый, творческий ученый, полный новых идей и ярких гипотез. Для каждого, кто был с ним знаком и знал его, это была личная потеря.

Александр Маркович любил нас приглашать к себе домой на Смоленский бульвар, где можно было не торопиться, вдумчиво поговорить, без суеты набросать план работы или сразу же прочитать написанную кем-нибудь из аспирантов статью. У многих из его бывших аспирантов остались книги, которыми он охотно делился, его статьи, которые он всегда с удовольствием дарил для чтения. Жизнерадостный, доброжелательный, внимательный и честный человек, с которым было интересно, надежно, комфортно. Его влияние на нас было огромно, с его помощью «вышли в люди» и состоялись в науке десятки молодых людей, увлеченных лингвистикой вообще и психолингвистикой в частности.

Еще при жизни Александр Маркович Шахнарович стал классиком отечественной

психолингвистики: ссылки на его труды никогда не были парадной необходимостью, наоборот, до уровня психолингвистических обобщений, предлагаемых в этих трудах, нужно было дорасти, а потому обращения к ним неизменно свидетельствуют о научной и, если угодно, методологической зрелости того или иного специалиста.

Нам, ученикам и коллегам Александра Марковича Шахнаровича, особенно повезло потому, что мы могли общаться с этим замечательным ученым и человеком, а также потому, что мы запомнили его на всю жизнь и в наших сердцах остается благодарная память о нем.

В предлагаемой вниманию читателей журнала «Вопросы психолингвистики» мемориальной статье мы хотели бы, не останавливаясь детально на внешней биографии ученого (см. биографические и мемуарные материалы, опубликованные в [Шахнарович 2001]), рассмотреть, во-первых, тот круг идей, который был обозначен в научных трудах А.М. Шахна-ровича по психолингвистике развития, а во-вторых, то, как осуществляется реализация научно-исследовательского и научно-организационного потенциала созданного им в Институте языкознания РАН отдела экспериментальных исследований речи.

Шахнарович Александр Маркович (3.11.1944 г. - 5.02.2001 г.) - известный ученый-лингвист, доктор филологических наук, профессор, в течение ряда лет, а именно в непростые девяностые — с 1993 по 2001 гг., - был заместителем директора по научной работе Института языкознания РАН, совмещая эту должность с руководством отделом экспериментальных исследований речи.

Александр Маркович принадлежал к тому небольшому числу молодых ученых нашей страны, которые в самом начале 1970-х годов закладывали основы современной психолингвистики. После окончания филологического факультета Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, отслужив в два

года в армии - в Златоусте, в сентябре 1969 года он начал работать в только что созданной Алексеем Алексеевичем Леонтьевым Группе психолингвистики Института языкознания АН СССР. А.А. Леонтьев вспоминал, что у него уже тогда было две особенности: во-первых, удивительная человеческая надежность, и, во-вторых, умение быстро войти в любую новую для него проблему. И буквально с первых месяцев он гигантскими шагами начал становиться профессионалом-психолингвистом.

В 1974 году Александром Марковичем была защищена кандидатская диссертация «К проблеме психолингвистического анализа детской речи», в 1985 году - докторская диссертация на тему «Семантика детской речи».

А.М. Шахнарович является автором более 300 научных трудов по различным проблемам лингвистики и психолингвистики, среди которых назовем такие его монографические труды, как «Детская речь в зеркале психолингвистики» (1999); «Язык и дети» (1981; в соавторстве с Е.И. Негне-вицкой); «Психолингвистический анализ семантики и грамматики» (1990; в соавторстве с Н.М. Юрьевой); «Интонация и модальность» (1997; в соавторстве с Б.Е. Арамой). В 2001 году, уже после безвременной кончины ученого, его вдова, ныне покойная, Наталия Николаевна Шахнаро-вич опубликовала «Избранные труды, воспоминания друзей и учеников» Александра Марковича Шахнаровича.

После его ухода прошло целых десять лет. Лингвистика движется и развивается, в ней возникают новые подходы и новые парадигмы, и сейчас часто можно услышать, что почти вся современная лингвистика стала психолингвистикой. Об этом можно долго рассуждать и даже спорить. Но хочется сказать, что Александр Маркович Шахнарович был едва ли не первым среди тех, кто понял необходимость объединения достижений психологической науки, лингвистики и психолингвистики и предвидел положительные результаты, которые

это объединение может дать для научного объяснения генезиса языковой способности человека, а также функционирования ее в непосредственной речевой деятельности общающихся и взаимодействующих людей.

Нам, его ученикам и последователям, ясно, что на сегодняшнем этапе развития лингвистической науки без сомнения и оговорок можно сказать, что Александр Маркович Шахнарович по праву относится к классикам отечественной психолингвистической науки. Его труды и его яркая личность оказали глубокое влияние на развитие психолингвистики и современную теорию речевой деятельности. С самого начала своей работы в Институте языкознания (тогда еще - АН СССР) он проявил редкостное сочетание творческих и организаторских способностей, а также ярко выраженное стремление разрушать барьеры между теоретическим и прикладным языкознанием. Его интересы затрагивали всю теорию языка, но основной и любимой областью для него всегда оставалась «детская речь», поэтому он всегда радовался, когда молодые исследователи и новые аспиранты выбирали именно эту область для своих исследований.

Сформулированные им в конце ХХ века положения о закономерностях процесса усвоения родного языка ребенком послужили тем ядром, вокруг которого развивались и продолжают развиваться многие исследования в области онтогенеза речи. В поисках специфики онтогенетического периода формирования языковой способности А.М. Шахнарович, основываясь на том, что «понятийному уровню развития сознания соответствуют конвенциональные знаки языка, а образному - мотивированные языковые знаки», выдвинул гипотезу, согласно которой «развитие речевой деятельности представляет собой движение от использования мотивированных знаков языка к использованию знаков условных» [Шахнарович 1979: 159]. Это движение он проследил на различных уровнях системы языка, выделив в целях анализа каждый из

них из общего процесса онтогенетического развития речевой деятельности.

Опираясь на важнейший принцип, выдвигаемый современной психолингвистикой, в соответствии с которым при анализе различных явлений детской речи следует исходить из ее тесной связи с развитием предметной деятельности ребенка и его общепсихическим развитием, А.М. Шахнарович выявил одну из основных закономерностей формирования языковой способности в онтогенезе. Эта закономерность сформулирована им в работе «Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе» следующим образом: прежде чем овладеть социально закрепленной, условной связью денотата и знака, ребенок проходит ступень образной связи означаемого и означающего (денотата и знака) [Шахнарович 1979]. На уровне слова как номинативной единицы это образная связь предмета и названия, на уровне морфологии (словообразования) - образная связь морфемы (звукокомплекса) с измененным означаемым. На уровне синтаксиса - связь ситуации и предложения (психологическая предикативность).

Уже самые ранние публикации Александра Марковича способствовали опровержению ранее существовавшего взгляда на детскую речь как на неправильный или примитивный слепок речи взрослых носителей языка. В них было убедительно показано, что своеобразное использование детьми языковых средств на ранних этапах онтогенеза является следствием и проявлением необычайно сложного процесса «присвоения» или усвоения ребенком родного языка, который осуществляется во взаимосвязи с познанием предметного мира и звучащей вокруг ребенка речи.

Обращаясь здесь к некоторым теоретическим положениям концепции А.М. Шахнаровича, среди множества его идей мы стремимся выделить те мысли, которые имеют принципиальное значение для характеристики психолингвистического метода в изучении генезиса речевой деятельности

ребенка, равно как и для практики экспериментальных исследований.

Следует сказать о том, что важнейшее место в концепции А.М. Шахнаровича занимает «фактор ребенка», с которым в отечественной теории онтогенеза речи неразрывно связано положение о необходимости изучения различных аспектов усвоения языка в детском возрасте как процесса, осуществляющегося в контексте развития познавательной и предметно-практической деятельности ребенка. А.М. Шахнарович неоднократно подчеркивал, что исследователи, «проводя анализ становления языковых категорий в детской речи, часто игнорируют наличие предметной деятельности, факт ее развития в связи с развитием речи, сложные и многообразные отношения, которые устанавливаются между предметной и речемыслительной деятельностью, забывая о том, что мы мыслим, потому что мы действуем» [Шахнарович 1990: 45].

Исследователи, рассматривающие эти деятельности в отрыве друг от друга, считают речь самостоятельным явлением, не связанным с практическими действиями. Развитие предметных действий у ребенка, а также возникновение в процессе предметных действий перцептивно-моторных образов он считал необходимой основой для формирования семантических структур и использования языковых знаков в речевой деятельности. Ученый писал: «Познавая в процессе предметной игровой деятельности отдельные стороны предметов и явлений действительности, ребенок познает связи и отношения между ними. Одновременно ребенок овладевает и элементами языка» [Шахнарович 1995: 218]. Эти положения в настоящее время хорошо известны, но в свое время признавались далеко не всеми, особенно за рубежом.

К факторам, определяющим психолингвистический подход, принадлежит также «фактор ситуации», т.е. предметной ситуации, в которой ребенок действует, познает предметный мир, вступает в общение и взаимодействие с окружающими людьми.

Ориентация на «фактор ситуации» связана с переходом лингвистики от описания «языкового материала» к изучению внутренних психолингвистических процессов, механизмов и операций, которые обеспечивают порождение и восприятие речи, функционирование языка и его единиц в речевой деятельности говорящего индивида в конкретных ситуациях.

А.М. Шахнарович обращается к проблеме отражения ситуации в однословных высказываниях детей раннего возраста в работе «Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе» [Шахна-рович 1979]. Речевую деятельность ребенка в период однословных высказываний, когда ребенок еще не обладает достаточным набором речевых действий и языковых средств, А.М. Шахнарович определяет как «допро-граммную». При этом он проводит аналогию с выявленным А.А. Люблинской фактом, в соответствии с которым дети раннего возраста не могут спланировать свою предметную деятельность, т.е. создать какую-либо программу из некоторого последовательного набора предметных действий для осуществления деятельностной задачи. Ученый отмечает, что «в этот период ребенок определенным образом ориентируется в ситуации, у него появляется потребность выразить в общении некоторое содержание его знаний о ней, но построить программу речевых действий (высказывания) он еще не в состоянии, поэтому и ситуация отражается в однословном высказывании нерас-члененно» [там же: 219].

Как подчеркивает А.М. Шахнарович, «в нерасчлененной форме высказывания проявляется в известном смысле знание ребенка о строении конкретной ситуации», которое в этот период отражает образ нерас-члененной ситуации [там же: 221]. Далее он замечает: «Связь однословных высказываний с чувственно воспринимаемой ситуацией настолько прочна, что сами высказывания являются как бы частью ситуации. <...> В однословных предложениях слитыми оказываются субъект и предикат» [Шах-нарович 1979: 224-225]. Важно обратить

внимание, что суть дела не в абстрактной ситуации, а в том, что это — деятельност-ная ситуация, которая «потому отражается в высказывании ребенка, связана с этим высказыванием предикативностью», что «это - связь деятельностей - речевой и неречевой, предметной. Первая деятельность осуществляется ребенком на основе и при посредстве второй. Эти деятельности слиты и до некоторого времени неразрывны» [Шахнарович 1979: 223]. Для детей раннего возраста предметная ситуация и речь слиты в единый комплекс и продолжают оставаться слитными до тех пор, пока ребенок не может осуществлять планирование некоторой последовательности действий, что проявляется не только в предметной деятельности, но и в речи, и прежде всего в связной речи и многословном высказывании.

В ряде работ, посвященных семантическому компоненту языковой способности, Александр Маркович подчеркивает, что «именно в ситуации надо искать его основания». Одновременно с этим он высказывает мысли о «семиотико-ситуативном анализе» как необходимом звене речемыслительной деятельности ребенка и процессов порождения высказывания, в результате которого выявляются значимые для общения и деятельности элементы ситуации [Шахнаро-вич 1990: 44, 47]. Уместно привести также следующие его слова: «Когда мы говорим о том, что высказывание соотносится с ситуацией, то было бы неверным понимать под ситуацией строго предметную ситуацию, так как между структурой предметной ситуации и семантической структурой высказывания находится когнитивная структура ситуации. Поэтому, разумеется, не предметная ситуация отображается в формально-грамматических компонентах высказывания, а когнитивная ее структура. <...> Именно сложностью когнитивной структуры ситуации и способами отражения этой структуры в семантической структуре высказывания различаются речь взрослого и ребенка» [Шахнарович 1990: 51].

Итоги многолетних исследований А.М. Шахнаровича отражены в его послед-

ней прижизненной монографии «Детская речь в зеркале психолингвистики» (1999), в которой он выделил и сформулировал проблематику дальнейших исследований в этой области.

Приведем ряд (безусловно, далеко не полный) выдвинутых им положений, которые в современной теории речевого онтогенеза рассматриваются в качестве важнейших закономерностей процесса усвоения родного языка ребенком. На наш взгляд, эти положения не требуют никаких дополнительных комментариев. Это положение об ориентировочной деятельности ребенка в мире звучащей речи и формировании языковых обобщений, положение о динамике развития речевой деятельности ребенка, которая характеризуется переходом от целостных, нерасчлененных, внешне простых форм знакового поведения к более аналитическим, к расчлененному и сложному высказыванию, в котором в условных формах выражается относительно сложное знание ребенка о действительности, а также уже упоминавшееся положение о семиотико-ситуативном анализе ситуации как необходимом звене речемыслительной деятельности ребенка и процессов порождения высказывания.

Вплоть до настоящего времени научная интуиция Александра Марковича Шах-наровича и неповторимая оригинальность его научного мышления, широта и разносторонность интересов привлекают ученых, работающих в самых разных областях лингвистики, способствуют продвижению вперед, поиску новых методов и новой точки зрения в решении возникающих проблем.

Думается, что целый ряд теоретических идей А.М. Шахнаровича в области онтогенеза речи ждет своего осмысления и дальнейшего развития. В частности, это идея о взаимообусловленности в рече-мыслительном процессе семантической изотопии связной речи (текста) и ассоциативной структуры значения ключевых слов текста, о прагматике текста как «пусковом» механизме овладения текстовой

структурой в ходе вербальной социализации, о предикативности как о смысловой категории, преодолевающей «скважин-ность» минимальных текстовых сцеплений и ориентированной на построение целого текста в рамках принятия решения в сфере предметно-практической деятельности (преимущественно - игровой), а также об интонационно-просодической стороне онтогенеза синтаксических структур, связанной с «присвоением» ребенком тех или иных речевых актов как моделей коммуникативных событий (действий).

Далее мы остановимся на том, как происходит развитие научно-исследовательского и научно-организационного процесса в созданном А.М. Шахнаровичем отделе экспериментальных исследований речи Института языкознания РАН - главном детище ученого.

Напомним, что это подразделение было образовано в 1997 году по инициативе Александра Марковича на базе лаборатории экспериментальной фонетики и группы онтогенеза речи. Сам А.М. Шахнарович руководил отделом с момента его создания вплоть до своей кончины в 2001 году. С 2001 по 2004 гг. обязанности заведующего отделом исполняла Н.М. Юрьева. С 2004 года и по настоящее время руководителем подразделения является К.Я. Сигал.

Необходимо сказать о том, что уже при Александре Марковиче проблематика научных исследований, осуществляемых в отделе, выходила за пределы экспериментальной фонетики и онтогенеза речи. В последние годы научными сотрудниками подразделения проводятся изыскания, основная проблематика которых ориентирована на такие области, как 1) теория и методология эксперимента в науке о языке и речи; 2) теоретические и прикладные аспекты речеведения; 3) онтогенез речи и коммуникативных форм речевого общения; 4) отражение психологических процессов в речи; 5) производство и функционирование синтаксических структур в речи; 6) механизмы усвоения иноязычной речи взрослыми; 7) сигнальная фонетика.

Основные результаты плановых исследований научных сотрудников подразделения отражены в целом ряде коллективных публикаций, в частности в сборниках научных трудов: «Экспериментальные исследования языка и речи» (2003; отв. ред. Н.М. Юрьева); «Проблемы экспериментальной лингвистики и онтогенеза речи: К 60-летию со дня рождения А.М. Шахнаровича» (2004; отв. ред. К.Я. Сигал); «Лингвистика речи в теории и эксперименте» (2005; отв. ред. К.Я. Сигал); «Речевые исследования: теория, эксперимент, практика» (2007; отв. ред. К.Я. Сигал); «Проблемы экспериментальных исследований речи» (2011; отв. ред. Н.М. Юрьева). Отметим, что в названных публикациях экспериментирование охватывает не только психолингвистику, но и функциональное моделирование языка, сигнальную фонетику, полевую лингвистику, обучение иностранным языкам, социолингвистику, а в качестве материала привлекаются речевые феномены, полученные путем экспериментальной работы с носителями целого ряда языков: русского, английского, китайского, хинди и др.

В настоящее время перед научными сотрудниками отдела стоит непростая задача совмещения конкретных экспериментальных исследований с подготовкой к созданию обобщающих монографических трудов по истории и теории эксперимента как в самой лингвистике, так и в «стыковых» областях, в частности в психолингвистике. Первым таким трудом стала недавно опубликованная монография К.Я. Сигала и Н.М. Юрьевой «Метод эксперимента и его применение в речевых исследованиях» [Сигал, Юрьева 2009]. В этой книге авторы предприняли попытку методологически осмыслить теорию и практику эксперимента как метода лингвистического и психолингвистического исследования, в чем они шли вслед за А.М. Шахнаровичем, предложившем подобный анализ применительно к научной ситуации начала 1970-х годов (см. [Шахнарович 1974]).

Научно-исследовательская работа

отдела экспериментальных исследований речи, по замыслу А.М. Шахнаровича, должна обеспечивать создание новых, перспективных направлений в лингвистике и психолингвистике. За последние десять лет научными сотрудниками подразделения, непосредственными учениками и коллегами Александра Марковича, были успешно защищены 4 докторские диссертации, обосновавшие выделение новых направлений в нашей науке, связанных с применением экспериментальной методологии анализа. Это докторские диссертации И.М. Румянцевой «Психолингвистические механизмы и методы формирования речи» (2001); К.Я. Сигала «Сочинительные конструкции в тексте: Опыт теоретико-экспериментального исследования (на материале простого предложения)» (2004); Н.М. Юрьевой «Речевой онтогенез: теория и эксперимент» (2006); К.И. Долотина «Диагностика экстралингвистических факторов звучащей речи (экспериментально-статистическое исследование)» (2007).

И.М. Румянцева на основе обобщения современных научных воззрений в области природы, формирования и развития речи не только в лингвистике, но и в психологии и педагогике предложила новую технологию обучения иностранным языкам взрослых людей, в том числе тех, кто имеет негативный опыт овладения языками или приступает к их изучению впервые. Назвав эту технологию Интегративным лингво-психологическим тренингом и открыв тем самым новое направление в прикладной психолингвистике, И.М. Румянцева при этом сделала заявку на создание интегра-тивной теории речи.

К.Я. Сигал разработал теорию функционально-порождающего синтаксиса сочинения, раскрывающую природу сочинительной связи словоформ как функционирующей языковой структуры и фрагмента психолингвистической грамматики. На основе обобщения результатов целой серии экспериментальных исследований им построена и обоснована психолингвистиче-

ская модель сочинительных отношений, релевантная для задач моделирования порождающих процессов в рамках теории речевой деятельности.

Н.М. Юрьевой освещается теоретико-экспериментальный опыт применения психолингвистического подхода к изучению двух конкретных проблем теории речевого онтогенеза: становления словообразовательной номинации в онтогенезе речи и диалогического взаимодействия детей-сверстников дошкольного возраста.

К.И. Долотин представил обоснование разработанного им метода обнаружения имплицитной информации в сфере сигнальной фонетики, позволяющего дифференцировать три типа имплицитных структур речевого сигнала: квазисегментную, квазиритмическую и квазикодовую.

В целом за прошедшие после безвременной кончины А.М. Шахнаровича десять лет научными сотрудниками отдела экспериментальных исследований речи были опубликованы 14 книг, в том числе 8 монографий и 1 словарь: Ветров П.П. Фразеология современного китайского языка: Синтаксис и стилистика. М., 2007; Долотин К.И. Квазиритмическая структура речевого сигнала (экспериментально-статистическое исследование). М., 2007; Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М., 2004; Румянцева И.М. Русские и английские пословицы и поговорки. Учебный словарь фразеологических соответствий. М., 2008; Сигал К.Я. Сочинительные конструкции в тексте: Опыт теоретико-экспериментального исследования (на материале простого предложения). М., 2004; Сигал К.Я. Синтаксические этюды. М., 2006; Сигал К.Я. Словосочетание как лингвистическая и психолингвистическая единица. М., 2010; Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Метод эксперимента и его применение в речевых исследованиях. М., 2009; Юрьева Н.М. Проблемы речевого онтогенеза: Производное слово. Диалог. М., 2006.

Все, кто знал Александра Марковича, помнят, как он любил работать с талант-

ливой молодежью. Научно-педагогическая сторона деятельности ученого отражена в работе сотрудников отдела с аспирантами и докторантами. За последние несколько лет были успешно защищены следующие кандидатские диссертации, выполненные в русле проблематики подразделения: Ветров П.П. «Проблемы синтаксиса и стилистики фразеологических единиц в свете экспериментальных данных (на материале современного китайского языка)» (2007); Полякова С.В. «Словоизменение количественных числительных в современной русской речи (экспериментальное исследование)» (2011) и др. В текущем году в отделе выполняется 1 докторская и 2 кандидатские диссертации.

В плане научно-организационной деятельности отдела считаем необходимым отметить, что с 2004 года и по настоящий момент отдел экспериментальных исследований речи совместно со Смоленским гуманитарным университетом проводит ежегодную международную конференцию «Культура как текст», на которой неизменно обсуждаются вопросы теоретической и экспериментальной лингвистики и психолингвистики.

В заключение следует сказать о том, что А.М. Шахнарович, по-видимому, довольно точно предвидел то, в каком направлении будет развиваться современная наука о речи (иначе - речеведение). Вне экспериментального обоснования теорий, моделей, частных гипотетических положений или просто без осуществления поисковых экспериментальных исследований речеведе-ние окажется выхолощенным и практически бесполезным! Именно этот методологический посыл и завет ученого реализуется в повседневной научной работе сотрудников отдела экспериментальных исследований речи Института языкознания РАН.

В связи с этим хотелось бы отметить повышенное внимание к работе круглого стола «Экспериментальные исследования функционирования речевых структур», состоявшегося 16 июня 2009 года в рамках XVI симпозиума по психолингвистике и

теории коммуникации и посвященного памяти А.М. Шахнаровича, которому в тот год должно было бы исполниться 65 лет. Среди докладчиков было докторов наук - 5, кандидатов наук - 3, в том числе из дальнего зарубежья. На заседании круглого стола присутствовало около 20 участников и гостей симпозиума (а это, согласитесь, рекорд для узкотематического академического общения!). В тематике прочитанных и обсужденных докладов отразился круг интересов А.М. Шахнаровича: теория и методология экспериментальных исследований речи, онтогенез речи, детское двуязычие, психолингвистические проблемы семантики и грамматики, просодический анализ речи. Особенно приятно для нас, организаторов этого круглого стола, было то, какую высокую заинтересованность проявили все участники заседания в решении важнейших теоретико-методологических вопросов экспериментального подхода к явлениям речи,

во многом поставленных в трудах Александра Марковича - замечательного теоретика эксперимента и непревзойденного экспериментатора-практика.

Безусловно, отделу не хватает блестящего и неповторимого организаторского таланта А.М. Шахнаровича, умевшего с видимой легкостью устанавливать научные контакты, обеспечивать периодичность фундаментальных публикаций, ежегодно выводить на защиту все новых и новых аспирантов. Здесь всем нам есть чему поучиться! Тем не менее хотелось бы искренно сказать, что не проходит и дня, чтобы мы не вспоминали нашего Александра Марковича, нашего дорогого Шаха, чтобы мы не подумали о том, как он поступил бы или что он сказал бы, чтобы, наконец, мы не обращались к его прекрасным трудам, придавшим новый импульс экспериментальным исследованиям психолингвистических механизмов усвоения и функционирования речи.

Список литературы

1. Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Метод эксперимента и его применение в речевых исследованиях. — М.: Ключ-С, 2009. — 240 с.

2. Шахнарович А.М. Лингвистический эксперимент как метод лингвистического и психолингвистического исследования// Основы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1974. — С. 129—134.

3. Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе// В кн.: Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. — М.: Наука, 1979. — С. 148—233.

4. Шахнарович А.М. Языковая способность человека: онтогенетический аспект// В кн.: Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. —М.: Наука, 1990. — С. 19—58.

5. Шахнарович А.М. Языковая личность и языковая способность// Язык — система. Язык — текст. Язык — способность. — М.: Наука, 1995. — С. 214—223.

6. Шахнарович А.М. Избранные труды, воспоминания друзей и учеников/ Сост. Н.Н. Шахнарович. — М., 2001. — 727 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.