Научная статья на тему 'Арушанова А. Г. , рычагова Е. С. , сигал К. Я. , юрьева Н. М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении'

Арушанова А. Г. , рычагова Е. С. , сигал К. Я. , юрьева Н. М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
506
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арушанова А. Г. , рычагова Е. С. , сигал К. Я. , юрьева Н. М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении»

РЕЦЕНЗИИ

Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. - М.: Ключ-С, 2014. - 341 с.

Публикация рецензируемой коллективной монографии совпала с 70-летием со дня рождения выдающегося отечественного психолингвиста А.М. Шахнаро-вича, который постоянно проявлял интерес к лингводидактическим проблемам и продуктивно их разрабатывал в теоретическом, экспериментальном и прикладном аспектах [Сигал, Юрьева 2011]. Не случайно эта книга является данью памяти об А.М. Шахнаровиче, научные идеи которого, высказанные в последней четверти XX века, имеют огромное значение для современной психолингвистики развития и дошкольной лингводидактики. Как известно, А.М. Шахнарович прямо указывал на то, что психолингвистика не должна отказываться от решения «задач, связанных с необходимостью эффективно управлять развитием речи ребенка в дошкольный период, представляющий собой важнейший этап развития человеческой личности» [Шахнарович 1985: 4].

Развитие речи понимается коллективом авторов как сложный, значительно растянутый во времени процесс приобретения индивидом родного языка, его языковых средств как способов выражения тех знаний, которые появляются, постоянно обогащаясь, в ходе общепсихического развития. Этот процесс характеризуется непрерывностью, наиболее интенсивен он в дошкольные годы, отмеченные стремительным развитием у ребенка когнитивных структур, знаний о предметном мире и формах социальной кооперации, накоплением опыта речевого взаимодействия с окружающими людьми.

В рецензируемой книге показано, что на современном этапе изучение развития речи возможно не иначе, как на основе междисциплинарного подхода, обогащающего прежде всего дошкольную лингводидактику, в которой сейчас на первый план выдвинуты проблемы воспитания языковой личности. Важно отметить, что в книге представлено развернутое и аргументированное описание модели такого воспитания, основанной на идее взаимодействия - в ходе развития речи - собственно речевых действий с предметно-практическими, игровыми действиями ребенка посредством управления формированием его речевой активности со стороны педагога. Подчеркнем, что подобная модель (или, иначе говоря, программа) полностью соответствует прикладным установкам, содержащимся в психолингвистической концепции А.М. Шахнаровича.

Коллективная монография состоит из предисловия, четырех больших исследовательских глав и списка использованной отечественной и зарубежной литературы, включающего около 600 источников и практически исчерпывающего все классические и новейшие публикации по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.

В главе I «Эволюция метода в изучении детской речи: от описания к объяснению», написанной Н.М. Юрьевой, освещается проблема метода в исследовании детской речи, дается описание экспериментально-генетического метода, раскрываются особенности применения экспериментального психолингвистического подхода к изучению развития речи дошкольников.

Методологическая ценность этой главы состоит прежде всего в следующем. Область знания, охватывающая проблемы речевого онтогенеза, является частью психолингвистики и, можно сказать, к настоящему времени превратилась в психолингвистику речевого развития. В центре ее внимания находится процесс развития речи в детском возрасте, в ходе которого происходит овладение ребенком средствами и способами речевого общения. Несмотря на успехи в области изучения речевого онтогенеза, до сих пор существует необходимость в обращении к проблеме метода, поскольку исследователи часто ограничиваются лишь констатацией внешних фактов речевого развития, не затрагивая их внутренней природы и качественных изменений в развитии наблюдаемых явлений.

Н.М. Юрьева дает подробную и всестороннюю характеристику деятель-ностного направления в изучении онтогенеза речи, восходящего к теоретико-экспериментальным исследованиям школы Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Она показывает, что современные принципы, на которых строится изучение различных явлений онтогенеза в отечественной науке, берут свое начало в экспериментально-генетическом методе, требующем воссоздания в эксперименте самого процесса развития изучаемых явлений. Этот метод нацелен на установление генетически наиболее простого и «неразвитого» состояния объекта или явления, благодаря чему становится возможно определить этапы и механизмы его эволюции.

А.Г. Арушанова в главе II «Принцип спонтанейности в становлении языковой личности» рассматривает речевое развитие дошкольника в контексте становления языковой личности через обращение к тем социальным связям, в которые включен ребенок, к опыту совместной деятельности и общения взрослого и детей, приобретаемого в условиях детского сада, т.е. в рамках педагогического процесса, целенаправленно организуемого воспитателем. Как показано в этой главе, для дошкольной лингводидактики в наши дни становится актуальным поиск новых путей и подходов к развитию языковой личности и формированию коммуникативно-речевых способностей дошкольников уже в начальный период речевого онтогенеза.

Проведя анализ проблемы становления языковой личности, А.Г. Арушанова высказывает мысль о том, что если найти механизмы реализации ребенком своей личности, то возможно обеспечить оптимальное развитие языковой и коммуникативной компетенции каждого ребенка, наиболее полную реализацию его потенциальных способностей. Предложенная ею оригинальная модель педагогического процесса, охватывающая непосредственно дидактические игры с предметным содержанием - фонетическим, лексическим, грамматическим, самодеятельные игры, самостоятельную инициативную игровую и речевую активность детей, является реализацией принципа «спонтанейности» (А.В. Запорожец) в процессе становления языковой личности дошкольника.

Важно сказать о том, что данная во многом новаторская модель воспитания детей дошкольного возраста включает в себя как обучение речи и речевому общению, так и самостоятельную инициативную речь детей, их общение и диалоги. Причем именно совместная деятельность детей и взрослого, равно как и детей друг с другом, предстает здесь в качестве метода формирования диалогического общения (ср. такие формы, как совместная дидактическая игра с лингвистическим содержанием, сюжетно-дидактическая игра, игра-драматизация, совместное рас-

Рецензии

сказывание и др.).

В главе III «Смысловое восприятие свободного словосочетания (экспериментальное исследование)» К.Я. Сигал обнаруживает те психолого-речевые операции и стратегии, которые обеспечивают смысловое восприятие окказионального словосочетания с метафорой взрослыми носителями языка. Сопоставление результатов этого эксперимента с результатами известного эксперимента А.М. Шахнаровича и Н.М. Юрьевой, посвященного пониманию метафоры детьми-дошкольниками [Шахнарович, Юрьева 1988], позволило раскрыть онтогенетическую перспективу смыслового восприятия словосочетаний с метафорическим компонентом.

Представляется, что обращение не только к развитию речи детей дошкольного возраста, но и к психолингвистическим механизмам, включенным в речевую деятельность взрослых носителей языка, вовсе не противоречит экспериментально-генетическому методу. Ведь, как известно, для того «чтобы вскрыть природу явления, лучше всего начать его изучение в его зрелом, наиболее завершенном виде» [Бессонов 1988: 34].

Главу IV «Развитие диалога сверстников в детском саду» Е.С. Рычагова посвятила созданной ею модели речевого воспитания детей 4-5 лет, построенной на основе диалога как субъект-субъектного взаимодействия и игры как формы организации такого диалога. В ходе комплексного экспериментального исследования, включающего констатирующий, пилотажный и формирующий эксперименты с несколькими группами детей, Е.С. Рычагова разработала инновационную систему коллективных речевых дидактических игр, крайне важную в практике развития речи в детском саду.

В этой главе показано, что механизм саморазвития языковой и коммуникативной компетентности тесно связан с формированием у детей элементарного осознания звучащей речи, в том числе и диалогической, с активизацией ориентировки детей на языковые средства и на партнера-сверстника. Причем обе эти ориентировки складываются под влиянием организованной системы мотивации, в которую входят игровое и диалогическое взаимодействие детей в играх-драматизациях и инсценировках, а также дидактические речевые игры в форме диалогов.

Многолетний эксперимент свидетельствует о том, что в онтогенезе диалог предстает не только как необходимая часть процесса развития коммуникативной способности индивида, но и как важный лингводидактический инструмент, опосредующий формирование языковой и коммуникативной компетенции языковой личности в дошкольном детстве.

В заключение стоит отметить глубокое методологическое единство рецензируемой коллективной монографии. Во-первых, как последователи и ученики А.М. Шахнаровича, авторы книги в едином направлении развивают его общие положения применительно к сложнейшей проблеме соотношения и взаимовлияния разных наук, имеющих общую предметную область - речевую деятельность человека на различных этапах ее становления и формирования. Во-вторых, результаты исследований, представленные в каждой из глав, указывают на ценность и важность экспериментальной исследовательской работы в научном поиске и лингвистов, и лингводидактов.

Каждый из авторов книги и все они вместе убеждают читателя в том, что

Вопросы психолингвистики

именно на основе конкретных экспериментальных данных с привлечением лингвистических и лингводидактических исследовательских процедур и методов анализа становится возможным доступ к неявным, скрытым, но психологически реальным механизмам, процессам и факторам, влияющим на развитие и формирование речи и - в целом - на становление языковой личности человека.

Бессонов Б.Н. Герменевтика. История и современность / Б.Н. Бессонов // Га-дамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988.

Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Памяти А.М. Шахнаровича (1944-2001) / К.Я. Сигал, Н.М. Юрьева // Вопросы психолингвистики. - 2011. - № 1. - С. 182-190.

Шахнарович А.М. Семантика детской речи. Психолингвистический анализ. Автореферат дис. ... докт. филол. наук / А.М. Шахнарович. - М.: ИЯз АН СССР, 1985. - 40 с.

Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. К проблеме понимания метафоры / А.М. Шахнарович, Н.М. Юрьева // Метафора в языке и тексте. - М.: Наука, 1988. - С.

Литература

- С. 5-36.

108-118.

И.А. Арсеньева

Вопросы психолингвистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.