Научная статья на тему 'Оценка уровня специальной физической подготовленности у спортсменов, специализирующихся в триатлоне на олимпийской дистанции'

Оценка уровня специальной физической подготовленности у спортсменов, специализирующихся в триатлоне на олимпийской дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
766
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сухачев Е. А.

Статья представляет один из подходов к оценке специальной физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в триатлоне на олимпийской дистанции. Автором предложен комплекс педагогических тестов для оценки специальной физической подготовленности в видах триатлона. Разработана шкала, позволяющая определить уровень специальной физической подготовленности в видах триатлона. Разработаны индивидуальные профили спортсменов, специализирующихся в триатлоне. Выводы, сделанные в результате исследования, подтверждены большим объемом эмпирических данных, полученных в ходе изучения соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сухачев Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluating the degree of specific physical training of athletes, specializing in Olympic triathlon

The article focuses on the new method of evaluating the degree of specific physical training of triathletes, specializing in the Olympic distance. The author suggests a combination of pedagogical tests and describes the indicator panel evaluating the degree of specific physical training in triathlon. The author also elaborates the individual profiles of the athletes, specializing in triathlon. The conclusions made by the author are proven by a great number of empirical data received during the study of the qualified athletescompetition activity.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня специальной физической подготовленности у спортсменов, специализирующихся в триатлоне на олимпийской дистанции»

Физкультура и спорт

УДК 796.6

Е. А. СУХАЧЕВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ОЦЕНКА УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ТРИАТЛОНЕ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ__________________

Статья представляет один из подходов к оценке специальной физической подготовленности спортсменов, специализирующихся в триатлоне на олимпийской дистанции. Автором предложен комплекс педагогических тестов для оценки специальной физической подготовленности в видах триатлона. Разработана шкала, позволяющая определить уровень специальной физической подготовленности в видах триатлона. Разработаны индивидуальные профили спортсменов, специализирующихся в триатлоне. Выводы, сделанные в результате исследования, подтверждены большим объемом эмпирических данных, полученных в ходе изучения соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов.

Триатлон, педагогическое тестирование, модельные характеристики, уровни специальной физической подготовленности

Введение. При построении тренировочного процесса в триатлоне перед специалистами и тренерами возникает проблема моделирования специальной физической подготовленности спортсменов в связи с предстоящим выбором дальнейшей стратегии и тактики при планировании тренировочных и соревновательных нагрузок. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью проведения специальных исследований тренировочного процесса в триатлоне для разработки подходов к моделированию специальной физической подготовленности.

Цель исследования заключается в обосновании общетеоретических подходов к моделированию специальной физической подготовленности и определению модельных характеристик спортсменов различной квалификации.

Гипотеза исследования состояла в предположении, что эффективное построение тренировочного процесса триатлетов требует наличия модельных характеристик специальной физической подготовленности в видах. Наличие информации об отдельных компонентах подготовленности позволит наиболее рационально спланировать тренировочный процесс к моменту ответственных соревнований.

В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования:

1. Определить наиболее информативные педагогические тесты для оценки специальной физической подготовленности триатлетов.

2. Выявить индивидуальные особенности структуры специальной физической подготовленности триатлетов.

3. Разработать шкалу оценки уровня физической подготовленности триатлетов.

4. Обосновать и разработать подход к моделированию специальной физической подготовленности триатлетов.

Методы исследования: анализ литературных источников и научно-методического материала, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, неинвазивная методика определения АнП, методы математической статистки.

Организация исследования. В качестве объекта исследования был выбран комплекс показателей, характеризующих развитие аэробных и анаэробных возможностей спортсменов. В исследовании принимали участие спортсмены, специализирующиеся в триатлоне на олимпийской дистанции, в возрасте 23,6 + 4,7 лет, со спортивной квалификацией от КМС до МС (n=120).

Полученные результаты. Согласно данным исследований В. М. Зациорского (1982), В. Л. Уткина (1983, 1985), для характеристики уровня специальной физической подготовленности рекомендуется одновременно оценивать физическую работоспособность спортсмена и физические качества, обеспечивающие выполнение соревновательного упражнения [2, 4].

Для оценки аэробной мощности процессов энергообеспечения мышечной деятельности в плавании нами использовалось плавание с максимально возможной скоростью на дистанции 400 м, в оценке велосипедной составляющей - дистанция 4000 м, в беге - 3000 м. По мнению G. Neumann, K. Hottenrott (2000), результат на данных дистанциях косвенно отражает мощность аэробных процессов энергообеспечения (МПК) [6-8]. Оценка емкости аэробных процессов энергообеспечения осуществлялась на основе результатов в тесте на дистанции 800 м в плавании, 20000 м в вело, 10000 м в беге [6-8]. Аэробную эффективность оценивали неинвазивно по методике, предложенной F. Conconi (1982) [5].

В качестве показателей, косвенно отражающих мощность анаэробного гликолитического процесса, могут служить результаты на дистанции 100 м с мак-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

табдіф і

Шви ОЦЕ>и у роввс* спсцральво! фиачтсю! ■дюпшнвсп втрвшк

Пока:ате.тн ТЄСТВ І30ЕЙНН я Уроввв специальной фнівческон п оа гот ое л ан но с ти

ни тин н иже ср еджи-о СреЛНЕЕ выше ср^ш его ВЫСОКИЕ очень ВЫСОКИЕ

100 и ГЦІ2Е 1Н 11т и/С 1 ІЗ-1.606 1.607-1.64" 1.643-1.73 1, "4-1,7 Л 1,772-1.35 >1.35

400 М ГЦІ2Е 1Н 11т и/с <1.359 1.36-1.39 1393-1.4" 1.4 Л-1.506 1.507-1.531 >1.532

300 и [ШаЫЕШЕ М'С 1.233-1.313 1314-1.342 1.344-1.420 1,435-1,463 1.464-1.455 >1.497

1500 и ги: 1Е ін Пт и/с <1,277 1.23-1312 1.316-1.374 1.333-1.401 1.410-1.44 >1.473

АнП гспаьаннЕ м'с <1,2-37 1233-1^267 Ц2 63-1,32’ 1.323 -1.35“ 1.353-1.415 >1.416

1000 м бело м/с 14,45-15.624 15.625-16.24 16.25 -1" .4 7 17,48- 13.07 13. СЗ-192 6 5 >19.266

40001[ б ел с м/с 3355-9.99 10-10,52 10.53-11.594 11.595-1111 12.12-13.15 >13.15

20000 и беполг'с 3,35-9,6 9.61-9.99 10-10,75 10.76-11.136 11.1 ”11.9 >1191

АнП БЕЛО и'е 9.263-3.606 9264-9.532 9.533-10.246 10.62-11.2 >11.3

400 мї=г и-е 6.10-6345 6 347-6.476 6.477-6.723 6.729-6.355 6.366-7.1

1000 иоггц'с 532-5 113 5.514-5.60 Ї61-5.312 5.313-591 5.911-6.11 >6.11

3000 иоггц'с 4.65-4.39 4.9-5.033 5.034-5.29 5.3-54." 5.413-5.764 >5.764

10000 н 5аг м/с 4.245-4.542 4.543-4.635 4.694.99 5-5.143 5.145-5.44

АеЛ 5аг хь'с 3944241 4,2424,39 4,3924,7 4,71-5,154 >5,155

симально доступной скоростью в плавании, в велосипедной составляющей триатлона 1000 м, в беге -400 м [6-8].

Величина корреляционной взаимосвязи результатов в тестах со спортивным результатом на соревновательной дистанции находилась на уровне (г=0,37-

0,98). Коэффициенты корреляции имеют тенденцию к повышению с увеличением длины дистанции в тесте. Следует отметить, что результаты в тестах на коротких дистанциях в плавании и вело, косвенно отражающих анаэробные возможности, имеют сильную корреляцию с соревновательной дистанцией (г=0,75, 0,72). Умеренная корреляционная взаимосвязь наблюдается между результатом в тесте на дистанции 400 м и соревновательной дистанцией в беге. Это, на наш взгляд, подтверждается данными Ф. П. Суслова (1999), свидетельствующими, что соревновательная деятельность в триатлоне во многом зависит от эффективной работы как аэробной, так и анаэробной системы энергообеспечения [3].

В результате исследования было установлено, что вклад анаэробных и аэробных механизмов в энергообеспечения мышечной деятельности при выполнении соревновательных дистанций в видах у спортсменов различной квалификации достоверно отличался (р0<0,05). Это дает основание предполагать, что достижение одинаковых результатов разными спортсменами осуществляется за счет различного индивидуального соотношения аэробного и анаэробного метаболизма. По мнению Н. И. Волкова (1995), это объясняется направленностью предшествующей подготовки, ранней специализацией, уровнем спортивного мастерства [1].

Для того чтобы сопоставить показатели, выявленные в результате тестирования, в каждом из видов, входящих в триатлон, а также определить границы уровней специальной физической подготовленности, нами использовалась стандартная Z- шкала. Начисляемые очки в этой шкале равны нормированному отклонению. Средний результат в тесте оценивался в ноль очков. Очки начислялись по формуле: t=(xi-Х )/0

где, х1 — показанный результат, и о - средняя величина и стандартное отклонение (табл. 1).

Выводы

Таким образом, применение разработанного подхода к моделированию специальной физической под-

готовленности триатлетов в тренировочном процессе позволило:

— определить индивидуальную структуру и уровень специальной физической подготовленности, при этом были выделены следующие профили спортсменов: «универсал», «пловец-бегун», «велосипедист-бегун», «пловец-велосипедист»;

— осуществлять дифференцирование тренировочных нагрузок в ведущих и отстающих видах триатлона с учетом индивидуального профиля и уровня специальной физической подготовленности спортсмена;

— выявить характер и направленность изменений в структуре специальной физической подготовленности спортсмена в результате воздействия тренировочных нагрузок.

Практические рекомендации

— Применение разработанного подхода оценки уровня специальной физической подготовленности позволяет сравнивать модельные характеристики триатлетов высокой квалификации с характеристиками специальной физической подготовленности конкретного спортсмена на различных этапах подготовки.

— Дифференцирование тренировочных нагрузок в видах триатлона следует осуществлять на основе показателей АнП в каждом виде, определенных в результате педагогического тестирования. Определение АнП является неотъемлемой частью этапного контроля и проводится в начале каждого мезоцикла подготовки.

— Оценка ведущих компонентов специальной физической подготовленности осуществляется опосредовано на основании результатов серии тестов: в плавании 100 м в/с, 400 м в/с, 800 м в/с, 1500 м в/с, АнП; вело 1000 м, 4000 м, 20000 м, АнП; бег 400 м, 1000 м, 3000 м, 10000 м, АнП.

Библиографический список

1. Волков Н. И. Теория и практика интервальной тренировки в спорте / Н. И. Волков, А. В. Карасёв, М. Хосни. -М. : Военная академия им. Дзержинского, 1995. - 196 с.

2. Зациорский В. М. Биомеханические основы выносливости / В. М. Зациорский, С. Ю. Алешинский, Н. А. Якунин. - М. : Физкультура и спорт, 1982. — 207 с.

3. Современная система спортивной подготовки /

под ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча, Б. Н. Шустина. - М. : СААМ, 1995. - 445 с.

4. Уткин В. Л. Биомеханические аспекты выносливости / В. Л. Уткин, В. В. Зайцева, А. А. Александров. -М. : [б. и.], 1983. - 28 с.

5. Conconi F. Determination of the anaerobic threshold by a noninvasive field test in runners / F. Conconi // J. Appl. Physiol., 1982. - V.52, - No.4.- P. 869 - 873.

6. Hottenrott K. Ausdauertrainer Triathlon / K. Hottenrott M. Zblch Rowholt Taschenbuch Verlag GmbH, Reinbek bei Hamburg. -1998.- 221 s.

7. Hottenrott K. Ausdauertraining / K. Hottenrott Dr.

Loges + Co. GmbH, Winsen. - 1995.- 82 s.

8. Neumann G. Ausdauertraining. — 6 Aufl. / G. Neumann, A. Pfttzner, K. Hottenrott. - Meyer und Meyer, Aachen. — 2000. — 304 s.

СУХАЧЕВ Евгений Александрович, к. п. н., старший преподаватель кафедры теории и методики велосипедного и конькобежного спорта.

Дата поступления статьи в редакцию: 31.10.2007 г.

© Сухачев Е.А.

УДК 796.413/.418 Е. Г. БОНДАРЕНКО

А. И. КРАВЧУК

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАЗОВОЙ И ПРОФИЛИРУЮЩЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЖЕНСКИХ ГРУПП СТАРШИХ РАЗРЯДОВ_________________________________

Основанием для разработки методики совершенствования технической подготовленности женских групп старших разрядов в темповой акробатической композиции являются: базовая и профилирующая техническая подготовленность, виды и типы ошибок, сбавки за них и их взаимосвязь со спортивно-техническим результатом. Результаты исследования предназначены преподавателям-тренерам в спортивных видах гимнастики и внедрены в подготовку будущих специалистов.

Один из важнейших компонентов в системе спортивной интегральной подготовки, как считает Л. Я. Аркаев [1], является совершенствование технического мастерства. Оно зависит от создания оптимальной избыточности по трудности, качеству, надежности выполняемых элементов высшей сложности, связок и комбинаций в целом. Спортивно-техническое мастерство обеспечивается гармоничным сочетанием технической, физической и психологической подготовленности. Однако победа в соревновании достигается, прежде всего, самими двигательными действиями, выполняемыми спортсменами. И как бы ни была совершенна физическая и психологическая подготовка, она не обеспечит победу, если техника нерациональна или недостаточно освоена [2].

Главным условием успешного решения данной задачи при подготовке спортсменов в парно-групповых видах спортивной акробатики является оптимальный уровень специализированной технической подготовки, в частности владение базовыми и профилирующими упражнениями. Эти специально отобранные и систематизированные учебно-тренировочные средства составляют базу для освоения

упражнений прогрессирующей сложности, сокращая при этом сроки овладения упражнениями и повышая качество их выполнения [3,4,5,6]. Отказ от обучения базовым и профилирующим упражнениям, «натаскивание» на спортивный разряд, наблюдающиеся в настоящее время, приводят к ошибкам в технике выполнения упражнений и препятствуют становлению спортивного мастерства.

Цель исследования — определить базовую и профилирующую техническую подготовленность и разработать методику ее совершенствования для составов женских групп старших разрядов в темповой акробатической композиции.

В соответствии с поставленной целью предполагалось решить следующие задачи:

1. Оценить базовую и профилирующую техническую подготовленность женских групп старших разрядов в темповых акробатических упражнениях.

2. Выявить виды и типы ошибок партнеров женских групп старших разрядов при выполнении базовых и профилирующих темповых упражнений.

3. Установить взаимосвязь между сбавками за выполнение базовых и профилирующих упражнений и

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (62), НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.