4 (187) - 2011
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ
УДК 332.642
ОЦЕНКАТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ РЕГИОНА КАК ИНСТРУМЕНТ ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИИ
Н. А. ПЛАТОНОВА,
доктор экономических наук, проректор по научно-исследовательской работе, профессор кафедры менеджмента E-mail: [email protected] Российский государственный университет туризма и сервиса
Н. Н. ЗУБАКОВА, старший преподаватель кафедры туризма и гостеприимства E-mail: nzubakova@mail. ru Волгоградский филиал Российского государственного университета туризма и сервиса
Рассмотрена проблема единого подхода к оценке туристских ресурсов. Систематизированы традиционные подходы к их оценке, выявлены характерные черты и назначение, раскрыта сущность процесса оценки, а также даны рекомендации по повышению эффективности данного процесса.
Ключевые слова: систематизация, туристский ресурс, оценка, кадастр.
Во многих российских регионах предпринимаются различные попытки по систематизации туристских ресурсов. Основная задача — выявить потенциал их использования для развития региональной экономики: туризм может стать значимым источником доходов региональных бюджетов, инструментом решения ряда социальных проблем, в том числе в депрессивных регионах. В то же время накопленный опыт систематизации имеет ряд недостатков:
• во многих кадастрах и реестрах туристских ресурсов отсутствуют научно и экономически обоснованные паспорта туристских ресурсов;
• в структуре описаний туристских ресурсов зачастую отсутствуют необходимые идентификационные сведения;
• ограничен перечень ресурсов, исследуемый в процессе систематизации;
• отсутствуют оценочные показатели, что не позволяет сравнивать имеющиеся ресурсы между собой.
Как следствие этого, результаты проведенных работ не способны оказывать положительное воздействие на развитие туризма, поскольку не содержат системной информации и описывают лишь общеизвестные факты. Кроме того, каждый отдельный регион решает проблемы систематизации туристских ресурсов по-разному, в том числе используя взаимоисключающие подходы. Подобная ситуация на территории РФ не позволяет развиваться туризму как единой, устойчивой системе. Также это не позволяет говорить о формировании синергетического эффекта от взаимодействия туристских комплексов близких с географической точки зрения регионов (когда те или иные ресурсы одновременно расположены на граничащих между собой территориях).
Таким образом, в целях совершенствования механизмов систематизации туристских ресурсов на территории РФ необходима разработка универсальных подходов. Унифицированный подход и использование единых методик сделают возможным не только единообразное представление сведений о туристских ресурсах, но и позволят сформировать механизм обмена опытом в области систематизации. В частности, требует аналитического подхода вопрос, связанный с оценкой туристских ресурсов региона.
В целом достоверная оценка потенциала культурных и природных объектов необходима для принятия административных и организационных решений по вопросам, связанным с этими объектами.
Наиболее важными вопросами являются:
• определение статуса объекта;
• проведение научного исследования объекта;
• установление государственной охраны объекта и его использование в интересах государства либо передача в аренду частному лицу;
• консервация объекта в существующем виде либо проведение его реставрации; музеефи-кация объекта;
• определение очередности финансирования и обеспечения материалами работ по восстановлению и обустройству объекта;
• включение объекта в сферу туристско-экскур-сионного использования;
• разработка туристских маршрутов, включающих осмотр и посещение объекта, с учетом обеспечения подъезда и подхода к нему;
• создание необходимой туристской инфраструктуры и предоставление услуг в зоне расположения объекта;
• осуществление мероприятий по продвижению к потенциальным потребителям туристско-экскурсионных предложений, включающих посещение объекта [2].
В связи с этим актуальным становится вопрос определения подходов к оценке туристских ресурсов. В результате проведенных исследований автором сформулирован ряд таких подходов: экологический; экономический; эстетический; количественный; функциональный.
Экологический подход: обосновывает рамки гигиенических показателей, предусматривает природоохранные мероприятия. Обеспечивает устойчивое развитие туристских территорий, т. е. такое развитие, которое должно быть экологически приемлемым в долгосрочной перспективе, эконо-
мически жизнеспособным, этически и социально сбалансированным для субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и Российской Федерации в целом. Устойчивое развитие является контролируемым процессом, предусматривающим глобальное управление ресурсами с целью обеспечения их жизнеспособности, создавая таким образом возможность сохранения природного и культурного наследия.
Экономический подход: обосновывает доходы от использования туристского ресурса, компенсационные (замещающие) затраты, затраты на содержание инфраструктуры, атакже на улучшение здоровья людей. Оценивает социально-экономический эффектиспользованияресурсов [7].
Эстетический подход обосновывает оценку апрактивности, уникальности, видового богатства флоры и фауны и др.
Эстетические качества ресурса являются его наиболее трудно формализуемой характеристикой. Понятие «эстетика места» отражает его способность воздействия на психоэмоциональную сферу туриста. Фактор возникновения положительных эмоций при этом подходе является определяющим. Эстетические качества с большим трудом могут быть сформулированы и выражены в форме категорий, имеющих соответствующее значение для планирования работы. Однако, несмотря на эти трудности, некоторые ученые считают, что именно эстетический подход к планированию туризма будет вызывать в будущем самый пристальный интерес [4].
Любое место отдыха, рекреации может привлекать либо отталкивать. Эти свойства местности называются аттрактивными (привлекающими) либо репеллентными (отталкивающими) [4].
Количественный подход обосновывает объем ресурсов, их потенциальный запас, истощаемость, загрузку туристского ресурса, а также количество посещений туристов в определенный период времени. Имеет большое значение для перспективы развития региональной туристско-рекреационной системы, определения роли туризма в экономике территории, перспектив его развития.
Функциональный подход обосновывает оценку функциональной пригодности того или иного вида туризма, техническое состояние туристского ресурса.
Определяет востребованность объекта в рамках определенной тематики: изобразительного искусства, архитектуры, археологии, истории, оценку степени благоприятности параметров ресурса для
туристского использования, потенциал развития отдельных видов туризма.
Все подходы не взаимоисключают друг друга. Наибольший эффект при оценке туристских ресурсов дает сочетание выделенных подходов.
Однако в процессе оценки многие, хотя и не все, компоненты туристских ресурсов не удается оценить количественно. Кроме того, даже количественные параметры оценки различных характеристик ресурсов не поддаются сравнению. Поэтому для получения итоговой, суммарной оценки комплексных показателей туристских ресурсов целесообразно переводить все количественные оценки в качественные. Обычные градации качественной шкалы таковы: очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий.
Качественная шкала также может содержать и дополнительные градации, например, «весьма низкий» и «весьма высокий». Использование подобного подхода позволяет оценивать итоговый вклад тех или иных ресурсов в развитие туризма, выявлять потенциал их использования и проводить сравнительный анализ туристских ресурсов в пространственной и временной перспективе.
Помимо определения шкалы оценки формирование унифицированного подхода к систематизации туристских ресурсов требует формирования типовой структуры механизма их описания. В качестве такого механизма выступает кадастр, представляющий собой перечень туристских ресурсов, систематизированных на основе их видовой принадлежности, стоимостной оценки, географического положения, аттрактивности и других характеристик, формирующих паспорт туристского ресурса.
В традиционной российской правовой практике структура кадастра состоит из трех разделов: реестр объектов (ресурсов), кадастровые дела и кадастровыекарты [6].
Кадастровые карты содержат сведения (в графическом и семантическом виде) о местоположении и границах кадастровых округов, границах субъектов и других территориальных образований Российской Федерации и границах правовых зон, установленных решениями органов государственной и муниципальной власти. Разделом именуется запись об объекте кадастрового учета, являющемся объектом недвижимости, в кадастровой книге. Раздел открывается при внесении такой записи в государственный кадастр недвижимости и идентифицируется кадастровым номером объекта кадастрового учета. Записи о новых объектах кадастрового учета вносятся в новые разделы государственного
кадастра недвижимости, после чего открываются новые кадастровые дела с новыми кадастровыми номерами [5].
Однако для туристских ресурсов данный подход необходимо модифицировать в связи со спецификой объектов систематизации — значение имеет не только сам факт существования, принадлежности и состояния туристских ресурсов. Кадастр должен обеспечивать необходимую информацию для развития сферы туризма в регионах.
В связи с этим для туристских ресурсов структура кадастра должна выглядеть следующим образом:
1) общий раздел, описывающий ситуацию в сфере туризма в регионе в целом. Данная информация должна систематически обновляться на основе аналитических и статистических сведений. Оптимальной периодичностью обновления представляется период в один год;
2) специальный раздел, содержащий описание отдельных объектов туристских ресурсов. Данный раздел должен иметь возможности сортировки в зависимости:
• от вида ресурсов;
• географической принадлежности;
• временныхрамокформирования;
• показателя аттрактивности.
Сортировка возможна при условии реализации кадастра не только в бумажном, но и в электронном виде, что в современных условиях является необходимым требованием к кадастровому учету.
Описание отдельных объектов ресурсов должно строиться на основе формирования паспортов туристских ресурсов. Таким образом, для каждого отдельного объекта должны быть представлены:
• идентификационный код объекта туристских ресурсов;
• паспорт ресурса, представляющий собой формализованное описание ключевых характеристик объекта;
• документальная информация, подтверждающая соответствующие факты;
• карты расположения туристского ресурса;
• фотографическая информация (фото объектов).
Включение фотографий туристских ресурсов представляет интерес не только с потребительской точки зрения, но и позволяет сохранить документальные подтверждения и свидетельства состояния объектов туристских ресурсов на конкретную дату. Данная информация также нуждается в периодическом обновлении.
Каждому ресурсу при этом присваивается свой идентификационный код.
Особое значение в современных условиях представляет формирование электронной информационной системы кадастрового учета, позволяющей в режиме реального времени получать информацию об объектах кадастрового учета. Это означает, что кадастр должен быть создан на основе современных геоинформационных и телекоммуникационных технологий, включая системы создания и поддержания цифровых кадастровых карт и планов, баз данных по учету туристских ресурсов и характеру их использования а также технических и программных средств для работы в различных режимах удаленного доступа. Таким образом, кадастр туристских ресурсов должен представлять собой распределенную информационную систему, в которой, с ориентацией на конечного пользователя, можно выделить три подсистемы:
1) информационно-справочную;
2) сопровождающую;
3) расширения.
Назначение информационно-справочной подсистемы — обеспечение заинтересованных лиц необходимой информацией по объектам туристских ресурсов в интересующем масштабе и с заданной детализацией, представляемой в виде документов установленной формы и средств наглядного представления информации (карт, схем, фотоиллюстраций и т.д.).
Назначение сопровождающей подсистемы — поддержание в актуальном состоянии баз графической и семантической информации, а также математического обеспечения для работы информационно-справочной подсистемы.
Назначение подсистемы расширения — организация пополнения баз графической и семантической информации принципиально новыми ее слоями и реквизитами, подключение новых математических моделей и организация интерфейса для автоматизированного обеспечения новых моделей данными из ранее созданных баз, исключая дублирование информации. Подсистема расширения является главнейшим элементом обеспечения жизнеспособности столь крупной информационной системы как кадастр туристских ресурсов при изменяющихся внешних условиях, начиная с нормативно-законодательной базы и кончая уровнем программных и технических средств [1].
Таким образом, кадастр туристских ресурсов должен отвечать ряду требований, важнейшими из которых являются: интерактивность; своевре-
менная обновляемость; полнота учета ресурсов; соответствие целям и задачам развития туризма.
Сбор информации, необходимой для оценки туристских ресурсов, также требует применения определенных методов систематизации. Методы систематизации туристских ресурсов представляют собой методы упорядочения однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам путем расположения их в определенном порядке. Методы систематизации находят самое широкое применение именно в кадастровом учете, составляя основу его методологии.
Среди основополагающих методов систематизации туристских ресурсов необходимо выделить следующие:
1) идентификация — установление соответствия объектов туристских ресурсов требованиям, предъявляемым к видовой принадлежности ресурсов, количеству ресурсов, качественным характеристикам;
2) группировка — применяется для выделения групп видов туристских ресурсов.
3) классификация — требует подразделения множества объектов туристских ресурсов на подмножества по определенным признакам [3];
4) кодировка — образование и присвоение кода классификационной группировке и/или объекту классификации;
5) типология — подразделение объектов одного типа (например, одного и того же назначения), но отличающихся в деталях с целью формирования типологических рядов, сопоставление которых дает возможность выявить специфику их функционирования, развития;
6) концентрация — объединение объектов туристских ресурсов в однородные группы по какому-либо признаку с целью установления наиболее привлекательных направлений развития туризма.
Основные характеристики данных методов приведены в таблице.
Анализ таблицы показывает, что каждый из методов систематизации необходим как в процессе формирования кадастров туристских ресурсов, так и в процессе их использования. Кроме того, общность применения методов обеспечивает возможности учета всех видов туристских ресурсов и легкость обработки результатов кадастрового учета в зависимости от целей пользователей кадастров.
Таким образом, систематизация туристских ресурсов представляет собой достаточно сложный процесс, основными этапам которого являются сбор необходимой информации, ее оценка и
Методы систематизации туристских ресурсов
Метод систематизации Оценка метода
Достоинство Недостаток
Идентификация Позволяет выявить ресурсы, соответствующие определенным, заранееустановленным критериям систематизации. Может быть использован в целях выделения наиболее востребованныхресурсов, наименее привлекательных и т. д. Использование метода на этапе формирования кадастра туристских ресурсов (установление неэффективных критериев идентификации) оставляет возможности упущения отдельных объектов туристских ресурсов
Группировка Позволяет систематизировать туристские ресурсы по заранее установленным критериям группировки. Может использоваться при подборе определенных видов ресурсов для развития новых видов туризма Недостаточная связь между отдельными группировками ресурсов. Возможность пропуска отдельных объектов туристских ресурсов в силу сложности их отнесения к конкретным группировочным признакам
Классификация Возможность выделения общности и сходства признаков объектовтуристскихресурсов, высокая информационная насыщенность. Возможности ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата туристских ресурсов Невозможность выделения общности и различий между объектами туристских ресурсов в разных классификационных группировках
Кодировка Простота присвоения кодов. Однозначное определение объектов туристских ресурсов Отсутствие дополнительной информации об объектах туристских ресурсов. Невозможность выделения общности и разницы между отдельными объектами туристских ресурсов
Типология Возможность выделения общности и сходства признаков объектовтуристскихресурсов, высокая информационная насыщенность Возможность пропуска отдельных объектов туристских ресурсов в силу сложности отнесения к конкретной типологической группе
Концентрация Позволяет систематизировать туристские ресурсы в зависимости от задач исследователя. Может использоваться при определении территорий, наиболее богатых туристскими ресурсами Неоднозначность признаков концентрации
соответствующий документальный учет. В целях совершенствования данного процесса может быть сформирован основной набор требований и рекомендаций по проведению оценки ресурсов:
• исключение дублирования определенных действий отдельными участниками процесса систематизации туристских ресурсов;
• свободный информационный обмен, позволяющий повысить скорость систематизации, а также обеспечить независимый перекрестный контроль за действиями всех участников;
• вовлечение максимально широкого круга лиц в процесс систематизации туристских ресурсов, позволяющее наиболее точно выявить потенциал отдельных туристских ресурсов и сформировать уникальные туристские предложения;
• междисциплинарный подход к систематизации путем опыта и знаний таких областей, как география, экономика, культуроведение, маркетинг, история, землеустройство. Реализация данных рекомендаций позволит
раскрыть потенциал туризма в российских регионах и сделать его высокодоходной, экономически эффективной и привлекательной для инвесторов отраслью.
Список литературы
1. Караневский П. И. Комплексная методика оценки потенциала культурных и природных объектов туризма //Туризм и региональное развитие: сб. науч. статей. Вып. 5 (V Международная научно-практи-ческаяконференция). М., 2010.
2. Николаева М. А. Теоретические основы товароведения. М.: Норма, 2007.
3. Основные принципы создания распределенного территориального кадастра природных ресурсов Кемеровской области на основе технологий ГИС // Г. И. Грицко, Е. Л. Счастливцев, A.A. Быков, Л. П. Баранник, В. И. Овденко, В. П. Потапов / URL: wwwl.nsc.ru.
4. Поморов С. Б. Отдых и туризм в горах и предгорьях Алтая / Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008.
5. Российская Федерация. Законы. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ.
6. Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.10.1996 № 132-Ф3.
7. Тулохонов А. К., Екимовская O.A. Методические подходы к оценке биологических ресурсов Байкальского региона как модельной территории устойчивого развития. 2010 // URL: http: pozdnyakov. tut.su/Seminar/a0102/a054.htm.