Научная статья на тему 'Оценка тенденций развития, колеблемости и цикличности конкурентного потребительского рынка'

Оценка тенденций развития, колеблемости и цикличности конкурентного потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
738
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / КОНКУРЕНЦИЯ / CONSUMER MARKET / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скопина И. В.

Центральным моментом в оценке конъюнктуры конкурентного потребительского рынка является характеристика скорости и тенденций развития потребительского рынка, устойчивости динамического процесса. Однако, в представленных законодательных и нормативных актах такие характеристики конъюнктуры конкурентного рынка, как устойчивость, колеблемость, цикличность не нашли отражения, что затрудняет единую оценку тенденций развития конкурентного рынка в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The central moment in an estimation of a conjuncture of the competitive consumer market is the characteristic of speed and tendencies of development of the consumer market, stability of dynamic process. However, in presented legislative and statutory acts such characteristics of a conjuncture of the competitive market as stability, recurrence was found by reflexions that complicates a uniform estimation of tendencies of development of the competitive market as a whole.

Текст научной работы на тему «Оценка тенденций развития, колеблемости и цикличности конкурентного потребительского рынка»

Оценка тенденций развития, колеблемости и цикличности конкурентного потребительского

рынка Дата: 15/03/2005 Номер: (01) УЭкС, 1/2005

Аннотация: Центральным моментом в оценке конъюнктуры конкурентного потребительского рынка является характеристика скорости и тенденций развития потребительского рынка, устойчивости динамического процесса. Однако, в представленных законодательных и нормативных актах такие характеристики конъюнктуры конкурентного рынка, как устойчивость, колеблемость, цикличность не нашли отражения, что затрудняет единую оценку тенденций развития конкурентного рынка в целом.

Abstract: The central moment in an estimation of a conjuncture of the competitive consumer market is the characteristic of speed and tendencies of development of the consumer market, stability of dynamic process. However, in presented legislative and statutory acts such characteristics of a conjuncture of the competitive market as stability, recurrence was found by reflexions that complicates a uniform estimation of tendencies of development of the competitive market as a whole.

Ключевые слова: потребительский рынок, конкуренция

Keywords: consumer market, competition

И.В.Скопина

ГОУ ВПО Вятский государственный университет

На современный этап развития потребительского рынка все большее влияние оказывает глобализация экономики, представляющая собой процесс движения к мировому экономическому, финансовому, информационному и гуманитарному пространству, обусловливающему снижение государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров и услуг, что способствует развитию рыночной конкуренции [7].

В целях обеспечения единого подхода при анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках в рамках реализации Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках [1] МАП Российской Федерации утвержден «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» [2]. Данный порядок может быть использован: при анализе состояния конкурентной среды на федеральных и региональных товарных рынках, выполняемом при подготовке отраслевых и региональных программ демонополизации; при разработке программы мер по преодолению барьеров входа на товарные рынки, программ поддержки предпринимательства и развития конкуренции; в процессе анализа социально - экономических последствий принятия тех или иных нормативных актов для состояния конкуренции на товарных рынках. Кроме того, Государственным комитетом статистики утвержден статистический инструментарий для изучения конъюнктуры потребительского рынка [12], для организации государственного статистического наблюдения за внутренней торговлей на 2003 год [3] и статистического наблюдения за деятельностью предприятий потребительского рынка [4].

Центральным моментом в оценке конъюнктуры конкурентного потребительского рынка является характеристика скорости и тенденций развития потребительского рынка, устойчивости динамического процесса. Однако, в представленных законодательных и нормативных актах такие характеристики конъюнктуры конкурентного рынка, как устойчивость, колеблемость, цикличность не нашли отражения, что затрудняет единую оценку тенденций развития конкурентного рынка в целом. Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации [13], осуществляющим руководство, организацию и проведение работ в

области экономической конъюнктуры в Российской Федерации и ее регионах согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1998 г . № 152, также не приводятся разъяснения сущности данных показателей при оценке рыночной ситуации.

Состояние конъюнктуры конкурентного потребительского рынка, изменения, происходящие в ней в результате воздействия различных факторов, могут быть оценены количественно с помощью экономических показателей, к которым относятся показатели внутреннего товарооборота; показатели внешней торговли; показатели кредитно-денежной сферы; а также данные об объеме капиталовложений; данные о заказах; цены и др.

В оценке и анализе тенденций развития потребительского рынка могут быть использованы такие методы исследования динамических процессов, как построение трендовых и регрессионных моделей динамики, группировка отдельных регионов по темпам роста определенных экономических индикаторов рынка, а также индексный метод. Индексный метод позволяет оценить вектор и скорость развития потребительского рынка; отразить количественные компоненты динамики; отразить роль регионов в формировании процесса общего изменения рынка.

Перспективы развития конкурентного потребительского рынка, а, следовательно, и масштабы коммерческого риска в большей степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота. С одной стороны, динамика товарооборота отражает основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой стороны, изменения товарооборота определяют потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли. Динамика товарооборота является проявлением действия рыночного механизма, следствием фактически сложившихся пропорций спроса и предложения.

Одним из объективных показателей изменения рыночной ситуации является индекс товарооборота, который характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров (денежной выручки торговли или расходов покупателей на приобретение товаров) в текущем периоде по сравнению с базисным за счет совместного влияния изменений количества и цен.

Динамика индексов физического объема розничного товарооборота отражает динамику количественного фактора товарооборота и позволяет выявить основные тенденции развития потребительского рынка России в сравнении с развитыми странами (рис.1). Данные, представленные на рис.1 свидетельствуют о различных уровнях развития потребительских рынков развитых западных стран и бывших социалистических стран.

К

60

1991 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002

• Россия 95 91 91 96 93 87 95 105 111

—■— Болгария 55 56 51 51 39 48 57 59 62

- ■ *— Вашюбришния 99 107 110 117 120 124 130 132 138

------- Венгрия 90 73 74 73 77 84 86 87 88

—* Германия 106 99 101 100 101 99 100 102 104

—■ Италия 91 87 89 95 98 99 98 99 101

1 Кана® 90 109 110 116 121 125 130 134 138

—*—Паль па 104 126 132 141 145 150 137 145 144

- - ■ - - Румыния 15 §0 92 81 84 80 78 75 78

- - США 98 115 120 125 133 144 153 155 160

—■ Франция 100 100,2 99,9 101 104 106 107 108 109

■ -Яішнии 102 98 99 97 92 89 88 87 89

Рис. 1 - Динамика индексов физического объема розничного товарооборота (в сопоставимых

ценах; 1990=100) (по данным [10])

Тенденцию развития потребительского рынка отражают абсолютные показатели. Основные показатели деятельности организаций и предприятий розничной торговли и общественного питания Российской Федерации, отражающие масштаб рынка и деловую активность представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели деятельности организаций и предприятий розничной торговли и

общественного питания РФ

[ по данным 10]

Показатели Розничная торговля Общественное питание

1998 1999 2000 2001 2002 Темп роста, 2002 г . к 1998 1999 2000 2001 2002 Темп роста, 2002 г . к

1998 г ., % 1998 г ., %

Крупные и средние организации

Число организаций (1) (на конец года), тыс. 26,3 25,9 25,5 25,2 25 95,06 3,9 3,7 3,7 3,8 3,9 100,00

Среднесписочная численность работников, тыс. человек 1207 1097 1033 1000 998 82,68 209 189 181 181 182 87,08

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб. 879,8 1201,1 1648,8 2408,4 2562,3 291,24 776,9 1077,8 1557,8 2300,3 2412,3 310,50

Оборот розничной торговли (общественного питания) (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 211034 295447 381230 495598 512325 242,77 13714 22322 32486 42232 45213 329,68

Инвестиции в основной капитал(в фактически действовавших ценах), млн. руб. 1498 2845 6021 6935 7215 481,64 628 807 1291 1567 1624 258,60

Малые предприятия

Число предприятий (на конец года), тыс. 126,0 128,2 126,3 122,2 124,3 98,65 11,8 11,6 11,8 11,1 10,9 92,37

Среднесписочная численность работников, тыс. человек 887,5 883,3 857,5 841,6 834,2 93,99 108,2 113,2 111,5 99,3 98,7 91,22

Оборот розничной торговли (общественного питания) (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 237549 332569 429131 562161 576521 242,70 5349 7934 10314 12909 13120 245,28

Инвестиции в основной капитал(в фактически действовавших ценах), млн. руб. 1494 805 830 2282 2352 157,43 105 23 211 52 48 45,71

(1) Данные приведены на основе Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения, включающей фактически действовавшие юридические лица, их представительства и филиалы

Представленные в табл. 1 данные свидетельствуют о снижении в начале нового тысячелетия масштабов потребительского рынка по сравнению с 90-годами прошлого века (темпы роста числа крупных и средних организаций розничной торговли 95,06%, общественного питания - 100%, темпы роста числа малых организаций розничной торговли 98,65%, общественного питания -92,37%). На этом фоне можно отметить возросшую деловую активность предприятий, о чем свидетельствуют положительные тенденции оборота розничной торговли (общественного питания) и инвестиций в основной капитал.

Тенденции развития рынка могут быть наглядно выражены графически. Нанесенные на график уровни или темпы чаще всего отражают неравномерность развития: ускорения, замедления, скачки подъема и спада и т.д. Колебания нанесенных на график уровней можно сгладить (элиминировать) с помощью трендовых линий, таких как линейной, полиномиальной, логарифмической, степенной, экспоненциальной, линейной фильтрации. Трендовая линия характеризует основную тенденцию развития рынка. Она может быть также использована для прогноза, точнее экстраполяции, т. е. распространения сложившихся тенденций на будущий период. Преимущество статистической трендовой модели заключается в более высокой степени надежности, она позволяет экономически интерпретировать параметры уравнения тренда [11].

Технический способ позволяет визуально оценить отклонения фактических уровней ряда от линии, характеризующей тенденцию, и дать атрибутивную оценку степени устойчивости: высокая, низкая и т.д. Например, динамика индексов физического объема оборота розничной торговли по регионам Российской Федерации (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) [10], экспоненциальный и полиномиальный тренды, подтверждают относительную неустойчивость динамического развития потребительских рынков большинства федеральных округов, обусловленную как внутренними свойствами рынка, так и внешними причинами (рис. 2 и 3).

Рис. 2 - Динамика индексов физического объема оборота розничной торговли по регионам Российской Федерации (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) и

экспоненциальный тренд для РФ

Рис. 3 - Динамика индексов физического объема оборота розничной торговли по регионам Российской Федерации (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) и

полиномиальный тренд для РФ

На основе трендовой модели можно измерить устойчивость развития рынка во времени, которая проявляется в характере отклонений от фактических уровней развития от основной тенденции, т.е. тренда. Устойчивость измеряется коэффициентом аппроксимации, который рассчитывается как отношение среднеквадратического отклонения к среднему уровню (формула 1):

У~Уг

У , (1) Среднеквадратическое отклонение рассчитывается по формуле 2:

где у / - фактический уровень динамического ряда показателя, характеризующего развитие рынка; у t - выравненное значение уровней динамического ряда (формула 3):

п - число уровней: дат (периодов) динамического ряда; t -номер периода.

Рассмотрим расчет коэффициента аппроксимации индексов физического объема оборота розничной торговли для Российской Федерации для периода 1995-2002 гг., используя данные рис. 3 (табл.2).

Таблица 2

Расчет коэффициента аппроксимации индексов физического объема оборота розничной торговли

для Российской федерации

Годы уі у * У (у і - у г)2 ау-у, К

1995 93,8 95,7 - -1,9 3,6 - -

1996 100,3 98,4 - 1,9 3,5 - -

1997 104,9 99,7 - 5,2 26,8 - -

1998 96,6 100,4 - -3,8 14,5 - -

1999 93,9 101,4 - -7,5 55,8 - -

2000 108,8 103,5 - 5,3 28,5 - -

2001 110,7 107,5 - 3,2 10,0 - -

2002 111,1 114,5 - -3,4 11,4 - -

Итого: - 821,1 102,6 -1,0 154,1 4,4 0,043

Основная тенденция розничной торговли РФ в 1995-2002 гг. выражена уравнением полиномиального тренда: У = °Л43Т>с3 - 1,5904с2 + б,50б4гс + 90,636^ где х=(

Расчет коэффициента аппроксимации показал неустойчивость в повышении роста физического объема оборота розничной торговли для Российской федерации. Отклонения от полиномиального тренда в среднем составили 4,3%.

Оценки колеблемости показателей рынка в статике, в географическом или экономическом пространстве (по регионам или по конкурентным фирмам, или по собственным предприятиям и т.п.) осуществляются с помощью коэффициента вариации (формула 4):

-— среднеквадратическое отклонение (формула 5):

где у і — показатель рынка (товарооборот, цена, запасы и т.п.) в і -ом регионе, фирме, предприятии и т.п.;

у —среднее значение показателя во всей изучаемой совокупности; например, объем товарооборота, численность потребителей;

- веса, величина, характеризующая размерность единицы совокупности, например, объем товарооборота, численность потребителей.

Цикличность потребительского рынка связана с общеэкономическим циклами, сезонными колебаниями, а также с жизненными циклами конкретных товаров и услуг, которые изучаются при проведении маркетинговых исследований. Циклы различаются по продолжительности. Выделяются, например, циклы, обусловленные колебаниями инвестиционной активности, проявляющиеся как итог взаимодействия разнообразных денежно-экономических факторов, генерируемые динамикой оборачиваемости запасов и др. Характеристика основных фаз

экономического цикла в соответствии с теорией К.Митчела представлена в табл.3.

Таблица 3

Характеристика фаз экономического цикла [8]

Фазы экономического цикла Характерные особенности фаз экономического цикла

1 2

Кризис Отставание потребления от производства ведет к росту товарных запасов, перепроизводству. В результате перепроизводства (из-за того, что выпускаемые товары не находят сбыта) происходит сокращение производства, приводящее к росту неиспользуемых мощностей и увеличению безработицы, а, следовательно, и к понижению платежеспособного спроса населения. Кризисному падению обычно предшествует снижение товарных цен и ряд других признаков начинающегося кризиса: кредитное напряжение, падение курсов акций, уменьшение оптовой и розничной торговли, максимальное повышение учетного процента, сокращение вложений в основной капитал и т.д.

Депрессия Фаза цикла, следующая за кризисом и характеризующаяся застойным состоянием экономики. В развитии кризиса раньше или позже (это зависит от величины разрыва между спросом и предложением) наступает такой момент, когда еще не происходит увеличения производства, но нет и падения; не наблюдается повышения цен, но их сокращение по большинству товаров прекратилось, прекращается рост запасов.

Оживление В фазе оживления осуществляется, как правило, обновление основного капитала, то есть морально устаревшее оборудование заменяется новым, более современным и производительным. Массовое обновление основного капитала вызывает расширение спроса на многие товары, повышаются цены, в первую очередь на сырье, растет потребность в ссудном капитале, увеличиваются и прибыли.

Подъем В фазе подъема не только обновляется основной капитал, но значительных размеров достигает строительство новых предприятий, что увеличивает спрос на строительные материалы, сырье, топливо, оборудование и т.п., в то же время от предприятий еще нет отдачи. Эти крупные вложения в основной капитал в течение определенного периода времени формируют односторонний спрос при ограниченном предложении или вообще его отсутствии. Наступает перепроизводство, и подъем с катастрофической быстротой сменяется кризисом.

В российской экономике слишком мал срок осуществления экономической реформы, чтобы четко могли проявиться рыночные циклы. Чаще в практике используется анализ внутригодовой цикличности, основанный на подходах, связанных с применением индексов сезонности в сочетании с кривыми роста, процедур, опирающихся на широкий спектр адаптивных моделей, а также разрабатываются специализированные подходы, учитывающие специфику конкретных временных рядов. Поскольку выявленные закономерности носят регулярный характер, их вполне обоснованно можно использовать в прогнозных целях [5].

Остановимся более подробно на методологических вопросах расчета сезонной составляющей. Предположим, что динамика ряда характеризуется неизменными во времени сезонными эффектами.

Очевидно, что процедуры расчета зависят от принятой модели временного ряда, содержащей сезонность в аддитивной или мультипликативной форме. При этом для аддитивной модели

характеристики сезонности будут измеряться в абсолютных величинах, а для мультипликативной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— в относительных [6].

Рассмотрим алгоритм расчета для случая аддитивной сезонности. Для описания тенденции воспользуемся процедурой скользящей средней при четной длине интервала сглаживания 1 = 2р тогда для временных рядов месячной динамики скользящая средняя при / = 12 на каждом активном участке будет определяться выражением (формула 6):

1 1 , -Л-6 + Уг-5 + ■ +У, +-+Ум + -Уг* 6

Рассчитаем отклонения фактических значений от уровней сглаженного ряда (формула 7):

Уровни вновь полученного ряда отражают эффект сезонности и случайности. Силу сезонной цикличности можно измерять коэффициентом вариации. Параллельно при анализе тенденций, колеблемости, устойчивости рынка возможно разделение динамического ряда на составляющие: тренд (общая тенденция); внутригодовые (сезонные) колебания; циклические (долгие и быстрые) колебания; остаточные (случайные) колебания.

Пакет анализа данных Microsoft Excel, предназначенный для решения сложных статистических задач позволяет выявить сезонные колебания и отобразить их наглядно графически. Для анализа данных с помощью этого инструмента следует указать входные данные и выбрать параметры; анализ будет выполнен с помощью статистической функции, а результат будет помещен в выходной диапазон.

В качестве примера случая аддитивной сезонности рассмотрен график прогнозных значений скользящей средней объемов розничной торговли в РФ по месяцам 2002 г . (рис.4), выполненный с помощью средств пакета анализа данных Microsoft Excel, позволяющий установить сезонные колебания (табл. 3).

-О >1 Он 20000 j

I 15000

о" ft 10000 --

|JZ' 5000 --

0 0 4-

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

—*— Фактический —■— Прогноз

Рис. 4 - График прогнозных значений скользящей средней объемов розничной торговли в РФ, выполненный с помощью средств пакета анализа данных Microsoft Excel

Таблица 3

Расчет стандартных отклонений от скользящей средней объемов розничной торговли в РФ по месяцам 2002 г ., выполненный с помощью средств пакета анализа данных Microsoft Excel

Показатели Месяцы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Фактические объем продаж, млн.руб. 15523 14256 16524 16251 12251 10213 9528 8256 9251 12632 13236 14404

Скользящее среднее объема продаж, млн.руб. 15434 15677 15009 12905 10664 9332 9012 10046 11706 13424

Среднеквадратическое отклонение, млн. руб. - - - - 1744 2250 2320 1798 914 1623 1740 1824

Диалектика рынка состоит в том, что путь к равновесию - цепь непрерывных колебаний, на которые оказывают сильное влияние вектор развития, его интенсивность и масштабы. Поэтому анализ тенденций развития, колеблемости и цикличности потребительского рынка является составной частью анализа рыночной ситуации и должен изучаться в комплексе с другими показателями рыночной конъюнктуры, такими как состояние спроса и предложения, масштаб и потенциал рынка, пропорциональность его развития, степень концентрации, доли рынка фирм, товарная структура рынка и др. Анализ данных показателей во взаимосвязи позволяет комплексно оценивать состояние конкурентной среды на товарных рынках, делать практические выводы, давать обоснованные рекомендации, осуществлять научный прогноз дальнейшего развития конкурентного потребительского рынка, создавать основу для маркетингового менеджмента и регулирования рыночных процессов. Все это требует разработки конкретных нормативных документов, позволяющих выработать единый подход к оценке тенденций развития, колеблемости и цикличности конкурентного потребительского рынка.

Список литературы:

1. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1, от 15.07.1992 N 3310-1; Федеральных Законов от 25.05.1995 N 83-Ф3, от 06.05.1998 N 70-Фз, от 02.01.2000 N З-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 09.10.2002 N 122-ФЗ .

2. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (в ред. Приказа МАП РФ от 11.03.99 N 71) .

3. Постановление Государственного Комитета Российской Федерации по статистике «Об

утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения о деятельности предприятий» от 24 декабря 2002 г . №224 .

4. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике «Об

утверждении статистического инструментария для организации государственного статистического наблюдения за внутренней торговлей на 2003 год» от 2 октября 2002 г . №192 .

5. Голубков Е.П. Основы маркетинга. - М.: Издательство «Финпресс», 1999. - 656 с.

6. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2003.-206с.

7. Кучуков Р., Савка А. Некоторые особенности процессов глобализации//Экономист. - 2003. -№5. - С.40-46.

8. Скопина И.В., Рогачев А.Ф. Маркетинговый анализ на основе экономико-математических методов: В 7 частях. Ч.1. Потребительский рынок, конъюнктура, модели. Учебное пособие. -Киров: Издательство ВятГУ, 2003.- 180 с.

9. Черниченко Т., Чирков Л. Приоритеты развития регионального потребительского рынка//Маркетинг, 2003. - №2.- С.35-45.

10. Российский статистический ежегодник. 2002 г .

11. Статистика рынка товаров и услуг/Под ред. И.К.Белявского. - М.: Финансы и статистика,

1997.-432.

12. http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_3 917.html

13. http://www.catalog.aris.ru/ros/gos/fed/rus/zentr.html

Это статья Электронный научный журнал "Управление экономическими системами"

http://uecs.mcnip.ru

этой статьи:

http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.