Научная статья на тему 'Оценка структуры эмоционально-личностной сферы, механизмов психологической защиты детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой в зависимости от показателей функциональной асимметрии головного мозга'

Оценка структуры эмоционально-личностной сферы, механизмов психологической защиты детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой в зависимости от показателей функциональной асимметрии головного мозга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — О.Н. Красноруцкая, А.Ф. Неретина

Актуальным аспектом при изучении психосоматических заболеваний является вопрос о состоянии ЦНС у таких больных, поскольку известно, что в клинической картине заболеваний этого круга одновременно присутствуют и соматические, и психопатологические нарушения. Исследование показало значительные отклонения в мнестической сфере, зависимость объема памяти от личностных особенностей пациентов, полное левополушарное доминирование, что свидетельствует о неэффективности их психофизиологической адаптации в стрессовых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О.Н. Красноруцкая, А.Ф. Неретина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF EMOTIONAL AND PERSONAL STRUCTURE, OF PSYCHOLOGICAL DEFENSES MECHANISMS OF CHILDREN AND ADOLESCENTS, SUFFERING FROM BRONCHIAL ASTHMA DEPENDING ON INDEXES OF FUNCTIONAL ASCEMMETRY OF BRAIN

The actual aspect of psychosomatic diseases is state of central nervous system of the patients as psychological and somatic disorders are having in clinic. The deviations in mnessys sphere, the dependence of memory from personal peculiarities of children and adolescents, suffering bronchial asthma, the domination of the full left hemisphere indicate non effectiveness their psychophysiological adoption in stress situation.

Текст научной работы на тему «Оценка структуры эмоционально-личностной сферы, механизмов психологической защиты детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой в зависимости от показателей функциональной асимметрии головного мозга»

ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ, МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

О.Н. Красноруцкая, А.Ф. Неретина

Кафедра педиатрии лечебного факультета Лечебный факультет ВГМА им. Н.Н. Бурденко ул. Студенческая, 10, Воронеж, Россия, 39400

Актуальным аспектом при изучении психосоматических заболеваний является вопрос о состоянии ЦНС у таких больных, поскольку известно, что в клинической картине заболеваний этого круга одновременно присутствуют и соматические, и психопатологические нарушения. Исследование показало значительные отклонения в мнестической сфере, зависимость объема памяти от личностных особенностей пациентов, полное левополушарное доминирование, что свидетельствует о неэффективности их психофизиологической адаптации в стрессовых ситуациях.

Ведущим аспектом при изучении психосоматических заболеваний является вопрос о состоянии центральной нервной системы (ЦНС) у этих больных, поскольку известно, что в клинической картине заболеваний этого круга одновременно присутствуют и соматические, и психопатологические нарушения. Психосоматические заболевания, к числу которых относится и бронхиальная астма (БА), в последнее время все чаще становятся объектом психологических исследований. Развитие ребенка в условиях тяжелой соматической патологии не может не сказаться на формировании его личности, особенностях взаимоотношений с родителями, сверстниками и возможностях адаптации в целом [2, 3, 4]. С другой стороны, известно, что соматический недуг часто сопряжен с премор-бидными особенностями функционирования ЦНС [2], что в свою очередь определяет специфику течения болезни, придавая ему психосоматическую окраску. Одним из наиболее адекватных подходов к изучению особенностей ЦНС у психосоматических больных является нейропсихологический метод исследования, позволяющий, с одной стороны, оценить состояние высших психических функций ребенка, а с другой — определить те мозговые механизмы, которые лежат в основе отклонений в их формировании [1].

Цель работы. Изучение эмоционально-личностной сферы и механизмов психологической защиты детей и подростков, страдающих БА.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе пульмонологического центра детской железнодорожной больницы и лицея № 7. Нами было обследовано 164 ребенка (84 мальчика и 76 девочек). Основная группа включала 39 пациентов в возрасте от 14 до 17 лет, и 45 больных от 8 до 13 лет, страдающих

атопической формой бронхиальной астмы средней и тяжелой степени тяжести, из них 64 юноши и 20 девушек. Контрольная группа состояла из 80 здоровых (24 юношей и 56 девушек) школьников и была сопоставима с основной по полу и возрасту. В работе были использованы следующие методики: патохарактероло-гический диагностический опросник (ПДО), индивидуально-типологический опросник (ИДТО), определение объема кратковременной вербальной памяти (КВП), определение объема кратковременной образной памяти (КОП), методы исследования функциональной асимметрии головного мозга.

Результаты исследования: личностные особенности испытуемых в возрасте от 14 до 18 лет изучались с помощью ПДО, разработанного А.Е. Личко. Для подростков, больных БА были характерны следующие типы акцентуаций: истероид-ные 36%, эпилептоидные 31% и психастенические 15%, реже сенситивного и шизоидного. У 33% больных определялись смешанные акцентуации, при этом в основном истероидный и эпилептоидный радикалы сочетались между собой или с лабильным и неустойчивым. Анализ личностно-эмоциональных особенностей пациентов в возрастной группе от 8 до 13 лет осуществлялся с помощью ИДТО. У большинства детей акцентуированные черты были уравновешены равновыра-женными противоположными качествами по всем 4 шкалам, например, высокая тревожность сочеталась с высокой агрессивностью, спонтанность с сенситивно-стью и т.д. Важно подчеркнуть: избыточно выраженные тенденции, компенсированные полярными свойствами, являются признаком эмоциональной напряженности и внутреннего конфликта. Средние значения показателей шкал ИДТО представлены ниже.

Экстраверсия 3,8 ± 1,1 Интраверсия 3,6 ± 0,9

Спонтанность 3,4 ± 0,8 Сенситивность 3,6 ± 0,8

Агрессивность 4,3 ± 1,08 Тревожность 4,7 ± 1,2

Лабильность 4,5 ± 1,01 Ригидность 3,6 ± 1,1

Полученные результаты исследования объема КОП и КВП в какой-то мере подтверждают наличие признаков органического поражения ЦНС. Как показано на рис. 1 и 2, объем кратковременной памяти (КП), особенно вербальной, был ниже нормативных значений. Согласно результатам корреляционного анализа, объем КП не зависел от возраста, пола, поэтому его снижение, по-видимому, обусловлено влиянием болезни. При определении объема КВП во всех возрастных группах здоровые дети запоминают слова быстрее, чем дети и подростки с бронхиальной астмой. Дети с бронхиальной астмой несколько дольше, чем здоровые, затрачивают времени на воспроизведение предложенных слов и допускают больше ошибок. Таким образом, исследование слухоречевой памяти выявляет у детей с БА значительное снижение памяти по сравнению со здоровой группой. Описанные факты свидетельствуют, с одной стороны, о функциональной недостаточности подкорковых образований, а с другой — о том, что левое полушарие находится в состоянии доминирования.

80 60 40 20 0

62%

у 49%

24% ' 35%

/

14% У 16% X

/

Нормальный объем КВП □ Умеренное снижение КВП

Значительное снижение КВП □ Нормальный объем КОП

Умеренное снижение объема КОП □ Значительное снижение КОП

Рис. 1. Распределение объема кратковременной образной и вербальной памяти в группе больных бронхиальной астмой

Рис. 2. Распределение объема кратковременной образной и вербальной памяти в группе здоровых детей

Корреляционный анализ взаимосвязей между показателями кратковременной памяти и личностными свойствами пациентов показал, что выраженность экстраверсии положительно коррелирует с количеством ошибочных ответов при проведении тестов на объем образной и вербальной памяти. Иными словами, экстра-вертированные дети при воспроизведении информации чаще допускают ошибки, путаются. При повышении уровня спонтанности у ребенка наблюдается меньшее количество пропущенных ответов при оценке вербальной памяти (г = -0,44 р < 0,05).

У детей с выраженной ригидностью чаще отмечаются пропуски ответов при исследовании образной памяти (г = 0,33; р < 0,05), т.е. таким детям труднее воспроизвести образ при ответе, если ребенок не уверен в его правильности. При повешении уровня интроверсии уменьшается количество правильно воспроизводимых слов при изучении вербальной памяти (г = -0,42; р < 0,05). При оценке личностных свойств больных подростков также определялась положительная высоко

значимая взаимосвязь между личностными чертами и уровнем объема памяти. Полученные данные свидетельствуют, что у лиц с истероидным радикалом отмечается значительное снижение объема кратковременной образной и вербальной памяти (г = 0,39; р < 0,001). Психоастеники имеют трудности при воспроизведении образа фигуры, путаются в видах геометрических фигур и соответственно допускают больше ошибок (г = 0,42 р < 0,001). У эпилептойдных лиц отмечалось меньшее количество ошибок при воспроизведении геометрических фигур (г = -0,81; р < 0,001), такие подростки при проведении исследования проявляли заинтересованность, более ответственно подходили к предложенному им заданию.

Таким образом, исследование памяти выявляет значительные отклонения в мнестической сфере у детей с БА по сравнению со здоровыми детьми.

Интересно было сопоставить данные ИДТО и ПДО с выявленными нами особенностями функциональной асимметрии (ФА) головного мозга. Для оценки ФА головного мозга использовались клинические методы, не требующие специальной аппаратуры, направленные на анализ предпочтений (моторных и сенсорных) при выполнении тех или иных поведенческих актов.

Анализ полученных данных (рис. 3) свидетельствует о том, что у 63 из 84 больных отмечалось полное левополушарное доминирование, правополушарное доминирование наблюдалось только в 2 случаях по всем проведенным тестам.

Переплетение пальцев рук

Скрещивание рук или «поза Наполеона»

Аплодирование

Теппинг-тест

Функциональная асимметрия ног

Асимметрия тела и лица, тест «вращение»

Проба «шепот»

п л

Рис. 3. Показатели функциональной асимметрии головного мозга детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой

У остальных испытуемых правополушарная асимметрия выявлялась только в некоторых моторных тестах (19 чел.). В группе здоровых наблюдалось резкое преобладание правосторонней асимметрии 67 чел., у остальных обследуемых ле-вополушарное доминирование определялось в некоторых моторных тестах. Кроме того, у всех лиц с бронхиальной астмой во всех возрастных группах отмеча-

лись значительные нарушения в воспроизведении предлагаемых им проб. Имеющиеся трудности при выполнении этих проб здоровыми детьми существенно уменьшаются с возрастом, в то время как в группе больных детей возрастная динамика не была существенно выражена. Обращают на себя внимание результаты исследования реципрокной координации рук (РК). Как следует из данных по бимануальным пробам на межполушарное взаимодействие в моторной сфере, такого рода расстройства встречаются у детей с БА во всех возрастных группах, в то время как у здоровых детей их частота относительно невелика. Монолатеральные ошибки в пробе на РК чаще всего обусловлены односторонним нарушением динамического праксиса, хотя могут быть связаны и с игнорированием одной (чаще левой) половины пространства. В этом случае могут наблюдаться как неподвижность одной из рук, так и сбои в ней.

По данным ряда авторов [5, 6], ФА играет важную роль в приспособлении человека к эмоциональному стрессу. Роль левого полушария (ЛП) определяется предвидением текущих нужд организма в традиционных условиях среды. В ситуациях стресса у здоровых людей наблюдается приспособительная инверсия межполушарных взаимодействий. Начинает доминировать правое полушарие (ПП). С функционированием ПП связана оценка неопределенности среды и прогноз маловероятных событий [5], улучшение фиксации новых сигналов, возрастание эффективности запоминания эмоциогенных стимулов [6]. В конечном итоге первоначальная активация ПП при стрессе способствует формированию адаптационной доминанты, обеспечивающей эффективный процесс психофизиологической адаптации к стрессору.

В связи с вышеизложенным высокая представленность лиц с полным ЛП доминированием среди больных БА может свидетельствовать о неэффективности их психофизиологической адаптации в стрессе. У таких людей плохо формируется адаптационная доминанта в условиях неопределенности внешней среды, поскольку это ПП функция. Возможно, этим в какой-то мере объясняется высокий уровень невротизации пациентов, выраженность у них таких личностных черт, как агрессивность, тревожность, эмоциональная лабильность.

Как и для других больных психосоматическими заболеваниями, для астматиков характерна выраженная алекситимия, т.е. слабая способность к вербализации, а значит и к осознанию и интеллектуальной переработке своих эмоциональных переживаний [5]. Возможно, выявленное нами у большинства пациентов полное ЛП доминирование, а также несформированность межполушарных взаимодействий в какой-то мере позволяет объяснить, почему им свойственна алекситимия.

Заключение. Полученные данные свидетельствуют о наличии взаимосвязи функциональной асимметрии головного мозга с типами эмоционально-личностного реагирования больных бронхиальной астмой и обращают внимание на актуальность лечения не только собственно болезни, но и больного с его индивидуальной неповторимой конструкцией психосоматических отношений. Результаты проведенного исследования показывают необходимость разработки системы пси-

хокоррекционных воздействий с учетом возрастного и личностного фактора, что, в свою очередь, позволит повысить эффективность терапии, качество жизни пациента и социальной адаптации детей и подростков, страдающих БА.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973. — 660 с.

[2] Григорьев В.М. и др. Особенности личности больных бронхиальной астмой // Тезисы Национального конгресса по болезням органов дыхания. — М., 1997.

[3] Жаков Я.И., Федоров И.А. Интеллектуально-мнестическая деятельность детей с бронхиальной астмой // Тезисы Национального конгресса по болезням органов дыхания. — М., 1997.

[4] Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. — М.: Медицина, 1996. — 356 с.

[5] Nemiah, J.C., Sifneos P.E. Affect and fantasy in patients with psychosomatic disorders. In: Hill O.W., ed. Modern Trends in Psychosomatic Medicine. Vol. 2. — London: Butterworth, 1970.

[6] Николаева Е.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиоло-гич. психологии. — М.: Логос, 2003. — 544 с.

ESTIMATION OF EMOTIONAL AND PERSONAL STRUCTURE, OF PSYCHOLOGICAL DEFENSES MECHANISMS OF CHILDREN AND ADOLESCENTS, SUFFERING FROM BRONCHIAL ASTHMA DEPENDING ON INDEXES OF FUNCTIONAL ASCEMMETRY OF BRAIN

O.N. Krasnorutskaya, A.F. Neretina

Department of Pediatric Medical faculty Voronezh State Medical Academy after N.N. Burdenko

Studencheskaja str., 10, Voronezh, Russia, 394000

The actual aspect of psychosomatic diseases is state of central nervous system of the patients as psychological and somatic disorders are having in clinic. The deviations in mnessys sphere, the dependence of memory from personal peculiarities of children and adolescents, suffering bronchial asthma, the domination of the full left hemisphere indicate non effectiveness their psychophysiological adoption in stress situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.