Научная статья на тему 'Оценка развития хлебопекарной отрасли Краснодарского края'

Оценка развития хлебопекарной отрасли Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
430
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка развития хлебопекарной отрасли Краснодарского края»

виды сельскохозяйственной продукции будет малоэластичен от уровня цен. При снижении уровня доходов спрос становится достаточно эластичным, а при повышении — эластичность снижается. Это можно объяснить следующим: по мере приближения уровня потребления к научно обоснованным нормам (что достигается при высоком уровне Доходов населения) спрос оптимизируется и'перестает изменяться в широком диапазоне. Чтобы эффективно управлять таким рынком, особенно на региональном уровне, необходимо проводить мониторинг спроса и доходов населения с последующей разработкой прогнозов и планов поставок сельскохозяйственной продукции на рынок и возможных отгрузок ее за пределы региона, в натуральном или переработанном виде. .

Формирование региональных рынков на основе оптимизации соотношения между спросом и предложением будет способствовать установлению прочных интеграционных связей между предприятиями по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Развитие таких связей возможно при условии наличия четкой системы планирования государственных закупок и установления приемлемых по уровню гарантированных цен на сельхозпродукцию.

В России по состоянию на 01.01.1998 г. годовые производственные мощности достаточно крупных 33 заводов по переработке маслосемян подсолнечника составили 2440,6 тыс, т, что позволяет за год перерабатывать до 85% всего объема произведенных семян. Однако фактически производственные мощности использовались на 57%. Низкая загрузка заводов с достаточно прогрессивной технологией переработки масличного сырья обусловлена рядом причин. Во-первых, в последние годы дает о себе знать тенденция снижения урожайности подсолнечника. Во-вторых, при общем сокращении

производства маслосемян растет их экспорт. Так, в 1997 г. из России было вывезено беспошлинно 700 тыс. т маслосемян на сумму 140 млн долл. Рост экспорта маслосемян не только снижает производство масла в стране, но и отрицательно сказывается на состоянии кормовой базы животноводства, так как высокобелковые корма (жмых и шрот) остаются в странах-импортерах российского масличного сырья. В-третьих, складывающиеся рыночные отношения не стимулируют сельскохозяйственные предприятия увеличивать объемы своей продукции для продажи перерабатывающим предприятиям. Сложившиеся условия хозяйствования привели к созданию сельхозтоваропроизводителями мелких цехов по переработке своей продукции. Более 1300 таких цехов вырабатывали растительное масло в количестве 19% общего объема этой продукции в стране.

Складывающиеся отношения на рынке масличного сырья не способствуют повышению эффективности продуктового масло-жирового подкомплекса в целом и по отдельным регионам, так как четко обозначилась тенденция снижения потенциала сырьевой базы. Аналогичная ситуация по объемам масличного сырья, перерабатываемого на крупных, с более прогрессивной технологией заводах, при одновременном увеличении переработки его мелкими цехами, как правило, с менее прогрессивной технологией. Для решения возникшей проблемы в масло-жировом подкомплексе необходимо совершенствовать рыночный ценовой и правовой механизм, создавая тем самым оптимальные условия укрепления и дальнейшего развития интеграционных связей сельхозтоваропроизводителей с крупными предприятиями, перерабатывающими их продукцию.

Кафедра экономики и управления производством

Поступила 2Í.02.2000 г.

664.66.003

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ОТРАСЛИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

М.А. КЕРАШЕВ, Л.И. ТРИНКА, В.В. МЫШКО

Кубанский государственный технологический университет

*1

По данным краевого Комитета государственной статистики, на территории Краснодарского края расположены 47 крупных и средних хлебозаводов мощностью от 1100 до 45000 т и около 200 предприятий с малыми объемами производства — Ш0-200 т в год. . ,.

В числе производителей хлебной продукции можно выделить: узкоспециализированные предприятия (хлебозаводы, пекарни); хлебопекарные предприятия, дополнительно производящие продукцию — сухарную, бараночную, мучную, кондитерскую — по технологиям, близким к базовой; комбинаты, выпускающие помимо хлеба широкую номенклатуру продовольственных товаров.

Таблица 1

Производство хлебобулочных изделий в отдельные ГОДЫ, тыс. т ' Темп роста в 1995 г. к 1990 г., 1 % Произведено хлеба на 1 тыс. жителей в ! 1995 г., т

1985 1990 1991 1992 1993 | 1994 1995 1 i

Краснодарский край 624 546 547 530 499 403 446 81,7 89

Республика Адыгея 49 43 45 4! 38 27 27 62,8 60

Ставропольский край 252 237 239 225 214 Í80 202 85.2 76

PfhrraMжгу т? •Ш Ш ш ■W ш &

т. Тах, глгнио л.

1ИЗ лп-!^:наст-¿я. нпот) I: .'■ш :-1'Ы ЧСМ’-л:Ы|Г1 иа;:с4 | лре.м-

'*■■1 К’Т :Т

л

г<!:гу

НГСЛа-

с атои ЯС ■!!■■

леек* з.конгг-Ок Юл теичл и:- и-; ь ГП *1 я М ийи'О' 3(*ЖИ ^ПДХ

|н 1р;>-;|:д.:нс Й

;

|.т:-н £

)иы лу.

Доля хлебопекарной продукции в структуре всего пищевого производства достаточно велика — до 9%.

Краснодарский край относится к регионам с высоким потреблением хлеба на душу населения. Данные табл. 1 показывают, что производство хлеба на 1 тыс. жителей в Краснодарском крае на 32,5, 14,6 и 22,5% больше, чем в Республике Адыгея, Ставропольском крае и Ростовской области соответственно. Это усиливает конкуренцию на рынке продукции хлебопекарных предприятий Кубани. Емкость рынка ограничена также районом доставки продукции, что делает невозможным увеличение массы прибыли путем роста объема производства. Основным направлением повышения эффективности деятельности хлебопекарных предприятий в этих условиях является изыскание внутренних резервов.

Характерная особенность современного этапа развития отечественного хлебопечения — резкое сокращение ассортимента выпускаемых хлебобулочных изделий, связанное с экономическими условиями, а также несовершенством действующих методов планирования производства на хлебопекарных предприятиях.

В период 1991-1996 гг. выработка продукции на предприятиях отрасли в России сократилась на 48% (с 18,8 до 9,8 млн т), уменьшились объемы финансирования нового строительства и реконструкции действующих производств. Большинство предприятий хлебопекарной промышленности введены в строй в довоенные и первые послевоенные

годы [1]. Средний возраст хлебопекарного оборудования более 20 лет — один из самых больших в группе перерабатывающих отраслей АПК [2].

И - ^ ^ ~ Таблица 2

Форма собственности Количество предприятий Удельный вес, %

Государственная федеральная 3 6,4

Государственная краевая • 2 > 4,3

Муниципальная 6 12,8

Акционерная 19 : 40,4

Кооперативная 12 25,5

Смешанная ' 5 10,6

Всего предприятий 47 100,0

С 1992 г. изменились формы собственности предприятий хлебопекарной промышленности. Соответствующие данные по Краснодарскому краю на 01,01.99 г. (табл. 2) показывают, что преобладающими формами собственности хлебопекарных предприятий являются акционерная, смешанная и муниципальная.

Производство хлеба сосредоточено в основном в крупных промышленных центрах. Только в Краснодаре функционирует шесть мощных хлебопекарных предприятий. В Сочи, Армавире, Новороссий-

Таблица 3

н Показатели Год Темп роста в 1999 г. к 1995г., %

1995 1996 1997 1998 1999

Объем производства хлебобулочных изделий: в стоимостном выражении, млн р. 353,9 788,9 768,4 681.5 1462,0 415,76

в натуральном выражении, тыс. т ' ■ 446,3 402.5 341,6 296,1 453,7 101,66

Удельный вес производства продукции хлебопекарной промышленности в общем объеме производства, % 5,2 8,9 8,3 5,9 6,2

Общее число предприятий хлебопекарной отрасли, ед. 201 216 267 264 258 128,96

14 | 11. крупных и средних 49 47 47 47 47 95,92

, Г. 1.г1 1 малых 152 169 220 217 211 138,82

Ч'*д ирные ■ 1 р.! Удельный вес продукции в общем объеме производства предприятий хлебопекарной отрасли, %: крупных и средних 92,4 90,1 91,5 92,2 96,2

. V малых ,г - ;■ ' 7,6 9,9 8,5 7,8 3,8 ' “

| **:: -1: Себестоимость продукции, млн р. " ' 301.4 653,0 667,2 604,8 1065,2 353,42

Численность работающих, чел. 11709 11594 11356 11125 10948 93,5

¿а*: / Производительность труда, тыс. р. 30,22 67,99 67,68 57,8 133,54 447,89

Рентабельность общая, % 8,2 7,4 5,6 6,3 5,2 -

-■ *.!” -Л 1 Средние цены на хлеб и хлебобулочные изделия: из муки 1-2-го сортов, р. 2,00 2,82 2,93 2,95 3,45 '' 172,5

11 гн - из муки высшего сорта, р. • 4,01 5,36 4.95 4,96 6,55 163,34

Среднегодовая мощность хлебопекарной отрасли, т/сут 500,3 497,3 486,4 700,8 698.0 139,6

=П Коэффициент использования производственной 0.53 0.45 0,38 0.30 0,45 84,91

"Г: мощности Затраты на 1р. ТП, коп. 89,77 92.48 94,69 92,64 91,0 1ф,37

. :1 ■;1 Коэффициент обновления основных производственных фондов, % 4,07 4,04 0,96 10.2 0,72 ’ _

ске крупные хлебопекарные предприятия имеют предметную специализацию. Функционируют* также предприятия средней и малой мощности. По данным краевого Комитета государственной статистики, 94% всей продукции хлебопекарной отрасли вырабатывается на крупных и средних предприятиях и лишь около 6% — на малых. Кроме того, малые предприятия выпускают главным образом кондитерские (вафли, торты, баранки, кексы) и макаронные изделия.

Основные экономические показатели функционирования хлебопекарной отрасли Краснодарского края приведены в табл. 3.

В 1992 г. хлебобулочные изделия выпускали 25 крупных хлебозаводов управления хлебопекарной промышленности, около 60 предприятий системы крайпотребсоюза и незначительное количество ведомственных пекарен колхозов и совхозов. В последующие годы количество крупных и средних хлебозаводов уменьшилось из-за слияний и ликвидаций, а число мелких хлебопекарных предприятий увеличилось. Как видно из табл. 3, за период

1995-1999 гг. количество малых предприятий возросло почти на 40%. Однако их удельный вес в общем объеме производства хлебопекарной отрасли края за этот же период неравномерно сократился — с 9,9 до 3.8%. Доля же крупных и средних хлебопекарных предприятий соответственно возросла. Это связано прежде всего с обеспечением последних мукой из регионального фонда.

Общий объем производства в денежном выражении увеличился за период 1995-1999 гг. более чем в 4 раза. При этом в натуральном выражении данный показатель вырос более чем на 1,5%. Это связано с ростом цен на хлеб и хлебобулочные изделия.

В 1996 г. по сравнению с 1995 г. себестоимость продукции выросла более чем в 2 раза в соответствии с ростом объема производства. В течение

1996-1998 гг. этот показатель оставался примерно на одном уровне, а в 1999 г. возрос на 76%, аналогично росту объема производства в денежном выражении. Это объясняется, в первую очередь, более чем двукратным ростом цен на муку — основное сырье хлебопекарного производства. Необходимо отметить, что рост себестоимости продукции происходил медленнее роста объема производства в денежном выражении. Затраты на

1 р. товарной продукции 777 оставались примерно на одном уровне, достигнув своего максимума в

1997 г., который больше уровня 1995 и 1999 гг. на 5,5 и 4% соответственно. Следует отметить, что в целом за период 1995-1998 гг. происходило снижение выпуска продукции в натуральном выражении. Подобная динамика характерна для большинства отраслей пищевой промышленности нашего края.

Анализ хозяйственной деятельности хлебопекарных предприятий Кубани показал, что за период 1997-1999 гг. уровень основных показателей прибыльности, после небольшого роста в 1998 г., снизился в 1999 г. по сравнению с 1997 г. Среднеотраслевой показатель общей рентабельности предприятий за эти три года составил соответственно 5,6, 6,3, 5,2%. На рентабельность оказывают влияние два основных фактора: величина затрат и цены на реализованную продукцию. В конце

1998 г. цены на продукцию увеличились в соответствии с распоряжением губернатора. Однако рост

цен на продукцию предприятий не перекрывает темпов роста затрат, вследствие чего снижается рентабельность продукции. Это характерно для Адлерского, Анапского хлебокомбинатов, Лазаревского, Славянского, Туапсинского хлебозаводов. В 1998 г. Адлерский и Анапский хлебокомбинаты, ОАО "Армхлеб” работали с убытком. Отмечена самая высокая общая рентабельность, %: на АО "Новоросхлебкондитер” — в 1997 г. 18,55; на Лазаревском хлебозаводе — в 1997 г. 13,17, в

1998 г. 11,16, в 1999 г. — 9,71; на Сочинском хлебокомбинате — в 1997 г. 11,01, в 1998 г. 11.98, в 1999 г. 8,19; на Лабинском хлебозаводе — в

1999 г. — 12,75.

За период 1997-1999 гг. наблюдался рост среднеотраслевых показателей оборачиваемости активов с 7,034 в 1997 г. до 7,663 оборота в 1999 г. Причем в 1998 г. по сравнению с 1997 г. оборачиваемость активов снизилась, а в 1999 г. по сравнению ,с 1998 г. значительно возросла, что соответствовало росту объемов производства в 1999 г. Оборачиваемость наиболее ликвидных активов в среднем по отрасли очень высока. Период их оборота в 1997-1998 гг. примерно одинаков — около

2 дней. Это свидетельствует о нехватке денежных средств и о затруднениях с расчетами между хлебопекарными предприятиями и их контрагентами. В 1999 г.: оборачиваемость наиболее ликвидных активов замедлилась почти до 3 дней. Такую динамику можно рассматривать как положительную, однако скорость оборота денежных средств и краткосрочных финансовых вложений все же чрезмерно высока. Оборачиваемость запасов и затрат в среднем по отрасли в 1998 г. несколько снизилась по сравнению с 1997 г. (с 9,84 до 9,74 оборота), однако в 1999 г. она возросла до 11,13 оборота в год, или на 14% по сравнению с 1998 г.

Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности по предприятиям показал, что за исследуемый период она была неоднородной. Этот показатель в 1998 г. по сравнению с 1997 г. в среднем по отрасли снижался с 19,82 до 17,31, т.е. на 12,7%, а в 1999 г. по сравнению с 1998 г. возрос до 28,56, т.е. на 65%. В 1999 г. период обращения дебиторской задолженности составил около 12 дней, что превышает установленный администрацией края уровень для данной отрасли.

Показатель оборачиваемости кредиторской задолженности в среднем по отрасли снизился; в 1997 г. он составил 21,89, в 1998 г. — 12,06, в

1999 г. — 14,68 оборота в год, т. е. вырос на 19%, однако остался в 1,5 раза меньше, чем в 1997 г.

Ускоряющаяся динамика дебиторской и замедляющаяся — кредиторской задолженности представляют собой положительную тенденцию, так как время пользования средствами хлебопекарных предприятий (дебиторская задолженность) со стороны их контрагентов уменьшается, а время пользования бесплатными ресурсами своих контрагентов со стороны хлебопекарных предприятий (кредиторская задолженность) увеличивается.

Следует отметить, что замедление оборачиваемости кредиторской задолженности положительно сказывается на деятельности предприятий. Средний срок возврата кредиторской задолженности хлебопекарными предприятиями в 1999 г. составлял 24 дня.

Большинство проблем хлебопекарных предприятий связаны с низкой ликвидностью средств,

наход вой п 1998, ствен

[3-51,

ента ; ниже статк< щеСТЕ личнс

ДИЬ№

Пр;

тиях, ятия ликви низок 1997 : Коз

ПО 01

0,854; ция к

Адлере ОАО ” ОАО ” ОАО ” Красно Крыме АООТ ОАО ” Туапси ’’Ново; Новок) Геленд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Красно,

Красно,

’’Горяч

Лабинс АО ”Ас АО ”А> АО ”Е*

Красно;

АО "Ка

АО ”Кр хлебе

Сочина

АО ”Ха хлебе

находящихся в их распоряжении. Среднеотраслевой показатель абсолютной ликвидности в 1997, 1998, 1999 гг. составил 0,127; 0,169; 0,154 соответственно при нормативных значениях более 0,3 [3-5], т. е. среднеотраслевое значение коэффициента абсолютной ликвидности примерно в 2 раза ниже нормативного. Это свидетельствует о недостатке денежных средств у предприятий для осуществления текущих платежей, совершения различного рода выплат, что подтверждается также динамикой показателей деловой активности.

Практически на всех обследованных предприятиях, за исключением АО ’’Туапсехлеб”, предприятия ’’Горячий батон”, коэффициент абсолютной ликвидности ниже нормативного. Особенно он низок на Анапском хлебокомбинате — 0,0001 в 1997 г., 0,0042 в 1998 г., 0,0004 в 1999 г.

Коэффициент быстрой ликвидности в среднем по отрасли также ниже нормативного: 0,863; 0,854; 0,79 соответственно. Видна также тенденция к снижению за исследуемые годы.

Наилучшие предприятия отрасли по ликвидности средств —: ОАО ’’Туапсехлеб”, предприятие ’’Горячий батон”, а также Лабинский хлебозавод и Кропоткинский хлебокомбинат. Уровень быстрой ликвидности этих предприятий в 2 раза выше нормативного значения и примерно одинаков в течение всего периода исследования. Значение коэффициента быстрой ликвидности по остальным предприятиям приближается к среднеотраслевому, за исключением Анапского, Хадыженского хлебокомбинатов и Лазаревского хлебозавода.

Аналогично двум предыдущим показателям ведет себя и показатель текущей ликвидности. Среднегодовое значение по годам составляет соответственно 1,618; 1,458; 1,459. Однако на трех предприятиях — АО "Туапсехлеб”, Лабинский хлебозавод, Кропоткинский хлебокомбинат — значение коэффициента ликвидности в 2-2,5 раза выше нормативного за период 1997-1999 гг.

Из-за низкой ликвидности средств структура баланса практически всех предприятий нерацио-

ТабМца 4

Предприятие Рейтинговая оценка Место по рейтингу

1997 г. 1998 г. 1999 г. средняя 1997 г. 1998 г. 1999 г. среднее

Адлерский хлебокомбинат 2,6668 2,3877 76,7649 27,2732 21 20 24 21,67

ОАО ’’Анапский хлебокомбинат” 13,2620 5,1401 15,2046 50,9883 24 24 23 23,67

ОАО ’’Апшеронский хлебозавод” 2.5641 3,1897 2,0833 2,6124 20 21 19 20,00

ОАО ’’Армхлеб” 3,5667 3,9040 0,8690 2.7799 22 22 18 20,67

Краснодарский хлебозавод *N»6 3,9236 4,9683 2.5991 3.8303 23 23 20 22,00

Крымский хлебозавод 0,5202 0,1655 2,7225 1,1582 15 7 21 14,33

АООТ "Лазаревский хлебозавод” 2,1044 2,0411 8,6757 4,2738 19 19 22 20,00

ОАО ’’Славянский хлебозавод” 0,2455 0,1792 0,3190 0,2479 7 8 10 8,33

Туапсинский хлебозавод 0,1606 0.1654 0.1899 0,1720 5 6 6 5,67

” Новоросхлебкондитер” 0,2603 0,1558 0,2167 0,2109 8 5 7 6,67

Новокубанский хлебозавод 0,0432 0,0432 0,0433 0,0432 2 2 2 2,00

Геленджикский хлебозавод 0,0273 0,0556 0,1608 0.2477 3 3 5 3,67

Краснодарский хлебокомбинат №3 0,3286 0,2320 0,3601 0.1183 И 12 12 11,66

Краснодарский хлебокомбинат №4 0,4037 0,1889 0,1448 0,2458 13 10 4 9.00

"Горячий батон” 0,0231 0,0311 0,0322 0,0288 1 1 1 1,00

Лабинский хлебозавод 0,1387 0.1007 0,0756 0,1050 4 4 3 3,67

АО ’’Афипский хлебокомбинат” 0.7891 0.6234 0.4920 0,6348 17 17 15 16,33

АО "Ахтырский хлебозавод” 0,3014 0.3119 0,2489 0,2874 10 14 8 10.67

АО "Ейскхлеб” 1,7046 0,7537 0,3750 0,9444 18 18 13 16,33

Краснодарский хлебокомбинат №1 0,7341 0,4708 0.5596 0,5881 16 15 17 16,00

АО ’'Каравай" 0,3963 0,5004 0,4193 0,4387 12 16 14 14,00

АО ’’Кропоткинский хлебокомбинат” 0,2604 0,2358 0,3456 0.2806 9 13 11 11.00

Сочинский хлебокомбинат 0,1867 0.1796 0,2900 0,2188 6 9 9 8,00

АО ’’Хадыженский хлебокомбинат” 0.4797 0,2298 0,5138 0,4078 14 11 16 13,67

ИЗВЕ

нальна. Рассчитанные среднеотраслевые значения коэффициента восстановления платежеспособности остаются на 25% ниже нормативного уровня. Это означает, что в ближайшее время предприятия отрасли не смогут восстановить ;свою,платежеспособность без кардинальных мер по ее укреплению. . . .Проведенный анализ финансовой устойчивости показал,, что в целом предприятия отрасли финансово устойчивы и лишь на некоторых в отдельные годы коэффициент финансовой устойчивости опускался до 0,45 при норме 0,5-0,6. Среднеотраслевое его значение за исследуемые годы соответственно 0,76; 0,7; 0,66.

Точную и объективную картину финансового состояния предприятий дает сравнительная рейтинговая оценка, которая является важным инструментом экономической деятельности хозяйственных систем (табл. 4).

Рейтинговая оценка на основе рассчитанных финансовых коэффициентов, отражающих прибыльность хозяйственной деятельности, эффективность управления, деловую активность, ликвидность и рыночную устойчивость, была выполнена методом расстояний [5, 6]. Как видно из табл. 4, наиболее высокий рейтинг имеет предприятие ’’Горячий батон”, а наименьший — Анапский хлебокомбинат.

Таким образом, финансовое состояние хлебопекарных предприятий за анализируемый период характеризуется как неустойчивое.

В целом по отрасли прослеживается тенденция к снижению эффективности деятельности предприятий, лишь в 1999 г. намечается незначительная положительная динамика.

Деловая активность хлебопекарных предприятий сократилась в 1998 г. и несколько расширилась

в 1999 г., что связано с некоторым увеличением объема производства в натуральном выражении и значительным ростом цен на хлебобулочные изделия (в среднем на 30%).

В структуре активов предприятий .преобладают труднореализуемые активы, структура балансов нерациональна, существенно нарушена платежеспособность предприятий, которую у них нет возможности восстановить в ближайшем будущем; структура наиболее срочной задолженности также нерациональна; значителен ее удельный вес перед бюджетом.

Ликвидность хлебопекарных предприятий, особенно быстрая ликвидность, чрезвычайно низка, что по оценкам специалистов является основным фактором, ставящим предприятия в тяжелое положение; ситуация осложняется наличием значительных долгов потребителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бизнес-карта: Промышленность. Отрасль Т8. — М.: Ади, 1998.

2. Приоритеты развития науки и научного обеспечения в пищевых и перерабатывающих отраслях АПК. — М.; Пищевая пром-сть, 1995.

3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. — М.: Финансы и статистика, 1999.

4. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 1998.

5. Шеремет А.Д., Сайфулин P.C. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА, 1995.

6. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. ■ Шеремета. — М.: ФБК-Пресс, 1999.

Кафедра экономики, финансов и налогов

Поступила 19.10.2000 г.

с.в.

Ворот им. К.,

Дл стей :

НО Вс

новы:

лени:

сырь*

стью.

ется

проб/

ческа

содер

сахар

мино:

Не

испсм

расли

веннс

роког

BF

раз

прс

тов;

опр

проду

Сое

ферм*

измен

вание

МЯКИ1.

цели ; ничнс В X. котор; ми ки щими восста перою в свок живая нию у развит Сое ботке, руемо! денату гиров^ поглои венно! в ых бе при гол медле! вания повыа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.