Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала как неотъемлемой части инновационного процесса'

Оценка инновационного потенциала как неотъемлемой части инновационного процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТИЗА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Собченко Н. В.

Современный успешный бизнес невозможен без инноваций, как технико-технологических, так и социальных. Исследование подходов к изучению инновационного процесса, позволяет сделать вывод, что при практической реализации инновационного проекта на предприятии, необходимыми становятся две стадии инновационного процесса, а именно, оценка инновационного потенциала хозяйствующего субъекта и экспертиза инновационного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала как неотъемлемой части инновационного процесса»

электронное научно-техническое иэ д а н ие

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Эд № ФС 77 - 30569. Государственная регистрация №0421100025.155Н 1994-0408_

Оценка инновационного потенциала как неотъемлемой части инновационного процесса # 04, апрель 2011 автор: Собченко Н. В.

УДК 330.101

Ставропольский государственный аграрный университет

п sobchenko@mail.ru

Для успешного развития бизнеса необходимо вводить разнообразные новшества, рационализировать производство и процессы управления, что и обусловливает значимость инноваций. Даже если постоянно модернизировать свои товары, рынки, на которые ориентировано производство, могут войти в стадию спада, и стремящиеся к развитию предприятия должны обращать внимание на новые рынки. Знание инновационного механизма, его рычагов, стимулов, проводящих каналов имеет ключевое значение для развития организаций в рыночных условиях. Инновационный механизм - это форма осуществления инновационной деятельности и способствования ее проведению, поиска инновационных решений, их оценки и внедрения, а также рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности.

Изучение инновационного механизма предполагает исследование сущности и специфики инновационных процессов, протекающих по законам рынка, а в экономической политике активно использовать конкурентные стимулы к инновационному развитию отдельных хозяйствующих субъектов. Инновационный процесс подразумевает последовательное превращение инновационной идеи в товар, проходящий этапы исследований, опытных разработок, маркетинга, производства, сбыта, т. е. процесс коммерциализации инновационной идеи. Следует подчеркнуть, что в ходе реализации инновационного процесса проявляются основные экономические законы рыночной экономики: спроса и предложения, конкуренции; закон нормы прибыли; эквивалентного обмена; циклического развития.

Исследование инновационного процесса позволяет отметить, что современными учеными выделяются следующие основные этапы инновационного процесса: генерирование новой идеи; экспериментальная реализация новой идеи; освоение в производстве; потребление; массовый выпуск [1].

При практической реализации определенного инновационного проекта на конкретном предприятии, необходимыми становятся еще две стадии инновационного процесса, а именно, оценка инновационного потенциала хозяйствующего субъекта и экспертиза инновационного проекта применительно к данной организации (рис. 1). Эти этапы инновационного процесса появляются именно при практическом внедрении инновационных процессов, так как на стадии теоретического моделирования необходимости в них нет.

1. Генерирование новой идеи —► 2. Экспериментальная реализация новой идеи —► 3. Оценка инновационного потенциала предприятия

г

7. Потребление ^— 5. Освоение в производстве ■4— 4. Оценка инновационного проекта

6. Массовый выпуск

Рис. 1. Логическая схема инновационного процесса (составлен автором)

Для определения рациональных размеров инновационного потенциала, который должна иметь эффективно функционирующая организация, а также для получения корректных оценок влияния инновационного потенциала на ее развитие, необходимо иметь четкое определение, во-первых, понятия инновационного потенциала, а во-вторых, его состава.

Анализ научной литературы позволяет говорить о недостаточной проработанности данной тематики. Например, инновационный потенциал одними учеными представлен как «накопленное определенное количество информации о результатах научно-технических работ, изобретений, проектно-конструкторских разработок, образцов новой техники и продукции» [2], а другие трактуют его как систему факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса [8], что значительно упрощает действительность, а также сужает сферу применения этой важной категории.

В определении инновационного потенциала как «способности различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка» [9], рассматриваемая категория привязана к конкретному уровню (народное хозяйство), что также сужает сферу ее применения. Кроме того, в этом случае из рассмотрения выпадают организационные инновации и инновации-услуги.

В этих и других определениях инновационного потенциала, как правило, раскрывается одна или несколько сущностных характеристик данного явления. В одних вариантах акцент делается на институциональные структуры или средства формирования потенциала, в других идет соотношение с конкретным уровнем (предприятие, национальная экономика и т. д.).

Определение «инновационный потенциал содержит неиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей экономических субъектов» [4], также свидетельствует о наличии неоднозначности в понимании сущности понятия. Данное обстоятельство в значительной мере затрудняет выработку практических рекомендаций по формированию и эффективному использованию инновационного потенциала и, таким образом, негативно сказывается на конечных результатах инновационной деятельности.

По мнению ряда ученых [5], углубленный анализ сущности и содержания категории «инновационный потенциал» вполне целесообразно осуществлять, опираясь на составные категории - «потенциал» и «инновация». Таким образом, категорию «инновационный потенциал» можно определить как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.). При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, т.е. из одного состояния в другое (а именно, от традиционного к новому).

Другие ученые понимают инновационный потенциал организации как степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. степень готовности к реализации инновационного проекта или программа инновационных преобразований и внедрения инноваций [6, 12, 13].

Сущность любого объекта достаточно полно раскрывается посредством выявления его структуры. В этой связи отдельно следует остановиться на основных компонентах исследуемой категории. В современной литературе широко освещается ресурсный потенциал как одна из компонент инновационного потенциала предприятия - это совокупность ресурсов, которые используются в определенных экономических формах для производства инновационной продукции, удовлетворяющей общественные потребности. Анализ существующих подходов к оценке инновационного потенциала [7] позволяет выявить три основные компоненты, совокупность которых в полной мере отражает сущность исследуемого понятия. Структура потенциала представлена на рис. 2.

55

гг *

5 ©

к

0

<\>

а *

з

аг

а

«

а;

¡8 «

ё

1

т/

Внутренний потенциал

Продуктовый (проектный) Функциональный Ресурсный « X I о а й го 3 4 03 и О. О Управленческий

■ч 1/

Ресурсный потенциал

Материально-технические ресурсы Информационные ресурсы Финансовые ресурсы Человеческие ресурсы Другие виды ресурсов

N

■т/

Результативная компонента

Получение нового инновационного продукта/услуги

Рис. 2. Структура инновационного потенциала (составлен автором по [7])

Развитие инновационного потенциала организации должно осуществляться только через развитие всех ее подразделений. Поэтому в качестве инструмента оценки инновационного потенциала целесообразно использовать диагностику внутренних ресурсов. Внутренний потенциал включает:

- продуктовый (проектный) - направление деятельности организации и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы);

- функциональный - преобразование ресурсов и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников организации;

- организационный - организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура;

- управленческий - общее руководство организации, система и стиль управления.

Внутренний потенциал характеризует возможность целенаправленного

осуществления инновационной деятельности, т. е. определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств и характеризуется через процессы

создания и внедрения нового продукта, обеспечения взаимосвязи новатора как с наукой, предоставляющей прогрессивные идеи, так и рынком, потребляющим готовый продукт, а также методы и способы управления инновационным процессом.

В соответствии с тем, каким образом ставится основная задача оценки внутреннего потенциала, применяются следующие методики оценки: детальная или диагностическая.

Детальный анализ проводится в основном на стадии обоснования инновации и подготовки проекта ее реализации и внедрения. Ограничение в сроках, отсутствие специалистов, способных проводить системный анализ, отсутствие информации об организации (особенно при анализе инновационного потенциала конкурентов) заставляют использовать диагностические подходы к оценке инновационного потенциала организации. Проведение диагностического анализа требует определенных навыков и информационной базы. В качестве диагностических параметров используется доступная информация, характеризующая различные стороны деятельности компании (например, численность сотрудников, средний уровень заработной платы, производительность труда, себестоимость продукции, качество продукции и услуг и т.д.) [10].

Схема оценки внутреннего потенциала организации при детальном и диагностическом анализе внутренней среды представлена на рис. 3.

Схема оценки внутреннего потенциала

Детальный анализ

Диагностический анализ

1, Описание нормативной модели, т.е. устанавливаются качественные и количественные требования к состоянию потенциала по всем блокам, которые обеспечивают достижение поставленной инновационной цели

2. Оценка фактического состояния по вышеуказанным блокам и их компонентам

3. Анализ расхождений нормативных и фактических значений параметров потенциала

4. Определение перечня работ по усилению слабых сторон

1, Оценка управляющих воздействий

2. Оценка состояния внешней среды

3. Анализ диагностических параметров, характеризующих внешние проявления (политические, экономические, социальные и др.)

4. Анализ структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние

5, Установление взаимосвязи стру ктурных и диагностич еских параметров системы

6. Наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных

7, Оценка структурных параметров

8. Определение интегральной оценки потенциала организации

Рис. 3. Схема оценки внутреннего потенциала (составлен автором по [10])

Ресурсный потенциал включает следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение:

- материально-технические ресурсы - определяют технико-технологическую базу потенциала;

- информационные ресурсы (базы знаний, модели, алгоритмы, программы, проекты и т.д.). Этот вид ресурсов не самостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение, только объединившись с другими ресурсами - опытом, трудом, квалификацией, техникой, технологией, энергией, сырьем, он проявляется как движущая сила инновационного потенциала;

- финансовые ресурсы - характеризуются совокупностью источников и запасов финансовых возможностей, которые есть в наличии и могут быть использованы для реализации конкретных целей и заданий;

- человеческие ресурсы - совокупность производственных и общечеловеческих навыков, знаний, способностей.

Результативная компонента выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса). Важность и целесообразность обособленного выделения подтверждается тем, что ее увеличение, в свою очередь, способствует развитию остальных составляющих (например, ресурсной).

Следует отметить, что представление об инновационном потенциале предприятия исключительно как о совокупности ресурсов ошибочно, поскольку не учитывает целевую характеристику этой категории, которая проявляется в потоках инновационной продукции, для создания которой и предназначены потоки хозяйственных ресурсов. Осознание недостаточности ресурсного подхода стало исходной точкой в поиске новых определений инновационного потенциала. Одним из них является определение его через анализ результатов инновационной деятельности. Этот подход принято считать результативным. В этом случае инновационный потенциал предприятия определяем как совокупность инновационных ресурсов, используемых для производства инновационной продукции, удовлетворяющей общественные потребности и представленных в виде продуктов инновационной деятельности в научной и производственной сфере.

Однако сегодня при разработке стратегий инновационного развития и определении инновационного потенциала предприятия следует оценивать не только возможности инновационной сферы, но и анализировать достаточность ресурсов для текущего производства инноваций. Речь, прежде всего, идет о проблеме одновременного финансово-экономического обеспечения производства недавно созданных инноваций, или Электронный журнал, №4 апрель 2011 г. http://technomag.edu.ru Страница 6

существующих продуктов, и развития новых. Другими словами, инновационный потенциал подразумевает максимальные возможности предприятия генерировать высокую инновационную активность, что проявляется в эффективном обеспечении новых и будущих технологий.

Таким образом, инновационный потенциал предприятия можно определить как его готовность и возможность выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленных инновационных целей или как меру готовности к реализации инновационных проектов или программ инновационных преобразований и внедрения инноваций при одновременном обеспечении текущего производства инноваций.

Литература

1. Балабанов, И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т. Балабанов. СПб.: Питер, 2001.

2. Данько, М. Инновационный потенциал в промышленности Украины / М. Данько // Экономист. 1999. № 10. С. 26-32.

3. Ковалев, Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник / Г.Д. Ковалев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

4. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. М.: Экзамен, 2001.

5. Кравченко С.И., Кладченко И.С. Исследование сущности инновационного потенциала // Научные труды Донецкого национального технического университета. Серия экономическая. Донецк: ДонНТУ. 2003. Вып. 68.

6. Лисин, Б.К. Инновационный потенциал как фактор развития. Межгосударственное социально-экономическое исследование / Б.К. Лисин, В.Н. Фридлянов // Инновации. 2002. № 7. С. 25-51.

7. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И., Минько Л.В., Таров В.П., Чайникова Л.Н, Летунова О.И. Монография. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. М.: Машиностроение-1, 2007.

8. Нечепуренко, М.Н. Организационно-экономический механизм управления устойчивым развитием предприятия на основе инновационной активности / М.Н. Нечепуренко // Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2006. 19 с.

9. Рощин, В.И. Экономическая устойчивость предприятий и реализация их экономических интересов / В. И. Рощин // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Чебоксары, 2000. 19 с.

10. Сергеев, В. А. Основы инновационного проектирования: Учебное пособие / В.А.Сергеев, Е.В. Кипчарская, Д.К. Подымало; под ред. В.А. Сергеева. Ульяновск: УлГТУ, 2000.

11. Сурин, А.В. Инновационный менеджмент: Учебник / А.В. Сурин, О.П. Молчанова. М.: ИНФРА-М, 2008.

12. Твисс, Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс : пер. с англ. М. : Экономика, 1989.

13. Управление инновациями. Кн. 1-3 : Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Шленова. М.: Высшая школа, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.