Научная статья на тему 'Оценка информационной безопасности образовательной среды школьниками и студентами'

Оценка информационной безопасности образовательной среды школьниками и студентами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
809
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ / ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / COMPLEX SAFETY OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATION SECURITY / PSYCHOLOGICAL AND LEGAL ASPECTS OF INFORMATION SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Литвинова Анна Викторовна, Блинова Анастасия Сергеевна

Статья посвящена проблеме информационной безопасности субъектов образовательной среды. Информационная безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, которое проявляется в умении выявлять и компенсировать угрозы информационного воздействия. Анализируются результаты исследования информационной безопасности, полученные в результате проведения мониторинга комплексной безопасности образовательной среды общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Обосновываются различия между тем, как школьники и студенты колледжей оценивают наличие фактов распространения в сети Интернет информации, компрометирующей обучающихся. Выявлено, что школьники чаще, чем студенты, сталкивались с ситуацией, когда в Интернете распространяли компрометирующую их информацию, что составляет угрозу безопасности образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Литвинова Анна Викторовна, Блинова Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ ASSESSMENT OF INFORMATIONAL SAFETY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article deals with the problem of information security of education. Information security is defined as the state of protection of the vital interests of the individual, which is manifested in the ability to detect and compensate the impact of the threat information. The data, collected during the monitoring of complex safety of the secondary education were presented. The authors demonstrated the differences between the evaluations done by the school pupils and by the college students concerning the facts of the Internet dissemination of compromising information. The authors demonstrated that school students more often than students of colleges face a spread of the compromising information in the Internet.

Текст научной работы на тему «Оценка информационной безопасности образовательной среды школьниками и студентами»

Keywords: OPEC, energy crisis, oil demand, oil production, shale revolution, global energy security References

Blackwill R. America's Energy Edge. The Geopolitical Consequences of the Shale Revolution. - Foreign Affairs. 2014. No 2. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/140750/robert-d-blackwill-and-meghan-l-osullivan/ americas-energy-edge (accessed 27.09.2014). [Russ. ed. Bljekuill R. Konkurentnoe preimushhestvo Ameriki v jenergetike. - Rossija v global'nojpolitike. 2014. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/Konkurentnoe-preimuschestvo-Ameriki-v-energetike-16594 (accessed 24.08.2014)]

Gaidar E. The Downfall of the Empire. Lessons for Modern Russia. M.: Russian Political Encyclopedia Publ. 2007. 448 p. (In Russ.)

Globalnoe economicheskoe regulirovanie [The Global Economic Management (ed. by V.N. Zuev)]. Мoscow: Magister Publ. 2011. 432 p. (In Russ.)

Schweizer P. Reagan's War. N.Y.: Doubleday. 2002.

ЛИТВИНОВА Анна Викторовна - к.псих.н., заведующий лабораторией социально-психологических и социологических мониторинговых исследований Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды Московского городского психолого-педагогического университета (МРЦБОС МГППУ) (127 051, Россия, г. Москва, ул. Сретенка, 29; аппау1Шогота@ mail.ru)

БЛИНОВА Анастасия Сергеевна - магистрант, младший научный сотрудник лаборатории социологических и социально-психологических мониторинговых исследований МРЦ БОС МГППУ

ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме информационной безопасности субъектов образовательной среды. Информационная безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, которое проявляется в умении выявлять и компенсировать угрозы информационного воздействия. Анализируются результаты исследования информационной безопасности, полученные в результате проведения мониторинга комплексной безопасности образовательной среды общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Обосновываются различия между тем, как школьники и студенты колледжей оценивают наличие фактов распространения в сети Интернет информации, компрометирующей обучающихся. Выявлено, что школьники чаще, чем студенты, сталкивались с ситуацией, когда в Интернете распространяли компрометирующую их информацию, что составляет угрозу безопасности образовательной среды.

Ключевые слова: комплексная безопасность образовательной среды, информационная безопасность, психологические, правовые аспекты информационной безопасности

В настоящее время на первый план выходят исследования ценностных ориен-таций личности, изменения качества межличностных взаимоотношений в информационном обществе. Особый интерес в современном контексте представляют психологические проблемы безопасности информационного пространства.

Под информационной безопасностью какого-либо субъекта понимается его защищенность от внешнего доступа к данным и использования этих данных во вред ему. Субъектом может быть как организация, так и конкретный человек. Однако в рамках психологической науки речь идет о защите психологического состояния личности от незаконного и травмирующего воздействия информационной среды. И, безусловно, особое значение здесь приобретает обеспечение информационной безопасности современной образовательной среды [Алиева 2012: 47-52].

Обратимся к психологическим аспектам информационной безопасности. Проблема информационной безопасности является междисциплинарной, осо-

бенно когда она исследуется в рамках образовательной среды образовательной организации, где основными респондентами являются подростки и молодые люди [Привалов, Богатырева 2014: 102-108]. Нельзя отрицать, что данные социальные группы все еще остаются наиболее активными пользователями сети Интернет, хотя и следует признать, что в последние годы ситуация стремительно изменяется и процентное соотношение разных возрастных групп, использующих Интернет, постепенно выравнивается.

С точки зрения угроз психологической безопасности личности пользование сетью Интернет влечет за собой различные риски, среди которых: потенциальная интернет-аддикция — зависимость от компьютера и Интернета; нередко доходящая до тяжелых стрессов компьютерная тревожность; технократизация мышления [Войскунский 2010: 48-49], свойственная не только специалистам, работающим с техническими орудиями, но и обычным пользователям. Это те аспекты, которые наиболее часто обсуждаются в научной литературе в настоящее время. Однако мало внимания уделяется поведению подростков в Интернете, а именно морально-этической стороне этого вопроса. Кроме того, ведется широкая дискуссия о фактах различных нарушений, возникающих в рамках интернет-коммуникации, — рост агрессивности, доступ к незаконному контенту и его распространение. Однако, по нашему мнению, очень мало обсуждаются причины возникновения этих нарушений. Анализ этих причин обычно сводится к выводам о недостаточной осведомленности подростков и молодых людей об ответственности за правонарушения в Интернете, а также о необходимости контроля их поведения в нем. Кроме того, в реальной жизни родители и педагоги часто недооценивают распространенность неадекватного поведения подростков в Интернете, а следовательно мало задумываются о его причинах и последствиях.

Проанализируем правовые аспекты информационной безопасности и кибер-этики. В настоящее время киберэтика занимается особенностями морального поведения в Интернете [Войскунский 2010: 48-53; Кононов, Кононова 2009: 76-79]. Под киберэтикой понимают правила морального (т.е. правильного, честного справедливого) поведения в среде Интернета.

Специалисты по киберэтике ставят актуальные морально-нравственные проблемы, порожденные развитием технологий, обсуждают специфические направления научной и практической работы, сложившиеся в сфере изучения морального/ аморального применения компьютеров и Интернета, направленные на предупреждение преступлений и обмана, расширение возможностей защиты от них и обеспечения безопасности.

Неэтичное поведение в Интернете свидетельствует о неспособности обучающихся предвидеть последствия своих действий, нести компетентную ответственность за неэтичные поступки. Непреднамеренные правонарушения могут оказаться результатом небрежности, моральной незрелости, безразличия, просто любопытством. Этические нормы, в соответствии с которыми действует конкретный субъект, как известно, не всегда являются в достаточной степени гибкими и складываются в течение длительного времени [Войскунский 2010: 49-50]. Кроме того, анонимный доступ в Интернет нередко вызывает у подростков иллюзию безнаказанности, возможности совершать противоправные действия без всяких ограничений.

Исследователи отмечают, что в настоящее время в сети Интернет еще нет сложившейся системы регламентации правоотношений. За размещаемую в Интернете информацию практически никто не несет ответственность, что ведет к проявлению у подрастающего поколения качеств, которые через виртуальное пространство наносят вред окружающим. К нарушению информационной безопасности образовательной среды в образовательной организации и жизнедеятельности ее субъектов приводит отсутствие правового регулирования размещения информации в сети Интернет и недооценка взрослыми важности данной проблемы, незнание возможных рисков, которые она в себе несет [Литвинова, Блинова 2013: 150-151]. Однако помимо этого возникает законный вопрос, почему анонимность и мнимая свобода использования Интернета, представление о полном отсутствии контроля вдруг заставляют подростка совершать действия, наносящие

вред сверстникам или педагогам? Мы не можем отделять интернет-пространство от реальности и рассматривать его как вакуум. По всей видимости, данная тенденция может в любой момент проявиться не только в рамках интернет-среды, но и в обычной жизни.

Рассмотрим роль информационной среды в развитии современного подростка. Информационная среда — неотъемлемая часть жизни любого человека, в т.ч. и подростка. Данная проблематика рассматривается в настоящее время во многих научных работах. Например, Л.Г. Осипова об условиях формирования социального опыта у подростков пишет: «Информационная образовательная среда школы рассматривается педагогами как ресурс совместной деятельности детей и взрослых для формирования у учеников опыта социального взаимодействия, а подросток становится соавтором этого процесса» [Осипова 2007: 5-7]. Из проведенного ею формирующего эксперимента исследователи делают вывод: анализ существующих угроз и опасностей использования интернет-ресурсов показал, что информационная безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды [Саттарова, Архипова 2009: 1].

Таким образом, современные исследователи придают большое значение роли информационной среды в развитии личности подростка. Под информационной безопасностью они понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, которое проявляется в умении выявлять и идентифицировать угрозы информационного воздействия и умении скомпенсировать его негативные эффекты.

В нашем исследовании был проведен сравнительный анализ информационной безопасности образовательных организаций по результатам опроса школьников и студентов. Новизна исследования заключается в том, что изучаемое социальное явление не обсуждается практически ни в одной научной работе, при этом в СМИ ему уделяется достаточно большое внимание.

Анонимный опрос проводился среди учащихся 8-10-х классов московских школ и студентов колледжей в период с 7 по 27 апреля 2014 г. Студентам и школьникам было предложено заполнить электронную анкету, включающую в себя формализованные закрытые вопросы, касающиеся комплексной безопасности образовательной среды, в т.ч. по информационной безопасности. В опросе приняли участие 6 606 старшеклассников, из них 52,1% девушек и 46,9% юношей, а также 1 034 студента, из них 58,9% девушек и 41,1% юношей.

Исследование носило социологический характер, и его задачей было выявление распространенности такого правонарушения, как размещение компрометирующей информации в сети Интернет. Не секрет, что в наше время в средствах массовой информации время от времени размещаются видеоролики, демонстрирующие сцены насилия в образовательных организациях как со стороны сверстников, так и со стороны педагогов. Подросткам были заданы вопросы о том, пользуются ли они социальными сетями и известно ли им о случаях размещения подобной информации их сверстниками в сети Интернет. Далее был проведен сравнительный анализ различий ответов школьников и студентов ( — критерий для независимых выборок). Полученные данные представлены в таблице 1.

Как видим, значимые различия наблюдаются в преобладании у школьников случаев размещения в сети Интернет информации компрометирующего содержания. По мнению школьников, более половины или большинство их сверстников были в такой ситуации. Школьники чаще, чем студенты, сталкивались с ситуацией, когда в Интернете распространяли компрометирующую их информацию, что составляет угрозу безопасности образовательной среды и может привести к непоправимым последствиям для ее субъектов.

Выявлено, что школьники чаще, чем студенты, зарегистрированы в различных социальных сетях. Сам по себе факт использования социальной сети обучающимся не является угрозой безопасности образовательной организации. Однако вопрос состоит в том, с какой целью используется данное средство коммуникации.

Согласно полученным данным, именно старшеклассники в большей мере подвержены информационным рискам. В связи с этим необходимо отметить важность

Таблица 1

Различия в оценках школьников и студентов степени распространенности насилия в

Интернете

Тип Студенты, N=1030 Школьники, N=6606 t — критерий Стьюдента Уровень значимости различий (р)

Были ли в вашей образовательной организации случаи размещения в сети Интернет информации компрометирующего содержания? 4,45 4,16 7,915 0,000

Сколько Ваших сверстников сталкивались с ситуацией, когда в Интернете распространяли компрометирующую их информацию? 4,60 3,87 20,735 0,000

Зарегистрированы ли Вы в каких-либо социальных сетях? 4,73 4,83 -3,419 0,001

ознакомления как школьников, так и студентов с формами и способами защиты собственной информации, в т.ч. грамотного ее хранения.

Список литературы

Алиева М.Ф. 2012. Информационная безопасность как элемент информационной культуры. — Вестник Адыгейского государственного университета. № 4(108). С. 47-52.

Войскунский А.Е. 2010. Информационная безопасность: психологические аспекты. — Национальный психологический журнал. № 1(3). С. 48-53.

Кононов О.А., Кононова О.В. 2009. Социальные и этические аспекты обеспечения информационной безопасности. — Проблемы управления. № 1. С. 76-79.

Литвинова А.В., Блинова А.С. 2013. Оценка информационной безопасности образовательной среды учащимися и родителями. — European Social Science Journal. № 12. Т. 1. С. 149-152.

Осипова Л.Г. 2007. Формирование опыта социального взаимодействия подростков в информационной образовательной среде школы. дис. ... к.пед.н. Кострома. 223 с.

Привалов А.Н., Богатырева Ю.И. 2014. К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников. — Вестник ТГПУ. № 2(143). С. 102-108.

Саттарова Н.А., Архипова С.С. 2009. К обоснованию электронной базы образовательных достижений школьников. — Интернет-журнал «Эйдос». 14 янв. Доступ: http://www.eidos.ru/journal/2009/0114-8.htm. (проверено 13.08.2014).

LITVINOVA Anna Viktorovna, Can. Sci. (Psych.), Head of Laboratory of Social and Psychological and Sociological Monitoring Researches of Interdepartmental Resource Center of Monitoring and Expertise in Educational Safety, Moscow State University of Psychology and Education (Sretenka str., 29, Moscow, Russia, 127051; annaviktorovna@mail.ru) BLINOVA Anastasia Sergeevna, Junior Researcher of Laboratory of Social and Psychological and Sociological Monitoring Researches of Interdepartmental Resource Center of Monitoring and Expertise in Educational Safety, Moscow State University of Psychology and Education

STUDENTS' ASSESSMENT OF INFORMATIONAL SAFETY OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Abstract. The article deals with the problem of information security of education. Information security is defined as the state of protection of the vital interests of the individual, which is manifested in the ability to detect and compensate the impact of the threat information. The data, collected during the monitoring of complex safety of the secondary education were presented.

The authors demonstrated the differences between the evaluations done by the school pupils and by the college students

concerning the facts of the Internet dissemination of compromising information. The authors demonstrated that school pupils

more often than students of colleges face a spread of the compromising information in the Internet.

Keywords: complex safety of educational environment, information security, psychological and legal aspects of information

security

References

Alieva M.F. Information Security as an Element oflnformation Culture. - VestnikAdyigeyskogogosudarstvennogo universiteta. 2012. No 4(108). P. 47-52. (In Russ.)

Kononov O.A., Kononova O.V. Social and Ethical Aspects of Information Security. - Problemyi upravleniya. 2009. No 1. P. 76-79. (In Russ.)

Litvinova A.V., Blinova A.S. Assessment of Information Security of the Educational Environment by Students and Parents. - European Social Science Journal. 2013. No 12. T. 1. P. 149-152. (In Russ.)

Osipova L.G. Formirovanie opyita sotsialnogo vzaimodeystviya podrostkov v informatsionnoy obrazovatelnoy srede shkolyi. Dis. ...k.p.n. [Formation of Social Interactions Experience of Teenagers in the Information Educational Environment of School. Cand.Ped. Diss.]. 2007. Kostroma. 223 p.

Privalov A.N., Bogatyireva Yu.I. To the Issue of Psychological and Pedagogical Support of the Information Security of Pupils. - Vestnik TSPU. 2014. No 2(143). P. 102-108. (In Russ.)

Sattarova N.A., Arhipova S.S. Towards Justification ofthe Electronic Database of the Educational Achievements of Pupils. - «Eydos» Internet journal. 2009. 14.08. (In Russ.) URL: http://www.eidos.ru/journal/2009/0114-8. htm. (accessed 13.08.2014).

Voyskunskiy A.E. Information Security: Psychological Aspects. - Natsionalnyiypsihologicheskiy zhurnal. 2010. No 1(3). P. 48-53. (In Russ.)

УДК 321.01

ЛИПАТОВ Олег Анатольевич — соискатель кафедры международных отношений и политологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а; helgardlinden@mail.ru)

УЧАСТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматривается механизм участия личности в государственной политике по обеспечению национальной безопасности как научная проблема, требующая отдельного исследования. Предлагается принципиально иной взгляд на место личности в системе обеспечения национальной безопасности. Для выделения проблемы используется обзор парадигм личности в политике, категории политического участия и направленности личности. Затрагиваются правовая, психологическая, социологическая и политическая составляющие проблемы. При этом обосновывается необходимость и правомерность использования полидисциплинарного подхода в исследовании.

Ключевые слова: личность, национальная безопасность государства, социум, парадигма, социальная общность, методология

Личность и государство в теории обеспечения национальной безопасности традиционно рассматриваются как объекты обеспечения безопасности. Однако существует необходимость рассмотреть личность не как один из объектов обеспечения безопасности, а как значимого субъекта этой деятельности.

Личность преимущественно является категорией и понятием, изучаемыми психологическими (как таковая), социальными (в системе общественных отношений) и педагогическими (субъект-объект воздействия) науками. В настоящее время одним из наиболее часто цитируемых является определение личности, данное Р.С. Немовым: личность — это человек, взятый в системе таких его психологических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.