Научная статья на тему 'Проблемы обучения школьников безопасному использованию средств ИКТ'

Проблемы обучения школьников безопасному использованию средств ИКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УГРОЗЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА / СЕТЕВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ШКОЛЬНИК / ОБУЧЕНИЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / THREATS OF INFORMATION CHARACTER / NETWORK SAFETY / SCHOOL STUDENT / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анурьева Мария Сергеевна, Королева Наталья Леонидовна, Остапчук Кристина Игоревна, Пузанова Яна Михайловна, Лопатин Дмитрий Валерьевич

В статье рассмотрены вопросы безопасности школьников, их способности противостоять угрозам, возникающим в информационной сфере. Проанализированы ФГОС и метапредметные результаты освоения образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования. Показано, что в настоящее время содержание учебников по информатике базового уровня недостаточно формирует компетентную базу личной информационной безопасности школьника в современной информационной среде, что может негативно сказаться на психологическом и нравственном здоровье учащихся. В рассмотренных учебниках не раскрываются вопросы, связанные с навыками фильтрации нежелательного контента из огромной массы информации в Интернете, противодействия деструктивным программам, фишингу, психологическим преследованиям в сети, а также профилактикой интернет-зависимости у детей. Проведены исследования проблем информационно-коммуникационных угроз для школьников различных возрастных групп. Доказана необходимость проведения дополнительных занятий с учащимися, формирующих у них способности противодействия информационным угрозам, навыки безопасного поведения в виртуальной среде. Важно создавать и распространять игровые тренажеры по сетевой безопасности среди школьников, что позволит развивать практические компетенции и частично решить проблему их безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анурьева Мария Сергеевна, Королева Наталья Леонидовна, Остапчук Кристина Игоревна, Пузанова Яна Михайловна, Лопатин Дмитрий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TRAINING OF SCHOOL STUDENTS TO SAFE USE OF MEANS OF ICT

In article authors consider safety issues of school students, their abilities to resist to the threats arising in the information sphere, analyze FSES and metasubject results of development of educational programs of the initial, main and secondary (full) general education and present that now the contents of textbooks on informatics of basic level form competent base of personal information security of the school student in the modern information environment insufficiently that health of pupils can negatively affect on psychological and moral. In the considered textbooks the questions connected with skills of a filtration of undesirable content from the huge mass of information on the Internet, counteractions to destructive programs, a phishing, psychological prosecutions in network and also prevention of Internet dependence at children do not reveal. Authors made researches of problems of information and communication threats for school students of various age groups and prove need of holding the additional classes with pupils forming at them abilities of counteraction to information threats, skills of safe behavior in the virtual environment. It is important to create and extend game simulators for network safety among school students that will allow to develop practical competences and to partially solve a problem of their safety.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения школьников безопасному использованию средств ИКТ»

УДК 37.016

с^: 10.20310/1810-231X-2017-16-1-63-68

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИКТ

Анурьева Мария Сергеевна, Королева Наталья Леонидовна, Остапчук Кристина Игоревна, Пузанова Яна Михайловна, Лопатин Дмитрий Валерьевич

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов, е-тай: 79107540080@ya.ru

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 17-16-68008) совместно с Администрацией Тамбовской области, РФФИ (проект № 15-17-08378)

В статье рассмотрены вопросы безопасности школьников, их способности противостоять угрозам, возникающим в информационной сфере. Проанализированы ФГОС и мета-предметные результаты освоения образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования. Показано, что в настоящее время содержание учебников по информатике базового уровня недостаточно формирует компетентную базу личной информационной безопасности школьника в современной информационной среде, что может негативно сказаться на психологическом и нравственном здоровье учащихся. В рассмотренных учебниках не раскрываются вопросы, связанные с навыками фильтрации нежелательного контента из огромной массы информации в Интернете, противодействия деструктивным программам, фишингу, психологическим преследованиям в сети, а также профилактикой интернет-зависимости у детей. Проведены исследования проблем информационно-коммуникационных угроз для школьников различных возрастных групп. Доказана необходимость проведения дополнительных занятий с учащимися, формирующих у них способности противодействия информационным угрозам, навыки безопасного поведения в виртуальной среде. Важно создавать и распространять игровые тренажеры по сетевой безопасности среди школьников, что позволит развивать практические компетенции и частично решить проблему их безопасности.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, угрозы информационного характера, сетевая безопасность, школьник, обучение

Введение

Современные процессы информатизации общества затрагивают все без исключения сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. Информатизация образования основывается на всестороннем использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в частности, сети Интернет, в образовательных организациях. Практически в каждом образовательном учреждении на сегодняшний день уже создана информационно-образовательная среда, она успешно функционирует и активно используется всеми участниками образовательных отношений. Информатизация образования неизбежно приводит к возникновению проблемы обучения школьников безопасному использованию средств ИКТ. В связи с этим актуальным становится исследование вопросов безопасности школьников, их способности противостоять угрозам, возни-

кающим в информационной сфере, что и является целью данной работы.

Результаты и обсуждение Согласно ФГОС начального общего образования [1], к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относится соблюдение «... нормы информационной избирательности, этики и этикета». Однако, требования к результатам освоения ООП начального общего образования по учебному предмету «Математика и информатика» предполагают только «приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности». При этом ни один учебник по информатике для начальной школы не предусматривает тем, связанных с получением знаний по базовым нормам личной информационной безопасности и избирательности.

ФГОС основного общего образования [2] (5-9 классы) предусматривает формирование метапредметных результатов обучения, касающихся вопросов информационной безопасности через изучение предметной области «Математика и информатика», где необходимо «формировать навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права».

В настоящее время необходимость введения курса «Информатика» до 7 класса оставляется на усмотрение школы. Таким образом, формирование компьютерной грамотности у школьников младшего возраста, а также их навыков безопасного пользования сетью практически целиком и полностью возлагается на родителей, на факультативные дисциплины и дополнительные занятия в школе. Рассмотрим, какое внимание уделяется вопросам личной информационной безопасности у школьников среднего и старшего звена в популярных учебниках по информатике различных авторов.

Так, в соответствии с пояснительной запиской к линии учебников «Информатика» для 7-9 классов общеобразовательных учреждений И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой, С. В. Русакова, Л. В. Шестаковой [3], на формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права направлен единственный параграф «Информационная безопасность», в котором одновременно рассматриваются понятие об информационных преступлениях, правовая защита информации (законодательство), программно-технические способы защиты, компьютерные вирусы, антивирусные средства, опасности при работе в Интернете и средства защиты.

В предметной линии учебников «Информатика» для 7-9 классов Н. Д. Угриновича [4] рассматриваемой проблеме уделяется 4 часа в 9 классе в рамках темы «Информационное общество и информационная безопасность», где освещаются вопросы правовой охраны программ и данных, защиты информации, правовой охраны информации, лицензионных, условно бесплатных и свободно распространяемых программах, т. е. основной акцент в данной теме приходится на изучение авторского права и защиты интеллектуальной собственности.

В учебниках по информатике для 5-9 классов Л. Л. Босовой и А. Ю. Босовой [5], на формирование навыков в области информационной безопасности в соответствии с пояснительной запиской приходятся темы, которые лишь косвенно способствуют повышению уровня безопасного поведения при работе с компьютером, в частности в Интернете: в 5 классе - тема «Передача информации», в 6 классе - «Всемирная паутина», «Программное обеспечение компьютера», в 9 классе - «Информационные ресурсы и сервисы Интернета».

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы [6] в старшей школе (10-11 классы) в соответствии с ФГОС основного среднего (полного) образования должны, в числе прочего, отражать «использование средств ИКТ с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности». Так же, согласно требованиям к результатам освоения ООП полного общего образования по учебному предмету «Математика и информатика», необходимо: «... сформировать понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете», «сформировать представление о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе... », «принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации».

В соответствии с пояснительной запиской к завершенной предметной линии «Информатика» для 10-11 классов Н. Д. Угриновича [7], вопросы по информационной безопасности включены в тему «Социальная информатика» (2 часа в 11 классе), наряду с вопросами «Информационное общество», «Информационная культура», «Правовые основы информационной среды», «Лицензирование программного обеспечения», «Социальные сервисы и сети».

В методических рекомендациях по информатике для 10-11 классов И. Г. Семакина [8] в разделе социальной информатики на более глубоком уровне, чем в основной школе, раскрываются проблемы информатизации общества, информационного права, информационной безопасности. При этом, в соответствии с этими рекомендациями, вопросам информационной безопасности уделяется 2 часа.

Авторы Н. В. Макарова, Ю. Ф. Титова, Ю. Н. Нилова в своем учебнике по информатике [9] для 10-11 классов для формирования рассмотренных выше метапредметных результатов освоения программы предлагают две темы: «Этика сетевого общения» и «Информационная безопасность сетевой технологии работы».

Таким образом, в настоящее время содержание учебников по информатике базового уровня недостаточно формирует компетентную базу личной информационной безопасности школьника в современной информационной среде, что может негативно сказаться на психологическом и нравственном здоровье учащихся. Во всех приведенных авторских линиях не рассматриваются вопросы, связанные с навыками фильтрации нежелательного контента из огромной массы информации в Интернете, противодействия деструктивным программам, фишингу, психологическим преследованиям в сети, а также профилактикой интернет-зависимости у детей.

С целью получения первичной информации об актуальном уровне ИКТ-угроз для школьников были подготовлены оригинальные анкеты для различных возрастных групп [10]. Разработанный метод обработки анкет в реальном времени позволяет получать статистические выборки по группам респондентов для анализа полученной информации. Нашей группой были проведены исследования [11-15] проблем информационно-коммуникационных угроз для школьников различных возрастных групп: младшие, средние и старшие классы.

Младшим школьникам предлагалось пройти анкетирование, направленное на выявление значимости компьютерных технологий и сети Интернет в их жизни (интернет-зависимости). Обнаружено, что почти половина учеников, находят для себя много развлечений в Интернете, а некоторым виртуальный мир может им заменить реальную прогулку. Для детей и подростков значительную ИКТ-угрозу составляют социальные сети и компьютерные игры. Подавляющее большинство опрошенных респондентов имеют странички в социальных сетях, таким образом, младшие школьники игнорируют возрастной ценз в 13 лет, рекомендованный в России для пользователей социальных сетей. При этом 16 % детей уже имеют несколько виртуальных друзей, с которыми не знакомы в реальной жизни. При анализе анкетных данных школьников было выявлено, что пятая часть опрошенных школьников младших классов скрывают свои дейст-

вия в сети. Таким образом, скрытность поведения, наличие неизвестных виртуальных друзей и определенная агрессивность в сети делает младших школьников потенциальными потребителями негативного интернет-контента, может привести к возможности стать жертвой шантажа, вымогательства, манипулирования, оскорблений и нападок со стороны других.

Ученикам средних и старших классов было предложено пройти несколько опросов, целью которых является определение уровня знаний и способности противостоять следующим угрозам: вирусные атаки для ПК; нежелательный контент в сети; фишинг; манипуляции сознанием в информационной сфере; интернет-зависимость. Было установлено, что степень интернет-зависимости среди учащихся средних и старших классов достаточно высок. Согласно результатам проведенных исследований, старшеклассники не имеют достаточного уровня подготовки для борьбы с интернет-зависимостью.

Анализ результатов анкетирования по вопросу информированности о вирусных угрозах показал, что практически все учащиеся имеют только начальное представление о вирусах, и, соответственно, большинство не может адекватно реагировать на такие угрозы. Также почти все опрошенные ученики обладают средними знаниями об угрозах манипулирования сознанием и действиями пользователя, при этом только десятая часть учащихся способны адекватно реагировать на любые угрозы рассматриваемого типа. Также анализ материалов по анкетированию показал, что средние и старшие школьники менее всего информированы о такой информационной угрозе, как фишинг. Школьники традиционно хорошо распознают нежелательный контент и понимают риски, связанные с данными угрозами, однако способность ему противостоять у школьников достаточно низкая.

Проведенные исследования подтвердили необходимость проведения многоплановой работы с учащимися по прививанию навыков безопасного поведения в виртуальной среде. В рамках такой работы нами:

1) разработаны рекомендации и нормы безопасного поведения в Интернете и сетевых сообществах;

2) разработан факультативный курс «Безопасное поведение в Интернете» для различных возрастных групп (младшие школьники, школьники среднего звена и старшеклассники).

В настоящее время нами разрабатываются игровые тренажеры по сетевой безопасности, соответствующие современным требованиям юзабилити. Учитывая особенности детского и подросткового восприятия, в процессе разработки тренажеров мы руководствовались следующими критериями: простота интерфейса, отсутствие сложных последовательностей действий; постепенное нарастание сложностей заданий; обратная связь, дифференциация в обучении; наличие игровых моментов; многократное повторение, учет ошибок; активизация поисковой активности; поощрения за достижения, отсутствие оценочности; неизбежное достижение результата.

Заключение

В работе показано, что в настоящее время содержание учебников по информатике базового уровня недостаточно формирует компетентную базу личной информационной безопасности школьника в современной информационной среде. Проведены исследования проблем ИКТ угроз для школьников различных возрастных групп. Показано, что школьники, в большинстве случаев, некомпетентны в борьбе с угрозами информационного характера. Мы полагаем, что помимо разработки норм поведения и рекомендаций необходимо проводить дополнительные занятия со школьниками, развивающие практические компетенции безопасного применения ИКТ.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: //Шр://минобрнауки.рф/документы/922

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: Й1р://минобрнауки.рф/документы/938

3. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Информатика» для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. «БИНОМ. Лаборатория знаний». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/fües/pz79fg os.doc.

4. Угринович Н. Д. Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Информатика» для 7-9 классов. «БИНОМ. Лаборатория знаний. URL: http://metodist.lbz.ru/authors-/informatika/1/files/pz7-9fgos.doc.

5. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Информатика» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. «БИНОМ. Лаборатория зна-

ний». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informa-tika/3/files/pz5-9fgos.doc.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/докуменгы/ 2365.

7. Угринович Н. Д. УМК «Информатика» для 10-11 классов, базовый уровень. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/.

8. Семакин И. Г. Информатика. 10-11 классы. Базовый уровень. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

9. Макарова Н. В. УМК «Информатика» 1011 класс (ФГОС), базовый уровень. URL: http://me-todist.lbz.ru/authors/informatika/9/

10. Лопатин Д. В., Золотова М. А. Обработка анкет средствами облачных технологий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. Вып. 2 (24). C. 215-217.

11. Лопатин Д. В., Анурьева М. С., Еремина Е. А., Заплатина Е. А., Калинина Ю. В. Информационно-коммуникационные угрозы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. Вып. 2 (22). С. 148-155.

12. Лопатин Д. В., Анурьева М. С., Лопатина М. В., Заплатина Е. А., Калинина Ю. В., Еремина Е. А., Шевлягина М. А. Безопасность пользователей инфокоммуникационных технологий. Гуманитарный аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2014. Вып. 2 (19). С. 652-655.

13. Лопатин Д. В., Королева Н. Л., Анурьева М. С., Лопатина М. В., Калинина Ю. В., Житенё-ва И. А., Кириллова В. О. Динамика угроз информационно-коммуникационного характера в молодежной группе // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. 2016. Вып. 1 (21). С. 154-160.

14. Остапчук К. А., Житенева И. А., Лопатина М. В., Анурьева М. С., Королева Н. Л., Лопатин Д. В. Отношение к проблеме ИКТ-угроз в молодежной группе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2015. Вып. 1 (25). С. 69-73.

15. Лопатин Д. В., Королева Н. Л., Остапчук К. И., Пузанова Я. М. Проблема отношения младших школьников к безопасности в сети // Информационные технологии в образовании. Саратов. 2016. С. 234-237.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of the primary general education]. URL: //http://minobrnauki.rf/dokumenty/922

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of the main general education]. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/938

3. Semakin I. G., Zalogova L. A., Rusakov S. V., Shestakova L. V. Poyasnitel'naya zapiska k zavershen-noj predmetnoj linii uchebnikov «Informatika» dlya 7-9 klassov obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenij [The explanatory note to the complete subject line of textbooks «Informatics» for 7-9 forms of educational institutions]. «BINOM. Laboratoriya znanij». URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/pz79fg os.doc

4. Ugrinovich N. D. Poyasnitel'naya zapiska k zavershennoj predmetnoj linii uchebnikov «Informati-ka» dlya 7-9 klassov [The explanatory note to the complete subject line of textbooks «Informatics» for 7-9 forms]. «BINOM. Laboratoriya znanij. URL: http://metodist.lbz.ru/authors-/informatika/1/files/pz7-9fgos.doc

5. Bosova L. L., Bosova A. Yu. Poyasnitel'naya zapiska k zavershennoj predmetnoj linii uchebnikov «Informatika» dlya 5-9 klassov obshcheobrazova-tel'nykh uchrezhdenij [The explanatory note to the complete subject line of textbooks «Informatics» for 5-9 forms of educational institutions]. «BINOM. Laboratoriya znanij». URL: http://metodist.lbz.ru/authors-/informatika/3/files/pz5-9fgos.doc

6. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of secondary education]. URL: http://minobrnauki.rf/dokumenty/ 2365

7. Ugrinovich N. D. UMK «Informatika» dlya 10-11 klassov, bazovyj uroven' [Teaching materials «Informatics» for 10-11 forms, basic level]. URL: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/

8. Semakin I. G. Informatika. 10-11 klassy. Bazovyj uroven' [Informatics. 10-11 forms. Basic level]. M.: BINOM. Laboratoriya znanij, 2016.

9. Makarova N. V. UMK «Informatika» 10-11 klass (FGOS), bazovyj uroven' [Teaching materials «Informatics» for 10-11 forms (FSES), basic level]. URL: http://me-todist.lbz.ru/authors/informatika/9/

10. Lopatin D. V., Zolotova M. A. Obrabotka an-ket sredstvami oblachnykh tekhnologij [Processing of questionnaires means of a cloud computing] // Psikho-logo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2014. Vyp. 2 (24). S. 215-217.

11. Lopatin D. V., Anur'eva M. S., Eremina E. A., Zaplatina E. A., Kalinina Yu. V. Informatsionno-kommunikatsionnye ugrozy [Information and communication threats] // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2013. Vyp. 2 (22). S. 148-155.

12. Lopatin D. V., Anur'eva M. S., Lopatina M. V., Zaplatina E. A., Kalinina Yu. V., Eremina E. A., Shevlyagina M. A. Bezopasnost' pol'zovatelej info-kommunikatsionnykh tekhnologij. Gumanitarnyj aspect [Safety of users of infocommunication technologies. Humanitarian aspect] // Vestnik Tambovskogo universi-teta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskiye nauki. 2014. Vyp. 2 (19). S. 652-655.

13. Lopatin D. V., Koroleva N. L., Anur'eva M. S., Lopatina M. V., Kalinina Yu. V., Zhitenyova I. A., Kirillova V. O. Dinamika ugroz informatsionno-kommunikatsionnogo kharaktera v molodezhnoj gruppe [Dynamics of threats of information and communication character in youth group] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskiye nauki. 2016. Vyp. 1 (21). S. 154-160.

14. Ostapchuk K. A., Zhiteneva I. A., Lopatina M. V., Anur'eva M. S., Koroleva N. L., Lopatin D. V. Ot-nosheniye k probleme IKT-ugroz v molodezhnoj gruppe [The relation to a problem of ICT threats in youth group] // Psikhologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2015. Vyp. 1 (25). S. 69-73.

15. Lopatin D. V., Koroleva N. L., Ostapchuk K. I., Puzanova Ya. M. Problema otnosheniya mladshikh shkol'nikov k bezopasnosti v seti [Problem of the attitude of younger school students towards safety in network] // Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Saratov. 2016. S. 234-237.

* * *

PROBLEMS OF TRAINING OF SCHOOL STUDENTS TO SAFE USE OF MEANS OF ICT

Anuryeva Mariya Sergeevna, Koroleva Natalya Leonidovna, Ostapchuk Kristina Igorevna, Puzanova Yana Mikhaylovna, Lopatin Dmitry Valeryevich

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: 79107540080@ya.ru

Work is performed with financial support of RHSF (project № 17 16 68008) together with Administration of the Tambov region, the Russian Federal Property Fund (project № 15 17 08378)

In article authors consider safety issues of school students, their abilities to resist to the threats arising in the information sphere, analyze FSES and metasubject results of development of educational programs of the initial, main and secondary (full) general education and present that now the contents of textbooks on

informatics of basic level form competent base of personal information security of the school student in the modern information environment insufficiently that health of pupils can negatively affect on psychological and moral. In the considered textbooks the questions connected with skills of a filtration of undesirable content from the huge mass of information on the Internet, counteractions to destructive programs, a phishing, psychological prosecutions in network and also prevention of Internet dependence at children do not reveal. Authors made researches of problems of information and communication threats for school students of various age groups and prove need of holding the additional classes with pupils forming at them abilities of counteraction to information threats, skills of safe behavior in the virtual environment. It is important to create and extend game simulators for network safety among school students that will allow to develop practical competences and to partially solve a problem of their safety.

Key words: information and communication technologies, threats of information character, network safety, school student, training

Об авторах:

Анурьева Мария Сергеевна, старший преподаватель кафедры математического моделирования и информационных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Королева Наталья Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Остапчук Кристина Игоревна, студентка 3 курса направления подготовки «Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Пузанова Яна Михайловна, студентка 2 курса направления подготовки «Информационная безопасность» Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Лопатин Дмитрий Валерьевич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

About the author:

Anuryeva Mariya Sergeevna, Senior Lecturer of the Mathematical Modeling and Information Technologies Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Koroleva Natalya Leonidovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Mathematical Modeling and Information Technologies Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Ostapchuk Kristina Igorevna, 3rd-year Student of the Education Program «Safety of Information Technologies in the Law-Enforcement Sphere», Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Puzanova Yana Mikhaylovna, 2d-year Student of the Education Program «Information Security», Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Lopatin Dmitry Valeryevich, Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor of the Mathematical Modeling and Information Technologies Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.