Научная статья на тему 'Оценка готовности студентов вузов к реализации дистанционного обучения'

Оценка готовности студентов вузов к реализации дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
951
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКА* ЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милохин Д. Б.

В данной работе представлен способ оценки готовности студентов к реализации дистанци* онного обучения. Рассматривается проблема выявления критериев и уровней сформированнос* ти этой готовности, а также выдвигается ряд рекомендаций по подготовке студентов к работе в сфере дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милохин Д. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка готовности студентов вузов к реализации дистанционного обучения»

Милохин Д.Б.

Оренбургский государственный университет E-mail: iam@deniskin.com

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В данной работе представлен способ оценки готовности студентов к реализации дистанционного обучения. Рассматривается проблема выявления критериев и уровней сформированнос-ти этой готовности, а также выдвигается ряд рекомендаций по подготовке студентов к работе в сфере дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, критерии готовности, повышение квалификации, педагогический университет, информационные технологии, самостоятельная работа.

Анализ научных материалов показал, что дистанционное обучение в настоящее время является насущной проблемой для педагогики. Под дистанционным обучением, по определению Министерства образования и науки Российской Федерации, приведенному в приказе о создании «Объединенного проекта по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения», будем понимать обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.

Основу дистанционного образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, обычной или электронной почте.

Появление информационно-телекоммуникационных средств обучения - персональных компьютеров с обучающими, контролирующими программами, моделями и тренажерами, факсимильной связи, видео- и аудиотехнологий, системы Интернет - кардинально изменило характер и возможности такого обучения. Внедрение компьютерных технологий предоставило возможность перехода на иной уровень передачи информации, позволило создать средства обучения с мощными интерактивными возможностями. Компьютерные системы могут продемонстрировать многовариантность решения, проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, открыть доступ к элек-

тронным библиотекам, помочь за считанные секунды найти нужную информацию.

Востребованность системы дистанционного обучения, базирующегося на современных компьютерных технологиях, определилась необходимостью реализации принципа открытости образования, расширения прав личности на получение того образования и в том образовательном учреждении, которое будущему специалисту кажется более привлекательным.

Дистанционное обучение является инновационной системой обучения (фактически дистанционное обучение является развитием заочного обучения; многие авторы даже используют термин «заочно-дистанционное обучение»), призванной прийти если не на смену, то на подмогу традиционному обучению. Однако в педагогической литературе пока отсутствует целостное представление о дистанционном обучении и о готовности к его реализации.

Спрос на дистанционное обучение в России сегодня оценивается как соизмеримый с потребностями образования по дневной форме обучения, т. е. составляет примерно 1,5 млн. учащихся в год [1]. Кроме того, по оценкам Федеральной службы занятости населения, в России ежегодно требуется переподготавливать около 2 млн. специалистов, вынужденных менять профиль работы вследствие закрытия или перепрофилирования предприятий, вынужденной миграции населения и других причин. Крупными потребителями системы дистанционного обучения может стать русскоязычное население в зарубежных странах и лица, для которых русский язык является вторым основным языком. Как значительный оценивается и спрос на услуги дистанционного обучения со стороны граждан зарубежных стран.

Многие научно-педагогические исследования, а также опыт нашей практической деятель-

ности показывают, что не все студенты в одинаковой степени готовы к реализации дистанционного обучения, и поэтому готовность не может быть зафиксирована на одинаковом, строго заданном уровне. Под готовностью к реализации дистанционного обучения будем понимать устойчивое интегральное динамическое качество личности, определяющее содержание, направленность и характер ее деятельности в процессе профессионального самоопределения и самореализации. Проблема измерения готовности к реализации дистанционного обучения связана с проблемой выявления критериев и уровней ее сформированности.

Основные требования к критериям могут быть сформулированы следующим образом: они должны быть объективными; включать самые существенные, основные моменты исследуемого явления; охватывать типичные стороны явления; формулироваться ясно, коротко, точно; измерять именно то, что хочет проверить исследователь.

Рассматривая структуру готовности студента к реализации дистанционного обучения как единство компонентов [3], мы оцениваем степень развития готовности студента к реализации дистанционного обучения по следующим критериям:

- мотивационно-когнитивная готовность к реализации дистанционного обучения;

- технологическая готовность к реализации дистанционного обучения;

- рефлексивно-результативная оценка деятельности по реализации дистанционного обучения.

Каждый критерий раскрывается нами через соответствующие показатели, по которым можно судить об уровне его сформированности: Мотивационно-когнитивная готовность к реализации дистанционного обучения:

- мотивация;

- знания о дистанционном обучении;

- отношение к дистанционному обучению;

- знания о вариантах реализации дистанционного обучения.

Технологическая готовность к реализации дистанционного обучения:

- владение методами реализации дистанционного обучения;

- владение творческими инновационными приемами и методами дистанционного обучения;

- умение пользоваться современными информационными технологиями;

- знание возможностей основных образовательных ресурсов Интернета;

- умение соотнести педагогическую задачу с возможностями образовательного ресурса Интернета.

Рефлексивно-результативная оценка

деятельности по реализации дистанционного обучения:

- включение в деятельность по реализации дистанционного обучения;

- рефлексия реализации дистанционного обучения.

Приведенные критерии и показатели готовности к реализации дистанционного обучения служат исходными данными для определения уровней развития этого качества у студентов педагогического вуза. Вопрос определения уровней развития (сформированности) личностных свойств и качеств всегда привлекал внимание педагогов и психологов (Л.И. Божович, Г.А. Бокарева, О.С. Гребенюк, В.С. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков, Г.И. Щукина).

Конкретизируем предложенные критерии с точки зрения их проявления в группах с низким, достаточным и высоким уровнем готовности к реализации дистанционного обучения.

Мотивационно-когнитивная готовность к реализации дистанционного обучения. Для низкого уровня характерны несфор-мированность потребностей и интересов, минимальный объем знаний, умений и навыков, необходимых для реализации ДО. Заинтересованность студентов в получении новых знаний обусловлена лишь потребностью сдать зачет или экзамен. Данный уровень характеризуется сформированностью только основ убеждений и идеалов. Студенты этой группы испытывают трудности в продуцировании индивидуальных критически-оценочных суждений по поводу системы дистанционного обучения. Они не владеют приемами постановки собственных целей дистанционного обучения. Творческая направленность этой деятельности развита слабо.

Для достаточного уровня характерно повышение творческой активности студентов. Заинтересованность в получении новых знаний служит основой развития системы потребностей и интересов. Значительный объем знаний, умений и навыков, необходимых для реализа-

ции ДО, знания носят продуктивный характер. Студенты осознанно воспринимают информацию, грамотно оперируют понятиями. Однако обращение к внепрограммному материалу носит пока эпизодический характер. Студенты данной группы отличаются большей уверенностью в адекватности своих взглядов на систему дистанционного обучения, существующую в мире. В их представлении идеалы наполняются конкретным общественным смыслом. Они способны сформировать и аргументировать цель своей деятельности в системе ДО. Критерии оценки происходящих явлений становятся более глубокими, гибкими и разнообразными. Творческая направленность деятельности усиливается. Потребность реализовать свои убеждения осознается с позиций общественной значимости.

Высокий уровень характеризуется наивысшей творческой активностью, развитой широкой системой устойчивых и направленных потребностей и интересов, умением оценивать происходящие в сфере дистанционного обучения процессы и явления на основе индивидуально-осмысленных и личностно принятых ценностей. Студенты этой группы регулярно читают литературу по специальности, владеют в полной мере знаниями, умениями и навыками, необходимыми для реализации ДО. Студентов данной группы характеризует высокая степень сформированности системы взглядов и отношений к реально происходящим процессам в области ДО, целостность ценностных ориентаций и установок, которая сознательно реализуется в процессе их деятельности по реализации ДО. Студенты этой группы автономны и самостоятельны в своих оценках и суждениях относительно явлений и процессов в сфере ДО. Сознательно и ответственно выбирают цель своей деятельности и социально приемлемые средства ее достижения, способны активно отстаивать свои убеждения и позицию в ситуации борьбы ценностей и смыслов, владеют приемами творческого саморазвития.

Уровни сформированности технологической готовности к осуществлению информационной деятельности можно представить следующим образом.

Низкий уровень. Студенты недостаточно хорошо знакомы с методами дистанционного обучения, не владеют приемами постановки собственных целей деятельности по реализации

дистанционного обучения. В их мотивационной сфере преобладают ситуационные потребности и мотивы, нечетко выражен интерес. Они испытывают затруднения в творческом применении знаний, умений и навыков при решении конкретных учебно-профессиональных задач. Навыки владения компьютерной техникой в стадии формирования.

Достаточный уровень. Студенты данной группы хорошо ориентируются в области дистанционных технологий. Они осознанно формулируют свои цели, понимают важность изучения дистанционных образовательных технологий. Мотивация их деятельности по реализации ДО ориентирована на индивидуальный успех и самоутверждение в глазах членов референтной группы (однокурсников, преподавателей, родителей). Они стараются решать поставленные перед ними задачи разными способами, проявляют активность и инициативу. Они успешно используют полученную информацию при создании курсов ДО, настойчиво борются с трудностями и пытаются предложить свой путь решения различных проблем.

Высокий уровень. Студенты данной группы свободно ориентируются в области дистанционных технологий. Они могут самостоятельно разработать курс ДО, испытывают потребность в самопознании, саморазвитии и наиболее полной реализации своих творческих возможностей и индивидуальных способностей в сфере ДО. Основными мотивами их деятельности являются будущие высокие профессиональные достижения, которые они рассматривают с точки зрения их максимальной полезности для окружающих людей и общества. Они отлично владеют компьютерной техникой и новыми информационными технологиями, свободно, осознанно и творчески используют приобретенные знания и умения при решении учебно-профессиональных задач, имеют свой индивидуальный стиль при работе в сфере ДО.

Относительно уровневых групп характеристики рефлексивно-результативной оценки информационной деятельности были распределены следующим образом.

Для низкого уровня включения в деятельность по реализации ДО характерна ориентация на получение исключительно личного эмоционального удовлетворения от работы в сфере ДО. Уровень притязаний к качественной,

содержательной стороне ДО невысок. Система ДО в большинстве случаев рассматривается как предмет, вызывающий лишь эмоциональное удовлетворение. Проявление социальных, высших чувств развито слабо и не играет существенной роли в действиях и поступках.

Для достаточного уровня включения в деятельность по реализации ДО характерна регулирующая роль высших социальных чувств. Личность способна критически оценивать, определять качественную сторону дистанционного обучения. ДО рассматривается в первую очередь как предмет удовлетворения познавательных потребностей. Работа в сфере ДО сопровождается чувством психологического комфорта, уверенностью и сопряжена с повышением социального статуса и квалификации. Эмоциональная активность принимает более сложную форму. Здесь играет роль и расширение содержательности чувств и эмоций, и их ценностная ориентация.

Для высокого уровня включения в деятельность по реализации ДО характерна целостность ее структуры и содержания, которая отличается глубиной и всесторонней развитостью. Эмоциональная активность становится инструментом творческого освоения, потребления и использования методов ДО. Студенты этой группы регулируют свою деятельность по реализации ДО с помощью высших чувств - интеллектуальных, морально-нравственных и эстетических. На этом уровне эмоциональная активность выполняет функции регулятора ценностной ориентации чувств и эмоций человека.

Проанализировав деятельность педагогов, работающих в сфере дистанционного обучения, и соглашаясь с Е.С. Полат [2], мы пришли к выводу, что для формирования готовности студента к реализации ДО необходимо выполнить следующие действия:

1. Формирование у будущего педагога мотивации к реализации дистанционного обучения. Мы считаем, что акценты необходимо делать на актуальности, удобстве и большей по сравнению с традиционной формой обучения экономичности ДО.

2. Включение будущего педагога в дистанционную образовательную деятельность в качестве учащегося для понимания сложностей, которые испытывает обучаемый на расстоянии, а также для осознания роли и функций педагога ДО.

3. Подготовка креализации ДО будущим педагогом состоит из четырех этапов - планирование, выбор, подготовка средств реализации ДО и прогнозирование результата.

4. Осуществление дистанционной образовательной деятельности в качестве практиканта для отработки основных навыков, получения опыта и оценки от наблюдающего педагога; а затем в качестве педагога для формирования собственного стиля создания и проведения курсов ДО.

5. Оценкарезультата. Для получения объективного ответа необходимо проводить как внутреннюю оценку полученного результата деятельности по реализации ДО (осуществляется самим педагогом), так и внешнюю (состоит из ответов обучающихся на вопросы рефлексии).

6. Последействие. Корректировка деятельности по реализации дистанционного обучения будущим педагогом ДО в соответствии с полученными результатами анализа проведенного курса дистанционного обучения.

Нам кажется, что выделение следующих этапов подготовки к реализации ДО поможет более точно описать процесс формирования готовности:

1. Определение цели и задач курса ДО на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.

2. Отбор оптимального содержания материала курса ДО, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.

3. Выделение главного материала, который обучающийся должен понять и запомнить на курсе ДО.

4. Разработка структуры курса ДО, определение наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

5. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений обучающихся.

6. Планирование всех действий педагога и обучающихся на всех этапах курса ДО, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в стандартных ситуациях.

7. Подбор дидактических средств курса ДО.

8. Проверка оборудования и технических средств обучения.

9. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы обучающихся на курсе ДО и ее направленности на развитие их самостоятельности.

10. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на курсе ДО и вне его, приемов обобщения и систематизации знаний.

11. Составление списка обучающихся, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений обучающихся.

12. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания работы на дом.

13. Продумывание форм подведения итогов курса ДО.

14. Запись плана и хода курса ДО для последующего анализа и коррекции.

Дистанционное обучение как система организации целенаправленного процесса интерактивного взаимодействия обучающих, обучающихся и средств обучения представлена в совокупности трех базовых подсистем, каждая из которых состоит из определенных элементов. Первой и основной является дидактическая подсистема. Она включает характерные для традиционного обучения компоненты. В основе ее функционирования лежит упорядоченный комплекс целей, функций, способов и приемов, принципов, требований и условий эффективности их взаимодействия, факторов влияния на ее результативность. Технологии, преобладающие в дистанционном обучении, накладывают свои ограничения на отбор, последовательность и способ предъявления фрагментов содержания обучения. Каждая из этих составляющих в системе дистанционного обучения имеет свою специфику. Ее отличает как содержание каждого из названных компонентов, так и перераспределение их роли и частоты использования в образовательном процессе.

В традиционном обучении мы имеем дело с прямым взаимодействием «преподаватель -обучаемый», где технические средства играют роль приспособлений для усиления вербальных воздействий преподавателя на обучаемых, а не

средств обучения как таковых. В дистанционной форме обучение с помощью этих средств становится преобладающим, а роль преподавателя как источника информации представлена содержанием разработанных им вариантов учебных курсов, а также в сообщении обучаемому информации, выходящей за пределы этого курса, или разъяснении непонятых обучаемым фрагментов текстов и заданий. Деятельность преподавателя в учебном процессе из основной трансформируется во вспомогательную, а содержание его деятельности определяется содержанием заказов обучаемого, сформулированных в виде поставленных им вопросов. Это нарушает целостность деятельности преподавателя, и в корне изменяется способ реализации характерных для традиционного обучения функций анализа и планирования. Другой задаче подчинено и планирование взаимодействия с обучаемым в дистанционном обучении. За относительно короткое время телекоммуникационной связи с обучаемым нужно ответить на его вопросы. Деятельность преподавателя носит экспромтный характер, что под силу не каждому преподавателю и требует специальной подготовки.

Второй компонент системы дистанционного обучения - техническая система обеспечения передачи информации, осуществления контрольных и консультационных функций. В отличие от традиционного обучения эта подсистема является не вспомогательной, а одной из центральных. Она представлена специфическими для этой дидактической системы средствами обучения, в качестве которых, с одной стороны, выступают печатные материалы и компьютерные программы, с другой - средства телекоммуникации.

Все названные подсистемы и их элементы взаимодействуют в образовательном процессе различными способами, выбор которых зависит от поставленной преподавателем и обучаемым цели, используемого технического средства и выбранной преподавателем модели обучения. Этот выбор зависит от уровня и темпа продвижения обучаемого и может быть предложен преподавателю и самим обучаемым. В этом взаимодействии реализуется функциональное назначение системы ДО, обеспечивается интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения и возможность самостоятельной работы обучаемых, оценка их знаний и умений.

рать пассивную роль на занятиях, а преобладающая форма обучения - передача знаний в ходе объяснений преподавателя. В модели дистанционного обучения в центре учебного процесса находится обучаемый; суть обучения - самостоятельная работа, развивающая способности к самообучению; в основе учебной деятельности лежит сотрудничество, а роль учащихся в обучении активнее роли преподавателя. В дистанционном обучении доминирующими являются задачи организации самостоятельной познавательной деятельности обучаемого, вооружения его навыками самостоятельной работы по получению новых знаний и их практическому применению.

21.05.2010

Список использованной литературы:

1. Меськов В., Манушин Э. На пути интеграции (к итогам II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика») // Высшее образование в России. 1996. №4. С. 6.

2. Теория и практика дистанционного обучения: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.

3. Узнадзе, Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Изд-во Питер, 2003. - 416 с.

Сведения об авторе: Милохин Денис Борисович, старший преподаватель кафедры администрирования информационных систем Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 1502, тел. (3532)372539, e-mail: iam@deniskin.com

Milokhin D.B.

The estimation of the readiness of the students of VUZ for the realization of distance studying The author represents the method of evaluating the readiness of students for the realization of distance studuing. The problem of the development of criteria and levels of the formation of this readiness is examined, and a number of recommendations regarding training of students for the work in the sphere of remote instruction also is advanced.

The key words: remote instruction, the criterion of readiness, an increase in the qualification, pedagogical university, information technologies, independent work.

Bibliography:

1. Meskov V., Manushin E. On the way to the integration (to the results of II UNESCO International congress «Education and informatics») // Higher education in Russia. 1996. №4. P. 6

2. Theory and practice of distant learning: tutorial for students of pedagogical institutions / E. S. Polat, M. U. Bukharkina, M. V. Moiseeva; Ed. E. S. Polat. - М.: Publishing house «Academia», 2004. - 416 p.

3. Uznadze, D. N. Psychology of purpose / D. N. Uznadze. - SPB.: Publishing house Piter, 2003. - 416 p.

В дистанционном обучении необходимо такое развитие индивидуальных методов и формирование дидактических материалов, чтобы они соответствовали индивидуальности каждого обучаемого, а не их усредненным группам. Это требует научно обоснованного моделирования как процесса обучения, так и всей образовательной системы, работающей в дистанционном режиме.

Традиционная модель обучения характеризуется тем, что: в центре учебного процесса находится преподаватель; в учебном процессе взаимодействует ограниченное число участников; между учащимися идет негласное соревнование; большинство учащихся имеет возможность иг-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.