Научная статья на тему 'Модель формирования готовности к самостоятельной учебной деятельности студентов дистанционного обучения'

Модель формирования готовности к самостоятельной учебной деятельности студентов дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / DISTANCE LEARNING / READINESS FOR SELF-LEARNING ACTIVITY / THE COMPONENTS OF READINESS FOR SELF-LEARNING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенина М. В., Фирсова Е. Ю.

Статья посвящена проблеме формирования готовности к самостоятельной учебной деятельности у студентов в условиях дистанционного обучения. Представлена модель системы формирования и определены структурные компоненты готовности к само-стоятельной учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF READINESS FOR SELF-STUDY OF DISTANCE EDUCATION STUDENTS

The article deals with the formation of readiness for self-learning activities of students in dis-tance learning. The model of the forming system and identified the structural components of readiness for self-sufficient-term training activities.

Текст научной работы на тему «Модель формирования готовности к самостоятельной учебной деятельности студентов дистанционного обучения»

UDC: 378.6

INTERDISCIPLINARY LINKS OF NATURAL SCIENCES AND TECHNICAL DISCIPLINES

Elena A. Alontseva, Alexander A. Gilev

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

194 Molodogvardeyskaya st., Samara, 443001

E -mail: algil@mail.ru

It is shown that the existing subject-based system of higher education causes the discrepancies between separate knowledge in various subjects and professional competence as an integral characteristic of educational quality. These contradictions are noted to be resolved only through the pedagogical integration of educational content.

Key words: Interdisciplinary links, interdisciplinary study complexes, subject integrated potential.

Original article submitted - 10/03/2011 Revision submitted - 10/03/2011

Elena A. Alontseva, Chief of Teaching Management Departament; Alexander A.Gilev, Chief Lecturer, Physics Department.

УДК 378

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

М.В. Горшенина1, Е.Ю. Фирсова1

Филиал ГОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»

446001, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: kaf.piuss@yandex.ru

Статья посвящена проблеме формирования готовности к самостоятельной учебной деятельности у студентов в условиях дистанционного обучения. Представлена модель системы формирования и определены структурные компоненты готовности к самостоятельной учебной деятельности.

Ключевые слова: дистанционное обучение, готовность к самостоятельной учебной деятельности, компоненты готовности к самостоятельной учебной деятельности.

Современная стратегия развития образования требует структурного и содержательного обновления системы высшего профессионального образования. Высшее образование в России перестало соответствовать потребностям страны и национальной безопасности. Недостаток высококвалифицированных кадров, отвечающих требованиям современного производства, стал остро ощущаться в последние годы, когда наметилось оживление производственной деятельности. Высшее профессиональное образование следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технической, экономической, экологической культуры лично-

1 Маргарита Владимировна Горшенина (к.п.н.), доцент, зав. кафедрой педагогики и управления социальными системами

2 Елена Юрьевна Фирсова, преподаватель кафедры общеэкономических дисциплин

сти обучаемых через развитие творческого мышления, комплекса специальных способностей и качеств личности, таких как готовность к профессиональной деятельности, конкурентоспособность, социальная мобильность и другие. По этому поводу Г. Щедровицкий писал: «Мы уже перестали удивляться тем «переворотам» в производстве, которые следуют сейчас буквально один за другим... И каждый раз человек встаёт перед необходимостью переучиваться. Для этого нередко нет ни времени, ни сил, да это и не экономично. Люди уже заранее должны быть максимально подготовлены к возможным сменам профессии, они должны иметь общее научное и техническое образование, которое бы обеспечило им необходимую основу для широкой группы профессий и свело процесс переучивания к минимуму» [3, с. 19]. Чтобы соответствовать требованиям современного производства, специалисту необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

Особую значимость способность студента к самообразованию и самообучению приобретает в условиях дистанционного обучения. Развитие инфо-коммуникационных и компьютерных технологий делает все более привлекательным дистанционные формы обучения. Большинство исследователей (M.G. Moore, A.W. Bates, B. Holmberg, А.А. Андреев, Е.С. Полат, А.В. Хуторской С.А. Щенников и др.) под дистанционным обучением понимают совокупность технологий, обеспечивающих асинхронное или синхронное интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей и базирующихся на принципе самостоятельного обучения студента. Доля самостоятельной работы при дистанционном обучении может составлять порядка 90% в общем объеме дисциплины. Однако, как показывают данные Forrester Research, до 70% начинающих курс обучения не заканчивают его в силу того, что не могут правильно организовать свою учебную деятельность и реализовать свободу выбора (количество курсов, время и место обучения, интенсивность обучения и т.п.). Практика показывает, что студенты не умеют ориентироваться в сложной и многообразной учебной и научной литературе и извлекать из неё нужную информацию.

Проведенный анализ психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме подготовки специалистов в рамках дистанционного обучения, позволяет выделить противоречие между возросшими требованиями к уровню самоорганизации учебной деятельности студентов и фактическим состоянием их способностей к самообучению и саморазвитию.

Президент французской группы «Новое образование» О. Бассис отмечала, что размышлять и конструировать знание самому возможно, потому что и опыт, и знание образуются в ходе реальных процессов, продуцирующих мысль и действие [4]. Однако работа в условиях неопределенности, когда задан только минимум необходимых параметров, а всё остальное (выбор метода решения, форму и содержание) студент должен определить сам, вызывает у обучающихся определенные трудности.

В связи с этим проблема формирования у студентов готовности к самостоятельной учебной деятельности и саморазвитию в рамках дистанционного обучения становится весьма актуальной.

Дистанционное обучение позволяет обеспечить переход:

- от обучения-запоминания к обучению-процессу интеллектуального развития и профессионального становления;

- от статической модели накапливаемых знаний к «портфелю» рабочих инструментов, операций и процедур мышления и деятельности;

- от ориентации на усредненного студента к индивидуализированным образовательным программам;

- от пассивного обучаемого к студенту, способному автономно выстраивать и стимулировать собственную деятельность учения.

Философской основой дистанционного обучения стали идеи личностно ориентированного образования американского философа Дж. Дьюи. В центр своей педагогической системы Дьюи поместил ученика и его учебную деятельность, в результате чего приоритетное значение приобрели самообразование и самоконтроль. Суть личностно ориентированного подхода к обучению заключается:

- в организации субъект-субъектного взаимодействия, предполагающей свободу выбора обучаемым содержания и методов обучения;

- в формировании готовности обучаемого к учению;

- в создании условий для личностного роста обучаемого;

- в обеспечении условий для саморегуляции;

- в изменении позиции педагога [1, с. 114-115].

Понятно, что традиционный учебный процесс не позволяет реализовывать основные принципы личностно ориентированного обучения, а в рамках дистанционного обучения такое становится возможным. Однако организация дистанционного обучения только на основе личностно ориентированного подхода будет неэффективна, поскольку он не обеспечивает достаточной интеграции образования с профессиональной и социальной средами.

Такая интеграция становится возможной, если модель обучения строить с использованием андрагогического подхода. При проектировании и реализации дистанционного обучения необходимо учитывать, что основной контингент обучаемых составляют взрослые люди. Такой студент приходит с ожиданием того, что его научат, как на конкретном рабочем месте осуществлять включённые в рабочий контекст действия, чтобы получить требуемый результат. Изучение общих моделей или общих подходов, которые могут привести к желаемому результату, для него будет малоинтересно, и соответственно обучение пойдет неэффективно. Андрагогическая модель позволяет раскрыть потенциальные творческие возможности каждого обучающегося, обеспечивает активную деятельность и высокую мотивацию.

Кроме того, новый этап развития российской системы профессионального образования характеризуется обновлением содержания образования на основе компе-тентностного подхода, который создает возможность для разработки модели личности специалиста через описание совокупности профессиональных компетенций и профессионально важных личностных качеств. Различные аспекты компетентност-ного подхода к образованию отражены в работах В.И. Байденко, И.А. Зимней, В.В. Краевского, А.К. Марковой, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского и др. Согласно И.А. Зимней, «компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях» [2]. И.А. Зимняя выделяет три основных группы компетентностей:

- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех её типах и формах.

Все эти виды компетенций формируются и проявляются в процессе профессиональной и учебной деятельности, в том числе и самостоятельной деятельности. Поэтому с точки зрения компетентностного подхода готовность к самостоятельной

учебной деятельности можно рассматривать и как средство, и как результат обучения, с одной стороны, и как качество личности - с другой.

Таким образом, модель системы формирования готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности в условиях дистанционного обучения должна объединять в себе преимущества личностно-развивающего, андрагогического и ком-петентностного подходов (рисунок).

По характеру познавательной деятельности можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

- репродуктивную - выполнение типовых заданий по заданному алгоритму действий;

- проблемно-поисковую - работа с источниками информации, подготовка рефератов и пр.;

- творческую - выполнение специальных творческих и нестандартных заданий, имеющих выраженную профессиональную направленность.

Цель: формирование готовности к самостоятельной учебной деятельности в условиях дистанционного обучения

Задачи: развитие показателей в структуре готовности к самостоятельной учебной

деятельности

Педагогические средства

Факультативный курс «Введение в самостоятельную учебную деятельность»

Информационный Обучающе - Диагностичес- Проектировочный

блок тренировочный блок кий блок блок

Подходы: личностно-развивающий, андрагогический, компетентностный

Результат: готовность к самостоятельной учебной деятельности

Когнитивный компонент Мотивационно-ценностный компонент Оценочно-рефлексивный компонент

Система формирования готовности к самостоятельной учебной деятельности

При этом прежний школьный опыт обучения, основанный на руководящей и направляющей роли педагога, во многом затрудняет процесс обучения студента в вузе. Переход от «научения к изучению» требует специально организованной педагогической поддержки. С этой целью для формирования готовности к самостоятельной учебной деятельности предлагается ввести для студентов первого курса факультатив «Введение в самостоятельную учебную деятельность», задача которого заключается в оказании помощи обучающимся в адаптации к новым условиям жизнедеятельности. После изучения курса студент будет уметь:

- выявлять предпочитаемый им стиль обучения и выстраивать под него индивидуальную траекторию обучения;

- определять последовательность и содержание операций выполнения основных видов учебной деятельности;

- анализировать и оценивать свою учебную работу;

- проводить рефлексию собственной учебной деятельности.

Факультативный курс имеет блочно-модульную структуру и включает в себя

следующие модули.

1. Информационный модуль. В нем дается информация о структуре университета, об особенностях организации дистанционной формы обучения, о графике учебной работы, о преподаваемых курсах и тьюторах, об основных видах учебной деятельности и т.п.

2. Обучающе-тренировочный модуль знакомит студентов со структурой учебной деятельности и приемами её проектирования, навыками работы с ИКТ и интернет-технологиями и т.д.

3. Диагностический модуль включает в себя тесты, опросники, анкеты для комплексной диагностики личностных качеств, особенностей стиля обучения, уровня подготовленности студентов и пр. Результаты этого модуля учитываются студентом и тьютором при разработке индивидуальной траектории обучения.

4. Проектировочный модуль направлен на формирование способностей к самоорганизации студентом своей учебной деятельности и выстраивание им индивидуальной траектории профессионального становления.

Степень сформированности готовности к самостоятельной учебной деятельности оценивается по следующим компонентам: когнитивный, мотивационноценностный, оценочно-рефлексивный, каждый из которых включает в себя определенные группы компетенций (таблица).

Таблица

Компоненты готовности к самостоятельной учебной деятельности

Готовность к самостоятельной учебной деятельности

Когнитивный компонент Мотивационно-ценностный компонент Оценочно-рефлексивный компонент

1. Умение интенсивно использовать все возможные информационные ресурсы 2. Способность к анализу и синтезу 3. Умение самостоятельно и осознанно планировать свою деятельность 4. Умение воспринимать и осваивать новые знания 5. Коммуникативные умения 6. Способность к овладению базовыми знаниями по профессии 7. Умение определять свой стиль обучения и планировать индивидуальную траекторию обучения 1. Направленность на профессию (мотивы, интересы, склонности) 2. Профессиональные ценностные ориентации 3. Видение перспективы деятельности 4. Умение ставить цели и достигать их 5. Направленность на профессиональный рост 6. Умение творчески подходить к решению профессиональных задач 7. Направленность на саморазвитие 1. Способность к самоорганизации 2. Умение определять достоинства и недостатки в проделанной работе 3. Умение сопоставлять достигнутые результаты с заданными целями и вносить соответствующие коррективы 4. Способность к самоанализу 5. Умение регулировать свое поведение 6. Умение адекватно реагировать на возникающие проблемы 7. Способность к самообразованию

Таким образом, увеличение доли самостоятельной работы студента в условиях дистанционного обучения вызывает необходимость формирования у них готовности к самостоятельной учебной деятельности и самообразованию. В основе системы формирования готовности к самостоятельной учебной деятельности лежат методологические основания личностно-развивающего, андрагогического и компетентностного подходов. Приобретение опыта принятия самостоятельных решений и самостоятельной учебной деятельности позволит обучающимся вырабатывать собственную стратегию развития с учетом своих индивидуальных особенностей и потребностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2009. - 382 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Ректор вуза. - 2005. - № 6. - С. 13-29.

3. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика: Системы педагогических исследований. - М.: Касталь, 1993. - 219 с.

4. Bassis O. Se construire dans le savoir, a l'ecole, en formation d'adultes I O. Bassis. - Paris: ESF, 1998. - 184 p.

Поступила в редакцию - 11/03/2011 В окончательном варианте - 11/03/2011

UDC: 378

MODEL OF FORMATION OF READINESS FOR SELF-STUDY OF DISTANCE EDUCATION STUDENTS M. V. Gorshenina, E. Y. Firsova

Branch of GOU VPO “Samara State Technical University”, Syzran 45 Soviet st., Syzran, Samara region, 446001 E-mail: kaf.piuss@yandex.ru

The article deals with the formation of readiness for self-learning activities of students in distance learning. The model of the forming system and identified the structural components of readiness for self-sufficient-term training activities.

Keywords: distance learning, readiness for self-learning activity, the components of readiness for self-learning activities.

Original article submitted -11/03/2011 Revision submitted -11/03/2011

Margarita V. Gorshenina (PhD), the senior lecturer, the manager. Pedagogics and management chair social systems, Elena J. Firsova, the teacher of chair of the general economic disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.