Научная статья на тему 'Оценка факторов роста выпуска инновационной продукции в регионе'

Оценка факторов роста выпуска инновационной продукции в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATIONS / INNOVATIVE PRODUCE / FACTORS OF INNOVATION DEVELOPMENT OF ENTERPRISES / TAXATION STIMULATION / INNOVATION POLITICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивоварова Наталья Владимировна, Комарова Елена Ивановна, Стеба Наталья Дмитриевна

В статье рассмотрены основные аспекты формирования и реализации инновационной политики в регионах РФ, систематизированы факторы, оказывающие влияние на объём создаваемой инновационной продукции. Представлен корреляционный анализ влияния определённых факторов на рост объёма инновационных товаров на территории Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF GROWTH FACTORS OF INNOVATIVE PRODUCTION OUTPUT IN THE REGION

The main aspects of formation and realization the innovation policy in the RF regions are considered. The factors influencing the volume of innovation products produced are systematized. The correlation analysis of the effect of certain factors on the increase of commodities output on the territory of the Orenburg region is suggested.

Текст научной работы на тему «Оценка факторов роста выпуска инновационной продукции в регионе»

Оценка факторов роста выпуска инновационной продукции в регионе*

Н.В. Пивоварова, соискатель, Е.И. Комарова, к.э.н., Н.Д. Стеба, к.э.н., Оренбургский ГУ

В современных условиях экономического развития России одним из главных стратегических приоритетов отечественной экономики, в том числе её модернизации, являются поддержка и развитие инновационного бизнеса. В сложившихся условиях осуществления предпринимательской деятельности отечественным предприятиям для наращивания темпов роста выпуска инновационной продукции необходима, с одной стороны, государственная поддержка, а с другой стороны — развитие интеграционных форм взаимодействия малых, средних и крупных предприятий, объединение усилий государства, науки и бизнеса в области инновационных разработок.

При выработке стратегии инновационного развития современному предприятию необходимо использовать комплексный подход, аккумулирующий в себе две составляющие. Первая составляющая — рыночная, она предполагает всесторонний анализ внешней по отношению к хозяйствующему субъекту среды, его непосредственного окружения и макрофакторов. При рыночной ориентации предприятие чётко нацелено на рынки сбыта своей продукции, на поиск наиболее перспективных с точки зрения коммерческого освоения рыночных сегментов. Вторая составляющая — ресурсная, она устанавливает основным фактором экономического успеха качество управления ресурсами предприятия и предполагает оценку его сильных и слабых внутренних сторон. Комбинирование интеллектуальных и материальных ресурсов позволяет получить, сохранить или преумножить конкурентные преимущества на целевых рыночных сегментах, а также влияет на рентабельность, финансовую результативность хозяйственной деятельности предприятия [1].

Государственная инновационная политика является частью социально-экономической политики государства и направлена на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Она реализуется с помощью экономических, нормативно-правовых и иных механизмов государственной поддержки. К числу основных задач государственной инновационной политики относят создание благоприятного

климата для развития инновационной деятельности и привлечения частных инвестиций в высокотехнологичный сектор, создание благоприятных условий для научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования. За период 2000—2009 гг. объём инновационных товаров в целом по Российской Федерации увеличился в шесть раз, наибольшая доля инновационных товаров в общем объёме отгруженных товаров приходится на 2008 г. (табл. 1). По Приволжскому федеральному округу сохраняется общероссийская тенденция роста инновационных товаров (за исследуемый период произошло увеличение объёма выпуска инновационных товаров в семь раз). Оренбургская область, хотя традиционно и не входит в число лидеров по инновационному развитию (доля инновационных товаров в общем объёме составляет не более 1,8%), сохраняет значительный научно-инновационный потенциал по показателям наукоёмкости, локализации научного потенциала, инновационной и инвестиционной активности. Снижение объёма выпуска инновационной продукции наблюдалось только в 2009 г., в период экономического кризиса [2].

Финансовые и экономические трудности, возникшие в 2009 г., негативно повлияли на коммерческое освоение результатов научных исследований и разработок. Но с другой стороны, сложившаяся экономическая ситуация стимулировала процессы конкуренции и реструктуризации компаний и целых отраслей, сделала приоритетным поиск эффективных технологических решений, позволяющих существенно сократить трудовые, материальные и финансовые издержки, подтолкнула предпринимателей к смелым решениям, которые раньше по разным причинам откладывались. Кроме того, текущие антикризисные решения и долгосрочные бюджетные программы, объявленные в России и зарубежных странах (США, Евросоюз, Китай), свидетельствуют о высоком приоритете науки и инноваций, о понимании их важности в пост-кризисной структуре отечественной экономики.

Государственные методы стимулирования инновационной деятельности подразделяются на прямые (бюджетное финансирование НИОКР, кредитование, субсидирование процентных ставок по кредитам на НИОКР, государственные заказы и др.) и косвенные (формирование законодательно-правовой базы в сфере науки

* Исследования проводились при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда и Правительства Оренбургской области (№ 11-12-56012а/У).

1. Динамика объёма инновационных товаров за период 2000—2009 гг.

Российская Федерация Приволжский федеральный округ Оренбургская область

Год млн руб- в % от общего объёма отгруженных товаров, выполненных работ, услуг млн руб- в % от общего объёма отгруженных товаров, выполненных работ, услуг млн руб- в % от общего объёма отгруженных товаров, выполненных работ, услуг

2000 154682,4 4,4 56269,4 6,2 2795 4,7

2003 315603,5 4,6 94883,5 5,9 1043,5 1,1

2004 435122,2 5,3 168606 8,8 1147,7 0,9

2005 545540 5 267252,9 10,5 911,6 0,4

2006 777458 4,7 377920,3 11,3 2336,9 0,8

2007 958928,7 4,6 448257,4 10,6 7820 2,2

2008 1103365,5 5 475640,7 9,8 10923,6 2,8

2009 934589,0 4,5 398126,8 9,3 6914,2 1,9

Темп роста 2008 г. к 2000 г., % в 6 раз — в 7 раз — в 2,5 раза —

и инноваций, налоговое стимулирование, развитие системы венчурного финансирования, формирование государственной инновационной инфраструктуры и развитие рынка научно-технической продукции). В отличие от методов прямого воздействия, непосредственно влияющих на принимаемые экономическими субъектами решения, косвенные методы лишь создают предпосылки для выбора направлений развития, соответствующих экономическим целям государства.

Государственная инновационная политика РФ формируется с учётом предложений субъектов РФ, а также муниципальных образований. В Оренбургской области технологии и стратегические направления инновационного развития определены Законом «Об инновационной деятельности в Оренбургской области», Законом «О государственной поддержке инновационной деятельности в Оренбургской области», программой «Поддержка научно-технологической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2011—2015 годы», законами о региональных налогах и иными нормативными актами.

Инновационная политика на уровне региона во многом определяется хозяйственной его структурой, ключевое значение в которой имеют предприятия, формирующие доходную часть регионального бюджета, непосредственно обусловливающие социальную стабильность в регионе в результате вовлечения в производственную деятельность значительного числа трудовых ресурсов.

Объёмы создаваемой инновационной продукции в субъектах РФ существенно различаются. Причины межрегиональных различий в темпах инновационного развития имеют как объективный, так и субъективный характер. К первым можно отнести структуру экономики регионов и темпы их социально-экономического развития, ко вторым — реализуемую органами

власти субъектов РФ политику инновационного регулирования и стимулирования. В целом в каждом конкретном регионе уровень инновационной активности определяется совокупностью разнообразных факторов.

Темпы инновационного развития в разные периоды времени обусловлены различными факторами, складывающимися в экономике. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие группы факторов инновационного развития.

I группа. Налоговые факторы (механизмы налогового стимулирования и льготирования):

— сумма фактически уплаченного налога на прибыль организаций;

— сумма фактически уплаченного налога на имущество организаций;

— налоговые льготы по налогу на прибыль организаций / сумма выпадающих доходов бюджета субъекта РФ по налогу на прибыль организаций;

— налоговые льготы по налогу на имущество организаций / сумма выпадающих доходов бюджета субъекта РФ по налогу на имущество организаций;

— налоговые доходы консолидированного бюджета субъекта РФ.

II группа. Финансовые факторы (механизмы формирования собственных и привлечённых источников инноваций):

— инвестиции в основной капитал;

— ВРП (валовая добавленная стоимость);

— сальдированный финансовый результат деятельности организаций;

— сумма кредитов, выданных банками организациям;

— субсидии юридическим лицам;

— бюджетные инвестиции.

Для анализа влияния этих групп факторов на рост объёма инновационных товаров на территории Оренбургской области был проведён корреляционный и регрессионный анализ, который

2. Результаты расчёта модифицированных коэффициентов корреляции

Характеристика связи Величина модифицированного коэффициента корреляции Переменная

Положительная сильная связь 0,98 Сумма выпадающих доходов бюджета по налогу на прибыль организаций (налоговые льготы)

0,94 Инвестиции в основной капитал

0,94 Сумма фактически уплаченного налога на прибыль организаций

0,93 Бюджетные инвестиции

0,91 ВРП (валовая добавленная стоимость)

0,84 Ставка рефинансирования Банка России, %

0,75 Сальдированный финансовый результат деятельности организаций

Положительная связь средней силы 0,65 Сумма выпадающих доходов бюджета по налогу на имущество организаций (налоговые льготы)

Положительная слабая связь 0,31 Сумма кредитов, выданных банками организациям

Отрицательная связь средней силы -0,46 Субсидии юридическим лицам

-0,45 Сумма фактически уплаченного налога на имущество организаций (предприятий)

Отсутствие связи 0,07 Налоговые доходы консолидированного бюджета субъекта РФ

3. Результаты оценивания моделей долгосрочной связи

Оценка модели Оценка коэффициента детерминации Выявленная взаимосвязь

1ппоу: =-390,99+0,096- Іпуе8І: (0,028) 0,59 (+) инвестиции в основной капитал

іппоу. =-75,46+3,98- КаіРгіЬ ВоШ:. (1,57) 0,68 (+) льготы по налогу на прибыль организаций

іппоу1 =-1670,64+10,71- Ка1Іш_ВоШ:1 (3,88) 0,72 (+) льготы по налогу на имущество организаций

іппоу. =53,84+ 0,42- КаіРгіК (0,15) 0,48 (+) сумма фактически уплаченного налога на прибыль организаций

іппоу: =389,4+1,52- КаіРгіЬ: (1,30) 0,15 сумма фактически уплаченного налога на прибыль организаций - связь не доказана

іппоу: =-306,25+ 0,02- УЯР: (0,01) 0,35 (+) валовая добавленная стоимость

іппоу: =477,04+0,08- 8аМо: (0,03) 0,53 (+) сальдированный финансовый результат деятельности организаций

іппоу:=1319,95+0,04- КгеШ^ (0,04) 0,10 сумма кредитов, выданных банками организациям, - связь не доказана

іппоу:=1166,02+1,07- 8иЬ8: (1,28) 0,09 бюджетные субсидии - связь не доказана

іппоу: =550,41+1,78- Ві: (0,62) 0,51 (+) бюджетные инвестиции

іппоу. =1877,07+3,88- 8іаука: (45,29) 0,00 ставка рефинансирования Банка России -связь не доказана

позволил доказать наличие или отсутствие взаимосвязи между объёмом инновационных товаров и группами факторов, изучить закономерности изменения величины инноваций в зависимости от изменения указанных факторов. В таблице

2 представлены результаты расчёта модифицированных коэффициентов корреляции между объёмом инновационных товаров и группами выделенных для оценки факторов.

Проведённый анализ показал, что основное влияние на изменение объёма инновационных товаров в исследуемый период оказывали: налоговые льготы, фактически уплаченные налоги, инвестиции, в том числе бюджетные, ВРП, ставка рефинансирования Банка России.

Для выявления долгосрочной связи использовали понятие коинтеграции. Наличие ко-интеграции означает наличие долгосрочного

равновесия между переменными, то есть наличие связи между их стохастическими трендами [3]. В таблице 3 представлены результаты оценки уравнений долговременной связи (в предположении стационарности остатков, проверка которой требует достаточной длины исследуемых временных рядов). Отметим, что тесная взаимосвязь большинства исследуемых временных рядов и особенно их малая длина не позволяют с достаточной надёжностью исследовать значимость коэффициентов моделей, описывающих взаимосвязь объёма инновационной продукции с несколькими факторами одновременно. Именно поэтому в данном случае мы ограничимся построением парных уравнений регрессии, описывающих взаимосвязь объёма инновационных товаров с каждым из исследуемых факторов по отдельности.

Мерой качества построенных моделей выбран коэффициент детерминации, показывающий долю вариации объёма инновационной продукции, объяснённую вариацией исследуемого фактора: чем этот коэффициент ближе к 1, тем выше качество построенной модели, тем большую долю дисперсии объёма инновационных товаров оно объясняет. Так, коэффициент детерминации 0,59 означает, что вариацией инвестиций в основной капитал объясняется 59% вариации объёма инновационных товаров.

Согласно модели, увеличение инвестиций в основной капитал на 1 млн руб. приводит к росту объёма инновационных товаров в среднем на 96 тыс. руб. Повышение фактически уплаченной суммы налогов на прибыль организаций на 1 млн руб. приводит к увеличению объёма инновационных товаров в среднем на 0,42 млн руб., причём рост величины налоговых льгот на 1 млн руб. приводит к увеличению объёма инновационных товаров в среднем на 3,98 млн руб. По налогу на имущество организаций рост суммы налоговых льгот на 1 млн руб. приводит к увеличению объёма инновационных товаров в среднем на 10,71 млн руб.

В результате проведённых исследований следует сделать вывод о том, что определяющее влияние на рост объёма инновационных товаров оказали налоговые факторы, а также показатель величины инвестиций в основной капитал. Это ещё раз подтверждает вывод о том, что налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности компаний является одним из главных условий формирования инновационной среды в нашей стране и её регионах.

Литература

1. Гришин В.В. Стратегические аспекты организации инновационной деятельности на фоне проблем глобальной рецессии // Мировое и национальное хозяйство. 2009. № 3—4 (10—11).

2. Российский статистический ежегодник, 2010.

3. Носко В. П. Эконометрика: элементарные методы и введение в регрессионный анализ временных рядов. М.: Институт экономики переходного периода, 2004. 501 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.