Научная статья на тему 'Оценка фактического питания студентов медицинского вуза: проблемы и пути их решения'

Оценка фактического питания студентов медицинского вуза: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4079
604
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / STUDENTS / FOOD / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Т. Н., Зуйкова А. А., Красноруцкая О. Н.

В статье приводятся результаты гигиенического исследования по оценке фактического питания студентов медицинского вуза, на основании которых установлен дисбаланс потребления организмом жизненно важных химических элементов макронутриентов и эссенциальных микронутриентов (витаминов, минеральных веществ). Определены основные алиментарные факторы, негативно влияющие на состояние здоровья современных студентов. На основе полученных результатов разработаны рекомендации по изменению режима питания и качественному составу пищи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрова Т. Н., Зуйкова А. А., Красноруцкая О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF STUDENTS' NUTRITION IN MEDICAL UNIVERSITY

THE PAPER PRESENTS THE RESULTS OF STUDIES TO ASSESS THE HYGIENIC ACTUAL NUTRITION OF THE STUDENTS OF THE MEDICAL UNIVERSITY. IT IS ESTABLISHED THE DYSBALANCE OF CONSUMPTION OF VITAL CHEMICAL ELEMENTS, ESSENTIAL MACRONUTRIENTS AND MICRONUTRIENTS (VITAMINS AND MINERALS). THE MAIN NUTRITIONAL FACTORS AFFECTING THE HEALTH OF THE STUDENTS ARE REVEALED. THE RECOMMENDATIONS FOR CHANGES OF DIET COMPOSITION AND QUALITY OF FOOD ARE PROPOSED.

Текст научной работы на тему «Оценка фактического питания студентов медицинского вуза: проблемы и пути их решения»

состоянием механизмов вегетативного регулирования гомеостатических функций организма на субклеточном уровне и соответствующий условиям проживания в средних широтах.

3. АГ-тип реактивности клеточных мембран отражал напряжение стратегических звеньев регуляции на субклеточном уровне и соответствовал напряженному течению адаптации.

4. Выявление вегетативной дизрегуляции по типам клеточной реактивности (ГХАГ и ХГ-типы) свидетельствовало о сужении диапазона приспособительных возможностей на клеточно-молекулярном уровне у части детей мигрантов с Севера и являлось неблагоприятным прогностическим признаком в течение адаптации.

Литература

1. Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева.- М.: Медицина, 1997.- 195 с.

2. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / под ред. A.M. Вейна.- М.: МИА, 2000.- С.54—238.

3. Варианты реактивности клеточных мембран и их роль в формировании метаболической адаптации у здоровых детей /О.И. Зайцева [и др.] //

Фундаментальные исследования. - 2004.- №6.-

С. 18-21.

4. Владимиров, Ю. А. Флюоресцентные зонды в исследовании биологических мембран / Ю.А. Владимиров, Г.Е. Добрецов.- М.: Медицина, 1980.-С. 51-130.

5. Зайцева, О.И. Вариации индивидуальной адаптации детей, проживающих в различных регионах Сибири / О.И. Зайцева, Т.А. Колодяжная // Якутский медицинский журнал.- 2010.- №2.- С.9-12.

6. Клинико-метаболические показатели детей в период адаптации к школе / В.Л. Грицинская [и др.] // Педиатрия.- 2001.- №5.- С. 57-59.

7. Манчук, В.Т. Молекулярно-клеточные критерии прогноза формирования патологии у детей / В.Т. Манчук, А.А. Савченко, СЮ. Терещенко // Сибирский медицинский журнал.- 2008.- Т. 23.- № 3.-С. 49-53.

8. Манчук, В.Т. Состояние и тенденции формирования здоровья коренного населения Севера и Сибири / В.Т. Манчук, Л.А. Надточий // Бюлл. Сиб.отд. Рос. академии мед.наук.- 2010.- Т30.- №3.-С.24-32.

9. Панин, Л.Е. Гомеостаз человека в условиях высоких широт / Л.Е. Панин // 13 Международный конгресс по приполярной медицине: матер, конгр.-Новосибирск, 2006.- 14 с.

УДК 616-056.5+378

ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ

РЕШЕНИЯ

Т.Н. ПЕТРОВА, А.А. ЗУЙКОВА, О.Н. КРАСНОРУЦКАЯ

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко, улица Студенческая, 10, Воронеж, 394036

Аннотация: в статье приводятся результаты гигиенического исследования по оценке фактического питания студентов медицинского вуза, на основании которых установлен дисбаланс потребления организмом жизненно важных химических элементов - макронутриентов и эссенциальных микронутриентов (витаминов, минеральных веществ). Определены основные алиментарные факторы, негативно влияющие на состояние здоровья современных студентов. На основе полученных результатов разработаны рекомендации по изменению режима питания и качественному составу пищи.

Ключевые слова: студенты, питание, здоровье.

ASSESSMENT OF STUDENTS' NUTRITION IN MEDICAL UNIVERSITY T.N. PETROVA, A.A. ZUIKOVA, O.N. KRASNORUTSKAYA

N.N. Burdenko Voronezh State Medical Academy

Absyract: the paper presents the results of studies to assess the hygienic actual nutrition of the students of the Medical University. It is established the dysbalance of consumption of vital chemical elements, essential macronutrients and micronutrients (vitamins and minerals). The main nutritional factors affecting the health of the students are revealed. The recommendations for changes of diet composition and quality of food are proposed.

Key words: students, food, health.

Питание является жизненной необходимостью человека. В настоящее время заметно возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Она даёт энергию, силу, развитие, а при грамотном её употреблении - и здоровье. Можно с определённой уверенностью утверждать, что здоровье человека на 70% зависит от питания. Пища зачастую является основным источником большинства заболеваний, однако с её же помощью можно и избавиться от многолетних недугов. Как ни соблазнительна пёстрая палитра продуктов питания и готовых изделий из них, но велики и проблемы, связанные с производством пищи, которые породила современная цивилизация. Повышенное содержание холестерина в крови, ожирение, кариес, диабет, нарушение жирового обмена веществ, гипертония, запоры, повышенное содержание мочевой кислоты в крови или подагра - вот неполный перечень так называемых «болезней цивилизации», вызванных неправильным питанием.

Результаты популяционных исследований позволяют говорить о необходимости проведения ранней первичной профилактики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний и в первую очередь дифференцированном применении диеткоррекции.

Цель исследования - оценка характера питания и его роли в формировании факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди студентов медицинского вуза с учетом медицинских и социально-гигиенических аспектов.

Материалы и методы исследования. Настоящее исследование проведено в рамках программы по формированию здорового образа жизни у студентов Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко.

Репрезентативная группа сформирована методом случайной выборки и носила сплошной характер. Объектом наблюдения явились 138 студентов 1 курса и 142 студента 6 курса лечебного факультета ВГМА им. Н.Н. Бурденко, из них 131 юноша и 149 девушек. Средний возраст обследованных составил 20,5±1,5.

Для решения поставленных в работе задач использован комплекс медико-социологических (анкетирование), клинических, биохимических и инструментальных методов исследования.

Сбор и статистическая обработка материала исследования была проведена на электронновычислительных машинах IBM-PC PENTIUM-4 с помощью основных и сопряженных биометрических методик, с использованием прикладных программ Windows (Excel, Word), Statistiga.

Результаты исследования и их обсуждение. Общее состояние организма, его активность и работоспособность зависят от режима питания. Принимать пищу необходимо не реже 3-4 раз в сутки, желательно в одно и то же время. Завтрак должен быть обяза-

тельным и достаточно плотным, во время обеда необходима полноценная горячая пища, которую нельзя заменить употреблением продуктов быстрого приготовления (вермишель, картофельное пюре и разнообразные супы из пакетиков). Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий учебы и быта.

При изучении режима питания учащихся обнаружилось, что среди обследуемых 16,5% юношей и 14,2% девушек принимают пищу три раза в день, четыре раза в день - 6,4 и 4,2% соответственно, два раза

- 21,4 и 30,2% соответственно и один раз - 4,2 и 5,1% соответственно. Из числа опрошенных завтракают по утрам 70 юношей и 78 девушек. Условия принятия пищи студентами в обеденный перерыв: в буфете обедают 32,3+3,9 юношей и 53,7+2,8 девушек; в столовой - 33,8+4,0 юношей и 19,7+2,2 девушек; приносят обед с собой 2,1+1,2 юношей, 7,8+1,5 девушек, другое

- юноши - 31,7+3,9, девушки - 18,7+2,2.

При кажущемся благополучии опрос показал, что многие студенты, особенно юноши, принимают пищу беспорядочно. Бывают длительные перерывы в еде с последующей массивной пищевой нагрузкой в вечернее время (табл. 1).

Таблица 1

Время принятия ужина респондентов

Время ужина Всего

Юноши Девушки

абс. (%) абс. (%)

18 -19 часов 2 20 5 55,5

20 - 21 час 5 50 3 33,3

Позднее 21 часа 3 30 1 11,2

Всего 10 100 9 100

Неправильное питание становится серьезным фактором риска развития многих заболеваний. В связи с нарушением режима питания за время учебы у многих студентов развиваются заболевании пищеварительной системы, получившие название «болезни молодых», а также гипертоническая болезнь, неврозы и др. К сожалению, статистика последних лет показывает резкое увеличение среди молодых людей лиц, страдающих ожирением, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, сахарным диабетом и т.д.

На протяжении 2007-2011 гг. наблюдается стойкая тенденция к росту отдельных алиментарнозависимых заболеваний среди учащейся молодежи. Так, гипертоническая болезнь выросла в 2,6 раза, ожирение - на 26,3%, анемии на 59,5%, болезней эндокринной системы - на 6,4%, гастритов и дуоденитов - на 16,7%. Показатели заболеваемости взрослого и детского населения, связанные с алиментарным фактором, представлены в табл. 2.

Нехватка времени, некомпетентность в вопросах культуры питания, темп современной жизни - все это привело к неразборчивости в выборе продуктов. Беспокоит рост популярности у студентов продуктов

питания быстрого приготовления, содержащих в большом количестве различные ароматизаторы, красители, модифицированные компоненты.

Таблица 2

Заболеваемость студентов медицинского вуза, связанная с алиментарным фактором

Для нормальной жизнедеятельности организма необходимо сбалансированное поступление с пищей основных ее компонентов, а именно: белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов. Очень важно, чтобы калорийность рациона соответствовала энергетическим затратам организма в зависимости от индивидуальных особенностей - таких, как рост, вес, возраст и степень физической и эмоциональной нагрузки. Питание должно быть разнообразным, включать в себя мясо, рыбу, яйца, молочные продукты - основные источники белка, необходимого для роста и восстановления клеток и тканей организма и его нормальной жизнедеятельности. Жиры должны составлять около 30% от всей калорийности рациона, причем не менее трети от общего числа нужно использовать в виде растительных масел, их необходимо шире использовать при приготовлении салатов, винегретов. Для улучшения деятельности головного мозга, а также с целью профилактики атеросклероза необходимо увеличить в рационе количество блюд из рыбы.

Фактическое питание учащейся молодежи не соответствует «Рекомендациям по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» (приказ МЗ и СР РФ от 02.08.2010 №593н) и характеризуется недостаточным уровнем потребления рыбы и рыбопродуктов (59,1%), молока и молочных продуктов (74,7%), овощей и бахчевых (70,7%), мяса и мясопродуктов (96,0%), фруктов и ягод (69,0%) и приводит к недостатку белка, витаминов - «С», группы В, микроэлементов, энергии.

Преобладание в рационе питания хлебных продуктов (35,2%), картофеля (41,0%), сахара (78,5%) свидетельствует об углеводистой направленности рационов питания молодых людей, т.к. за счет них легче восполнить энергетические затраты.

Углеводы - это «топливо» клеток мозга. Хлеб, картофель, сахар, кондитерские изделия, каши, шоколад - это основные их источники, которые при из-

бытке переходят в жиры, откладываясь в жировых депо. Избыток таких «пустых» калорий может привести не только избытку жировых отложении, но и к ухудшению памяти.

Анализ антропометрических данных показал, что, несмотря на то, что среди обследуемых студентов преобладали лица с нормальной массой тела (девушки - 76,9%, юноши - 66,7%). Средняя масса тела у студентов 1 курса была достоверно выше относительно средней массы тела в группе студентов 6 курса. Избыточная масса тела чаще выявлялась у юношей (27,8%), чем у девушек (9,85%). У девушек в 11,8% случаев был выявлен дефицит массы тела, а у юношей 2,89%, их масса тела и ИМТ были достоверно ниже по сравнению с возрастными и половыми нормативами. Ожирением I степени страдают 2,6% студентов юношей и 1,45% студентов девушек. Основные параметры физического развития студентов 1 и 6 курсов представлены в табл. 3.

Таблица 3

Характеристика физического развития студентов 1 и 6 курса ВГМА им. Н.Н. Бурденко

Значение массы тела ИМТ, кг/м2 Юноши (%) Девушки (%)

Дефицит массы тела <18,5 2,89 11,8

Нормальная масса тела 18,5 -25,0 66,7 76,9

Избыточная масса тела 25,1 -30,0 27,8 9,85

Ожирение 30,1 -40,0 2,6 1,45

Представляется интересным обстоятельство, что у юношей 1 курса ИМТ составил 22,1 кг/м2 и

23,5 кг/м2 юношей 6 курса, тогда как у девушек 1 курса он был - 24,3 кг/м2 и 21,0 кг/м2 у девушек на 6 курсе соответственно. Кроме того, ожидаемо были выявлены достоверно более высокие показатели ИМТ у лиц с повышенным диастолическим АД (23,3 кг/м2) и высоким нормальным АД (22,4 кг/м2) по сравнению со студентами с нормальным АД (20,2 кг/м2), р<0,001. Установлена положительная корреляция между уровнем САД и ИМТ, массой костей и процентным содержанием абдоминального жира (г=0,29, р<0,001). Для ДАД было выявлено еще большее количество тесных положительных корреляций, из которых хотелось бы особо подчеркнуть возраст, ИМТ, процентное содержание абдоминального жира, уровень глюкозы и частоту пульса (г=0,23, р<0,01).

Анализ внутренних сред организма при исследовании студентов на биоимпедансметре показал пропорциональное и гармоничное телосложение молодых людей этого возраста. Так средние значения исследуемых параметров представлены в табл. 4.

Важно отметить наличие положительных корреляционных связей между весом, массой жира, массой костей, количеством воды, а также количеством абдоминального жира. В результате у большинства студентов как 1, так и 6 курса биологический возраст (БВ) был ниже фактического. Существенно от-

Заболевание: 2008 2009 2010 2011 2012

Гипертоническая болезнь 9,98 6,59 75,3 18,2 26,1

Анемия 1326,9 1348,8 2177,4 2056,0 2122,0

Болезни эндокринной системы 4718,7 4410,7 4333,1 4250,8 4550,4

Болезни органов пищеварения 11120,3 11128,3 11184,2 11145,7 11060,9

Язва желудка и двенадцатиперстной кишки 147,4 130,2 113,7 97,2 90,7

Ожирение 1042,6 1009,0 1184,1 1257,3 1317,8

Гастрит и дуоденит 2881,0 2708,2 2676,2 2600,2 2640,3

личалось количество жира у юношей и девушек на каждом курсе, при этом его значения были достоверно выше у девушек (тогда как их общая масса тела исходно была ниже), чем у юношей. Кроме того, составляя результаты исследования между девушками 1 и 6 курсов, мы также получили достоверные различия по проценту содержания жира в организме. Так у девушек 1 курса его общее количество оказалось в

2,5 раза выше по сравнению с девушками 6 курса.

Таблица 4

Примечание: * - достоверные различия по половой принадлежности (р<0,05); ** - достоверные межкурсовые различия (р<0,05)

Наиболее интересные данные мы получили при анализе корреляционных связей между уровнем глюкозы и внутренними средами организма. Так уровень глюкозы прямо пропорционально увеличивался по мере увеличения общей массы костей. Кроме того, содержание жира при этом не оказывало существенного влияния и только с увеличением показателя АЖ появлялись слабые положительные корреляции (г=0,48, р>0,05).

Заслуживают внимания результаты исследования глюкозы крови студентов. Средний уровень гликемии оказался достоверно выше у юношей по сравнению с девушками. Представляется интересным то, что независимо от половой принадлежности уровень глюкозы крови прямо пропорционально нарастал по мере увеличения ИМТ и ДАД. Кроме того, у юношей уровень сахара в крови тесно коррелировал с массой костей и интервалом PQ. В целом, такое сочетание нескольких факторов риска, в значительной степени увеличивает риск развития хронических неинфекционных заболеваний в последующие годы.

Студенческая пора очень насыщенна и разнообразна, отличается большим перенапряжением нервной системы. Нагрузка, особенно в период сессии, значительно увеличивается вплоть до 15-16 час в сутки. Хроническое недосыпание, нарушение режима дня и отдыха, характера питания и интенсивная информационная нагрузка могут привести к нервнопсихическому срыву. В компенсации этой негативной ситуации большое значение имеет правильно организованное рациональное питание. В этот период необходимо увеличение в рационе доли продук-

тов, содержащих белки и витамины, повышающих эмоциональную устойчивость организма.

Таким образом, проведенное исследование по изучению отношения студентов к вопросу питания позволило сделать выводы о том, что необходима дальнейшая, более глубокая разработка этого вопроса. Что касается мотиваций и ценностных ориентаций, определяющих отношение студентов к своему здоровью посредством оптимального питания, то несмотря на наличие у них определенных знаний, большинство студентов на практике не реализуют их в силу воздействия традиций, обычаев, социальных условий, вкусовых пристрастий, образа жизни, материальных возможностей и других социальнопсихологических факторов.

В современных условиях увеличивается социальная значимость высшего образования, обеспечивающего профессиональный уровень подготовки молодежи по индивидуальным возможностям и запросам. Учебные заведения особой формой и содержанием учебно-воспитательного процесса должны помогать студентам в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении социального опыта.

Хорошее здоровье необходимо студентам как ресурс душевных и физических сил для будущей работы по сохранению здоровья населения. Кроме того, перспективы развития системы здравоохранения и социальной сферы в целом требуют усиления работы по формированию общемедицинской и профессиональной культуры медицинского работника, воспитания устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни, чтобы в своей будущей профессиональной деятельности выпускники личным примером и собственным убеждением могли воздействовать на здоровье общества, несли принципы ЗОЖ в массы, стали активными борцами за оздоровление окружающей среды.

В целях совершенствования работы по укреплению здоровья студентов и улучшению их физического развития необходимо исходить из признания того, что только совокупные действия таких условий воспитания, как здоровьесберегающего образовательного пространства, влияние личности воспитателя и его деятельности, эффективная организация социального развития, личностное и социально-ролевое общение, активная творческая деятельность воспитуемых может дать положительный воспитательный эффект и способствовать сохранению физического, нравственного и духовного здоровья. Усилия преподавателей медицинских учебных заведений должны быть направлены на подготовку компетентных, современных медработников, которые умеют правильно взаимодействовать с пациентами, их семьями и коллегами по работе.

В этой связи нами была разработана концептуальные основы рационального питания у студентов

Анализ внутренних сред организма

Параметры 1 курс 6 курс

Юноши Девушки Юноши Девушки

Рост, см 177,8±3,2 160,2±4,1 180,8±1,1 162,2±2,4

Вес, кг 68,4±3,6 54,4±1,7 71,4±1,7 56,4±2,3

Биологический возраст, годы 13,4±1,3 15,5±1,1 14,4±1,7 34,4±1,4

Масса жира, кг 14,4±1,6* 36,9±2,4* ** 13,2±2,4 30,8±3,7**

Масса костей, кг 3,2±1,1 2,1±0,09 ** 3,2±1,3 2,5±1,13 **

Кол-во воды, усл. ед. 60,7±1,3 57,4±1,3 61,4±1,3 56,5±1,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кол-во абдом. жира, усл. ед. 1,2 ±0,89 2,3±0,81 1,4±0,92 2,2±0,83

высших учебных заведений региона.

В соответствие с основными положениями документа были отработаны основные принципы:

- соответствие калорийности рациона суточным энергозатратам организма;

- обеспечение определенного соотношения (сбалансированности) основных пищевых веществ;

- соблюдение режима питания и правильное распределение суточного рациона по отдельным приемам пищи.

Суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии для студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений приведена в табл. 5.

Таблица 5

Суточная потребность в основных пищевых веществах и энергии для студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений

Приведенные нормы отражают оптимальные потребности студентов и учащихся в основных пищевых веществах и энергии и рекомендуются к использованию для организации рационального питания этих контингентов.

Для студентов высших учебных заведений рекомендуется трех- или четырехразовое питание. При трехразовом питании, суточный рацион распределяется следующим образом: на завтрак - 30%, обед -45%, ужин - 25% суточной потребности в пищевых веществах и энергии. При четырехразовом питании распределение суточного рациона следующее: завтрак составляет 25%, второй завтрак - 15%, обед -35%, ужин - 25% суточной потребности в пищевых веществах и энергии.

В столовых при высших учебных заведениях целесообразно организовывать питание по скомплектованным рационам, сбалансированным по основным пищевым веществам и калорийности. Одновременно с продажей комплексных рационов можно предусматривать отпуск блюд по свободному выбору, а также работу буфетов, чайных, молочных, витаминных столов с дополнительным ассортиментом выпечных изделий, молочной продукции, овощных салатов, соков, горячих и холодных напитков и пр. При свободном выборе блюд целесообразно разрабатывать отдельное меню на завтрак, обед и ужин.

Обслуживание может быть организовано по типу «шведского стола». Меню «шведского стола» составляется таким образом, чтобы средняя цена всех групп блюд (закуски, первые блюда, вторые блюда,

сладкие блюда, напитки) в сумме соответствовала оплаченной стоимости.

Для выявления спроса рекомендуется с участием студенческих комитетов учебного заведения периодически проводить анкетный опрос и на его основе разрабатывать мероприятия по улучшению питания студентов, профессорско-преподавательского состава, аспирантов, обслуживающего персонала.

Для питающихся с хроническими заболеваниями (желудочно-кишечного тракта, печени и желчевыводящих путей, почек и т.д.) организуется диетическое питание. Меню диетических наборов включает перечень блюд, скомплектованных по отдельным диетам. В меню предусматриваются те номера диет, по которым имеется наибольшее число нуждающихся.

При отсутствии возможности организации диетического питания организуется щадящее питание. Построение рационов щадящего питания основывается на общепринятых рекомендациях рационального питания здоровых людей. В их рацион следует включать разнообразные продукты, в том числе животного происхождения (молоко, творог, сыр, мясо, рыбу и др.) богатые аминокислотами, растительные жиры, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты).

При изготовления блюд для щадящего питания должна применяться специальная кулинарная технологическая обработка продуктов: мясо и рыба отвариваются или приготавливаются в рубленом виде на пару; крупы и овощи развариваются до мягкости. Допускается запекание блюд в духовом шкафу. Жарение исключается.

Щадящее питание должно быть разнообразным. В его рацион могут входить молочные блюда, блюда из яиц, каши, блюда из тушеных и отварных овощей, творожные, крупяные, овощные запеканки, широкий ассортимент мясных блюд (котлеты, тефтели, рулеты, зразы), блюда из рыбы, птицы.

В рацион щадящего питания не включаются маргарин, жирные сорта мяса и рыбы, копчености, сдобное тесто, пельмени, блины, кофе, какао, уксус, перец, горчица. Исключается также ржаной хлеб, горох, бобовые, содержащие грубую клетчатку и вызывающие метеоризм.

Для исключения из рациона экстрактивных веществ супы на мясных и рыбных бульонах заменяются вегетарианскими, заправленными маслом или сметаной. В качестве приправ, улучшающих вкус пищи, используются овощи и фрукты в свежем и сушеном виде. Рекомендуются закуски в виде салатов из разнообразных овощей, заправленные растительным маслом.

Выводы:

1. В современных условиях основные индикаторы, характеризующие здоровье студентов медицинского вуза, имеют в целом неблагоприятные уровни и тенденции.

2. Интенсификация обучения студентов высших учебных заведений региона в неблагоприятных

Студенты высших и учащиеся средних специальных учебных заведений: Белки, г Жиры, г Углеводы Энергетическая ценность, ккал

всего в т.ч. животные всего в т.ч. растительные

Девушки 77 41 93 31 350 2550

Юноши 90 50 110 37 412 3000

социально-экономических условиях является одним из важнейших отрицательных факторов, определяющих здоровье и работоспособность будущих специалистов.

3. Состояние здоровья студентов необходимо

оценивать в комплексе с учетом уровней и тенденций общей заболеваемости, временной и продолжительной утратой трудоспособности, результатов

профилактических осмотров, показателей физического развития и функционального состояния организма.

4. Комплексные характеристики здоровья и на

этом основании коррекция медицинского обеспечения студентов с усилением профилактического направления, существенно способствуют

объективизации и эффективности мероприятий по укреплению здоровья студентов.

Литература

1. Кучма, В. Р. Основы рационального питания и гигиеническая оценка пищевого статуса студента:

Монография / В.Р. Кучма, Е.Г. Блинова,

Г. А. Оглезнев.- Омск: Издат. ОмГМА, 2007.- 172 с.

2. Макарова, А.Н. Питание студентов- проблема

УДК б1б.31

КЛИНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ КСЕНОПЕРИКАРДИАЛЬНОЙ ПЛАСТИНЫ КАРДИОПЛАНТ В КАЧЕСТВЕ РЕЗОРБИРУЕМОЙ МЕМБРАНЫ В АМБУЛАТОРНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКЕ

П.В. ИВАНОВ*, Н.В. БУЛКИНА**, Г.А. КАПРАЛОВА*, Л.А. ЗЮЛЬКИНА*, А.П. ВЕДЯЕВА**

'Медицинский институт, Пензенский государственный университет,

Лермонтова ул., д.З, г. Пенза, Россия, 440026, e-mail: sto-kafedra@yandex.ru *'ГБОУ ВПО СГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, ул. Большая Казачья, 112, Саратов, 410012, e-mail: stomat@sgmu.ru

Аннотация: исследование посвящено изучению эффективности использования остеорепаративных средств, используемых при хирургических вмешательствах в полости рта в сравнении с заживлением костной раны под кровяным сгустком. Приводятся данные клинического использования остеопластического материала Коллапан-Л в сочетании с резорбируемой мембраной Кардиоплант.

Ключевые слова: пластина ксеноперикардиальная«Кардиоплант», резорбируемая мембрана, костный дефект.

THE CLINICAL BASIS OF THE USE OF THE PLATE XENOPERICARDIAL CARDIOPLANT AS RESORBABLE

MEMBRANE IN OUTPATIENT DENTAL PRACTICE

P.V. IVANOV*, N.V. BULKINA**, G.A. KAPRALOVA*, L.A. ZYULKINA*, A.P. VEDYAEVA**

'The Institute of Medicine, Penza State University ''Saratov State Medical University

Abstract: research is devoted to studying of efficiency of use of the osteoreparative means for surgical interventions in an oral cavity in comparison with healing of a bone wound under a blood clot. Data of clinical use of the osteoplastic material of Kollapan-L in combination with a resorbable membrane of Cardioplant are presented.

Key words: plate xenopericardial "Cardioplant", resorbable membrane, bone defect.

настоящего времени / А.Н. Макарова, Л.З. Шильман // Молодые ученые - агропромышленному комплексу Поволжского региона.- Саратов, 2004.-С. 168-171.

3. Михайлуц, А.П. Гигиеническая оценка стереотипов пищевого поведения по физиологическим и биохимическим показателям: метод, рекомендации / А.П. Михайлуц, О. П. Рынза.-Кемерово, 2006.- 30 с.

4. Рагимова, О. А. Основы здорового образа жизни студентов. Учебное пособие / О. А. Рагимова.-Саратов: СГУ, 2006.- 50 с.

5. Скурихин, И.М. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: Справочник / И.М. Скурихин, В.А. Тутельян.- М.: ДеЛи принт, 2007.- 276 с.

6. Тутельян, В.А. Концепция государственной политики в области здорового питания, научное обеспечение и практическая реализация / В.А. Тутельян // Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей.- М., 2001.- С. 703-708.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.