Научная статья на тему 'Оценка рациона питания и антиоксидантной активности биологических жидкостей организма студентов'

Оценка рациона питания и антиоксидантной активности биологических жидкостей организма студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1137
597
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы питания
Scopus
ВАК
PubMed
Область наук
Ключевые слова
студенты / рацион питания / макронутриенты / минеральные вещества / витамины / антиоксиданты / students / diet / macronutrients / minerals / iron / vitamins / antioxidants

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лебедева С. Н., Жамсаранова С. Д., Чукаев С. А., Дымшеева Л. Д.

Изучение качества питания студентов имеет большое значение, поскольку именно питание является одним из основных факторов, определяющих состояние здоровья, особенно в периоды адаптации к изменяющимся условиям среды и стрессовых ситуаций. Устойчивость или, напротив, предрасположенность к стрессорным нарушениям определяются многочисленными факторами, в том числе алиментарными. Целями настоящего исследования стали анализ фактического рациона питания учащейся молодежи в период учебного процесса и определение суммарной антиоксидантной активности биологических жидкостей организма. В исследовании приняли участие 74 студента: 30 юношей и 44 девушки. Для оценки фактического питания использовали метод пищевого дневника в течение 5 дней, исключая выходные и праздничные дни. Установлено, что кратность питания у большинства студентов составляла 3–4 раза в день. Большинство студентов употребляли первые блюда 1–2 раза в неделю (56,7% юношей и 63,6% девушек), при этом данные блюда отсутствовали в рационе у 13,6% девушек. Вторые блюда в рационе питания присутствовали у всех студентов. В обеих группах средний индекс массы тела находился в пределах нормы (18,5–25,0 кг/м2). При этом масса тела была снижена у 6,7% юношей и у 11,4% девушек; избыточная масса тела выявлена у 20,0% юношей и у 6,8% девушек. Нормальную массу тела имели 73,3% юношей и 81,8% девушек. У юношей калорийность рациона, содержание белка и жиров незначительно отличались от нормы. При этом наблюдался углеводный дисбаланс – увеличение доли простых углеводов (сахаров) (р≤0,05) и снижение содержания крахмала и пищевых волокон (р≤0,05). В рационе питания девушек отмечены потребление белка ниже нормального уровня и аналогичный углеводный дисбаланс (р≤0,05). Содержание витаминов в рационе питания и юношей, и девушек оказалось пониженным. У юношей отмечен дефицит β-каротина и витамина С, у девушек он усугублен витаминами В1 и В2 (р≤0,05). В рационе питания обследуемых отмечен дефицит таких минеральных веществ, как кальций и магний; у девушек дополнительно дефицитными элементами явились калий, фосфор и железо (р≤0,05). Избыточным элементом в питании был натрий. В рационе питания юношей содержание фосфора и железа превышало норму. Таким образом, анализ рациона питания студентов свидетельствует о дефицитности и дисбалансе содержания как макро-, так и микронутриентов пищи, который наиболее выражен у девушек. Суммарная антиоксидантная активность биологических жидкостей организма: сыворотки крови, мочи и слюны (определяли амперометрическим методом с использованием системы для жидкостной хроматографии), – уменьшалась в ряду моча – сыворотка крови – слюна. Сыворотка крови юношей обладала большей антиоксидантной активностью, чем у девушек; в моче зависимость носила обратный характер. Таким образом, для повышения антиоксидантного статуса организма в периоды адаптаций и стрессовых напряжений необходима качественная и количественная сбалансированность рациона питания, а также увеличение потребления антиоксидантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лебедева С. Н., Жамсаранова С. Д., Чукаев С. А., Дымшеева Л. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assesment of the nutrition and antioxidant activity of biological liquids in students

Studying of quality of nutrition of students is of great importance as it is one of the major factors defining the state of health, especially during the periods of adaptation to the changing conditions of the environment and stressful situations. Stability or, on the contrary, predisposition to stressor violations is defined by numerous factors including the nutritive status of an organism. The purpose of the research was the analysis of the actual diet of the studying youth during educational process and assessment antioxidant activity of biological liquids of an organism. 74 students shared in a research: 30 young men and 44 girls. For assessment of the actual nutrition a method of the food diary within 5 days, excepting days off and holidays, has been used. It has been established that frequency of a meal at most of students was 3–4 times a day. Most of students consumed the first dishes1–2 times a week (56.7% of young men and 63.6% of girls), at the same time these dishes were absent in a diet at 13.6% of girls. The second dishes were present in the diet of all students. In both groups the average index of body weight was in limits of norm (18.5–25.0 kg/m2). At the same time body weight was reduced at 6.7% of young men and 11.4% of girls; excess body weight was revealed at 20.0% of young men and 6.8% of girls. 73.3% of young men and 81.8% of girls had normal body weight. In young men the calorie content of the diet, the protein and fat content slightly differed from the norm. At the same time, a carbohydrate imbalance was observed – an increase in the proportion of simple carbohydrates (sugars) (p≤0.05) and a decrease in the content of starch and dietary fiber (p≤0.05). In girls, protein intake was below the normal level and a similar carbohydrate imbalance was noted (p≤0.05). The content of vitamins in the diet of both boys and girls was reduced. Youngsters had a deficiency of β-carotene and vitamin C, in girls it was aggravated with vitamins B1 and B2 (p≤0.05). In the diet of the surveyed, a deficiency of such minerals as calcium and magnesium was noted; in girls – potassium, phosphorus and iron in addition (p≤0.05). Excessive element in the diet was sodium. In the diet of young men the content of phosphorus and iron exceeded the norm. Thus, the analysis of the diet of students indicated a lack and imbalance in the content of both macroand micronutrients, which was most pronounced in girls. The total antioxidant activity of biological liquids of an organism – blood serum, urine and saliva (determined by amperometric method using a system for liquid chromatography) decreased among: urine, blood serum, saliva. Blood serum of young men possessed greater antioxidant activity than in girls; while in urine the dependence was reversed. Thus, in order to increase the antioxidant status of the organism during periods of adaptation and stress, a qualitative and quantitative balance of the diet and increased consumption of antioxidants is necessary.

Текст научной работы на тему «Оценка рациона питания и антиоксидантной активности биологических жидкостей организма студентов»

Для корреспонденции

Лебедева Светлана Николаевна - доктор биологических

наук, профессор кафедры биотехнологии

ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный

университет технологий и управления»

Адрес: 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская,

д. 40В, стр. 1

Телефон: (3012) 43-14-15

E-mail: office@esstu.ru, lebedeva1959@mail.ru

Лебедева С.Н.1, Жамсаранова С.Д.1, 2, Чукаев С.А.2, Дымшеева Л.Д.2

Оценка рациона питания и антиоксидантной активности биологических жидкостей организма студентов

1 ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», Улан-Удэ

2 ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», Улан-Удэ

1 East Siberia State University of Technology and Management, Ulan-Ude

2 Buryat State University, Ulan-Ude

Изучение качества питания студентов имеет большое значение, поскольку именно питание является одним из основных факторов, определяющих состояние здоровья, особенно в периоды адаптации к изменяющимся условиям среды и стрессовых ситуаций. Устойчивость или, напротив, предрасположенность к стрессорным нарушениям определяются многочисленными факторами, в том числе алиментарными. Целями настоящего исследования стали анализ фактического рациона питания учащейся молодежи в период учебного процесса и определение суммарной антиоксидантной активности биологических жидкостей организма. В исследовании приняли участие 74 студента: 30 юношей и 44 девушки. Для оценки фактического питания использовали метод пищевого дневника в течение 5 дней, исключая выходные и праздничные дни. Установлено, что кратность питания у большинства студентов составляла 3-4 раза в день. Большинство студентов употребляли первые блюда 1-2 раза в неделю (56,7% юношей и 63,6% девушек), при этом данные блюда отсутствовали в рационе у 13,6% девушек. Вторые блюда в рационе питания присутствовали у всех студентов. В обеих группах средний индекс массы тела находился в пределах нормы (18,5-25,0 кг/м2). При этом масса тела была снижена у 6,7% юношей и у 11,4% девушек; избыточная масса тела выявлена у 20,0% юношей и у 6,8% девушек. Нормальную массу тела имели 73,3% юношей и 81,8% девушек. У юношей калорийность рациона, содержание белка и жиров незначительно отличались от нормы. При этом наблюдался углеводный дисбаланс - увеличение доли простых углеводов (сахаров) (р^0,05) и снижение содержания крахмала и пище-

Для цитирования: Лебедева С.Н., Жамсаранова С.Д., Чукаев С .А., Дымшеева Л.Д. Оценка рациона питания и антиоксидантной активности биологических жидкостей организма студентов // Вопр. питания. 2018. Т. 87. № 1. С. 35-43. doi: 10.24411/0042-8833-2018-10004. Статья поступила в редакцию 29.03.2017. Принята в печать 18.12.2017.

For citation: Lebedeva S.N., Zhamsaranova S.D., Chukaev S.A., Dymsheeva L.D. Assesment of the nutrition and antioxidant activity of biological liquids in students. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2018; 87 (1): 35-43. doi: 10.24411/0042-8833-2018-10004. (in Russian) Received 29.03.2017. Accepted for publication 18.12.2017.

Assesment of the nutrition and antioxidant activity of biological liquids in students

Lebedeva S.N.1, Zhamsaranova S.D.1, 2, Chukaev S.A.2, Dymsheeva L.D.2

вых волокон (р^0,05). В рационе питания девушек отмечены потребление белка ниже нормального уровня и аналогичный углеводный дисбаланс (р^0,05). Содержание витаминов в рационе питания и юношей, и девушек оказалось пониженным. У юношей отмечен дефицит в-каротина и витамина С, у девушек он усугублен витаминами В1 и В2 (р^0,05). В рационе питания обследуемых отмечен дефицит таких минеральных веществ, как кальций и магний; у девушек дополнительно дефицитными элементами явились калий, фосфор и железо (р^0,05). Избыточным элементом в питании был натрий. В рационе питания юношей содержание фосфора и железа превышало норму. Таким образом, анализ рациона питания студентов свидетельствует о дефицитности и дисбалансе содержания как макро-, так и микронутриентов пищи, который наиболее выражен у девушек. Суммарная антиоксидантная активность биологических жидкостей организма: сыворотки крови, мочи и слюны (определяли амперометрическим методом с использованием системы для жидкостной хроматографии), - уменьшалась в ряду моча - сыворотка крови - слюна. Сыворотка крови юношей обладала большей антиоксидантной активностью, чем у девушек; в моче зависимость носила обратный характер. Таким образом, для повышения антиоксидантного статуса организма в периоды адаптаций и стрессовых напряжений необходима качественная и количественная сбалансированность рациона питания, а также увеличение потребления антиоксидантов. Ключевые слова: студенты, рацион питания, макронутриенты, минеральные вещества, витамины, антиоксиданты

Studying of quality of nutrition of students is of great importance as it is one of the major factors defining the state of health, especially during the periods of adaptation to the changing conditions of the environment and stressful situations. Stability or, on the contrary, predisposition to stressor violations is defined by numerous factors including the nutritive status of an organism. The purpose of the research was the analysis of the actual diet of the studying youth during educational process and assessment antioxidant activity of biological liquids of an organism. 74 students shared in a research: 30 young men and 44 girls. For assessment of the actual nutrition a method of the food diary within 5 days, excepting days off and holidays, has been used. It has been established that frequency of a meal at most of students was 3-4 times a day. Most of students consumed the first dishes1-2 times a week (56.7% of young men and 63.6% of girls), at the same time these dishes were absent in a diet at 13.6% of girls. The second dishes were present in the diet of all students. In both groups the average index of body weight was in limits of norm (18.5-25.0 kg/m2). At the same time body weight was reduced at 6.7% of young men and 11.4% of girls; excess body weight was revealed at 20.0% of young men and 6.8% of girls. 73.3% of young men and 81.8% of girls had normal body weight. In young men the calorie content of the diet, the protein and fat content slightly differed from the norm. At the same time, a carbohydrate imbalance was observed - an increase in the proportion of simple carbohydrates (sugars) (p^0.05) and a decrease in the content of starch and dietary fiber (p^0.05). In girls, protein intake was below the normal level and a similar carbohydrate imbalance was noted (p^0.05). The content of vitamins in the diet of both boys and girls was reduced. Youngsters had a deficiency of fi-carotene and vitamin C, in girls it was aggravated with vitamins B1 and B2 (p^0.05). In the diet of the surveyed, a deficiency of such minerals as calcium and magnesium was noted; in girls - potassium, phosphorus and iron in addition (p^0.05). Excessive element in the diet was sodium. In the diet of young men the content of phosphorus and iron exceeded the norm. Thus, the analysis of the diet of students indicated a lack and imbalance in the content of both macro-and micronutrients, which was most pronounced in girls. The total antioxidant activity of biological liquids of an organism - blood serum, urine and saliva (determined by amperometric method using a system for liquid chromatography) decreased among: urine, blood serum, saliva. Blood serum of young men possessed greater antioxidant activity than in girls; while in urine the dependence was reversed. Thus, in order to increase the antioxidant status of the organism during periods of adaptation and stress, a qualitative and quantitative balance of the diet and increased consumption of antioxidants is necessary. Keywords: students, diet, macronutrients, minerals, iron, vitamins, antioxidants

Исследования, проведенные в разных странах в последние десятилетия, подтверждают, что одной из основных причин патологических изменений в организме человека, приводящих к преждевременному старению и развитию многих заболеваний, является нарушение баланса между генерацией и нейтрализацией активных форм кислорода, изменение окислительного метаболизма с формированием окислительного стресса. От воздействия свободных радикалов здоровый организм защищает естественная антиоксидантная система, способная полностью нейтрализовать вредное воздействие радикальных форм кислорода и включающая ферментные и неферментные соединения [1, 2]. В частности, к неферментным веществам относятся такие пищевые компоненты, как витамины А, С, Е, каротиноиды, микроэлементы селен и цинк, пептиды и отдельные аминокислоты. Вредное воздействие свободных радикалов в случае окислительного стресса можно уменьшить за счет регулярного потребления

определенных пищевых продуктов и напитков, а также биологически активных добавок (БАД) к пище, обладающих антиоксидантным эффектом. Во многих странах разрабатываются программы антиоксидантной защиты населения, программы функционального питания «пищи как лекарства».

Наше внимание привлекла учащаяся молодежь Республики Бурятия, а именно студенты младших курсов, так как одной из проблем обучения студентов в высших учебных заведениях является проблема их адаптации в первые 2-3 года пребывания в вузе [3]. Прежде всего молодой организм в условиях городской среды испытывает на себе постоянное воздействие разнообразных агрессивных факторов внешней среды физической, химической и биологической природы, в том числе большие эмоциональные нагрузки в процессе обучения и высокую распространенность вредных привычек, что создает условия для снижения адаптационного потенциала организма.

Питание является одним из факторов, определяющих состояние здоровья человека. Многочисленные исследования свидетельствуют о дефицитности рациона питания студентов по показателям калорийности, содержанию макро- и микронутриентов, в том числе витаминов А, Е, С, микро- и макроэлементов [4-7]. Наблюдаются снижение умственной и физической работоспособности, иммунитета, усиливается нервно-эмоциональное напряжение, что приводит к развитию обменных нарушений и различных заболеваний. Только за последние годы заболеваемость среди студенческой молодежи увеличилась на 35% [8]. Анализ заболеваемости показал, что у студентов преобладают болезни желудочно-кишечного тракта и верхних дыхательных путей, причем на младших курсах среди болезней желудочно-кишечного тракта преобладают гастриты и дуодениты, а на старших - язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки [9].

Биохимические механизмы адаптации включают сохранение гомеостаза организма, которое реализуется через поддержание систем, регулирующих скорости и направления метаболических процессов в соответствии с потребностями организма [10]. Одним из факторов, определяющих направление метаболических процессов, является соотношение про- и антиоксидан-тов. В основе метаболических нарушений, приводящих к развитию патологических состояний, лежит дисбаланс между прооксидантной нагрузкой на организменном уровне и антиокислительной защитой.

Правильно организованное, сбалансированное питание, направленное на поддержание антиокислительного гомеостаза, выступает одним из условий адекватного адаптационного процесса и резистентности организма студента к стрессовым ситуациям и является чрезвычайно актуальным [11-14].

Цели настоящего исследования - анализ фактического рациона питания учащейся молодежи в период учебного процесса и определение суммарной антиоксидантной активности биологических жидкостей организма.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 74 студента младших курсов (30 юношей и 44 девушки). Для обследования были отобраны практически здоровые лица, не болевшие в течение 3 мес, предшествующих осмотру и забору биологических жидкостей, подписавшие информированное согласие.

По уровню физической активности, согласно установленным нормативам, обследованные относились к первой группе - преимущественно умственного труда.

В работе соблюдали этические принципы, предъявляемые Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации (World Médical Association Déclaration of Helsinki, 1964, 2000 ред.).

Оценку фактического питания студентов проводили методом ведения пищевого дневника. Респондент

ежедневно указывал свой суточный рацион питания (завтрак, обед, ужин, другие приемы пищи) в течение 5 дней, исключая выходные и праздничные дни. Массу блюд определяли из меню-раскладок столовой университета, в которой в основном питались студенты. Расчет химического состава индивидуального (усредненного) суточного рациона (энергетическую ценность, содержание макро- и микронутриентов) проводили с использованием справочных таблиц химического состава пищевых продуктов [15, 16].

Индивидуальную потребность студентов в энергии (Е) рассчитывали в зависимости от вида трудовой деятельности и определяли с использованием коэффициента физической активности по формуле [17]:

Е = ВОО х КФА,

(1)

где ВОО - величина основного обмена, КФА - коэффициент физической активности.

Величину основного обмена рассчитывали по уравнению Гарриса-Бенедикта [18]:

для мужчин:

ВОО = 66,5 + 13,75М + 5Р - 7,68В; (2)

для женщин:

ВОО = 655 + 9,56М + 1,85Р - 4,68В, (3)

где М - масса тела, кг, Р - рост, см, В - возраст, годы.

Индивидуальную суточную потребность в макронутри-ентах (белке, жирах и углеводах) рассчитывали исходя из их соотношения друг с другом в рационе питания (1,0:1,1:4,0) и калорийности каждого нутриента, по уравнению:

Е = 4х х 9,9х х 16х.

(4)

Суммарную антиоксидантную активность биологических жидкостей организма (сыворотки крови, мочи и слюны) определяли по авторской методике Я.И. Яшина амперометрическим методом [19] с использованием жидкостного хроматографа «Цвет Яуза-01-АА» (НПО «Химавтоматика», РФ). Массовую концентрацию водорастворимых антиоксидантов измеряли, используя градуировочный график зависимости выхода сигнала от концентрации кверцетина.

Отклонение от нормы качества питания определяли по формуле, приведенной в компьютерной программе «Питание для здоровья и долголетия» [20]:

Отклонение Фактическое значение х100

от нормы =

100.

Нормальное значение

Статистическую обработку полученных данных осуществляли методами вариационной статистики с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни. Выбранный критический уровень значимости равнялся 5% (р<0,05).

)

Результаты и обсуждение

Качество питания студентов и сохранение их здоровья имеет большое значение, поскольку именно молодые люди формируют основной трудовой потенциал общества [7]. Студенты составляют социальную группу населения, объединенную определенным возрастом, особыми условиями труда, жизни и быта. Адаптация бывших школьников к студенческой жизни включает компенсаторно-приспособительные механизмы систем организма. При этом часто нарушается режим питания, что приводит к развитию различных заболеваний, поэтому для студентов важно регулярно и правильно питаться. Рациональное питание, обеспечивающее сохранение здоровья и трудоспособности человека, является одним из неотъемлемых компонентов здорового образа жизни [14].

Согласно полученным данным, большая доля обследованных (свыше 70%) была в возрасте 17-20 лет, а также около половины респондентов проживали в домашних условиях (табл. 1).

Кратность питания у большинства студентов составляла 3-4 раза в день, что является оптимальным. Анализ наличия первых блюд в рационе питания показал, что большинство (более половины) студентов использовали их 1-2 раза в неделю, при этом данные блюда отсутствовали у 13,6% девушек.

Вторые блюда в рационе питания присутствовали у всех студентов. Они были представлены мясом (в ос-

новном говядиной или свининой) или птицей (курицей) с гарнирами из круп, макарон и картофеля. Следовательно, в рационе питания студентов присутствовали белки как животного (полноценные), так и растительного происхождения.

Также было проанализировано использование в рационе питания таких групп пищевых продуктов, как овощи и фрукты, молочные продукты, рыба и рыбопродукты. Анализ показал, что 56,7% юношей использовали овощи и фрукты 1-2 раза в неделю, а 43,2% девушек - регулярно. При этом у 23,3% юношей и у 18,2% девушек овощи и фрукты отсутствовали в 5-дневном рационе питания. Молоко и молочные продукты (сыр, творог, сметана, йогурты и др.) полностью отсутствовали у половины юношей и у 29,5% девушек, регулярно их потребляли только 16,7% юношей и 34,1% девушек. Рыбопродукты полностью отсутствовали у 80,0% юношей и у 72,7% девушек. И только, соответственно, 20,0 и 27,3% студентов употребляли данную группу пищевых продуктов 1-2 раза в неделю.

«Еда на ходу», «еда деловых, занятых людей» занимает определенное место в меню современных молодых людей. Как следует из табл. 1, большинство студентов практически не пользовались (1 раз в неделю) или редко (2-3 раза в неделю) пользовались предприятиями фаст-фуд. И только около 17% часто (ежедневно) использовали блюда фастфуда в своем питании.

Анализ табл. 1 также свидетельствует о нарушении водного баланса. Норму жидкости (до 2 л/сут) потреб-

Таблица 1. Сравнительная характеристика некоторых особенностей рациона питания студентов

Показатель Варианты Юноши, % (п=30) Девушки, % (п=44)

Возраст 17-20 лет 73,3 72,7

>20 лет 26,7 27,3

Проживание Дома 56,7 47,7

В общежитии 20,0 22,7

На квартире 23,3 29,6

Кратность питания 2-3 раза в день 36,7 29,5

3-4 раза в день 63,3 70,5

Наличие первых блюд в рационе Нет - 13,6

1-2 раза в неделю 56,7 63,6

Регулярно 44,3 22,8

Наличие вторых блюд в рационе Регулярно 100,0 100,0

Питание в системе фастфуд 1 раз в неделю 26,7 38,6

2-3 раза в неделю 56,7 43,2

Ежедневно 16,6 18,2

Потребление овощей и фруктов Нет 23,3 18,2

1-2 раза в неделю 56,7 38,6

Регулярно 20,0 43,2

Потребление молочных продуктов Нет 53,3 29,5

1-2 раза в неделю 30,0 36,4

Регулярно 16,7 34,1

Потребление рыбы и рыбопродуктов Нет 80,0 72,7

1-2 раза в неделю 20,0 27,3

Потребление воды Меньше нормы 86,7 79,5

Норма 13,3 20,5

Использование БАД - 15,9

Таблица 2. Сравнительная характеристика некоторых антропометрических данных студентов (М±т)

Показатель Юноши (п=30) Девушки (п=44)

Масса тела, кг 70,8±11,10 59,7±9,20

Длина тела, см 174,7±6,00 165,9±7,90

Индекс массы тела, кг/м2 23,2±3,20 21,7±3,50

Таблица 3. Энергетическая ценность и содержание макронутриентов в суточном рационе питания студентов (М±т)

Показатель Юноши (п=30) Девушки (п=44)

потребность потребление отклонение потребность потребление отклонение

от нормы, % от нормы, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Энергетическая ценность, ккал 2498,6±157,0 2334,0±116,0 -6,6 2021,2±319,0 1697,0±86,0 -16,0

Белок, г 83,6±5,9 78,2±8,2 -6,5 67,6±10,7 47,0±5,3* -30,5

Жиры, г 91,9±6,5 87,1 ±10,2 -5,2 74,4±11,7 64,0±6,5 -14,0

Углеводы, г, 334,4±23,8 265,3±14,5* -20,7 270,4±42,7 247,5±12,3 -8,5

В том числе:

- сахар** 65,0 99,2±5,5* +52,6 65,0 127,1±14,7* +95,5

- крахмал 239,4±35,8 156,1±18,0* -34,8 175,4±32,1 110,4±13,4* -37,1

- пищевые волокна** 30,0 10,0±2,0* -66,7 30,0 10,0±1,9* -66,7

П р и м е ч а н и е. Здесь и в табл. 4, 5: * - статистически значимое отличие (р^0,05) относительно потребности; ** - при расчете углеводного состава (потребность) учитывали содержание: сахар - 65 г и пищевые волокна - 30 г от общего количества углеводов [20].

ляли только 13,3% юношей и 20,5% девушек. Остальные респонденты потребляли в пределах 1 л воды в сутки, что не соответствует принципам здорового питания. БАД к пище как источники недостающих микронутриен-тов пищи в своем питании использовали только 15,9% девушек.

В результате исследования были определены некоторые антропометрические данные и рассчитан индекс массы тела (ИМТ) студентов (табл. 2).

Как следует из полученных данных, в обеих группах средний ИМТ находится в пределах нормы (18,5-25). При этом было установлено, что масса тела снижена у 6,7% юношей и у 11,4% девушек; избыточная масса тела выявлена соответственно у 20,0% юношей и у 6,8% девушек. Нормальную массу тела имели 73,3% юношей и 81,8% девушек.

В табл. 3 представлены данные по оценке энергетической ценности и содержанию макронутриентов в рационе питания студентов в сравнении с индивидуальными значениями нормы. Анализ рациона питания показал, что у юношей калорийность рациона, содержание белков и жиров незначительно отличались от нормы. При этом наблюдался углеводный дисбаланс - увеличение доли легкоусвояемых углеводов (сахара) и снижение содержания крахмала и пищевых волокон. В рационе питания девушек отмечено потребление белка ниже нормального уровня и аналогичный углеводный дисбаланс.

Для учащихся очень важна сбалансированность витаминно-минерального состава рациона питания. Анализ результатов исследования показал, что содержание витаминов в рационе питания и юношей, и девушек недостаточно. У юношей отмечен дефицит р-каротина и витамина С, у девушек дополнительно отмечен недостаток витаминов В1 и В2 (табл. 4).

Из анализа данных по потреблению студентами минеральных веществ (табл. 5) следует, что рацион питания как юношей, так и девушек дефицитен по минеральным веществам - кальцию и магнию; у девушек дополнительно снижено потребление калия, фосфора и железа. Избыточным элементом в питании был натрий. Также в рационе питания юношей содержание фосфора и железа превышало норму.

Таким образом, анализ рациона питания студентов свидетельствует о дисбалансе содержания и дефицитности ряда макро- и микронутриентов пищи, который наиболее выражен у девушек.

Оценка особенностей антиоксидантного статуса, так же как и качества питания студентов, имеет большое значение. Чтобы противостоять стрессовым факторам, организм должен получать с пищей достаточное количество природных антиоксидантов. Как известно, высокой антиоксидантной активностью обладают витамины Е, А и С [4, 5]. Соединения пептидной природы также играют существенную роль в поддержании антиокси-дантного статуса организма [22].

Определение общего антиоксидантного статуса организма - важная задача для медико-биологических исследований, поскольку именно взаимосвязанное воздействие всех антиоксидантов организма определяет возможности защитной системы для борьбы с окислительным стрессом [1].

За последние 15 лет разработано много методов определения как антиоксидантной активности пищевых продуктов, так и антиоксидантного статуса организма человека, предложены новые реагенты, созданы модельные системы и приборы аналитического контроля. В основе данных методов чаще всего лежат принципы прямого или косвенного измерения скорости или пол-

ноты реакции биологически активных веществ с соответствующими реагентами [23, 24]. Например, суммарную антиоксидантную активность в пищевых продуктах определяют методами высокоэффективной жидкостной хроматографии, капиллярного электрофореза, используются электрохимические, спектрофотометрические, флуоресцентные, потенциометрические и другие методы анализа [25].

В работах по исследованию антиоксидантного статуса организма приводятся данные определения как общей антиоксидантной активности, так и содержания в биологических пробах отдельных веществ, обладающих соответствующими видами активности: а-токоферола, ретинола, аскорбиновой кислоты, глутатиона, суперок-сиддисмутазы и др. [7, 23, 26].

Для определения антиоксидантного статуса могут быть исследованы все биологические жидкости организма: кровь, моча, слюна и др. Кровь является сложной субстанцией для изучения. Ее антиоксидантный состав обусловлен прежде всего наличием аминокислот, мочевой кислоты, витаминов Е, С, глюкозы, ферментов, неорганических солей, а также промежуточных и конечных продуктов метаболизма. При этом под суммарной антиоксидантной активностью понимается интегральная характеристика, отражающая потенциальную возможность антиоксидантного действия всех компонентов

плазмы крови, причем в совокупности их взаимодействия между собой в этой сложной системе с учетом потенциального синергизма и антагонизма [2].

Данные по суммарной антиоксидантной активности сыворотки крови, мочи и слюны представлены в табл. 6.

Из данных табл. 6 следует, что антиоксидантная активность уменьшалась в ряду моча - сыворотка крови -слюна. Выявлены гендерные особенности таких изменений: антиоксидантная активность сыворотки крови юношей была выше, чем девушек; в моче - зависимость носила обратный характер.

Отличия в уровне суммарной антиоксидантной активности не являлись статистически значимыми. Некоторое ее уменьшение в сыворотке крови девушек может быть связано с большим, чем у юношей, дефицитом в рационе питания р-каротина, витамина С и других нутриентов, обладающих антиоксидантным действием. А большая, чем у юношей, антиоксидантная активность в моче девушек, возможно, обусловлена гормональными особенностями организма. Для установления статистически значимых результатов необходимы дальнейшие исследования с большим количеством респондентов.

Необходимо отметить, что работы по изучению анти-оксидантного статуса жителей Байкальского региона (основных этнических и возрастных групп) не-

Таблица 4. Содержание витаминов в суточном рационе питания студентов (М±о)

Показатель Юноши п=30) Девушки (п=44)

норма [17] потребление отклонение от нормы, % норма [17] потребление отклонение от нормы, %

Р-Каротин, мг 5,0 3,1 ±0,2* -38,0 5,0 1,9±0,8* -62,0

Витамин В!, мг 1,5 1,4±0,7 -6,7 1,5 0,8±0,1 -46,7

Витамин В2, мг 1,8 1,7±0,8 -5,6 1,8 0,6±0,1* -66,7

Витамин РР, мг 20,0 18,0±0,9 -10,0 20,0 17,0±1,8 -15,0

Витамин С, мг 90,0 74,0±3,5* -17,8 90,0 50,0±3,9* -44,4

Таблица 5. Содержание минеральных веществ в суточном рационе питания студентов (М±т)

Показатель Юноши п=19) Девушки (п=44)

норма [17] потребление отклонение от нормы, % норма [17] потребление отклонение от нормы, %

N8, мг 1300 2039±102* +56,8 1300 2277±114* +75,2

К, мг 2500 2364±120 -5,4 2500 1655±93* -33,8

Са, мг 1000 697±35* -30,3 1000 415±22* -58,5

Р, мг 800 966±41* +20,8 800 594±110* -25,8

Мд, мг 400 345±15* -13,8 400 212±22* -47,0

Ре, мг 10 23,0±1,9* +130,0 18 12,0±1,5* -33,3

П р и м е ч а н и е. * - р40,05 - достоверно относительно нормы.

Таблица 6. Суммарная антиоксидантная активность биологических жидкостей организма (М±т, шт-шах)

Биологическая жидкость организма Суммарная антиоксидантная активность (стандарт кверцетин, мг/л х10-2)

юноши (п=11) девушки (п=19)

Сыворотка крови 6,92±0,21 (6,74-7,45) 6,36±0,25 (5,99-7,00)

Моча 7,75±0,78 (6,45-8,91) 8,81 ±1,85 (6,43-12,28)

Слюна 4,22±0,35 (3,66-4,89) 4,19±0,21 (3,43-5,32)

многочисленны. Так, в работе Л.И. Колесниковой и соавт. (2012) установлены особенности состояния антиоксидантной системы у здоровых лиц основных этнических групп Прибайкалья [26]. В работе отмечено, что у мужчин бурятской этногруппы в сравнении с русскими при нарастании вторичных продуктов ли-попероксидации (кетодиенов и сопряженных триенов) в сыворотке крови установлено снижение активности системы антиоксидантной защиты (уровня а-токофе-рола, ретинола, восстановленного и окисленного глу-татиона, а также активности супероксиддисмутазы). У женщин бурятской этногруппы в сравнении с русскими при увеличении концентрации первичных продуктов перекисного окисления липидов (диеновых конъюгатов) наблюдается адекватный антиоксидантный ответ. В работе отмечено, что комплексное исследование состояния антиоксидантного статуса и процессов липопероксида-ции у практически здоровых лиц расширяет представления об адаптационно-компенсаторных реакциях и может стать основой для эффективного мониторинга здоровья человека.

В работе Л.И. Колесниковой и соавт. (2015) представлен анализ антиоксидантного статуса и фактического питания студенток, проживающих в общежитии и на съемных квартирах [7]. В работе отмечено, что у студенток, проживающих в общежитии, содержание ретинола (измеряли спектрофлюориметрически) в сыворотке крови было в 1,5 раза ниже, чем у студенток, проживающих на съемных квартирах. При анализе общей антиокислительной активности сыворотки крови (оценивали с использованием в качестве модельной системы суспензии липопротеидов желтка куриных яиц) отмечено снижение данного параметра в обеих группах студенток. Авторами также установлено, что энергетическая ценность суточного рациона у девушек обеих групп была ниже энергозатрат, при этом более калорийное питание получали студентки, проживающие на съемных квартирах. Кроме этого, в рационе питания студенток, проживающих в общежитии, преобладали углеводы, а у студенток, проживающих на съемных квартирах, превалировали жиры. Авторы делают вывод, что группой повышенного риска в отношении несбалансированного питания и адаптационных возможностей являются сту-

Сведения об авторах

дентки, проживающие в условиях общежития, в чем решающую роль играет невысокое материальное обеспечение последних.

Состояние антиоксидантной системы организма важно оценивать как у практически здоровых людей, так и при различных заболеваниях. Например, в работе Р.Л. Полтавской и соавт. (2012) исследовано количественное содержание в сыворотке крови водорастворимых антиоксидантов (амперометрическим методом), церулоплазмина и трехвалентного железа у пациентов с синдромом алкогольной зависимости [27]. Авторами отмечено, что у больных меняется уровень компонентов антиоксидантной системы: повышается содержание антиоксидантов и церулоплазмина и снижается количество железа. Выявлены гендерные особенности таких изменений: у мужчин в большей степени увеличено содержание антиоксидантов, чем у женщин, тогда как це-рулоплазмин и железо доминировали у женщин. Анти-оксидантная активность сыворотки крови здоровых респондентов составила 7,0х10-2 мг/л, что соответствует полученным нами данным.

Полученные данные указывают на возможность экспресс-оценки суммарного антиоксидантного потенциала организма по соответствующим показателям биологических жидкостей. Однако выбор наиболее адекватной жидкости в качестве интегрального показателя антиоксидант-ной системы требует дополнительных исследований.

Поддерживать организм в здоровом состоянии - значит сохранять необходимый баланс между генерацией свободных радикалов и их нейтрализацией системой противоокислительной защиты, главным звеном которой являются антиоксиданты. Часть антиоксидантов поступает в организм с пищей, а другая синтезируется в организме. Таким образом, для поддержания антиок-сидантного статуса организма (в частности студентов) необходимо качественно и количественно сбалансировать рацион питания. Необходимо включить в него продукты, богатые полноценным белком, сложными углеводами, витаминами и микроэлементами.

Другим не менее перспективным способом формирования антиоксидантного потенциала является разработка и использование функциональных продуктов, обогащенных антиоксидантами.

Лебедева Светлана Николаевна - доктор биологических наук, профессор кафедры биотехнологии ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления» (Улан-Удэ) E-mail: lebedeva1959@mail.ru

Жамсаранова Сэсэгма Дашиевна - доктор биологических наук, профессор кафедры биотехнологии ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления», профессор кафедры фармакологии и традиционной медицины Медицинского института ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» (Улан-Удэ)

E-mail: univer@bsu.ru

Чукаев Сергей Александрович - кандидат медицинских наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой фармакологии и традиционной медицины Медицинского института ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» (Улан-Удэ)

E-mail: univer@bsu.ru

Дымшеева Лариса Доржиевна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры фармакологии и традиционной медицины Медицинского института ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» (Улан-Удэ) E-mail: univer@bsu.ru

Литература

1. Kusano C., Ferrari B. Total antioxidant capacity: a biomarker in biomédical and nutritional studies // J. Cell Mol. Biol. 2008. Vol. 7. P. 1-15.

2. Sies H. Total antioxidant capacity: appraisal of a concept // J. Nutr.

2007. Vol. 137. P. 1493-1495.

3. Агаджанян Н.А., Труханова А.И., Шендеров Б.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. М. : Сирин, 2002. 156 с.

4. Коденцова В.М., Вржесинская О.А., Мазо В.К. Витамины и окислительный стресс // Вопр. питания. 2013. Т. 83, № 3. С. 11-18.

5. Коденцова В.М., Кочеткова А.А., Смирнова Е.А. и др. Состав жирового компонента рациона и обеспеченность организма жирорастворимыми витаминами // Вопр. питания. 2014. Т. 83, № 6. С. 4-17.

6. Бекетова Н.А., Коденцова В.М., Вржесинская О.А. и др. Оценка витаминного статуса студентов Московского вуза по данным о поступлении витаминов с пищей и их уровню в крови // Вопр. питания. 2015. Т. 84, № 5. С. 64-75.

7. Колесникова Л.И., Даренская М.А., Гребенкина Л.А. и др. Анализ антиоксидантного статуса и фактического питания студенток // Вопр. питания. 2015. № 4. С. 66-73.

8. Бакуменко О.Е., Доронин А.Ф., Шендеров Б.А., Шатнюк Л.Н. Оценка состояния здоровья и анализ фактического рациона питания учащихся вуза // Вестн. ОГУ. 2005. № 11. С. 43-47.

9. Османов Э.М., Ронжина Г.П., Дорофеева Е.А. и др. Проблемы питания современного студента // Вестн. ТГУ. 2010. Т. 15, вып. 2. С. 685-687.

10. Хочачка П., Сомеро Дж. Биохимическая адаптация : пер. с англ. М. : Мир, 1988. 568 с.

11. Гаппаров М.М., Первова Ю.В. Влияние структуры питания и окружающей среды на неспецифическую резистентность организма детей и их физическое развитие // Вопр. питания. 2005. № 1. С. 33-36.

12. Лакшин А.М., Кожевникова Н.Г. Питание как фактор формирования здоровья и работоспособности студентов // Вопр. питания.

2008. Т. 77, № 1. С. 42-45.

13. Сахарова О.Б., Кику П.Ф., Лапардин М.П. и др. Состояние питания и заболеваемость студентов Дальневосточного государственного университета // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2009. № 4-5. С. 168-170.

14. Тутельян В.А. Гигиена питания: современные проблемы // Здра-воохр. Рос. Федерации. 2008. № 1. С. 8-9.

15. Химический состав пищевых продуктов: Кн. 1. Справочные таблицы содержания основных пищевых веществ и энергети-

ческой ценности пищевых продуктов / под ред. И.М. Скурихина, М.Н. Волгарева. М. : Агропромиздат, 1987. 224 с.

16. Химический состав пищевых продуктов: Кн. 2. Справочные таблицы содержания аминокислот, витаминов, макро- и микроэлементов, органических кислот и углеводов / под ред. И.М. Скурихина, М.Н. Волгарева. М. : Агропромиздат, 1987. 360 с.

17. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: Методические рекомендации. МР 2.3.1.2432-08. М. : Минздрав РФ, 2008. 42 с.

18. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Янушевич О.О. Общая нутрициология : учебное пособие. М. : МЕДпресс-информ, 2005. 392 с.

19. Яшин А.Я., Яшин Я.И. Аналитические возможности жидкостного хроматографа «Цвет Яуза» с электрохимическими детекторами // Рос. хим. журн. (журн. Рос. хим. о-ва им. Д.И. Менделеева). 2002. Т. 46, № 4. С. 109-115.

20. Чижевский Г.Б., Кишинская Д.С. К вопросу о гигиенической оценке питания студентов // Актуальные проблемы питания : материалы науч.-практ. конф. Пермь, 2008. С. 201-202.

21. Технический регламент таможенного союза ТР ТС 022/2011. Пищевая продукция в части ее маркировки. 29 с.

22. Sarmadi B.N., Ismail A. Antioxidative peptides from food proteins: a review // Peptides. 2010. Vol. 31. P. 1949-1956.

23. Мисин В.М., Сажина Н.Н., Короткова Е.И. Сравнительный анализ суммарного содержания антиоксидантов и их активности в плазме крови человека // Тез. докл. VIII Межд. конф. «Биоан-тиоксидант». М., 2010. С. 303-304.

24. Яшин А.Я. Инжекционно-проточная система с амперометричес-ким детектором для селективного определения антиоксидан-тов в пищевых продуктах и напитках // Рос. хим. журн. (журн. Рос. хим. о-ва им. Д.И. Менделеева). 2008. Т. LII, № 2. С. 130135.

25. Наумова Н.Л. Современный взгляд на проблему исследования антиоксидантой активности пищевых продуктов // Вест. ЮУрГУ. 2014. Т. 2, № 1. С. 5-8.

26. Колесникова Л.И., Даренская М.А., Гребенкина Л.А. и др. Особенности состояния антиоксидантной системы у здоровых лиц основных этнических групп Прибайкалья // Вопр. питания. 2012. № 3. С. 46-51.

27. Полтавская Р.Л., Чупахина Г.Н., Мелешенко Т.В. Состояние антиоксидантной системы крови пациентов с синдромом алкогольной зависимости // Вест. Балтийского федер. ун-та им. И. Канта. 2012. Вып. 7. С. 28-32.

References

Kusano C., Ferrari B. Total antioxidant capacity: a biomarker in biomedical and nutritional studies. J Cell Mol Biol. 2008; 7: 1-15. Sies H. Total antioxidant capacity: appraisal of a concept. J Nutr. 2007; 137: 1493-5.

Agadzhanjan N.A., Truhanova A.I., Shenderov B.A. Etudes about adaptation and paths of preservation of health. Moscow: Sirin, 2002: 156 p. (in Russian)

Kodentsova V.M., Vrzhesinskaya O.A., Mazo V.K. Vitamins and oxidizing stress. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2013; 83 (3): 11-18. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kodentsova V.M., Kochetkova A.A., Smirnova E.A., et al. Structure of a fatty component of a diet and security of an organism with

liposoluble vitamins. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2014; 83 (6): 4-17. (in Russian)

Beketova N.A., Kodentsova V.M., Vrzhesinskaya O.A., et al. Estimation of vitamin status of Moscow student according to data on vitamins intake and their levels in blood. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2015; 84 (5): 64-75. (in Russian) Kolesnikova L.I., Darenskaja M.A., Grebenkina L.A., et al. Analysis of the antioxidatic status and actual delivery of students. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2015; 4: 66-73. (in Russian)

Bakumenko O.E., Doronin A.F., Shenderov B.A., Shatnjuk L.N. Assessment of the state of health and analysis of the actual food

2

6

3

7.

8

5

allowance of pupils of higher education institution. Vestnik OGU [Bulletin of OGU]. 2005; 11: 43-7. (in Russian)

9. OsmanovJe.M., Ronzhina G.P., Dorofeeva E.A., et al. Problems of a delivery of the modern student. Vestnik TGU [Bulletin of TGU]. 2010; 15 (2): 685-7. (in Russian)

10. Hochachka P., Somero Dzh. Biochemical adaptation: The lane with English. Moskow: Mir, 1988: 568 p. (in Russian)

11. Gapparov M.M., Pervova Ju.V. Influence of structure of a delivery and surrounding medium on nonspecific resistance of an organism of children and their physical development. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2005; 1: 33-6. (in Russian)

12. Lakshin A.M., Kozhevnikova N.G. Delivery as factor of formation of health and efficiency of students. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2008; 77 (1): 42-5. (in Russian)

13. Saharova O.B., Kiku P.F., Lapardin M.P., et al. Condition of a delivery and incidence of students of the Far East state university. Zdorov'e. Meditsinskaya ekologiya. Nauka [Health. Medical Ecology. Science]. 2009; (4-5): 168-70. (in Russian)

14. Tutelyan V.A. Hygiene of a delivery: the modern problems. Zdra-vookhranenie Rossiyskoy Federatsii [Health Care of the Russian Federation]. 2008; (1): 8-9. (in Russian)

15. Chemical composition of foodstuff: Book 1. Help tables of content of the main feedstuffs and the power value of foodstuff. In: I.M. Skurikhin, M.N. Volgarev (eds). Moscow: Agropromizdat, 1987: 224 p. (in Russian)

16. Chemical composition of foodstuff: Book 2. Help tables of content of amino acids, vitamins, macro- and trace substances, organic acids and carbohydrates. In: I.M. Skurikhin, M.N. Volgarev. Moscow: Agropromizdat, 1987: 360 p. (in Russian)

17. Standards of physiological needs for energy and feedstuffs for various groups of the population of the Russian Federation. Meto-dicheskie rekomendatsii. MR 2.3.1.2432-08. Moscow: Minzdrav RF, 2008: 42 p. (in Russian)

18. Martinchik A.N., Maev I.V., Janushevich O.O. General nutritsiologiya: Manual. Moscow: Medpress-inform, 2005: 392 p. (in Russian)

19. Yashin A.Ya., Yashin Ya.I. Analytical opportunities of the liquid Tsvetyauza chromatograph with electrochemical detectors. Ros-

siyskiy khimicheskiy zhurnal (zhurnal khimicheskogo obshhestva im. D.I. Mendeleeva) [The Russian Chemical Journal (The Journal of Chemical Society of D.I. Mendeleyev)]. 2002; 46 (4): 109-15. (in Russian)

20. Chizhevskiy G.B., Kishinskaya D.S. To a question of a hygienic assessment of a delivery of students. In: Materialy nauchno-prak-ticheskoy konferentsii «Aktual'nye problemy pitaniya». [Proceedings of the scientific-practical conference «Actual Problems of a Nutrition»] Perm', 2008: 201-2. (in Russian)

21. Technical regulations of the Customs union of TR CU 022/2011. Food products regarding her marking. 29 p. (in Russian)

22. Sarmadi B.N., Ismail A. Antiohidative peptides from food proteins: a review. Peptides. 2010; 31: 1949-56.

23. Misin V.M., Sazhina N.N., Korotkova E.I. The comparative analysis of cooperative content of antioxidants and their activity in a blood plasma of the person. In: Tezisy dokladov VIII Mezhdunarodnoy konferentsii «Bioantioksidant» [Theses of reports of the VIII International conference «Bioantioksidant»]. Moscow, 2010: 303-4. (in Russian)

24. Jashin A.Ja. Injection and flowing system with the amperometri-chesky detector for the selection definition of antioxidants in foodstuff and drinks. Rossiyskiy khimicheskiy zhurnal (zhurnal khimi-cheskogo obshhestva im. D.I. Mendeleeva) [The Russian Chemical Journal (The Journal of Chemical Society of D.I. Mendeleyev)]. 2008; LII (2): 130-5. (in Russian)

25. Naumova N.L. The modern view on a problem of a research of antio-ksidanty activity of foodstuff. Vestnik JuUrGU [Bulletin of JuUrGU]. 2014; 2 (1): 5-8. (in Russian)

26. Kolesnikova L.I., Darenskaja M.A., Grebenkina L.A., et al. Features of a condition of antioxidatic system at healthy faces of the basic ethnic groups of Baikal Region. Voprosy pitaniia [Problems of Nutrition]. 2012; 3: 46-51. (in Russian)

27. Poltavskaja R.L., Chupahina G.N., Meleshenko T.V. Condition of antioxidatic system of blood of patients with a syndrome of an alcohol addiction. Vestnik Baltiyskogo federal'nogo univer-siteta im. I. Kanta [Bulletin of the Baltic University of I. Kant]. 2012; 7: 28-32. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.