Научная статья на тему 'Оценка эффективности процесса интеграции при создании холдинговых структур'

Оценка эффективности процесса интеграции при создании холдинговых структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХОЛДИНГОВЫЕ СТРУКТУРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ГРУППЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВАЯ ЦЕПОЧКА / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ДОЛЯ РЫНКА / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / ПРИРАЩЕНИЕ ФУНКЦИИ / ВЕСОВОЙ КОЭФФИЦИЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Педенко О. Н.

Автором рассматривается методика построения модели создания холдинговой структуры или реализации проекта совершенствования холдинга с целью повышения эффективности его функционирования, основанная на динамике изменения индикативных финансово-экономических показателей деятельности предприятий и холдинга в целом с учетом внешних и внутренних факторов. При выборе оптимального состава участников будущего холдинга используется метод весовых коэффициентов, позволяющий учитывать «вес» каждого предприятия в рамках объединения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности процесса интеграции при создании холдинговых структур»

Стратегия компаний

оценка эффективности процесса интеграции при создании холдинговых структур

О. Н. ПЕДЕНКО, аспирант кафедры промышленной логистики МГТУ им. Н. Э. Баумана

Автором рассматривается методика построения модели создания холдинговой структуры или реализации проекта совершенствования холдинга с целью повышения эффективности его функционирования, основанная на динамике изменения индикативных финансово-экономических показателей деятельности предприятий и холдинга в целом с учетом внешних и внутренних факторов. При выборе оптимального состава участников будущего холдинга используется метод весовых коэффициентов, позволяющий учитывать «вес» каждого предприятия в рамках объединения.

Ключевые слова: холдинговые структуры, эффективность управления, повышение конкурентоспособности группы, производственно-сбытовая цепочка, финансово-экономическая эффективность, интеграционный процесс, доля рынка, внешние факторы, внутренние факторы, приращение функции, весовой коэффициент.

Процессу экономических реформ в мировом сообществе, помимо России, свойственна определенная специфика, обусловливаемая характером стартовых условий, выбором пути реформирования и даже историческими и национально-культурными особенностями развития.

Особенность процесса реформирования в России связана не только с существовавшей ранее принципиально иной, плановой экономикой, огромной территорией, с различной экономической потенциальной возможностью ее регионов, радикальностью перемен, но и с тем, что проведение экономической реформы было сопряжено с социально-политическим кризисом. Поэтому реформирование в России носит глобальный характер для малого, среднего и крупного бизнеса, затрагивает все области социально-экономических и политических отношений.

Малый и средний бизнес имеет собственные специфические черты и законы развития, свои достоинства и недостатки. Для него характеры: неразвитость производственной инфраструктуры, недостаточная техническая и технологическая вооруженность, трудности с поиском поставщиков и с получением банковских кредитов. Но эти вопросы успешно решаются в условиях крупного бизнеса.

В то же время для крупного бизнеса не свойственна высокая восприимчивость к нововведениям, он лишен возможностей к быстрой переориентации на производство нового продукта, к реагированию на изменение общественных потребностей. Помимо этого, для него часто характерна жесткость организационной структуры. Но большие технические, технологические и финансовые возможности делают этот бизнес устойчивым, не говоря уже о том, что в нем может осуществляться экономия «на масштабе и разнообразии».

Очевидная взаимодополняемость позитивных и негативных характеристик деятельности малого и крупного бизнеса приводит к осознанию весьма важного момента — необходимости нахождения возможностей для наиболее оптимального соединения указанных параметров функционирования всего бизнеса, что и получило воплощение при образовании холдинговых компаний.

За менее чем полувековую историю существования холдингов в мировой практике была осознана их огромная значимость для развития экономики — они позволяют реализовать задачи, не решаемые на уровне отдельного предприятия, оптимизировать связи между предприятиями и систему управления. Холдинговые структуры могут рассматриваться и как результат экономических

преобразований, и как средство для дальнейшего их осуществления в условиях транзитивной экономики.

Холдинговые компании демонстрируют свою жизнеспособность и, в сущности, становятся буфером между макро- и микроэкономикой. В частности, рыночная экономика немыслима без развития инвестиционных процессов, как в макро-, так и микроэкономике. Преодоление инвестиционного дефицита, осуществление инвестиционного прорыва становятся возможными при создании холдинговых компаний.

Особенностью деятельности холдинговых компаний является установление оптимального соотношения централизованного управления и свободы действия входящих в него предприятий, разграничения сфер влияния, границ вмешательства и невмешательства в деятельность друг друга.

Холдинговые компания сегодня выступают защитниками интересов не только своих акционеров и дочерних фирм, но и поставщиков и потребителей, всех субъектов взаимодействия. Особенности организации и управления холдинговыми компаниями и их активная позиция позволяют говорить об их реальной возможности влияния на устойчивость дальнейшего развития рыночной экономики.

Анализ ситуации свидетельствует о том, что проблемы развития холдинговых компаний и их роль в развитии рыночных отношений, в целом не остались вне поля зрения исследователей, и начало ее исследования можно соотнести с первым этапом их образования в российских условиях. Однако данные исследования касаются в большей степени проблем зарождения первых холдингов, а также организационно-правовых вопросов существования холдинговых структур. В то же время сегодня для холдинговых структур особо остро встают задачи обеспечения эффективного их функционирования в постоянно меняющейся рыночной среде. Принятие решения о создании (преобразовании) холдинга или о реализации проекта, направленного на повышение эффективности функционирования холдинговой структуры должно основываться на базе объективных оценок, полученных из различных источников, в том числе и при моделировании процесса функционирования холдинга в различных условиях. Поэтому в предлагаемой статье автором рассматриваются методологические основы построения модели эффективного функционирования холдинга.

Достижение целей организации и функци-

онирования холдинговых структур — получение прибыли, выполнение государственных заказов, укрепление рыночных позиций, освоение производства новых изделий и т. п. — во многом зависит от внешних условий [1]. Кроме того, маркетинговая стратегия холдинга не должна противоречить маркетинговым стратегиям его участников и их целям. Цели холдинга остаются практически неизменными на протяжении всего периода жизненного цикла. Цели функционирования его бизнес-единиц могут изменяться в зависимости от внешних условий и требований холдинговой структуры [3]. Критериями достижения целей могут быть показатели финансово-экономической эффективности я* - до интеграции и после для к-то участника холдинга.

Финансово-экономическая эффективность (ФЭЭ) — результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезых конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам.

Условно интеграционные процессы при создании холдинговых структур можно разделить на два вида:

1) создание вертикально интегрированных компаний по административному признаку (применяется в государственных структурах при создании крупных производственных объединений);

2) создание холдинговых компаний в рыночных условиях (часто используется предприятиями для увеличения доли рынка, оптимизации производственно-сбытовых издержек и т. д.). Соответственно и финансово-экономическую

эффективность предприятия при интеграции необходимо оценивать исходя из приведенных ранее условий объединения. В первом случае оценить финансово-экономическую эффективность предприятий, планируемых к включению в состав холдинга, можно по одному параметру, допустим рентабельности. Во втором случае, когда объединение (поглощение) происходит в рамках какого-либо проекта, ФЭЭ предприятия необходимо оценивать с учетом тех задач, которые являются приоритетными для данного предприятия в рамках общего проекта. Таким образом, оценить ФЭЭ всех предприятий по одному финансово-экономическому показателю (рентабельность и т. д.) нельзя.

При разработке модели влияния факторов внешней среды на организацию и функционирование холдинга необходимо учитывать, что и

холдинг может оказывать влияние на некоторые внешние факторы. Таким образом, можно говорить о взаимном влиянии холдинга, его участников и внешней среды.

В связи с разнородным характером внешних воздействий они могут значительно отличаться друг от друга, как по происхождению, так и по способам их определения.

Для оценки влияния внешних факторов на холдинговую структуру целесообразно применять безразмерные величины, выражающие относительное изменение финансово-экономических показателей в результате воздействия внешних факторов в виде коэффициентов.

В любом случае внешние факторы в конечном итоге влияют на возможность получения выручки от реализации продукции, и ее размеры, а также на величину затрат, связанных с получением указанного дохода. Например, при создании филиала предприятия в другом регионе наиболее существенным изменением внешних факторов может оказаться географическая удаленность от центрального офиса и его центрального склада. В таком случае «чистый» результат от внешнего воздействия можно определить как дополнительные затраты, связанные с транспортировкой товара в другой регион, командировочными расходами, организацией информационного обмена и т. д.

Таким образом, коэффициент воздействия географической удаленности на затраты предприятия определим как отношение указанных дополнительных расходов к затратам без учета таковых, а коэффициент внешнего воздействия на финансово-экономическую эффективность будет определяться как отношение разности финансово-экономической эффективности без учета воздействия и с учетом воздействия к эффективности без учета воздействия.

Обозначим через А^. — коэффициент взаимного влияния i-го фактора внешней среды на ]-й показатель финансово-экономической деятельности к-го участника холдинга. Тогда показатели взаимовлияния внешней среды и участников для затрат, выручки и эффективности (до и после интеграции) будут иметь вид [3]:

-

, если Еф тгп

где: — величина индикативного расход-

ного финансово-экономического показателя и изменение его величины в результате воздействия /-го фактора внешней среды; Уь, ДУаь — соответственно величина индикативного доходного финансово-экономического показателя и изменение его величины в результате воздействия ¿-го фактора внешней среды.

Такая форма коэффициентов взаимовлияния удобна тем, что их можно складывать применительно к одному показателю финансово-экономической деятельности, т. е. можно определить влияние совокупности внешних факторов на соответствующий показатель. Отрицательная величина коэффициента взаимовлияния внешних факторов и выручки указывает на отрицательное воздействие их на эффективность, а положительное — на повышение эффективности.

Если, через Л, обозначить множество коэффициентов Ц, тогда взаимовлияние внешней среды и всех участников холдинга является функцией вида: / (Л) [2].

В соответствии с целями холдинга формируется структура и определяется необходимый и достаточный состав элементов участников. Каждый из участников оказывает свое влияние на других членов холдинга. В то же время холдинг оказывает влияние и на каждого участника.

Указанные взаимодействия определяются связями внутри холдинга и представляют собой внутренние факторы, воздействующие на организацию и функционирование всей холдинговой структуры. Как и внешние факторы, внутренние факторы разнородны по своему происхождению и имеют различные способы их определения.

Поэтому степень воздействия внутренних факторов также целесообразно выражать в виде безразмерных коэффициентов. В данном случае коэффициенты будут отражать отношение изменения финансово-экономического показателя до и после интеграции (преобразований) или реализации проекта к величине показателя до этих изменений.

Обозначим через — коэффициент взаимовлияния холдинга (¿-й внутренний фактор) и к-го участника на ]-й показатель его финансово-экономической деятельности.

где --изменение величины индикативного

расходного финансово-экономического показателя в результате взаимовлияния холдинга и к-го участ-Л1/ -

ника; "г<рк — соответственно изменение величины индикативного доходного финансово-экономического показателя в результате взаимовлияния холдинга и к-го участника.

Обозначим через Ф множество коэффициентов <р* , тогда взаимовлияние холдинга и его участников является функцией вида: / (ф).

Таким образом, коэффициенты отражают, с одной стороны, степень воздействия того или иного фактора на определенный финансово-экономический показатель, с другой стороны, показывают, на какой показатель больше всего влияет данный фактор. Кроме того, возможно сравнение по разным предприятиям, что может быть критерием в отборе кандидатов для участия в холдинге при его формировании или при реализации нового проекта.

Каждый участник холдинга имеет свой показатель финансово-экономической эффективности Е^, отражающий изменение значений группы

индикативных финансово-экономических показателей рк. ( = 1,...,у) где J— количество финансово-экономических показателей к-то участника. С учетом взаимовлияния ^(д) и ^(ф) финансово-экономическая эффективность будет иметь вид:

Е* = Г(Рк./Кк.ФЛ)

Отметим, что для финансово-экономической эффективности до интеграции значения функции /(Ф)будет равно 0, так как факторов влияния холдинга на предприятие еще нет как таковых.

Рассмотрим взаимодействие нескольких предприятий, находящихся в одной производственно-сбытовой цепочке. Производитель материалов, производитель комплектующих, сборочное предприятие и сбытовая компания. Сбытовая компания является инициатором создания холдинговой структуры, цель которой — увеличение объемов продаж готовой продукции и повышение финансово-экономической эффективности функ-

ционирования как самой компании, так и холдинга в целом.

В результате маркетинговых исследований установлен потенциально устойчивый спрос на готовую продукцию, как на российском рынке, так и за рубежом; разработана маркетинговая стратегия, основанная на расширении ассортимента, повышении качества продукции и обеспечении гарантированных сроков поставок готового изделия конечному потребителю.

Хотя в рамках холдинга приоритетной является задача по увеличению доли рынка, перед каждым из участников холдинга поставлены свои цели. Производителю материалов необходимо снизить издержки производства, производитель комплектующих должен повысить качество выпускаемой продукции, сборочное предприятие обязано сократить сроки производства готового изделия, а перед сбытовой компанией поставлена цель наладить более адресную работу с конечным потребителем на зарубежных рынках. Выполнение всех этих задач приведет в конечном итоге к осуществлению стратегической цели по увеличению доли рынка сбыта.

Так как финансово-экономической эффективности Е^ отражает изменение значений группы Р к индикативных финансово-экономических показателей ^pf , то основная задача при вычислении Е^ заключается в формализации поставленных целей перед к-м предприятием, т. е. перевод внутренней структуры объекта (цели) в определенную информационную форму финансово-экономических показателей. К примеру, перед предприятием — производителем комплектующих стоит задача по повышению качества выпускаемой продукции, в связи с критическим уровнем рекламаций (дальнейшее расширение рынка сбыта невозможно). Формула для вычисления ФЭЭ данного предприятия в рамках проекта будет иметь следующий вид:

Ф ~ V '

V

где ^ь-дч. — затраты предприятия на работу с рекламацией готовой продукции; — валовая прибыль от реализации готовой продукции (значение валовой прибыли учитывает изменение как выручки, так и себестоимости, тем самым не возникает ситуация, когда существенное увеличение затрат на повышение качества продукции останется неучтенным).

Соответственно при повышении качества выпускаемой продукции отношение данных индикативных финансово-экономических показателей

должно снижаться, т. е. Еф -» min Li.

Используя формулы для вычисления

_ ggjgg. тт ,к _

Ек'

получим с учетом, что Ф

mm

El - Е f

Ж

ч

1 + AS

Аналогично вычисляем 9в:

JL Д^ежач.

iPiz = -

ЛЯ

и =

ipnp.

К

пр.

<Рш =

El - ßf

Ж

- yfe 1 + ^ '

Учитывая форму коэффициентов взаимовлияния, связанных с и 17[гр_, можно путем несложных преобразований получить функцию приращения финансово-экономической эффективности после интеграции:

Ут =

V.-Z

z.

Z.

AZx . AVfe

=

V*

получим с учетом, что так U:

- ■

Е. Лг' рк

Сл. — -Ca

(и-я^оь-^)

Соответственно:

к "Ф <PiE = ~

ЕЛ -Е

Гг

к _

,

где — приращение финансово-экономической эффективности предприятия после интеграции в рамках проекта; Т — период реализации проекта.

Полученная закономерность изменения финансово-экономической эффективности применима только в рамках той целевой функции, которая актуальна для предприятия поставщика комплектующих, а именно повышение качества производимой продукции. Перед всеми остальными участниками объединения стоят совершенно разнопрофильные цели, и задача управленческого анализа заключается в формализации этих целей для корректной оценки эффективности самой интеграции для каждого конкретного участника холдинга. Допустим, что во главу угла на предприятии поставлена рентабельность продаж, тогда вывод приращения финансово-экономической эффективности предприятия после интеграции будет выглядеть следующим образом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф Z£

где — себестоимость продукции; ^г — выручка от реализации. Далее:

.

С1 + £Г=г^ + <р&) (VI

Показано, что для предприятия, где финансово-экономическая эффективность зависит от

рентабельности продаж, конечная формула для Ут имеет совершенно другой вид.

Таким образом, при создании холдинга в рамках какого-либо проекта необходимо оценивать эффективность данной интеграции для каждого из участников в индивидуальном порядке. Если же стоит цель провести общий анализ интеграционных процессов, то можно выбрать определенные индикативные финансово-экономические показатели деятельности предприятий и произвести оценку эффективности объединения по ним.

Определим приращение финансово-экономической эффективности всей группы предприятий (Ут ), планируемых к объединению в холдинг. Значение (У*), рассчитанное для различных групп участников объединения, позволяет оптимизировать состав будущего холдинга в рамках конкретного проекта. При вычислении приращения финансово-экономической эффективности всей группы будем использовать метод весовых коэффициентов. Простое сложение в данном случае некорректно, так как изменение финансово-экономической эффективности для к-го предприятия имеет значение: у? = 'Ктал;;;;, но при этом значение выручки: Vь = 7т1п п , т. е. интеграция для к-го предприятия прошла с максимальной эффективностью из всей группы участников, но при этом выручка является минимальной среди всех предприятий (к-е предприятие — самое маленькое в холдинге). Соответственно необходимо учитывать вес каждого предприятия в холдинге.

Таким образом, приращение финансово-экономической эффективности всей группы предприятий будет иметь вид:

п

,

где ак — весовой коэффициент к-го предприятия холдинга; п — количество предприятий холдинга.

и

показатели

препрятиие Yt г', млн. руб. ^ /рсред. ßkr

1-е 15 150 0,77 0,205 3,075

k-е 20 180 0,92 0,244 4,88

35 100 0,51 0,136 4,76

n-е 7 350 0,56 0,149 1,043

Среднее значение 19,25 195 1 0,266 5,121

Данная формула вычисления приращения ФЭЭ применима лишь в том случае, если речь идет об интеграции предприятий в холдинг (в рамках конкретного проекта или в связи с созданием вертикально интегрированной компании). Если речь идет об оценке изменения ФЭЭ какого-либо проекта в рамках уже существующего холдинга в зависимости от состава его участников, то понятие суммарного изменения ФЭЭ здесь неприменимо (в данном случае для оценки ФЭЭ проекта необходимо применять методы инвестиционного анализа: NPV, IRR и CCF с учетом оптимизации состава участников проекта). Необходимо разделять понятия ФЭЭ-предприятия и ФЭЭ-проекта.

Далее:

к=1 к~L

где jit — вес объекта аналога, в нашем случае отношение выручки k-го предприятия к среднему значению выручки объединения:

л =

Для удобства вычисления рассмотренные показатели сводятся в таблицу.

При использовании нелинейного масштаба в качестве «измерителя» степени близости (веса) каждого предприятия-аналога к объекту оценки выбирается величина отношения между их выручками, с таким расчетом, чтобы это отношение не превышало единицы (т. е. делят меньшее на большее), т. е. используем логарифмический масштаб.

где ßk — взвешенное приращение финансово-экономической эффективности k-го участника объединения с учетом веса k-го участника.

Соответственно:

п ¿=1

при Yt - — интеграция экономически не оправдана,

при yl > дЕ — интеграция целесообразна.

— минимальное допустимое отклонение значения Yt ■ Данный показатель рассчитывается в рамках холдинга, так как при незначительном отклонении Yj осуществление проектов, связанных с интеграцией, не целесообразно. Также вычислив У г для разных групп предприятий, можно выбрать группу с yf — max как наиболее оптимальный состав участников проекта в рамках холдинга.

Таким образом, предложенная методика построения модели создания холдинговой структуры или реализации проекта совершенствования холдинга с целью повышения эффективности его функционирования позволяет оценить эффективность интеграционных процессов для каждого из участников холдинга (проекта), а также выбрать наиболее оптимальный состав предприятий.

список литературы

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб.: АО «Ко-руна», 1994. 700 с.

2. Организация промышленных корпоративных структур на основе логистикоориентирован-ной системы критериальных оценок/ С. В. Краснов, Н. Ю. Брусникин, Н. Щ. Куралесова/ Под ред. И. Н Омельченко. Тольятти: Изд-во Тол. ПИ, 2000. 181 с.

3. Франчук В. И. Основы построения организационных систем. М. : Экономика, 1991. 111 с.

09 ноября 2009 г. Торгово-промышленная палата РФ при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации проводит Международную Конференцию «инновации и инвестиции как эффективная основа конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса на внутренних и международных рынках»

www.siora.ru,www.tpprf.ru,www.atlasinvest.ru (499) 783-49-10, 783-49-10, (499) 143-73-35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.