Научная статья на тему 'Оценка бизнеса в антикризисном управлении'

Оценка бизнеса в антикризисном управлении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка бизнеса в антикризисном управлении»

Оценка бизнеса в антикризисном управлении1

О.Ф. Валеева

ведущий специалист по оценке бизнеса закрытого акционерного общества «ЭКО-Н», город Тюмень

Российская экономика предъявляет спрос на стоимостную оценку при осуществлении таких видов деятельности, как кредитование под залог, купля-продажа акций и дополнительная эмиссия, страхование имущества и других видов деятельности.

Стоимость имущества интересует руководителей и менеджеров многих российских предприятий не только как фактор формирования налогооблагаемой базы по налогам на имущество и прибыль, но и как управляемый параметр, величина которого серьезно влияет на все цели и результаты деятельности предприятия (формирование источников финансирования, обеспечение инвестиционной привлекательности, управление производственными и финансовыми рисками и т. п.). Они понимают, что в конечном итоге эффективность управления предприятием определяется не его ликвидностью или рентабельностью, не величиной прибыли, а увеличением «цены» бизнеса. Это значит, что грамотно управляемое предприятие со временем увеличивает свою стоимость, а следовательно, величина стоимости является не только предметом фискальных интересов государства, но и объектом стратегического планирования, мониторинга и управления.

Известно, что инвесторы вкладывают деньги не в активы, а в свои будущие доходы. Им важно, как увеличивается «цена» бизнеса, т. е. стоимость приходящейся им доли в конкретном предприятии. Сегодня не знать, сколько стоит твое предприятие, тождественно непониманию своего места

на рынке и стратегических приоритетов развития. Руководители и менеджеры все больше осознают необходимость оценки стоимости, а также выгоды и преимущества, которые можно получить от сотрудничества с квалифицированными оценщиками. Оценщики могут определить стоимость действующего предприятия, различных инвестиционных проектов, нематериальных активов, составить бизнес-план. Понятно, что любая стратегия поддерживается конкретными управленческими действиями. Некоторые управленцы предлагают создать структурное подразделение, специалисты которого в любой момент смогут дать ответ на вопрос о стоимости предприятия, а также отладить систему управления стоимостью.

В современных условиях особенно актуальной становится оценка бизнеса в системе антикризисного управления. Так, например, в 2003 году в общем объеме оценочных работ доля консультаций, анализа и оценки при банкротстве составила 0,5 процента; при реструктуризации активов, основных средств, капитальных вложений, предприятий - 1,2 процента; при реструктуризации долгов - 1,6 процента.

По мнению председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ) Вениамина Яковлева, несмотря на то, что в 2003 году в России количество дел о банкротстве сократилось в 8 раз (в

2002 году арбитражные суды Российской Федерации рассмотрели 1 06,5 тысячи заявлений о признании банкротом, а в 2003

1 Автором статьи использованы данные по состоянию на 1 января 2005 года.

году - всего 14,2 тысячи заявлений), эта ситуация является «затишьем перед бурей». По данным Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (МНС России), в последнее время около 1,5 миллиона юридических лиц не прошли регистрацию, и на осуществление мероприятий по их банкротству государству придется потратить около 100 миллиардов рублей.

Практика показала, что принятие Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не решило ключевые вопросы влияния процедур банкротства на экономическое развитие и эффективное управление основными фондами предприятия. Обновленное законодательство не удовлетворило прежде всего практиков. Кредиторами банкротство воспринимается как единственный способ срочно «выбить» долги, закрыв предприятие и распродав его имущество. Искаженное понимание банкротства опасно, т. к. способствует ухудшению экономической ситуации в стране и в Тюменском регионе, в частности. Система несостоятельности должна обеспечивать финансовое оздоровление, при котором кредитор будет уверен в защищенности своих интересов. Если кредитор вовремя увидит, что собственник неправильно использует активы, а пассивы достаточно велики, процедура банкротства будет начата своевременно.

По итогам работы Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству Российской Федерации (ФСФО России) по Тюменской области за 9 месяцев

2003 года на внешнее наблюдение поставлено 6 предприятий, в том числе Тобольский нефтехимический комбинат и Судостроительный завод, на конкурсное производство - 474 организации, ликвидировано 698 предприятий, выявлено 66 процентов отсутствующих должников, а вот показатель финансово оздоровленных предприятий в регионе равен нулю.

Это - проблема всероссийского масштаба: процедуры банкротства начинаются поздно, когда уже нечего оздоравливать. Банкротство может быть обусловлено различными причинами: и неполучение

средств за отпущенные товары, и затоваривание собственного производства продукцией, не имеющей сбыта, и неэффективная финансовая деятельность, и некомпетентность менеджеров. Сказываются несовершенство отечественного законодательства, особенно налогового, а также общеэкономические условия, в частности нехватка оборотных средств (отсутствие нормальной системы кредитования).

Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой, поскольку рынок предполагает получение прибыли от коммерческой деятельности. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой. При помощи такой меры неэффективные предприятия выводятся из числа действующих. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга лиц - его работников, партнеров, кредиторов и других, во многих случаях порождая значительные социальные издержки. Угроза банкротства побуждает не только предпринимателя, но и органы государственного управления принимать активные меры, влиять на происходящие процессы. В то же время процедура банкротства является положительной мерой для должника. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет имеющегося имущества и затем, освободившись от долгов, начать новое дело.

Другое дело, что в России, когда произошли коренные изменения в принципах хозяйствования, банкротство стало приобретать невиданный размах. Как экономикоправовой институт процедуру банкротства предполагалось использовать в качестве инструмента достижения экономических целей государства, механизма эффективного управления действующими предприятиями, хотя и переживающими критические ситуации. Опасность состоит в том, что существующий закон о банкротстве позволяет ликвидировать любую организацию независимо от рыночной стоимости ее фондов и реальной возможности удовлетворить претензии кредиторов при сохранении

бизнеса. Однако в нашей стране не допускается банкротство нормально действующих предприятий, хотя их старые долги многократно превышают показатели, которые согласно законодательству свидетельствуют о необходимости проведения процедуры банкротства. Вот такой отечественный парадокс. В качестве примера можно привести положительный опыт работы в этом направлении республики Татарстан. Несколько лет назад Правительство республики приняло решение о создании системы финансового оздоровления организа-ций-должников. При этом были продекларированы два основных принципа: предпринять все усилия для недопущения банкротства предприятий, и, если нет пути к их финансовому оздоровлению, инициировать банкротство, невзирая на прежние заслуги.

Одним из наиболее приемлемых способов санации предприятия является его реструктуризация. На кризисных предприятиях в установленном законом порядке вводится процедура несостоятельности, и уже в ходе внешнего управления, на базе существующего бизнеса, действующего производства создается одно или несколько предприятий. Таким образом, решается одновременно несколько проблем:

• проблема менеджмента - руководителями созданного на базе должника нового предприятия арбитражным управляющим назначаются профессионалы в своей отрасли;

• проблема рабочих мест - на новое предприятие переходит вся «здоровая» часть коллектива;

• уже через несколько месяцев новые предприятия имеют возможность войти в нормальный рабочий ритм.

В России уже накоплен определенный опыт оценки в сфере антикризисного управления, но эта проблема требует внимания научной общественности, т. к. многие ее методические аспекты еще не исследованы.

Антикризисное управление подразумевает экстренные мероприятия по устранению уже возникшей на предприятии кризисной ситуации в рамках процедуры банкротства. Это - целостная система взаимосвязанных

методов и приемов управления предприятием, направленная на предупреждение или устранение неблагоприятных для бизнеса кризисных явлений посредством разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить финансовые затруднения, сохранить и приумножить рыночные позиции в любых обстоятельствах при опоре в основном на собственные ресурсы.

Грамотное антикризисное управление обычно начинается с процедуры оценки потенциала предприятия. Оценивая рыночную стоимость предприятия, можно с достаточно высокой степенью точности определить, насколько успешно оно в своей деятельности. Так, например, увеличение рыночной стоимости предприятия означает, что предприятие находится на стадии роста, производство развивается, сбытовая сеть расширяется, предприятие осваивает новые рынки сбыта. И, наоборот, снижение рыночной стоимости предприятия является главным индикатором неблагополучного положения дел (предкризисного состояния, банкротства). В связи с этим принятие верных управленческих решений невозможно без информации о стоимости бизнеса.

Для проведения эффективной антикризисной политики антикризисный управляющий в первую очередь должен определить стоимость кризисного предприятия, а также постоянно следить за ее дальнейшим изменением для определения эффективности применяемых инструментов управления. Необходима также ориентация управленческого процесса на достижение поставленных целей.

При реализации целей антикризисной политики оценка выполняет ряд функций, а именно:

а) служит исходной информацией для принятия определенных решений в ходе антикризисного (арбитражного) управления, в том числе:

• для определения размера конкурсной массы. В этом случае конкурсный управляющий в соответствии со статьей 130 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» осу-

ществляет оценку имущества предприятия-должника, подлежащего включению в конкурсную массу;

• при передаче объектов недвижимости в аренду;

• при определении налоговой базы для расчета налога на имущество;

• при определении стоимости залога, необходимого для получения кредита, и т. д.;

б) является критерием эффективности применяемых антикризисным управляющим мер.

В случае принятия решений оценка стоимости выступает в качестве инструмента системы антикризисного управления, применение которого дает управляющей системе объективную информацию о стоимости различных элементов управляемой системы. Такая информация необходима для внесения корректировок в разрабатываемую стратегию вывода предприятия из кризиса.

Поскольку сегодня реализация ни одной программы антикризисного управления невозможна без привлечения средств инвесторов, целесообразно использовать такие критерии оценки принимаемых решений, которые позволили бы оценить полученные результаты с точки зрения и собственников предприятия, и кредиторов, и государства, и потенциальных инвесторов. С точки зрения инвестиционной привлекательности предприятия в качестве финансового критерия оценки программ антикризисного управления целесообразно использовать такой показатель, как «стоимость предприятия», базирующийся на основе оценки настоящей стоимости будущих свободных финансовых потоков, которые, помимо прогнозного периода, учитывают и стратегическую перспективу. В связи с этим оценка стоимости выступает как критерий эффективности принятия управленческих решений, т. к. применение различных наборов антикризисных мер может привести как к снижению, так и к увеличению стоимости предприятия. Оценка стоимости предприятия должна основываться на финансовых и производственных данных текущего состояния предприятия и разработанном стратегическом плане.

Формирование стоимости компании должно осуществляться следующим образом:

• на первом этапе необходимо учесть возможность повышения эффективности производственной мощности предприятия;

• на втором этапе используются возможности операционного реструктурирования, такие как ликвидация, продажа или покупка подразделений или бизнес-процессов, создание новых бизнес-процессов;

• на третьем этапе используются возможности финансовой реструктуризации, заключающейся в принятии решений в отношении уровней задолженности, увеличения собственного капитала, конвертирования долга в собственный капитал.

Результаты анализа рассчитанного значения стоимости компании для различных альтернативных вариантов реструктуризации позволят выбрать наилучший вариант с точки зрения всех участников программы антикризисного управления. При отборе вариантов развития предприятия Комитет кредиторов должен утвердить (или не утвердить) тот план, который окажется наиболее реалистичным, наименее рискованным и может быть реализован в период внешнего управления с получением наибольшего экономического эффекта.

С учетом фактора времени и возможных дополнительных затрат на оздоровление предприятия кредиторы могут сами выбрать наиболее эффективный вариант развития предприятия.

Выбор стратегии реструктуризации повлечет за собой перераспределение финансовых и инвестиционных потоков, необходимых для функционирования предприятия. Следовательно, возникает проблема выбора одного из следующих трех направлений реструктуризации:

1) ориентировать предприятие на существующий бизнес-процесс, т. к. он достаточно перспективен и предприятие имеет хорошие возможности для его развития. При этом необходимо отказаться от возможной реализации новых бизнес-процессов, даже если такая стратегия поможет открыть новые перспективы для предприятия;

2) ориентировать предприятие на создание нового бизнес-процесса, но при этом не отказываться от использования уже существующего;

3) полностью перепрофилировать предприятие, отказавшись от существующих бизнес-процессов и заменив их принципиально новыми.

Выбор варианта финансово-организационной реструктуризации предприятия зависит от критериев, по которым она будет осуществляться. При выборе критериев должны учитываться интересы всех участников процесса реструктуризации и возможность оценки результатов выполнения программы антикризисного управления.

Описанный метод оценки принимаемых решений позволит, во-первых, учесть результаты осуществления программы антикризисного управления не только в пределах прогнозного периода, но и за его пределами, во-вторых, принять заинтересованными сторонами решение о целесообразности участия в этой программе. Таким образом, говоря о роли и функциональном назначении оценки собственности в системе антикризисного управления, можно сделать следующие выводы.

1. Оценка стоимости предприятия, оказавшегося в сложном финансовом положении, очень важна для антикризисного управляющего в качестве критерия принятия решений и последовательности действий (например, в рамках внешнего управления по результатам оценки возможности реализации альтернативных проектов арбитражный управляющий может принять одно из следующих решений: перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных участков, продажа бизнеса и т. д.).

2. Оценка стоимости очень важна как критерий эффективности применяемых антикризисным управляющим мер (на основе определения изменения стоимости предприятия в зависимости от использования альтернативных наборов антикризисных решений), т. е. является одним из важнейших элементов управляющей подсистемы системы антикризисного управления.

3. Оценка стоимости предприятия может являться исходной информацией для принятия определенных решений в ходе антикризисного управления.

4. Оценка стоимости играет немаловажную роль в арбитражном управлении на различных стадиях процедуры банкротства:

• на стадии наблюдения временный управляющий с помощью оценки стоимости определяет рыночную стоимость предприятия, на котором ему предстоит работать;

• на стадии внешнего управления для определения дальнейшего протекания процесса банкротства внешний управляющий с помощью метода дисконтированных денежных потоков в плане внешнего управления может просчитать варианты развития предприятия в зависимости от суммы и условий инвестирования либо с помощью метода чистых активов показать реальную стоимость предприятия;

• на стадии конкурсного производства конкурсный управляющий с помощью метода ликвидационной стоимости составляет календарный график реализации активов предприятия и рассчитывает ликвидационную стоимость бизнеса.

Для создания эффективно действующего института банкротства необходимо взаимодействие антикризисных управляющих, оценщиков, аудиторов, ведущих отраслевых специалистов, законодателей. Значительное место в этой цепочке занимает объективная и качественная оценка, что выдвигает в разряд первоочередных вопросы взаимодействия института банкротства и института оценки. Использование процедур и методологии оценки стоимости и формирования новых информационных баз для разработки критериев анализа при проведении мониторинга предприятия с учетом отраслевой и подотраслевой специфики позволит в значительной степени повысить эффективность собственно анализа состояния предприятия, а также предупреждать на ранних стадиях наступление критической ситуации и предотвращать процедуру банкротства. Привлечение к этой работе независимых оценщиков и разработка соответствующей нормативной базы позволят уже в ближайшее время сформировать полноценную систему контроля и анализа.

Только тесное сотрудничество антикризисных управляющих и оценщиков будет способствовать совершенствованию эффективности механизма банкротства и улучшению экономической ситуации России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.