Научная статья на тему 'Система целей, критериев и ограничений в оценке эффективности процедур банкротства предприятий'

Система целей, критериев и ограничений в оценке эффективности процедур банкротства предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1196
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОЦЕНКА / СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ / КРИТЕРИЕВ И ОГРАНИЧЕНИЙ / BANKRUPTCY / EFFICIENCY / EVALUATION / SYSTEM OF OBJECTIVES / CRITERIA AND CONSTRAINTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Размахова Анна Викторовна

В статье рассматривается процедура банкротства со стороны ее эффективности, от чего зависит не только процент погашения требований кредиторов, но и судьба предприятия-должника и соблюдение интересов собственников, работников должника и государства. Автор систематизирует ряд показателей с целью решения актуальной проблемы в оценке эффективности банкротства, что является важным и для определения рейтинга арбитражных управляющих при их назначении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF OBJECTIVES, CRITERIA AND LIMITATIONS IN THE EFFECTIVENESS EVALUATION OF BANKRUPTCY PROCEDURES

The article deals with the effectiveness of the bankruptcy procedure, which influences not only the percentage of repayment claims of the creditors, but also the fate of the enterprise itself (or its business), as well as the interests of owners, workers and the state. The author systematizes a number of showings with a purpose of resolution of the urgent issue of bankruptcy efficiency evaluation, the problem determining the ranking of arbitration managers when they are nominated.

Текст научной работы на тему «Система целей, критериев и ограничений в оценке эффективности процедур банкротства предприятий»

УДК 65.016.8 Размахова Анна Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита Калужского филиала Российской академии государственной службы при Президенте РФ, арбитражный управляющий, член СРО «Союз менеджеров и антикризисных управляющих»

СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ,

КРИТЕРИЕВ И ОГРАНИЧЕНИЙ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

Razmakhova Anna Viktorovna

PhD in Economics, Assistant Professor, Finance and Credit Department, Kaluga branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Arbitration manager, Member of Self-Regulatory Organization “Union of administrators and crisis managers”

SYSTEM OF OBJECTIVES, CRITERIA AND LIMITATIONS IN THE EFFECTIVENESS EVALUATION OF BANKRUPTCY PROCEDURES

Аннотация:

В статье рассматривается процедура банкротства со стороны ее эффективности, от чего зависит не только процент погашения требований кредиторов, но и судьба предприятия-должника и соблюдение интересов собственников, работников должника и государства. Автор систематизирует ряд показателей с целью решения актуальной проблемы в оценке эффективности банкротства, что является важным и для определения рейтинга арбитражных управляющих при их назначении.

Ключевые слова:

банкротство, эффективность, оценка, система целей, критериев и ограничений.

Summary:

The article deals with the effectiveness of the bankruptcy procedure, which influences not only the percentage of repayment claims of the creditors, but also the fate of the enterprise itself (or its business), as well as the interests of owners, workers and the state. The author systematizes a number of showings with a purpose of resolution of the urgent issue of bankruptcy efficiency evaluation, the problem determining the ranking of arbitration managers when they are nominated.

Keywords:

bankruptcy, efficiency, evaluation, system of objectives, criteria and constraints.

Для оценки эффективности процедур банкротства предлагается использовать комплексный системный подход, означающий практическое использование таких показателей эффективности, которые, с одной стороны, учитывают интересы всех участников банкротства (предприятия-должника, его работников, конкурсных кредиторов, собственников, государства), а с другой -позволяют оценить эффективность всех судебных процедур - внешнего управления, финансового оздоровления, конкурсного производства и мирового соглашения [1]. Поскольку цели проведения различных процедур банкротства разные, то и критерии эффективности их достижения в разных процедурах также будут разными. Таким образом, необходимо разработать систему целей и критериев оценки эффективности банкротства предприятий для всех судебных процедур и в отношении всех участников банкротства с учетом требований и ограничений, установленных федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ [2].

Целью банкротства предприятия для конкурсных кредиторов в любой процедуре является максимальное удовлетворение их требований, критерием эффективности служит процентное погашение требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр. В случае успешного осуществления реабилитационных процедур - внешнего управления или финансового оздоровления, цель осуществления указанных процедур в отношении конкурсных кредиторов будет достигнута полностью.

Процентное удовлетворение требований кредиторов как функция эффективности, связанная со временем проведения процедур банкротства, может быть рассчитана по формуле:

F(t) = KM(t) /Добщ^) ^ max, где F(t) - критерий (функция) эффективности - процентное удовлетворение требований кредиторов;

KM(t) - функция формирования конкурсной массы должника;

Добщ© - функция формирования общего долга - реестра требований кредиторов должника и внеочередных расходов, связанных с проведением процедур банкротства.

При одном и том же составе имущества, включенного в конкурсную массу, денежное значение конкурсной массы КМ© зависит от варианта продажи имущества должника [3]. Продажа имущества может быть осуществлена в следующих вариантах:

1. Проведения аукционных торгов по продаже активов предприятия отдельными лотами.

2. Проведения аукционных торгов по продаже предприятия (бизнеса).

3. Замещения активов предприятия.

Выбор варианта продажи имущества предприятия определяется в соответствии со следующими условиями и критериями:

1. При условии сохранения бизнеса должника и его потребительской полезности для потенциальных покупателей целесообразна продажа бизнеса на аукционных торгах по договору купли-продажи предприятия (бизнеса). Денежные средства, вырученные от продажи предприятия, включаются в конкурсную массу должника и используются для погашения внеочередных расходов и реестра требований кредиторов в соответствии с очередностью. Предприятие-должник в процедуре конкурсного производства ликвидируется. Бизнес должника сохраняется в новой организационно-правовой форме с изменением собственников (участников, учредителей) бизнеса. Указанная форма продажи предприятия (бизнеса) и начальная цена на аукционных торгах утверждается собранием кредиторов предприятия.

2. Если активы предприятия соответствуют критериям имущественного комплекса или отдельных бизнес-единиц, то отчуждение активов предприятия возможно на основе замещения активов. Предприятие-должник в процедуре конкурсного производства ликвидируется. Бизнес должника сохраняется в новой организационно-правовой форме открытого акционерного общества (ОАО). Акции созданных на базе имущества должника ОАО включаются в состав имущества должника, его конкурсную массу и могут быть проданы на открытых торгах. Продажа акций созданного на базе имущества должника ОАО обеспечивает накопление денежных средств для погашения требований кредиторов. Критерием эффективности указанной формы отчуждения имущества является максимальное удовлетворение требований кредиторов при сохранении бизнеса в организационно-правовой форме открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ.

Замещение активов будет целесообразно только в том случае, если конкурсная масса предприятия, сформированная за счет продажи акций одного или нескольких ОАО, созданных на базе имущества должника, будет превышать значение конкурсной массы предприятия, сформированной за счет продажи отдельных активов предприятия или предприятия в целом.

3. Если активы предприятия не соответствуют критериям имущественного комплекса или отдельных бизнес-единиц, то продажа активов предприятия осуществляется отдельными лотами на открытых торгах в форме аукциона (или посредством публичного предложения), при этом порядок, сроки и условия продажи имущества должника разрабатываются конкурсным управляющим и утверждаются собранием кредиторов. Критерием эффективности указанной формы продажи имущества является максимальное удовлетворение требований кредиторов.

Арбитражный управляющий вправе самостоятельно выбрать и обосновать собранию кредиторов вариант формирования конкурсной массы должника, руководствуясь в своей деятельности рекомендуемым критерием эффективности [4]. Действующим законодательством о банкротстве [5] установлены размеры материального стимулирования арбитражных управляющих в зависимости от эффективности их деятельности, оцениваемой по критерию размера удовлетворенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Целью банкротства предприятия с точки зрения самого предприятия и его учредителей (собственника) является сохранение действующего предприятия на основе восстановления его платежеспособности в процедурах внешнего управления или финансового оздоровления. Критерием эффективности в этом случае является рост рыночной стоимости бизнеса вследствие осуществления мероприятий по восстановлению платежеспособности, включенных в план внешнего управления или финансового оздоровления, по показателю роста рыночной стоимости собственного капитала (чистых активов). В этом случае сохраняется действующее предприятие, сохраняется его бизнес для существующих учредителей (собственника).

Цель банкротства предприятия для его работников во всех процедурах заключается в полном погашении задолженности по заработной плате и выходным пособиям, включенным во вторую очередь реестра требований кредиторов. Работники должника заинтересованы также в сохранении рабочих мест при реализации процедур внешнего управления или финансового оздоровления, а также замещения активов должника или заключении договора купли-продажи бизнеса.

С точки зрения государственных (региональных) интересов важно сохранение бизнеса либо в форме существующего предприятия на основе восстановления его платежеспособности,

либо в форме вновь созданных предприятий - открытых акционерных обществ на основе замещения активов должника и последующей ликвидации неплатежеспособного предприятия-должника в процедуре конкурсного производства.

Именно в этом случае сохраняется бизнес с его денежными потоками, направляемыми в том числе в бюджеты вех уровней и во внебюджетные фонды в виде обязательных налоговых платежей, и сохраняются рабочие места, что отвечает также требованиям социальной эффективности реструктуризации неплатежеспособного предприятия.

Таким образом, целью банкротства предприятия с точки зрения государственных (региональных) интересов является либо сохранение предприятия на основе восстановления его платежеспособности либо создание нового бизнеса (нескольких бизнесов) на основе образования на базе имущественного комплекса ликвидируемого должника одного или нескольких акционерных обществ.

Критерии эффективности в этом случае будут различаться в зависимости от того, насколько достигнута основная цель для главных участников данного процесса - кредиторов и учредителей (собственников) данного предприятия.

При условии полного погашения требований кредиторов в процедуре внешнего управления в качестве критерия эффективности следует принять рост рыночной стоимости бизнеса в оценке рыночной стоимости собственного капитала (чистых активов), в том числе для новых собственников (акционеров).

Данный критерий имеет следующий вид:

F(t) = (СКсущ, нов (t)) ^ max, где СКсущ, нов (t) - временная функция рыночной стоимости собственного капитала (чистых активов) должника или вновь создаваемых акционерных предприятий.

При условии частичного погашения требований кредиторов в процедуре конкурсного производства критерием эффективности будет выступать показатель процентного удовлетворения требований конкурсных кредиторов предприятия.

Ограничения в оценке эффективности банкротства установлены ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 [6]. Эти ограничения имеют временной, ресурсный и организационный характер.

К временным ограничениям относятся ограничения, связанные с возможными сроками осуществления процедур внешнего управления, финансового оздоровления или конкурсного производства. В соответствии с законодательством, внешнее управление и финансовое оздоровление вводятся арбитражным судом на срок до 18 месяцев и могут быть продлены на 6 месяцев. Конкурсное производство вводится на 6 месяцев и может продлеваться также на 6 месяцев.

Таким образом, временные ограничения имеют вид:

Длительность процедуры (Tmax) < 24 мес. - во внешнем управлении и финансовом оздоровлении; (Tmax) < 12 мес. - в конкурсном производстве.

К ресурсным ограничениям относятся ограничения, связанные с формированием текущих смет затрат на проведение процедур в части лимитирования законодательством затрат, связанных с вознаграждением арбитражного управляющего и оплатой услуг лиц, привлекаемых им для обеспечения своей деятельности [7, ст. 206, ст. 207].

В общем виде ресурсные ограничения могут быть представлены следующим неравенством:

Двн(t) < Двн^)тах,

где Двн© - временная функция формирования текущих смет затрат на проведение процедур;

Двнфтах - временная функция формирования нормативных смет затрат на проведение процедур.

Организационные ограничения связаны с необходимостью проведения ряда согласований и принятия ряда решений участниками процесса управления предприятием в процедурах банкротства. Так, например, для осуществления мероприятий по восстановлению платежеспособности в ходе внешнего управления необходимо, во-первых, включение планируемых мероприятий в план внешнего управления предприятия, и во-вторых, утверждение данного плана собранием кредиторов предприятия и арбитражным судом.

Для восстановления платежеспособности в ходе внешнего управления на основе замещения активов должника необходимо:

- решение органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника;

- решение собрания кредиторов при условии, что за принятие данного решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника;

- состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых ОАО, должен быть определен планом внешнего управления, утвержденным собранием кредиторов и арбитражным судом;

- 1ЗЗ -

- решение кредиторов о величине уставных капиталов создаваемых ОАО. Систематизация выявленных целей, критериев и ограничений в оценке эффективности процедуры банкротства предприятий для конкурсных кредиторов, его работников, учредителей и государства (региона) представлена в табл.1.

Таблица 1 - Систематизация целей, критериев и ограничений в оценке эффективности процедуры банкротства__________________________________________________________________

Участник банкротства Цель процедуры банкротства Критерий экономической эффективности Социальная эффективность Ограничения

Конкурсные кредиторы Погашение требований конкурсных кредиторов Процентное удовлетворение требований кредиторов: F(t) = KM(t) / Добщ(0 ^ max, где F(t) - критерий эффективности; KM(t) - функция конкурсной массы; Добщ^) - функция общего долга. Формирование доходной части бюджетов Длительность процедуры (Tmax) й 24 мес. - во внешнем управлении и финансовом оздоровлении; (Tmax) й 12 мес. - в конкурсном производстве; Ограничения в смете расходов на проведение процедур банкротства - Двнф й Двн(t)max; Ограничения организационного характера в соответствии с ФЗ № 127

Работники предприятия Погашение второй очереди реестра требований кредиторов Процентное погашение второй очереди реестра требований кредиторов - задолженности по заработной плате Сохранение рабочих мест Длительность процедуры (Tmax) й 24 мес. - во внешнем управлении и финансовом оздоровлении; (Tmax) й 12 мес. - в конкурсном производстве; Ограничения в смете расходов на проведение процедур банкротства - Двн(t) й Двн(t)max. Ограничения организационного характера в соответствии с ФЗ № 127

Учредители (собствен- ники) Сохранение бизнеса для собственника на основе восстановления платежеспособности Максимальный рост рыночной стоимости предприятия по показателю роста рыночной стоимости собственного капитала предприятия (чистых активов) для существующего собственника (СКсущ (t)):F(t) = СКсущ (t) ^ max Сохранение рабочих мест; Развитие деловой активности бизнеса; Формирование доходной части бюджетов Длительность процедуры (Tmax) й 24 мес. - во внешнем управлении и финансовом оздоровлении; (Tmax) й 12 мес. - в конкурсном производстве; Ограничения в смете расходов на проведение процедур банкротства - Двн(t) й Двн(t)max. Ограничения организационного характера в соответствии с ФЗ № 127

Г осударство (регион) Сохранение бизнеса на основе восстановления пла-тежеспособ-ности или замещения активов Максимальный рост рыночной стоимости предприятия по показателю роста рыночной стоимости собственного капитала предприятия (чистых активов) для существующего или нового собственника (СКсущ, Hoe.(t)): F(t) = (СКсущ, нов. (t)) ^ max Сохранение рабочих мест; Развитие деловой активности бизнеса в регионе; Формирование доходной части бюджетов Длительность процедуры (Tmax) й 24 мес. - во внешнем управлении и финансовом оздоровлении; (Tmax) й 12 мес. - в конкурсном производстве; Ограничения в смете расходов на проведение процедур банкротства Двн(t) й Двн(t)max; Ограничения организационного характера в соответствии с ФЗ № 127

- 1З4 -

Выводы:

1. Институт банкротства, как один из важнейших элементов рыночной экономики, должен обеспечивать реализацию интересов кредиторов, собственников, государства, способствовать вытеснению неэффективных структур и повышению конкуренции.

2. Для оценки эффективности проведения процедур банкротства необходим комплексный системный подход, предполагающий оценку эффективности как в отношении всех участников процедур банкротства - предприятия, его учредителей (участников) или собственника, кредиторов данного предприятия и государства (региона), так и для различных процедур банкротства.

3. Оценку эффективности банкротства предприятий следует осуществлять с учетом требований и ограничений, установленных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Ссылки:

1. Лаврухина Н.В., Размахова А.В. Особенности системного подхода к управлению предприятиями в процедуре банкротства // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 191-196.

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // СПС «Консультант-

Плюс».

3. Размахова А.В. Реструктуризация неплатежеспособных предприятий: основные направления и оценка эффективности // Вестник финансовой академии. 2009. № 6 (54). С. 29-34.

4. Размахова А.В. Разработка организационно-экономического механизма реструктуризации промышленных предприятий на основе производственных и реорганизационных аллокаций : дис. ... канд. экон. наук. М., 2009.

5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

6. Там же.

7. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.