Научная статья на тему '«Отпор враждующему хладу…»: эволюция отопительных систем в русских усадьбах'

«Отпор враждующему хладу…»: эволюция отопительных систем в русских усадьбах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2599
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская печь / голландская печь / камин / душник / подтопок / отопительные системы / противопожарная безопасность / воздушное отопление / тепловое излучение / конвекция / Russian stove / Dutch oven / fireplace / dushnik / podtopok / heating systems / fire safety / air heating / thermal radiation / convection

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Светлана Бородина, Евгений Евсеев

Статья раскрывает развитие отопительных систем русских усадеб в контексте основных видов отопительных приборов, их устройства и эксплуатации, топлива и т.д. Типология отопительных систем рассматривается на примере русских усадеб, восстанавливаемых Инвестиционной группой компаний ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the development of heating systems in the context of Russian manors main types of heaters, their design and operation, fuel, etc. Typology of heating systems is considered on the example of Russian estates, restored by investment group ASG.

Текст научной работы на тему ««Отпор враждующему хладу…»: эволюция отопительных систем в русских усадьбах»

«ОТПОР ВРАЖДУЮЩЕМУ ХЛАДУ...»: ЭВОЛЮЦИЯ ОТОПИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РУССКИХ УСАДЬБАХ

Светлана Бородина главный редактор редакции масс-медиа ASG, д.п.н.

Евгений Евсеев генеральный директор ЗАО "Сетевая компания «Энерготехника» (ASG)

Илл. 1-2. Ведерко для угля

Аннотация: статья раскрывает развитие отопительных систем русских усадеб в контексте основных видов отопительных приборов, их устройства и эксплуатации, топлива и т.д. Типология отопительных систем рассматривается на примере русских усадеб, восстанавливаемых Инвестиционной группой компаний ASG.

Ключевые слова: русская печь, голландская печь, камин, душник, подтопок, отопительные системы, противопожарная безопасность, воздушное отопление, тепловое излучение, конвекция.

Abstract: The article reveals the development of heating systems in the context of Russian manors main types of heaters, their design and operation, fuel, etc. Typology of heating systems is considered on the example of Russian estates, restored by investment group ASG.

Keywords: Russian stove, Dutch oven, fireplace, dushnik, podtopok, heating systems, fire safety, air heating, thermal radiation, convection.

Англичанин Джайлс Флетчер, путешествовавший по Московии в 1589 году, так охарактеризовал ее климат: «Зима продолжается обыкновенно пять месяцев - от начала ноября и до конца марта, когда снег начинает уже таять. От одного взгляда на зиму в России можно замерзнуть» [12].

В силу сурового климата в России с незапамятных времен сложилась высокая культура отопления, без которой жизнь в зимнее время была бы невозможна. Готовиться к зиме означало делать запас - теплой одежды, продуктов и обязательно дров - основного вида топлива. Отопительная индустрия была мощной, но незаметной. Энергоносителем для нее на протяжении веков служили дрова, а базовым элементом - русская печь.

Для сравнительно мягкого климата Европы хорошее отопление означало скорее

комфорт, чем жизненную необходимость. Неуклонно совершенствовалась лишь кухонная плита, но жилые комнаты отапливались плохо даже у самых богатых людей. Камины с чудовищно низким КПД, переносные жаровни, грелки в постель - вот и весь арсенал борьбы с холодом. Дрова или, чаще, уголь разносчики доставляли в мешках или корзинах, а в квартиру его приносили в угольном ведерке (илл. 1, 2).

В России же дрова, необходимые для топки печи, мерили саженями, считалось, что именно сажень дров необходима на каждую печь на отопительный период [6]. При этом в каждом усадебном доме были десятки комнатных печей, не считая русской печи для выпечки хлеба и печи с кухонной плитой. Сажень была равна трем аршинам (2,134 метра), это поленница, имеющая высоту в одну сажень и такую же ширину. Глубина же ее определялась количеством рядов, выложенных из поленьев, имеющих стандартную длину (около 54 сантиметров).

Но дрова дровам рознь, одна сажень осиновых (осина - не древесина, утверждает поговорка) дает почти вдвое меньше тепла, чем березовых. Поскольку теплота сгорания кубометра дров различна, то при назначении цены за сажень учитывалась их порода. В то же время массовая теплота сгорания, зависящая от состава древесины, у большинства деревьев почти одинаковая. Березовые дрова дают примерно столько

же тепла, сколько аналогичный объем осиновых, еловых и дубовых. Исключение составляет сосна: она дает больше тепла за счет повышенного содержания смолы. Чем меньше плотность древесины, тем она быстрее загорается, но так же быстро сгорает. Но высококалорийные березовые дрова выделяют очень много сажи. Если печи топят березовыми дровами, то их необходимо чистить как можно чаще. Жарко, и почти не выделяя сажи, горят ольховые дрова. Много жару дает древесина дуба, ясеня, ильма, а также фруктовых деревьев: яблони, груши, сливы и вишни. Особенно жарко и бездымно горят яблоневые дрова. В Тамбовской губернии был обычай на Покров (14 октября) топить печь только яблоневыми дровами. Согласно поверью, в тех домах, где этот обычай соблюдали, всю зиму было тепло.

На сжигание некоторых деревьев и кустарников было наложено определенное табу, в частности, нельзя было отапливаться кленовыми дровами. Этот запрет уходил корнями в язычество. Верили также, что неприятности ожидают тех, кто в качестве топлива использует древесину бузины. Нарушивший этот запрет навлекал в свой дом блох и клопов. Конечно, эта кара не слишком сурова, ведь того, кто вздумает топить печь рябиной, ожидала скорая смерть. А вообще деревья, на сожжение которых было наложено табу, никогда не имели большого значения как топливо.

Начинали рубить дрова на Якова-древо-пильца, то есть 22 октября. Опытные дровосеки говорили: «Осеннее и зимнее полено жарче горит, вешнее и летнее ему не чета». Рубить дрова можно было в «дровяниках», то есть в местах, где заведомо не могло быть строевого леса, там росли береза, осина, кривоствольные сосны и ели, ива и ольха. Эти места часто находились около болот, куда на телеге в теплое время года не доберешься. Отсюда дрова можно было вывозить только после того, как подморозит и выпадет снег. Все помнят:

...Однажды в студеную зимнюю пору Я из лесу вышел, был сильный мороз, Гляжу - поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз... Чтобы дрова не завалило большими снегами, их старались привезти в деревню как можно быстрее. У хорошего хозяина всегда был запас топлива на два, на три года, а то и больше. Дрова, аккуратно уложенные в поленницы, за это время высыхали настолько хорошо, что в печи быстро загорались и выделяли при горении много жара. Те же,

кто не имел запаса дров, вынуждены были топить печь «сырником», то есть дровами из свежесрубленной древесины.

Не только пользы ради, но и красоты для...

Интерьеры многих усадебных домов, дворцов, ставших музеями (Москва, Санкт-Петербург, Александров, Суздаль, Владимир...), украшают сегодня отопительные приборы - образцы декоративно-прикладного искусства: камин, русская печь, голландка, в отделке которых использованы изразцы, литье, скульптура и т.д. (илл. 3-8).

В петровские времена во всех богатых домах Петербурга и Москвы появляется мода на изразцовые печи, сделанные по фасону вывезенных Петром I десяти печей из Голландии. Возможно из-за этого или из-за голландских мастеров, которые их устанавливали, - эти и все последующие печи стали называть голландскими или голландками. Указом от 20 июня 1718 года Петр I начи-

Илл. 3. Камин в особняке Кленмихель, Санкт-Петербург

Илл. 5 Камин черного мрамора в доме Горчакова, Санкт-Петербург

Илл. 6. Изразцовые печи в Екатерининском дворце, Царское село

Илл. 7. Печь в конторе Колобовых, Санкт-Петербург

Илл. 8. Печь в усадьбе Разумовского XVIII века

нает решительную борьбу против постройки в Петербурге черных изб и курных печей или печей с деревянными трубами. 10 декабря 1722 года аналогичный указ появляется и в Москве. Вводится обязательная чистка дымовых труб от сажи, установка отопительных печей с отступками от стены, удешевляется изготовление печных изразцов. По инициативе Петра I в Москве, Петербурге и других городах начинают строиться заводы по выработке дешевого кирпича, изразцов и печных приборов, открывается торговля строительными материалами для постройки печи. Стальные и чугунные нетеплоемкие печи продавал Тульский завод. Производство более дешевых поливных изразцов (гладких белых с синей росписью) было сосредоточено сначала лишь в Ново-Иерусалимском монастыре, а затем перешло на московскую частную фабрику «трубочных и ценинных дел» купца А. Гребенщикова [8].

Любопытно, что, начиная с 1714 года, все печи в обязательном порядке снабжались такими дымовыми трубами, в которые «могли бы входить люди и чистить их пожарного ради случая». Только в 1722 году был издан указ, позволяющий «в малых строениях делать трубы по пропорции строения» [8].

С 1736 года в Петербурге получила широкое распространение печь с горизонтальными дымооборотами, заменившая собой в домах горожан прежний тип примитивной печи, известной под названием «огненного ящика» (старинная «городская печь» с глухим подом и без дымооборотов имела в передней стенке два отверстия: нижнее - для закладки дров и верхнее - для выхода дыма в дымовую трубу).

Были изданы обязательные правила кладки наиболее важных элементов печей. В это же время стало развиваться производство печных отделочных материалов. Вместо рельефных тисненых изразцов в печном деле стали применять гладкие расписные изразцы голландского образца. В связи с этим отечественные отопительные толстостенные печи неправильно стали называть голландскими или «голландками». Вот как описывает такую печь Элизабет Джастис: «Способ, употребляемый русскими для обогрева комнат, - печь; так они называют это приспособление, устроенное в лучших комнатах. Печи выложены превосходными голландскими изразцами, но есть и просто кирпичные. Это разновидность нашей плиты. Следить за ними -обязанность одного из слуг, так как печи весьма небезопасны, если их неправильно топить. Когда огонь разгорится, наверху открывают дымоход. Кроме того, эта печь имеет железную дверцу, через которую закладываются дрова, и когда они несколько прогорят, их разбивают на мелкие куски кочергой и оставляют сгорать до мельчайших угольков и золы. Недогоревшее выгребают, потому что если несгоревший кусочек останется в печи после того как ее закроют, это может вызвать внезапную сильную болезнь, которая, случись такое ночью, способна отправить вас в царство мертвых. Когда дрова достаточно прогорели, как можно плотнее закрывают верх дымохода, который они присыпают песком, и дверцу тоже плотно закрывают. Я должна признать этот способ отопления совершенным» [15, с.504-505].

В целом XVIII век продвинул русскую отопительную технику далеко вперед и создал совершенно оригинальные конструкции комнатных отопительных «дрова сберегающих» печей.

Эволюция отопительной техники

Конец XVIII века применительно к эволюции техники отопительных систем ознаменован следующим событием. Впервые в России была издана научно-техническая работа по отопительно-вентиляционной технике. Автором ее стал Николай Львов- русский архитектор (илл. 9). Работа состояла из двух брошюр под названием «Русская пиро-статика». Первая часть вышла в 1795 году, вторая - в 1799 году. Таким образом были заложены отечественные основы конструирования печей и систем печного отопления.

В этой работе Н. Львов описывает разные, испытанные им, усовершенствования в нагревательных приборах, в том числе свое изобретение - калориферную печь.

Николай Львов предлагал повысить эффективность теплоотдачи камина и печи путем встраивания в них металлических (гончарных) труб, по которым циркулировал бы и подогревался подаваемый снаружи воздух. Он тогда уже говорил, что леса российские не безграничны, и нужно печи делать экономичными. Львов привел свой расчет геометрии топливника камина, обращая внимание на то, что его боковые стенки должны быть развернуты. Настаивал на том, что топливо лучше жечь на решетке (потом это будет называться колосником), отметил причины дымления камина, дал схему усовершенствования русской печи. На его идеях спустя 70-100 лет будет спроектировано и построено большое количество печей.

Вплоть до XX века большие дворцы, театры и церкви отапливались так называемыми «пневматическими» или калориферными печами. Сейчас такое отопление называется воздушным. Знаменита конструкция печи генерала Николая Амосова (1787-1868). В 1835 году он получил привилегию (патент) на «пневматические печи своей конструкции». Быстрому распространению печей Амосова послужил тот факт, что они были установлены в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Кстати, за это он получил вознаграждение - две тысячи десятин земли. Топливник со всеми дымооборотами из стальных труб размещался в кирпичной камере с проходами, в нижней части которых предусмотрены отверстия для поступления

I

>3

в камеру свежего наружного воздуха или же рециркуляционного воздуха из отапливаемых помещений. В верхней части камеры печи были предусмотрены отверстия-душники для отвода нагретого в печной камере воздуха в отапливаемые помещения [5].

Всего за шесть лет - с 1835 по 1841 годы - Амосов оборудовал своей системой отопления свыше ста крупных зданий в Петербурге, Москве, Воронеже, Торжке, Выборге и других городах России, установив в общей сложности более 420 «больших и малых печей». К недостаткам калориферов Амосова следует отнести слишком сильный нагрев стальных труб, вследствие чего происходило интенсивное пригорание пыли, содержащейся в воздухе, при протекании его через калорифер. Кроме того, сами трубы, выполненные обычно из кровельной стали, быстро перегорали и через образующиеся при этом щели выходили вредные дымовые газы.

Несколько изданий выдержало исследование инженера Ивана Флавицкого (1828-1887) «Здоровое и вредное отопление и оздоровление жилищных помещений: научно-популярное изложение гигиенических сведений для практического применения их к отоплению и вентиляции зданий». Автор занимался сравнительным анализом металлических и кирпичных печей в пользу последних. Считал, что металлические печи в условиях нашего климата, когда комнаты наглухо закрыты, не годятся. На его выводы до сих пор ссылаются печники, доказывая преимущество кирпичных печей перед металлическими [5].

Исследователь Семен Миркис насчитал свыше ста наименований книг, относящихся к печному отоплению, вышедших за период с 1870 по 1917 год. Сюда входят как учебники по отоплению и вентиляции для вузов, так и всевозможные пособия и рекомендации для инженеров, десятников, домовладельцев, печников и других читателей. В XIX веке печное отопление, как правило, курировали архитекторы.

В 1867 году в работе И. Свиязева «Теоретические основы печного искусства» высказывалось сожаление, что в России еще мало пользуются плодами цивилизации и считают науку свободного движения газов неприменимой к печному делу. А занятие печника воспринимается таким же механическим ремеслом, как штукатурное, малярное и т.п., - ремеслом, не требующим теоретической подготовки. В силу этого устройство печей предоставлено людям, которые, не

Илл. 9. Николай Львов (1753-1804), портрет кисти Д. Левицкого

имея никакого понятия ни о горении топлива, ни о свойствах развиваемых им газов и теплоты, выполняют свое дело по преданию, рутинно, без заботы о сбережении топлива, о чистоте нагреваемого воздуха и безвредности его для здоровья. Вследствие того, первобытные произведения таких мастеров или недостаточно нагревают, или угощают дымом или угаром...

Греть помещение и душу...

К основным видам отопительных приборов и в усадебных, и в городских домах следует отнести печи (русские и голландки) и камины, исчисляемые десятками. Каждая печь имела свои конструкционные особенности и особый «характер», благодаря чему и необходима была должность истопника. От его способностей зависело, чтобы перепады температуры в помещении были не очень велики, не было угарно, слишком жарко и т.д. Для того чтобы в комнатах было легче поддерживать чистоту, появились проемные печи, то есть те, дверцы которых выходили в коридор или на лестницу, следовательно, и закладка дров, и уборка золы происходили в служебных помещениях.

Первые проемные печи появились в 30-е годы XVIII века. При необходимости убрать печь в толстую стену делалась ниша, благодаря которой появлялась отступка и обеспечивалась конвекция воздуха по всей активной поверхности печи (илл. 10, 11) [10, с. 234].

Камин являлся главным украшением гостиной. Это было весьма неэффективное и дорогое средство обогрева. Однако идея камина как центра и символа дома преодолевала все его очевидные недостатки. Англичане, например, предпочитали жа-

риться с одного бока и замерзать с другого, но не переходили на континентальные печи вплоть до ввода центрального отопления. Как писал Ширли Мерфи, «открытый огонь имеет то преимущество, что один человек может греться у него и находиться так близко к нему, как ему нравится, а другой может держаться подальше от его лучей и все же находиться в обществе тех, кто пользуется его теплом. В комнате, обогреваемой железными дымовыми трубами или нагретым воздухом, такого не бывает» [14].

Чтобы защититься от слишком сильного жара, перед камином ставили декоративный экран. Декоративные экраны также использовали, когда камин не горел (илл. 12, 13). Чугунная внутренняя облицовка камина имела призматическую форму и вставлялась в нишу топки, в XIX веке ее стали отливать целиком. Боковые стенки топки выкладывались под углом с задней стенкой - изобретение, сделанное американцем графом Рамфордом еще в XVIII веке и призванное

Илл. 12-13. Каминный экран из БСИИ ASG

Илл. 14. Виды залов Зимнего дворца. Вторая запасная половина. Спальня. Акварель Э. Гау

Илл. 15. Виды залов Зимнего дворца. Четвертый зал Военной галереи. Акварель Э. Гау

отражать часть тепла не в дымоход, а в сторону комнаты [14]. К облицовке крепились топочная решетка (под), на которую клались угли и которая обеспечивала равномерный приток воздуха к топливу, и барьерная, предупреждавшая выпадение углей на пол.

Камины были во всех дворцах в Петербурге и его пригородах. Множество их запечатлены на акварелях Э.П. Гау, воспроизводивших парадные и жилые интерьеры с фотографической точностью (илл. 14, 15).

Раскрывая «загадки старых дымоходов» Зимнего дворца, П. Крутиков и Н. Принцев пишут: «Для поддержания в помещениях более или менее постоянной температуры печи приходилось топить два раза в сутки, да и то перепад температур достигал иногда 10°С. Камины давали тепло только в то время, когда в них горел огонь. Даже в дворцовых спальнях температура зимой, вероятно, не достигала +10°С. Поэтому перед тем, как ложиться спать, приходилось специально подогревать постели, закладывая под одеяла закрытые жаровни-сковородки с раскаленными углями внутри. В больших помещениях было, как правило, еще холоднее (до 10-12°С). Их интенсивно топили только при подготовке к торжественным приемам и праздникам. В эти дни дополнительное тепло исходило от сотен свечей и, конечно, самих участников торжеств» [2].

Главное, камины были неэкономичны в плане расходования топлива, а дрова в

С.-Петербурге всегда были дороги. К концу XVIII века, когда окрестные леса изрядно поредели, отопительная проблема для С.-Петербурга стала более острой. В императорских и великокняжеских дворцах, как и в домах рядовых петербуржцев, прожорливые печи требовали большого количества дров. Поэтому ежегодно сотни различных барж, судов и плотов направлялись к столице по всем водным артериям.

Ответственным за заготовку и распределение дров в Зимнем дворце в эпоху Николая I был специальный чиновник - «комиссар по дровяной должности». На поставку различных дров (береза, береза с примесью ольхи и осины, горная плашка), так же, как и других припасов, заключались контракты. Закупались также «уголья сосновые» (древесный уголь). При Александре I, по штатам 1801 года, на заготовку дров, угольев, свеч для всех дворцов придворного ведомства, включая дворцы Царского Села, отпускалось 280 000 рублей, а на их развозку во дворцы - 1 500 060 [9].

Во дворцах существовали так называемые «дровотаски», при найме которых были установленные расценки. Дрова носили в специальных корзинах, у каминов и печей дрова складывались в специальные ящики, изготавливающиеся по рисункам архитекторов или художников. Для каминов использовались щипцы с лопатами и другие приспособления (илл. 16). «Дровотаски» были

Илл. 16. Каминный набор

№ 15-0622 БСИИ

ниже рангом, чем истопники, которые, как показывает история, иногда могли сделать и неплохую карьеру. Печные вьюшки в дворянском гербе Милютиных напоминали о предке-истопнике при императрице Елизавете Петровне.

Страшась пожара пуще вора.

Самым серьезным недостатком печного отопления была весьма высокая пожаро-опасность. Печи, камины и дымоходы требовали постоянного внимания. 12 мая 1820 года произошел пожар в Екатерининском дворце. Причиной пожара 17-19 декабря 1837 года, уничтожившего весь Зимний дворец, стал перегрев стен Малого тронного зала, прилегающего к дымоходу очага дворцовой аптеки, расположенной на первом этаже. По статистике, пожары из-за неисправных печей и дымоходов занимали в XIX веке второе место после неосторожного обращения с огнем [7, с.64].

При восстановлении Зимнего дворца печи стали размещать в подвалах. В стенах здания прокладывались каналы, различавшиеся по своему назначению на жаровые (духовые), вентиляционные, дымовые и запасные. Жаровые каналы предназначались для поступления горячего воздуха в помещения; вентиляционные - для удаления воздуха из помещения; дымовые каналы -удаления дыма из топок амосовских печей, комнатных печей и каминов. Запасные или резервные каналы закладывались в стенах при постройке здания для последующего их использования.

Как отмечают исследователи инженерных коммуникаций Зимнего дворца П. Крутиков и Н. Принцев, каждая печь обслуживала два-четыре жаровых канала, проходящих от подвала до второго или третьего этажа. Подававшийся снаружи воздух проходил по каналам, сделанным в полу подвалов, и подогревался в железных камерах, обдуваемых снаружи горячим дымом. Горячий воздух в силу физических законов поднимался вверх по жаровым каналам. Поступление его в помещения регулировалось специальными устройствами - душниками, установленными на первом этаже на высоте 1,5-1,7 м от пола, а на втором этаже - 0,5-0,7 м от пола. От степени открытия душников зависело количество теплого воздуха, поступавшего в помещения. Горизонтальная транспортировка подогретого воздуха от печей к жаровым каналам осуществлялась в металлических коробах, теплоизолированных снаружи войлоком [2].

Преимущества амосовской системы были очевидны: удаление топок печей от места обогрева, легкость регулирования, тем же «дровотаскам» теперь не нужно было появляться во внутренних апартаментах. Однако жители домов и дворцов с амосовским отоплением стали жаловаться на сухость воздуха, который при прохождении через печи нагревался до 80 градусов по Цельсию. Консультации химиков не дали результата. По их исследованиям, изменения состава воздуха не происходило. Эпоха водяного отопления (проекты для Зимнего дворца 1875, 1896, 1912 годов) была еще впереди.

В начале декабря 1855 года, с наступлением зимних холодов, граф В. Ф. Адлерберг (сменивший в 1852 году князя П. М. Волконского на посту министра императорского двора) передал архитектору И.А. Монигетти повеление императора исправить отопление в Большом зале и на Парадной лестнице Старого Царскосельского дворца. И.А. Монигетти подготовил требуемые планы и сметы, но при этом в сопроводительной записке отметил: «при осмотре мною печей в первой и второй антикамерах, старой биллиардной, арабесковой и Лионской залах в Старом Дворце, оказалось необходимым переделать оныя ибо от времени внутренность их совершенно перегорела и самыя печи имеют в себе недостаточное число оборотов, чрез что оне очень недостаточно согревают упомянутая залы». Однако предложенные Монигетти переделки было решено «отложить до более удобного времени» [1].

В 1858 году в двух антикамерах и в Арабесковом зале вместо изразцовых печей было устроено «жаровое отопление», для чего под ними, на первом этаже, в стены, выходящие в коридор, были установлены три жаровые печи весом до 55 пудов и проведены дымовые трубы до второго этажа и на крышу и жаровые душники на бельэтаж.

О состоянии воздуха в помещениях заботились мало. Необходимость экономии дров, невозможность топить печь чаще, чем дважды в сутки, во избежание пожара отодвигали вопросы гигиены жилища на второй план. Форточки внедрялись в быт очень медленно, комнаты не проветривались месяцами: хозяева панически боялись сквозняков, холода, предпочитая дышать спертым воздухом, лишь бы не подвергнуться опасности простуды. К тому же в повсеместно распространённых двойных рамах вторые (зимние) рамы вообще не имели форточек. Чтобы избавиться от дурных запахов, широко применяли всякого рода аро-

матические средства — жгли курительные свечи, пропитанные душистыми смолами угольные пирамиды, именуемые «монашками», а также специальную бумагу.

В книге «За рубежом» М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «В самых зажиточных помещичьих домах не существовало ни вентиляторов, ни форточек, в крайних же случаях «курили смолкой» (хвойной смолой с примесью ароматических веществ). Среди покупок, сделанных Ноздревым на ярмарке, были курительные свечи, применявшиеся и много позднее периода, описанного Н. Гоголем. В рассказе «В суде» Чехов упоминает о «противном запахе курительных свечек» в помещении окружного суда. Когда мы читаем у Тургенева, что «тетушка... приказывала курить чуть ли не каждую минуту», то это значит не курить табак, а дымить ароматическими свечами [11].

Реставрация отопительных систем

Реставрация отопительных систем русских усадеб, замков, дворцов и т.д. осуществляется двумя способами. В одном случае реставрируются только внешний облик камина или печи, то есть речь идет о муляже. Такую работу мы можем наблюдать в Несвижском замке (Беларусь), более сложной задачей является восстановление и внешнего облика, и внутреннего устройства отопительного прибора. Так поступил Савва Морозов с печами и каминами приобретенной усадьбы Абрамцево, при которых использовались инженерные и художественные технологии, разрабатываемые инженером-химиком П. Ваулиным и художником М. Врубелем. Восстановлены и используются печи и камины в усадьбе Набоковых Рожде-ствено под Санкт-Петербургом [4].

В настоящее время в помещениях усадебного дома Рождествено находятся два камина и 21 печь (включая не облицованные изразцами). Все они - действующие и способны обогревать помещения. Первой на себя обращает внимание простая угловая печь - «голландка», находящаяся в помещении между вестибюлем и буфетной (илл. 17).

Подобные печи благодаря своим конструктивным особенностям были наиболее эффективны для обогрева помещений, но были практически лишены декора, и потому, в основном, устанавливались в служебных помещениях. В данной печи декор сводится лишь к сложнопрофилированному карнизу, прямоугольной полке в верхней части и выступу в форме обратного каблучка, вы-

Илл. 17-18. Печь в Рождествено

деляющему основание. Судя по тому, что кремово-серые изразцы печи имеют разные оттенки, можно утверждать, что облицовка состоит из изразцов, взятых из разных печных наборов. Печь была изготовлена художественно-керамическим производством «Гельдвейн - Ваулин», основанным в 1907 году в Кикерино близ Гатчины и выделявшимся среди отечественных производителей керамики разнообразием и высоким художественным уровнем выпускаемых изделий.

При входе в столовую, также расположенную на первом этаже, внимание сразу привлекает белая печь с рельефным золоченым декором, выполненная художественно-керамическим производством «Гельдвейн - Ваулин» по проекту П. К. Ва-улина (илл. 18). При сравнении с проектом становится очевидно, что печь была переложена: угловые изразцы с пальметтами и растительными завитками, первоначально украшавшие основание, оказались под эффектным скульптурным навершием, а композиция в виде лиры, заключенной в лавровый венок с завитками, изображенная на проекте в верхней части печи, сейчас располагается в ее середине. Дополнительные детали, отсутствующие в первоначальном проекте (топка каминного типа, три изразца с цветочными бутонами, полочка над топкой), и разные оттенки эмали изразцов говорят о том, что печь состоит из нескольких (по крайней мере, двух) печных наборов [4].

Восстановление исторических зданий и русских усадеб, осуществляемое Инвестиционной группой компаний ASG, идет по второму варианту, когда отопительные приборы, как и раньше, играют еще роль

декора. Для этого приходится восстанавливать камины и печи по сохранившимся элементам, по аналогам или возводить новые в стиле усадебного дома. Так, например, в усадьбе Аигиных (Московская область) и в доме Банарцева (Казань) восстановлены печи и камины (илл. 19-20), в доме Земляно-ва сохранилась богато декорированная печь, которая будет реставрирована (илл. 21).

Илл. 21. Изразец с печи в доме Землянова (ASG, г. Казань)

Зарисовки с натуры

Жилые комнаты в барских домах отапливались в основном голландскими печами. В более богатых устанавливались камины, создававшие атмосферу роскоши и уюта. Ласкательная форма слова «камин» - «камелек» - прочно вошла в русскую литературу. Онегин, мечтая о Татьяне, сидел у камелька; у композитора П.И. Чайковского в цикле «Времена года» есть очаровательная пьеса «У камелька».

В наставлении для домашней прислуги (издание М.О. Вольфа от 1858 года) отопление называется одной из главнейших отраслей домашнего хозяйства, требующей особенного внимания и разборчивости. Выбор и заготовление топлива, хранение, правильное употребление, сообразно необходимости и устройству печей - вот предметы, на которые должно быть обращено внимание каждой хозяйки для того, чтобы сохранить возможные выгоды, устранить бесполезные издержки и предотвратить неприятные случаи [6, с.38].

Участие хозяйки в отоплении было необходимо не только из соображений экономии, но и для наблюдения за тем, чтобы температура воздуха в комнатах постоянно сохранялась в той степени, какая необходи-

ма для здоровья. Самые неприметные изменения в степени тепла или холода могли иметь дурные последствия, в особенности для людей слабого сложения или для детей. Крайности в обоих случаях равно вредны, и мнимое правило «топить как можно более» в тысячу раз хуже значительной стужи. Сухость воздуха, разложение его при сильной температуре, сгорание мельчайших частиц пуха, волос и т.п. в соприкосновении с накаленной поверхностью печей, все это до такой степени изменяет качество комнатного воздуха, что дыхание им не может быть безвредно [6, с. 39].

И все-таки гораздо чаще дискомфорт в помещении ассоциировался (из-за условий российского климата) с холодом. Неоднократно упоминает Марина Цветаева о более чем прохладном зале в горячо любимом ею родительском доме в Трехпрудном переулке в Москве: холод трехпрудного низа, белая холодная зала и т.п. [13], где постоянная температура в отопительный период не достигала десяти градусов.

Александр Энгельгардт, оставивший нам знаменитые 12 писем из деревни, неоднократно говорит о вероятности стужи в своем усадебном доме. «Савельич - мастер топить печи, и если бы не он, то, думаю, я давно бы замерз в моем холодном доме. Савельич всегда с утра посмотрит, какова погода, откуда дует ветер, сколько градусов показывает термометр, висящий у меня в комнате, и, сообразив все, соответственно топит печи, свойства которых он изучил до тонкости. Всегда бывает достаточно тепло и скорее жарко - градусов 20 на высоте термометра, - чем холодно. Один раз только в нынешнем году Савельич оплошал. В начале декабря стояли оттепели, и Савельич, разумеется, топил слегка. 14 декабря было тепло. но в тот же день с обеда стало потягивать ветерком от Петербурга - самый мерзкий у нас ветер - к вечеру стало подмораживать, и за ночь мороз при сильном северном ветре усилился так, что на другой день, 15-го, было уже 25 градусов мороза, а 16-го - более тридцати градусов. Птицы замерзали... Так как накануне была оттепель, и печи были протоплены слегка, то за ночь дом сильно охолодал - ветер, главное, пронял. Поутру Савельич схватился топить печи, но, пока он их вытопил, температура в комнатах понизилась до четырех градусов тепла; к вечеру, несмотря на то, что печи были накалены так, что дотронуться нельзя было, температура комнаты, самой теплой, была 8 градусов, а к утру понизились

до шести градусов. За ночь цветы на окнах померзли, мокрый веник, которым Савельич метет комнаты, оставленный на ночь в углу комнаты, примерз к полу. Но тут уже Савельич был не виноват, потому что, кто же мог предвидеть, что на другой день оттепели будет мороз в 25 градусов?» [16, письмо пятое].

Отопление как услуга являлось средством воздействия на жильцов в доходных домах. Вот как описывает уклад одного из густонаселенных домов в Санкт-Петербурге, принадлежавших тетушке рассказчика истории, Н. Лесков в рассказе «Павлин». «.У нее был порядок, что все жильцы должны были платить ей за квартиры за месяц вперед, и если кто не платил один день, тому сейчас же выставляли окна, а через два дня вышвыривали жильца вон. мимоходом он (швейцар Павлин, на которого была возложена обязанность взимать плату с жильцов) молча ударял рукою в дворницкую дверь, и ... оттуда на этот знак тотчас же выскакивали два рослые парня, один с топором, другой с молотком и клещами... Павлин... только кивнул головою, и сейчас же в одном из окон этой квартиры появляются две головы Павлиновых сопутников; топор и клещи работают с неописанною быстротою и ловкостью, рама исчезает - и в обезрамленное окно несется женский крик и детский плач, а Павлин течет далее, и течение его опять где-нибудь выражается исчезающею из окна рамою... И опять крик и плач, и в пустые окна вырывается клубом незащищенная комнатная теплота, которую вымораживаемая бедность напрасно силится удержать и сберечь вывешиваемыми на рычагах и щетках лохмотьями... » [3].

Реставрация отопительных систем в усадьбах ASG

Время многое изменило, и теперь восстановление усадебного быта - это прежде всего сохранение той атмосферы подлинности, которая напрямую связана с теплом и привлекательностью живого огня, его по-прежнему магнетическим воздействием на человека. Однако с тех пор многократно повысились стандарты комфорта, и современному гостю усадьбы нужен свежий воздух, постоянная температура и, естественно, сознание полной безопасности.

Принцип восстановления объектов культурного наследия, реализуемый Инвестиционной группой компаний ASG, имеет специфику, которая на научно-практической конферен-

Илл. 22. Печи и камины в усадьбе Аигиных

ции «Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент сохранения объектов культурного наследия России», проведенной компаний совместно с мэрией Казани в феврале 2013 года, была выражена формулой «сохранить не от..., а для...». Предполагается, что во всех объектах -исторических зданиях, усадьбах - будут восстановлены художественные интерьеры определенного стиля и в то же время созданы комфортные условия пребывания, отвечающие самым современным стандартам. В условиях российского климата отопление по-прежнему является одним из главных слагаемых комфорта.

Исследование истории отопительных систем позволяет отнести русскую систему к числу самых высокоразвитых. Причиной этому служили и длительность отопительного периода (до 10-11 месяцев у поморов Архангельской губернии и на Северном Урале), и не ограниченный поначалу запас топлива в виде древесины, и сама культура жилища, подразумевающая наличие отопительного прибора, а то и двух, практически в каждой комнате.

Стандартная система отопления в начале XIX века складывалась из русской печи, голландки (изразцовой печи квадратной формы), круглой кирпичной печи, реже камина [17]. Русские печи (размером 2x2 аршина) по традиции были белеными. Круглые кирпичные печи (диаметром около 1,5 аршин) были покрыты плоскими или рифлеными металлическими листами, которые красили клеевыми красками или «серебрянкой», а иногда облицовывали керамической плиткой. И круглые печи, и «голландки» делались высотой от трех аршин и выше, почти до потолка. Самой распространенной отделкой печей были белые поливные (глазурованные) изразцы. По отзывам современников, кафельные печи «торчали как бельмо в глазу в каждой комнате» [17]. Они были долговечны, гигиеничны (их можно было мыть). Но при плохих дровах швы на них начинали трескаться, печи дымили и их цвет становился желтовато-бурым. Гораздо реже печи облицовывались неглазу-рованными изразцами, что было дешевле, но при этом приходилось их красить масляной, мастичной или клеевой краской. Часто печи имели богатую декоративную отделку, нередко представляющую большую художественную ценность. Камины, игравшие в русском интерьере роль атрибута роскоши и в наименьшей степени служившие для отопления, облицовывались мрамором и другими ценными породами камня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концептуальный подход к реставрации отопительных приборов в объектах ASG неизменен: восстановлению подлежит в первую очередь не внешний облик печи или камина, этому требованию удовлетворяет и муляж (что нередко встречается при реставрации объектов культурного наследия), а действующий элемент инженерных коммуникаций с максимальной степенью сохранности формы и декора. Из этого следуют, как минимум, три обязательства: обеспечение противопожарной безопасности, соответствие климата помещений санитарно-гигиеническим нормам и сохранение атмосферы подлинности в усадьбе.

Работа по предотвращению пожаров осуществлялась в России всегда [7], и с течением времени она только ужесточалась. При восстановлении исторических зданий и усадебных домов специалисты ASG - архитекторы, строители - руководствуются государственными стандартами: каждый отопительный прибор должен соответствовать всем нормам, ежегодно проходить профилактический осмотр противопожарных служб и не реже одного раза в пятнадцать лет подвергаться реконструкции - перекладке топок, дымоходов и т.д.

Еще на стадии натурных исследований объекта архитекторы-реставраторы и инженеры анализируют устройство его отопительной системы, повторов практически не встречается. Несмотря на то, что в XIX веке основным отопительным прибором была комнатная печь, обогревавшая помещение за счет теплового излучения и конвекции, изучение их устройства, расположения в помещении в соответствии с его планировкой и масштабом, вариантов сочетания основной печи и той или иной разновидности подтопка каждый раз представляет собой особую проектно-исследовательскую задачу.

Все реставрируемые компанией на сегодняшний день усадьбы Московской области имеют свою уникальную систему отопления. Одной из самых прогрессивных была отопительная система в усадьбе Аи-гиных. Система полностью утрачена в советский период, восстановить ее уже невозможно, но ее инновационный для того времени характер и то, что это было реализовано в сельской усадьбе, стоят того, чтобы об этом рассказать. В усадебном доме в Талицах было устроено воздушное отопление. Топка находилась в подвале, тепло от калорифера по всему дому разносил вентилятор. Для этого в стенах дома (внутренних и наружных) были устроены специальные

каналы, эта система служила одновременно и как вентиляционная, поскольку каналы в наружных стенах имели отверстия и подсасывали холодный уличный воздух. Комнатные печи играли роль и воздухоотводов. То, что эта система отопления, передовая для своего времени по мощности, проектировалась изначально, доказывает и толщина наружных стен, которая составляет 600 мм (в отличие от средних 700-900).

Прогресс отопительных систем всегда сказывался на архитектуре и строительстве зданий. Так, проектирование в зданиях центрального водяного отопления, ставшее возможным благодаря началу проката металлических труб (около 1900 года появились чугунные отопительные радиаторы), сказалось на технологии проектирования и строительства. Отныне стены уже не являлись основным способом сохранения тепла, они стали тоньше, и, как следствие, дома устремились вверх. Бум строительства десятков доходных домов в пять-семь и выше этажей в Санкт-Петербурге первого десятилетия XX века - следствие центрального отопления. (Кстати, в некоторых домах до настоящего времени сохранились отопительные системы со времени постройки, есть и оконные рамы, выкрашенные при Екатерине корабельной краской и до сих пор не перекрашенные). Для начала прошлого века характерно стремление к уменьшению первоначальной стоимости отопительных установок. Водяное отопление устраивается с открытой прокладкой вертикальных труб и открытой установкой отопительных приборов.

Отопительная система в усадьбе Та-расково была подобна той, что устроена в Эрмитаже. Топочная печь находилась в подвале, она могла топиться как дровами, так и углем, наверху в каждом помещении был размещен подтопок - камин или комнатная печь.

Илл. 23. Усадьба Тарасково в процессе реставрации

Илл. 24. Усадьба Гусева полоса в процессе реставрации

Отопительная система в усадьбе Васино свидетельствует о том, что усадьба не являлась местом постоянного проживания владельцев. Отапливался только антресольный этаж, а все остальные комнаты были летними. Возможно, усадьба служила как дача или охотничья резиденция, бывая там наездами, хозяева понимали, что прогреть дом получится не раньше, чем наступит день отъезда, и поэтому создали такую - локальную - систему отопления.

Специалисты компании не отказываются от идеи восстановления варианта печного отопления, и там, где помещение (высота

потолка от 3,5 метров) позволяет реализовать его достоинства, будут восстановлены печи. Целесообразнее всего это сделать в усадьбе Гусева полоса, где масштаб и планировка помещений позволят установить печи и путем естественной конвекции добиться оптимального микроклимата, не допускающего сырости и развития грибка.

В усадьбе Пущино-на-Наре целесообразнее всего проектировать воздушное отопление (скорость подачи теплого воздуха 0,2 м/сек), достоинство и надежность подобной системы доказывают в течение уже восьми лет дома поселка Рублево-Мякини-но, принадлежащего ASG.

Безусловно, строительные конструктивы - оконные и дверные заполнения из инновационных материалов - будут дополнительным фактором сохранения тепла в усадебных домах.

История лучших образцов русской усадьбы, некоторые из них восстанавливает Инвестиционная группа компаний ASG, доказывает, что их хозяева на всех этапах стремились к технологическим новшествам от обваловки парка и устройства прудов в XVII веке до перехода на электрическое освещение, прокладку водопровода и канализации, внедрение сельскохозяйственных и бытовых машин и т.д во второй половине XIX века. Отопительные системы, от которых непосредственно зависел физический и психологический комфорт человека, да и его безопасность, не составляли исключения.

Список использованной литературы:

Использованы фотографии усадебных интерьеров начала XX века из журнала «Столица и усадьба» 1913-1917 гг.

1. Екатерининский дворец, 1850 - 1862. И. Монигетти, А Штакеншнейдер // http://tsarselo.nj/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/ekaterininskii-dvorec-1850—1862-i-monigetti-a-shtakenshneider.html#.Vel4aEOB5nM (проверен 4.09.2015)

2. Крутиков П.Г., Принцев Н.А. Эрмитаж: Науки служат музам.-Л.,1989. -174 с.

3. Лесков Н.С. Захудалый род; Детские годы; Павлин.- М.: Сов. Россия, 1985. - 446 с.

4. Матвеев Л.Г. Изразцовые печи и камины музея-усадьбы «Рождествено» // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. -2010. -Т. 85.- № 6-2. -С. 224-230.

5. Миркис С.М. История печного дела в России: лекция // http://www.artdek.ru/template/text/IstorPechD.pdf (проверен 1.09.2015)

6. Наставление для управления домашнею прислугою, с верными указаниями для отопления и освещения ком-нат.-Сер. третья.-СПб.: Изд. книгопродавца и изд. М.О. Вольфа, 1858.-111с. (Карманная хозяйственная библиотека)

7. Новичкова Н.Ю. Основные факторы пожарной опасности в российских городах во второй половине XIX века // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.- 2014. -Т. 20. -№ 4.- С. 62-65.

8. Орлов А.И. Русская отопительно-вентиляционная техника.- М.: Стройиздат, 1950. - 224 с.

9. Отопление царскосельских дворцов // http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/stroitelstvo-carskogo-sela-gorodskoe-hozjaistvo/otoplenie-carskoselskih-dvorcov.html#.Vel2k00B5nM (Проверен 4.09.2015)

10. Синчук И.И. Муляжи печей Несвижского замка // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки.-2013.-№ 2.-С.224-244.

11. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века.- 14 -е изд., испр.- М.: Флинта, 2014.-263с.

12. Флетчер Д. О государстве Русском // http://az.lib.rU/f/fletcher_d/text_1591_of_the_russe_common_wealth. shtml (проверен 1.09.2015)

13. Цветаева М.И. Автобиографическая проза.- М.: Сов. Россия, 1991. - 352 с.

14. Чернов С. Бейкер-стрит и окрестности. Эпоха Шерлока Холмса.- М.: Форум, 2012. - 476 с.

15. Шипилов А.В. Русская бытовая культура: пища, одежда, жилище (с древнейших времен до XVIII века): монография. - Воронеж: ВГПУ, 2007. - 567 с.

16. Энгельгардт А.Н. Из деревни: 12 писем. 1872-1887.-СПб.: Наука, 1999.-714с.

17. Юхнева Е.Д. Жилище как элемент бытовой культуры городского населения (На материалах Петербурга конца XIX века): дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : СПб., 2004. - 267 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.