Научная статья на тему 'И «Византийский купол плавный колючей готики милей…»'

И «Византийский купол плавный колючей готики милей…» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская усадьба / архитектурно-парковый комплекс / пейзажный парк / архитектурный ансамбль / партер / туристско-рекреационный кластер / ретирада / антресольный этаж / Russian country estate / architectural and park complex / landscaped park / architectural ensemble / orchestra / tourism and recreation cluster / retreata / mezzanine floor

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юлия Васильева, Альбина Хайруллина, Лилия Амерова, Юлия Балабанова

Статья посвящена предпроектному этапу реконструкции усадьбы Васино, сохранившейся до настоящего времени благодаря искусству строителей начала XIX века. Незначительные утраты и минимальные изменения, которые претерпела усадьба за прошедшие два века, позволяют нам в полной мере наслаждаться искусством деревянной усадебной архитектуры .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Юлия Васильева, Альбина Хайруллина, Лилия Амерова, Юлия Балабанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the pre-project phase of the reconstruction of the manor Vasino, preserved until the present time due to the art of the builders of the early XIX century. Slight loss and minimal changes to the manor has undergone over the past two centuries, allow us to fully enjoy the art of wooden manor architecture..

Текст научной работы на тему «И «Византийский купол плавный колючей готики милей…»»

Юлия Васильева архитектор-реставратор, доцент кафедры проектирования зданий КазГАСУ

Альбина Хайруллина директор ОПиРМ, архитектор-реставратор

Лилия Амерова архитектор-реставратор

архитектурно-проектной мастерской ASG

И «ВИЗАНТИЙСКИЙ КУПОЛ ПЛАВНЫЙ КОЛЮЧЕЙ ГОТИКИ МИЛЕЙ...»

Усадьба Васино - образец русского деревянного

зодчества начала XIX века

Аннотация: статья посвящена предпроектному этапу реконструкции усадьбы Васино, сохранившейся до настоящего времени благодаря искусству строителей начала XIX века. Незначительные утраты и минимальные изменения, которые претерпела усадьба за прошедшие два века, позволяют нам в полной мере наслаждаться искусством деревянной усадебной архитектуры .

Ключевые слова: русская усадьба, архитектурно-парковый комплекс, пейзажный парк, архитектурный ансамбль, партер, туристско-рекреационный кластер, ретирада, антресольный этаж.

Abstract: The article is devoted to the pre-project phase of the reconstruction of the manor Vasino, preserved until the present time due to the art of the builders of the early XIX century. Slight loss and minimal changes to the manor has undergone over the past two centuries, allow us to fully enjoy the art of wooden manor architecture..

Keywords: Russian country estate, architectural and park complex, landscaped park, architectural ensemble, orchestra, tourism and recreation cluster, retreata, mezzanine floor.

Илл. 1. Усадьба Васино. Общий вид главного фасада

Юлия Балабанова руководитель мастерской генплана, кандидат архитектуры

Усадьба Васино - объект культурного наследия федерального значения расположена в Чеховском районе в деревне с одноименным названием. Особый статус этой усадьбы говорит о том, что архитектура комплекса, его планировочная организация ценны не только в масштабе муниципалитета или области, но и России в целом. В рамках Губернаторской программы «Наше Подмосковье» данный объект был передан Инвестиционной группе компаний ASG с правом льготной аренды, что обеспечило условия для ее возрождения.

Сегодня, уже имея значительный опыт подготовки проектов реставрации различных усадеб, переданных компании, мы невольно сравниваем их между собой, выделяя особо для нас значимые. Усадьба в Васино стала одним из таких объектов. Закутавшаяся в листву деревьев, покрытая туманом, эта великолепная деревянная усадьба на протяжении многих лет ждала тепла бережных человеческих рук (илл.1). Сегодня такой день настал, и команда архитекторов-реставраторов с нетерпением и энтузиазмом приступила к комплексным натурным и историко-архивным исследованиям.

Из истории села Васино

Село Васино (ныне деревня Васино) находится в Чеховском районе Московской области, на Серпуховской земле, в нижнем течении реки Нары. Исстари это место было густо заселено. Все окрестные села и деревни входили в состав Темкинского стана Серпуховского уезда, на территории которого было разбросано несколько погостов, вокруг которых группировались селения. Центром стана являлся погост Спас-Тем-ня, расположенный на левом берегу Нары, выше села Нехорошева, в километре от современного села Бутырки [5].

Темкинский стан упоминается и в дозорной, и описной книгах церквей и земель 1620 года. На погосте упоминается клецкая деревянная церковь, не раз, вероятно, перестраиваемая. В середине XVII века деревянная церковь сменилась каменной Преображенской. Расположенная в территориальном и административном центре стана, окруженная удивительной красоты ландшафтом, церковь всегда являлась объектом особого внимания и притяжения. Так, последняя владелица усадьбы Васино Е.В. Костылева была похоронена именно на погосте Преображенской церкви, хотя погост в деревне Капустино с Георгиевской церковью конца XIX века располагался ближе.

Данных о периоде возникновения деревни нет, свое основное развитие она получила в момент строительства усадьбы. Долгое время Васино числилось пустошью «с сенными покосами и лесными угодьями», принадлежавшей Г.И. Голонину, пока в конце XVIII века тут не возникло маленькое сельцо с небольшой усадьбой, принадлежащее вдове-прапорщице А.И. Плаховой и ее детям. Именно к этому времени относится деревянный на белокаменном фундаменте одноэтажный с антресолями дом, завершенный куполом, с украшенным шестико-лонным портиком главным фасадом. Кроме того, в усадьбе располагались хозяйственные постройки, и был разбит липовый парк с системой прудов. Берега копаного пруда были обсажены липами, у северного берега упоминается беседка. Лишенная развитой хозяйственной зоны и многочисленных служб, усадьба Васино, скорее всего, принадлежала к новому, близкому к дачному, типу загородного жилья и носила камерный характер.

В 1840-х годах усадьба перешла к чиновнику седьмого класса Петру Федоровичу Вельяминову и его жене Александре

Николаевне. В селении, кроме усадьбы, располагались 18 крестьянских дворов с населением более 150 человек. От Вельяминовых имение при сельце Васино перешло по купчей крепости подпоручику Федору Петровичу Вечеславову, а позже по купчей 1857 года его матери Александре Николаевне Вячеславовой. По уставной грамоте 1862 года в сельце числилось дворовых 5, крестьян 68 душ мужского пола. После отмены крепостного права в пользовании помещицы осталось 90 десятин 759 кв. сажен (упоминается пруд, господский лес, пашня).

В 1882 году усадьбу при сельце Васино Алексеевской волости Серпуховского уезда покупает коллежский секретарь Петр Павлович Костылев.

Въезд в усадьбу был устроен с востока. Дорога, шедшая через поля, делала резкий поворот к Васино и, слегка ответвляясь от основной колеи, приходила в усадьбу через специально устроенный «разрыв» в обва-ловке (системе земляных валов для защиты территорий, подверженных потенциальному затоплению при изменении уровня поверхностных вод) по диагональной липовой аллее к главному дому, затем продолжалась до села и далее - к соседним деревням.

Деревня, примыкающая к усадьбе, сохранила свою первоначальную планировку. Окружение усадьбы не диссонирует с архитектурой дома, за исключением нескольких построек, расположенных в непосредственной близости к памятнику. Сама деревня имеет уличную планировку, одним концом спускается к озеру, другим упирается в усадьбу. Все постройки деревни не старше ста лет.

В настоящее время до нас дошли лишь деревянный главный дом, ранее являющийся центром усадьбы, фрагменты исторической обваловки парка, сильно заросший липовый парк, планировка которого еле читается, и обмелевший пруд в нем.

Историко-архитектурная характеристика усадьбы Васино

Небольшая по размерам усадьба Васино с севера, юга и востока была ограничена валом и рвом, на западе границей ее являлась речка Растовка. Со всех сторон сельцо и усадьбу окружали поля и луга, а речка Растовка ниже по течению была перекрыта плотиной, так что в районе усадьбы образовался живописный пруд. Главный дом был скрыт от всеобщего обозрения густым липовым парком, частично регулярным - близ

Илл. 2-3. Исторические фотографии главного дома 1995 г.

Илл. 4.

Шестиколонный портик главного фасада

дома, частично - ландшафтным, похожим на сад, - на берегу реки. В парке был выкопан маленький пруд.

Жилой комплекс усадьбы был создан из трех построек: деревянного главного дома на каменном фундаменте и двух маленьких каменных флигелей. Службы, скорее всего, ограничивались погребом и флигелем с кучерской избой [5].

Главный дом является одним из немногих уцелевших в Подмосковье образцов деревянных усадебных построек (илл.2-3). За все время своего существования, исключая последние несколько лет, здание находилось в постоянной эксплуатации, что предохранило его от значительного разрушения.

Объект представляет собой одноэтажное рубленое здание, обшитое тесом, на белокаменном цоколе с антресолями в центральной части и пониженными крыльями по бокам. Юго-восточный (главный) фасад дома имеет шестиколонный портик

в центральной части (илл.4). Колонны деревянные, упрощенного тосканского ордера. Крайние колонны имеют немного большее, чем четыре центральных, сечение, а их центры несколько смещены к середине. Это говорит о том, что и архитектор, и строители были прекрасно осведомлены о законах построения колоннад. Центральную часть здания венчает декоративный сферический купол на невысоком барабане. Вся композиция здания подчинена законам симметрии. Оба крыла имеют по углам небольшие выступы типа ризалитов. В выступах расположены окна с полуциркульным завершением. Кровли крыльев венчают изящные шпили на невысоких барабанах, выполняющие роль вертикальных акцентов, визуально облегчающих восприятие и подчеркивающих общую симметричную композицию здания, взаимосвязь и соподчинение его частей (илл.5). Целостный и композиционно уравновешенный вид здания, в том числе со стороны боковых фасадов, свидетельствует о большом мастерстве зодчего.

Не менее интересно, чем главный, решен и северо-западный фасад. При его проектировании было учтено и расположение дома вблизи крутого спуска к реке и, как следствие, отсутствие панорамного раскрытия с этой стороны, и наличие дополнительных членений за счет антресольного этажа. Все элементы заднего фасада - как окна первого и антресольного этажей, так и декоративное убранство - уменьшены относительно аналогичных элементов главного фасада, что позволяет сохранить его композиционную целостность и визуальное равновесие.

Два крыльца примыкают к центральной части дома, одно крыльцо расположено у юго-западного бокового крыла. На момент обследования все три крыльца, аналогич-

ные по своей конструкции, представляют собой обшитый досками навес над лестницей и площадку перед входом в дом. Навесы состоят из выступающей над ступенями крылец односкатной части на двух столбах, предположительно устроенной в советский период, и двускатной части с фронтоном над площадкой.

Внутренняя планировочная структура дома характерна для построек конца XVIII -начала XIX века. Пространственные характеристики интерьеров оптимальны. Одна из сторон - ширина - традиционно ограничена несущей способностью деревянных балок, длина - эксплуатационными соображениями, в том числе вопросами отопления. В пределах одного этажа практически не встречаются комнаты с одинаковыми горизонтальными размерами.

Интерьерное пространство разделено на функциональные зоны, в свою очередь подразделяющиеся на высотные группы. Основных функциональных зон три: парадная, жилая и подсобная. Зоны различаются по высоте, кроме того, высота помещений неодинакова и в пределах парадной зоны, имеющей анфиладную организацию и расположенной вдоль главного фасада.

Жилая зона размещена в задней части дома, а также на антресолях. Внутренняя лестница-коридор, соединяющая первый этаж с антресолями, располагается вдоль длинной стороны дома и примыкает к задней стене гостиной. Она объединяет жилую зону дома. Зала располагалась длинной стороной перпендикулярно анфиладе, гостиная была средним звеном анфиладных помещений. Соотношение ее сторон тяготеет к квадрату. Дверей в задней стене нет, т. к. со стороны коридора к ней примыкает лестница, ведущая на антресоли. Кроме того, согласно традиционной расстановке мебели, вдоль задней стены между диагональными печами должен был стоять диван, перед ним - овальный стол и кресла, что также делало невозможным устройство здесь дверного проема.

Материалы натурных исследований свидетельствуют о том, что сумма высот жилой зоны первого этажа и антресолей превышает высоту парадных помещений, соответственно большая часть внутреннего пространства дома над парадными комнатами не использовалась и включена в чердачное помещение. Это говорит о значительном внимании, которое уделялось правильному пропорциональному построению комнат, часто в ущерб прагматической полноте использования про-

странства. Сочетание и оптимальный компромисс композиционных, экономических, конструктивных, функциональных, инфляционных, гигиенических и иных факторов определяли объемно-планировочное решение дома. Однако при этом существовала и условно нормативная традиционная планировочная схема, которую необходимо было выдерживать с отклонением в определенных интервалах. Пространство каждого из парадных помещений формировалось в пределах соотношений, присущих только комнатам конкретной функции [1].

Сохранившиеся под листами поздней фанерной обшивки обои имеют кричаще-яркие рисунки, контрастирующие с мягким пастельным фоном, с преобладанием насыщенных зеленых оттенков. В ходе натурных исследований были обнаружены фрагменты исторических обоев XIX века и советского периода, наклеенных послойно на дореволюционные газеты. Сохранились фрагменты газет 1837, 1839, 1847 годов (илл.6-8). Обнаруженные

Илл. 6-8.

Обнаруженные

фрагменты

исторических

обоев

Илл. 9-10. Шаблоны, снятые с обнаруженных обоев

фрагменты имеют различное качество обойной бумаги, в основном использована грубая бумага, близкая по качеству к современной оберточной.

Как известно, в жилых домах XIX века сложилась определенная последовательность расположения помещений: зал, гостиная, спальня. Им могли предшествовать прихожая, холодные сени и лестница. Планировочной схеме соответствовали определенные принципы окраски (оклейки): каждое помещение окрашивалось своим, только ему присущим колером: зал - желтый или серый (по аналогии с фасадом), гостиная -синий или палевый, комната хозяйки - зеленый. Схема эта оказалась чрезвычайно

устойчивой, она просуществовала полвека. Даже к середине XIX века, когда планировка начала меняться, принцип окраски оставался прежним.

Во время позднего ампира парадные помещения дома начали терять представительность, приобретая все более жилой характер. Зал стал уменьшаться в размерах, утратил свои основные функции, охра и палевый цвета сменились насыщенным лимонным. Комната хозяйки потеряла функцию гостиной, но продолжала оставаться ее рабочим кабинетом и спальней. Цвет этой комнаты, неизменно оставаясь зеленым, утратил глубину, насыщенность и «холод», присущий гостиным, и приобрел легкий и теплый оттенок.

Все сохранившиеся фрагменты обоев в усадьбе Васино были детально изучены, в ходе исследования были сняты шаблоны, зафиксирован рисунок, восстановлен первоначальный цвет (илл.9-10). Результаты этих исследований лягут в основу статьи, посвященной обоям в русских усадьбах середины XIX - начала ХХ века.

Помимо обоев в интерьерах дома были обнаружены фрагменты изразцовых печей и филенчатые двери изящного рисунка (илл.11-12). Удивительная сохранность внутреннего пространственно-планировочного решения, не искаженного поздними переделками и перестройками, создает такой

Илл. 11. Подлинная печь, облицованная керамическими изразцами с синим кантом

Илл. 12. Подлинная межкомнатная дверь

Илл. 13. Фото 1950-1955 гг.

эффект переноса в прошлое, что, закрыв глаза, можно, кажется, услышать потрескивание дров в печи, ощутить аромат ушедшей усадебной жизни.

В 1917 году усадьба Васино была реквизирована. В связи с организацией колхоза в 30-ые годы были уничтожены все сооружения усадебного комплекса, за исключением главного дома. В советский период в доме размещалось лесничество, база отдыха «Клейтук», телятник.

В период с 1939 по 1979 годы в главном доме размещалась сельская школа (илл.13), часть помещений использовалась под жилье учителей.

С 1979 года до момента постройки неподалеку собственного дома в усадьбе проживали пенсионеры Афанасьев Николай Константинович и его жена Афанасьева Нина Ивановна, в прошлом учительница.

Благодаря тому, что усадьба практически не стояла «бесхозной», она смогла, вопреки погодным условиям и времени, сохраниться в первоначальном облике без каких-либо серьезных перестроек и ремонтов. Сегодня этот объект справедливо можно назвать образцом устойчивости в условиях тотального разрушения русских усадеб.

Современное состояние

Несмотря на значительную внешнюю сохранность, главный усадебный дом дошел до нас с весьма изношенными конструкциями. В процессе инженерных исследований стало ясно, что фундаменты и цоколь здания находятся в аварийном состоянии. Ввиду отсутствия организованного водостока правое и левое крылья постоянно намокали, что привело к деструктуризации основного материала стен и кровли. К счастью, купол здания, его конструктивная основа, сохранился в относительно неплохом состоянии (илл.14-15).

Тесовая обшивка здания, устроенная на кованых гвоздях, на момент исследования также частично сохранилась. Отметим, что эта система обшивки напоминает современные вентилируемые фасады - именно она позволила основному срубу здания «дышать», пережить все невзгоды и сохранить крепость материала. Исследования красочных слоев выявили первоначальное цветовое решение основной плоскости и декора фасадов - охристый и белый цвета соответственно. Парадный портик дошел до исследователей в сохранном внешнем виде, однако конструкции двух крайних колонн и обшивка нуждаются в переборке и

Илл. 17.

Старовозрастные деревья в парке

реставрации. Крыльца северного фасада были искажены в советское время ввиду неудобства открытых ступеней. Оконные столярные заполнения в большинстве своем утрачены, однако в процессе разбора завалов удалось отыскать фрагменты подлинных окон. Согласно историческим фотоснимкам и описаниям, окна северного фасада имели ставни, однако в натуре их, к сожалению, найти не удалось.

Внутренняя планировка, как уже говорилось ранее, сохранилась с момента строительства. Были обнаружены также места расположения утраченных внутренних перегородок. В дальнейшем это позволит выполнить комплекс работ по реставрации и точному воссозданию исходной объемно-планировочной структуры дома.

Первоначально в доме были две лестни -цы, ведущие на антресольный этаж. Одна лестница располагалась вдоль внутреннего коридора, разделяющего парадные залы и второстепенные, сегодня она практически утрачена: отсутствуют ограждения, ступени истерты и подкошены. Вторая лестница, имеющая, помимо входа из дома, еще и вход с улицы, сохранилась в удовлетворительном состоянии, особенностью её является то, что она могла функционировать и как общая внутридомовая лестница, и как изолированный вход на антресоли.

Для периода строительства усадьбы характерно расположение ретирады непосредственно в доме. Поиск ее первоначального местоположения всегда интересен для исследователей. В нашем случае также удалось определить первоначальное месторасположение этого помещения - под вышеупомянутой лестницей. Под этой частью дома располагается небольшой подвал, перекрытием которого ранее

Илл. 16. Обнаруженный керамический изразец

служил кирпичный свод. К сожалению, указанный свод был разрушен еще в 80-е годы ХХ столетия, о чем свидетельствуют материалы ранних исследований. Вход в подвал сегодня завален остатками аварийных конструкций и разрушенным облицовочным белым камнем. Некогда в этом помещении располагалось небольшое окно, которое служило для очистки ретирады.

Еще одна особенность дома - это фрагментарно сохранившиеся изразцовые печи. Печь в русской усадьбе, как и в любом доме того периода, - центр жизни. В отличающихся своей функциональной принадлежностью помещениях печи находились в различных местах, однако, несмотря на назначение комнаты, у печи всегда располагались диваны, кресла и кровати. В усадьбе Васино нам удалось найти местоположение шести затопочных узлов. Спальные комнаты в холодное время отапливали ежедневно, парадные залы - обычно только для приема гостей. В парадной зале нашей усадьбы ранее располагались циркульные печи. Их форма говорит о времени возведения - начало XIX века. В остальных залах анфилады располагались угловые и прямоугольные печи. Хорошо сложенная печь при постоянной эксплуатации (шесть месяцев в году) служила около двадцати лет, после чего печи в доме перекладывались. Чаще всего новая печь повторяла конфигурацию старой, реже - выкладывалась согласно изменившимся вкусам новая. При этом оставшиеся от разбора печные изразцы могли идти снова в дело. Именно поэтому основные печи в Васино переложены в конце XIX века, а большинство изразцов, покрывающих эти печи, относятся к 182040 годам (илл.16).

Помимо главного дома была тщательно обследована прилегающая территория регулярного и пейзажного парка.

Планировка парка смешанного типа сохранилась частично. До нас дошли остатки регулярного и живописно распланированного пейзажного парков, некогда содержащие редкие породы деревьев (илл.17-20). Четко прослеживаются южная, восточная и северо-восточная границы парка - ров и вал с обсадкой из старых лип и кустов акации. По северо-восточной границе в обсадке наряду с липой присутствует береза. От западной границы по диагонали к дому идет рядовая посадка лип - остатки подъездной аллеи. В северо-восточной части парка, перпендикулярно граничному рву и валу внутрь парка уходит еще один ров с валом с обсадкой из лип. С юга и юго-востока к дому примыкает поляна. Регулярная часть находилась на верхней ровной площадке, на склоне был разбит ландшафтный парк. Главный дом был скрыт от всеобщего обозрения густым липовым парком с системой прудов, частично регулярным - близ дома, частично - ландшафтным, похожим на сад - на берегу реки. Со всех сторон сельцо и усадьбу окружали поля и луга, а речка Растовка была запружена и образовывала пруд, на берегу которого стояла усадьба.

Частично сохранились направления парковых дорожек и площадок начала XIX века, также читаются некоторые аллейные посадки из старовозрастных лип того же периода. Остальные направления дорожек утрачены. Современная дорожно-тро-пиночная сеть проложена хаотично и не учитывает исторической планировочной структуры усадебного ансамбля.

Историческая граница территории памятника на севере и востоке проходит по частично сохранившейся исторической обваловке, поворачивает к западу - также по обваловке, и к северу - по оградам индивидуальных участков, обходя их по периметру. Далее граница проходит также по частично сохранившейся исторической

Илл. 19. Липовая аллея в парке. Фото 1991 г.

Илл. 20. Усадебный парк. Фото 1991 г.

обваловке, продолжается в западном направлении до левого берега речки Родонки и затем, проходя по ее берегу, возвращается в исходную точку, охватывая, таким образом, почти всю историческую территорию памятника.

Планировочная структура усадебного парка начала XIX века во многом утрачена и едва читается, однако сохранились площадки перед северо-западным и юго-восточным фасадами дома - бывшие партеры, буйно заросшие кустарником спиреи, акации, шиповника; отдельные элементы регулярного парка; обсадка северо-восточной границы липой и березой; рядовая посадка лип - остатки диагонально расположенной подъездной аллеи; перпендикулярный граничному ров с обсадкой из лип в северо-восточной части парка; поляна, примыкающая к дому с юга и юго-востока.

Остальная территория регулярного и пейзажного парка, занимающая плоскую поверхность коренного берега и верхнюю часть склона, представляет собой лесной массив, густой и труднопроходимый из-за буйно разросшегося подроста и подлеска.

Территория плодового сада и огорода усадьбы занята жилой индивидуальной застройкой XX века с приусадебными участками. Система прудов начала XIX века полностью утрачена. Перед кромкой склона к речке сохранился сильно обмелевший небольшой пруд-копань прямоугольной формы.

Основу озеленения парка составляет липа возраста до двухсот лет и тополь порядка ста лет. Кроме того, присутствуют старовозрастные березы и, единично, лиственница, сосна, ель. Много декоративного кустарника: акации, спиреи, шиповника.

Концепция сохранения усадебного комплекса

В феврале 2015 года Министерством культуры Московской области было выдано разрешение на проведение первоочередных противоаварийных мероприятий. Сегодня эти работы близятся к концу.

За минимальный срок реставраторы выполнили колоссальные по трудоемкости работы: приподняв стены сруба, отреставрировали и фрагментарно заменили на новые фундаменты и цоколь здания; выполнили сложную работу по вычинке сгнивших элементов сруба без раскатки сруба (илл. 2122). Также был выполнен полный комплекс работ по реставрации кровли с соблюдением аутентичных технологий.

Параллельно с этим в архитектурно-реставрационных мастерских ASG интенсивно велась работа по разработке эскизного проекта реставрации и приспособления усадьбы. Данным проектом предусмотрена организа-

ция в главном доме усадьбы объекта гостеприимства, который будет включать в себя пять комфортабельных двухместных номеров (илл. 23-24). С юго-восточной и северо-западной сторон дома на первом этаже расположены входные группы главного и паркового входов. Вдоль главного фасада, как это и было ранее, размещены парадные залы, имеющие анфиладную организацию. По центру расположена парадная зала, в правом крыле здания - столовая, в левом - небольшой музей, посвященный находкам реставраторов и самому процессу реставрации.

В число самых ценных находок, безусловно, войдут фрагменты обоев и газет первой половины XIX века, серебряная чайная ложка, аптекарские бутылочки второй половины XIX века, чернильница. Помимо предметов XIX века, были обнаружены предметы первой половины ХХ века - в основном это

Илл. 21-22. Работы по вычинке бревен

Илл. 23. План первого этажа

о *

Г =

ц. Л

ю ■■

Цс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В

ЁСД

у

г-

( о

—4-

5

О 4

Г

к и

: э □1

ЪА Ч Уэ р; Г

в » о о о

о о о о о о

ЕЛ

Энсплинация, 1 этаж:

1. Тех. помещение. 2. Гостиная. 3. Гостиная. 4. Гостиная. 5. Гостиная. 6. Гостиная. 7. Гостиная. 8. Столовая. 9. Зона загрузни. 10. Кухня. 11. Коридор. 12. Коридор с лестничным маршем. 13. Вестибюль с лестничным маршем. 14. Комната прислуги. 15. С/у прислуги. 16. С/у. 17. С/у. 18. Жен. с/у. 19. Муж. с/у. 20. Двухместный номер. 21. Двухместный номер. 22. С/у.

перьевые ручки, тетради школьников, керамические чернильницы и другие канцелярские предметы.

Несмотря на приспособление усадебного дома под объект современной туристской инфраструктуры, при разработке проекта приспособления удалось не только сохранить историческую планировку, но и обеспечить прежнее функциональное назначение большинства помещений. На первом этаже разместились две спальни, одна из которых имеет

вход как из дома, так и - изолированный - со двора. Также на первом этаже разместилась комната хранителя дома (дворецкого). На втором этаже, как это и было ранее, расположены три комфортабельные спальни.

После завершения работ парадные и жилые комнаты будут обставлены характерными для середины XIX века предметами интерьера. Помимо этого, для воссоздания исторической атмосферы усадебного быта инвестором было принято решение устроить

О О О О О О

Экспликация, 2 этаж:

1. Коридор с лестничным маршем. 2. Двухместный номер. 3. С/у. 4. Двухместный номер. 5. С/у. 6. Двухместный номер. 7. С/у.

на местах утраченных печей действующие камины. Обязательным условием стало соблюдение исторических размеров расположенных ранее на этих местах утраченных печей, а также применение в их облицовке изразца с характерным историческим рисунком: часть каминов будет облицована белыми поливными изразцами, а часть - также поливными с синим кантом (илл. 25). Взамен изношенных дощатых полов предполагается устроить дубовое паркетное покрытие с рисунком, характерным для периода возведения усадьбы.

Также будет восстановлен частично утраченный первоначальный облик фасадов: по сохранившимся образцам и аналогам воссоздан балясник на главном портике, устроены крыльца со стороны двора, установлены деревянные окна с характерными для периода возведения здания членениями и филенчатые двери (илл. 26). Подлинные же двери после реставрации в мастерских Международного института антиквариата вернутся в родную усадьбу и встанут на свои прежние места.

Илл. 26.

Эскизный проект реставрации главного фасада

Илл. 25. 3Д - модель будущего камина

Список использованной литературы:

1. Архитектурные детали в русском зодчестве XVШ-XIX веков: справочник архитектора-реставратора /сост. И.А. Киселев. - М., 2005. - 494 с.

2. Киселев И. А. Русские обои трех минувших столетий (XVIII - XX).- М.: Академия, 2007.-128с.

3. Культура Подмосковья: Информационный портал // http://mosoblculture.ru/(проверен 10.09.2015)

4. Памятники архитектуры Московской области. - М.:Искусство, 1975.- Т. 2.-С. 307.

Неопубликованные источники:

5. Инвентаризационная опись недвижимого памятника истории и культуры /ГУП «МОК ЦЕНТР». 2001 г.

6. Научно-проектная документация. М., 1995 г.

7. Паспорт на главный дом усадьбы «Васино»/ МК РСФСР. М., 1975.

8. Паспорт на "Усадьба Вельяминовых. Парк.» / МК РСФСР. М., 1990.

9. Паспорт на "Усадьба Васино. Парк.»/ МК РСФСР. М., 1992.

10. Предварительные работы. Главный дом усадьбы «Васино» памятника архитектуры начала XIX века Чеховского района Московской области/Производственное бюро по охране и реставрации памятников истории и культуры Московской области. М., 1991.

11. Проектные предложения и топографо-геодезические исследования по усадьбе «Васино» Чеховского района Московской области. М., 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.