Научная статья на тему 'Отношение И. С. Тургенева к концепту «Судьба» на основе ранних повестей и рассказов, написанных в 1844-1857 гг. : «Бретер», «Фауст», «Три портрета», «Постоялый двор»'

Отношение И. С. Тургенева к концепту «Судьба» на основе ранних повестей и рассказов, написанных в 1844-1857 гг. : «Бретер», «Фауст», «Три портрета», «Постоялый двор» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
738
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СУДЬБА / И.С. ТУРГЕНЕВ / РАННИЕРАССКАЗЫИПОВЕСТИ / I. S. TURGENEV / CONCEPT / FATE / EARLY STORIES AND NOVELS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сабитова Наилясамировна

В статье исследуется в художественном постижении И.С. Тургеневым феномен судьбы в его ранней прозе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURGENEV ATTITUDE TO THE CONCEPT OF "FATE" BASED ON THE EARLY NOVELS AND SHORT STORIES, WRITTEN IN THE YEARS 1844-1857. "BULLY", "FAUST", "THREE PORTRAITS", "THE INN"1

This article examines the artistic comprehension of I.S. Turgenev phenomenon of destiny in his early prose

Текст научной работы на тему «Отношение И. С. Тургенева к концепту «Судьба» на основе ранних повестей и рассказов, написанных в 1844-1857 гг. : «Бретер», «Фауст», «Три портрета», «Постоялый двор»»

УДК: 882 ББК:

Сабитова Н. С.

ОТНОШЕНИЕ И.С.ТУРГЕНЕВА К КОНЦЕПТУ «СУДЬБА» НА ОСНОВЕ РАННИХ ПОВЕСТЕЙ И РАССКАЗОВ, НАПИСАННЫХ В 1844-1857 ГГ.: «БРЕТЕР», «ФАУСТ», «ТРИ ПОРТРЕТА», «ПОСТОЯЛЫЙ ДВОР»

Sabitova N.S.

TURGENEV ATTITUDE TO THE CONCEPT OF "FATE" BASED ON THE EARLY NOVELS AND SHORT STORIES, WRITTEN IN THE YEARS 1844-1857. "BULLY", "FAUST", "THREE PORTRAITS", "THE INN"

Ключевыеслова:концепт, судьба, И.С. Тургенев, ранниерассказыиповести.

Keywords:concept, fate, I. S. Turgenev, early stories and novels.

Аннотация: в статье исследуется в художественном постижении И.С. Тургеневым феномен судьбы в его ранней прозе.

Abstract:this article examines the artistic comprehension of I.S. Turgenev phenomenon of destiny in his early prose

Судьба- одна из важнейших категорий сознания. Понятие «судьба» является отражением участия человека в формировании своей жизни, его определения в бытии как субъекта. Существует определенная двойственность в понимании данного концепта. Понятие «судьба» в русском языке обычно употребляется в двух разных значениях. В первом случае судьба действительно может обозначать некую детерминирующую силу, над которой человек не властен. Во втором случае это слово может указывать на уже сложившую последовательность событий в чьей-либо жизни. При этом делается акцент на внутреннюю детерминацию бытия человека как результат его собственного выбора, дается характеристика пройденного жизненного пути, на первый план выдвигается оценочный компонент. Вопрос о том, что же такое судьба, всегда вызывал множество суждений и давно являлся объектом пристального внимания. Скажем, еще В.И. Даль ставит в один ряд судьбу, суд, судилище и расправу. «Участь, жребий, доля, рок, часть, счастье, предопределенье, неминучее в быту земном, пути провидения; что суждено, чему суждено сбыться или быть. Такая судьба, судьбина его, так ему суждено. Судьба моя, судьба, судьбинушка злая! Судьбы мн. и суды мн. -

провиденье, определенье Божеское, законы и порядок вселенной, с неизбежными, неминучими последствиями их для каждого. Судьбы Божьи неисповедимы. Воля судеб»1. В философском словаре под редакцией И. Фролова дается следующее определение концепта «судьба»: «Судьба - понятие,

выражающее представление о некой силе, предопределяющей все события в жизни людей. В нефилософском смысле понятие С. употребляется также для выражения стечения обстоятельств в жизни человека или целого народа» . В словаре под редакцией С.И. Ожегова и

Н.Ю. Шведовой читаем: «1. Стечение

обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. История существования кого-чего-н. 4. Будущее, то, что случится, произойдет (книжн.).

5. В знач. сказ., кому с неопр., обычно с отриц. То же, что суждено...»3. В Большом энциклопедическом словаре понятию

1ДАЛЬ, В.И. ТОЛКОВЫЙ словарь русского ЯЗЫКА [ТЕКСТ] / В.И. ДАЛЬ. - М.: ИЗД-ВО ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. - 640 С.

2 ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ / ПОД РЕД. И.Т. ФРОЛОВА. - 6-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП. - М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1991. - 560 С.

3 Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Словарь русского языка.

«судьба» дается следующее определение: «СУДЬБА, в мифологии, в

иррационалистических философских

системах, в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость

(древнегреческая Мойра), как удача и случайность (древнегреческая Тюхе), как всеохватывающая непреложная

предопределенность (фатум). Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В конце XIX в. понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь,

стечение обстоятельств»1. Как видно, именно два указанных выше значения доминируют во всех толкованиях понятия «судьба». Изучение этого понятия в литературоведении имеет свою специфику. Поскольку каждое художественное произведение образует собой полноценную художественную систему, целый художественный мир, то понятие «судьба» в этом мире неизбежно играет свою роль.

Судьба как жизненный путь человека развивается в определенной

последовательности \ в пространстве и времени (хронотоп судьбы) и в сознании людей связывается с судьбой как высшей силой. Авторское видение жизненного пути героя, его развитие и изменение в жизненных взглядах, а также точка зрения писателя на соотношение свободы и зависимости судьбы человека от обстоятельств складываются в единый комплекс, который может быть обозначен как концепт «судьба» в художественной системе писателей. Познание художественного феномена судьбы писателем возможно только через постижение его мировоззрения и мировосприятия. Самое исследование судьбы, понимание ее автором способствует как более полному и глубокому постижению духовной, культурной и социальной сущности человека, так и художественного

'БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ / ПОД РЕД. А.М. ПРОХОРОВА. - 2-Е ИЗД., ПЕРЕРАБ. И ДОП. - М.: 2000. - С. 1296.

мира писателя. М.М. Бахтин рассматривает художественную ценность судьбы при построении характера литературного героя. «И самый ход жизни личности, все события ее и, наконец, гибель ее воспринимаются как необходимые и предопределенные ее определенною индивидуальностью -судьбой»2. Далее он продолжает: «Судьба -это всесторонняя определенность бытия личности, с необходимостью

предопределяющая все события ее жизни; жизнь, таким образом, является лишь осуществлением (и исполнением) того, что с самого начала заложено в определенности бытия личности»3. Таким образом, литературовед создает свою художественную концепцию судьбы, которая отлична от других пониманий этого понятия. Более того, по Бахтину, «судьба есть основная ценность, регулирующая, упорядочивающая и сводящая к единству все трансгредиентные герою моменты; мы пользуемся вненаходимостью герою, чтобы понять и увидеть целое его судьбы. Судьба - это не я- для-себя героя, а его бытие, то, что ему дано, то, чем он оказался; это не форма его заданности, а форма его данности. Классический характер и созидается как судьба»4. У каждого писателя свое видение и постижение судьбы, ее эволюция. В данной статье судьба рассматривается как феномен.

Ранние повести и рассказы имеют важное значение в творчестве Тургенева, поскольку они связаны с трудными исканиями собственного пути писателя в литературе, с поисками своего художественного стиля. На протяжении всей своей жизни у писателя менялось представление о судьбе.

В раннем творчестве И.С. Тургенева его представление о судьбе в целом совпадало с двумя доминирующими значениями понятия «судьба» в русском языке: судьба - как некая детерминирующая сила, над которой человек не властен и судьба как цепь событий в жизни человека.

2 БАХТИН, М.М. ЭСТЕТИКА СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА [ТЕКСТ] / М.М. БАХТИН. - М.: ИСКУССТВО, 1986. - 445 С.

3ТАМ ЖЕ.

4ТАМ ЖЕ.

Известно, что будущий автор «Вешних вод» с детства получил православные понятия о добре и зле, любви и ненависти, жизни и смерти, о том, что человек рождается, живёт и исполняет свое предназначение и что на каждого смертного есть замысел Божий. Человек ответственен перед Богом за все совершенные поступки, дела. За

богоугодные деяния судьба человека вознаграждает. За неблаговидные, порочные поступки несет заслуженное наказание. Это было одно из глубоких убеждений писателя 1850-х годов. Подтверждением этому служат образы Василия Лучинова из рассказа «Три портрета» (1845 г.), Дуняши и Наума из повести «Постоялый двор» (1852 г.)

Главным героем рассказа «Три портрета» является Василий Иванович Лучинов. Его портрет очень выразителен: «Тонкие

длинные брови почти срастались над черными как смоль глазами; на бледных, едва заметных губах играла недобрая улыбка»1. Он по праву считался одним из блистательных молодых людей во времена царствования Екатерины: «Василий вырос, поступил на службу. Он был не велик ростом, но хорошо сложен и чрезвычайно ловок; прекрасно говорил по-французски и славился своим уменьем драться на шпагах. Его считали одним из блистательных молодых людей начала царствования Екатерины»2. Повествователем также подчеркиваются и личные качества героя: «Вообразите себе человека, одаренного необыкновенной силой воли, страстного и расчетливого, терпеливого и смелого, скрытного до чрезвычайности и - по словам всех его современников - очаровательно, обаятельно любезного. В нем не было ни совести, ни доброты, ни честности, хотя никто же не мог назвать его положительно злым человеком. Он был самолюбив - но умел таить свое самолюбие и страстно любил независимость»3. В ходе дальнейшего повествования становится известно, что Василий Лучинов после смерти отца вынужден был безвыездно жить в своем

1 ТУРГЕНЕВ, И.С. ПОЛН. СОБР. СОЧ. И ПИСЕМ В 30-ТИ Т. Т. 4. - М.: НАУКА, 1980., - С. 82-83.

2Там же. - С. 86.

3Там же.

родовом поместье из-за дуэли, в которой он тяжело ранил своего соперника. В поместье все это время жила молодая девушка Ольга Ивановна, приемная дочь семейства Лучиновых. «За несколько времени до приезда Василия Ивановича Ольгу Ивановну сговорили за соседа - Павла Афанасьевича Рогачева, добрейшего и честнейшего человека. Природа позабыла наделить его желчью»4. Василию Лучинову,

блистательному молодому человеку тридцати лет, находится занятие -обольщение молодой особы. «Василий не полюбил Ольгу, - нет! - словом «любовь» шутить не надобно... Он нашел себе занятие, поставил себе задачу и радовался радостью деятельного человека»5. Он начинает заниматься ее образованием: «... выписал для нее клавикорды, давал ей музыкальные уроки (он сам порядочно играл на флейте), читал ей книги, долго разговаривал с ней. Голова закружилась у бедной степнячки. Василий совершенно покорил ее»6. У них завязывается роман, Ольга Ивановна понимает, что находится в положении. «Он взял ее за руку. Рука Ольги Ивановны была холодна как лед. Она хотела заговорить. И голос ее замер. Бедной женщине не оставалось никакого сомнения насчет своего положения» . Она открывает ему свою тайну, о том, что скоро будет мамой. «Василий с достодолжным раскаянием объявил ей, что он тайно обвенчан, - он был такой же холостяк, как я »8. Затем едет к жениху Ольги, Павлу Рогачеву, с целью заставить его немедленно на ней жениться. «Я сейчас еду к Рогачеву, я заставлю его жениться сегодня же. Будьте уверены, я не

9

позволю ему надсмехаться над нами.» . Между Лучиновым и Рогачевым происходит дуэль, в ходе которой погибает жених Ольги Ивановны. «Бедный Павел Афанасьевич упал мертвый: шпага Лучинова воткнулась ему в сердце.»10. Очень скоро Василий покидает поместье. «Через неделю Василий

4ТАМ ЖЕ. -С. 92.

5ТАМ ЖЕ. -С. 97.

6ТАМ ЖЕ.

7ТАМ ЖЕ. - С. 99.

8ТАМ ЖЕ. -С. 100.

9ТАМ ЖЕ. -С. 102.

10ТАМ ЖЕ. -С. 107.

уехал в Петербург - и через два года вернулся в деревню, разбитый параличом, без языка. Он уже не застал в живых ни Анны Павловны, ни Ольги - и умер скоро сам на руках у Юдича, который кормил его, как ребенка, и один умел понимать его несвязный лепет»1.

И.С. Тургенев показывает характер героя эпохи царствования Екатерины. В образе Василия Лучинова отразилось тургеневское понимание судьбы в контексте его представлений о «добре» и «зле». Как человек проживает свою жизнь, какие поступки совершает в жизни, такая у него и судьба. Судьба Василия печальная, он достаточно рано уходит из жизни вследствие совершенных недобрых, неблаговидных поступков.

Над повестью «Постоялый двор» писатель работал с редким воодушевлением и закончил ее меньше, чем за месяц. В «Постоялом дворе» интересен образ Дуни, позволяющий лучше понять тургеневское восприятие природы судьбы. Главным героем повести является Аким Семенов -крестьянин помещицы Лизаветы

Прохоровны Кунце. Долгое время занимавшись извозом, Аким решает построить свой постоялый двор.

«С позволения своей барыни основался он на большой дороге, купил на ее имя полдесятины земли и построил на ней постоялый двор»2. В числе горничных помещицы Акима была Дуняша. «В эту-то Дуняшу и влюбись Аким! Да так, как прежде никогда не влюблялся»3. Аким сватается за Дуняшу у своей помещицы, Лизавета Прохоровна отвечает согласием. «Итак, Аким женился; перевез свою молодую к себе во двор... Начали они жить. Дуняша оказалась плохою хозяйкой, плохою подпорой мужу. Она ни во что не входила, грустила, скучала, разве какой-нибудь проезжий офицер обращал на нее внимание и любезничал с ней, сидя за широким самоваром; часто отлучалась, то в город за покупками, то в барский двор, до которого

1Там же.

2Тургенев, И.С. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти тт. С. 277.

3Там же. - С. 280.

от постоялого двора считалось версты четыре». Проходит несколько лет, и она привыкает к семейной жизни и к постоялому двору. «Дуняше уже перешло за двадцать пять лет; уже все ее стали величать Авдотьей Арефьевной. Настоящей хозяйкой она все-таки не сделалась - но дом свой полюбила, распоряжалась припасами, присматривала за работницей...»4. Все бы хорошо было у супругов, но в один ненастный вечер случается у них несчастье. Однажды заехал к ним на ночлег купец с красным товаром. «С этим разносчиком, человеком уже пожилым, ехало двое товарищей, или, говоря правильнее, двое работников - один бледный, худой и горбатый, другой молодой, видный, красивый малый лет двадцати»5. Красивого малого звали Наумом, в него влюбляется Дуняша.«Мы теперь же скажем читателям то, о чем они, вероятно, и без нас догадались: Авдотья страстно полюбила

Наума. Как это могло случиться так скоро, объяснить трудно; тем более трудно, что до того времени она вела себя безукоризненно, несмотря на множество случаев и искушений изменить супружеской верности.

Впоследствии, когда связь ее с Наумом стала гласною, многие в околотке толковали, что он в первый же вечер подсыпал ей в чашку чая приворотного зелья (у нас еще твердо верят в действительность подобного средства) и что это очень легко можно было заметить по Авдотье, которая будто скоро потом начала худеть и скучать»6. Наум становится частым гостем на постоялом дворе у Акима. Но муж Дуняши по-прежнему доверял своей жене и не верил тому, о чем говорили в околотке. Проходит несколько лет. Наум нагло подкупая Лизавету Прохоровну Кунце, покупает постоялый двор Акима. «Акимов двор принадлежал ему: он приобрел его за две тысячи восемьсот рублей ассигнациями. Купчую положили совершить как можно скорее и до времени не разглашать ее; Лизавета Прохоровна получила сто рублей задатку, да двести рублей пошло Кирилловне на могарыч. «Недорого купил, -

Там же. 5Там же.

■ С. 281.

■ С. 283.

6Там же. - С. 285.

думал Наум, взлезая на тележку, - спасибо, случай вышел»1. Приобрести постоялый двор Науму помогла Авдотья, которая души не чаяла в новом возлюбленном. «Она достала из-под косынки какой-то сверток. Наум тотчас взял его и положил к себе за пазуху. - Наум Иваныч, - произнесла Авдотья медленно и не спуская с него глаз...

- Ох, Наум Иваныч, погублю я для тебя свою душеньку...»2. Авдотья сполна поплатилась за свои деяния. Выгнав вначале из дома Акима, Наум выгоняет и свою возлюбленную. Ей ничего не остается, как возвратиться к Лизавете Прохоровне. «Авдотья живет по-прежнему на женской половине у Лизаветы Прохоровны, но опустилась еще несколькими ступенями ниже, одевается очень бедно, почти грязно, и от столичных замашек модной горничной, от привычек зажиточной дворничихи не осталось уже в ней и следа. Ее никто не замечает, и она сама рада, что ее не замечают; старик Петрович умер, а Аким всё еще странствует - и бог один знает, сколько ему еще придется странствовать!»3.

Как видно, творчество раннего И.С. Тургенева характеризуется

христианской верой в Бога, в судьбу человека как высшую силу над ним. Тургенев полагал, что совершив неблаговидные, нехорошие поступки, человек рано или поздно понесет наказание за совершенные деяния. Однако образ Наума не вписывался в тургеневские представления. Этот персонаж,

совершивший массу подлостей, в рамках художественного мира повести не несет наказания за совершенные злодеяния.

Главный герой повести «Бретер» Федор Федорович Кистер погибает от избыточного «дон-кихотовского начала». Этот персонаж также имеет важное значение в понимании Тургеневым феномена судьбы. Кистер погибает от того, что он переступил некоторые границы дозволенного. Он «. захотел счастья и чуть изведал его и тут же был наказан»4. За желание быть счастливым,

1Там же. - С. 289.

2Там же. -С. 291.

3Там же. -С. 302.

4ЮНУСОВ, И.Ш. НАЦИОНАЛЬНОЕ И

за изведание счастья непременно должен ответить. Этот мотив будет сопровождать все творчество Тургенева. Другой персонаж повести «Бретер», Авдей Иванович Лучков, с детских лет обижен судьбой. Он рано остался сиротой. Дальнейшие события в его жизни только усилили это впечатление и повлияли на характер героя. Он становится бретером. Занятие бретерством - это не что иное, как игра со своею судьбою. Лучков бросает вызов судьбе, просто играет своей жизнью, не ценит ее, как впрочем, жизнь других людей. И этим в том числе он пытается изменить свою судьбу: «Сочувствия он все-таки возбуждать ни в ком не мог: уж такова была его судьба! Он принадлежал к числу людей, которым как будто дано право власти над другими; но природа отказала ему в дарованиях -необходимом оправдании подобного права. Не получив образования, не отличаясь умом, он не должен бы был разоблачаться; может быть, ожесточение в нем происходило именно от сознания недостатков своего воспитания, от желанья скрыть себя всего под одну неизменную личину»5. В отношениях с противоположным полом он не мог вести себя, как подобает истинному джентельмену: «.он знал, что не к лицу ему нежность (в часы свиданий, откровений он становился сперва неловким и пошлым, а потом, с досады, грубым до плоскости, до оскорбления); он помнил, что две-три женщины, с которыми он некогда знался, охладели к нему тотчас после первых мгновений ближайшего знакомства и сами с поспешностью удалились от него. а потому он и решился, наконец, оставаться загадкой и презирать то, в чем судьба отказала ему.»6. В попытке изменить свою судьбу Лучков рушит другие судьбы, а это в понимании Тургенева 1840-1850-х гг. не останется незамеченным судьбой.

Мотив неизбежности судьбы отчетливо прослеживается в повести «Фауст» (1856). Эта повесть была написана в сложный для

ИНОНАЦИОНАЛЬНОЕ В РУССКОЙ ПРОЗЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (И.С. ТУРГЕНЕВ, И.А. ГОНЧАРОВ, Л.Н. ТОЛСТОЙ) - СПБ., 2002. - С. 129.

5ТУРГЕНЕВ, И.С. ПОЛН. СОБР. СОЧ. И ПИСЕМ В 30-ТИ ТТ. - С. 37.

6ТАМ ЖЕ. -С. 44.

писателя период, как в биографическом, так и психологическом планах. Огромную роль в написании повести сыграли личные переживания писателя, его семейная неустроенность. Определенный

психологический кризис был сопряжен со вступлением Тургенева в зрелый возраст: «Я должен проститься с мечтой о так называемом счастье, или, говоря яснее, - с мечтой о веселости, происходящей от чувства удовлетворения в жизненном устройстве»1. В 1850-е гг. писатель начинает изучать А. Шопенгауэра, под воздействием которого он приходит к выводу, что в зрелом возрасте человек от юношеского стремления к счастью постепенно переходит к беспристрастному отношению ко всему. Тургенев пишет: «Мне скоро сорок лет, не только первая и вторая, третья молодость прошла - и пора мне сделаться, если не дельным человеком, то, по крайней мере, человеком знающим, куда он идет и чего хочет достигнуть»2. В письмах писателя второй половины 1850-х годов предстает картина внутренней борьбы автора посланий с самим собой. Актуальной для Ивана Сергеевича становится проблема ограничения себя, отказа, отречения от важнейших жизненных ценностей. Эта же проблема становится одной из основных в повести «Фауст». Отречение является одним из важных мотивов книги мемуаров И.В. Гете «Поэзия и действительность». В четвертой части книги Г ете отречение рассматривается как одна из важных особенностей человеческой жизни. Объяснение этой особенности у Гете носит двойственный характер. С одной стороны, все сферы человеческой жизни требуют от конкретного человека отречения от многих дорогих ему мыслей, чувств: «Многое из того, что внутренне от нас неотъемлемо, нам возбраняется обнаруживать вовне, то же, в чем мы нуждаемся извне для понимания нашей сущности, у нас отнимается, взамен нам навязывает многое, нам чуждое, даже

1 Тургенев, И.С. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти тт. -М.: Наука, 1988., Т.3: Письма, С.11.

2 Тургенев, И.С. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти тт. -С. 269.

3

тягостное» . С другой стороны, каждое отречение непрерывно восполняется человеком «либо силой, энергией и упорством», либо «. ему приходит на помощь легкомыслие. Оно-то позволяет в любую минуту поступаться какой-нибудь частностью для того, чтобы в следующий миг схватиться за новую, так мы всю жизнь бессознательно сами восстанавливаем»4. По мысли Гете, существуют разные типы психологических реакций на необходимость отречения.

Его мысль близка Тургеневу. В «Фаусте» он изображает героев, реагирующих по-разному на превратности судьбы. Ельцова-старшая относится к типу людей, которые, с позиции Гете, «силой, энергией и упорством» восстанавливают самих себя. Героиня приходит к заключению о трагичности жизни, становится после этого жестко рассудочным человеком, выбрав для себя между приятным и полезным последнее. «Я думаю, надо заранее выбрать в жизни или полезное или приятное, и так уж решиться, раз навсегда»5. Она делает свой выбор, простившись с молодостью и приступив к воспитанию своей дочери. Она старается оградить дочь Веру от пробуждения эмоциональной жизни. Внутреннее состояние Ельцовой-старшей может быть соотнесено с душевным состоянием самого писателя в начале второй половины 1850-х годов. Как и сам писатель, героиня, вступив в зрелый возраст, осознала трагизм жизни, посредством рассудка и воли пытается уберечь от катастрофы свою жизнь и жизнь дочери. Мать своим воспитанием наносит вред дочери тем, что лишает ее молодости. Она не учитывает того, что человек познает истину по частям, она пытается дать дочери готовую истину, свой жизненный опыт вместить в картину мира, которая еще только начинает формироваться. По мысли самого писателя, Ельцова-старшая переоценивает роль рассудка и воли в человеческой жизни. Несмотря на то, что в понимании матери Веры действительность

3 Гете, И.В. Собр. соч.: в 10-тт. - М., 1976., Т.3., - С. 566.

4Там же. - С. 566.

5 Тургенев, И.С. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти тт. -М.: Наука, 1988., Т.5: Письма. - С. 98.

трагична, а человек подвластен «тайным силам» природы, она, тем не менее, полагает, что можно в определенной мере управлять жизненными закономерностями. В письмах второй половины 1850-х годов Тургенев много говорит о «деланьи себя» в молодости. Но это может совершить человек, переживший молодость и, по мысли писателя, воспитать себя можно лишь в соответствии с данными природы. Мать лишает дочь живой динамики развития. Вера - человек без возраста: «Когда она вышла мне навстречу, я чуть не ахнул: семнадцатилетняя девочка, да и только! Только глаза не как у девочки, впрочем, уней и в молодости глаза были не детские, слишком светлы. Но то же спокойствие, та же ясность, голос тот же, ни одной морщинки на лбу, точно она все эти годы пролежала где-нибудь в снегу»1. Несмотря на то, что мать Веры старалась в определенной мере управлять жизненными закономерностями, она не учла самого главного, того, что на жизнь человека влияют тайные, непостижимые силы природы, над которыми человек не властен. Стремясь оградить свою дочь от эмоциональной жизни, она не сумела уберечь ее от смерти. Судьба Веры - это злой рок, который преследует ее с рождения, предопределенье, данное свыше. Более того, это рок, преследующий весь род.

Таким образом, в ранней прозе И.С. Тургенева мотив судьбы играет важнейшую, иногда даже ключевую роль. При этом в художническом постижении феномена судьбы переплетается православие, Судьба неразрывно связана с такими концептами, как «счастье», «смерть», «добро», «зло».

1 Тургенев, И.С. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти тт. -С. 101.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] /М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

2. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2000. - С. 126.

3. Гете, И.В. Собр. соч.: в 10 - тт. - М., 1976., Т. 3. -С. 566.

4. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / В.И. Даль. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. -640 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1989.

6. Тургенев, И.С. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти тт. Т. 4. - М.: Наука, 1980.- С. 8283.

7. Тургенев, И.С. Полн. собр. соч. и писем в 30-ти тт. - М.: Наука, 1988., Т. 5: Письма.

- С. 98.

8. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

9. Юнусов, И.Ш. Национальное и инонациональное в русской прозе второй половины XIX века (И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Тостой). - СПб., 2002. - С. 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.