Научная статья на тему 'Освоение подрастающим поколением медиамира: гендерная и возрастная специфика'

Освоение подрастающим поколением медиамира: гендерная и возрастная специфика Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
600
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ СМИ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ВОЗРАСТНЫЕ МЕДИАПРЕДПОЧТЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ СЕМЬИ / НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / MODERN MASS-MEDIA / GENDER STEREOTYPES / AGE MEDIA PREFERENCES / FAMILY VALUABLE INSTALLATIONS / NEGATIVE INFLUENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Людмила Анатольевна

В данной статье рассматривается проблема «гендерных стереотипов» и возрастных медиапредпочтений современного поколения. Цель исследования на основании полученных данных определить приемы эффективного медиаобразования различных возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA WORLD LEARNING BY RISING GENERATION: GENDER AND AGE SPECIFICITY

The article deals with the problem of gender stereotypes and age media preferences of modern generation. The research purpose is to define the ways of effective media education of various age groups according to the received results.

Текст научной работы на тему «Освоение подрастающим поколением медиамира: гендерная и возрастная специфика»

Компонентами физической культуры выступают:

- спорт - часть физической культуры, основанная на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей; это огромный мир эмоций, популярнейшее зрелище, в котором присутствует сложнейший процесс меж-человеческих отношений. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека;

- физическое воспитание - педагогически организованный процесс развития физических качеств, обучения двигательным действиям и формирования специальных знаний. Целью физического воспитания является воспитание физически здоровых людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду;

- профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессии. Содержание и состав средств ППФК определяется особеннос-

тями трудового процесса;

- оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культур;

- фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками), и рекреативную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).

Библиографический список

1. Воронин С.М. Личностно ориентированная физическая подготовка студентов непрофильных вузов. - Ярославль, 2009. - 282 с.

УДК 37.035.44

Иванова Людмила Анатольевна

Иркутский государственный лингвистический университет

media-lai@mail.ru

ОСВОЕНИЕ ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ МЕДИАМИРА: ГЕНДЕРНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА

В данной статье рассматривается проблема «гендерных стереотипов» и возрастных медиапредпочтений современного поколения. Цель исследования — на основании полученных данных определить приемы эффективного медиаобразования различных возрастных групп.

Ключевые слова: современные СМИ, гендерные стереотипы, возрастные медиапредпочтения, ценностные установки семьи, негативное влияние.

Статья основана на материалах многочисленных анкет, бесед, опросов дошкольников, школьников и их родителей, учителей, студентов, преподавателей высших профессиональных учреждений города Иркутска, проведенных сотрудниками секции «Проблемы медиаобразования в школьной и вузовской педагогике» в течение 1990-2010 гг. (нами было охвачено опросом шесть тысяч респондентов). Вышеназванная секция является структурным элементом Восточно-Сибирского Центра развития педагогической науки и образования Международной Академии наук педагогического обра-

зования (МАНПО). Помимо этого привлекались материалы средств массовой информации (СМИ); социологических опросов; справочные и отраслевые издания; официальные статистические данные; публикации отраслевых Интернет-порталов. В статье мы рассмотрим два аспекта: гендерную и возрастную обусловленность в отношении к СМИ.

Когда речь идет о постиндустриальном (информационном) обществе, нельзя рассматривать влияние современных СМИ на воспитание и социальное формирование подрастающего поколения без учета гендерной и возрастной обус-

ловленности в отношении масс-медиа. От рождения до смерти человека сопровождает ураган радио-, телепередач, телефильмов, газет, журналов; сравнительно недавно этот перечень пополнился Интернет, мобильной, спутниковой связью, благодаря которой можно принимать информацию из самых разных стран. Сегодня становится всё более очевидным, что такое широкое распространение масс-медиа имеет неизбежные последствия для детей и юношества. Выяснением характера этих последствий, путей влияния СМИ на воспитание и социальное формирование подрастающего поколения и роли учителя в использовании масс-медиа занимается целый ряд ученых, одни из которых разрабатывают теорию медиаобразования, проводят эмпирические исследования. Другие исследуют гендерные стереотипы восприятия информации современных СМИ и т.д. Предрасположенность к СМИ является производной от множества факторов, ни один из которых нельзя вычленить и рассматривать независимо от остальных. Основными из этих факторов специалисты в области гендерных исследований считают пол, а затем уже возраст, отношения в семье, отношения детей и юношей в группах сверстников.

Анализ проведенных исследований подтвердил, что знакомство детей со СМИ начинается с книг, детских журналов, которые читают родители (чаще всего матери), с рассматривания картинок. Параллельно с журналами в жизнь ребенка входит телевидение. К трем годам ребенок больше смотрит телевизор: сказки, фантастические истории и телевизионную рекламу, чем слушает чтение взрослых. Материнское влияние определяет репертуар в этом возрасте.

С трех лет и включая младшие классы школы (по результатам исследований, проведенных в конце 1990-х годов прошлого столетия) телевидение все ещё занимает главное место в СМИ, с которыми соприкасались дети. Вместе с тем наши исследования показали, что в начале XXI века принципиально изменились медиапредпочтения подрастающего поколения. Чем старше становится ребенок, тем большую привлекательность для него приобретают компьютерные озвученные игры с объемным изображением. Ни одно исследование, особенно гуманитарного профиля, не может претендовать на то, чтобы считаться полностью независимым, поэтому мы апеллировали к исследованиям коллег с одной

лишь целью - дабы избежать возможных ошибок и заблуждений в процессе обработки полученных нами данных, нам было важно объективно оценить ситуацию. Справедливости ради следует отметить, что мы сознательно не стремились «замкнуть» свое исследование на одном регионе. Нам были интересны результаты, полученные исследователями в других регионах России и зарубежья. В целях дополнительной валидизации полученных результатов мы использовали методику триангуляции (М. Хаммерсли), когда данные разных подходов проверяют выводы об одном и том же. Результаты наших исследований совпали по многим позициям. Подтверждение нашим выводам находим и в статье А.А. Бушуевой: «Систематическое наблюдение за младшими школьниками 8-10 лет в течение трех лет показало, что доминирование компьютерных игр в досуге детей изменяет их предпочтения относительно других видов досуговой активности. По данным ряда диагностических срезов из 208 опрошенных нами школьников играли в компьютерные игры “хотя бы раз” - 97% респондентов, 51% из них имеют игровой компьютерный опыт от трех и более лет (т.е. впервые с компьютерными играми познакомились еще в дошкольном детстве). Виртуальные увлечения одинаково распространены как среди мальчиков, так и среди девочек, но мальчики тратят на них больше времени - в среднем до 3-5 часов в день. Причем... “компьютеризация” досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков, нежели девочек» [1, с. 333]. Нам удалось выяснить, что в исследуемый отрезок возраста материнское влияние все ещё достаточно велико, гендерный подход чаще всего находится на периферии определения репертуара компьютерных игр, фильмов. Кроме того, характеризуя воспитательное пространство школы, исследователи справедливо отмечают «мощную феминную тенденцию», основные социальные роли на всех уровнях иерархии образовательных структур заняты женщинами. Поэтому в этом возрасте предпочтения принципиально не расходятся у мальчиков и девочек. По данным небольшого социологического опроса, проведенного среди детей от 7 до 10 лет, удалось выяснить, что треть мальчиков и девочек предпочитают только зарубежное, шестая часть - российское, остальные - и то, и другое. Фильмами для взрослых интересуются 40% опрошенных, детские картины привлекают 30%, а мультфильмы любят все. О документаль-

ном кино у мальчиков и девочек этого возраста ещё смутное представление, многие просто не знают, что это такое. Фантастика, триллеры и детективы выбирают около трети учащихся, независимо от пола. Любимы и популярны среди детворы боевики, комедии и программы о животных, в то время как музыкальные фильмы, мелодрамы и исторические кино не пользуются популярностью у тинэйджеров. И мальчики и девочки ценят и понимают толк в спецэффектах, любят актеров и внимательно следят за развитием сюжета. Таким образом, у детей до 11 лет гендерные различия выражены слабее, чем у подростков.

Возраст 11-13 лет считают «пиковым» в использовании СМИ для детей обоего пола: ребенок уже легко читает, смотрит по телевизору не только дневные, но и вечерние передачи. Как нам удалось увидеть в процессе многолетнего исследования, наблюдается резкая переориентация кинопредпочтений мальчиков и девочек подросткового возраста на западные фильмы. Так, по результатам нашего исследования, доля западных фильмов в структуре художественных ориентаций составляет 65,2%. Причем в этом возрасте существенно меняется и структура жанровых предпочтений. Более детальный анализ показывает, что именно в этот период лидирующие позиции начинают приобретать боевики, фильмы ужасов, эротические фильмы. По сути дела, эти фильмы любят смотреть и дети до 11 лет. Отличительной особенностью является, пожалуй, лишь то, что к этим жанрам добавляются психологические триллеры и фильмы-катастрофы. Таким образом, исследуемый возраст в целом характеризуется одной общей тенденцией: «агрессивные» фильмы с большим числом сцен насилия и эротики приобретают все большую популярность среди школьников подросткового возраста, вытесняя фильмы классической драматургии и кинокомедии. Можно сделать вывод о том, что с переходом России в условия информационного общества у подростков увеличивается как само «информационное поле» понравившихся медиапродуктов в различных СМИ, так и разнообразие СМИ, определяющих структуру информационных предпочтений. Сегодня подросток может выбрать любую интересующую его электронную версию журнала, любой сетевой компьютерный журнал и взаимодействовать с ними в интерактивном режиме.

Любопытной и заслуживающей пристального внимания является мысль известного американского этнографа детства Маргарет Мид. Она предлагает свою типологию культур, проливающую свет на полученные нами данные, что, несмотря на «мощную феминную тенденцию» в воспитательном пространстве школы и семьи, запреты, тинэйджеры обоего пола уходят из-под влияния и начинают очень активно взаимодействовать с Интернет [2].

Кроме того, результаты исследования выявили амбивалентную ситуацию, когда, с одной стороны, различий между полами в степени интереса и стремления к использованию Интернет подростками в практической деятельности не обнаружено. С другой - было установлено, что частота, постоянство стремлений к взаимодействию с Интернет ярче проявляются у мальчиков-подростков. Они имеют более высокую готовность к освоению новой информации в Интернет. К тому же в этом возрасте мальчики отдают предпочтение больше виртуальным играм, чем реальным. Если ещё в 10 лет, чтобы попинать мяч или погонять шайбу, они бежали во двор, собирая компанию сверстников. Теперь предпочитают сесть за стол, щелкнуть по кнопке компьютера, надевают перчатки, дающие тактильные ощущения, шлем с очками, благодаря которым при повороте головы в очках меняется изображение, и ребенок как бы находится внутри виртуального мира. У девочек эти стремления представлены в меньшей степени. При этом девочки имеют более негативное отношение к информационным технологиям, чем мальчики. Таким образом, различия гендерного характера в группах подростков испытуемых оказались гораздо ярче, чем у детей до 11 лет. Сегодня, на данном этапе исследования, нам становится всё более очевидным, что эта общая схема гендерной и возрастной обусловленности в отношении к СМИ никогда не прослеживается в идеальном виде.

Сравнивая двадцать последовательных констатирующих «срезов» (1991-2010 гг.) среди учащихся школ, студентов вузов города Иркутска, Иркутской области, нам удалось проследить определенные изменения, которые произошли у молодежи в результате сдвигов в социокультурной ситуации, происходивших в стране. Проведенный нами анализ в 1990-х гг. прошлого века выявил приоритетное положение в сфере предпочтений в молодежной среде тех лет - видео и телевидение, как было описано выше, подобная тенден-

ция наблюдалась и в подростковой среде, школь-ников-подростков 11-13 лет. Анализ собранных анкет «Что ищет и находит молодое поколение в СМИ?» в начале века позволил сделать вывод о том, что в настоящее время электронные СМИ -самые распространенные в молодежной среде. Через них молодое поколение получает образцы поведения, стиль жизни. Также нам удалось выяснить, что с помощью электронных СМИ формируются нравственные основы бытия. В юношеском возрасте ярче возрастает интерес к интерактивным масс-медиа, в использовании которых открываются новые аспекты, позволяющие самым непосредственным образом включиться в неконтактное информационное взаимодействие, «войти и присутствовать» в реальном времени в представленном «экранном мире», причем учащийся сам активно вмешивается и создает видеоряд, что является абсолютно беспрецедентным до сих пор. Информационные технологии глубоко проникли в жизнь современной молодежи, неотъемлемой её частью становятся многофункциональные портативные устройства -мобильные телефоны. Невзирая на название «телефон», это средство коммуникации используется девушками и юношами для решения разнообразных задач. Мобильный телефон перестает уже быть только «мобильным домом», когда он связывает с кругом близких людей, воспроизводя музыку, игру или книгу для чтения. Но с помощью него осуществляются «мобильная учеба», деловые беседы и извлекается справочная информация из недр Интернет. Молодежь разного пола полностью интегрировала Интернет в свою жизнь (несмотря на протесты взрослых) - музыкальные файлы и видеофильмы напрямую качаются из Интернета через компьютер, мобильный телефон на плейеры, коммуникаторы или устройства типа iPod. Интернет для них - центр цифровой вселенной: музыки, видео, участия в онлайновых сообществах, форумах, блогах, чатах, электронной переписке и онлайн-играх. Все это объединяется понятием «компьютерно-опосредованная коммуникация». В этом возрасте главная ценность -система отношений со сверстниками. Общение со сверстниками приобретает для юношеского возраста большую ценность, часто большую, чем учение, общение с родителями и взрослыми. Для юношеского возраста отношения с товарищами выделяются в отдельную сферу его личных отношений, которые автономны от влияния взрослых,

в которых он действует самостоятельно, проявляя свое стремление к взрослости. У юноши и девушки выражено желание быть принятым сверстниками, а поэтому возможно предположить, что оценки сверстников играют одну из основных ролей в формировании представлений о себе. В связи с этим виртуальное общение облегчает контакты со сверстниками на почве общих увлечений и повышает социальный престиж в их среде. Социологическое исследование будней вокруг домашнего персонального компьютера убедило нас, что видеосвязью юношей и девушек уже не удивишь, и все благодаря веб-камере. Сейчас это уже не банальный видеоглаз, а настоящее мультимедийное устройство с множеством разных функций. Например, при помощи камер Microsoft LifeCam VX-7000, Logitech QuickCam Ultra Vision Special Edition и др. или даже рассчитанной на подрастающее поколение детской камере Samsung Pleomax PWC-5300 можно общаться в голосовом и видеорежимах. Помимо этого отметим и некоторые гендерные различия. Юноши увереннее чувствуют себя при работе с электронными СМИ, со службой Windows Live Messenger, т.е. в онлайновом общении, больше любят компьютерные игры. Юноши в первую очередь интересуются играми с жесткими правилами, азартом и риском («азартная игра», «охота», «гонки» и т.д.). Большинство из них любят играть в интеллектуальные игры. Девушек отличает индифферентное отношение к интеллектуальным играм, а любимые материалы Интернет-СМИ, как правило, связаны с удовлетворением познавательных и развлекательных потребностей. Юноши постоянно испытывают потребность в новом, создании этого нового в виртуальном пространстве, стремлении к новой информации, организованности и настойчивости в поиске новой информации; при необходимости могут целенаправленное и продолжительное время работать в Интернет-пространстве без отдыха. Девушки испытывают меньшую уверенность при работе с информацией в интерактивном режиме. Причем структура интересов девушек и юношей, использующих Интернет, различна. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что для девушек Интернет - это в основном общение и поддержание социальных связей; структура же деятельности юношей более широка. Можно предположить, что влияние школы и семьи не может изменить сложившуюся ситуацию.

Помимо анализа гендерной и возрастной обусловленности в отношении к СМИ, особый интерес представляет также роль социально-стратификационных факторов (материального положения семьи и уровня образования родителей). Выбор в значительной степени связан с влиянием родителей, с ценностными установками семьи ребенка. Проведенное нами исследование убеждает, что в семьях с высокими ценностными установками, где детей ориентируют на достижение высокого статуса, строже лимитируется время взаимодействия с СМИ, приучают детей различать продукты СМИ - масс-медийной культуры (элитную, специализированную, массовую, «желто-прессовую» (В.Д. Попов)), учат реалистическому подходу к СМИ как источнику информации; в семьях с невысокими ценностными установками и с низким материальным уровнем жизни для детей СМИ все больше превращаются в источник развлечения и способ ухода от неприглядной действительности, параллельно с практическим отношением к телефильмам очень сильны мотивы убегания от реальности (эскапизма) независимо от пола. При серости и обыденности жизни многих мальчиков и девочек такие фильмы дают им выход в иллюзорную жизнь - красивую, с любовью, чего в реальности им недостает. Взрослея, ребенок в семье с низким прожиточным уровнем все чаще обращается к СМИ, что обусловлено несколькими факторами, в частности, возможностью использования терапевтической, компенсаторной, рекреативной и др. функций медиасообщения, способствующих снятию нервного напряжения. Иллюзорная жизнь - вытесняет реальную. Ребенок адаптируется, прими-тивизируясь, утрачивая светлые и тонкие качества души. Если семья живет за чертой прожиточного уровня, то самые распрекрасные слова родителей о нравственных нормах подрастающее поколение отвергает. Оно же видит: родители соблюдают такие нормы, а в итоге «прозябают». «Я так жить не хочу», - решает ребенок. Но в таком случае и родители, по его мнению, достойны лишь презрения. Эти установки подкрепляются и в СМИ. На телевидении, в прессе культ молодости, здоровья, благополучия.

Исследуя различные группы мальчиков и девочек, констатируем, что в последние годы произошли существенные деформации детской картины мира. Также нам удалось выяснить, что от степени гармонизации этой картины мира зави-

сит психо-эмоциональное благополучие ребенка, его душевное и духовное здоровье. Центральную роль в процессе дисгармонизации картины мира ребенка играет тема секса, насилия, завуалированная, а порой и откровенная пропаганда наркотиков и т.д. через СМИ.

Нередко ребенок получает из медиа информацию об отношениях полов, которая противоречит системе представлений, сложившихся у него на основании личного социального опыта, что ведет к конфликту ценностей. Наиболее яркий тому пример - контраст поведения окружающих его реальных взрослых и теле-, кино-, видео-, фото-, литературных героев. Ребенок, усвоив образ теле-, кино-, видео-, фото-, литературного героя Мужчины и Женщины, тяжело воспринимает несоответствие своих родных, самого себя этому образу. В результате возникает ценностный конфликт, преодолеть который тем труднее, чем больше интенсивность средств массовой коммуникации. В нашей статье мы очертили лишь небольшой круг вопросов, связанных с изучением гендерной и возрастной обусловленности отношения к СМИ. Понятно, что эта проблема велика и крайне актуальна, требует своего решения и детерминирует формирование у детей и юношества медиакомпетентности. Медиакомпетентность - это целенаправленный результат, цель медиаобразования. Информацию об этом относительно молодом направлении в педагогике можно найти на специализированном сайте Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России http:// edu.of.ru/mediaeducation, а также на портале Министерства образования и науки Российской Федерации на сайте Электронная научная библиотека «Медиаобразование» http://edu.of.ru/ medialibrary. Цель проведенного нами исследования - на основании полученных данных определить приемы эффективного медиаобразования различных возрастных групп, но это тема следующей статьи.

Библиографический список

1. Бушуева А.А. Социально-педагогические механизмы преодоления страхов, вызванных компьютерными играми у младших школьников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - С. 331335.

2. Культура и мир детства: Избр. произведения: Пер. с англ. и коммент. Ю.А. Асеева. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.