Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование особенностей развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий'

Эмпирическое исследование особенностей развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
293
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SPACE / RISING GENERATION / DEVELOPMENT / INFORMATION-COMMUNICATIVE INTERACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цымбаленко Сергей Борисович

В предыдущей публикации («Акмеология». №1. 2011) нами рассмотрен феномен «подрастающее поколение» как акмеологический развивающийся. В предлагаемой статье на основе масштабной эмпирической проверки состоятельности изложенных теоретических положений развернуты и дополнены данные о содержании, структуре механизмах процесса развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий в информационно-психологическом пространстве, о преодолении возрастных кризисов, о формировании «акме» личности в период ее становления, в его отношениях с социальной средой и миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPIRICAL STUDY FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE YOUNGER GENERATION IN THE SYSTEM INFORMATION AND COMMUNICATIVE INTERACTIONS

In previous publications («Akmeology». №1. 2011) we examined the phenomenon of "rising generation" as the akmeological evolving. In the proposed article on the basis of the extensive empirical verification of consistency outlined theory deployed and supplemented by information on the content, the structure of the mechanisms of development of the younger generation in the system information and communicative interactions in information psychological space, about overcoming age crises, on the formation of the "Acme" identity during the period of its formation, in its relations with the social environment and peace.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование особенностей развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ)

C-Б. Цымбаленко

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

S.B. Tsymbalenko

EMPIRICAL STUDY FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE YOUNGER GENERATION IN THE SYSTEM INFORMATION AND COMMUNICATIVE INTERACTIONS

В предыдущей публикации («Акмеология». №1. 2011) нами рассмотрен феномен «подрастающее поколение» как акмеологический развивающийся. В предлагаемой статье на основе масштабной эмпирической проверки состоятельности изложенных теоретических положений развернуты и дополнены данные о содержании, структуре механизмах процесса развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий в информационно-психологическом пространстве, о преодолении возрастных кризисов, о формировании «акме» личности в период ее становления, в его отношениях с социальной средой и миром.

In previous publications («Akmeology». №1. 2011) we examined the phenomenon of "rising generation" as the akmeological evolving. In the proposed article on the basis of the extensive empirical verification of consistency outlined theory deployed and supplemented by information on the content, the structure of the mechanisms of development of the younger generation in the system information and communicative interactions in information psychological space, about overcoming age crises, on the formation of the "Acme" identity during the period of its formation, in its relations with the social environment and peace.

Ключевые слова: информационно-психологические пространство, подрастающее поколение, развитие, информационно-коммуникативные взаимодействия.

Keywords: information-psychological space, rising generation, development, information-communicative interactions.

Поэтапные эмпирические исследования проблемы развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий

осуществлялись при участии 16621 человека (детей, подростков, юношества) в возрастном диапазоне от 10-ти до 17-ти лет в трех основных видах (постоянно действующих, временных и смешанных, или комбинированных) творческих объединений системы внешкольного воспитания и дополнительного образования детей, подростков и юношества.

В содержательно-технологическом плане под информационно-коммуникативным сообществом мы понимаем специально организованные, но самосознательные социумы, которые существует и развивается благодаря обогащающей друг друга коммуникации. Коммуникативная составляющая является способом группового общения и деятельности, информационной открытости и, одновременно, формирования субкультуры детского социума в общей культурной среде. В коммуникативных сообществах, даже многопрофильных, информационная составляющая (творческое межличностное общение, дискурсное принятие решений, создание информационных ресурсов) является стержнем, внутренним психологическим механизмом социализации, обновления, включенности в информационно-психологическое пространство и социальные процессы. В то время как в социальной среде по отношению к подрастающему поколению преобладает однонаправленное представительское общение, информационно-коммуникативное сообщество обеспечивает межпоколенческий диалог, взаимообогащение старших и младших, интеграцию разнообразных устремлений и усилий индивидов в их содружестве.

Изучение коммуникативных сообществ позволило выделить характерные для них следующие особенности: гражданская направленность, ответственность за окружающий мир, изменение социальной среды (информационная открытость); своя созданная и развивающаяся в результате дискурса этика и идеология, автономность от внешней среды, накопление и обогащение опыта решения социальных проблем; разновозрастность как модель общества, межпоколенческого взаимодействия, ответственности друг за друга и за младших; открытие мира как программа социализации и интеллектуальная задача индивидуализации; многопрофильность деятельности, соответствующей потребностям и интересам членов сообщества; взрослые и старшие в роли проводников в мир знаний и деятельности, разработчики технологий накопления, передачи и обогащения информации, культурно-исторического опыта; яркая жизнь, насыщенная событиями, богатство детских впечатлений, которые существенно влияют на всю последующую судьбу, отношение к своим детям, вырабатывают оптимистический и конструктивный взгляд на действительность; средства коммуникации выступают не только способом реализации целей и решения проблем коллектива, но и служат самовыражению, самореализации его членов, являются самоценностью; создание уникального социально-лингвистического поля, самостоятельной реальности, «параллельной действительности» и влияющей на нее как проектирующий идеал.

На первом этапе эмпирических исследований осуществлены общие (констатирующие) исследования особенностей информационно-психологического пространства развития подрастающего поколения (1989-2005 гг.).

В целом проведенное исследование (в его временных рамках) фиксирует постепенное окончание «эпохи» определяющего влияния телевидения и других СМИ: если в период досуга лидирует «телесмотрение» (74,2%), общение с друзьями на втором месте (71,1%), то при получении значимой для себя информации обнаруживается приоритет межличностного общения. Влияние телевидения и других средств массовой информации опосредовано межличностным общением. Тем самым происходит изменение места юного человека в системе социальных коммуникаций, а значит и в обществе. В частности общие эмпирические исследования позволили сформулировать и конкретизировать следующие принципиальные позиции.

1. Дети, подростки, юношество являются специфическими и активными субъектами межпоколенческого взаимодействия в информационно-психологическом пространстве общества.

2. Коммуникационные каналы (в зависимости от психологических особенностей исследуемых как субъектов информационно-коммуникативных взаимодействий) имеют личностные, возрастные, половые особенности, сложную внутреннюю структуру и социальные взаимодействия в знаковой форме.

3. Современное подрастающее поколение является своего рода индикатором общемирового процесса развития, связанного с информацией - как позитивных, так и негативных тенденций; они намного интенсивнее и полнее осваиваются в коммуникативном пространстве; складывается ситуация, когда подрастающее поколение может выступать как субъект и эксперт новообразований в обществе.

4. Основным источником значимой для подрастающего поколения информации становятся межличностные каналы, социальный опыт усваивается преимущественно через общение с ровесниками и референтными взрослыми, при котором представители подрастающего поколения могут и должны быть участниками равноправного диалога, проявлять активность. При этом информационное общение со сверстниками является приоритетным. Это еще одно подтверждение, что детская субкультура стала каналом вхождения современных российских подростков в общечеловеческую культуру.

5. Вместе с тем значимым становится спонтанное, неосознаваемое усвоение информации в процессе досуговой деятельности, развлечения, что нуждается в структурировании, изучении, социальном моделировании.

6. Возникает социальная проблема, связанная с содержанием и полнотой каналов информации, которые связывают подрастающее поколение с обществом; это касается как потоков, идущих от производителей информации к детям, подросткам, юношеству, так и возможности обратного процесса обогащения информационного пространства подрастающим поколением.

7. Подрастающее поколение принимает и усваивает, сознательно или спонтанно, информацию, если она актуальна, эмоционально окрашена, опирается на конкретный жизненный опыт близких по возрасту социальных групп и связывает знания с реальными судьбами референтных для них людей.

8. Место единой идеологии занимает многообразие субкультур разновозрастных социумов. Знание и понимание механизмов и функций существующей субкультурной сети, которая «соткана» подрастающим поколением России как ответ на реальное состояние социокультурного и информационного пространства, позволяет выстроить межпоколенческий диалог.

9. Наиболее эффективно поступление информации по многим каналам с учетом возрастных и других психологических особенностей. Становится важной комплексность индивидуального формирования сознания и миропонимания внутри общественной коммуникации.

10. Чтобы быть действительно эффективным, «информационное» воспитание и образование должно опережать собственное развитие человека, не только отвечать на уже поставленные им вопросы, но и предвосхищать их, способствовать самопознанию, саморазвитию, самоактуализации.

11. По форме информационная продукция и в целом информационно-психологическое пространство должны представлять собой синтез максимально разнообразных «коммуникативно-педагогических» средств воспитания и развития подрастающего поколения: интернета, телефона, видео, аудио, реального межличностного общения, открытых жизни и человеческому опыту.

Непосредственное межличностное общение является исходной и основной операцией коммуникации, коммуникативной практикой, которая обеспечивает и

определяет воспроизводство, устойчивость информационно-психологического пространства. Коммуникация в среде сверстников, семьи, школы и другого ближайшего окружения выступает способом и формой отбора, экспертных оценок, придания определенных смыслов информации, порождения новой информации на основе усвоенной индивидуально. Информирование существенно дополняется взаимоинформированием и взаимообогащением в результате коммуникации. Таким способом строятся личностные и групповые картины мира, корректируются ценностные и целевые установки, определяются жизненные смыслы.

Респонденты из числа представителей подрастающего поколения, как подтвердили проведенные нами опросы и наблюдения, открыты для общения со взрослыми, которым они отводят приоритетное место в равноправном диалоге по волнующим ребят вопросам жизни, более важное, чем средства массовой информации. Подрастающее поколение пытается оказывать информационное влияние на старшее поколение. Российские дети, подростки и юношество значительно более продвинуты в использовании информационных технологий по сравнению со взрослыми. Это подтверждение большей открытости подрастающего поколения к новому вообще и современным информационным технологиям в частности. Одновременно это ресурс для внутри- и межпоколенческого диалога, где инициатива - за подрастающим поколением. Ребята, использующие Интернет, активнее по всем позициям по сравнению с другой частью респондентов: они чаще ходят в кинотеатры, театры, музеи, на концерты, больше общаются со взрослыми. Среди них больше тех, кто ходит в объединения по интересам. Эти данные опровергают опасения по поводу опасной компьютерной зависимости подростков. Негативное влияние вызвано не самими новыми технологиями, а условиями и навыками пользования ими (медиакультурой).

Для раскрытия нового — информационно-коммуникативного — механизма активного существования и продуктивного развития подрастающего поколения в информационно-психологическом пространстве общества, по-видимому, необходим особый личностный конструкт, включающий в себя коммуникативную адаптацию, коммуникативное самоопределение, коммуникативную самоорганизацию и коммуникативное миротворчество, а его формирование и развитие осуществляется при условии включения подрастающего поколения в развивающие информационно-коммуникативные взаимодействия. Возможности формирования и проявления этих личностных механизмов заложены в активной творческой (развивающей) информационно-коммуникативной деятельности, которая: способствует выработке высоких целей и смыслов жизни; позволяет добиваться больших успехов, преодолевая психологические конфликты, связанные с невостребованностью подрастающего поколения обществом; способствует формированию подрастающего человека как «медиалидера» в межличностной коммуникации со сверстниками и взрослыми.

Данное положение выступило в качестве рабочей гипотезы второго этапа эмпирического исследования, и убедительно подтверждено наряду с другими позициями, определенными выше, в формирующем эксперименте.

Данный этап осуществлялся в рамках реального включения подрастающего поколения в творческую информационно-коммуникативную деятельность, и соответственно в различные формы информационно-коммуникативных взаимодействий в специально организованных информационно-коммуникативных сообществах (общая характеристика которых приведена ранее). Исследование проходило во Всероссийском детском центре «Орленок» в сентябре 2007 г. на базе детского лагеря «Звездный» в рамках специализированной смены участников Всероссийского форума детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг» (390 человек, в возрасте 11—16-ти лет). Экспериментальную группу составили юные кинематографисты, тележурналисты, «газетчики», юные артисты творческих

коллективов (190 чел., 105 мальчиков и 85 девочек). Контрольная группа состояла из ребят, не включенных в информационно-коммуникативную деятельность в количестве 200 человек (98 мальчиков и 102 девочки).

Процессуально формирующий эксперимент реализован автором на основе специального акмеологического алгоритма, разработанного в соответствии с критериями (информационным, коммуникативным, личностным) и показателями развития подрастающего поколения, определенными выше. Данный алгоритм отражает следующие этапы развития участников, осуществляемого в процессе непрерывного медиаобразования в развивающей образовательной информационно-коммуникативной среде при постоянной акмеологической поддержке информационного творчества подрастающего поколения, способствующей формированию соответствующего сегмента информационно-психологического пространства его развития:

— формирование спектра информационных каналов, способных удовлетворить многообразие информационных потребностей, интересов и устремлений подрастающего поколения с учетом половозрастных и других психологических особенностей (принцип полноты) и насыщение этих каналов необходимой информационной продукцией, в том числе поведенческими образцами, образами героев, кумиров как взрослых, так и сверстников (информационный критерий);

— стимулирование развития межличностной коммуникации в форме субкультурного взаимоинформирования (в широком смысле, включая и групповую коммуникацию) и межпоколенческого диалога (коммуникативный критерий);

— формирование опыта информационно-коммуникативной деятельности (медиапрактики) в информационно-психологическом пространстве как на индивидуальном уровне, так и групповом, обеспечивающего преемственность, а также селекцию и развитие личностных новообразований (личностный критерий).

Выделенные этапы взаимообусловленные, взаимовлияющие и взаимопроникающие. В частности, информационное творчество детей, подростков и юношества не только необходимо для саморазвития и самореализации, но и восполняет дефицит информационной продукции для юной аудитории, обеспечивает субкультурное взаимодействие. Данная деятельность более развита, чем другие формы социальной активности подрастающего поколения. Это уникальная специфика именно российских подростков, так как больше нигде в мире нет такого количества и разнообразия региональных самодеятельных информационных ресурсов. В других странах самодеятельные средства коммуникации ограничены рамками школы.

Вместо определения иерархии этапов, составляющих акмеологический алгоритм, предлагается рассмотреть его как координацию этапов - звеньев, где самоактуализация подрастающей личности в информационно-коммуникативной деятельности может быть стержневым направлением взаимодействия подрастающего поколения и информационно-психологического пространства, центральным звеном его акмеологического алгоритма. Личностные и групповые медиапрактики предваряют и замыкают выделенные этапы, соединяя субъекты информационно-коммуникативных взаимодействий в информационно-психологическом пространстве с преобразованиями общества в информационно-коммуникативной деятельности. Они выступают способами развития взрослеющей личности и участия ее в социальных процессах, позволяют включить подрастающее поколение в социальные преобразования, обеспечить горизонтальный диалог поколений. В единстве с медиаобразованием и информационным творчеством, они выступают способами развития юной личности и участия ее в социальных процессах, внутри- и межпоколенческом взаимодействии.

Предложенный акмеологический алгоритм продуктивно реализуется при выполнении следующих важнейших факторов: внутренних — собственная активность

формирующейся (как и высокоразвитой) личности; и внешних - «среда» (развивающая, образовательная, информационно-коммуникативная), в которой проявляется активность, на вызовы которой этой активностью приходится отвечать.

Фиксация результатов проводилась посредством анкетирования участников эксперимента, включенного наблюдения за данной категорией подростков в ходе его проведения, составления психологических портретов представителей основных групп, выявленных в результате анкетирования по основанию «уровень смысла жизни», анализа биографий наиболее успешных в коммуникативной деятельности молодых людей.

Диагностика посредством анкетирования была направлена на выяснение динамики целевых установок подрастающего поколения, жизненных перспектив, смысла жизни; потребности в самореализации, самосовершенствовании, пополнении знаний и опыта; развития коммуникативности, интеллектуального и творческого потенциала; формирование лидерской позиции. В авторскую комплексную анкету были заложены вопросы о досуге, которые содержались в опросах 1998 и 2005 гг, что позволило также сравнить новую целевую аудиторию со среднестатистическими подростками. Основные вопросы были о том, какой коммуникативной деятельностью занимаются респонденты, что она значит для них. Было предложено продолжить фразу «Если я попадаю в трудную ситуацию, то...», что позволило определить, какие каналы информации используются при этом. Дополнительные вопросы касались желаний в зоне ближайшего действия (потребности) и мечты (цели), используются ли каналы информации для реализации потребности и цели. Уровень смысла жизни определялся с помощью разбора ситуации: «Как ты поступишь, если вашему классу по желанию предложат взять в учебный коллектив детей мигрантов из другой страны». Такая формулировка позволила спрятать истинную задачу исследования, избежать наведенных ответов.

Теоретическим основанием исследования стали раскрытые ранее положения о том, что в подростковом и юношеском возрасте ребенок уже способен оперировать абстрактными понятиями, развиваются навыки научного мышления, благодаря которым они рассуждают о прошлом, настоящем и будущем, выдвигают гипотезы, строят прогнозы, могут решать сложные комплексные проблемы. Параллельно возникают особые формы общения, все большее значение приобретает молодежная субкультура, референтная группа и т.д. Способности моделирования действительности и влияния образующихся конструктов на жизнедеятельность подрастающего поколения определялись нами через анализ смыслов жизни и средств их реализации.

В разработке оригинального диагностического инструментария мы также исходили из того, что программа (план достижения цели) и цель деятельности составляют содержание мотива, они должны быть тесно связаны между собой. Формулирование мотива выявляет программу деятельности и позволяет контролировать ее эффективность с точки зрения цели. Мотивация деятельности проявляется как установка. Поэтому основные вопросы при исследовании касались разбора конкретных жизненных ситуаций с помощью анкетирования, беседы и включенного наблюдения. Для определения уровней установок использовалась концепция В.А. Ядова. Низший уровень составляют элементарные установки, которые формируются на основе витальных потребностей и в результате простейших ситуаций, это закрепленная предшествующим опытом и неосознаваемая готовность к действию. Второй уровень - система социальных установок, которые обладают уже всеми компонентами и формируются на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций. Третий уровень - базовые социальные установки. определяющие общую направленность активности личности. Высший уровень - система ценностных ориентаций на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей,

детерминированные общими социальными условиями жизни данного индивида.

Проведенные исследования, подтвердили, что участие подрастающего поколения в творческой информационно-коммуникативной деятельности способствует выработке более высоких целей, смыслов жизни, а также позволяет добиваться больших успехов, преодолевать психологические конфликты, связанные с невостребованностью юной личности обществом.. С большим перевесом (84,4% против 71%) участники творческой информационно-коммуникативной деятельности проводят свободное время с друзьями. Данная деятельность выходит на первое место в структуре досуга, потеснив телесмотрение (50,9% против 74,2% у других подростков). Среди участников анкетирования значительно больше (53,1% против 30, 1%) тех, кто ходит в кружки, секции, другие объединения. Данная позиция занимает второе место в структуре досуга, также потеснив телесмотрение. Они больше уделяют времени чтению книг (39,8% против 18,1%), просмотру фильмов в кинотеатрах (34,8% против 21,1%), обмену информацией по компьютерной сети (18,9% против 12,2%). Из этого можно сделать вывод, что межличностная коммуникация намного значительней и каналы информации качественнее у тех, кто занят коммуникативной и творческой деятельностью. В этой группе достаточно высока потребность в самосовершенствовании, пополнении знаний. Обнаруживается взаимозависимость между возрастанием смыслового уровня и коммуникативной деятельностью как возможностью реализовать себя, сделать полезное для других, а также самостоятельностью при решении трудных ситуаций, установкой на образование. Формирование смыслов жизни и средств их реализации в исследуемой категории подростков протекает как преодоление противоречий и сложных жизненных ситуаций.

В выборке по признаку занятий именно информационно-коммуникативной деятельностью еще выше число тех, кто в свободное время читает книги (46,6%), ходит в театры, музеи и концертные залы (22%), обменивается информацией по компьютерной сети (23,7%).

С возрастом повышается число тех, кто предпочитает проводить время с друзьями и ходить на свидание, общаться по телефону, обмениваться информацией по компьютерной сети. При этом уменьшается доля телесмотрения с 54,8% в 11 лет (54,1% в 12-14 лет) до 44% в 15-16 лет. Девочки/девушки в два раза больше общаются по телефону - 48,6% против 22,9% у мальчиков/юношей. Зато мальчики/юноши гораздо больше обмениваются информацией по компьютерной сети - 25,5% против 13% у девочек/девушек.

Общительность можно отметить как характерную черту исследуемой категории подрастающего поколения. Коммуникация является важным мотивом занятия любимым делом, особенно общение с друзьями (39,4%). В кругу общения значительное место занимают также интересные взрослые - 31,4% (в других категориях участников смены - 25,2%). Включение взрослых в сферу мотивов занятия коммуникативной деятельностью - тоже важная особенность данной категории.

Данные подтверждают выводы психологов, в частности О.В. Лишина, о том, что наличие ведущей для подростка социально-актуальной деятельности стимулирует потребность в эмоциональном контакте со значимым Взрослым и руководимой им группой ровесников данного подростка. Причем возможность этого контакта является основным критерием успешности формирование смыслового ядра ведущей деятельности. В течение четырех-пяти лет подросткового периода развития происходит эволюция смыслового содержания этого ядра - от потребности в эмоциональном общении до потребности в реализации собственных принципов поведения, основанных на складывающемся мировоззрении.

Выяснение мотивов занятия коммуникативной деятельностью подтверждает и конкретизирует выводы о динамике смыслового ядра в зависимости от

психологических характеристик личности. Полученные данные показывают, что основными мотивами занятия коммуникативной деятельностью являются: 1) увлечение интересным занятием, возможность через нее реализовать себя; 2) возможность общаться с друзьями и интересными взрослыми; 3) ориентированность на будущую профессию, причем уже в юном возрасте деятельность у 16,5% ориентирована на изменение социальной среды - возможность сделать что-то полезное для других, изменять окружающий мир. В основном респонденты делают три выбора.

Потребность реализовать себя значительно растет с возрастом: от 6,5% в 11 лет до 36,1% в 12-14 лет и 50,0% в 15-16 лет. Установка на изменение среды также становится значимей с возрастом в пять раз. Повышается значимость общения с друзьями и интересными взрослыми, последнее - в пять раз.

У мальчиков/юношей больше установка на коммуникативную деятельность как будущую профессию - 35,8% против 33,2% у девочек/девушек, у последних значительно выше мотив реализовать себя - 44,2% против 32,1% мальчиков/юношей, а также во всех других компонентах целевой установки.

Для жителей села намного значимей коммуникативная деятельность как увлечение - 80% против 64,3% в большом городе и 63,6% в малом городе. Возможность реализовать себя важнее для ребят из большого города - 42,4% против 28,3% в малом городе и 30,0% на селе. В малом городе идет опережение в деятельности как возможности сделать что-то полезное для других - 32,3% против 21,6% в большом городе; в селе данного выбора нет.

Следующий шаг исследования заключался в выяснении уровня потребностей и целевых установок, влияния на них коммуникативной деятельности. Мы попытались это сделать с помощью открытых вопросов о желаниях и мечтах исследуемых подростков. При этом предполагалось, что мечта поможет обнаружить уровень дальней жизненной перспективы. Оказалось, что и в этой сфере установок подростки проявляют ориентированность на ситуации «здесь и сейчас», они не различают сиюминутные желания и цели на будущее. Встретилось немало ответов, где мечта оказывается более приземленной, чем желание, то есть у ребят это разделение вызвало терминологическое непонимание.

Больше всего респонеденты желают и мечтают укрепить или изменить свое положение в коллективе, в обществе - до 60%, далее следует удовлетворение первичных потребностей и личных интересов - до 30%.

Время, когда дети преимущественно желали «мира во всем мире», «счастья для всех», прошло - изменений для других или преобразования реальности хотят чуть более 4%. Если сравнить эти данные с тем, что уже сейчас изменить среду своей коммуникативной деятельностью хотят значительно больше ребят, то можно подтвердить ориентированность на «здесь и сейчас», сделать вывод о реалистичности сознания исследуемой категории подростков.

В группе тех, кто занимается коммуникативной деятельностью, достаточно высока потребность в самосовершенствовании, пополнении знаний. Это выяснялось с помощью вопроса о том, что необходимо для осуществления своих желаний и мечты (респонденту предлагалось отметить несколько вариантов ответа). Отвечая на данный вопрос, респонденты отвлеклись от конкретных желаний и, скорее всего, говорили о желаниях вообще. Знания явно на первом месте. Значимы чужой и собственный опыт. Последний особенно важен для тех, кто специализируется на коммуникативной деятельности - 42,8% (общий показатель 37,8%). Эти показатели растут с возрастом. Установка на пополнение знаний выше у девочек/девушек, потребность в собственном опыте и практические условия - у мальчиков/юношей. Есть различия и в зависимости от места жительства. Потребность в знаниях и образовании несколько больше осознается у жителей городов, а потребность в единомышленниках - на селе.

Подавляющее большинство исследуемых подростков при столкновении с

жизненными проблемами рассчитывают на себя - 68,5%. Среди тех, кто занимается коммуникативной деятельностью, этот процент повышается до 71,2%. Немало обращаются за помощью к друзьям и взрослым. Единицы (в пределах 6,5%) ищут поддержку в средствах массовой информации - книгах, журналах, газетах. 16,9% юных кинематографистов и журналистов используют трудные ситуации, в которых оказываются, как темы для своего творчества.

Как уже отмечалось, стержнем анкетирования был разбор ситуации: «Как ты поступишь, если вашему классу по желанию предложат взять в учебный коллектив детей мигрантов из другой страны». При анализе ответов было важно выявить уровень смыслов жизни, на котором принимаются решения. В зависимости от ответа участники опроса были разбиты на четыре группы: 1) неопределенные ответы (ситуативные); 2) решение зависит от влияния группы, среды; 3) те, кто проявляет собственную позицию, обосновывает ее; 4) положительный ответ связан с цивилизационным подходом, необходимостью культурного взаимодействия. Уровень изменяется в зависимости от возраста. Неопределенность позиции больше проявляется в 11-14 лет. Значение среды в принятии решений преобладает в течение всего подросткового и раннего юношеского периодов, увеличиваясь с возрастом. Собственная позиция начинает проявляться у более трети исследуемых с 12 лет, причем оценка событий в общемировом культурологическом контексте - у единиц в 15-16 лет. Различия по полу менее значительны, но позиции девочек/девушек более толерантны.

Мальчики/юноши более склонны действовать по ситуации. Девочки/девушки больше зависят от группы, среды. Только девушки проявили цивилизационный подход, выйдя при рассмотрении проблемы за рамки группы.

Более высокий уровень смысловой оценки ситуации проявляют городские жители, причем в малых городах она несколько выше.

В группе тех, кто не просто дал положительный ответ, а проявлял личную заинтересованность и собственную позицию (III и IV уровень), при анализе обоснований обнаружены следующие мотивы и целевые установки: желание нового, экзотического знакомства (чаще девочки); расширение круга общения; чувство справедливости, равенство прав; необходимость культурного взаимодействия, обменов между народами, национальностями, людьми.

В этой группе есть те, кто готов взять на себя ответственность за создание нормальных условий для мигрантов в классе.

В зависимости от уровня смысловых установок определены динамические ряды мотивов включения в информационно-коммуникативную деятельность.

Обнаруживается взаимозависимость между возрастанием смыслового уровня и коммуникативной деятельностью как возможностью реализовать себя, сделать полезное для других, а также самостоятельностью при решении трудных ситуаций, установкой на образование. Все, кто дал ответы на цивилизационном уровне, считают, что коммуникативная деятельность - это, прежде всего, самореализция. Они самостоятельно решают трудные ситуации, стремятся к образованию.

Взаимозависимость между возрастанием смыслового уровня и информационно-коммуникативной деятельностью проявляется более явственно, если на основе динамических рядов составить психологический портрет тех, кто наиболее сознательно принимает решение об отношении к детям-мигрантам (III и IV уровни). Большинство живет в крупных городах, преобладает возраст 15-16-ти лет. Среди них примерно одинаковое количество мальчиков и девочек, то есть существенной разницы по половому признаку не обнаруживается, хотя цивилизационный подход проявили только девочки. Зато все эти ребята участвуют в коммуникативной деятельности, занимаются журналистским, литературным, кино-видео, театральным и другим творчеством, большинство сразу в нескольких направлениях. Для всех это

возможность реализовать себя, для многих - возможность общения с друзьями, в том числе в кружке, секции. Многие видят смысл коммуникативной деятельности как возможность что-то сделать для других. У них многообразные способы проведения досуга, отмечается не менее четырех позиций, среди них значительно преобладает межличностная коммуникация - встречи с друзьями, свидания, посещение кружка, секции. Немногие отметили просмотр телевизора. Они самостоятельны, готовы сами решать трудные проблемы, многие - обратиться дополнительно к друзьям. Эти ребята используют трудные ситуации как темы для творчества. У них реалистический взгляд на свои способности, что проявилось в ответе на вопрос: как поступят, если будет предложено снять полнометражный фильм или цикл телепередач. Почти все ответили: «откажусь» или «не знаю». Желания и мечты связаны с самореализацией, богатыми впечатлениями, повышением своего статуса в социуме, счастьем.

Психологический портрет тех, кто ответил «не знаю» на вопрос о том, взять ли в учебный коллектив детей мигрантов, менее определенен. Мальчиков и девочек примерно поровну, возраст младше - преобладают ребята 12-14-ти лет из небольших городов. Они чаще других в свободное время смотрят телевизор, меньше читают книги, реже ходят в кино, театры, музеи, на концерты. Они не имеет отношения к проективному творчеству - занимаются спортом, танцами. Это для них просто увлечение, многие, но не все, отметили возможность общаться с друзьями, еще меньше занимаются этим для самореализации. Примерно половина с завышенной самооценкой — готовы снимать полнометражный фильм или цикл телепередач, не имея навыков и опыта. Мечты чаще всего связаны с увлечением, они для себя. Эти ребята меньше ориентируются на образование и больше на личный опыт, они практичнее (нужны деньги для реализации желаний). Они больше, чем другие, склонны избегать трудных ситуаций, заранее не знают, как поступят, действуют по обстановке.

В целом моделирование психологических портретов двух противоположных полюсов участников исследования также убедительно подтвердило положение о том, что творческая информационно-коммуникативная деятельность существенно и позитивно влияют на характер личности, целевые установки и смысловые конструкты, мировоззрение, особенно в возрасте 15—16-ти лет.

Включенное наблюдение за участниками информационно-коммуникативной деятельности позволило выявить и описать следующие основные психологические типы их личности: «одиночки» — замкнутые, склонные к одиночеству и одаренные в творчестве, их произведения оригинальны, с попыткой осмыслить действительность; «общительные» — данных ребят отличает гипертрофированная потребность в коммуникации, они не могут ни минуты оставаться наедине, легко идут на контакт, успешны в компаниях и социуме, производят впечатление лидеров (делятся на две подгруппы: тех, которые при этом беспомощны, когда доходит до реального дела и лидерства; тех, кто сочетает общительность с результативным творчеством, на самом деле являясь смешанным типом); «трудяги» — те, кого увлекает сам процесс съемки, монтажа, других видов творчества (если их не загружать работой, то будут скучать, жаловаться, что все плохо, легко обучаемы, быстро растут в своем направлении творчества); «моцарты» — ярко проявляют себя в детстве, все дается им легко, поэтому не очень любят кропотливый труд (данный тип обозначен гипотетически, так как в информационно-коммуникативной деятельности встречается редко, чаще в научной деятельности; в более взрослом возрасте «моцарты» часто теряют преимущества, становясь обычными людьми или даже уступают более усердным сверстникам, либо сами прекращают данный вид деятельности).

Конкретизировать данное положение позволил анализ жизненного пути наиболее успешных участников информационно-коммуникационных сообществ.

При этом мы опирались на понятие Б.Г. Ананьева «жизненный путь» в

контексте успешности реализации индивидом своих жизненных целей, планов, в ракурсе ведущей линии жизни, вписанности индивидуальных достижений в историческое время как фактор для индивидуального развития человека. Сравнительно-биографические исследования выявляют пики творческого развития, или время первичного проявления таланта (старта), возрастные распределения периодов подъема и упадка продуктивности таланта. Кроме старта объектом биографического изучения является кульминационные моменты наивысших достижений в избранной деятельности. Существует определенная зависимость кульминации от общего времени и объема деятельности с момента старта. Кульминационные пики варьируют и в зависимости от вида деятельности. Фазный характер развития социальной активности и определяется хронологически биографическим методом. Сложнее аналогичные фазы истории развития человека как личности. Подготовительные фазы личности и субъекта совпадают. Определить основные моменты становления, стабилизации и финиша личности возможно лишь путем сопоставления сдвигов по многим параметрам социального развития человека, совмещения, консолидации или разобщения социальной функции - ролей, характера ценностей и их переоценки в определенных исторических обстоятельствах, смены среды развития и коммуникаций, конфликтных ситуаций и решения жизненных проблем, осуществления или неосуществления жизненного плана, успеха или поражения. Последнее предполагает включение в биографический анализ жизненных противоречий и их разрешение как фактор развития личности (А.А. Деркач), а также рефлексию, с которой С.Л. Рубинштейн связывал становление человека подлинным субъектом своей жизнедеятельности. Рефлексия как бы приостанавливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. Все события этого развития (биографические даты) должны располагаться относительно системы измерения исторического времени. «Субъективная картина жизненного пути в самосознании человека всегда строится соответственно параллели индивидуального и социального развития, соизмеряемой в биографических датах».

В связи с тем, что выбран небольшой промежуток в 6 лет без серьезных изменений в российском обществе, в качестве исторической оси взяты события в информационно-коммуникативной среде исследуемых: жизнь до занятий в рамках информационно-коммуникативной деятельностью, информационно-коммуникативная деятельность в регионе, смена юных журналистов в ВДЦ «Орленок» (2004), участие в российском Интернет-проекте, участие в российской смене экранного творчества «Бумеранг» (2006), поступление в московский ВУЗ (2007), деятельность после поступления (2007-2010).

В одном из вариантов проведенного нами биографического анализа участвовали два исследуемых в возрасте 13 лет (мальчики) с примерно одинаковыми стартовыми возможностями: были заметными лидерами, пользовались уважением и авторитетом среди участников смены юных журналистов в ВДЦ «Орленок», выделялись общительностью, инициативой, деловыми качествами, обаянием. Все эти характеристики были связаны с их успешной коммуникативной деятельностью. Оба хорошо учились, выступали на сцене в качестве ведущих и исполнителей песен. Они из неполной семьи (в раннем возрасте лишились отцов), привязаны к своим мамам. После смены ребята активно включились в сложный проект по созданию видеоновостей в Интернете, что требовало комплекса умений: найти тему, написать текст, произвести видеосъемку, сделать монтаж сюжета и озвучить его. Определенные усилия требовались и в связи с необходимостью самостоятельно приезжать в Москву.

В конечном итоге оба исследуемых на всех этапах информационно -коммуникативной деятельности добивались успеха, а также личностного (психологического) и карьерного роста (рис. 1).

Рис. 1. Сравнительный анализ жизненного пути Павла К. и Павла М.

При этом Павел К., проявляющий уравновешенность, уверенность и технологичность в информационно-коммуникативной деятельности, в решении жизненных задач, имеет непрерывную линию роста. Павел М., более рефлексирующий, имеющий психологическую травму в детстве из-за внешности, имел спад в период поступления в ВУЗ, который благодаря навыкам и контактам с авторитетными людьми в результате коммуникативной деятельности, в конечном итоге не только достиг уровня Павла К., но и стал опережать его по темпам достижения успешных результатов. Для обоих сейчас характерна стадия выработки новых жизненных целей и накопления необходимого для их достижения багажа.

В конечном итоге оба исследуемых на всех этапах коммуникативной деятельности добивались успеха, а также личностного (психологического) и социального роста.

Обоих исследуемых трудно отнести к одному типу, так как социальная ситуация развития и личные качества приводят их к многообразию социальных практик в информационно-коммуникативной и других видах деятельности, дают спектр возможностей достижения успеха и выбора жизненного пути.

Проведенные исследования позволили выявить особенности развивающейся акме-ориентированной личности подрастающего поколения: креативность, коммуникативность, стремление к образованию и самообразованию, самореализации, в том числе на пользу людям, самостоятельность, реалистичность. Составление психологических портретов на основе динамических рядов, выделение типов личностей участвующих в информационно-коммуникативной деятельности (как правило, имеет место смешение различных типов или «скольжение» по их диаграмме в процессе жизнедеятельности, взлеты и падения), сравнительный анализ жизненного пути наиболее успешных участников, имеет значение для определения многообразия моделей достижения успеха и определения внутренних факторов эффективности реализации акмеологического алгоритма развития подрастающего поколения в информационно-психологическом пространстве.

Также подтверждено, что именно внутрипоколенческий и межпоколенческий диалог становится ведущим способом общественных отношений в информационном обществе XXI века, пробиваясь сквозь «симулятивные модели» (Бодрияр) коммуникации к диалогическим. Это «клеточка», призванная вырасти в новый тип способов и средств коммуникации - есть основа нормативной модели развития подрастающего поколения в информационно-психологическом пространстве. Диалогическая природа сознания и жизнедеятельности предполагает активную включенность личности в поколенческую и межпоколенческую коммуникацию, от широты и глубины этого диалога зависит богатство личности, возможность выстраивать жизненные цели и решать жизненные задачи. Современное информационное пространство и технологии позволяют уже в юном возрасте самоопределяться и развиваться личности как микрокосму человечества. Механизм самоорганизации на уровне индивида предстает в форме «коммуникативной дуги» (обратной связи): самосохранение и новообразование в результате получаемой информации. Эта «дуга» благодаря коммуникации с человечеством и космосом имеет тенденцию разворачиваться в безграничную «коммуникативную спираль». При этом трехмерное пространство личности становится п-мерным.

Выделены основные психологические качества личности подрастающего человека, позволяющие обеспечивать саморазвитие, самореализацию, самоактуализацию и достигать высших точек самоактуализации на различных этапах взросления подрастающего поколения, это: потребность и способность учитывать интересы другого человека; гуманитарное мироощущение и сознание («Я» как гражданин мира); готовность взять личную ответственность за происходящее; любопытство к событиям действительности, новизне и потребность в активной коммуникации поведать остальным о своих жизненных впечатлениях, тем самым реализуя и обогащая себя как информационную систему, становясь медиатором -проводником, медиалидером; открытость как полноценная коммуникация, включающая стадии видения и освоения нового, оценки, создания адекватного информационного продукта и его распространения для максимально возможной аудитории.

Последние два специфических качества являются интегрирующим психологическим орудием саморазвития и самореализации. Став содержанием жизнедеятельности, коммуникативное самоосуществление тем самым становится основанием личности человека.

Формирование и развитие перечисленных качеств личности у подрастающего поколения осуществляется в информационно-коммуникативной деятельности человека, в процессе которой он создает значимое для других, значимое для себя, изменяет и творит свою личность. Творческая информационно-коммуникативная деятельность выступает системообразующим, ведущим фактором развития подрастающего поколения, благодаря которому различные подсистемы (уровни) объединяются в целостную функционально-динамичную систему, показателем которой акмеологи считают самость. Самоосуществление (самоактуализация) выступает как итог самореализации человека в различных сферах деятельности и формирование его творческой индивидуальности. Коммуникативная и иные формы творчества — стержневая деятельность и основной способ самоактуализации в детском, подростковом и юношеском возрасте, когда малодоступны иные формы практического преобразования действительности.

Способность к самоактуализации в соответствие с высшими ценностями не только формируется в детстве, но и, как показал формирующий эксперимент, может быть реализована в сфере информационно-психологического пространства в юном возрасте. Акме-ориентированная информационно-коммуникативная деятельность разрешает главное психологическое противоречие подросткового периода («кризис

15-ти лет») между готовностью к преобразующей социальной деятельности и отсутствием социальных условий для проявления социальной активности. Тем более в условиях, когда деятельность и общение сплавлены в коммуникативную деятельность, информация приобрела статус производительной силы общественного развития. При этом подрастающий человек решает проблемы не только в личном психологическом поле, но и становится медиалидером в межличностной коммуникации со сверстниками и взрослыми.

Подрастающий человек, включенный в активную коммуникативную деятельность, как показало исследование, не испытывает кризис отчуждения от активной преобразовательной деятельности суверенного, целостного человека, от недостаточного социального статуса. Самоосуществляющийся в коммуникативной деятельности человек, создавая значимое для других, создает значимое для себя, изменяет и творит свою личность. Коммуникативная деятельность выступает системообразующим фактором, благодаря которому различные подсистемы (уровни) объединяются в целостную функционально-динамичную систему, показателем которой является самость. Включенное наблюдение и изучение биографий подростков, занятых коммуникативной деятельностью, фиксирует раннее саморазвитие, самоактуализацию и успешность.

В результате исследования установлены следующие возможности для продуктивного развития творческого потенциала личности подрастающего поколения в информационно-коммуникативном сообществе: участники эксперимента, независимо от социального положения, уровня грамотности, успеваемости, опыта, статуса в группе, способны к активной и продуктивной, саморазвивающейся творческой деятельности при наличии соответствующих условий; информационно-коммуникативная деятельность и взаимообогащающее общение позитивным образом влияют на способность к самореализации во всех других видах деятельности и на роль ребенка, подростка, юношества в социумах, открывая новые перспективы личностного роста.

Также выделены причины затруднений в продуктивном развитии подрастающего поколения в информационно-коммуникативных взаимодействиях. «Безмолвное поколение» в мире взрослых и в «бездетной» информационной структуре общества - такова характеристика положения подрастающего поколения вплоть до настоящего времени.

Ключевая причина, выявленная в ходе исследований: отсутствие психологической и практической готовности российского общества в целом, государственных институтов и средств массовой информации в том числе, к продуктивному диалогу с подрастающим поколением. Этот диалог необходим не только для развития юных россиян, но и для нормального функционирования всего общества, его прогресса.

Данная причина может быть конкретизирована через ряд следующих: подрастающее поколение рассматривается производителями информации как объект воздействия, причем часто даже не социализирующего, образовательного характера, а как часть абстрактной массы потребителей социальной и экономической рекламы; не учитываются информационные потребности, интересы, устремления подрастающего поколения, оно не участвует в подготовке, производстве, анализе предназначенной для него информации; коммуникационные, информационные, образовательные материалы часто не учитывают возрастных, половых, региональных и других психологических особенностей подрастающего поколения; отсутствует необходимый спектр специализированных информационных ресурсов для подрастающего поколения; значительную долю нужных им сведений молодые люди черпают из передач, программ, изданий, предназначенных для взрослых; процессы информирования подрастающего поколения, прежде всего средствами массовой коммуникации, носят

стихийный, некоординированный характер; отсутствуют каналы коммуникации и информации, позволяющие включить подрастающее поколение в развивающий межпоколенческий диалог и социальные преобразования.

Острота указанных проблем усиливается социальной ситуацией и фоновыми явлениями, складывающимися в информационном пространстве российского общества. Вопрос идет не только о качестве, а о самом факте существования специализированной информационной продукции для детско-юношеской аудитории. Таким образом, налицо нереализованные возможности установления диалога общества с подрастающим поколением через специализированные средства массовой коммуникации. Недостаток качественной духовной и интеллектуальной «пищи» искажает картину мира, формируемую в сознании подрастающего поколения.

© Цымбаленко С.Б., 2011

Д.С. Батарчук

ФОРМИРОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК КОМПОНЕНТА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D.S. Batarchuk

FORMATION OF MULTICULTURAL SELFCONSCIOUS-NESS AS A COMPONENT OF THE PERSON

В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования формирования мультикультурного самосознания старшеклассников. Представлено содержание психолого-педагогических ситуаций, эффективно стимулирующих процесс формирования мультикультурного самосознания и его уровней. Эмпирически выявлены критерии, показатели и уровни формирования мультикультурного самосознания старшеклассников.

Ключевые слова: мультикультурное самосознание, этнотолерантность, развитие личности.

The article reviews the results of an empirical study of formation of a multicultural selfconsciousness schoolboys. The content of psycho-pedagogical situations, effectively stimulating the process of becoming multicultural selfconsciousness and its levels are presented. Empirically identified criterias, indicators and levels of the formation of a multicultural selfconsciousness schoolboys.

Keywords: multicultural selfconsciousness, etnotolerance, development of personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.