Научная статья на тему 'Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий'

Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
176
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВО / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ / AKMEOLOGIСAL DEVELOPMENT FOUNDATION / INFORMATION-PSYCHOLOGICAL SPACE / RISING GENERATION / DEVELOPMENT / INFORMATION-COMMUNICATIVE INTERACTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цымбаленко С. Б.

В предыдущих публикациях («Акмеология». №№ 1, 2. 2011.) нами рассмотрен феномен «подрастающее поколение» как акмеологический развивающийся, а также приведены результаты эмпирической проверки состоятельности изложенных теоретических положений. В предлагаемой статье подводится итог теоретикометодологической и эмпирической проработки крупной социально значимой научнопедагогической проблемы развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий на акмеологической основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKMEOLOGICAL FOUNDATION FOR DEVELOPMENT OF THE YOUNGER GENERATION IN THE SYSTEM INFORMATION AND COMMUNICATIVE INTERACTIONS

In previous publications ("Akmeology" NN1, 2. 2011.) we examined the phenomenon of the "younger generation " as the akmeological evolving, as well as the results of empirical verification of validity set out theory. In the proposed article summarizes theoretical-methodological and empirical study of large socially significant scientific-pedagogical development problems of the younger generation in the system information and communicative interactions on akmeological basis.

Текст научной работы на тему «Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКМЕОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

TEACHING AKMEOLOGY:

TOPICAL ISSUES OF PERSONALITY DEVELOPMENT

С.Б. Цымбаленко

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

S.B. Tsymbalenko

AKMEOLOGICAL FOUNDATION FOR DEVELOPMENT OF THE YOUNGER GENERATION IN THE SYSTEM INFORMATION AND COMMUNICATIVE INTERACTIONS

В предыдущих публикациях («Акмеология». №№ 1, 2. 2011.) нами рассмотрен феномен «подрастающее поколение» как акмеологический развивающийся, а также приведены результаты эмпирической проверки состоятельности изложенных теоретических положений. В предлагаемой статье подводится итог теоретикометодологической и эмпирической проработки крупной социально значимой научнопедагогической проблемы развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий на акмеологической основе.

Ключевые слова: информационно-психологические пространство,

подрастающее поколение, развитие, информационно-коммуникативные взаимодействия, акмеологические основания развития.

In previous publications ("Akmeology" NN 1, 2. 2011.) we examined the phenomenon of the "younger generation " as the akmeological evolving, as well as the results of empirical verification of validity set out theory. In the proposed article summarizes theoretical-methodological and empirical study of large socially significant scientific-pedagogical development problems of the younger generation in the system information and communicative interactions on akmeological basis.

Key words: information-psychological space, rising generation, development, information-communicative interactions, akmeologiсal development foundation.

Динамичные изменения, происходящие в мире и в России во всех сферах жизнедеятельности человека, и прежде всего в активно развивающемся информационном пространстве, когда резко возрастающий объем информации, циркулирующей в социуме и воздействующей на формирующуюся личность, затрудняет ее социальную ориентацию, предъявляют, с одной стороны, принципиально новые требования к воспитанию и развитию «информационной» личности подрастающего человека - мобильной и способной к творческой переработке потока информации. С другой - сама инфраструктура информационного общества обладает богатейшими возможностями для творческого развития подрастающего поколения, как в связи с доступом ко всему многообразию когда-либо существовавших знаний и ценностей, так и в связи с включением его в активную деятельность - в информационно-коммуникативные взаимодействия с людьми (сверстниками, представителями младшего и старшего поколений), окружающим миром в целом.

По сути, жизнедеятельность человека сегодня осуществляется в специфическом присущем обществу информационно-психологическом пространстве, имеющем свои закономерности и особенности развития и функционирования. Существование человека в такого рода пространстве помогает ему не только включиться в информационный процесс всемирно-исторического масштаба, а следовательно, в освоение и развитие мощной информационной базы - культуры, но и использовать широкие возможности фиксации, накопления, переработки, хранения и передачи информации в деятельности, личностном самосовершенствовании и саморазвитии.

Несомненно, что активно и продуктивно совершенствовать себя в современном информационном пространстве может человек со сформированными информационными и коммуникационными умениями и операциями, которые могут быть включены в понятие информационной культуры личности - составной части культуры акмеологической, но вместе с тем — феноменом самостоятельным. Она находится в фундаментальном основании - коммуникации как базовой операции социальной системы. Человек, обладающий такого рода культурой, способен качественно преобразовывать себя, переосмысливать жизненные смыслы, вырабатывать собственную траекторию достижения «акме» и самоосуществления.

Тем самым возрастает актуальность проблемы формирования и развития новой, «информационно-акмеологической» личности, что вытекает, в свою очередь, с одной стороны — из универсальной онтологической значимости информации в бытии, с другой — в связи с повышением функционального значения информации, информационно-коммуникативной культуры в жизни человека в современном обществе, в котором информация стала системообразующей акмеологической ценностью.

В свою очередь, специально организованная научно-обоснованная подготовка такой личности должна стать сегодня важнейшим направлением современного образования подрастающего поколения, и в условиях его модернизации - одним из условий его качественного изменения.

Этим обусловлена необходимость научного осмысления феномена подрастающего поколения как развивающегося (психологического, акмеологического, педагогического) в современном информационно-психологическом пространстве общества в условиях равноправного диалога поколений как формы коммуникации и как механизма личностного и социального развития. Очевидно, что такого рода переход не может произойти сам собой, без осмысления механизмов и закономерностей данного процесса, приведения в соответствие с ними социальных институтов.

В этой связи, предлагаемое исследование особенно значимо, так как:

— место и роль подрастающего поколения — детей, подростков, юношества1 — как развивающихся в рамках современного информационного пространства субъектов, мало изучены, отсутствует эмпирическая база и концептуальная основа осмысления данной проблемы;

— в государственной образовательной политике России отсутствует концептуальный подход к решению данной проблемы, информационнокоммуникативные взаимодействия подрастающего поколения (коммуникативные взаимодействия в информационном пространстве), обладающие огромным личностноразвивающим потенциалом, протекают стихийно; в результате подрастающее поколение было и остается «безмолвным» поколением в «бездетном» по своей социальной политике обществе;

— отсутствует целостная концепция развития подрастающего поколения как социального (психологического, акмеологического, педагогического) феномена; дети, подростки и юношество не часто становятся центральными фигурами опросов и исследований как равноправные субъекты исторического процесса; судьбоносные решения, касающиеся подрастающего поколения, принимаются «на глазок», что особенно относится к сфере его взаимодействия со средствами массовой информации и коммуникации; проблемы подрастающего поколения и проблемы информации как бы разделены;

— несмотря на то, что информация пронизывает всю нашу жизнь, в том числе и повседневную, этот процесс развертывается в геометрической прогрессии, по сложности, масштабам и скорости носит революционный характер, стремительно изменяет общество, до сих пор отсутствует синтетическая теория, раскрывающая поколенческую и межпоколенческую составляющую информационнокоммуникативных процессов, и прежде всего, их место в воспитании, формировании и развитии подрастающего поколения.

Вместе с тем, само подрастающее поколение сегодня активно осваивает современные информационные, прежде всего, Интернет-технологии. Лишенное возможностей проявить себя в социальных преобразованиях, оно «стихийно» и зачастую бесконтрольно (следовательно, не всегда «позитивно») реализуется в выпуске самодеятельных изданий, электронных ресурсов, фото- и видеоработ в широко доступных посредством «Всемирной паутины» средствах массовой коммуникации. Возникают соответствующие онлайн-содружества, которые компенсируют отсутствие условий для существования специально организованных творческих, нацеленных на положительное личностное развитие творческих объединений, отвечающих актуальным интересам подрастающего поколения. Его представители сегодня могут выступить экспертами для старшего поколения по многим современным вопросам общественного развития — техническим, технологическим, политическим.

Однако при этом мы имеем дело с новыми цивилизационными тенденциями, которые не осмысленны и не управляемы. Сегодня следует констатировать важность и необходимость преодоления «бездетной» идеологии общества, рассмотрения человека и человечества сквозь призму диалектики возрастов - их взаимообусловленности, сосуществования, взаимопроникновения и взаимопереходов, включения подрастающего «безмолвного» (не имеющего законодательно закрепленного права голоса в решении социальных проблем, что приводит, как правило, к протестным

1 В предлагаемом исследовании охвачено подрастающее поколение в возрастном периоде от 10-ти до 17-ти лет, что обусловлено включением детей, подростков и молодежи именно в этом возрасте в стихийное и специально организованное (в рамках творческих объединений внешкольного воспитания и дополнительного образования) активное взаимодействие со средствами массовой информации.

формам его самовыражения и субкультурной замкнутости) поколения в социальные преобразования посредством целенаправленного и специально организованного включения его в активную социальную деятельность в информационнопсихологическом пространстве общества.

Совокупность перечисленных причин обусловила актуальность предпринятого исследования, суть научной проблемы которого заключается в системном и целостном концептуальном анализе процесса развития подрастающего поколения в условиях информационно-коммуникативных взаимодействий в информационнопсихологическом пространстве общества, теоретико-методологическом обосновании и масштабной эмпирической проверки его целей, содержания, внутренних механизмов и обусловливающих его условий и факторов специальной образовательной (информационно-коммуникативной) среды.

В результате теоретико-методологического и эмпирического изучения проблемы получены следующие результаты.

Информационно-психологическое пространство имеет объективное основание в мироустройстве как вероятностной системы с механизмом обратной связи и формируется вместе с возникновением общества. Коммуникация и информация присутствуют на всех этапах социального развития, являются механизмами функционирования, управления, социализации и общественного прогресса. Пик развития информационно-коммуникативных процессов связан с возникновением сознания, знаковой (кодированной) информации, сознательного управления (целенаправленности) развитием социальных систем с использованием информации и информационных (психологических) орудий (знаков).

Современное развитие цивилизации как информационного общества приводит к формированию коллективного интеллекта. При этом коммуникативные процессы проявляют себя как способ существования индивидуальных сознаний, а информационное пространство — как форма данного существования. В этот процесс коммуникации вовлечен весь мир, освоенный человеком. Происходит психологизация мира, формирование единого информационно-психологического пространства как всеобщей коммуникации, диалога человека и природы, человека и человека. Задачи человека сводятся к обучению и познанию, мир зависит от решений людей, открытых к идеям, информации и теориям. Все это требует сложнейшей и развитой информационной окружающей среды.

Единство и противоречие человека и техники, человека и его психологических орудий составляют объективную основу информационно-коммуникативных процессов в обществе. Психическая составляющая средств коммуникации влияет на человека и общество, причем не только содержанием информации, но и самой формой коммуникации как усиления, расширения человеческих органов, чувств, функций. Средства коммуникации определяют и контролируют масштабы и форму человеческой ассоциации и человеческого действия. Человек физиологически и психологически сформирован, устремлен на поисковую активность с использованием информации. Направленность в будущее - это суть и специфическая психологическая особенность человека как информационной системы.

Разработанная в этой связи прогностическая модель информационнопсихологического пространства как пространства развития подрастающего поколения

- это система информационных процессов общества, коммуникаций человека и мира, человека и человека, в которой подрастающее поколение является необходимым звеном. Освоение и обновление, дополнение предшествующего опыта происходит в процессе саморазвития, обучения, социализации - индивидуализации и коммуникативной деятельности подрастающего человека. Это начальное основание для разработки акмеологической модели развития подрастающего поколения, в

котором гипотетически предполагаются и описываются свойства, структура и функции исследуемого процесса; в данной модели отражена суть социального, психологического и акмеологического существования ее элементов - субъектов (от личности до таких обобщенных субъектов как поколение, социум, человечество в целом) в их коммуникативных отношениях, а также информация, информационный обмен - содержание и форма данных процессов, мера организации и развития; единичный субъект находится в коммуникативных отношениях не только с окружающими людьми и миром вещей, природой, но и с самим собой, что выражается в его сложной внутренней структуре; субъекты, благодаря коммуникации и обмену информацией в ходе нее, существуют, могут изменяться сами, менять свое поведение и деятельность, влиять на других субъектов.

Концептуальные закономерности взаимообусловленности и взаимовлияния выхода подрастающего поколения на арену исторического развития в качестве равноправного субъекта и прогрессирующее возрастание роли информационных процессов как механизма, фактора и формы развития общества могут быть выявлены на уровне философских, общесоциологических, метапсихологических, социальнопсихологических, акмеологических категорий и законов, интегрируя аналитические возможности других, более конкретных наук. На этом уровне анализируются источники, движущая сила, формы и основные механизмы направленности и вариативности информационных систем, которые в их специфическом проявлении обнаруживаются во всех областях действительности, аккумулируясь в психологических системах. Они обусловливают прогрессивную направленность развития личности и социумов.

В акмеологической системной характеристике информационнопсихологического пространства подрастающее поколение является необходимой подсистемой, ключевым звеном и фактором исторического прогресса. В соответствие с данной моделью рассмотрены этапы и закономерности развития информационнопсихологического пространства, в том числе особенности и риски современного информационно-коммуникативного общества, предложена оригинальная классификация на основе эволюции системы «человек-техника-психологические орудия» как процесс очеловечивания, психологизации коммуникативной связи человека с миром.

Подрастающее поколение является ускорителем вхождения в жизнь новых информационных технологий, а потому и в целом новых технологических и культурологических процессов, так как меньше подвержено инертности прежних форм. При этом многоуровневость понятия «подрастающее поколение» и многоплановость его роли в информационно-психологическом пространстве является следствием взаимосвязи, взаимодействия социогенетического и онтологического процессов становления человечества и человека.

Как акмеологический феномен подрастающее поколение должно быть рассмотрено, с одной стороны, в качестве субъекта информационно-коммуникативных взаимодействий, с другой - как саморазвивающаяся подсистема информационнопсихологического пространства, ответственная за преемственность и новообразование. Роль подрастающего поколения является важнейшим показателем развитости информационно-психологического пространства, новым способом взаимодействия и разрешения поколенческих и межпоколенческих противоречий.

В этой связи нами ведены, определены и содержательно раскрыты понятия:

— «информационно-психологическое пространство» — как «средовой» конструкт, включающий в себя развивающиеся субъекты (от личности до таких обобщенных субъектов как поколение, социум, общество в целом), при этом единое

информационно-психологическое пространство рассматривается как интегральный результат информационно-коммуникативной деятельности человека;

— «информационно-коммуникативная деятельность» подрастающего поколения - а) как деятельность, осуществляемая с использованием средств массовой информации; б) как специально организованная информационно-коммуникативная система общения и взаимодействия детей, подростков, юношества друг с другом и с окружающим миром; в) как процесс, направленный на их духовное обогащение и личностное развитие в совместном (коллективном) и индивидуальном организованном участии в различных ее (деятельности) видах (информационно-коммуникативных взаимодействиях);

— «информационно-коммуникативные взаимодействия» подрастающего поколения - как системный процесс взаимодействий (информационных и коммуникативных, средовых и личностных) двух и более субъектов в рамках информационно-психологического пространства, основным содержанием которого является изменение имеющейся информации, а конечной целью - продуктивное содействие формированию и развитию личности подрастающего человека, становление его как саморазвивающейся личности и информационной системы.

Интегральные акмеологические критерии и соответствующие им показатели развития подрастающего поколения в условиях информационно-коммуникативных взаимодействий разработаны на основе акмеологической системной характеристики информационно-психологического пространства и представлены следующими позициями.

Информационный критерий - это способность к оперативному получению и переработке информации для оперативного осмысления проблем, ситуаций в различных сферах и принятия решений, вооружению новыми психологическими орудиями и коммуникативными практиками, позволяющими обеспечить прорыв на новый уровень преобразования действительности. Показатель - степень информационной культуры и эффективность средств, которые выбираются для решения социальных проблем, служат ли психологические орудия конструктивным фактором эволюции. Уровни субъектов (личности, группы) развития информационно -психологического пространства могут также определяться через уровни информационных потребностей и способностей как психолого-акмеологических механизмов и показателей.

Коммуникативный критерий - это степень диалогичности юного человека и подрастающего поколения в их взаимодействии с информационно-психологическим пространством: от представительской (однонаправленной) формы коммуникации до равноправного диалога при коммуникации и решении социальных, психологических проблем, механизма саморазвития. Показателем эффективного взаимодействия является широта и глубина коммуникативных отношений. Высшим уровнем в этом ряду является межпоколенческий диалог. Общение и коммуникация, богатство коммуникативных взаимодействий, их форма и уровень, синергичность (согласование личных и общественных интересов) являются показателями акмеологической зрелости личности и социума. Это может быть выражено как степень включенности в информационно-психологическое пространство — сегмент его освоения и многообразие каналов, их комплексность и интегрированность в сознании личности и социальной практике.

Личностный критерий дополняет и конкретизирует коммуникативный и информационный - это развитость юного человека как диалогичной полидеятельностной личности, субъекта социальных преобразований. Показателями являются: а) уровень смыслов жизни и акмеологических способов их формирования (степень интеграции и проектирования будущего как созидания той действительности,

которая отвечает высоким целям, смыслам жизни); б) степень обобщенного, генерализованного Другого как партнера коммуникации и идеала (Я, группа, общество, цивилизация); в) многообразие социальных ролей и практик, в которые включен субъект.

Данные показатели выражают акмеологическую способность личности к саморазвитию как «граждан мира», ориентированных на самоактуализацию в соответствие с высшими ценностями. Через данные показатели могут выстраиваться «жизненные точки» и график акмеологической реализации личности.

Взаимодействие подрастающего поколения, его групп и отдельных субъектов классифицируется и по степени открытости - закрытости как информационнокоммуникативной сложности и перспективности развития информационнопсихологического пространства личности и социумов. Показателями являются: а) насколько субъект реализует себя как самоцель, источник и фактор саморазвития информационной системы; б) какова потребность непрерывного пополнения информации, степень вариативности и многообразия информационных средств и коммуникативных практик.

Акмеологическая концепция развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий включает акмеологическую модель, систему, алгоритм, механизмы (психологические, педагогические, организационные), технологии, условия и факторы продуктивности указанного процесса. Данная концепция дает целостную картину комплексного решения проблемы интеграции науки и практики в сфере личностного становления подрастающего поколения во взаимодействии с развивающим и педагогическим потенциалом средств массовой информации. Концепция носит обобщающий характер и содержательно представляет собой систему взглядов на предмет исследования (общетеоретические основание процесса развития подрастающего поколения в информационно-коммуникативных взаиомодействиях), акмеологические и педагогические механизмы личностного развития подрастающего поколения, акмеологические и педагогические принципы организации изучаемого процесса (личностный, субъекта деятельности, развития, детерминизма, гуманизма, потенциальности, психосоциальный); систему представлений о путях и методах оптимизации процесса этого развития. Она выражает концептуальную схему теоретико-методологических и прикладных основ и объединяет ряд взаимосвязанных компонент.

Акмеологическая модель развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий:

— интегрирует прогностическую модель, учитывающую особенности информационно-психологического пространства как развивающего и нормативную модель как совокупность необходимых и достаточных условий и влияний для оптимального развития личности, которые могут быть оказаны на подрастающее поколение в условиях данного пространства; она воплощается в реальные (в рамках предлагаемого исследования - экспериментальные) модели, актуализируемые в педагогической практике;

— отражает структуру и структурно-функциональное наполнение информационно-коммуникативных взаимодействий подрастающего поколения, которые предстают как сложная система коммуникаций: внутриличностных («Я-ребенок - ребенок-Другой», «ребенок - взрослый», «ребенок - обобщенный Другой»), внутрипоколенческих («ребенок - другие дети», «ребенок - детская группа», «детская группа - детская группа», «детские группы - подрастающее поколение»), межпоколенческих («ребенок - взрослые», «ребенок - разновозрастная группа», «детская группа - взрослые», «подрастающее поколение - взрослое поколение -

человечество»); акмеологические функции, которые реализуются в информационнокоммуникативных взаимодействиях подрастающего поколения: генетическую,

биологическую, онтологическую, потребностно-целевую, познавательнонормативную, преобразующую (деятельностную), социализирующую, организационную, собственно коммуникативную, цивилизационную; внутренние и внешние детерминанты информационно-коммуникативного взаимодействия подрастающего поколения в информационно-психологическом пространстве, диалектика которых предполагает пересечение информационного пространства как внешней среды и коммуникативной активности подрастающей личности как внутреннего фактора, что находит выражение в межличностной коммуникации; коммуникация со взрослыми и сверстниками, в свою очередь, детерминирует отбор значимой информации, социализацию и индивидуализацию, воспитание и самовоспитание, образование и самообразование в ходе внутрипоколенческого и межпоколенческого взаимодействия, — это оказывает существенное влияние не только на конкретного ребенка, но и значительно определяет функционирование и развитие информационной системы подрастающего поколения, общества в целом;

— рассматривается в качестве концептуальной основы для разработки соответствующих реальных (экспериментальных) моделей, проектов и программ, а также нормативной модели.

Акмеологическая система развития подрастающего поколения в информационно-коммуникативных взаимодействиях разработана в соответствии с акмеологической моделью и воплощена в реальной практике развития подрастающего поколения в информационно-коммуникативных взаимодействиях на основе акмеологического алгоритма, включающего взаимообусловленные этапы - звенья.

Данная система включает следующие содержательные направления: мотивационное, общепсихологическое, педагогическое (специальная организация развивающего информационно-психологического пространства) и реализованная в реальной и нормативной моделях развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий. Обоснованы общие (внутренние и внешние) и специальные (воспитание и самовоспитание; социализация и индивидуализация, опыт человечества в форме материальной и духовной культуры и субкультурное взаимодействие; образование, самообразование, медиаобразование и медиапрактики) акмеологические детерминанты этих взаимодействий.

Акмеологический алгоритм продуктивного развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий отражает формирование спектра информационных каналов, способных удовлетворить многообразие информационных потребностей, интересов и устремлений подрастающего поколения с учетом половозрастных и других психологических особенностей (принцип полноты) и насыщение этих каналов необходимой информационной продукцией, в том числе поведенческими образцами, образами героев, как взрослых, так и сверстников; стимулирование межличностной коммуникации в форме субкультурного взаимоинформирования и межпоколенческого диалога; формирование опыта информационно-коммуникативной деятельности (медиапрактики) как на индивидуальном уровне, так и групповом, способствующего преемственности, селекции и развитию личностных новообразований. Определены: системная схема акмеологической поддержки информационного творчества подрастающего поколения; важнейшие факторы (внутренние и внешние), способствующие успешной реализации данного алгоритма, направленного на формирование соответствующего сегмента информационно-психологического пространства, его развития, осуществляемого в процессе непрерывного медиаобразования в развивающей образовательной информационно-коммуникативной среде; а также причины, затрудняющие

продуктивное развитие подрастающего поколения в информационнокоммуникативных взаимодействиях.

Механизмы продуктивного развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий представлены психологическими (когнитивными, креативными), педагогическими (в т.ч. дидактическими) и организационными. В качестве важнейшего психологического механизма развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий выступает психологический механизм поколенческого и межпоколенческого взаимодействия. В этой связи впервые научно рассмотрены социогенетический и онтологический аспекты системы «подрастающее поколение (ребенок) - информационное пространство - общество», ее поколенческая составляющая. Обосновано, что исторический процесс приобретает форму межпоколенческой коммуникации. Между нынешним и прошлыми поколениями людей существует закономерная связь, которая по своей глубинной сути есть информационная связь. По этнографическим материалам определены модели этих отношений, и, соответственно, информационно-коммуникативного взаимодействия, которые имеют место в ходе всей истории и сохраняются в настоящее время.

Ребенок является участником информационно-коммуникативных процессов с самого рождения, что определяет его формирование и развитие как личности; становление и развитие человека как информационной системы - сложный и длительный процесс в течение первых 15—16-ти лет его жизни. При этом имеет место сложная диалектика внутренней и внешней коммуникации «ребенок - взрослый», психологический механизм поколенческого и межпоколенческого взаимодействия. Уже на индивидуальном уровне «Я» представляет собой ансамбль существ разного возраста, личность находится также в генетической связи с предками в их былом взаимодействии с окружающим, в диалоге с опытом прошлого (архетипы, культура и др.), в активной связи с настоящим (субкультуры, картины мира, мировоззрение), в связи с будущим (смыслы жизни, цели).

На основе эмпирических исследований прогностическая модель информационно-психологического пространства и собственно акмеологическая модель развития подрастающего поколения развернуты в реальные, в т.ч. экспериментальные модели развития подрастающего поколения в информационнокоммуникативных взаимодействиях. Информационно-коммуникативные процессы при этом раскрываются с помощью следующих психологических категорий: саморазвитие, самосознание, самореализация, самоактуализация личности, проективная деятельность и прогнозная функция. Они выражают цикл взаимосвязанных психологических процессов, в основе которых обнаруживается коммуникация, особенно результативная в форме диалога, а также коммуникативная деятельность. Основной категорией, характеризующей акмеологический аспект данных исследований, является информационно-коммуникативное творчество - оно определяет ключевые для акмеологии психологические понятия: развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, сознание, личность, индивидуальность, ответственность и ряд других. Важный вывод при построении реальных и нормативной моделей: информационно-психологическое пространство, открытое для подрастающего поколения, разрешает глубинное противоречие подросткового периода между готовностью к преобразующей социальной деятельности и отсутствием социальных условий для проявления социальной активности - позволяет включить детей и подростков в ответственную информационно-коммуникативную деятельность, и тем самым - в социальное творчество. Это позволяет снизить возрастную границу самореализации и самоактуализации юной личности и подрастающего поколения как обобщенного

субъекта исторического процесса. Средства массовой коммуникации и в целом информационно-психологическое пространство, а также информационнокоммуникативная деятельность оказывают влияние на становление подрастающего человека личности и достижение им личностного акме как поворотных точек саморазвития и самореализации. Развернутые в прикладных исследованиях гипотетические положения, заложенные в прогностической модели информационнопсихологического пространства, раскрывают особенности и закономерности личностно-развивающего влияния указанного пространства как системного свойства осуществляемой человеком в его (пространства) рамках информационнокоммуникативной деятельности, конкретизируют критерии и показатели развития личности.

Психологический механизм поколенческого и межпоколенческого взаимодействия — изначальная социальность подрастающего человека, связана не только с его биологической беспомощностью, но и с потребностью в новых впечатлениях, у истоков онтогенеза мы имеем механизм межпоколенческого взаимодействия, который развертывается в коммуникацию со сверстниками и взрослыми, внутрипоколенческий и межпоколенческий диалог в информационнопсихологическом пространстве общества. Готовность человека к коммуникации, включающей механизмы интеллектуальной и социальной деятельности, к целеполаганию складывается в течение длительного периода детства и отрочества, в среднем к 15-ти — 16-ти годам. Это сложный процесс формирования психологических орудий деятельности, похожий на путь развития человечества, но в ускоренном режиме деятельности — от жестовой, устно-речевой культуры к письменной, книжной, аудиальной (радио, музыка), визуальной (кино, телевидение, видео), компьютерной, мультимедийной культуры. Информационный критерий в поколенческом анализе позволяет выделять молодых людей и поколения как информационные системы в зависимости от психологических орудий информационно-коммуникативной деятельности. В соответствие с этим можно рассматривать поколения книжной, радийной, кино- и телевизионной, компьютерной и мультимедийной культур.

Стремление компенсировать урон от хаотичного информирования подрастающего поколения с помощью целенаправленных программ зачастую малоэффективно, потому что не учитывает значимые для подростков и юношества коммуникативные каналы, их иерархию. Наиболее значимыми для подрастающего поколения являются межличностные каналы, а среди них - диалог в рамках своего поколения и межпоколенческий диалог с референтными взрослыми. Это ставит новые задачи перед обществом. Развитие подрастающего поколения как информационной системы предполагает их возможность полноценно участвовать в информационных процессах. Высшая стадия тесно связана с акмеологическими процессами в самом широком их понимании, вытекающими из роли конкретного человека, в том числе в детском, подростковом и юношеском возрасте, как самоцели, субъекта жизнедеятельности и жизнетворчества, определяющего фактора развития сообществ и общества в целом.

Современная коммуникативная система общества позволяет включить подрастающее поколение в реальные социальные преобразования, обеспечить горизонтальный диалог поколений, но это не происходит автоматически. Информационно-коммуникативные модели и механизмы, исследованные в диссертации, позволяют развивать детский, подростковый и молодежный сегменты информационно-психологического пространства, обеспечить выход на современную стадию информационно-коммуникативного общества. Движущий механизм данного прогрессивного скачка - включение подрастающего поколения в диалоге со старшим

поколением в информационно-психологическое пространство общества посредством разработанной в диссертации акмеологической программы.

Таким образом, в исследовании разработана крупная социально значимая научно-педагогическая проблема развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий на акмеологической основе, отражающей с одной стороны — ее междисциплинарный характер (работа выполнена на стыке психологии развития, акмеологии, педагогики, социальной психологии, педагогической психологии, психологии личности), и содержание, связанное с философией, педагогикой, социологией, этнографией, историей и науками, изучающими информационно-коммуникативные процессы; с другой стороны -фиксирующей двойственный характер изучаемого процесса, определяемый как акмелогическими законами и закономерностями развития человека, умножения его личностного потенциала, так и педагогической организацией указанного процесса, относящейся как к его содержательной, так и формальной сторонам, где последняя представлена развернутой технологией.

Сформулированные научные выводы делают в целом необходимым приведение социальных институтов России в соответствие с закономерностями, механизмами и тенденциями становления информационно-психологического пространства общества и развития в нем подрастающего поколения.

© Цымбаленко С.Б., 2011

Н.А. Корниенко

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ: ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

ЛИЧНОСТИ

N.A. Kornienko

CITIZENSHIP AND PATRIOTISM: BASIS OF SPIRITUALLY -MORAL DEVELOPMENT AND EDUCATION

OF PERSONALITY

Предлагается концепция духовно-нравственного развития и воспитания чувств как основы гражданственности и патриотизма. Концепция базируется на формировании социально зрелой личности посредством актуализации соответствующих ценностных ориентиров и установок.

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, духовно-нравственное развитие личности, воспитание личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.