Научная статья на тему 'Особый статус религий и религиозных объединений в законодательстве зарубежных стран'

Особый статус религий и религиозных объединений в законодательстве зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1629
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Онлашева Ж.О.

В статье представлен анализ государственно-конфессиональных отношений в зарубежных странах. Изучается феномен особого статуса конфессий, формы поддержки таких конфессий. Разработана классификация государств по критериям их отношений с религиозными объединениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особый статус религий и религиозных объединений в законодательстве зарубежных стран»

Ж.О. ОНЛАШЕВА,

кандидат, юридических наук, профессор, эксперт. Комитета по делам религий Министерства юстиции РК

ОСОБЫЙ СТАТУС РЕЛИГИЙ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Показательно, что в ряде светских государств поддерживается одна или несколько конфессий. В Бельгии признаны шесть конфессий, которые финансируются из государственного бюджета. В Италии также определен ряд конфессий, поддерживаемых, в том числе и материально, государством.

Анализ государственно-конфессиональных отношений в зарубежных странах показывает следующее.

Во-первых, во многих странах религия играла и продолжает играть важную роль в жизни общества, влияя через культуру, традиции. Только ряд стран коммунистической направленности не допускают влияния религии на жизнь общества и государства.

Во-вторых, хотя европейские страны не являются религиозными в том смысле, как это понимается в отношении исламских стран, тем не менее, религия также влияет на политическую жизнь государств через деятельность христианских политических партий. Даже при том, что в ряде европейских стран действует принцип отделения церкви от государства, партии, основанные на религиозных христианских ценностях, принимают активное участие в решении важнейших государственных вопросов. Фактически такие страны можно признать клерикальными.

В-третьих, в странах СНГ влияние религии на политику возрастает с каждым годом. Создался механизм придания некоторым религиозным объединениям статуса традиционных конфессий. Фактически все страны СНГ определились в отношении политики в сфере религии и поддерживают те конфессии, которые уже давно действуют на их территории и являются культурообразу-ющими для них.

В-четвертых, каждая страна имеет свою уникальную форму отношений с религиозными объединениями. Факторами, воздействующими на политику государства в этой сфере, являются история развития религиозной ситуации, этнический состав населения, геополитическое положение страны и т.д. В процессе развития государственно-конфессиональных отношений создает-

ся именно то отношение к религии, которое позволяет сохранить стабильность и обеспечить развитие духовности в обществе. Поэтому опасно навязывать одной стране те принципы и методы государственной политики, которые действенны в другой, без учета религиозной ситуации и традиций в обществе.

В-пятых, с учетом вышесказанного можно сделать вывод, что религия является одним из важнейших факторов политической жизни мирового сообщества. Особенно сильно влияние религии на жизнь европейского общества и исламского мира. В Европейских странах существует практика традиционных церквей. В целом практически во всех странах, кроме атеистических, религия формирует культуру и мировосприятие населения, отношение к государству, правам человека и т.д., а если говорить о влиянии религии в мировом масштабе - религия, как правильно писал Тойнби, является одной из двух составляющих цивилизации. Поэтому политика согласия культур и цивилизаций через диалог религий, проводимая Президентом Казахстана Назарбаевым H.A., является единственно верной для мирового сообщества, страны которого характеризуются пестротой и неповторимостью религиозной ситуации.

Таким образом, смысл и необходимость проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий заключается не только в согласии между конфессиями, но и мирном сосуществовании цивилизаций.

Как показывает анализ государственно-конфессиональных отношений в зарубежных странах, в мировой практике многие конфессии получают статус традиционных.

Пути придания конфессии статуса традиционной можно разделить на следующие:

1) законодательное закрепление статуса государственной религии;

2) законодательное закрепление статуса официальной церкви;

3) создание и деятельность политических партий на религиозной основе;

Сравнительное правоведение

Г~6П

4) привлечение одной или нескольких конфессий к участию в государственно значимых процессах и мероприятиях;

5) финансирование деятельности определенных религиозных объединений;

6) разделение объединений на церкви (религиозные объединения) и ассоциации;

7) выделение в законодательстве определенной конфессии;

8) подписание конкордата или других видов соглашений.

Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, которые являются воплощением искренних стремлений исламской нации (уммы). Как сказано в ст.2 Конституции Исламской Республики Иран, «Исламская Республика - это система правления, основанная на вере в:

1. Единого бога, в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле;

2. Божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;

3. Страшный суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу;

4. Божественную справедливость в Создании и установлении законов шариата;

5. Преемственность имамов (имамат) и их опека над обществом, и основополагающая роль этого принципа в продолжение исламской революции;

6. Благородство и высшую ценность человека и свободы и его ответственности перед Богом, что обеспечивает равенство, справедливость и политическую, экономическую, социальную и культурную независимость, а также национальное единство и солидарность путем: а) непрерывного исполнения законов шариата; б) использования передового человеческого знания и опыта и усилия, направленные на их развитие; в) отрицания угнетения других и со стороны других, а также гегемонии в отношении себя и других».

Статья 4 Конституции Ирана гласит: «Все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. Эта статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причем заключение по поводу соответствия

законов исламских нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм»1.

В отличие от религиозных государств, в государствах с официальными церквями идеология не строится на религии, однако официальная религия пользуется большими привилегиями и имеет возможность влиять на политику. В Великобритании монарх является главой Церкви Англии (англиканской). Обе палаты британского Парламента начинают свою работу с молитвы, которую читает священник Церкви Англии.

В Конституции Королевства Дании закреплено, что Евангелическая Лютеранская Церковь является официальной Церковью Дании, и как таковая, пользуется поддержкой государства. Король Дании должен быть членом этой Церкви, что закреплено в Конституции2.

В ряде европейских стран существует практика создания политических партий на религиозной основе. Например, в Нидерландах действуют Христианско-демократический призыв (ХДП) - крупнейшая политическая партия страны, образованная в 1980 в результате объединг-ния трех христианско-демократических партий: Католической народной (основанной в 1945), Антиреволюционной (протестантской, основанной в 1878) и Христианско-исторического союза (реформаторского, основанного в 1908); Христианский союз (ХС) - основан в 2001 в результате объединения Реформистской политической федерации и Реформистского политического союза и Государственная реформистская партия (ГРП) - консервативная партия, опирающаяся на доктрину голландской реформаторской церкви.

В Италии функционируют 4 партии христианского направления. Это «Вперед, Италия» (ВИ), основанная Сильвио Берлускони и входящая в состав Европейской народной партии (европейское объединение христианско-демократических и правых партий); «Христианско-демократичес-кий центр» (ХДЦ), опирающийся на ценности и традиции «либерально-демократического католицизма»; Объединенные христианские демократы (ОХД), отстаивающая реформу социального государства с опорой на семью и «самопомощь» и на основе «христианской социальной доктрины»; Итальянская народная партия, как официальная преемница Христианско-демократической партии, определяющая себя организацией, вдохновленной христианскими идеями, проявляющимися в «религиозных и гражданских ценностях итальянско-

го народа», но открытой для лиц других конфессий.

Конкордаты (соглашения), как правило, подписываются государствами с Римской католической церковью. В Конституции Италии традиционная религия страны закреплена: «Государство и Католическая Церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому сфере» (статья 7). Поскольку существует конкордат только с этой конфессией, в Италии все религии разделены на два разряда: «католическая» (ст. 7), с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии (ст. 8).

В Грузии парламент внес 30 марта 2001 года в Конституцию дополнение, согласно которому между государством Грузия и Автокефальной Православной Апостольской Церковью Грузии установлены конкордатные отношения. Эти отношения регулируются специальным Конституционным соглашением. Соглашение регламентирует отношения Церкви и государства и затрагивает следующие темы: армию, исправительно-трудовые учреждения, медицинские учреждения, образование, социальную деятельность, брак, имущественные отношения и финансирование церкви. Основные положения сформулированы следующим образом: Церковь свои функции выполняет на основе норм канонического права, в рамках настоящего Соглашения и в рамках законодательства Грузии; духовные лица не подлежат призыву в армию; представители духовенства имеют право не давать показания по фактам, которые им доверили как духовным наставникам или которые им стали известны; государство признает брак, зарегистрированный Церковью; государство обеспечивает создание института военных священников в армии; государство обеспечивает создание института капелланов в тюрьмах; учебные программы предмета по православному вероисповеданию и кандидатуры преподавателей утверждает государство по представлению Церкви; государство и Церковь имеют право осуществлять совместные программы социального обеспечения; имущество Церкви освобождено от налога на землю и от налога на имущество; собственность Церкви и другие имущественные права защищены законом; государство не имеет права отчуждать от Церкви ее имущество; Церковь имеет право получать пожертвования, а также доходы от передачи своего имущества в аренду.

Преамбула Закона Республики Армения «О свободе совести и религиозных организациях» закрепляет Армянскую апостольскую церковь как национальную церковь армянского народа: «Руководствуясь Декларацией о независимости Армении, учитывая духовное пробуждение армянского народа, его вековой духовный опыт и традиции, признавая Армянскую апостольскую церковь как национальную церковь армянского народа, важный оплот созидания его духовной жизни и сохранения нации, руководствуясь установленными международными нормами-принципами прав и основных свобод человека и сохраняя приверженность положениям статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, Верховный Совет Республики Армения принимает настоящий Закон о свободе совести и религиозных организациях». Статья 6 Закона Республики Армения «О свободе совести и религиозных организациях» гласит: «На территории Республики Армения действуют: Армянская апостольская церковь (сокращенно — Армянская церковь) с ее традиционными организациями; другие религиозные организации, создаваемые и действующие среди своих верующих членов — согласно собственному имуществу и уставу».

Конституция Литовской Республики гласит: «Государство признает традиционные в Литве церкви и организации, а другие... — в случае, если они имеют опору в обществе и их учение и обряды не противоречат закону и нравственности» (ст.43).

Также своеобразным признанием традиционности религиозных объединений является установление временного ценза для регистрации религиозных объединений.

В чем необходимость создания статуса особых, традиционных конфессий?

Как отмечает Понкин И.В., дифференциация всего массива существующих религиозных объединений по времени создания, численности приверженцев и распространению по территории страны является справедливым шагом и присуща законодательствам многих стран. Законодательное закрепление перечня традиционных религиозных организаций имеет множество прецедентов в различных странах мира. Так, в Англии традиционной религией является англиканская, в Израиле — иудейская, в Боливии и Аргентине — римская апостольская католическая религия. Такое положение сложилось в этих

Сравнительное правоведение

ип

странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль. Впрочем, во всех указанных странах гарантируется свобода вероисповедания и, наряду с государственной, существуют другие конфессии. В ряде стран (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия, Судан, Иордания), населенных в основном мусульманами, законодательное закрепление за исламом статуса государственной религии не требуется в силу того, что конституционно-правовой статус господствующей религии опирается на мощную практику обычного права, глубоко укорененного в психологическом, историческом и этнокультурном типе среднестатистического гражданина этих стран. В законодательстве государств мира — Норвегии, Дании, Аргентины, Великобритании и др. — либо закрепляется статус государственной за определенной религией, либо присутствуют его черты. В других государствах выделены и наделены соответствующим конституционно-правовым статусом традиционные религии.

Нередко в тех странах, где никакая религия не имеет юридического статуса государственной, официальной или хотя бы традиционной (ФРГ, Япония и др.), одна из существующих церквей проявляет стремление создать для себя предпочтительное, преобладающее положение в общегосударственном или региональном масштабе. При этом используется не только многовековая традиция значительной части населения, но и полуофициальная поддержка со стороны властей. Англиканскую церковь в Англии и Пресвитерианскую церковь в Шотландии возглавляет британский монарх, который назначает на высшие церковные должности и оказывает влияние на церковную политику. Зарубежная практика показывает, что одним из приоритетных направлений политики государства в сфере отношений с религиозными объединениями является законодательное закрепление статуса традиционных для данной страны религиозных организаций. Подобная практика позволяет государству опереться на традиционные религиозные организации в сферах культурного воспитания населения, развития национально-культурных традиций, повышения нравственной и, как следствие, правовой культуры, духовно-нравственного и патриотического образования и др.3.

Анализ государственно-конфессиональных отношений в зарубежных странах показывает, что в мировой практике, за исключением социалистических стран, принята практика создания поддерживаемых государством религий и конфессий.

В странах дальнего зарубежья эта практика применяется издревле. И даже сейчас, несмотря на то, что многие из них провозгласили светский характер государства, существует особый статус для определенных конфессий.

Такие страны можно условно разделить на три группы.

В первую группу входят государства с так называемыми официальными церквями. К ним относятся Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Акт о коронации 1688 года гласит, что Монарх должен поклясться, что «протестантская реформированная религия останется официальной по закону». Англиканской церкви как официальной церкви были предоставлены следующие привилегии. Монарх является Главой Англиканской Церкви, Англиканская Церковь имеет право выступать организатором событий национального значения, и она имеет собственные места в Парламенте (24 епископа). Также в эту группу входят Дания, Греция и ряд других стран.

Ко второй группе относятся Испания, Италия и другие, которые заключают соглашения с определенными конфессиями. Причем характер этих соглашений может быть разным. Наибольший круг привилегий дается Римской католической церкви путем заключения конкордата.

К третьей группе государств можно отнести некоторые страны СНГ, такие как Российская Федерация, Грузия, которые законодательным путем, через соглашения поддерживают Православную церковь. В то же время, в отличие от европейских стран, отсутствует финансирование из государственного бюджета и другие привилегии. Отметим, что статусы особых конфессий появились в этих странах относительно недавно, после получения независимости, после долгих десятилетий государственного атеизма, что показывает на востребованность такого статуса в динамично меняющейся религиозной ситуации этих стран.

И. Понкин высказывает мысль о необходимости в России также придерживаться практики выделения особых конфессий4. Однако, на наш взгляд, в условиях россий-

ского законодательства, имеющего светский характер, преамбула закона уже выделила Русскую православную церковь как церковь с особым местом в истории государства.

Таким образом, практика выделения особых конфессий имеется в ряде европейских, азиатских стран, причем в силу не только исторически сложившихся условий, но и новых факторов развития государственно-конфессиональных отношений.

Использованная литература

1. Весна свободы. К годовщине победы исламской революции в Иране. - М., 1994. - С. 125.

2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебное пособие // Под ред. Б.А. Страшуна. - М., 1996. - С. 35.

3. www.religion.ng.ru

4. www.nasledie.ru

Мацалада шет елдердщ мемлекеттг-конфессионалдыц цатынастарыныц талдауы кврсе-тыген. Конфессиялардыц ерекше мэртебесШц феномеш жэне сол конфессияларды цолдау турлерг зерттелт жатыр. Дти бгрлестжтермен царым-цатынасыныц критериялары бойын-ша мемлекеттердщ классификациясы жасалды.

В статье представлен анализ государственно-конфессиональных отношений в зарубежных странах. Изучается феномен особого статуса конфессий, формы поддержки таких конфессий. Разработана классификация государств по критериям их отношений с религиозными объединениями.

The article is devoted to analysis of state-confessional relationships of foreign countries. The author of article studies special status of confessions, and supporting forms of such confessions. There is classification of states by criteria of their relationships with religious organizations.

Институт законодательства Республики Казахстан представляет:

fpA ¡K/IAIIIIIZINI'

S* tLHWljIilTFJ И 1B0

»ЕСПТЫНКН

KASAltT.lH

'ГОШ .........mil ........

Иоффе О.С.

Гражданское законодательство Республики Казахстан. Размышления о праве: Научное издание. - Астана: Институт законодательства Республики Казахстан, 2002. - 72 с.

I

Данный труд представляет собой своеобразное введение к изучению права. Читатель встретится здесь как с достаточно известными и простыми для профессионального юриста, но чрезвычайно важными для начинающего познавать идеи права истинами, так и со сложными постулатами юриспруденции, уяснение которых требует определенной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.