Научная статья на тему 'Особые (специальные) правовые режимы как средство дифференциации правового регулирования предпринимательства'

Особые (специальные) правовые режимы как средство дифференциации правового регулирования предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1037
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нилов Константин Николаевич

Юридическая категория «правовой режим» рассматривается как средство дифференциации правового регулирования предпринимательской деятельности; указывается на использование в законодательстве о предпринимательстве особых (специальных) правовых режимов, отмечаются цели их применения; обращается внимание на проблемы совершенствования специальных правовых режимов предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal category of ‘legal regime’ is considered as a means of differentiating legal regulation of entrepreneurial activities. The author stresses the use of special legal regimes in entrepreneurship legislation and examines the purposes of their application. The article emphasises the problems of improving special legal regimes of entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «Особые (специальные) правовые режимы как средство дифференциации правового регулирования предпринимательства»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 346.5

К. Н. Нилов

ОСОБЫЕ (СПЕЦИАЛЬНЫЕ) ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК СРЕДСТВО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Юридическая категория «правовой режим» рассматривается как средство дифференциации правового регулирования предпринимательской деятельности; указывается на использование в законодательстве о предпринимательстве особых (специальных) правовых режимов, отмечаются цели их применения; обращается внимание на проблемы совершенствования специальных правовых режимов предпринимательства.

The legal category of 'legal regime' is considered as a means of differentiating legal regulation of entrepreneurial activities. The author stresses the use of special legal regimes in entrepreneurship legislation and examines the purposes of their application. The article emphasises the problems of improving special legal regimes of entrepreneurship.

Ключевые слова: правовой режим, специальный правовой режим, особая экономическая зона, дифференциация правового регулирования, Калининградская область.

Key words: legal regime, special legal regime, special economic zone, differentiation of legal regulation, Kaliningrad region.

Комплексный подход, присущий правовому регулированию предпринимательской деятельности, обусловливает необходимость и целесообразность использования в нормотворчестве и юридической науке такой правовой категории, как «правовой режим», который характеризуется определенным сочетанием юридических средств, требуемых для достижения соответствующей цели регулирования. Правовой режим относится к числу тех правовых категорий, которые активно применяются как в юридической науке, так и в нормотворческой деятельности. При этом легальное определение названного понятия в действующем законодательстве отсутствует и нет единства мнений об определении правового режима ни в общетеоретической литературе, ни в отраслевых науках.

В терминологическом плане «режим» определяется как совокупность (система) правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели [1, с. 433; 2, с. 567]. В теории права правовой режим рассмат-

37

© Нилов К. Н., 2015

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 9. С. 37—42.

38

ривается как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств, создающих требуемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права [3, с. 535].

Категория «правовой режим» широко используется в рамках различных институтов предпринимательского права для характеристики совершенно разных явлений и правовых состояний; при этом, как отмечается некоторыми авторами относительно ряда отраслевых юридических наук, «часто неоправданно, без учета предназначения и истинной сущности правового режима в системе правового регулирования» [4, с. 32].

В контексте правового регулирования предпринимательства можно говорить об использовании различных отраслевых правовых режимов. В частности, в сфере государственного регулирования предпринимательства активно применяются различные административно-правовые режимы, регламентирующие соответствующие административные процедуры (регистрационные, лицензионные, разрешительные, обеспечительные и др.) [5, с. 45]. В аспекте характеристики имущественных отношений предпринимателей используют понятия правового режима имущества в целом и отдельных его видов (недвижимости, денег, ценных бумаг и др.). Привычными словосочетаниями стали правовой режим инвестиций, правовой режим капиталов, фондов, резервов, правовой режим информации, правовой режим коммерческой тайны и т. д. В налоговом регулировании предпринимательства предусмотрены общий режим налогообложения и специальные налоговые режимы. Некоторые авторы говорят о правовом режиме применительно к характеристике правового положения субъектов предпринимательства [6, с. 229 — 233], что приводит к смешению названных правовых категорий.

Особую значимость категория «правовой режим» приобретает в де-ятельностном аспекте, когда данный правовой инструментарий используется для целенаправленного регулирования деятельности субъектов. Речь идет о правовом режиме предпринимательской деятельности в общем как целостном явлении и о дифференциации правового регулирования в зависимости от субъектов предпринимательства и сфер осуществляемой ими деятельности.

Исследование правовых режимов в юридической науке ведется как в общетеоретическом аспекте [7; 8], так и применительно к предпринимательскому праву. При этом речь в основном идет об общем режиме предпринимательства [9; 10]. Проблема специальных либо особых правовых режимов, как отмечается в литературе, «сравнительно недавно оказалась в поле зрения юридической науки и как особая разновидность правового режима еще не обрела своей понятийной сущности и специфики» [11, с. 121]. Для их обозначения применяется также термин «исключительные режимы» [12]. В отраслевых юридических науках внимание уделяется преимущественно особым административно-пра-

вовым режимам (прежде всего, предусмотренным законодательством о чрезвычайном положении и о военном положении). Но особые (специальные) правовые режимы не менее актуальны и эффективны как средство правового регулирования и в предпринимательском праве.

Установление правовых режимов осуществления предпринимательства, отличных от общего режима предпринимательской деятельности, является одним из способов дифференциации ее правового регулирования применительно к некоторым категориям субъектов хозяйствования, отдельным отраслям экономики либо определенным территориям. Особый порядок регулирования, состоящий в специфическом сочетании правовых средств, позволяет учесть особенности предпринимательства в указанных случаях и создать условия для активизации предпринимательской деятельности. Речь идет об установлении особых (специальных) режимах предпринимательства либо хозяйствования.

В теории права — в зависимости от того, какие правовые средства до-минируют в правовых режимах, — их подразделяют на стимулирующие либо ограничивающие. Некоторые авторы в качестве самостоятельной категории выделяют поощрительные правовые режимы, направленные на создание «благоприятного климата» [13, с. 40], что представляется важным для правового регулирования предпринимательства.

Следует отметить, что в предпринимательском праве (в отличие от административного права) используются в основном стимулирующие правовые режимы, которые применяются в предпринимательском законодательстве значительно чаще, чем ограничивающие. То есть можно сказать, что в предпринимательском законодательстве преобладают специальные правовые режимы с доминирующим стимулирующим началом (дозволения, рекомендации, поощрения и т. д.), создающие благоприятные условия для удовлетворения интересов субъектов права. Хотя можно найти примеры и особых правовых режимов, устанавливающих ограничения в деятельности субъектов предпринимательства (например, особый режим хозяйственной деятельности в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал) [14].

Для выделения правовых режимов предпринимательства, отличающихся от общего режима предпринимательской деятельности, в одних случаях в российском законодательстве используются конкретные термины, в частности такие, как особый либо специальный правовой режим предпринимательства (осуществления хозяйственной деятельности). Например, особый правовой режим предпринимательской деятельности предусмотрен для особых экономических зон четырех типов

[15], территорий опережающего социально-экономического развития

[16] и Свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе [17]. Применительно к Особой экономической зоне в Калининградской области в законе говорится о специальном правовом режиме хозяйственной деятельности [18].

В других случаях специальные правила ведения предпринимательства для определенных категорий субъектов, предоставление им соот-

39

40

ветствующих льгот и преимуществ применяются без указания на закрепление специальных правовых режимов предпринимательства, но, по существу, является установлением таковых. Например, о закреплении в законодательстве таких правовых режимов можно говорить применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства либо субъектам аграрного предпринимательства.

Одной из существенных характеристик правовых режимов в целом и специальных правовых режимов в частности можно назвать цель, для достижения которой они используются. С. С. Алексеев подчеркивал, что правовой режим — это именно «укрупненный блок», который соединяет в единую рабочую конструкцию определенный комплекс правовых средств сообразно возникающим целям [19, с. 243].

В юридической литературе нет единства позиций по определению общей цели применяемых правовых режимов. Г. С. Беляева полагает, что «единой (комплексной) целью правовых режимов, исходя из их сущности, можно признать оптимальное регулирование общественных отношений, преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения субъектами (правовыми средствами и способами) своих интересов, создание благоприятного режима для правомерных действий и неблагоприятного режима для противоправных» [20, с. 11]. Высказывается мнение, что общая цель правового режима — стабильный порядок в государстве и обществе, достижение которого предполагается посредством обеспечения безопасности [21, с. 95]. Думается, такой подход применим в большей степени к административно-правовым специальным режимам и не всегда подходит для особых (специальных) правовых режимов предпринимательства, особенно когда речь идет о стимулирующих правовых режимах.

Столь широкие формулировки общей цели устанавливаемых правовых режимов объясняются их многообразием и множественностью конкретных целей, ради достижения которых применяются конкретные правовые режимы. И в первую очередь это свойственно для специальных правовых режимов, которые, как справедливо отмечается в литературе, выступают своего рода модификацией общего правового режима, характеризующегося либо особыми льготами и преимуществами, состоящими в дополнительных правах, либо особыми ограничениями, выражающимися в дополнительных запретах или позитивных обязываниях [11].

Говорить об одной общей цели в отношении всех особых (специальных) правовых режимов предпринимательства не приходится. Сформулированные в соответствующих законодательных актах цели звучат по-разному. В качестве таковых провозглашаются:

а) развитие отдельных отраслей экономики, туризма и санаторно-курортной сферы (ОЭЗ различных типов);

б) ускорение социально-экономического развития (Калининградская область);

в) обеспечение устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций (Крым и Севастополь);

г) формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для жизнедеятельности населения (территории опережающего социально-экономического развития).

Несмотря на многообразие формулировок, сходство целей очевидно. Чаще всего применительно к стимулирующим правовым режимам речь идет о привлечении инвестиций, об ускорении социально-экономического развития и активизации предпринимательства. Достижение этих целей возможно с помощью комплекса правовых средств в рамках соответствующих специальных правовых режимов.

Список литературы

1. Словарь иностранных слов. М., 1980.

2. Большой энциклопедический словарь. М., 2000.

3. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права : учебник. М., 2005.

4. Беляева Г. С. Правовой режим: общетеоретические аспекты. Курск, 2012.

5. Мельгунов В. Д. Административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности. М., 2008.

6. Киблицкая О. С. Особенности правового режима крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта предпринимательства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 10. С. 229 — 233.

7. Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Известия вузов. Правоведение. 1996. № 4. С. 16 — 29.

8. Правовые режимы: общетеоретический и отраслевые аспекты / под ред. А. В. Малько, И. С. Барзиловой. М., 2012.

9. Попондопуло В. Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб., 1994.

10. Тотьев К. Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. М., 2003.

11. Малько А. В., Лиманская А. П. Специальный правовой режим как особое средство правового регулирования // Вестник Саратовской юридической академии. 2013. № 6. С. 120—124.

12. Афзалетдинова Г. Х. Проблемы использования исключительных правовых режимов в отраслях российского права // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 5.

13. Шабаева О. А. Поощрительные правовые режимы: теоретический аспект // Сибирский юридический вестник. 2013. № 1. С. 35—41.

14. Об охране озера Байкал: федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ // Собрание законодательства РФ (далее — СЗ РФ). 1999. № 18. С. 2220.

15. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ // СЗ РФ. 2005. № 52, ч. 3. Ст. 5743.

16. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2014 г. №473-ФЗ // СЗ РФ. 2015. № 1, ч. 1. Ст. 26.

17. О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территории республики Крым и города федерального значения Севастополя : федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ // СЗ РФ. 2014. №48. Ст. 6658.

18. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ : федеральный закон от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 280.

41

42

19. Алексеев С. С. Теория права. 2-е изд. М., 1995.

20. Беляева Г. С. К вопросу о сущности правового режима // Государственный советник. 2014. № 3. С. 22 — 25.

21. Майдыков А. Ф., Мелехин А. В. Проблемы формирования законодательства об особых правовых режимах в Российской Федерации // Журнал российского права. 2005. № 10. С. 95—107.

Об авторе

Константин Николаевич Нилов — канд. юр. наук, доц., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: KNilov@kantiana.ru

About the author

Dr Konstantin Nilov, Ass. Prof., Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

E-mail: KNilov@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.